ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И УСТАНОВКИ НА МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РСО-АЛАНИЯ.
методическая разработка по физкультуре (11 класс)
Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества. В современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры. Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества. Модернизационные процессы конца XX начала XXI вв., сопровождающиеся социальной, религиозной и политической нестабильностью в северокавказском регионе, обострили процесс возрождения интереса к этническим и историческим корням, к основаниям этнокультурной идентичности. Актуальность изучения культуры Северной Осетии усиливается в связи с влиянием на культуру процессов глобализации.Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Особый интерес у исследователей вызывает взаимодействие больших, сложных, саморазвивающихся систем, к которым относятся культуры. Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельности человека, обусловливая необходимость его регуляции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_etnokulturnoy_identichnosti_i.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И
УСТАНОВКИ НА МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РСО-АЛАНИЯ.
Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества. В современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры. Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества. Модернизационные процессы конца XX начала XXI вв., сопровождающиеся социальной, религиозной и политической нестабильностью в северокавказском регионе, обострили процесс возрождения интереса к этническим и историческим корням, к основаниям этнокультурной идентичности. Актуальность изучения культуры Северной Осетии усиливается в связи с влиянием на культуру процессов глобализации.
Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Особый интерес у исследователей вызывает взаимодействие больших, сложных, саморазвивающихся систем, к которым относятся культуры. Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельности человека, обусловливая необходимость его регуляции. Цель данного исследования является: изучение особенностей этнокультурной идентичности и их влияние на межэтническое взаимодействие народов, проживающих на территории РСО-Алания.
Задачи исследования:
1) Изучить особенности этнокультурной идентичности народов, проживающих на территории РСО-Алания;
2) Изучить особенности межэтнического взаимодействия народов, проживающих на территории РСО-Алания.
Предмет исследования: особенности этнической идентичности и установки на межэтническое взаимодействие народов, проживающих на территории РСО-Алания.
Объект исследования: представители различных этносов, проживающих на территории РСО-Алания.
Гипотезы исследования:
1. типы этнической идентичности будут влиять на установку в межэтническом взаимодействии;
2. чем выше уровень этнической идентичности, тем больше стереотипов по отношению к представителям других этносов;
3. чем ниже уровень этнической идентичности, тем больше стереотипов по отношению к представителям других этносов и своему собственному.
В исследовании приняли участие учащиеся разных школ Владикавказа –представители 4 этнических групп (русские, осетины, грузины, армяне). Возраст респондентов 14-16 лет. Каждая этническая группа составила 15 испытуемых, всего выборка составила 60 человек.
Изучение типов этнической идентичности респондентов с помощью методики Г.У. Солдатовой показало, что у 17 (28, 33%) испытуемых преобладает тип этнической идентичности выше «нормы», у 34 (56, 67 %) тип этнической идентичности «норма», у 9 (15 %) тип этнической идентичности ниже «нормы». У народов, проживающих на территории РСО- Алания различаются типы этнической идентичности. Преобладает тип этнической идентичности «норма».
Далее респонденты были разделены по этническому признаку. У представителей русского этноса 3 (20%) тип этнической идентичности со значением выше «нормы», у 8 (53 %) тип этнической идентичности «норма», у 4 (26%) тип этнической идентичности ниже «нормы».
У русских преобладает тип этнической идентичности «норма», а в наименьшей степени они проявляют тип этнической идентичности выше «нормы».
У представителей осетинского этноса 4 (26%) с типом этнической идентичности выше «нормы», у 10 (66 %) тип этнической идентичности «норма», у 1 (6%) тип этнической идентичности ниже «нормы». У осетин преобладает тип этнической идентичности «норма». Небольшой процент с типом этнической идентичности ниже «нормы», что показывает значительную разницу в сравнении с представителями русского этноса, у которого больше представителей с типом этнической идентичности ниже «нормы».
У представителей грузинского этноса 3 (20%) респондентов с типом этнической идентичности выше «нормы», у 9(60%) тип этнической идентичности «норма», у 3 (20%) тип этнической идентичности ниже «нормы». У грузин, также как и у остальных опрошенных нами этносов преобладает тип этнической идентичности «норма». Но, равные доли представителей грузинского этноса проявляют тип этнической идентичности выше нормы и тип этнической идентичности ниже нормы. В сравнении с русским и осетинским этносами, у грузин больше представителей с типом этнической идентичности ниже нормы.
