Главные вкладки
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно- спортивной деятельности
материал по физкультуре
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно- спортивной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyyavlenie_fiz_sposobnostey.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрение новых образовательных технологий, отвечая на запросы современного общества, расширение возможности для участия одарённых и способных обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Целью данной программы является приобщение обучающихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни.
В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Оздоровительные задачи физического воспитания.
1.1 Охрана и укрепление здоровья обучающихся.
1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.
1.3 Повышение физической работоспособности.
2. Образовательные задачи физического воспитания.
2.1. Формирование двигательных умений и навыков.
2.2. Развитие двигательных способностей.
3. Воспитательные задачи физического воспитания.
3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями
3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно- волевых черт личности.
Дифференцированный подход на занятиях физической культуры.
1. Теоретические основы дифференцированного подхода на занятиях физической культуры.
1.2. Тип нервной системы и уровень развития обучающихся.
1.3. Возрастно-половые особенности обучающихся.
1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.
2. Организация дифференцированного обучения на занятиях физической культуры.
1. Изучение индивидуальных особенностей обучающихся:
Пол,
Возраст,
Данные медицинского обследования.
Показатели контрольных испытаний.
2. Управление деятельностью обучающихся:
Распределение учащихся на группы,
Определение физических нагрузок,
Организационно-методические мероприятия.
3. Активизация самостоятельной деятельности обучающихся:
Выявление помощников и проведение с ними занятий,
Составление учебных карточек-заданий для групп обучающихся.
Разработка дифференцированных домашних заданий. Рассмотрим вышеперечисленные приёмы более подробно.
2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.
В программу изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае.
2.2. Управление деятельностью обучающихся.
Для того, чтобы педагогически правильно управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы в занятие, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития обучающегося, осуществлять контроль за физической подготовленностью детей. Для изучения физической подготовленности обучающихся составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.
Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.
Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.
Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для учащихся 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для школьников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной ученик. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого школьника.
2.3. Активизация самостоятельной деятельности обучающихся.
Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сам из числа более подготовленных обучающихся, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем занятии, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы обучающихся. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений, различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые у них на недостаточно высоком уровне и т.д. Лучше эти занятия организовывать с командирами групп из параллельных групп. Такие занятия способствуют профессиональной ориентации.
При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с учениками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у учеников навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков.).
Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях АФК использую для того, чтобы закрепить потребность обучающихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии:
1. Знания (ответы, комплексы упражнений).
2. Умения и навыки (технические и тактические действия).
3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста).
4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).
5. Судейство.
6. Страховка.
7. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).
8. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на занятии). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.
Основные мероприятия по реализации программы.
I. Диагностика:
- Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости.
- Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению физических качеств; банка данных талантливых детей.
- Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
- Изучение личностных потребностей одаренных обучающихся путем собеседования.
II.Развитие физических качеств:
- привлечение обучающихся к проведению школьных соревнований, турниров, конкурсов и олимпиад.
- использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- проекты по физической культуре и формированию ЗОЖ;
- составление и внедрение в жизнь школы комплексов УГГ и ОРУ;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение групповых и коллективных работ;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей физической деятельности.
- Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
- Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях.
План мероприятий по выполнению программы
№ п/п | Наименование мероприятия | Учебный год | ||
2021-2022 | 2022-2023 | 2023-2024 | ||
1 Разработка программы работы с одаренными детьми в сфере физического воспитания | + | + | + | |
Разработка и утверждение документальной базы | + | + | + | |
Участие во внутриучрежденческих, районных соревнованиях | + | + | + | |
Организация работы по развитию одарённых детей | + | + | + | |
Участие в конкурсах «Зарница», «А у нас есть спортсмен!» «Лучший спортсмен школы», «Мы всех быстрей!» | + | + | + | |
Организация в каникулярные дни тренировочных занятий, соревнований для одаренных детей | + | + | + | |
Разработка методических материалов | + | + | + | |
Проведение собраний, круглых столов, мероприятий с родителями одарённых детей | + | + | + | |
Подведение итогов реализации программы за уч. год | + | + | + |
2.4. Работа с одарёнными детьми.
Используя результаты исследований обучающихся, собственные наблюдения, в каждой группе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам.
Применение на практике предложенной системы приемов организации дифференцированного подхода на моих занятияхпозволяет добиться:
– роста показателей физического развития и физической подготовленности;
– улучшение функционального состояния организма;
– повышение плотности занятий;
– эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.
Литература
Аристов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков / Теория и практика физической культуры. 2021. № 8. с. 44–47.
Бабанский Ю.К.Требования к современному уроку / Физическая культура в школе. 2022. №6. с.7–10.
Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2020. № 5. с. 31–32.
Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2020. № 1. с. 3–7.
Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2019. № 6. с. 31.
Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры / Учебное пособие для ВУЗов. Г.Пермь. 2020.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями....
Программа выявления и развития у обучающихся способностей к физкультурно - спортивной деятельности.
Изучение закономерностей формирования и развития спортивно одаренной личности позволит выйти на новый уровень понимания потенциальных возможностей индивида для самореализации в процессе жизнедеятельно...
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности...
программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности.
Главной целью программы является к занятиям физической культурой, в программе описаны методы по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности....
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности учителя физической культуры Кузнецовой Татьяны Михайловны
Целью данной программы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: 1. Оздоровительные задачи физич...
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно- спортивной деятельности
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к физкультурно- спортивной деятельности...
Программа выявления и развития у обучающихся способностей к физкультурно-спортивной деятельности и мониториг инструктора по физической культуре муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 «Колобок» города Смоленска
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами - бегом, ходьбой...