Особенный ребенок в школе.
методическая разработка по физкультуре (8 класс)
Главной проблемой сегодняшнего дня является - незнание и непонимание особенностей детей с ОВЗ учителями, учениками и их родителями. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе большего внимания и именно это, в большинстве случаев, является причиной конфликтов со стороны одноклассников и их родителей.
В этой ситуации перед учителем стоит вопрос: «Как работать?; Что мне делать?…».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_chteniya_statya_voinova_l.v.docx | 124.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Особый ребенок в школе.
Организация процесса обучения на примере урока физической культуры.
В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» — это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
«Аномальное развитие – не дефектное, а своеобразное развитие, не ограничивающееся отрицательными признаками, а имеющее целый ряд положительных, возникающих в силу приспособления ребенка с дефектом к миру», Л. С. Выготский [1].
Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании, образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так интегрированного и специального (коррекционного) образования.
Сегодня в общеобразовательных школах учится много детей с ограниченными возможностями здоровья. Статус «обучающегося с ОВЗ» определяется психолого-медико-педагогической комиссией, по итогам работы которой выдается заключение ребенку и определяются специальные условия получения им образования, удовлетворяющие его особые потребности независимо от вида и типа образовательной организации, в которой он обучается или собирается обучаться.
Отметим, что заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей только рекомендательный характер, а для образовательной организации является обязательный к исполнению. Это существенно меняет ситуацию и повышает требования к уровню готовности общеобразовательных школ принять детей с самыми разными трудностями в обучении [2].
Направленность актуальной проблемы
Главной проблемой сегодняшнего дня является - незнание и непонимание особенностей детей с ОВЗ учителями, учениками и их родителями. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья требуют к себе большего внимания и именно это, в большинстве случаев, является причиной конфликтов со стороны одноклассников и их родителей.
В этой ситуации перед учителем стоит вопрос: «Как работать?; Что мне делать?…».
Выход из ситуации обычно рассматривается в 2 вариантах:
- В первом случае ребенка переводят на адаптированную программу обучения.
Заручившись помощью администрации и коллег, привлекая родителей к процессу обучения их детей и, при необходимости, пересмотрев программу обучения, изменяют ее на адаптированную. Сложность процесса заключается в том, что перевод ребенка на адаптированную программу обучения осуществляется на основании заключения, и только с согласия родителей. Не всегда данный выход является необходимым, но в вопросе обучения детей с ОВЗ проявляющих девиантное поведение, провоцирующее других учеников и подвергающее опасности жизнь, здоровье самого ребенка и окружающих, является необходимым.
- Второй вариант менее перспективный, так как учителя становятся заложниками ситуации, когда оказываются вынужденными обучать детей с ОВЗ, не имея необходимых знаний об их особенностях и методах работы с ними.
Рассмотрим ситуацию, когда на уроке физической культуры учитель строит класс (из 30 -35 человек), а один из учеников (с ОВЗ + девиантное поведение) блуждает по залу и не реагирует на команды или, когда учитель гуманитарного предмета объясняет новую тему, а ученик мешает ему, срывая занятие из-за непонимания и неконтролируемости своего поведения. Учитель, в первом и во втором случае, вынужден больше времени и внимания уделять именно ученику с ОВЗ.
Конечно, не все дети с ОВЗ представляют собой «трудных» учеников, но мы предлагаем методику для решения проблемы по организации процесса обучения ребенка, имеющего низкие коммуникативные навыки и не контролируемое поведение.
Описание методики
Общение - важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя. Как полагал Л. С. Выготский (1982), развитие психики человека происходит лишь в совместной деятельности и общении.
Гуманистическая ориентация в развитии общества неразрывно связана с созданием теории целостной личности, в которой реализуется идея «развивающейся личности» в «развивающемся мире». Решение этой проблемы обеспечивает гармоническое развитие ребенка, освоение им достижений цивилизации, формирование чувства личной и социальной ответственности, движения личности к своему образу Я [3].
При социализации трудноразрешимыми проблемами являются отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей [4].