У представителей армянского этноса 7 (46, 67%) респондентов с типом этнической идентичности выше «нормы», у 7(46%) тип этнической идентичности «норма», у 1 (6%) тип этнической идентичности ниже нормы. Равные доли представителей армянского этноса проявляют тип этнической идентичности норма и тип этнической идентичности выше нормы. Очень мало представителей у армянского этноса с типом этнической идентичности ниже «нормы», что в сравнении с представителями русского и грузинского народов, является показателем довольно низким, так как среди русских и грузин больше представителей с типом этнической идентичности ниже «нормы». Но, показатель типа этнической идентичности ниже «нормы» среди осетин близок показателю представителей армянского народа.
На основании исследования типов этнической идентичности можно сделать выводы:
1. у всех респондентов преобладает тип этнической идентичности «норма»;
2. тип этнической идентичности выше нормы преобладает у представителей армянского этноса;
3. у представителей русского и грузинского этноса больше респондентов с типом этнической идентичности ниже «нормы», чем среди осетин и армян.
Таблица №1: Индекс социальной дистанции у респондентов с разными типами этнической идентичности» Тип этнической идентичности | Индекс социальной дистанции |
тип этнич. идент. выше «нормы» | 3,4 |
тип этнич. идентичн. «норма» | 2,7 |
тип этнич. идент. ниже «нормы» | 3,6 |
Из таблицы видно, что у респондентов с типом этнической идентичности «норма» индекс социальной дистанции меньше, нежели у респондентов с типом этнической идентичности выше «нормы» и типом этнической идентичности ниже «нормы». Тем самым, частично подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что чем выше уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от других социальных групп и этнических общностей. У респондентов с типом этнической идентичности ниже «нормы» индекс социальной дистанции 3, 6. Здесь можно говорить о том, что чем ниже уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от социальных групп и этнических общностей не только других, но и своей собственной.
Далее респонденты были поделены по этническому признаку. Результаты представлены в таблице.
Таблица № 2: Индекс социальной дистанции у представителей разных этносов» Этнос | Индекс социальной дистанции |
русские | 2,5 |
осетины | 3,2 |
грузины | 2,8 |
армяне | 2,8 |
Из таблицы видно, что у представителей осетинского этноса индекс социальной дистанции больше, чем у остальных. Наименьшая величина социальной дистанции у представителей русского этноса. У представителей грузинского и армянского этносов одинаковый индекс социальной дистанции.
Далее нами был проведен «Диагностический тест отношений» с целью исследования эмоционально - оценочного компонента социального стереотипа. Результаты по всей выборке исследования представлены в таблице.
Таблица №3. Исследование эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа у представителей разных этнических общностей, проживающих на территории РСО-Алания» образ «Я» | идеал | типичный представитель моей национ. | типичный представитель друг. национ. | ||||
негат стер | 0 | 0 | 5 | 48 | |||
амбивал | 0 | 0 | 0 | 11 | |||
позит стер | 100 | 100 | 95 | 40 |
Из таблицы видно, что у всех респондентов существуют позитивные стереотипы об образе «Я» и идеальном представителе своей национальности. У 95 % респондентов существуют позитивные стереотипы по отношению к типичным представителям своей национальности, у 5 % негативные стереотипы по отношению к типичным представителям своей национальности. У 40 % респондентов существуют позитивные стереотипы в отношении типичного представителя другой национальности, у 48 % негативные и у 11 % амбивалентное отношение к типичному представителю другой национальности.
Из исследования видно, что у респондентов различается эмоционально - оценочный компонент социального стереотипа, и тип этнической идентичности влияет на социальный стереотип. Среди респондентов с типом этнической идентичности ниже «нормы» и типом этнической идентичности выше «нормы» больше респондентов с негативными стереотипами по отношению к типичным представителям других этнических групп, нежели у респондентов с нормальной этнической идентичностью.
Исследование эмоционально - оценочного компонента социального стереотипа у представителей разных этносов, проживающих на территории РСО - Алания показало, что исследуемым этносам присущи разные социальные стереотипы в отношении типичных представителей другой и своей национальностей. Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности у представителей русского и грузинского этносов. Следовательно, больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности у представителей осетинского и армянского этносов. Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности у армянского и грузинского этносов. Больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности у осетинского и грузинского этносов.
В ходе теоретического анализа мы определили, что – этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других Современное период развития общества отражает динамичные процессы различных форм, связей, отношений социокультурного взаимодействия. Это не может находиться вне внимания теоретиков и практиков, обусловливая изучение не только прикладных аспектов, но и генерируя необходимость фундаментальных исследований. Межкультурное взаимодействие - контакт двух или более культурных традиций (канонов, стилей), в ходе и результате, которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга.
