Анализ работы МО за 2010-2011 год
методическая разработка по географии на тему
работа методического объединения учителей географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_mo_2010-2011.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы
районного методического объединения учителей географии
за 2010 - 2011 учебный год
Районное методическое объединение учителей географии осуществляло свою работу в условиях обновления содержания географического образования, модернизации образования, главной целью которого является достижение нового качества общеобразовательной подготовки, исходя из основных задач, определенных приказами, рекомендациями.
В условиях обновления образования возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого ее освоения и применения достижений науки и передового педагогического опыта. В связи с этим изменяются и функции методического сопровождения, обеспечивающего деятельность учителя.
Успешность профессиональной деятельности педагога обуславливается сформированностью у них профессиональных методических умений. Этот процесс протекает эффективнее при активном участии педагогов в профессиональных объединениях.
Работа районного методического объединения учителей географии была направлена на реализацию единой методической темы района : «Использование современных образовательных технологий или их элементов в учебном процессе с целью активизации познавательной деятельности учащихся и повышения качества образования», на использование продуктивных форм и методов организации учебного занятия, знакомство с опытом работы коллег по внедрению современных педагогических технологий.
Учителя работали над методической проблемой «Создание условий для повышения профессиональной компетентности учителей географии в условиях обновления содержания образования».
В связи с этим в 2010–2011 учебном году решались следующие задачи:
1. Повышение качества знаний учащихся, формирование географической культуры и географического мышления через использование современных образовательных технологий на уроках географии.
2. Совершенствование педагогического мастерства учителей географии через обобщение и внедрение передового опыта обучения, более широкого использования современных образовательных технологий или элементов в образовательном процессе.
3. Выявление и распространение опыта творчески работающих учителей.
Учителя района работали над формированием у учащихся ключевых компетенций, то есть готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.
Обучение проводилось по учебно-методическим комплектам под редакцией Т.П. Герасимовой, Н.П.Неклюковой (география 6 кл.), под редакцией Коринской В.А. (география 7 кл.), под редакцией Бариновой (география 8 кл.), под редакцией Алексеева; Рома, Дронова (география 9 кл.), под редакцией В.П. Максаковского (география, 10) в соответствии с Базисным учебным планом и государственным стандартом.
Анализ условий,
обеспечивающих развитие профессиональной компетентности педагогов
Анализ кадрового состава учителей географии. Известно, что содержание методической работы районного методического объединения во многом определяется особенностями образовательной ситуации, в которой разворачивается профессиональная деятельность педагогов по уровням их квалификации.
Преподавание географии в общеобразовательных учреждениях района осуществляли 27 педагогов, 22 из них имеют высшее образование, что составляет 81,5%, 5 человек (18,5%) – среднее специальное, 7 учителей (25,9%) являются специалистами в области географии.
Число педагогов по уровню образования
В школах района 5 учителей географии имеют педагогический стаж работы до 10 лет (18,5%), 9 педагогов – до 20 лет (33,3%); 5 – свыше 20 лет (18,5%); 7 учителей - свыше 30 лет (25,9%).
Кадровый состав учителей географии в 2010-2011 учебном году
Данные, представленные на диаграмме, свидетельствуют о том, что наибольшее количество педагогов имеют большой стаж работы, а это свидетельствует о достаточно высоком профессиональном уровне учителей географии.
Повышение квалификации. На развитие профессиональной компетентности было направлено повышение квалификации учителей географии через систему повышения квалификации и организацию методической работы в межкурсовой период.
В 2010-2011 учебном году 1 учитель географии прошёл курсовую переподготовку, что составило 3,7% от общего количества педагогов.
По результатам прохождения курсовой переподготовки за 5 лет можно сказать, что наблюдается снижение в прохождении курсов учителями географии.
Деятельность районного методического объединения учителей географии строилась на основе диагностики и имела практическую направленность.
Основными формами проведения заседаний были семинары, семинары-практикумы.
Практическая часть представляла собой открытые уроки с последующим самоанализом, изучение нормативных и методических рекомендаций.
В прошлом учебном году в рамках заседаний районного методического объединения учителей географии были организованы и проведены открытые уроки географии в 7 классе Шацкой СОШ по теме «Внутренние воды Южной Америки» (учитель Киселёв Н.А.); посещение Желанновского краеведческого музея (учитель Пузакова В.Е., Пузаков П.Е.).
Проведение открытых уроков показало, что учителя владеют методикой преподавания предметов на достаточно высоком уровне, обладают профессиональной компетентностью. Уроки отличались высокой плотностью, доступностью изложения материала, эффективностью методов и приёмов работы, целесообразностью распределения времени, логической последовательностью и взаимосвязью этапов, которые способствовали подготовке к итоговой аттестации в новой форме и в форме ЕГЭ.
Участникам заседаний РМО были представлены презентации опыта работы по использованию технологии интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии (учитель Ликучёва В.Е., Чернослободская оош), по проведению практических работ по географии (учитель Ликучёва В.Е., Чернослободская оош).
Подготовлены выступления:
▪ Проектная деятельность на уроках географии (учитель Плаксина Г.В., Шацкая СОШ);
▪ Современный урок географии (учитель Ликучёва В.Е., Чернослободская оош);
▪ Мониторинг качества знаний на уроках географии (учитель Ликучёва В.Е., Чернослободская оош);
▪ Здоровьесберегающие технологии на уроках географии (учитель Шанаева В.В., Казачинская СОШ);
▪ Методика составления и проведения тестов по географии (учитель Ликучёва В.Е., Чернослободская оош).
