Интеграция содержания географии с другими предметами
статья по географии (6 класс) по теме
В своей работе учитель сталкивается со множеством проблем. Это и выбор оптимальных методов и средств обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и многое другое. Проработав учителем географии в школе несколько лет, для себя я сформулировала главную проблему - отсутствие тесного взаимодействия между различными учебными предметами, что приводит к дублированию информации на разных уроках, несоответствию понятийного аппарата, нецелесообразному последовательному изучению одних и тех же вопросов на разных предметах, и, в конечном итоге, отсутствию у ребят целостной картины окружающего мира. Английский философ и социолог Герберт Спенсер когда-то сказал: «Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление».
Межпредметный подход - это согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении такую характерную особенность современного научного знания, как процесс интеграции различных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
INTEGRACIYa_SODERZhANIYa_GEOGRAFII_S_DRUGIMI_PREDMETAMI.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ГЕОГРАФИИ С ДРУГИМИ ПРЕДМЕТАМИ
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ИНТЕНСИФИКАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Т.Г.Третьякова, учитель географии
МОУ «Гимназия № 43» города Омска
В своей работе учитель сталкивается со множеством проблем. Это и выбор оптимальных методов и средств обучения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся и многое другое. Проработав учителем географии в школе несколько лет, для себя я сформулировала главную проблему - отсутствие тесного взаимодействия между различными учебными предметами, что приводит к дублированию информации на разных уроках, несоответствию понятийного аппарата, нецелесообразному последовательному изучению одних и тех же вопросов на разных предметах, и, в конечном итоге, отсутствию у ребят целостной картины окружающего мира. Английский философ и социолог Герберт Спенсер когда-то сказал: «Если знания человека в беспорядочном состоянии, то чем больше он имеет их, тем сильнее расстраивается его мышление».
В содержание общего образования входят три основных цикла изучаемых дисциплин: естественнонаучный, гуманитарный, трудовой и физической подготовки. Все стороны общего образования в реальных условиях школьного обучения взаимосвязаны и позволяют решать основные задачи: вооружать школьников широким кругозором знаний в области науки, культуры, практической деятельности, формировать мировоззрение, развивать познавательную активность, творческие силы и способности. Ознакомление учащихся с комплексными проблемами возможно лишь с помощью межпредметных связей.
Межпредметный подход - это согласованное изучение разных учебных предметов. Они позволяют отразить в школьном обучении такую характерную особенность современного научного знания, как процесс интеграции различных наук.
Все учебные предметы имеют медпредметные связи, которые выделяются в программах, но очень редко, кто и когда уделяет этому пристальное внимание. А ведь именно реализация межпредметных связей открывает возможности для интеграции предметов в содержании общего среднего образования. Используя в своей работе интегративные уроки, важно дать ученику не разрозненные знания по отдельным предметам, а знаком с отдельными науками, показать их взаимосвязь. Эти уроки интересны ребятам, дают им возможность проявить творчество, получить навыки устной и письменной речи, умения оперировать полученными знаниями. Нельзя заниматься реализацией межпредметных связей вдруг, использовать их только на одном каком-то уроке. Нужна целая система уроков, а для этого надо знать содержание учебных программ других школьных предметов. Легко можно выделить связи биология - физическая культура; история - изобразительное искусство; биология - физическая география; литература - история; география - история; география - физика - химия и т.д. Моя специальность - география, поэтому, в качестве примера, я остановлюсь на интеграции именно этого предмета.
География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство учебных предметов в школе. Главная функция интеграции в процессе обучения географии - усиление целостного восприятия. Связи географии с другими учебными предметами являются двусторонними: география не только опирается на подготовку учащихся по другим учебным дисциплинам, но, в свою очередь, создает базу для последующего изучения ряда вопросов других предметов. {«Методика обучения географии в средней школе». М., «Просвещение», 1983). Но чаще всего эти связи устанавливаются с химией, биологией, физикой и мало кто видит интеграцию географии и литературы. А это не просто возможно, а очень интересно. Географический комментарий к отдельным литературным произведениям позволяет выяснить особенности взаимодействия человека, времени и пространства, выйти на мировоззренческие аспекты этой проблемы. Взаимодействие научного и художественного освоения пространства открывает перспективу для формирования многопланового представления о мире. Вот некоторые примеры тем уроков, проведенных в последние годы.
