Рабочая программа по географии для 6 класса
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему
Рабочая программа для 6го класса. По учебнику Т .П. Герасимовой, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии.
1 час внеделю; всего 34 урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab.pr_6_kl.doc | 160.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №2» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Рассмотрено и согласовано на заседании НМС Протокол №1 От «31» августа 2011 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Гимназия №2» _______________/И.С.Войтко « 31 » августа 2011 г. |
Р а б о ч а я п р о г р а м м а
По географии
в 8 классе
на 2011-2012 учебный год
Количество часов:
Всего 34 ч; в неделю 1 ч
Шафикова Зиля Хупбуловна
(Фамилия Имя Отчество учителя-составителя)
Составлена в соответствии
с примерной программой основного общего образования
по географии (6-9классы) Москва « Просвещение»2010 г
Стандарты второго поколения.
Учебник Т.П.Герасимова, Н.П. Неклюкова.
Начальный курс географии.
Согласовано
Руководитель ГМО
________/_О. В. Кисилева.
« 31 » августа 2011 г
2011 год
Пояснительная записка
1. Цели и задачи курса.
Начальный курс географии — первый среди систематических курсов этой дисциплины. Главная цель курса — формирование представлений о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, и прежде всего карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления знаний (в форме представлений), которые будут использоваться в дальнейшем при изучении географии.
2. Нормативно-правовая база
Курс географии построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 № 1089) и примерными программами основного общего образования по географии «География Земли» (VI-VII классы).
3. Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 34 часа.
География в школе - это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география - это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки. Ни одна из 1600 существующих ныне ветвей знания не обладает особенностью относиться сразу к нескольким блокам наук и интегрировать в себе столь разнообразные сведения и закономерности.
География давно уже перестала быть «землеописательной» и «поисково-открывающей» дисциплиной. Несмотря на это, до сих пор и в современном обществе, и в школьной географии она нередко трактуется как справочно-энциклопедическая область знания. Такой взгляд в корне противоречит существу современной географической науки. Ее главной целью в настоящее время является изучение пространственно-временных взаимосвязей в природных и антропогенных географических системах, от локального до глобального их уровня. Играя роль своеобразного «мостика» между естественными и общественными науками, географы активно привлекаются к решению разнообразных естественнонаучных, экологических и социально-экономических проблем современности. В соответствии с современной концепцией школьного географического образования и концепцией географического образования в рамках образовательной программы «Школа 2100», география - это интегральный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное представление о Земле как о планете людей.
4. Форма организации образовательного процесса.
Основной, главной формой организации учебного процесса является урок (вводные уроки, уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки формирования умений, уроки проверки, контроля и коррекции, уроки повторения изученного материала, обобщающие уроки). Среди форм большее значение имеют наблюдения и практические работы на местности, экскурсии.
5. Механизмы формирования компетентности обучения.
Важнейшим механизмом формирования компетентности обучения является словесный метод обучения. К этому методу относится монологическая речь учителя (рассказ, объяснение, лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), работа учащихся с текстом учебника и другой дополнительной литературой. Часто используется диалогическая форма: беседа с классом, работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Широко используется учебные картины, иллюстрированные таблицы, экранные пособия, педагогический рисунок, карты.
В составе практических методов выделяются наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве, методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями.
На уроках географии сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики и диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
6. Форма контроля.
Тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа.
7. Учебная литература
1. Герасимова, Г.П., Неклкжова, Н.П. «Начальный курс географии» - М.: Дрофа, 2006.
Используемый УМК:
- Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
- В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „Физическая география, начальный курс“. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.
