доклад
статья по физкультуре
Использование игровых образовательных технолгий на уроках физической культуры с использованием элементов национальных игр тувинцев. Акцента в сторону успешного формирования физической культуры личности школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_na_urokah_fiz-ry.docx | 42.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игровых образовательных технологий на уроках
физической культуры с использованием элементов национальных игр тувинцев. Акцента в сторону успешного формирования физической культуры личности школьников
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что одной из важнейших целей физической культуры в основной школе является «укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма учащихся…»
Ценности физической культуры направлены на развитие личности. Ее идеалом является физически, нравственно и психически здоровая личность, способная реализовать себя и приносить пользу людям.
В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года в рамках приоритетного направления по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения Российской Федерации посредством занятий физической культурой и спортом предусматривается, как один из основных пунктов, содействие развитию национальных видов спорта как части традиционной культуры народов, населяющих Российскую Федерацию. По совершенствованию системы управления отраслью и взаимодействию между субъектами физической культуры и спорта предусматривается совершенствование системы развития неолимпийских видов спорта и спортивных дисциплин, национальных и традиционно развиваемых видов спорта в Российской Федерации.
Включение национально-регионального компонента в программу учебных предметов дает возможность использовать на уроках и во внеклассной работе традиционного двигательного материала тувинцев, что играет существенную роль в нравственном, патриотическом, эстетическом становлении наших детей.
Актуальность: Национальные виды спорта, физические упражнения и народные игры – средство обучения и воспитания, сохраняющее из поколения в поколение исходную и наиболее ценную функцию, обеспечивающую самообразование через рефлексию. Они – отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть этнопедагогики, которая, учитывая активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.
Цель: использование игровых технологий на уроках и выявление роли национальных игр в развитии физических качеств потенциала учащихся.
Задачи:
- выявить уровень физической подготовленности учащихся;
- введение и использование национальных игр на уроках физической культуры;
– доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей.
Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс учащихся в школе и семье.
Предмет исследования: применение национальных игр на уроках физической культуры.
На сегодняшний день характерной чертой современной концепции физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения образовательной направленности, как определяющего условия успешного формирования физической культуры личности школьника. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.
Основные педтехнологии уроков физической культуры:
- Здоровьесберегающие технологии;
- Информационно-коммуникативные технологии;
- Игровые (моделирование);
- Соревновательные технологии;
Здоровьесберегающие технологии
Учитель физической культуры – профессия особенная. Избрав её, педагог становится в ответе за здоровье детей, их физическое, психическое, нравственное и социальное развитие. Поэтому важное место в своей деятельности учитель отводит здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий, по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставления информации.
Педагогическая технология здоровьесбережения включает в себя:
- знакомство с результатами медицинских осмотров детей; их учёт в учебно-воспитательной работе;
- помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом;
- создание условий для заинтересованного отношения к учёбе.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. Так, ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом, тем самым снижая эмоциональную напряженность, улучшая комфортность взаимоотношений всех участников образовательного процесса.
Контрольные испытания, задания, тестирование дают учителю исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых – учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование. Если этого не произошло, то учитель вносит в индивидуальные задания соответствующие коррективы. Принципиально важно, чтобы при этом учащийся не сравнивался с другими, а сравнивался с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня. Для этого необходимо стимулировать учащихся к активной работе. Во время урока чередовать различные виды учебной деятельности; использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учеников. Большое значение, имеет и эмоциональный климат на уроке: «хороший смех дарит здоровье», мажорность урока, эмоциональная мотивация в начале урока, создание ситуации успеха. И, конечно же, при выборе форм, содержания и методов работы учитывать возраст, пол учащихся, состояние здоровья, уровень их развития и подготовленности. Необходимо обеспечить необходимые условия в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами (освещение, характеристика воздуха, температурный режим), занятия проводить преимущественно на свежем воздухе.
Информационно-коммуникативные технологии
Информатизация системы образования – одно из приоритетных направлений модернизации образования. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии. Сегодня компьютерная грамотность учителя и ученика достаточна для того, чтобы свободно работать на персональном компьютере и получать необходимую дополнительную информацию из различных источников.. Это позволяет педагогам в процессе обучения, как в урочной, так и внеурочной деятельности, широко применять цифровые образовательные и Интернет-ресурсы, а именно:
- в качестве подготовки рабочих программ, поурочных планов, дидактических материалов (тестовые задания), различных докладов, методических разработок;
- использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями;
- использование возможности компьютерного тестирования;
- использование Интернет-ресурсов, для создания собственных учительских презентаций к урокам в качестве наглядности.