В процессе эмпирического исследования мы определили особенности этнокультурной идентичности и установки на межэтническое взаимодействие народов, проживающих на территории РСО - Алания.
Было выявлено, что:
1. у народов, проживающих на территории РСО - Алания различаются типы этнической идентичности;
2. у народов, проживающих на территории РСО - Алания
преобладает нормальная этническая идентичность;
3. среди представителей армянского и осетинского этноса меньше всего представителей с низким уровнем этнической идентичности;
4. с высоким уровнем этнической идентичности большего всего представителей среди армянского этноса;
5. меньше всего представителей с высоким уровнем этнической идентичности среди представителей русского этноса
Также мы выявили, что у респондентов с нормальной этнической идентичностью индекс социальной дистанции меньше, нежели у респондентов с высоким и низким уровнями этнической идентичности. Тем самым, частично подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что чем выше уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от других социальных групп и этнических общностей. У респондентов с низким уровнем этнической идентичности индекс социальной дистанции больше, нежели у респондентов с нормальной этнической идентичностью. Здесь можно говорить о том, что чем ниже уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от социальных групп и этнических общностей не только других, но и своей собственной.
У исследованных нами этносов различается индекс социальной дистанции. У представителей осетинского этноса индекс социальной дистанции больше, чем у остальных. Наименьшая величина социальной дистанции у представителей русского этноса. У представителей грузинского и армянского этносов одинаковый индекс социальной дистанции.
Также было выявлено, что у всех респондентов существуют позитивные стереотипы об образе «Я» и идеальном представителе своей национальности. У 95 % респондентов существуют позитивные стереотипы по отношению к типичным представителям своей национальности. У 40 % респондентов существуют позитивные стереотипы в отношении типичного представителя другой национальности, у 48 % негативные и у 11 % амбивалентное отношение к типичному представителю другой национальности.
Исследование эмоционально - оценочного компонента социального стереотипа среди представителей разных этносов, проживающих на территории РСО - Алания показало, что исследуемым этносам присущи разные социальные стереотипы в отношении типичных представителей другой и своей национальностей. Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности среди представителей русского и грузинского этносов. Следовательно, больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности среди представителей осетинского и армянского этносов. Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности среди армянского и грузинского этносов. Больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности среди осетинского и грузинского этносов.
Таким образом, в ходе анализа результатов исследования, выдвинутые нами гипотезы подтвердились:
1. типы этнической идентичности будут влиять на установку в межэтническом взаимодействии;
2. чем выше уровень этнической идентичности, тем больше негативных стереотипов по отношению к представителям других этносов;
3. чем ниже уровень этнической идентичности, тем больше негативных стереотипов по отношению к представителям других этносов и своему собственному.
Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и эмпирические результаты исследования помогут найти реальное применение при выработке целостной, научно обоснованной и корректной концепции построения и развития межэтнических отношений в полиэтнических регионах, республиках, городах. Также теоретические и эмпирические результаты исследования помогут психологам в образовательных учреждениях яснее увидеть проблему межэтнического взаимодействия среди обучающихся и построить программы по профилактике коррекции и улучшению межэтнических отношений.
Литература:
1) Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М.,Сусоколов А. А.Этносоциология.- М.: Аспект Пресс. – 1999. –488 с.
2) Аванесова Г. А. Взаимодействие культур // Культурология. ХХ век\: Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997
3) Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 2002
4) Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб. : Питер, 2004.
5) Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс - культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб. , 2005.
6) Стефаненко Т. Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. 35—48 с.
7) Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН,1999.
Материал подготовила и использовала в работе, на методических объединениях, педагог-психолог ГБУДО «Республиканская спортивная школа» Эльбекян Н.С. на основе публикации исследования в Международном научном журнале «Синергия наук», магистрантом Северо – Осетинского педагогического института Кокоевой А.Т.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межэтническое взаимодействие как сфера национально психологических особенностей людей
Презентция Межэтническое взаимодействие как сфера национально психологических особенностей людей...
Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»
урок создает условия для развития познавательной деятельности учащихся , развивает умение работать с разнообразными историческими, документальными источниками ...
"РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, 2017 год
quot;РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане 2017 годЗаняла 1 место в Республик...
Особенность коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях край
Аннотация: В статье представлена проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики ОДА у детей 6-...
Сертификат Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды
Сертификат Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей сред...
Классный час по теме "Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)
Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом форм...
"Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)
Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом форм...