рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс) по теме

Рабочая программа по географии для курса 6 класса учитывает требования Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений(автор А.И.Алексеев и др.)

Программа рассчитана на Федеральный базисный учебный план, предусматривающий объем изучения начального курса географии 35 часов в 6 классе(1 час в неделю)

Составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:составлена на основании  следующих нормативно-правовых документов:

        Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

        Учебного плана МОУ « СОШ № 3» на 2011-2012 учебный год.

         Примерной программы основного  общего образования по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл municipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx37.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Рассмотрено педагогическим советом

МОУ «СОШ№3»

Протокол №1 от 29.08.2011

Согласовано

Заместитель руководителя

По УВР МОУ «СОШ№3»

Широкоштанова Л.Е._______

«____»______2011г.

Утверждено

Директор МОУ «СОШ№3»

Лабуренко Т.М.________

Приказ №_____от

«_____»08______2011

Рабочая программа

По географии для 6 класса

(базовый уровень)

Учитель Хабарова Надежда Васильевна

Квалификационная категория: первая

2011-2012 учебный год

Паспорт

Рабочей программы учебного курса географии

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: программа учебного курса географии

Назначение программы:

- для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

- для педагогических работников МОУ «СОШ№3» программа определяет приоритеты в содержании базового образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

- для администрации МОУ «СОШ№3» программа является основанием для определения качества реализации общего базового образования.

Категория обучающихся: учащиеся 6 классов МОУ «СОШ№3»

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени:35 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий:1 час в неделю

Форма контроля: текущий контроль(индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тест)

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для курса 6 класса учитывает требования Государственного стандарта. За основу взята авторская программа для общеобразовательных учреждений(автор А.И.Алексеев и др.)Программа рассчитана на Федеральный базисный учебный план, предусматривающий объем изучения начального курса географии 35 часов в 6 классе(1 час в неделю)

Целью данной программы является обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников.

Планируемый результат обучения - овладение школьниками системой физико-географических, картографических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных,коммуникативных,географических компетенций.

Курс является пропедевтическим по отношению к курсам «Страны и континенты»(7 класс), Россия(8-9Класс), учебников линии «Полярная звезда».Конструирование курсов основано на взаимодействии научного,гуманистического,культурологического,личностнодеятельностного,историко-проблемного,интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих .Базовым для содержания основной части курса является покомпонентный подход к изучению природы Земли, направленный на формирование у учащихся целостных знаний о каждом из компонентов природной среды и их влиянии на человека. Каждый из изучаемых природных компонентов взаимосвязан со всеми остальными, поэтому результатирующая часть курса -изучение географической оболочки, в состав которой входят все компоненты природной среды, а также человек.

Программой предусмотрено проведение 10 практических работ, из 7 – оценочные

Оценочные практические работы:

1.Организация и обучение приемам учебной деятельности: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями

2.топографический диктант

3.Ориентирование на местности

4.Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними

5.Обучение определению направлений по карте: определение географических координат по глобусу и по карте (в том числе и своей местности)

6.обозначение на контурной карте названных объектов рельефа

7.определение по карте географического положения объектов:морей,океанов,заливов,полуостровов,рек,озер,водохранилищ

Предлагаемые практические работы нацелены на формирование у учащихся первоначальных навыков работы с картой-основным источником географической информации, а также рисунками и профилями. При работе с картой основное внимание уделяется первому этапу в работе с картографическим материалом-знакомству с основным содержанием карты, выявлению основных картографических явлений и объектов и использование карты для решения простейших картографических задач-определения местоположения объекта и составления несложной географической характеристики. Практические работы являются частью урока.

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Рабочая программа рассчитана на применение следующего УМК:

1.География.Природа и люди. Учебник для 6 классов общеобразовательных учреждений/под редакцией А.И.Алексеева-М.Просвещение,2010-2011

2.Географический атлас,6 класс

3.Николина В.В.География 6 класс. Методические рекомендации. Пособие для учителя-М.Просвещение,2008

4 Николина В.В..Тренажер по географии(рабочая тетрадь),М.Просвещение,201

Литература для учащихся:

1.Астапенко П.Д.Вопросы о погоде СПб.Гидрометеоцентр,1997

2.Ж.Верн Открытие Земли(История Великих географических открытий)М,1993

3.Куприн А.Н.Занимательно об ориентирование М.Просвещение,20001

4.Пивоварова Г.П. По станицам занимательной географии М.Просвещение,1993

5.Томилин А.Как люди изучали свою землю СПб. Детская литература,1983

Интернетресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Природа и люди» ученик должен:

Знать/понимать:

- значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей, результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий, основные источники географической информации, методы изучения Земли, географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца, различия между планом местности,картой,глобусом,современные способы создания карт, как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,состав,строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,изменения,происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека, географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:- показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте мира, карте Океанов, глобусу географические объекты, обозначать и надписывать их на контурной карте, давать описания существенных признаков географических объектов и явлений, находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета, приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших по площади и населению стран, крупнейших рас и народов мира, крупнейших географических объектов на Земле,вРоссии,в своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов, составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи, описание образа природынъ объектов, описание природных объектов по типовому плану, описание природных явлений и процессов по картам,наблюдениям,статистическим показателям, определять на местности,плане,на карте расстояния,направления,высоты,географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, представлять результаты измерений в разной форме, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ошущений,решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Оценивать:Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное значение природы

Критерии оценки знаний учащихся:

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков. но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

К-во

часов

Формы контроля

Дата проведения

6 а,б,в,г,д

Дата

Проведения

(факт)

Введение 1 час

1.