- использование сети Интернет для активного поиска необходимой информации для участия в дистанционных олимпиадах, конференциях через сеть Интернет;
Игровая технология (технология моделирования)
Игровые технологии являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, за счёт подключения эмоций учащихся. Важным достоинством игрового метода является возможность введения его во все виды учебной программы и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Применение игрового метода в учебном процессе по физическому воспитанию помогает сделать занятия более интересными. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
Результатом широкого применения игровых технологий на уроках физкультуры является изменение отношения к предмету.
Педагогическая ценность игр заключается в том, что они оказывают комплексное воздействие на все физические и духовные качества человека одновременно.
Игровая деятельность отличается сложностью и разнообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы. Это способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата.
Игры имеют большое значение в развитии физических качеств в раннем школьном возрасте и положительно сказываются на дальнейшем развитии школьников. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной нагрузки, состава учеников она может быть включена в любую часть урока.
Подготовительная часть урока – игры небольшой подвижности и сложности, которые оказывают содействие сосредоточенности внимания учеников. Наилучшими движениями для этих игр являются ходьба, бег с несколькими дополнительными упражнениями.
В основной части урока - игры с бегом на скорость, с преодолением препятствий, метанием, прыжками и другими видами движений, которые требуют большой подвижности. Игры в основной части оказывают содействие усовершенствованию техники выполнения тех или других движений.
В заключительной части урока используются игры незначительной и средней подвижности с простыми движениями, правилами и организацией. Они должны оказывать содействие активному отдыху после интенсивной нагрузки в основной части.
Обучающиеся всех возрастов, в работе с которыми регулярно использую подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, а также умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Играя в планомерно подобранные игры, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и эффективно действовать командных состязаниях
Активная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Соревновательная технология.
Соревнование, как и игра, относится к числу наиболее распространенных общественных явлений. Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет об элементе занятия (как способ стимулирования интереса и активизации при выполнении отдельных упражнений), во втором — об относительно самостоятельной форме организации занятий (контрольно-зачетные, официальные спортивные и другие подобные им состязания).
Фактор соперничества в процессе состязаний, условия их организации и проведения (официальное определение победителя, поощрение за достигнутые результаты, признание значимости достижений, отсев менее сильных при многоступенчатых соревнованиях-первенствах и т. д.) создают особый эмоциональный и физиологический фон, который усиливает воздействие физических упражнений и может способствовать максимальному проявлению функциональных возможностей организма.
На практике используются несколько методических подходов соревновательного метода:
- выполнение соревновательным методом подготовительных упражнений с установкой на превышение параметров тренировочной нагрузки (тренировочное состязание на предельное число повторений упражнения и т. п.);
- состязание в выполнении эпизодически вводимых заданий, не требующих специальной подготовки, но требующих психической мобилизации (например, состязания в быстроте освоения с ходу новых форм движения или необычных сочетаний освоенных ранее элементов);
- введение в качестве предмета состязания частично видоизмененных форм основного упражнения (метание утяжеленного снаряда, бег на дистанциях, смежных с основной соревновательной дистанцией, и др.);
- «смещение» соревновательной установки с акцентом преимущественно на качественную сторону упражнений.
Для воспитания личности средствами физкультуры и спорта широко используются игровой и соревновательный методы. При этом использование игрового метода более оправданно для детей, а соревновательного — для старших школьников и взрослых.
Главная черта соревновательного метода — сопоставление сил в условиях упорядоченного соперничества или борьбы за первенство. Соревнование является способом организации и стимулирования деятельности в различных сферах жизни — в производственной деятельности, в искусстве (художественные конкурсы, фестивали), в спорте и т. д.
Значение соревновательного метода в воспитании морально-волевых качеств: целеустремленности, инициативы, решительности, настойчивости, способности преодолевать трудности, самообладании и т.п. очень велико. Необходимо, однако, помнить, что фактор соперничества и связанные с ним отношения могут способствовать проявлению как положительных, так и отрицательных черт характера (эгоизма, чрезмерного честолюбия, тщеславия и т. п.). Поэтому соревновательный метод оправдывает свою роль в нравственном воспитании лишь при условии высококвалифицированного педагогического руководства.