Для достижения гармоничного развития, по опыту работ и изучению существующих исследований: Евсеева С.П., Шапковой Л.В., Шипицыной, Л.Н., Матвеева, Л.П., Курамшина, Ю.Ф., Выгодского Л.С. и других авторов, мы выделили новую методику по организации процесса обучения детей с ОВЗ, которая является компромиссом в рассмотренных ситуациях и может быть использована в работе учителей разных предметных областей.
Новизна данной методики заключается в способе применения средств и методов обучения. Когда учитель удаленно руководит процессом и позволяет учащимся самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Ученики класса, имеющие хорошую успеваемостью и поведение, берут шефство над учеником с ОВЗ и оказывают ему посильную помощь на уроке.
Необходимость данной методики подтверждает и высказывание Э. Хаббарда: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его спосо6ным развиваться дальше без помощи учителя».
Методика содержит 3 варианта организации процесса взаимодействия учителя и учеников:
1. Учитель – ученик: учитель показывает упражнение (задание) ученикам, и они совместно его выполняют: Уч реб.;
2. Учитель – ученик - ученик: учитель дает задание нескольким ученикам, они объясняют его одноклассникам, выполняют упражнение в парах, тройках и тд, учитель контролирует процесс, исправляет ошибки, позволяет ученикам выполнить роль учителя:
Уч. реб.
реб.
3. Ученик - ученик (без помощи учителя): ученики взаимодействуют самостоятельно, учитель выполняет функцию помощника. Ученики выполняют задание, которое им знакомо, учитель только называет упражнение, а ученики между собой договариваются и демонстрируют правильность выполнения задания по его содержанию:
(Уч.) реб.
реб.
На примере разработанной методики (Таблица 1) будут раскрыты способы взаимодействия учеников между собой и учителем. Методика разработана для обучающихся с ОВЗ, упражнения направленны на коррекцию вторичных нарушений.
Обозначения к таблице:
И.- игра, О.- оценка.
Уч.- учитель,
Реб. - ученик
Таблица 1 – Содержание методики
№ | ФУ | Правый компонент | Рекомендации | |
Тонкая моторика | ||||
1. | Круговые движения кистями | Уч реб. | Учитель показывает упражнение - вращение, ученики повторяют. | |
Уч. реб. реб. | Учитель объясняет, далее учащиеся сами выполняют задание, помогают друг другу. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики в парах выполняют вращение кистей (при помощи) И. | |||
2. | Отведение-приведение пальцев | Уч реб. | Учитель показывает упражнение. | |
Уч. реб. реб. | Учитель дает задание каждому, учащиеся помогают друг другу. | |||
(Уч.) реб реб. | Ученики в парах, выполняют задание самостоятельно. | |||
3. | Пальцы - в замок, попеременное сгибание-разгибание пальцев | Уч реб. | Учитель - показывает. | |
Уч. реб.
реб. | Учитель помогает одному ученику, затем он показывает задание партнеру (например - ученику с овз). Учитель исправляет ошибки. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученик, получив задание, объясняет его другим ученикам, выполняя функцию учителя И. | |||
4. | Перекатывание в пальцах карандаша | Уч реб. | Учитель выполняет упражнение вместе с учениками. | |
Уч. реб реб | Учитель объясняет каждому, ученики помогают друг другу. | |||
5. | Перекатывание в пальцах карандаша | (Уч.) реб.
реб. | Ученики самостоятельно выполняют, зная задание И. | |
6. | Сжимание стирательной резинки разными пальцами | Уч реб. | Учитель демонстрирует упражнение для всех учащихся класса. | |
Уч. реб. реб. | Учитель показывает задание и при необходимости оказывает помощь в выполнении, ученики следят за правильностью выполнения и исправляют ошибки друг друга. | |||
(Уч.) реб.
реб. | Ученики выполняют задание самостоятельно, помгают и исправляют ошибки друг у друга И. | |||
Статическое равновесие | ||||
7. | «Ласточка» | Уч реб. | Учитель выполняет упражнение с учениками. | |
Уч. реб. реб. | Учитель помогает некоторым ученикам принять исходное положение, ученики в парах выполняют задание, исправляют ошибки у партнеров. | |||
(Уч.) реб.
