Физическое воспитание в условиях Крайнего Севера
материал по физкультуре
Целью доклада стало описание особенностей физического воспитания и организации оздоровительной физической культуры с учетом региональных особенностей Крайнего Севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 128.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физическое воспитание в условиях Крайнего Севера»
Подготовил(а): Винокурова Елена Егоровна, учитель физической культуры
МКОУ «Нелемнинской СОШ им. Н.И. Спиридонова - Текки Одулока».
Нелемное, 2018г.
Физическое воспитание в условиях Крайнего Севера
Для каждого народа нашей планеты, тем более для малых этносов важно сохранение своего исторического лица, той уникальности, которой он ценен.
Народы севера по сей день сохранили традиционный уклад жизни. Наши коренные малочисленные народы Севера, как и наши предки, занимаются оленеводством, охотничьим и рыболовным промыслом, а так же собирательством - заготовку на зиму ягод, грибов, лекарственных трав.
Сохранили и традиционные праздники, и многие спортивные состязания, игры, которые всегда были направлены на совершенствование их физической и профессиональной подготовки.
Физическое воспитание должно опираться на богатейшие многовековые традиции народов, на присущие народу его традиционные виды хозяйственной деятельности, на духовный мир, который сопутствовал народам в решении вопросов физического развития их подрастающего поколения, на проверенные веками формы – народные игры, самобытные упражнения, традиционные состязания, национальные виды спорта.
Спорт для северянина является не заменимым и эффективным средством в выработке высокого уровня профессионального мастерства рыбака, охотника. Кроме того человек подготавливал свой организм к внешней суровой среде обитания.
Возрождение и развитие традиций физического воспитания и оздоровления малочисленных народов Севера, имеет первостепенное значение для региона. Каждый народ живет и смотрит в будущее, опираясь на свои многовековые корни, на многовековую культуру. Только тесная связь нового поколения с прошлым создает тот духовный подъем, который может способствовать полноценной жизнедеятельности нового поколения.
Главная задача — сохранить, возродить и развивать существенный культурный пласт северных этносов — традиционное физическое и трудовое воспитание, национальные игры и спорт, этническую медицину и этническую воспитательную культуру коренных малочисленных народов Севера. Культуру нужно не развивать, ее нужно спасать!
Национальные подвижные игры ярко отражают образ жизни народа, их быт, труд, национальные традиции. В основании этих игр закладывается представление о мужестве, смелости, чести, появляется стремление овладеть силой, выносливостью, ловкостью, быстротой, мастерством, проявить смекалку, творчество и волю к победе.
На далеком северо-востоке Якутии с древнейших времен живут юкагиры.Они считаются аборигенами, то есть коренными жителями Якутии. Предки нынешних юкагиров обжили этот суровый край задолго до появления здесь предков эвенов, эвенков и якутов.
В настоящее время юкагиры компактно проживают в селе Нелемное Верхнеколымского улуса, в селе Андрюшкино Нижнеколымского улуса Республика Саха (Якутия). Часть проживает в Магаданской области, а также на Чукотке в селе Марково.
Рис.1. Юкагиры
Некоторые ученные считают, что слово юкагир происходит от тунгусских слов дюкэ (лед) и гир (племя, народ), т.е. люди ледяной страны. Есть также мнение о происхождении этого слова от юкагирского йукэ (йоке) – со значением далекий, т.е. «далекое племя».
Сами юкагиры называют себя по-другому. Юкагиры с Верхней Колымы именуют себя одулами, а юкагиры в Нижней – вадулами, что в переводе с юкагирского означает «могучий, сильный».
Такова краткая характеристика юкагиров как одного из этносов.
Говоря о духовной культуре юкагирского народа, а также традиционного физического воспитания подрастающего поколения, можно отметить, что оно, как и у других народов Севера, было связано с фактором выживания.
Детей воспитывали так, чтобы они были закаленными от холода, психологически стойкими, развивали физические качества, навыки владения практическими умениями – промысловика и хорошей хозяйки. В старшем возрасте поддерживали физическую и двигательную подготовленность для жизни и работы в суровых северных условиях. В прошлом такой процесс воспитания способствовал и военной подготовке народа для защиты от врагов. Уже с шести – семилетнего возраста юкагиры обучали своих детей изготавливать и стрелять из лука, делать ловушки для зверей. Такие уроки хорошо развивали силу рук, пальцев. В весеннее и летнее время мужчины брали своих сыновей на охоту и рыбалку. Обучали и управлению лодкой-долбленкой, здесь необходимым было держать равновесие и спокойствие. При потере равновесия лодка моментально могла перевернуться. В этом периоде мальчики не только привлекались как помощники, но и воспитывались как будущие кормильцы своего народа и всей семьи. Женщины тоже обучали своих дочерей некоторым навыкам, девочки помогали заготавливать дрова, носили воды, помогали в обработке шкур.
