Игра на уроке физической культуры как форма регуляции нагрузок
материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Доклад на методическое объединение учителей-предметников "Игра на уроке физической культуры как форма регуляции нагрузок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_na_uroke_fizicheskoy_kultury_kak_forma_regulyatsii_nagruzok.docx | 18.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат №10 Колпинского района г.СПб
ДОКЛАД
НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ
ГБОУ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТ №10
ПО ТЕМЕ:
«Игра на уроке физической культуры как форма регуляции нагрузок»
Учитель физической культуры
Сычёв А.В.
2024-2025 учебный год
Санкт-Петербург
«Игра на уроке физической культуры как форма регуляции нагрузок»
Социологи задают резонные вопросы: чем объясняется, что после окончания общеобразовательной школы, средних и высших специальных учебных заведений, где физическая культура на протяжении многих лет учебы является обязательным предметом, так резко сокращается число ее поклонников, почему, как показывают опросы, лишь около половины верят в ее благотворное влияние на здоровье;
по какой причине большинство населения, располагая временем и условиями для активного отдыха, не использует возможности физической культуры и спорта; почему почти 80 % родителей учащихся общеобразовательных школ не интересуются, как успевают их дети по предмету «Физическая культура»! Ответ на все эти вопросы однозначен: в системе среднего образования мы еще не обеспечиваем должной физкультурной образованности нашей молодежи.
Физическая культура, являясь составной частью культуры общества, не есть просто совокупность физических качеств и двигательных способностей. Она предполагает и обязательное наличие определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков. Главное же — воспитание убежденности и привычки к систематическим занятиям.
В процессе физического воспитания нельзя довольствоваться лишь установкой на физическую подготовленность. Она, по всей вероятности, и рождает существующее ограниченное представление о пользе физической культуры и спорта. Не случайно ученые призывают усилить внимание к нравственным, эмоциональным, эстетическим, экологическим и другим аспектам этой деятельности. Занятия физическими упражнениями — это и общение с другими людьми и природой, и средство воспитания коммуникабельности и коллективизма, и сфера нервно-эмоциональной разрядки, активного отдыха, развлечений.
Точно так же неправомерно считать, что вопросами физического воспитания должны заниматься только учителя физической культуры. Безусловно, инициатором и исполнителем многих его форм должен быть специалист с физкультурным образованием. Он же выступает и как консультант при координации деятельности всех структурных подразделений и организаций школы в реализации просветительской работы. Самое же главное, чтобы эта работа велась в школе всеми.
Отсюда вывод: пропаганду массовой физической культуры и спорта надо начинать стимулировать к самостоятельному познанию необходимых теоретических сведений и освоению жизненно важных навыков.
Чтобы осуществить эту задачу, да и вообще, чтобы добиться приобщения к живительной силе физической культуры всей массы школьников, учитель физической культуры должен являть собой пример искренней любви к своему делу, своему предмету. Он обязан обладать необходимым запасом теоретических знаний и быть основательно подкованным в практике различных форм физического воспитания. Необходимо ему и постоянно повышать уровень своих знаний и умений, находиться в постоянном творческом поиске.
Почти все в школе начинается с урока. На уроке физической культуры, можно сказать, берет начало и просветительская деятельность учителя физической культуры. Если каждый урок будет давать учащимся что-то новое, будет интересен, им, будет повышать их активность,
Естественно, высокое мастерство учителя физической культуры обязательно подразумевает и его непременно образцовую нравственность, человеческую порядочность, умение не только чего-либо требовать от учащихся, но и самому в первую очередь следовать этим требованиям. Учитель физической культуры, как правило, больше всех остальных педагогов находится в постоянном общении с учащимися. И само это общение, и весь внутренний и внешний облик учителя физической культуры должны быть весомыми пропагандистскими аргументами в борьбе за приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Вне зависимости от того, во что играют дети, их действия обязательно регламентируются правилами. Игра не может быть без правил, а при их нарушении непременно возникают конфликты. Следует отметить, что в своем отношении к правилам игры дети на удивление консервативны и потому обычно правила передаются последующим поколениям без существенных изменений.
Правила в детских играх обычно просты и определяют только главные их элементы, предоставляя каждому игроку не только широкий выбор действий, но и право сменить игровое амплуа. Характер физической нагрузки определяется ходом игры, самочувствием и уровнем интереса к ней ребенка.
Наглядно это можно выразить схемой: «Мне хорошо» — я двигаюсь; «мне не очень хорошо, но интересно» — я двигаюсь; «мне плохо, но очень интересно» — я немного двигаюсь и перехожу в режим «мне хорошо». Так, например, в баскетболе можно, пока есть силы, активно перемещаться, играя в нападении и защите. Устав, можно «отсидеться» под своим щитом или щитом соперников (дворовыми правилами это не запрещается) и снова затем активно включиться в игру. Непрерывная смена режимов нагрузки каждого игрока (несмотря на их взаимосвязь) не поддается системному анализу Однако, если провести хронометраж и подсчитать общее время работы в каждом режиме, обнаружится, что большую часть времени в самостоятельных играх дети двигаются в режиме «мне хорошо», не более 20—30 % — в режиме «мне не очень хорошо» и совсем немного — в режиме «мне плохо, но интересно».
Сочетание первого и второго режимов создает наиболее благоприятные условия для стимулирования факторов естественного роста организма и одновременно оказывает достаточное тренировочное воздействие. Третий, «жесткий» режим выводит играющих на околопредельные и предельные нагрузки, но в силу их кратковременности не вызывает действия зашиты от перегрузки. Такие пиковые нагрузки позволяют организму «заглянуть в будущее», помогают быстрее расти и развиваться.
Подводя итоги сказанному, можно утверждать, что в детских играх создаются наиболее благоприятные условия не только для саморегуляции нагрузок, но и для самоусовершенствования тех способностей ребенка, на развитие которых направлена игра. Поэтому имеет смысл использовать основные принципы детской игры в любых формах физкультурно-спортивных занятий и тренировках детей.
Любое занятие-тренировку можно и нужно проводить в виде игры. Кроме индивидуализации физических нагрузок и большой эмоциональности игровая форма способствует обучению коллективным действиям, что так необходимо нашим юным индивидуалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах
Подвижные игры на уроках физической культуры в начальных классах....
Подвижные игры на уроках физической культуры
Применение подвижных игр на уроках физической культуры. Значение и методика проведения игр....
Спортивные и подвижные игры на уроках физической культуры как средство развития социальной компетенции
Презентация по методической теме...
"История игры" - к уроку физической культуры в 1 классе
/Cmd+VПредставляю методическую разработку по физической культуре в начальной школе для учащихся 1 класса.Урок подготовлен для раздела программы «Основы знаний» (теоретическая часть) и «Подвижные игры ...
Развитие координационных способностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе занятий спортивными играми на уроках физической культуры
работработа имеет практическое значение для учителей физической культуры, так как в процессе эксперимента мы выясним, что применение упражнений из предложенного комплекса качественно повысят уро...
Подвижные игры на уроке физической культуры
презентация...
Конспект урока физической культуры в форме игры-квеста. 6 класс
Тема: «Альпинисты».Цель: Применение предметных знаний и способов учебных действий в условиях решения учебных заданий.Задачи:1. Научить применять индивидуальные способности организма в...