ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И УСТАНОВКИ НА МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РСО-АЛАНИЯ.
методическая разработка по физкультуре (11 класс)

Эльбекян Наринэ Суреновна

Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества. В современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры.  Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества.  Модернизационные процессы конца XX начала XXI вв., сопровождающиеся социальной, религиозной и политической нестабильностью в северокавказском регионе, обострили процесс возрождения интереса к этническим и историческим корням, к основаниям этнокультурной идентичности. Актуальность изучения культуры Северной Осетии усиливается в связи с влиянием на культуру процессов глобализации.Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Особый интерес у исследователей вызывает взаимодействие больших, сложных, саморазвивающихся систем, к которым относятся культуры. Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельности человека, обусловливая необходимость его регуляции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_etnokulturnoy_identichnosti_i.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И

УСТАНОВКИ НА МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ РСО-АЛАНИЯ.

                     Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества. В современном мире возрастает этнонациональное многообразие социальных групп, и вместе с тем прослеживается рост национального самосознания культурных групп, представляющих как этническое меньшинство, так и большинство. Важной проблемой остается профилактика таких социальных явлений как ксенофобия и агрессивный национализм, приобретающих сегодня угрожающие размеры.  Современная Россия - в высшей степени поликультурное и многоконфессиональное образование, поэтому особо актуальными являются вопросы, касающиеся различных аспектов исследований идентичности молодежи в условиях современного российского многонационального общества.  Модернизационные процессы конца XX начала XXI вв., сопровождающиеся социальной, религиозной и политической нестабильностью в северокавказском регионе, обострили процесс возрождения интереса к этническим и историческим корням, к основаниям этнокультурной идентичности. Актуальность изучения культуры Северной Осетии усиливается в связи с влиянием на культуру процессов глобализации.

        Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В психологии этническая идентичность рассматривается как одна из черт личности, являющейся социальной по своим последствиям. Этническая идентичность – это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других. Этничность определяется по ряду объективных показателей: этнической принадлежности родителей, месту рождения, языку, культуре. Особый интерес у исследователей вызывает взаимодействие больших, сложных, саморазвивающихся систем, к которым относятся культуры. Данный процесс носит объективно-закономерный характер, имеет значительный потенциал влияния на все сферы жизнедеятельности человека, обусловливая необходимость его регуляции.        Цель данного исследования  является: изучение особенностей этнокультурной идентичности и их влияние на межэтническое взаимодействие народов, проживающих на территории РСО-Алания.

Задачи исследования:

1) Изучить особенности этнокультурной идентичности народов, проживающих на территории РСО-Алания;

2) Изучить особенности межэтнического взаимодействия народов, проживающих на территории РСО-Алания.

Предмет исследования: особенности этнической идентичности и установки на межэтническое взаимодействие народов, проживающих на территории РСО-Алания.

Объект исследования: представители различных этносов, проживающих на территории РСО-Алания.

Гипотезы исследования:

1. типы этнической идентичности будут влиять на установку в межэтническом взаимодействии;

2. чем выше уровень этнической идентичности, тем больше стереотипов по отношению к представителям других этносов;

3. чем ниже уровень этнической идентичности, тем больше стереотипов по отношению к представителям других этносов и своему собственному.

       В исследовании приняли участие учащиеся разных школ Владикавказа –представители 4 этнических групп (русские, осетины, грузины, армяне). Возраст респондентов 14-16 лет. Каждая этническая группа составила 15 испытуемых, всего выборка составила 60 человек.

        Изучение типов этнической идентичности респондентов с помощью методики Г.У. Солдатовой показало, что у 17 (28, 33%) испытуемых преобладает тип этнической идентичности выше «нормы», у 34 (56, 67 %) тип этнической идентичности «норма», у 9 (15 %) тип этнической идентичности ниже «нормы».  У народов, проживающих на территории РСО- Алания различаются типы этнической идентичности. Преобладает тип этнической идентичности «норма».

