«Интеграция уроков географии с другими школьными науками».
статья по географии по теме

 Тельпизова Ольга Владимировна

Статья написана  по  результатам интегрирования  уроков  географии  с  уроками ОБЖ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_integrirovannykh_urokov.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

«Интеграция  уроков  географии  с  другими  школьными  науками».

Учитель географии  Тельпизова  Ольга  Владимировна,  

ГБОУ  СОШ №11  «Шанс»  Ю-З АО  г. Москва

В  «Концепции  модернизации российского образования» говорится  о  том,  что  «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования».

  Отработка   такой  системы  как  нельзя  лучше  осуществляется  при  использовании  межпредметных  связей  на  уроках.  А  география  является  той  благодатной,  живой  и  очень  динамичной  наукой,  которая  позволяет  показать  всю  многомерность  современного  мира.  Данный  учебный  предмет  пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни.

Интегрированные  уроки  дают  возможность  показывать  взаимосвязь  географии  с  самыми  разными  науками,  учебными  предметами,  а  следственно  сформировать  универсальные  знания у  учащихся,  придать  им  практическую  направленность.    Ещё  великий  Н.В.  Гоголь  говорил  как  «велика и поразительна область географии. Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!»

Изучение  географии  даёт  не  только  широкий  кругозор  знаний,  но  и  нравственно  воспитывает,  прививает  и  чувство  патриотизма, толерантности,  формирует  мировоззрение  учащихся.  Интегрированный урок  географии  даёт  возможность  сформировать знания, умения и  навыки  по  изучаемой  теме с  помощью  материалов  и   методами других наук,   либо  других учебных предметов.

Интеграция  на  уроках  географии  выступает  как  средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

  Программа  этого  учебного  предмета  даёт  возможность  использовать    на  уроках  и  во внеурочной  деятельности    взаимосвязь  с  одним  или  сразу  несколькими  предметами.

Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире.

Основная  цель  проведения  интегрированных  уроков  географии:

повышение   эффективности  учебного  процесса,  за  счёт  внедрения  новых  педагогических  технологий.

Задачи интегрированных уроков:

- формирование   активного и осознанного усвоения учениками учебного материала;

-  повышение  мотивации  в  обучении,  как  следствие  развитие  любознательности  и интереса  к  учебным  предметам;

-   - формирование  синтезированного  мировоззрения  учащихся,  целостного  взгляда  на  разнообразие,  различия  и  сходные  черты  современного мира;

Положительные  результаты  таких  уроков

-  получение  учащимися  универсальных  знаний,  а  следовательно  и  качественно  нового  педагогического  результата;

-  систематизация  знаний  учащихся;

- создание  новые  мотивационных установок,  активизация  мыслительной  деятельности  учащихся;

  -  развитие  творческих  способностей,  формирование  самостоятельных  и практических   навыков учащихся;

-  возможность  объединения  усилий  учителей – предметников  в решении  проблем  обучения;

- расширение  возможностей  для  преподавания  учебного  предмета,  видение  своего  учебного  предмета  более  объёмно;

-  снятие  перегрузок  в  учебном  процессе;

- возможность объединить усилия разных специалистов-преподавателей в решении проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотиваций обучаемых.

Соответственно,  интегрированные  уроки  требуют    от  учителей  тщательной  подготовки,  чётко  продуманных  этапов,  у  учащихся  отработанных  навыков    для  выполнения  определённых  видов  работ,  иногда    выполнение  опережающих, творческих,  самостоятельных  заданий.

При  подготовке  интегрированных  уроков  необходимо  взаимопонимание  между  учителями – предметниками.  Это  одна  из  составляющих  успешно  проведённых  уроков.

В интегрированном уроке из нескольких предметов один является ведущим.

Структура  интегрированного  урока  отличается  от  обычного  предельной четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала, логической взаимообусловленностью, смысловой  связанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе урока,  большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

  Преимущества  интегрированного  урока  в  том,  что   идёт  развитие потенциала самих учащихся, побуждение к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна.

  Для  учащихся  с  девиантным поведением  этот  опыт  является  ценным  ещё  потому, что  использование различных видов работы поддерживает внимание  на высоком уровне,   снимает утомляемость, перенапряжение,  что позволяет говорить о развивающей эффективности таких  уроков,  а    методику  считать  здоровьесберегающей.