реб. | Ученики выполняют задание самостоятельно, следя за техникой друг друга И. | |||
8. | «Пистолетик» | Уч реб. | Учитель показывает упражнение, исправляет ошибки. | |
Уч . реб. реб. | Учитель помогает выполнить задание нескольким ученикам, затем они помогают другим, осуществляют страховку и исправляют ошибки. | |||
(Уч.) реб. реб. | Самостоятельно обсуждают технику и выполняют упражнение И. | |||
9. | «Ласточка» с закрытыми глазами | Уч реб. | Учитель помогает каждому ученику выполнить упражнение. | |
Уч. реб. реб. | Учитель помогает выполнить задание нескольким ученикам, затем они помогают остальным. Ученики делятся на небольшие группы, упражнение выполняется со страховкой в группе с другими учениками. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики в тройках, сами выполняют упражнение, проговаривая вслух ошибки в технике. | |||
10. | Стойка на носках (линия 5 см) | Уч реб. | Учитель показывает задание и исправление ошибок у каждого ученика. | |
Уч. реб реб | Учитель помогает 2-м ученикам, они помогают другим. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики в парах выполняют задание, корректируя ошибки О. | |||
11. | Вращение (кисти) | Уч реб. | Учитель выполняет упражнение вместе с учащимися. | |
Уч. реб. реб. | Учитель помогает одному ученику, он помогает своему партнеру. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики в парах выполняют вращение кистей. | |||
Динамическое равновесие | ||||
12. | Кувырок – «ласточка» | Уч реб. | Учитель помогает выполнить задание каждому ученику, осуществляет страховку и проводку в течении всего выполнения упражнения. | |
Уч. реб. реб. | Учитель помогает 2-м ученикам, они выполняют упражнение с каждым из партнеров своей группы, осуществляют страховку. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики самостоятельно помогают друг другу, страхуют, поддерживают, без активного участия учителя. | |||
13. | Ходьба с перешагивание веревки, поднятой над 10 см линией | Уч реб. | Учитель помогает каждому выполнить упражнение, осуществляет страховку. | |
Уч. реб. реб. | Учитель помогает одному ученику, он помогает 2-му,2-й-3-му итд. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики самостоятельно выполняют упр., разбиваясь на пары, 3-ки. | |||
14. | Ходьба по перевернутой скамье | Уч реб. | Учитель демонстрирует задание и страхует каждого. | |
Уч. реб. реб. | Учитель помогает одному, он помогает другому итд. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики сами читают задание, разъясняют и выполняют его О. | |||
15. | Подбрасывание и ловля мяча с поворотом кругом 90 градусов | Уч реб. | Учитель показывает пример (на каждом ученике). | |
Уч. реб. реб. | Показывает на 2 учениках, далее они помогают сами друг другу, учитель комментирует ошибки. | |||
(Уч.) реб. реб. | Ученики сами обсуждают задание и выполняют командой О. |
Методика характеризуется усложнением заданий за счет различных вариантов взаимодействия между учениками и учителем.
Данная методика позволяет учителю переключить свое внимание на других учащихся класса, снизить уровень конфликтов, предполагает помощь в пояснении требований учителя и заданий. У детей формируются такие личностные качества, как коммуникабельность, ответственность, отзывчивость.
Методические рекомендации:
- Учителю следует заранее продумать варианты совместных действий учеников (доступных по состоянию здоровья для учеников с ОВЗ).
- Вначале, учитель показывает упражнение с одним из наиболее хорошо подготовленных учеников, а затем – с одним из наиболее слабо подготовленных.
- Следует обратить внимание, чтобы в процессе нескольких занятий среди учеников не формировалось устойчивых пар.
- На каждом уроке следует повторно и подробно объяснять, показывать каждое выполняемое упражнение, а также технику безопасности при их выполнении.