       Далее респонденты были разделены по этническому признаку. У представителей русского этноса 3 (20%) тип этнической идентичности со значением выше «нормы», у 8 (53 %) тип этнической идентичности «норма», у 4 (26%) тип этнической идентичности ниже «нормы».

У русских преобладает тип этнической идентичности «норма», а в наименьшей степени они проявляют тип этнической идентичности выше «нормы».

У представителей осетинского этноса 4 (26%) с типом этнической идентичности выше «нормы», у 10 (66 %) тип этнической идентичности «норма», у 1 (6%) тип этнической идентичности ниже «нормы».  У осетин преобладает тип этнической идентичности «норма». Небольшой процент с типом этнической идентичности ниже «нормы», что показывает значительную разницу в сравнении с представителями русского этноса, у которого больше представителей с типом этнической идентичности ниже «нормы».

У представителей грузинского этноса 3 (20%) респондентов с типом этнической идентичности выше «нормы», у 9(60%) тип этнической идентичности «норма», у 3 (20%) тип этнической идентичности ниже «нормы».  У грузин, также как и у остальных опрошенных нами этносов преобладает тип этнической идентичности «норма». Но, равные доли представителей грузинского этноса проявляют тип этнической идентичности выше нормы и тип этнической идентичности ниже нормы. В сравнении с русским и осетинским этносами, у грузин больше представителей с типом этнической идентичности ниже нормы.

У представителей армянского этноса 7 (46, 67%) респондентов с типом этнической идентичности выше «нормы», у 7(46%) тип этнической идентичности «норма», у 1 (6%) тип этнической идентичности ниже нормы.  Равные доли представителей армянского этноса проявляют тип этнической идентичности норма и тип этнической идентичности выше нормы. Очень мало представителей у армянского этноса с типом этнической идентичности ниже «нормы», что в сравнении с представителями русского и грузинского народов, является показателем довольно низким, так как среди русских и грузин больше представителей с типом этнической идентичности ниже «нормы». Но, показатель типа этнической идентичности ниже «нормы» среди осетин близок показателю представителей армянского народа.

На основании исследования типов этнической идентичности можно сделать выводы:

1. у всех респондентов преобладает тип этнической идентичности «норма»;

2. тип этнической идентичности выше нормы преобладает у представителей армянского этноса;

3. у представителей русского и грузинского этноса больше респондентов с типом этнической идентичности ниже «нормы», чем среди осетин и армян.

Таблица №1: Индекс социальной дистанции у респондентов с   разными типами этнической идентичности» Тип этнической идентичности

Индекс социальной дистанции

тип этнич. идент. выше «нормы»

3,4

тип этнич. идентичн. «норма»

2,7

тип этнич. идент. ниже «нормы»

3,6

                        Из таблицы видно, что у респондентов с типом этнической идентичности «норма» индекс социальной дистанции меньше, нежели у респондентов с типом этнической идентичности выше «нормы» и типом этнической идентичности ниже «нормы». Тем самым, частично подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что чем выше уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от других социальных групп и этнических общностей. У респондентов с типом этнической идентичности ниже «нормы» индекс социальной дистанции 3, 6. Здесь можно говорить о том, что чем ниже уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от социальных групп и этнических общностей не только других, но и своей собственной.

        

Далее респонденты были поделены по этническому признаку. Результаты представлены в таблице.

Таблица № 2: Индекс социальной дистанции у представителей разных этносов» Этнос

Индекс социальной дистанции

русские

2,5

осетины

3,2

грузины

2,8

армяне

2,8

Из таблицы видно, что у представителей осетинского этноса индекс социальной дистанции больше, чем у остальных. Наименьшая величина социальной дистанции у представителей русского этноса. У представителей грузинского и армянского этносов одинаковый индекс социальной дистанции.

Далее нами был проведен «Диагностический тест отношений» с целью исследования эмоционально - оценочного компонента социального стереотипа. Результаты по всей выборке исследования представлены в таблице.