По своему характеру подвижные игры являлись играми-состязаниями, которые рассчитаны на участие в них несколько человек.
Традиционный «сидячий» ритм жизни сегодняшнего школьника характеризуется сниженной физической активностью, поэтому формирование установки на занятия физической культуры является важным аспектом воспитания учащихся. Наиболее эффективным временем для формирования физической активности является школьный период. Очень важное значение имеет эмоциональная привлекательность физических нагрузок, поэтому в спортивной физиологии обычно рекомендуется использовать игровую деятельность.
В своей работе особо выделяю национальные подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Эти действия обусловлены сюжетом и правилами игры и направлены на достижение определенной условной цели, поставленной перед детьми. Для качественного решения поставленной задачи необходима этапность педагогических процедур.
Первый этап решения педагогической задачи включает рассказ и показ, обязательное предостережение от характерных ошибок, возможность которых наиболее вероятна на данном отрезке процесса обучения.
Второй этап совпадает с процессом непосредственного течения игры, где поправляются ошибки. Процесс обучения переплетается с судейством и воспитательными моментами.
Третий этап проводится после окончания игровых действий. Здесь, как и на первом этапе, необходимо отделить анализ результатов игрового процесса от анализа допущенных ошибок – они не должны пересекаться и мешать друг другу.
Национальные подвижные игры имеют большое прикладное значение. Среди физических упражнений, применяемых на уроках физической культуры, очень много таких, которые имеют жизненно важное значение и применяются в повседневной жизни, в быту, чтобы учащиеся привыкли к использованию средств физического воспитания ежедневно в различных условиях учебы, труда, отдыха.
Национальные подвижные игры использую как средство общего физического воспитания детей, а также как средство подготовки к спортивным играм и другим видам спорта.
В наши дни национальные подвижные игры среди тувинских детей не так популярны, как раньше. Современные дети предпочитают компьютерные, которые негативно влияют на их физическое и психологическое состояние. Тем не менее, нельзя точно утверждать, что национальные подвижные игры полностью забыты. Теперь их проводят в детских садах и школах, а также в музеях. В основном во время празднования Нового года по-лунному календарю – Шагаа.
Играют в «Табунщиков» и мальчики, и девочки. Но соревнование лучше проводить отдельно среди мальчиков и девочек. Можно играть в любое время
года и в любом месте: на площадке, на утоптанном снегу, на поляне, в спортзале.
Количество участников не ограничено. Если место не позволяет сразу многим принимать участие в скачках или «лошадей» не хватает, тогда можно играть группами (8- 10 чел.), т. е. проводить скачки заездами.
Заранее всех участников известить, откуда берется старт, где финиш. Расстояние от старта до финиша определяет учитель, исходя из места проведения. На обеих точках прочертить линию. По команде все участники игры (заезда) верхом на своих «лошадях» подходят к линии старта. Левой рукой держатся за «коня», правая рука свободная (если участник игры - левша, то наоборот). Во время «скачек» правой рукой надо делать имитацию хлестания кнутом скакуна,- понукая, имитировать работу кнутом.
По команде «Марш!» указанным способом бега лошади начать бег. Играть или соревноваться можно по следующим способам бега лошади: «маннадып», «шошкудуп», «даалыктадып», «челдирип», «чырааладып», «саяктадып». Эти способы бега лошади можно заменить следующими специальными беговыми упражнениями:
1. Шошкудары - бег в медленном темпе.
2. Манңадыры - бег обычный.
3. Даалыктаары (галоn) - прыжки вперед двумя ногами.
Правая (левая) нога впереди или ноги вместе (впереди стоящую ногу не менять).
4.Челери (идти рысью) - бег приставными шагами (нельзя менять положения ног), т. е. впереди стоящую ногу не менять.
5.Чыраалаары (иноходь) - то же, что и 4 упражнение, но постоянно меняя впереди стоящую ногу, т. е. вперед выносится другая нога после одного приставного шага, нельзя прыгать.
6. Саяктаары - семенящий бег.
Победитель определяется по пересечению линии финиша жокеем.
Правила игры.
1. Не разрешается переступать линию старта.
2. Нельзя менять объявленный способ бега (скачек). В противном случае результат виновного не засчитывается.
3. Нельзя касаться друг друга ни «конем», ни какими-либо частями тела.
4. Если «лошадки» самодельные (спешно изготовленные), тогда их длина должна быть примерно одинаковы.
Слепой чёрт (Согур-Аза)
В разных кожуунах республики эту игру называют по-разному: одни - «Слепой черт» («Согур-Аза»), другие - «Аскак-Кадай» («Хромая старуха»), но содержание игры не меняется.
Игра требует большой ловкости, умения молниеносно менять направления, скорости движения, быстроту мышления, ориентации. Эффективно используется для активизации двигательной деятельности детей в любое время года.
Особенностью является возможность одновременно участвовать в игре детям разных возрастов (7-12 лет) и обоего пола. Чем больше участников разного возраста, тем она эмоциональнее проходит.
Описание игры
Перед началом игры по жребию или по выбору назначаются «Черт» и «Мать». Все остальные - дети матери. Oни становятся в колонну друг за другом, взявшись руками за пояс впереди стоящего. В начале колонны - «Мать», которая должна защищать от Черта своих детей. Задача Черта - оторвать от колонны (схватить, запятнать) по одному всех игроков с конца.
Когда все дети встанут в колонну за Матерью, Черт подходит спереди к ней. Игра начинается с такого игрового разговора между ними: Черт с Матерью как будто обмениваются воображаемыми трубками (существует тувинский обычай, когда путники встречаются в пути, они курят, обмениваясь своими трубками, и сообщают друг другу о новостях), закуривают. Мать, взяв трубку у Черта, передает ее сзади стоящему ребенку. Тот скажет, что не закуривает с Чертом, а курит табак родителей. Услышав эти слова ребенка, Черт спрашивает у Матери:
-Что это за тобой?
-Это мой когээржик (кожаный сосуд, фляжка).
-Что такое за когээржиком?
-Это тень моего когээржика.
-Что такое за тенью когээржика?-Это мои дети!
-Тогда я их съем.
- Если сможешь, то попробуй. После этих слов Мать принимает позу защиты (ноги согнуты, чуть наклоняется вперед, руки расставляет в стороны). В это время Черт начинает нападать. Для того, чтобы помешать Черту схватить (запятнатъ) последнего ребенка. Мать, расставив руки широко в стороны, бросается то вправо, то влево. Вместе с ней, стараясь не оторваться от колонны, то вправо, то влево движутся все дети, заслоняя собой последнего ребенка. В это время Черт с помощью различных движений, иногда обманных, пытается перехитрить Мать, схватить крайнего ребенка.
Правила игры
Игроки, которые оторвались от колонны и не успели быстро с ней соединиться, считаются выбывшими из игры. Кого Черт схватил (запятнал), тот тоже выходит из игры. Игра продолжается до тех пор, пока Черт не переловит всех игроков по порядку с конца. Если участников много, можно разделиться на несколько групп (если это позволяет место проведения). Можно договориться о другом условии: когда Черт схватит (запятнает) 5-6
игроков, он сам становится «Матерью», а Мать встает в конце колонны, как сумевшая защитить своих детей от Черта. Черта нельзя толкать руками и ставить ему подножки.
Прыжки на одной ноге (Аскангырлаар)
«Аскангырлаар» или аскангырлап ойнаар была одной из любимых игр тувинских детей. Название игры с учетом ее содержания переводится «скакание на одной ноге». Если исходить из современной теории и методики физического воспитания - это есть прыжки на одной ноге.
Игра способствует развитию силы ног, прыгучести, выносливости, ловкости. Хорошо развивает мышцы голеностопа, икроножные мышцы, укрепляет связки коленного и голеностопного суставов. Требует координации движения, силы воли, выдержки.
Описание игры
В «Аскангыр» играют все и в любое время года: летом – на площадке, поляне, сквере, асфальте и т. д.; зимой -- на утоптанном снегу, в спортзале. Количество участников не ограничено. Дистанцию определяет учитель. Когда дети самостоятельно проводят игру, то они предварительно договариваются о расстоянии. Места старта и финиша отмечаются линиями. Место старта и финиша может быть одной линией. В этом случае надо отметить место поворота (линией, булавой, мячом и т. п.).
По команде судьи должны проскакать на одной ноге дистанцию. Желательно указанное расстояние надо пройти (проскакать) сначала на одной, затем на другой ноге, чтобы равномерно развить мышцы обеих ног.
Правила игры
1. Финишировавшие первыми являются победителями (первое, второе, третье место).
2. Перед стартом нельзя переступать линию старта.
3.Нельзя менять ногу во время скакания (перед
стартом указывается рабочая нога).
