Особенности адаптации детского организма к школе в условиях Крайнего Севера.
статья по биологии на тему
В современных условиях усиливается воздействие на детский организм школьных факторов, так как в последнее время в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса, что потенциально усиливает роль их влияния на морфо-функциональное развитие. В этих условиях является актуальной проблема сохранения и развития адаптации детского организма к школьной среде. Решение данного вопроса возможно при оценке воздействия школьных и экологических факторов среды на организм ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_detskogo_organizma.docx | 374.18 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА К ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
В современных условиях усиливается воздействие на детский организм школьных факторов, так как в последнее время в образовательной системе наблюдается интенсификация учебного процесса, что потенциально усиливает роль их влияния на морфо-функциональное развитие. В этих условиях является актуальной проблема сохранения и развития адаптации детского организма к школьной среде. Решение данного вопроса возможно при оценке воздействия школьных и экологических факторов среды на организм ребенка.
Переход детей к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в их организме, которая обусловлена спецификой режима дня обучающихся и условиями обучения. Наблюдаются незрелость и несовершенство сердечно-сосудистой системы младших школьников, функциональная рассогласованность и как следствие, сниженные адаптационные возможности. Это является неблагоприятным фоном для воздействия нерегламентированных школьных нагрузок. Происходит снижение уровня систолического артериального давления от начала к концу учебной четверти, полугодия, года в возрастно-половых группах 7-17 лет, что является проявлением нарастающего утомления.
Концепция опережающего обучения, принципы вариативности педагогических технологий реализуются путем внедрения интенсивных развивающих программ, не учитывающих возрастно-половых и морфо-функциональных возможностей организма в критические и сенситивные периоды развития детей.
Индивидуально-дифференцированная и развивающая система обучения обусловлены чрезмерными суммарными нагрузками, которые вызывают существенное падение умственной работоспособности и резко выраженное утомление к концу недели. При оптимизации всего школьного процесса повышенная учебная нагрузка не вызывала какие-либо негативные сдвиги со стороны морфо-функционального статуса детского организма. Более того, дети, обучающиеся по сложным учебным программам, имели ряд лучших характеристик физического развития. В то же время следует признать, что особенности адаптации детского организма к школьной среде зависят от конкретных условий, как учебных, так и общей экологической ситуации.
В настоящее время общепризнанно, что изменение функционального состояния организма школьников в течение учебного года, необходимо рассматривать при участии двух основных тенденций – возрастной динамики и адаптивных изменений, возникающих в учебном году.
Обучение в школе является длительно действующим фактором, который может накладывать отпечаток на все последующее индивидуальное развитие организма. Начало систематического обучения в школе связано у детей не только с резко возрастающей умственной нагрузкой, но и со значительным ограничением двигательной активности – «школьной гипокинезией». Так называемый информационный взрыв неизбежно влечет за собой дефицит мышечной нагрузки у школьников, вынужденных тратить на занятия большую часть своего времени. С полным правом можно констатировать, что учебная деятельность современных школьников, особенно старшеклассников, характеризуется рассогласованием физического и интеллектуального компонентов труда.
Переход детей к режиму школьного обучения вызывает глубокую функциональную перестройку в их организме. Которая обусловлена спецификой режима дня учащихся и условиями обучения. В период адаптации к школе у детей меняется деятельность многих функциональных систем, повышается возбудимость корковых клеток, нарушается взаимодействие сигнальных систем, изменяется деятельность эндокринной системы. Это проявляется у большинства школьников в изменении эмоционально-поведенческих реакций, повышенной утомляемости на уроках.
Проблема адаптации – это, в сущности, проблема регуляции вегетативных функций, которые в процессе приспособления организма к условиям среды настраиваются на новый уровень функционирования. При этом для процессов долговременной адаптации чрезвычайно существенна способность организма закреплять адаптивные сдвиги.
На организм учащихся влияют как учебные, так и экологические факторы среды.
При обсуждении проблем адаптации детского организма к школе в условиях Крайнего Севера, необходимо охарактеризовать экологические факторы региона, воздействующие на организм. Комплекс природных факторов Севера имеет ряд специфических черт. В регионах Крайнего Севера организм человека подвергается воздействию различных сочетаний экстремальных факторов внешней среды. В контексте единства организма и окружающей среды уместно вспомнить известное высказывание И.М.Сеченова:»Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен. Поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него, так как без последней существование организма не возможно».
Северные регионы, прежде всего, отличаются своеобразным радиационным режимом, обусловленным географическим положением, низким температурным режимом зимой и резкими перепадами температуры в разные сезоны года. Атмосферное давление и циркуляция атмосферы, определяющие формирование климата и погоды в условиях Севера имеют свои специфические особенности, создающие определенный риск здоровью детского населения.
В условиях Крайнего Севера для детского организма, несомненно содержатся элементы неадекватности, что обусловлено несоответствием генофенотипических свойств организма условиям внешней среды.
В основе приспособительных реакций организма, как известно, лежат нервные и гуморальные механизмы. Еще И.П.Павлов отмечал, что в процессе приспособления вся деятельность организма приводится во все более точное уравновешивание с окружающей средой под влиянием коры головного мозга.
В условиях Севера общей неспецифической приспособительной реакцией организма к холодовому воздействию следует считать возбуждение центральной нервной системы, которое в свою очередь сопровождается усилением ряда вегетативных функций. При этом следует отметить, что мозг выступает центральной адаптивной системой управления, способной перестраивать функциональную организацию подсистем. Все сказанное позволяет отметить, что адаптация к условиям Севера связана с усилением напряжения центральной нервной системы и, прежде всего, структур головного мозга. Действие необычных раздражителей Севера вызывает функциональную перестройку коры больших полушарий и подкорковых вегетативных центров. Объективными наблюдениями неспецифических регуляторных функций центральной нервной системы и интегральных функций головного мозга человека в условиях Севера установлено, что выраженные отклонения их обусловлены изменениями суточного светового режима в разные сезоны года и, с другой, - психологическим стрессом.
В условиях Северной зимы обостряется проблема гипокинезии. Об этом свидетельствует увеличение количества школьников, страдающих ожирением (данные таблицы). В зимние месяцы на Севере отмечается снижение двигательной активности на 50-70% по сравнению с уровнем возрастной кинезофилии. Даже в относительно благоприятное время года (в сентябре) гипокинезия у школьников Севера более выражена, чем у детей средних широт. Таким образм, в условиях Севера организм подвергается воздействию целого ряда неблагоприятных факторов, обусловленных климатогеографическими условиями, в числе которых холод рассматривается как наиболее важный.
Серьезные изменения вегетативной нервной системы также указывают на роль комплекса северных экологических факторов в особенностях адаптации к последним.
Для периода полярного дня характерно преобладание тонуса симпатического отдела вегетативной нервной системы, а в зимнее время отмечается постепенный переход к реакциям парасимпатического характера.
Важную роль в поддержании гомеостаза в экологических условиях Севера играет сердечно-сосудистая система. В настоящее время изменение ритма сердечных сокращений рассматривается как универсальная оперативная реакция целостного организма в ответ на воздействие внешней среды. Частота сердечных сокращений – это конечный результат многочисленных регуляторных влияний. Один из важных звеньев этого механизма обеспечивает баланс между парасимпатическим и симпатическим отделами вегетативной нервной системы. При этом одной и той же частоте пульса могут соответствовать различные комбинации активности звеньев, обеспечивающих вегетативный гомеостаз. В то же время следует отметить, что ритм сердечных сокращений зависит от более высоких уровней регуляции и управления. Также ритм сердечных сокращений находится под воздействием эндокринной системы.
В настоящее время расширяется тенденция поиска и использования новых обобщающих показателей адаптации организма к изменяющимся условиям окружающей среды. В этой связи исследование прогностической значимости адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей заслуживает более глубокого внимания. Впервые на эту проблему, применительно к взрослому населению обратили внимание Р.М.Баевский и А.П.Берсенева. Ими для определения адаптационного потенциала в условных единицах была рассчитана формула и доказана ее информационная ценность для оценки состояния здоровья взрослого населения. М.В.Антропова, Г.В.Бородкина, Л.М.Кузнецова проанализировали использование уровней адаптационного потенциала, предложенные для оценки у взрослых адаптации сердечно-сосудистой системы и показали, что использование критериев адаптации взрослых на детей может привести к ошибочным заключениям. Соответственно ими впервые были разработаны градации адаптации сердечно-сосудистой системы для детей. Однако ряд положений требует уточнения и развития. Последнее особенно актуально для физиологии детей в условиях Севера. Недостаточная изученность применимости адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы для различных возрастных групп детей обуславливает объективную необходимость расширения этих исследований с учетом реальной экосоциальной ситуации школьников.
Результаты ежегодного углубленного медосмотра обучающихся (воспитанников)
Результаты медосмотра | |||||||
Учебный год | 2004-2005 | 2005-2006 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2010-2011 |
Подлежало осмотру | 660/412 | 644/334 | 649/272 | 665 | 638 | 644 | 634 |
Осмотрено | 542/323 | 526/249 | 583/249 | 653 | 634 | 644 | 634 |
Травмы | 8 | 8 | 8 | 5 | 5 | 6 | 7 |
Нарушение осанки | 53 | 52 | 48 | 46 | 42 | 69 | 42 |
Сколиоз | 56 | 52 | 50 | 46 | 36 | 20 | 8 |
Плоскостопие | 34 | 33 | 31 | 26 | 26 | 59 | 37 |
Снижение остроты зрения, миопия | 157 | 128 | 117 | 111 | 308 | 310 | 172 |
Кариес | 259 | 227 | 233 | 202 | 307 | 323 | 401 |
Хронический тонзиллит | 28 | 41 | 46 | 31 | 17 | 27 | 19 |
Хронический отит | 15 | 21 | 13 | 18 | 10 | 11 | 7 |
Хронический ренит | 21 | 26 | 19 | 12 | 9 | 3 | 13 |
Врождённый порок сердца | 5 | 6 | 6 | 7 | 3 | 2 | 2 |
Функц. ПМК, ФСШ, ДХЛЖ | 55 | 90 | 91 | 72 | 117 | 136 | 42 |
Заболевания кожи | 15 | 28 | 43 | 15 | 12 | 2 | 2 |
Заболевания лёгких | 8 | 7 | 10 | 5 | 7 | 13 | 10 |
Бронхиальная астма | 5 | 7 | 9 | 9 | 11 | 13 | 6 |
Заболевания почек | 47 | 41 | 35 | 46 | 51 | 57 | 42 |
Заболевания ЖКТ | 29 | 46 | 42 | 35 | 35 | 25 | 14 |
Пупочная, паховая грыжи | 14 | 10 | 4 | 1 | 4 | 19 | 20 |
Фимоз, варикоцеле | 14 | 12 | 13 | 11 | 12 | 28 | 15 |
Гематогенный остеомиелит | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Артрит, артроз | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 4 | 4 |
Сахарный диабет | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |
Отставание в физическом развитии | 15 | 9 | 25 | 24 | 47 | 18 | 18 |
Ожирение | 7 | 19 | 9 | 8 | 24 | 35 | 41 |
Заболевания щитовидной железы | 3 | 2 | 2 | 9 | 9 | 2 | 2 |
ВСД | 31 | 26 | 46 | 35 | 26 | 20 | 19 |
Энурез | 4 | 2 | 4 | 3 | 2 | 3 | |
Психо-неврологические заболевания | 78 | 77 | 76 | 65 | 60 | 87 | 69 |
Эписиндром | 9 | 8 | 9 | 8 | 10 | 10 | 10 |
Логоневроз | 8 | 7 | 6 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Таким образом, анализ данных о влиянии суровых климатогеографических факторов на организм человека применительно к изучаемой территории позволяет заключить: комплекс северных экологических факторов оказывает существенное влияние на системы и механизмы гомеостаза; вопросы адаптации детей к этим условиям все еще остаются недостаточно изученными; особенности адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы у детей, проживающих в условиях Севера, остаются практически не изученными.
Все это позволяет заключить, что весьма актуальным становится изучение особенностей формирования адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы детей в суровых климатических условиях.
Проблема изучения адаптивного поведения и онтогенеза ребенка при изменении экосоциального фона является крайне актуальной, поскольку адекватное формирование и эволюция организма может происходить только в экологически адекватной среде и понять природу явлений гораздо легче, если рассматривать их в процессе становления, а не тогда, когда они анализируются как нечто, возникающее сразу в законченном состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая ситуация в городе Нижневартовске и проблемы адаптации в условиях Крайнего Севера.
Экологическая ситуация в городе Нижневартовске....
Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера
Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов. ...
Проблемы подготовки рабочих кадров в условиях Крайнего Севера
Существующие учебные программы содержат материал, который не учитывает конкретные природные условия проживания и особенно жесткие климатогеографические особенности северных регионов. ...
Биоэкологические исследования городской среды в условиях Крайнего Севера
Пример использования биоиндикации для мониторинга экологии города ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме : КЛИМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА КРАЙНЕГО СЕВЕРАИ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО – ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЛЫЖНИКОВ – ГОНЩИКОВ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА.
Современная система подготовки спортсмена является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, средства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., ...
Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера
исследовательская работа "Технико-тактическая подготовка юных дзюдоистов в условиях Крайнего Севера" направлена на выявление условий способствующих повышению результативности учебно-тренировочного про...
Особенности проведения занятий по физической культуре с детьми старшего дошкольного возраста в условиях Крайнего Севера
Аннотация. В статье представлен анализ результатов анкетного опроса инструкторов по физической культуре, работающих в дошкольных образовательных учреждениях. Анкетирование проводилось с целью выя...