Таблица №3. Исследование эмоционально-оценочного компонента социального стереотипа у представителей разных этнических общностей, проживающих на территории РСО-Алания» образ «Я»

идеал

типичный представитель моей национ.

типичный представитель друг. национ.

негат стер

0

0

5

48

амбивал

0

0

0

11

позит стер

100

100

95

40

Из таблицы видно, что у всех респондентов существуют позитивные стереотипы об образе «Я» и идеальном представителе своей национальности. У 95 % респондентов существуют позитивные стереотипы по отношению к типичным представителям своей национальности, у 5 % негативные стереотипы по отношению к типичным представителям своей национальности. У 40 % респондентов существуют позитивные стереотипы в отношении типичного представителя другой национальности, у 48 % негативные и у 11 % амбивалентное отношение к типичному представителю другой национальности.

        Из исследования видно, что у респондентов различается эмоционально - оценочный компонент социального стереотипа, и тип этнической идентичности влияет на социальный стереотип. Среди респондентов с типом этнической идентичности ниже «нормы» и типом этнической идентичности выше «нормы» больше респондентов с негативными стереотипами по отношению к типичным представителям других этнических групп, нежели у респондентов с нормальной этнической идентичностью.

        Исследование эмоционально - оценочного компонента социального стереотипа у представителей разных этносов, проживающих на территории РСО - Алания показало, что исследуемым этносам присущи разные социальные стереотипы в отношении типичных представителей другой и своей национальностей. Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности у представителей русского и грузинского этносов. Следовательно, больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности у представителей осетинского и армянского этносов.  Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности у армянского и грузинского этносов. Больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности у осетинского и грузинского этносов.

В ходе теоретического анализа мы определили, что – этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. Это осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособления от других этносов. Этническая идентичность – это переживание своего тождества с одной этнической общностью и отделения от других Современное период развития общества отражает динамичные процессы различных форм, связей, отношений социокультурного взаимодействия. Это не может находиться вне внимания теоретиков и практиков, обусловливая изучение не только прикладных аспектов, но и генерируя необходимость фундаментальных исследований. Межкультурное взаимодействие - контакт двух или более культурных традиций (канонов, стилей), в ходе и результате, которого контрагенты оказывают существенное взаимное влияние друг на друга.

В процессе эмпирического исследования мы определили особенности этнокультурной идентичности и установки на межэтническое взаимодействие народов, проживающих на территории РСО - Алания.

Было выявлено, что:

1. у народов, проживающих на территории РСО - Алания различаются типы этнической идентичности;

2. у народов, проживающих на территории РСО - Алания

преобладает нормальная этническая идентичность;

3. среди представителей армянского и осетинского этноса меньше всего представителей с низким уровнем этнической идентичности;

4. с высоким уровнем этнической идентичности большего всего представителей среди армянского этноса;

5. меньше всего представителей с высоким уровнем этнической идентичности среди представителей русского этноса

Также мы выявили, что у респондентов с нормальной этнической идентичностью индекс социальной дистанции меньше, нежели у респондентов с высоким и низким уровнями этнической идентичности. Тем самым, частично подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что чем выше уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от других социальных групп и этнических общностей. У респондентов с низким уровнем этнической идентичности индекс социальной дистанции больше, нежели у респондентов с нормальной этнической идентичностью. Здесь можно говорить о том, что чем ниже уровень этнической идентичности, тем выше отчужденность от социальных групп и этнических общностей не только других, но и своей собственной.

У исследованных нами этносов различается индекс социальной дистанции. У представителей осетинского этноса индекс социальной дистанции больше, чем у остальных. Наименьшая величина социальной дистанции у представителей русского этноса. У представителей грузинского и армянского этносов одинаковый индекс социальной дистанции.