  Для  учащихся  интересны  и познавательны  не  только  интегрированные  уроки,  но  и  внеклассные  мероприятия, экскурсии.

В  прошлом  году  была  проведена  неделя  географии и  физики.  Для  урока  и внеклассного  мероприятия  была  выбрана  одна  и  та  же  тема  «Электроэнергетика».  Эта  тема  изучается  в программе  9  класса.  Были рассмотрены  не  только  способы  получения  электроэнергии,  но  традиционные  и  альтернативные  виды  получения  электроэнергии.  Ценным было  то,  что  учащиеся  с  помощью  конструктора смогли  сами  смоделировать  двигатели, приборы  для  получения  разных  видов  электроэнергии:  солнечной,  ветровой,  падающей  воды  и  др.

  А  на  внеклассном  мероприятии - викторине  «Перекрёстки  географии  и физики»  ученики  смогли  найти  объяснения  многим  природным  явлениям.  

В  этом  году  работа  была  продолжена.  Но  для  проведения  предметной недели  выбрана   очень  интересная  область  изучения – география  и  безопасность  жизнедеятельности  человека. Были  взяты  темы,  изучаемые  в  8  классе  «Леса  России. Пожары», в  9  классе «Лесопромышленный  комплекс».  Но  на  самом  деле  интегрирование   было  не  только    по  географии – ОбЖ.    Ребята,  обучающиеся  по  профессии  «садовод» создали  к  этому уроку  презентацию  о  самом  распространённом  в  тайге  дереве  России  - лиственнице.

Очень  большой  интерес  вызвала  экскурсия  ребят  в  пожарную  часть,  где  были  рассказаны  реальные  истории  о  тушении  летних  пожаров.  Были  приведены  статистические  данные  урона,  нанесённого  лесными  пожарами.  Ребята  смогли  посмотреть  какими  средствами  и  с  помощью  какой    техники  тушат  пожары,  а  самое  главное  уяснить  насколько  должен  человек  быть  аккуратен  в  обращении  с  огнём.

Активно  работали  учащиеся  на  внеклассном  мероприятии  «Стихии  Земли:  землетрясение  и  вулканизм».  Интересными  были  презентации  учащихся  о  природе  и  происхождении  данного  вида стихийных  бедствий.  Особую  живость  внёс  рассказ  учителя  ОБЖ,  как  очевидца  подобных  явлений  на  Курильских  островах,  где  он  когда – то  служил.   И  на  этом  мероприятии  интегрирование  не  обошлось  двумя  учебными  предметами.  Учитель  химии  показала  модель  действующего  вулкана,  что,  безусловно,  было  интересно  всем  участникам.

  Данная  предметная  неделя показала,  что  ОБЖ  и  географии  удачно  можно  интегрировать  и  при  изучении  других  тем. Составлен    возможный  вариант планирования  интеграции уроков  географии  и   ОБЖ  в  8  классе:

 

Тема  урока по  географии

Тема  урока по  ОБЖ

1.

Реки.

Наводнения. Последствия  наводнений.

2.

Человек  и  вода

Меры по защите населения от наводнений

3.

Современное  развитие  рельефа.

Оползни, селевые потоки, обвалы.  Общие  понятия.  

4.

Закономерности  циркуляции  воздушных  масс

Ураганы,  бури  и  смерчи. Общие понятия

5.

Распределение  температур и  осадков

Грозы  и  молнии.  Град  и  засуха

6.

Климат  и  человек

Защита  населения  при  угрозе  и  во  время  ураганов,  бурь  и  смерчей.

7.

География лесов  России

Борьба  с  лесными  пожарами.

8.

Болота.

Последствия  торфяных  пожаров.

Работа  по  данной  педагогической  технологии,    показала,  что  интегрированные  уроки  делают  разнообразной  методику  преподавания  географии,  вызывают  повышенный  интерес  у  учащихся  и влияют  на  качество  полученных  знаний.  Проверочная  тестовая  работа  по  разделу  «Живая  природа»  дала положительные  результаты  в  8  классе.

Стало  понятно,  что  нужно  продолжать  эту  работу   и  в  будущем  спланировать  её  с   другими  школьными предметами:  уроками  английского  языка,  биологии,  преподаванием  основ  садоводства,  МХК.