- А.В.Шатных. Начальный курс географии. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
- Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
- Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Введение | 3 |
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли. Тема 2.1. План местности Тема 2.2. Географическая карта | 7 3 4 |
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки Тема 3.1. Литосфера Тема 3.2. Гидросфера Тема 3.3. Атмосфера Тема 3.4. Биосфера | 20 5 5 5 5 |
Раздел 4. Население Земли | 2 |
Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека | 1 |
Практические работы Раздел 1. Введение · Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой, фенологическими явлениями |
Раздел 2. Виды изображения поверхности Земли. Тема 2.1. План местности · Топографический диктант; · Ориентирование на местности; · Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане; · Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам; · Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями; · Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута. Тема 2.2. Географическая карта · Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний; · Нанесение на контурную карту географических объектов и явлений; · Чтение карты; определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описания по карте; |
Раздел 3. Строение земли. Земные оболочки · Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г) «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте». Тема 3.1. Литосфера · Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность). · Описание по карте географического положения гор и равнин, морей, рек, природных зон, а также описание на местности форм рельефа, водных объектов, погоды и климата, растений, почв и воздействия на них хозяйственной деятельности человека; меры по их сохранению и восстановлению; · Определение по карте высоты гор и равнин; · Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма. Тема 3.2. Гидросфера · Определение по карте глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек. · Нанесение на контурную карту океанов, морей, озер, рек. Тема 3.3. Атмосфера · Организация наблюдений за погодой; измерения элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра). · Построение графика температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности. Тема 3.4. Биосфера |
Раздел 4. Население Земли · Нанесение на контурную карту крупнейших городов мира |
Раздел 5. Влияние природы на жизнь и здоровье человека |
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ (3 часа)
Что изучает география. Значение этой науки в жизни людей. Шарообразная форма Земли и ее доказательства. Путешествие Ф. Магеллана. Основные этапы познания поверхности планеты.Земля — одна из планет Солнечной системы. Сходство и различие с другими планетами. Первые представления о форме и размерах Земли.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
Уметь:
Называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
РАЗДЕЛ II. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ
(7 часов)
Тема 1. План местности (3 часа)
Изображение местности первыми людьми. Ориентирование на местности; определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение на плане. Масштаб. Условные знаки. Абсолютная и относительная высота. Изображение на плане местности неровностей земной поверхности: горизонтали, бергштрихи, отметки высот. Значение планов местности в практической деятельности человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;
Уметь:
- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
Тема 2. Географическая карта (4 часа)
Глобус — модель Земли. Изображение земной поверхности на глобусе.Географическая карта, различие карт по масштабу. Градусная сетка на глобусе и карте, основные ее элементы. Географические координаты. Изображение на географических картах неровностей земной поверхности. Шкала высот и глубин.
Географические карты как источник информации. Сходства и различия плана местности и географической карты. Значение карт в деятельности человека. Географические атласы. Новые виды изображения местности: аэрофотоснимки, снимки Земли из космоса.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
Уметь:
- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
РАЗДЕЛ III. СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБЛОЧКИ (20 часов)
Тема 1. Литосфера (5 часов)
Внутреннее строение земного шара: ядро, мантия, литосфера. Земная кора — верхняя часть литосферы. Способы изучения земных глубин. Горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения. Проявления вулканизма.
Основные формы рельефа суши: равнины и горы, их различия по высоте и характеру залегания пород. Внешние процессы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, подземных вод, ветра, льда и деятельности человека.
Опасные природные явления в литосфере. Правила поведения в экстремальных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;
Объяснять понятия:
- литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые;
Объяснять:
- образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Уметь:
- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;
- работать с контурной картой
Тема 2. Гидросфера (5 часов)
Гидросфера, ее состав. Мировой круговорот воды. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и соленость вод Мирового океана.Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Органический мир океана. Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и ее части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Реки горные и равнинные. Пороги и водопады. Основные типы питания рек. Поведение реки в течение года: половодье, паводок, межень, ледостав. Реки и человек.Озера, происхождение озерных котловин, хозяйственное значение озер. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Ледники — источник пресной воды. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Охрана вод от загрязнения. Виды водных транспортных средств. Отражение особенностей водных объектов в произведениях искусства.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
Уметь:
- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождении.
Называть и показывать:
- океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения реки, озера.
Тема 3. Атмосфера (5 часов)
Атмосфера, ее состав, строение, значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты Солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его образования. Бризы, муссоны. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменений, предсказаниепогоды, народные приметы.
Климат. Распределение солнечного тепла и света по поверхности земного шара в зависимости от географической широты. Суточное вращение и годовое движение Земли, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Зависимость климата от близости океана, высоты места, океанских течений, расположения горных хребтов.
Охрана атмосферного воздуха. Особенности времен года своей местности. Отражение особенностей атмосферных явлений в народном творчестве и фольклоре.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Называть и показывать:
- пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат (климатообразующие факторы);
Уметь:
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
Тема 4. Биосфера (5 часов)
Биосфера, ее границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Биоразнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на планете. Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга МСОП. Человек как часть биосферы. Роль деятельности человека в ее изменении. Познание человеком живой природы как необходимость удовлетворения потребностей человечества.
Почвенный покров — особая оболочка Земли. Плодородие почвы. Почвы, растительный, животный мир и человек в своей местности.
Взаимосвязь и взаимовлияние земных оболочек: литосферы,
гидросферы, атмосферы, биосферы и почвенного покрова. Круговороты воды, живого вещества. Природные комплексы. Изменение лика Земли в результате природных процессов и деятельностичеловека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
Уметь:
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
РАЗДЕЛ IV. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 часа)
Человечество – единый биологический вид. Расы. Численность населения Земли, изменения ее на протяжении основных исторических эпох. Крупнейшие народы. Кто живет в нашей местности. Язык, обычаи.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- численность населения Земли, основные расы.
