Урок "Воды Мирового океана" 7 класс
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Урок проводится с использованием игровой технологии и технологии проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka_vody_mirovogo_okeana.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Воды Мирового океана»
7 класс
Цели и задачи урока:
-Формировать представления о Мировом океане;
-вспомнить важнейшие свойства вод Мирового океана;
-изучить распределения температур, солености по поверхности океана.
Оборудование:
Физическая карта мира, карты атласа.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский
Технологии: проблемного обучения, игровая, групповая.
Тип урока: формирования умений.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
В начале урока предлагаю сравнить площадь суши и океана на диаграммах в учебнике рис.22. с.46.
Учитель. Площадь суши значительно меньше, чем океана.
- Откуда же взялась такая огромная масса воды?
О гипотезах происхождения вод Мирового океана учащиеся читают в учебнике и заполняют схему:
Происхождение воды
космическое
земное
Учитель записывает на доске пункты изучения нового материала вспомни, узнай, умей.
- Вспомни
- Что такое соленость?
- От чего зависит соленость морской воды?
- Какое море имеет наибольшую соленость?
- От чего зависит изменение температуры поверхности воды в океане?
- При какой температуре вода в океанах замерзает?
- Как соленость влияет на температуру замерзания?
Проведение игры-минутки «Морская буря в склянке»
Подготовка к игре.
В классе освобождаются три первые парты. На каждую из них необходимо поставить стеклянную банку, содержащую литр водопроводной воды, блюдечко с поваренной солью и мерный стаканчик.
Ход игры
Учитель вызывает к доске трех добровольцев, готовых попытаться стать волшебниками. Учащимся предстоит совершить «чудо» - превратить литр воды в банке из водопроводной в морскую.
В первом случае необходимо превратить водопроводную воду в воду Балтийского моря, во втором случае – в воду Красного моря, а в третьем случае – в океаническую воду. Учитель обращает внимание учащихся на предметы, расположенные на партах.
Правильные действия учащихся вовремя игры должны состоять в том, чтобы отмерить мерным стаканчиком и насыпать в банку с водопроводной водой в первом случае 11 г, во втором случае – 42 г. и в третьем случае – 35 г соли.
В случае успешного выполнения задания учащимся необходимо объяснить свои действия.
Затем учитель дает следующее задание: превратить уже полученную «воду Балтийского моря» в «воду Мирового океана», «воду Мирового океана» в воду «Красного моря». Разумеется, речь идет о добавлении в банку с «водой Балтийского моря» недостающих 24 г соли, а в банку с «водой Мирового океана» - недостающих 7 г соли.
В конце можно задать ребятам дополнительный вопрос: что еще нужно добавить в банку, чтобы вода в ней не отличалась от морской?
Узнай
Учитель. А теперь перейдем ко второму пункту – «узнай».
Для дальнейшей работы класс делится на группы/
Задание для первой группы.
- По картам атласа выяснить распределение температуры поверхностных вод. Сделать вывод.
90º с.ш. (ответ -1,7ºС) 60º с.ш (ответ +4,8ºС) 30º с.ш (ответ +21ºС) 0º с.ш (ответ +27ºС) | Вывод: температура поверхностных вод зависит от географической широты |
2. В каких широтах образуется лед? Каким он бывает по продолжительности существования. По динамичности?
Задание для второй группы.
Построить график изменения температуры с глубиной (в умеренных широтах). Сделать вывод.
0 м - +16ºС
200 м - +15,5ºС
1000 м - +3,8ºС
5000 м - +2,8ºС.
Задание для третьей группы.
1. По картам атласа выяснить изменение солености с широтой и по океанам. Сделать вывод.
Экватор (ответ - 34‰)
Тропики (ответ – 35,8‰)
Умеренные (ответ - 33‰)
Вывод: самая высокая соленость океанической воды в тропических широтах из-за большой испаряемости и малого поступления пресной воды.
Тихий океана (ответ – 34,8‰)
Атлантический океан (ответ 35,5‰)
Индийский океан (ответ – 34,8‰)
Северный Ледовитый океан (ответ - 32‰).
Вывод: самый соленый Атлантический океан.
Отчет групп о проделанной работе.
Интересный факт.
При переходе кораблей из воды малой плотности в воду высокой плотности их осадка меняется. Некоторые танкеры могут при этом изменить свою осадку на 0,4 м.
III. Практическая работа «Сравнение температуры, солености и прозрачности водных масс»
О том, что такое водные массы ученики читают по учебнику с. 49. Сильные ученики могут вывести определение этого термина сами, им можно сделать подсказку:
- О каких массах мы уже говорили? (О воздушных). По аналогии учащиеся формулируют определение водной массы. После того как сильные ученики сформулировали определение, а остальные учащиеся переписали из учебника, все варианты сверяются.
Сравнение водных масс.
Типы водных масс | Температура | Соленость | Прозрачность |
Экваториальные | Высокая | Низкая | Высокая |
Тропические | Высокая | Высокая | Высокая |
Умеренные | Меняется по сезонам | Низкая | Низкая |
Арктические | Низкая | Средняя | Средняя |
Интересный факт.
Максимальная прозрачность вод океана обнаружена в Саргассовом море. Она равна 66м. В некоторых оживленных портах и в устьях рек она не превышает 1 м.
Свидетельство первого человека, спустившегося в 1930 году в батискафе в морские глубины – Уильяма Биба. «Глубина 6 м: лучи света похожи на лучи, проникающие сквозь окна церкви. Глубина 78 м.: цвет быстро становится голубовато-зеленым. Глубина 183 м: вода – голубая синева. Глубина 189 м.: вода – темная, сочная синева. Глубина 290 м.: вода имеет черно-синий, мутный цвет. Глубина 610 м.: полная, черная как смоль темнота…»
IV. Подведение итогов урока.
Назовите причины, влияющие на соленость и температуру воды.
V. Домашнее задание.
§ 9. Подготовить презентации о жизни морских обитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока-дебаты по всеобщей истории "Холодная война могла перерасти в третью мировую" 9 класс
Дебаты как форма урока требуют достаточно длительной подготовки. Данный урок предста...
Мировое хозяйство. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. 10 класс (презентация)
Материалы к уроку содержат основные понятия и вопросы темы, а также практические и проблемные задания....
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс 2013-2014 учебный год, составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ М...
6 класс. Мировой круговорот воды в природе. Части Мирового океана.
Урок по теме " МКВ. Части Мирового океана." К конспекту урока прилагается лист-опросник, который используется для закрепления материала изученного на уроке и для подготовки домашнего задания. В ...
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе пограмме Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты. Можно использовать как раздаточный материал при отсут
Материалы по мировой художественной культуре в 9 классе по программе Г.Даниловой содержат тексты по темам учебника Г.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 кл., иллюстрации, проверочные тесты...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы мировых религиозных культур и светской этики» Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль Основы мировых религиозных культур. 4 класс...
Мировой океан. ? класс
Характеристика океанов, География материков и океанов. 7 класс...