Все эти задачи успешно решались с помощью традиционных средств воспитания, к которым относятся самобытные упражнения, игры народов и состязания.
По данным исследователей у юкагиров много веков назад существовала некая школа Кичил. Кичил означает «ученье, наука». Добывание пищи в условиях сурового Севера, необходимостью отстаивания охотничьих угодий и пастбищ, охраны своих земель от врагов -все это требовало воспитания смелых и сильных людей.
По легенде у юкагиров был свой Тонбэйэ шоромо (сильный человек)- юкагирский богатырь, который был защитником своего народа от нападения врагов, обладал огромной физической силой, ловкостью, храбростью, выносливостью. По материалам этнографического исследования В.И.Йохельсона (проведенных в конце 19 – начале 20 вв.)
юкагирские сильные люди славились как всем северо-востоке силой и ловкостью.
В школе «Кичил» молодые парни - будущие защитники и добытчики осваивали искусство воина. Они учились увертываться от стрел. На открытом месте, окруженном с нескольких сторон лучниками, юноша старался увернуться от пущенных в него стрел. При обучении использовались специально затупленные стрелы, но попадание их было довольно болезненным. Это испытание требовало быстрой реакции и внимательности. Некоторые воины достигали такого уровня, что могли ловить стрелы на лету руками. Существует легенда об одном юкагирском воине - Эдильвей, который ловил вражеские стрелы и стрелял ими.
Особое место в ученье занимала точность стрельбы. Так в рассказе Семена Курилова «Мишень мести» говорится о юношеских забавах – стрельбе из маленького лука. Необходимо было попасть в глаз белки, не задев при этом шкурку, или летящего комара.
Юкагирский воин должен был уметь хорошо прыгать. Известны такие юкагирские игры, которые развивали такие способности: в упоре лежа юноша должен был перепрыгнуть через бревно, которое раскачивали 2 человека. Если он не мог перепрыгнуть, то бревно могло сломать ему руки и ноги. Это упражнение называется «чэбилбудимэнмэгэл» - прыжок через бревно. У юкагиров нижней Лены существовало особое упражнение «индии»: на одной ноге перепрыгнуть через копья, воткнутые острием вверх. Победителем признавался тот, кто оставался без царапин.
Много внимание уделялось развитию выносливости. Существуют рассказы, в которых даже животные и птицы помогали людям стать быстрыми. В одном из таких рассказов медведь помогал мальчику, он приказал ему, чтоб тот бежал за ним до тех пор пока не догонит.
С малых лет дети юкагиры тренировались бегу по кочкам, что развивало координацию движений. Это было необходимостью при охоте на уток и гусей во время линьки. Один из участников экспедиции Билингса Матюшкин Ф.Ф. вспоминал: «Быстрота и проворство, с какими туземцы преследуют разбегающихся в разные стороны гусей, беспрерывно действуя палкой по всем направлениям, заслуживает уважения».
Юкагиры учили своих детей выдержке, стойкости, ловкости. Много внимания уделялось силовой подготовке. Мальчики поднимали и носили большие глыбы камней. После такой подготовки мужчины легко таскали на себе туши убитых лосей, оленей. Все юкагиры были хорошими следопытами, отлично ориентировались в тайге, умели рисовать точные карты местности. Охотники на лыжах бегали так быстро, что облако снежного кома оставались на том месте, где они пробегали. Так они могли догнать убегающего лося.
Игры, состязания, самобытные физические упражнения юкагиров.
Основными средствами физического воспитания юкагирского народа являлись исторически сложившиеся национальные игры, состязания и самобытные физические упражнения.
Юкагирская игра «Бег на чурках» («Полбиэлгэн шубэндьиил»). Участвуют от 2 до 10 человек. Берутся две чурки высотой 20 см и к ним привязывают веревку. Игроки по команде становятся на чурки, берут веревку и как можно сильнее натягивают ее, чтобы чурка была плотно прижата к ногам и начинают бег по противоположного края. Тот, кто первым прибегал к финишу, не падая, становился победителем.
Педагогическое значение игры: игра способствовала совершенствованию координации движений, развитию силы ног, ловкости, воспитанию выдержки и настойчивости.
Игра «Прыжки через нарты» («Миидьии будиэ мэнмэндьиил»). Здесь участникам следовало перепрыгнуть поперек нарт максимально количество раз. Отталкиваясь двумя ногами, стараясь не задеть нарту какой-либо частью тела.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы ног, совершенствованию прыгучести, ловкости, воспитанию смелости и решительности.
Игра «Метание аркана» («Мэрэйэ мамутэ»). Для игры подготавливали площадку: обозначалась линия броска, от нее на расстоянии 10 м располагали деревянные манки уток. Игроку давалось 3 попытки. Цель игры: сбить как можно больше уток.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук и плечевого пояса; совершенствованию меткости бросков, обучению навыкам, необходимым оленеводу и промысловику.