Уметь:
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
РАЗДЕЛ V. ВЛИЯНИЕ ПРИРОДЫ НА ЖИЗНЬ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
Стихийные природные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения темы ученик должен
Знать:
- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;
Называть меры по охране природы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
Знать:
- предмет изучения географии;
- основные этапы познания планеты;
- Солнечная система, движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна, ее воздействие на Землю;
- содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности;
- форму и размеры Земли;
- определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;
- состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.
- разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле.
- численность населения Земли, основные расы.
- влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы;
Уметь:
- называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
- определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу;
- определять направления, расстояния;
- читать план местности.
- определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор;
- определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;
- определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу;
- владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.
- описывать горы, равнины земного шара по типовому плану;
- работать с контурной картой
- определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины его происхождение.
- объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков;
- определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;
- описывать погоду и климат своей местности.
- объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;
- объяснять воздействие организмов на земные оболочки.
- приводить примеры крупнейших городов мира, крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.
Урок | № урока в теме | Содержание | Коли-чество часов | Дата | ЭКОР | Примечание | ||
Пример-ная | Факти-ческая | |||||||
I. Введение (3 часа) | ||||||||
1. | 1 | Что такое география и как мы ее будем изучать. | 1 | I-IX |
|
|
| |
2. | 2 | Как люди открывали Землю. | 1 | II-IX |
|
|
| |
3. | 3 | Земля – планета Солнечной системы | 1 | III-IX |
|
|
| |
II. Виды изображений поверхности Земли (7 часов) | ||||||||
| ||||||||
4. | 1 | План местности. Условные знаки. | 1 | IV-IX |
|
|
| |
5. | 2 | Масштаб. Виды масштаба. Ориентирование на местности. | 1 | I-X |
|
|
| |
6. | 3 | Земная поверхность на плане и карте. | 1 | II-X |
|
|
| |
| ||||||||
7. | 1 | Форма и размеры Земли. | 1 | III-X |
|
|
| |
8. | 2 | Географическая карта. | 1 | IV-X |
|
|
| |
9. | 3 | Градусная сеть. | 1 | II-XI |
|
|
| |
10. | 4 | Географические координаты. | 1 | III-XI |
|
|
| |
III. Строение Земли. Земные оболочки (20 часов) | ||||||||
| ||||||||
11. | 1 | Внутреннее строение Земли | 1 | IV-XI |
|
|
| |
12. | 2 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | 1 | I-XII |
|
|
| |
13. | 3 | Движения земной коры. | 1 | II-XII |
|
|
| |
14. | 4 | Рельеф суши. Горы. | 1 | III-XII |
|
|
| |
15. | 5 | Равнины суши. Равнины. | 1 | IV-XII |
|
|
| |
| ||||||||
16. | 1 | Состав и строение гидросферы. Мировой океан. | 1 | III-I |
|
|
| |
17. | 2 | Свойства вод Мирового океана. Волны в океане. | 1 | IV-I |
|
|
| |
18. | 3 | Течения в океане. | 1 | I-II |
|
|
| |
19. | 4 | Реки. | 1 | II-II |
|
|
| |
20. | 5 | Озера, подземные воды и ледники. | 1 | III-II |
|
|
| |
| ||||||||
21. | 1 | Состав и строение атмосферы. | 1 | IV-II |
|
|
| |
22. | 2 | Тепло в атмосфере. | 1 | I-III |
|
|
| |
23. | 3 | Атмосферное давление и ветер. | 1 | II-III |
|
|
| |
24. | 4 | Водяной пар в воздухе. Атмосферные осадки. | 1 | III-III |
|
|
| |
25. | 5 | Погода и климат. | 1 | IV-III |
|
|
| |
| ||||||||
26. | 1 | Разнообразие живых организмов на Земле. | 1 | I-IV |
|
|
| |
27. | 2 | Природные зоны Земли. | 1 | II-IV |
|
|
| |
28. | 3 | Организмы в Мировом океане. | 1 | III-IV |
|
|
| |
29. | 4 | Воздействие организмов на земные оболочки. | 1 | IV-IV |
|
|
| |
30. | 5 | Природный комплекс. | 1 | I-V |
|
|
| |
IV. Население Земли (2 часа) | ||||||||
31. | 1 | Человечество – единый биологический вид. | 1 | II-V |
|
|
| |
32. | 2 | Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. | 1 | III-V |
|
|
| |
V. Влияние природы на жизнь и здоровье человека (1 час) | ||||||||
33. | 1 | Стихийные природные явления. | 1 | IV-V |
|
|
| |
34. | 1 | Итоговое занятие. | 1 | V-V |
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной
Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просве...
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.
Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение...