Игровое пособие "Волшебный парашют"
план-конспект по физкультуре

Байрак Яна Викторовна

«Волшебный парашют» – универсальное игровое пособие в период адаптации детей раннего возраста. Игровой парашют – это яркая ткань, состоящая из нескольких цветных  секторов, у которой по кругу расположены ручки. 

Игра с парашютом является инструментом психолога и педагогов для наблюдения за детьми в период адаптации к ДОУ, коррекции видимых нарушений коммуникативной, эмоционально-волевой и познавательной сферы.
 Парашют даѐт ребѐнку богатый спектр новых ощущений: это и яркий зрительный образ, и сильный ветер, и ощущение мягкой ткани, обнимающей ребѐнка, сидящего под парашютом. «Волшебный парашют» настолько привлекателен сам по себе, что обычно детей не приходиться долго уговаривать – они сами мчатся к нему со всех ног. 
Даже очень стеснительные дети, которые с трудом приобщаются к общим играм, любят играть с парашютом. Для тихих и застенчивых детей парашют даѐт массу возможностей для постепенного присоединения к компании детей. Ведь в играх никто не требует сразу давать руку другим детям, как в хороводе, или сразу входить в круг. Каждый ребѐнок может выбрать свою скорость и свою степень активности.
 Данное игровое пособие очень полезно как тихим и медлительным детям, так и активным, в том числе и гиперактивным детям, поскольку игры с парашютом дают возможность «растормошить» тихих детей и утихомирить особо шустрых. Активные дети, играя с парашютом, научатся соблюдать правила игры, дожидаться своей очереди, взаимодействовать друг с другом. 
Парашют даѐт массу возможностей для игр с правилами, игр с границами. 
Во время участия детей в коллективных играх, и игровых упражнениях с использованием пособия «Волшебный парашют» создаѐтся особая обстановка, требующая от детей умения согласованно решать задачи двигательного характера, подчиняться определѐнным правилам, использовать хорошо знакомые движения в соответствии с игровыми ситуациями, а также самостоятельно находить разные способы выполнения задания, придумывать новые игры, варианты игр и правила к ним.     Основной структурной единицей занятий с парашютом является композиция, то есть слитные по технике выполнения и непрерывные по содержанию двигательные упражнения, которые объединяются в комплекс. По глади парашюта можно пустить мягкую, тихую рябь, а можно шумные и бурные волны, в зависимости от того, какую цель мы преследуем. 
 Игры с ним учат согласованности действий, умению чувствовать движения остальных игроков, слушать инструкции взрослого, способствуют развитию внимания, координации. 
Игра с парашютом укрепляет мышцы плеч, предплечий и кистей рук, что оказывает положительное влияние на развитие детей. Создавая с помощью парашюта гигантские волны, дети совершенствуют свои навыки моторного восприятия и развивают чувство ритма. Данная игра снимает нервно-психическое напряжение, раскрепощает ребенка, создает предпосылки для установления контакта с другими детьми, способствует развитию воображения. 
Из практики работы с данным пособием можно сказать, что парашют оказывает несравненную помощь в «соприкосновении» ребенка с социумом и помогает ему самостоятельному проникнуть в него.
 