Отличительной особенностью выступлений была их практическая направленность. Учителя на заседаниях могли познакомиться с опытом работы своих коллег и затем использовать его в своей практике.
Анализируя работу учителей методического объединения в истекшем году, можно отметить, что большинство из них работают творчески, имеют достаточно высокую профессиональную подготовку, знают задачи, поставленные перед современной школой. Главное в их работе - поиск новых технологий, которые влияют на развитие интеллектуальных умений учащихся.
Однако, наряду с этим, следует отметить недостаточную работу районного методического объединения по вопросу организации включения учителей географии в процесс овладения современными информационно-коммуникативными технологиями. Здесь педагогам необходимо преодолеть барьер, который держит многих на значительном расстоянии от электронных средств обучения. Задача методической службы - помочь учителям овладеть техникой получения информации и на этой основе переходить к методической помощи по широкому использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Самообразование. Работа по самообразованию – одно из важнейших направлений педагога по повышению своего профессионального мастерства. Целью самообразования педагога является расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Проводимый в рамках изучения состояния преподавания географии в общеобразовательных учреждениях выборочный анализ планов самообразования педагогов позволил сделать следующие выводы: большинство учителей системно занимаются самообразованием в межкурсовой период, хотя есть и такие педагоги, которые подходят к этому эпизодически или практически не занимаются самообразованием.
Таким образом, самообразование педагогов остаётся проблемой. В работу школьных методических объединений необходимо включать презентации или публичные защиты тем по самообразованию во время творческих отчётов или аттестации педагогов.
Решению обозначенной проблемы также будет способствовать включение вопросов овладения педагогами навыком самодиагностики, позволяющим самостоятельно анализировать и вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, и организации работы по теме самообразования, с тем, чтобы педагоги имели возможность познакомиться с индивидуальными наработками своих коллег по теме самообразования.
Аттестация педагогов. Реальным фактором, стимулирующим творческий потенциал и возможность повышения уровня оплаты труда педагогов, стала аттестация.
На начало 2010-2011 учебного года 1 учитель географии имел высшую квалификационную категорию (3,7%), 15 педагогов имели первую квалификационную категорию (55,6%), вторую – 11 (40,7%).
Квалификационный состав учителей географии
В 2010-2011 учебном году на первую квалификационную категорию был аттестован 1 учитель географии. Им в качестве выбранной формы был определён творческий отчёт, в рамках которого педагог готовил опыт работы по теме самообразования, выступая с презентацией на заседании методического объединения, давал открытый урок с последующим самоанализом.
В настоящее время проблемой остается то, что не так много учителей подают заявления на повышение своей категории. Эта тенденция связана с некоторым усилением предъявляемых требований к аттестующимся учителям, а также с тем, что большинство учителей прошли аттестацию в предыдущие годы.
В систему работы методического объединения вошло изучение нормативно – правовых документов по организации географического образования, новинок методической литературы (методическое письмо, государственный стандарт, новые учебно-методические комплексы по предмету).
Олимпиады. Среди основных направлений в работе районного методического объединения особое место занимает «способный, одарённый» ребёнок.
Значимым условием успешного развития одарённых детей является максимальная индивидуализация их учебной деятельности.
С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к учебным дисциплинам в районе традиционно проводятся предметные олимпиады.
Олимпиадные задания по географии в 2010-2011 учебном году были рассчитаны на знания учащимися основ географии материков и океанов, знаний в области исторической географии, географии культуры, краеведения, картографии.
В 2010-2011 учебном году в районной олимпиаде по географии принимали участие учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений района. По итогам олимпиады победителем является Плаксин Олег, ученик 10 б класса Шацкой СОШ (учитель Киселев Н.А.).
Несмотря на некоторые положительные результаты, анализируя результаты предметных олимпиад, необходимо отметить невысокую активность участия общеобразовательных учреждений в районных олимпиадах, а также низкий уровень подготовки учащихся.
Из приведенных данных следует, что районному методическому объединению необходимо направить деятельность учителей на поиск новых форм и методов целенаправленной работы с одаренными детьми, своевременное выявление и оказание поддержки обучающимся, проявляющим повышенный интерес к изучению предмета.
Вывод: Надо отметить высокую посещаемость учителей РМО. Педагоги активно обменивались опытом работы проведения уроков, практических работ, внеклассных мероприятий. Но ещё остаётся проблема обеспечения учебно-наглядными пособиями кабинетов географии школ района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
анализ работы ШМО учителей гуманитарного цикла на 2010-2011 уч.г.
.В анализе работы оценивается деятельность ШМО по основным показателям, даются рекомендации на следующий уч.год....
Анализ воспитательной работы школы за 2009-2010 год. Планы работы на 2010, 2011 годы
Анализ воспитательной работы школы проводится по всем направлениям....
Отчёт о проделанной работе библиотеки в 2010-2011
Отчёт о работе школьной библиотеки в 2010-2011...
Отчёт о работе МО за 2010-2011 учебный год
Данный отчёт пишется руководителем методического обединения школы в конце учебного года. Этот отчёт может быть образцом для начинающих педагогов.Желаю успехов!...
План работы социального педагога 2010-2011 учебный год
план работы социального педагога на учебный год...
Качественный анализ педагогических кадров МБ ОУ Пеля-Хованской СОШ за 2010-2011, 2011-2012, 2012-2013 учебные годы
Возможно данная информация вам поможет для составления справок по состоянию педагогических кадров в школе....
Анализ работы школы за 2010-2011 уч. год
Аналитический педсовет...