Что такое география

1

07.09.2011

На какой Земле мы живем 2 часа

2

Как люди открывали Землю

1

Фронтальный опрос

14.09.2011

3

География сегодня

1

Индивидуальный опрос

21.09.2011

Планета Земля 2 часа

4.

Мы во вселенной

1

Фронтальный опрос

28.09.2011

5

Солнечный свет на Земле

1

Индивидуальный опрос

05.10.2011

План и карта 5 часов

6.

Ориентирование на местности

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

12.10.2011

7.

Земная поверхность на плане и карте

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

19.10.2011

8.

Географическая карта

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

26.10.2011

9.

Градусная сеть

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

09.11

10

Географические координаты

1

тестирование

16.11

Человек на Земле 2 часа

11

Как люди заселяли Землю

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

23/11

12

Расы и народы

1

тестирование

30.11

Литосфера - твердая оболочка Земли 5 часов

13

Земная кора-основная часть литосферы

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

07.12

14

Горные породы, минералы и п.и.

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

14.12

15

Движения земной коры

1

Индивидуальный опрос

21.12

16

Рельеф Земли. Горы

1

Индивидуальный опрос

27/12

17.

Рельеф Земли. Равнины

1

Индивидуальный опрос

11/01

Гидросфера – водная оболочка Земли 5 часов

18

Строение и состав гидросферы

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

18/01

19

Мировой Океан

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

25/01

20.

Воды Океана

1

Индивидуальный опрос

01.02

21

Реки-артерии Земли

1

Индивидуальный опрос

08.02

22

Озера, подземные воды, ледники

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

15/02

Атмосфера – воздушная оболочка Земли 5 часов

23

Состав и строение атмосферы

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

22/02

24

Тепло в атмосфере

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

29/02

25

Давление и ветер

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

07/03

26

Влага в атмосфере

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

14.03

27

Погода и климат

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

21.03

Биосфера – оболочка жизни 2 часа

28

Биосфера - земная оболочка

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

04.04

29

Биосфера-сфера жизни

1

тестирование

11.04

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс 5 часов

30

Географическая оболочка Земли

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

18.04

31

Природные зоны Земли

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

25.04

32

Культурные ландшафты

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

02/05

33

Географическая оболочка

1

Индивидуальный и фронтальный опрос

16/05

34

Итоговый урок

1

тестирование

30.05

Резерв

1

Содержание программы

Тема 1.На какой Земле мы живем(3 часа)

Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей -ученые стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия Х.Колумба,Ф.Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы. Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Практикум:

Анализ источников географической информации. Составление схемы2Источники географической информации в нашей жизни»

Тема 2.Земля как планета.(2 часа)

Земля-одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце – источник тепла и жизни на Земле. Земля – обитаемая планета. Материк и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс, Южный полюс. Экватор ,тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.

Практикум:

Подготовка сообщений «Земля во вселенной» Обозначение на к/к материков и океанов Земли. Составление схемы «Тепловые пояса Земли»

Тема 3.План и карта (5 часов)

Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности.

Глобус-модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы изображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта – достижения человечества.

Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели, меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат,напрвлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.

Практикум:Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. Топографический диктант. Ориентирование по плану городаОпределение по карте

глобусу с помощью приборов географических коолрдинат,расстояний и направлений. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков

Тема 4.Человек на Земле 2 часа

Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на Земле.

Практикум:

Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков

Тема Литосфера 5 часов

Литосфера-каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы, их свойства, происхождение. Полезные ископаемы. Охрана земных недр

Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты, землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли. Рельеф Земли. Основные формы рельефа.

Горы и равнины. Особенности их образования. Различие равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Горы. Различие гор по высоте,возрасту,размерам.Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Выветривание. Овраги, сели, барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.

Практикум:

Изучение свойств горных пород и минералов, обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений. Описание по карте гор и равнин по плану. Описание рельефа своей местности

Тема Гидросфера (5 часов)

Гидросфера – вводная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы. Мировой Океан,ледники,воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

Мировой Океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового Океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового Океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.

Воды суши. Реки –артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.

Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное использование озер и болот.

Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.

Ледники-главные аккумуляторы пресной воды на Зеле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водными объектами.

Практикум:

Описание реки по плану,озера.Обозначение на к/к крупнейших рек и озер мира. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. Анализ интересных фактов о гидросфере по различным источника

Тема Атмосфера (5часов)

Атмосфера - воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы. Состав воздуха. Охрана воздуха. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы.

Тепло в атмосфере. Температура воздуха.Термометр.Суточный ход температуры воздуха.Средяя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха. Атмосферное давление. Изменение атмосферногодавления.Барометр.Ветер.Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность.Гигрометр,облачность,облака и их виды,осадкомер.Погода.Элементы погоды. Воздушные массы. Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Практикум:

Наблюдение за погодой. Составление и анализ календаря погоды. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.Потсроение и анализ розы ветров. Характеристика климата своей местности, его влияния на жизнь и хозяйственную деятельность людей. Анализ погоды.

Тема 8 Биосфера (2 часа)

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы.В.В.Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Человек часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ. Почва как особое природное образование.В.В.Докучаев-основатель науки о почвах- почвоведения. Свойства почвы. Плодородие-важнейшее свойство почвы. Условия образования почв. Охрана почв. Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человеком биоразнообразия на Земле.Практикум:

Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. Описание одного растения или животного своей местности.

Тема 9 Географическая оболочка Земли(3 часа)

Понятие географическая оболочка. Строение и состав г.о.Понятие природный комплекс. Свойства и закономерности развития г.о.Природные зоны Земли- зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясностьЛандшафт –природный, промышленный, сельскохозяйственный, культурный. Природное наследие.

Практикум:Подготовка сообщения на тему: «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах»Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...