Урок "Воды Мирового океана" 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Шевцова Ираида Николаевна

Урок проводится с использованием игровой технологии и технологии проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_vody_mirovogo_okeana.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Воды Мирового океана»

7 класс

Цели и задачи урока:

-Формировать представления о Мировом океане;

-вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана;

-изучить распределения температур, солености по поверхности океана.

Оборудование:

Физическая карта мира, карты атласа.

Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский

Технологии: проблемного обучения, игровая, групповая.

Тип урока: формирования умений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

В начале урока предлагаю сравнить площадь суши и океана на диаграммах в учебнике рис.22. с.46.

Учитель. Площадь суши значительно меньше, чем океана.

- Откуда же взялась такая огромная масса воды?

О гипотезах происхождения вод Мирового океана учащиеся читают в учебнике и заполняют схему:

Происхождение воды

космическое

земное

Учитель записывает на доске пункты изучения нового материала вспомни, узнай, умей.

  1. Вспомни
  1. Что такое соленость?
  2.  От чего зависит соленость морской воды?
  3. Какое море имеет наибольшую соленость?
  4. От чего зависит изменение температуры поверхности воды в океане?
  5. При какой температуре вода в океанах замерзает?
  6. Как соленость влияет на температуру замерзания?

Проведение игры-минутки  «Морская буря в склянке»

Подготовка к игре.

В классе освобождаются три первые парты. На каждую из них необходимо поставить стеклянную банку, содержащую литр водопроводной воды, блюдечко с поваренной солью и мерный стаканчик.

Ход игры

Учитель вызывает к доске трех добровольцев, готовых попытаться стать волшебниками. Учащимся предстоит совершить «чудо» - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.

        В первом случае необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, во втором случае – в воду Красного моря, а в третьем случае – в океаническую воду. Учитель обращает внимание учащихся на предметы, расположенные на партах.

        Правильные действия учащихся вовремя игры должны состоять в том, чтобы отмерить мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае 11 г, во втором случае – 42 г. и в третьем случае – 35 г соли.

         В случае успешного выполнения задания учащимся необходимо объяснить свои действия.

        Затем учитель дает следующее задание: превратить уже полученную «воду Балтийского моря» в «воду Мирового океана», «воду Мирового океана» в воду «Красного моря». Разумеется, речь идет о добавлении в банку с «водой Балтийского моря» недостающих 24 г соли, а в банку с «водой Мирового океана» - недостающих 7 г соли.

В конце можно задать ребятам дополнительный вопрос: что еще нужно добавить в банку, чтобы вода в ней не отличалась от морской?

        Узнай

Учитель. А теперь перейдем ко второму пункту – «узнай».

Для дальнейшей работы класс делится на группы/

Задание для первой группы.

  1. По картам атласа выяснить распределение температуры поверхностных вод. Сделать вывод.

90º с.ш. (ответ -1,7ºС)

60º с.ш (ответ +4,8ºС)

30º с.ш (ответ +21ºС)

0º с.ш (ответ +27ºС)

Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты

2. В каких широтах образуется лед? Каким он бывает по продолжительности существования. По динамичности?

Задание для второй группы.

Построить график изменения температуры с глубиной (в умеренных широтах). Сделать вывод.

0 м - +16ºС

200 м - +15,5ºС

1000 м - +3,8ºС

5000 м - +2,8ºС.

Задание для третьей группы.

1. По картам атласа выяснить изменение солености с широтой и по океанам. Сделать вывод.

Экватор (ответ - 34‰)                                            

Тропики (ответ – 35,8‰)

Умеренные (ответ - 33‰)

Вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах из-за большой испаряемости и малого поступления пресной воды.

Тихий океана (ответ – 34,8‰)

Атлантический океан (ответ 35,5‰)

Индийский океан (ответ – 34,8‰)

Северный Ледовитый океан (ответ - 32‰).

Вывод: самый соленый Атлантический океан.

Отчет групп о проделанной работе.

Интересный факт.

При переходе кораблей из воды малой плотности в воду высокой плотности их осадка меняется. Некоторые танкеры могут при этом изменить свою осадку на 0,4 м.

III. Практическая работа «Сравнение температуры, солености и прозрачности водных масс»

О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику с. 49. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:

- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных). По аналогии учащиеся формулируют определение водной массы. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются.

Сравнение водных масс.

Типы водных масс

Температура

Соленость

Прозрачность

Экваториальные

Высокая

Низкая

Высокая

Тропические

Высокая

Высокая

Высокая

Умеренные

Меняется по сезонам

Низкая

Низкая

Арктические

Низкая

Средняя

Средняя

Интересный факт.

Максимальная прозрачность вод океана обнаружена в Саргассовом море. Она равна 66м. В некоторых оживленных портах и в устьях рек она не превышает 1 м.

Свидетельство первого человека, спустившегося в 1930 году в батискафе в морские глубины – Уильяма Биба. «Глубина 6 м: лучи света похожи на лучи, проникающие сквозь окна церкви. Глубина 78 м.: цвет быстро становится голубовато-зеленым. Глубина 183 м: вода – голубая синева. Глубина 189 м.: вода – темная, сочная синева. Глубина 290 м.: вода имеет черно-синий, мутный цвет. Глубина 610 м.: полная, черная как смоль темнота…»

IV. Подведение итогов урока.

Назовите причины, влияющие на соленость и температуру воды.

V. Домашнее задание.

§ 9. Подготовить презентации о жизни морских обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока-дебаты по всеобщей истории "Холодная война могла перерасти в третью мировую" 9 класс

                           Дебаты как форма урока требуют достаточно длительной  подготовки. Данный урок  предста...

Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)

Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...

6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.

Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется  для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут

Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...

Мировой океан. ? класс

Характеристика океанов, География материков и океанов. 7 класс...