«Стрельба из лука» («Лукилэ норххо5аануйэ»)
Каждый участник имел свой собственный лук со стрелами. На расстоянии 15-20 м располагалась цель, в которую должны были попасть лучники.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию глазомера, точности движений, подвижности пальцев; воспитанию настойчивости, терпения, выдержки.
«Прыжки через бревно» («Йархужэшнуйэ шаал будиэн»). Берется бревно длиной в 2 метра. К концам привязывают веревки. Два игрока держат за веревки и раскачивают бревно. Третий игрок принимает положение, лежа и перепрыгивает через бревно, отталкиваясь одновременно руками и ногами. Прыгает под счет до первого касания бревна.
Педагогическое значение игры: игра способствовала развитию силы рук, воспитанию настойчивости, терпения, выдержки.
У юкагиров существовало много состязаний, в которых юноша, девушка или взрослый должен был показать находчивость, силу, ловкость, мужество и проявить стойкость в борьбе с соперником. Популярными у юкагиров были: стрельба из лука, метание аркана, гонки на охотничьих лыжах, перетягивание палки, прыжки в высоту, прыжки через нарты и т.д. Проводились обычно на национальных праздниках, во время отдыха на промыслах, во время похода за ягодами.После игр подвижного характера состязания фактически являлись как бы вторым этапом развития и совершенствования физических и психических качеств будущего промысловика.
Положительной стороной данных видов спортивных игр является доступность физических элементов для всех возрастных групп человечества, т.е. начиная с раннего детства и до пожилого возраста люди могут выполнять данные упражнения.
Юкагиры относились и считали эти игры не забавой, не просто развлекательными играми, они были подготовкой к настоящей жизни, когда от ловкости, силы, меткости обучаемого зависела жизнь семьи, рода.
Подводя итоги нашей работы, мы пришли к выводу, что программа физического воспитания не только школьников, но и детей дошкольного возраста, должно соответствовать уровню физического развития, физической подготовленности проживающихв северных регионах. Другими словами, сегодня необходима оптимизация учебно-тренировочных программ с учетом климатических, географических, региональныхособенностей и адаптационных двигательных качеств, а также традиционных средствфизического воспитания. При этом нужно обязательно учитывать возрастные особенности детей привключении в программу национальных игр и упражнений.
Использование программы физического воспитания при специально созданных этнопедагогических условиях позволит значительно обогатить и сохранить духовную жизнь и культуру не только юкагиров, но и других народов Севера. А знания в области физического воспитания народов, знаний о содержании и правилах игр будут передаваться от одного поколения к другому.
Таблица 1
Классификация юкагирских игр и упражнений
на развитие физических качеств у детей
Сила | Быстрота | Ловкость | Выносливость | Гибкость |
Бег на чурках «Полбиэлгэншубэндьиил» | Бег на чурках «Полбиэлгэншубэндьиил» | Бег на чурках «Полбиэлгэншубэндьиил» | ||
Толкание бревна «Шаал чул5уйиил» | Прыжки через нарты «Миидьии будиэ мэнмэндьиил» | Прыжки через нарты «Миидьии будиэ мэнмэндьиил» | Прыжки через нарты «Миидьии будиэ мэнмэндьиил» | Бег по качкам «Полбиэнгэт шубэндиил» |
Метание аркана «Мэрэйэмамутэ» | Бег по качкам «Полбиэнгэт шубэндиил» | Метание аркана «Мэрэйэмамутэ» | Стрельба из лука «Айиим Луукилгэт» | |
Прыжки через бревно «Йархужэшнуйэ шаал будиэн» | Прыжки через бревно «Йархужэшнуйэ шаал будиэн» | Прыжки через бревно «Йархужэшнуйэ шаал будиэн» | Прыжки через бревно «Йархужэшнуйэ шаал будиэн» | |
Толкание бревна «Шаал чул5уйиил» | Бег на лыжах «Шубужэл угурчэлэ» | Бег на лыжах «Шубужэл угурчэлэ» | Бег на лыжах «Шубужэл угурчэлэ» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая ситуация в городе Нижневартовске и проблемы адаптации в условиях Крайнего Севера.
Экологическая ситуация в городе Нижневартовске....
Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера
Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов. ...
Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера
Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов. ...

Особенности адаптации детского организма к школе в условиях Крайнего Севера.
В современных условиях усиливается воздействие на детский организм школьных факторов, так как в последнее время в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса, что потенциально...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме : КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА КРАЙНЕГО СЕВЕРАИ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.
Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., ...

Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...

Технология коррекции нарушений грудного отдела позвоночного столба у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера, средствами физической культуры
Аннотация: В статье раскрывается проблема состояния ОДА (опорно-двигательного аппарата) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В октябре 2018 года было проведен...
Комментарии
Применим на ЯМАЛе!
Применим на ЯМАЛе!