- Важно следить за эмоционально - волевой сферой у учащихся и создавать позитивный настрой, подбадривать, подсказывать.
Данная методика предполагает систематическое включение в процесс урока различных вариантов взаимодействия между учениками и основывается на нем, так как именно это и является решением рассматриваемой проблемы обучения, когда учитель и ученик, сталкиваясь с ребенком с ОВЗ, не имея опыта общения, оказываются беспомощными, растерянными.
Актуальность результатов, достигаемых при использовании методики
По данной методике был проведен педагогический эксперимент на группе подростков имеющих ограниченные возможности здоровья, нарушение интеллекта (в эксперименте участвовали 2 группы по 5 человек). В результате применения методики упражнений с использованием 3-х вариантов взаимодействия учеников и учителя была достигнута положительная динамика в коррекции коммуникативных способностей учеников в частности: общительность, инициативность, контактность, коммуникабельность, повысились показатели физического развития. По проведенному опросу тестовых картинок стимульной методике Рене Жиля было выявлено, что по окончанию эксперимента 80% учащихся стали легче идти на контакт со сверстниками и другими учениками, в то время, как до начала эксперимента они испытывали значительные трудности.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что данная методика позволяет наладить взаимоотношения и повысить эффективность обучения на уроках, а также дает возможность учителю уделять внимание всем ученикам в равной степени.
Высказывание Ушинского К.Д. «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически», подтверждает то, что дети с ОВЗ нуждаются в особенном подходе обучения и воспитания, педагог должен знать не только свой предмет, но психолого - педагогические и физиологические особенности развития особенного ребенка. Не все методы обучения для учащихся общеобразовательного учреждения могут быть применены к обучению детей с различными отклонениями, даже если родители выбрали для него «обычную программу» в «обычной школе».
«Чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем чтобы научиться самому.» (М. Монтень). В процессе обучения особенных детей от педагога требуется использование всех своих ресурсов, знаний и творческого мышления. Методика взаимодействия требует от учеников понимания и нахождения правильного способа доступного объяснения задания и вариантов его выполнения для учеников с ОВЗ, что тоже довольно трудно.
Лев Толстой писал, что «Если педагог соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный педагог». Главной задачей любого учителя является процесс самообразования, повышение уровня своей профессиональной компетенции, так как условия жизни и труда постоянно изменяются, необходимо находить в себе желание к самосовершенствованию.
Данная методика может использоваться учителями адаптивной физической культуры в специальных (коррекционных) учреждениях, учителями физической культуры общеобразовательных школ, а также учителями физической культуры общеобразовательных школ в инклюзивном образовании при разработке индивидуальных образовательных маршрутов.
Список используемой литературы:
- Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Лань, 2003.
- https://infourok.ru: статья «Особый ребенок в массовой школе: специальные образовательные условия получения образования ребенка с ОВЗ» - Шевцова Гульнара Агдасовна, 2017.
- https://infourok.ru: конспект урока «Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитии» - Булгакова Алевтина Леонидовна, 2016.
- Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. — 2-е изд., перераб. и дополн. — СПб.: Речь, 2005. — 477 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Школа. Новая жизнь." Адаптация ребенка к школе. ( Материалы к родительскому собранию)
Начало школьного обучения - значительное событие в жизни каждого ребенка. Помочь родителям в организации поддерживающей среды для детей в семье - важная задача школьного психолога. Данные материалы ор...
Особенности УМК ОС «Школа 2100» или как помочь ребенку, который будет учиться по стандартам нового поколения
В материале отражены особенности школы 2100, возможные трудности и рекомендации для родителей....
Готовность ребенка к школе. Проблемы адаптации к школе первоклассников.
Рекомендации для родителей....
Соблюдение дидактических и методических требований к уроку с учетом психологических особенностей ребенка
Выступление педагога-психолога на Педагогическом совете....
Учет индивидуальных особенностей ребенка при подготовке к ГИА. ( в рамках применения технологии личностно-ориентированного обучения)
Личностно-ориентированное обучение.Материал для работы с родителями, учителями - предметниками....
«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»
Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...