Также было выявлено, что у всех респондентов существуют позитивные стереотипы об образе «Я» и идеальном представителе своей национальности. У 95 % респондентов существуют позитивные стереотипы по  отношению к типичным представителям своей национальности. У 40 % респондентов существуют позитивные стереотипы в отношении типичного представителя другой национальности, у 48 % негативные и у 11 % амбивалентное отношение к типичному представителю другой национальности.

Исследование эмоционально - оценочного компонента социального стереотипа среди представителей разных этносов, проживающих на территории РСО - Алания показало, что исследуемым этносам присущи разные социальные стереотипы в отношении типичных представителей другой и своей национальностей. Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности среди представителей русского и грузинского этносов. Следовательно, больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя другой национальности среди представителей осетинского и армянского этносов. Меньше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности среди армянского и грузинского этносов. Больше всего респондентов с негативными стереотипами в отношении типичного представителя своей национальности среди осетинского и грузинского этносов.

Таким образом, в ходе анализа результатов исследования, выдвинутые нами гипотезы подтвердились:

1. типы этнической идентичности будут влиять на установку в межэтническом взаимодействии;

2. чем выше уровень этнической идентичности, тем больше негативных стереотипов по отношению к представителям других этносов;

3. чем ниже уровень этнической идентичности, тем больше негативных стереотипов по отношению к представителям других этносов и своему собственному.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические и эмпирические результаты исследования помогут найти реальное применение при выработке целостной, научно обоснованной и корректной концепции построения и развития межэтнических отношений в полиэтнических регионах, республиках, городах. Также теоретические и эмпирические результаты исследования помогут психологам в образовательных учреждениях яснее увидеть проблему межэтнического взаимодействия среди обучающихся и построить программы по профилактике коррекции и улучшению межэтнических отношений.

Литература:

1) Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М.,Сусоколов А. А.Этносоциология.- М.: Аспект Пресс. – 1999. –488 с.

2) Аванесова Г. А. Взаимодействие культур // Культурология. ХХ век\: Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997

3) Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие для студ. высш. учеб. зав. – М.: Изд. центр «Академия», 2002

4) Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб. : Питер, 2004.

5) Почебут Л. Г. Взаимопонимание культур. Методология и методы этнической и кросс - культурной психологии. Психология межэтнической толерантности. СПб. , 2005.

6) Стефаненко Т. Г. Индивидуальные стратегии конструирования этнической идентичности // Идентичность и толерантность / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2002. 35—48 с.

7) Стефаненко Т. Этнопсихология. - М.: Институт психологии РАН,1999.

Материал подготовила и использовала в работе, на методических объединениях,  педагог-психолог ГБУДО «Республиканская спортивная школа» Эльбекян Н.С. на основе публикации исследования в  Международном  научном  журнале «Синергия наук», магистрантом Северо – Осетинского педагогического института  Кокоевой А.Т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межэтническое взаимодействие как сфера национально психологических особенностей людей

Презентция Межэтническое взаимодействие как сфера национально психологических особенностей людей...

Урок по истории России « Человек на войне. Жизнь и борьба советского народа на оккупированной территории»

урок создает условия для развития  познавательной  деятельности  учащихся , развивает умение работать с  разнообразными историческими, документальными  источниками   ...

"РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане, 2017 год

quot;РАДУГА ТАТАРСТАНА" Программа по воспитанию детей и подростков в духе уважения к культуре, традициям и обычаям народов, проживающих в Татарстане  2017 годЗаняла 1 место в Республик...

Особенность коррекции нарушений ОДА у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях край

Аннотация: В статье представлена проблема нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у детей старшего дошкольного возраста, проживающих в условиях Крайнего Севера. В ходе диагностики ОДА у детей 6-...

Сертификат Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды

Сертификат Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для групп  населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов  окружающей сред...

Классный час по теме "Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)

Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом форм...

"Знакомство с культурой, историей народов, проживающих в Иркутской области " (на примере Заларинского района)

Данная методическая разработка направлена на приобщение обучающихся к культурному наследию национальных ценностей, развитию эстетического и нравственного восприятия окружающего общества, с учетом форм...