класс | география | литература |
5 | Солнце - источник жизни. | Библия. Сотворение мира. |
5 | Горные породы. Торф. | К.Паустовский. Очерк «Леса» из повести «Мещерская сторона» |
6 | Взаимосвязь природы и человека. | Пришвин. «Кладовая Солнца» |
6 | Природа и человек. | Пришвин. «Глаза Земли» |
6,7 | Географические открытия. Индия. | А.Никитин «Путешествие за три моря» (из древнерусской литерату- ры). |
7 | Северный Ледовитый океан. | Ж.Верн. «Приключения капитана Гаттераса». |
8 | Внутренние воды Западной Сибири. | Стихи Ахматовой, Мартынова, Рыленкова, Митрофанова, Белозё- рова и др. писателей и поэтов. |
«Река моего детства» | ||
9 | Кавказ. | А.Пушкин. «Путешествие в Ар- зрум». |
9 | Центральная Россия. | Литература XVIII - XIX вв. |
На конференциях НОУ были представлены интегративные работы. По следам Черномора», «Природа Омской области в произведениях Омских поэтов и писателей», «Реки и озёра Омской области в произведениях Омских поэтов и писателей», «Топонимия родного края. История географических названий», «Ж. Верн. Путешественник, географ, фантаст...», «Рерих и география». Все перечисленные работы получили высокую оценку на окружной и областной конференциях.
Интересна взаимосвязь географии с историей, которая основывается на эволюции пространственно-временных взглядов, характеризующих понимание определенной эпохи личностью. Знания истории помогли в проведении урока «Центральная Россия». Результатом совместной работы группы учащихся под руководством учителей географии, истории и литературы стала научная работа «Историческое развитие национально-культурных отношений в Омской области», которая стала лауреатом Областной конференции НОУ.
Интересно проходят интегративные уроки географии и математики, где можно составить географический прогноз, сопроводив его математическими расчетами. Так, нами были проведены такие уроки в 7 классе при изучении Африки. В теме «Население», где учащимся были даны статистические данные об изменении численности населения материка, они составили прогноз заселения материка на ближайшее время, определили возможную степень плотность населения в разных частях материка. А в теме «Природные зоны» - посчитали увеличение площади пустыни Сахара и к каким последствиям это может привести.
Интересны интегративные уроки географии и музыки, географии и изобразительного искусства, географии и иностранного языка.
К каким же выводам мы пришли? Во-первых, в системе содержания школьного образования есть возможность для интеграции отдельных тем или отдельных курсов (в зависимости от количества выявленных возможных межпредметных связей); во-вторых, необходима разработка учебного интегративного предмета, курсов, материала.
Взаимосвязи близких по содержанию дисциплин не только обеспечивают повышение таких качеств знаний школьников, как системность, гибкость, глубина, осознанность, но и способствуют подготовке их к практике, развивают широкий кругозор, помогая выработке цельного материалистического мировоззрения. По мнению В.П.Беспалько, качество усвоения - «осознанность». Одна из характеристик качества выполнения человеком деятельности - её осознанность, которая зависит от контрольных и корректировочных действий.
1. Степень осознанности - использование аргументации выбора данной информации из изучаемого предмета;
2. Степень осознанности - использование информации одной или нескольких дисциплин, близких к изучаемому предмету;
3. Степень осознанности - использование широких межпредметных связей из разных дисциплин, помогающих наилучшим образом решить возникшую задачу. (Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., «Педагогика», 1989). Планирование межпредметных связей зависит от целей изучения данных предметов и формирования одних и тех же умений и навыков, от времени изучения материала. Но, занимаясь этой работой, надо стремиться не впадать в крайности. Первая - чрезмерное увлечение межпредметными связями может привести к тому, что, запутавшись в их обилии, мы можем потерять смысл объекта. Вторая - полное игнорирование межпредметных связей, увлечение дифференциацией предметов.
«Трудных предметов нет, но есть бездна вещей, которых мы просто не знаем, и еще больше таких, которые знаем дурно, бессвязно, отрывочно, даже ложно. И этим-то ложные сведения еще больше нас останавливают и сбивают, чем те, которых мы совсем не знаем». (А.И. Герцен).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности интеграции физики с другими предметами
Реализация межпредметных связей, представленная в данном методическом пособии в виде тематического планирования, дает возможность учителю определить, на какие знания по другим предметам мо...
Интеграция содержания предметов гуманитарно-эстетического цикла.
Доклад на ШМО учителей русского языка и литературы....
«Интеграция уроков географии с другими школьными науками».
Статья написана по результатам интегрирования уроков географии с уроками ОБЖ. ...
Доклад "Интеграция английского языка и других предметов как одна из форм развития коммуникативных навыков обучающихся в классе с углублённым изучением предмета"
В докладе речь идёт об интеграции предметов — как об одном из направлений активного поиска новых педагогических форм и методов организации учебного процесса, развития творческого потенциала педагогов,...
доклад "НРК в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению эффективности урока"
НРК в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению эффективности урока...
Интеграция английского языка с другими предметами как способ повышения мотивации к изучению английского языка.
Статья об интеграции английского языка с другими предметами. Рассматривается связь русского и английского языков на различных уровнях - грамматики, лексики, синтаксиса и пунктуации. Приводятся примеры...
Интеграция географии с другими предметами
Заметки из опыта работы...