 Картотека игр:
 «Приветствие» Дети садятся на ковер, вытянув ноги вперед под парашют, и держат парашют. Поднимая парашют как можно выше, говорим друг другу «привет», «доброе утро». 
«Воробушки» Возраст: от 1,5 лет Цель: Вызвать у детей эмоционально положительный отклик на игровое действие. Взрослые поднимают и опускают парашют, а под ним прыгают на двух ногах дети-воробушки, которые машут крылышками. Когда звучит команда «вылетай поскорей», все дети выбегают из-под парашюта, а потом по команде "Воробушки, домой!", они должны "залететь" в домик, т.е. оказаться под парашютом. Парашют можно опустить: пришла ночь и воробушки легли спать. Потом игра начинается заново. Среди белых голубей Скачет серый воробей. Среди белых голубей Скачет серый воробей. Воробушек-пташка, Серая рубашка, Вылетай поскорей! Выбегай, не робей! Полетали, покружились, И обратно воротились. 
«Волны» /»Пламя» Возраст: 2-7 лет. Цель: раскрепостить детей, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение. Эта игра подходит для любого возраста. Она помогает как активизировать группу, так и успокоить. Начинаем с мелких волн/ искорок, потом раскачиваем парашют всѐ сильнее, устраиваем шторм/огонь. Затем постепенно уменьшаем волны/огонь, приговаривая, что ветер/огонь стал слабее, волны/искорки утихают/ гаснут, и на море штиль. Можно заменить слова музыкой. Громкая или быстрая музыка – сильные волны/огонь. Тихая или медленная музыка – слабые волны/огонь.
 Игра «Затейники» Возраст: 2-7 лет. Цель: развитие слухового и зрительного внимания; активизация двигательных навыков; формирования удерживать красивую статичную позу. Выбирается «затейник». Дети идут по кругу, держат парашют (сначала правой, потом левой рукой) и произносят слова: Ровным кругом друг за другом Мы идѐм за шагом шаг. Стой на месте, дружно вместе Сделаем вот так! По окончании слов дети останавливаются, копируют движение, показанное «затейником», и стараются его «удержать».
 «Волшебный сон» Возраст: от 1,5 лет Цель: Снятие психомышечного напряжения. Взрослые 3-4 человека медленно надувают парашют и опускают парашют, дети в это время лежат «ромашкой». Реснички опускаются... Глазки закрываются... Мы спокойно отдыхаем... Мы спокойно отдыхаем... Сном волшебным засыпаем... Дышится легко... ровно...глубоко... Наши руки отдыхают... Отдыхают... засыпают... Отдыхают... засыпают... Шея не напряжена и расслаблена... Губы чуть открываются... Все чудесно расслабляется... Все чудесно расслабляется... Дышится легко... ровно... глубоко (Длинная пауза. Дети выходят из "Волшебного сна") Мы спокойно отдыхали, Сном волшебным засыпали... Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем. Их повыше поднимаем Потянуться! улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!
 «Грибок» Возраст: от 2 лет. Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения. Все держатся за ручки парашюта, и плавно поднимают его три раза, и на третий раз все, не отпуская ручки, заходят внутрь парашюта, и он плавно опускается сверху на всех. Дует-дует ветерок, Заходите под грибок! 
«Летает – не летает» Возраст: от 2 лет Цель: Развитие быстроты реакции, мышления. Все игроки держатся за край парашюта и идут по кругу. Инструктор называет летающие предметы, такие как, самолет, птица, бабочка, жук и т. д., играющие поднимают руки вверх, раздувая парашют над головой. В других случаях необходимо присесть.
 «Кто под парашютом?» Возраст: от 2 лет Цель: Развитие слухового восприятия. Дети идут по кругу, произнося слова, ведущий в центре, под парашютом, узнает того, кто позвал. «… ты сейчас в лесу, мы зовем тебя – АУ! … не зевай, кто позвал тебя узнай!» 
«Три медведя» Возраст: от 1,5 лет Цель: Создание благоприятного психоэмоционального состояния, выполнение движений в соответствии с текстом. 3 медведя шли домой (дети идут с парашютом по кругу) Папа был большой, большой (парашют поднят вверх) Мама с ним – поменьше ростом (руки с парашютом на уровне груди) А сынок – малютка просто (приседают, опуская парашют) Очень маленький он был, С погремушками ходил (парашют ритмично поднимают и опускают) Дзинь – дзинь! «Весна» Возраст: от 2 лет Цель: Развитие речи, умения ритмично двигаться в соответствии с текстом. Солнышко, солнышко (идут по кругу, несут парашют) Золотое донышко Гори, гори ясно Чтобы не погасло Побежал в саду ручей (бегут по кругу, держа парашют) Прилетело сто грачей (поднимание, опускание парашюта) А сугробы тают, тают (медленное приседание) А веточки подрастают (подняться вверх парашют) 
«Волшебный пузырь». Возраст: 3-7 лет. Цель: эмоциональная разрядка. Купол парашюта («пузырь») надуть максимально (руки поднимаем вверх), со словом « бах!» (громко кричим) - сдули. 
«Космическое путешествие». Возраст: 3-7 лет. Цель: раскрепостить детей, сплотить группу, вырабатывать согласованность движений, внимание, развивать чувство ритма, снять нервно-психическое напряжение. Ведущий знакомит детей с двумя персонажами, которых необходимо запустить ракете в космос. Парашют опущен, дети ждут команды взрослого. «3-2-1-пуск!» (громко, все вместе произносим команду). Купол поднимаем резко вверх - герой летит в космос! Эта игра вызывает бурный всплеск эмоций у детей. «Букашки». Возраст: 2-7 лет. Цель: релаксация, психологический этюд. Взрослые 3-4 человека надувают парашют, дети в это время лежат «ромашкой». Парашют поднимается. В момент приземления купола дети- «букашечки» хаотично двигают ножками и ручками.
 «Терем-теремок». Возраст: от 2 лет. Цель: снятие психоэмоционального напряжения. Взрослые 3-4 человека надувают парашют и говорят: « Терем-терем-теремок, кто-кто в теремочке живет…» Пошел дожик: кап-кап-кап. Дети прячутся в домик. 
 
В заключение хочется отметить, что предложенные игры использованием пособия «Парашют» способствуют благоприятной адаптации детей, помогают психологу, педагогам ДОУ корректировать эмоциональные нарушения у ребенка. У детей значительно повышается общий эмоциональный фон; снижается уровень тревожности; повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со сверстниками; сокращаются сроки психофизической адаптации, укрепляются адаптивные возможности. Игры вырабатывают умение чувствовать и понимать окружающих, проявлять интерес к сверстникам, помогают создавать в группе дружескую атмосферу, взаимопомощь, доверие, сплоченность, доброжелательное и открытое общение друг с другом и со взрослыми, облегчая процесс совместного обучения.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приложение № 6. Игры с парашютом.

"Приложение № 6. Игры с парашютом" - это материалы в копилку развития сенсомоторных навыков и веселых игр для дошкольников....

"Технология изготовления парашюта из бумаги"

Материал включает в себя  инструкционную карту по изготовлению бумажной модели парашюта и материалы для бесед по этой теме. Конец занятия - это увлекательные запуски!...

Игры с парашютом

Использование нетрадиционного пособия " парашют"...

Методическая разработка. Изготовление парашюта.

Авиамоделизм – вид спортивно-технического творчества, в  котором дети учатся проектировать и создавать действующие авиационные модели и участвовать в соревнованиях с целью повышения своего спорти...

Методическое обеспечение программы. Изготовление парашюта.

Данное методическое обеспечение предназначено для отработки этапов изготовления модели "парашют" детьми младшего возраста до 12 лет....

"Золотые парашюты"

Статья о проекте "Литературное Видное"...