4. Приподнятая нога не должна касаться земли (пола).
Почекушки (Тевектээр)
Спортивная игра «Тевектээр» одна из наиболее распространенных игр мальчиков. В нее играют не только мальчики, но и взрослые. В дни Шагаа, встречи Нового года по Лунному календарю, состязания в этой игре являлись обязательными среди подростков и взрослых. Игра является чрезвычайно напряженной, динамичной. Интерес к ней не остывает, играют в нее и поныне с большим удовольствием. Чтобы играть успешно, необходима систематическая тренировка, так как побеждает тот, кто систематически совершенствует свое мастерство в жонглировании «тевеком» (атрибут игры) тремя разными способами. Кроме того, игра в почекушки требует от человека высокой подготовленности, определенных физических качеств - силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости, умения пространственной ориентации, точности, быстрого мышления, большой силы воли.
Смысл игры заключается в жонглировании «тевеком» левой и правой ногами разными способами: анаа тевер, далгыыр, чиннээр (анаа чиннээр, кызыл-чин).
Инвентарь. Основной атрибут (инвентарь) этой игры называется «тевек». Это своеобразный волан, изготавливается он из свинцовой пластинки диаметром 20-25 мм, 3-5 мм, весом - 12-18 г и зимней шерсти козы тувинской породы (ангорская шерсть не подходит). Длина шерсти варьируется от 4 до 7 см. Количество необходимой шерсти зависит от веса свинцовой пластинки. Чем тяжелее пластинка, тем больше длиннее шерсть.
Подготовка «тевека». Достать немного свинца (в негодных свинцовых аккумуляторах любой марки его найдется достаточное количество). Затем приготовить круглую форму, для отливки в глинистой земле. Размеры должны соответствовать требуемому «тевеку». Лучше сделать сразу несколько форм (3-5), т. к. расплавленного свинца может оказаться достаточно для нескольких штук. В середину каждой формы обязательно воткнуть небольшие круглые деревянные палочки диаметром 3-5 мм, длиной 4-5 см. Для плавки свинца берется небольшая тара (консервная банка, железные кружки, ковшик и т. п.). Размельчить свинец на небольшие кусочки, положить их в тару и держать на костре, пока полностью не растопятся. Для быстрого плавления добавляется
немного жиру (топленое или растительное масло и т. п.). Когда весь свинец расплавится, сразу отлить в формочки. Когда остынет, взять готовые свинцовые пластинки, убрать деревянную палочку, в образовавшуюся дырку, через узкую сторону, просунуть пучок шерсти. Туго натянуть. Срезать оставшуюся часть шерсти и прожечь на огне или плите так, чтобы выровнять с плоской стороной свинца. Ровно отрезать другую длинную сторону шерсти на расстоянии от основания «тенек» (свинца) 4-7 см в ·соответствии с весом свинца.
Описание игры.
В спортивную игру «Тевектээр» можно играть в любое время года (в старину играли только зимой). Количество участников не ограничено. В игре участвуют только мальчики с 6 до 17 лет.
Существуют несколько способов жонглирования «тевеком».
П е р в ы й с п о с о б называется «Анаа тевер». Смысл заключается в подбивании (жонглировании) внутренней стороной стопы правой (если участник - левша, то левой) ноги. Каждый участник игры должен жонглировать одной ногой. Можно договориться жонглировать сначала правой, затем левой ногой, в этом случае количество подбивания с обеих ног суммируется.
В т о р о й с п о с о б называется «Далгыыр» - жонглирование «тевеком» двумя ногами поочередно, т. е. сначала подбить одной ногой «тевек» вверх, затем, когда он уже опускается, надо подбить другой ногой, и так пока он не потеряется, т. е. не упадет на землю.
Т р е т и й с п о с о б - «Чин» («чиннээр»). Это жонглирование «тевеком» как в первом способе, но рабочую ногу нельзя опускать на землю (на пол). Зато можно передвигаться на
опорной ноге.
Ч е т в е р т ы й с п о с о б, наиболее сложный, называется «Кызыл-чин», Во время «Кызыл чина» так же, как на третьем способе, надо жонглировать одной ногой, не опуская ее на зем-лю, но нельзя передвигаться на опорной ноге.
В конце игры победитель наказывает проигравшего. «Човадыр» - наказание заключается в том, что проигравший должен подкинуть «тевек» в ноги победителю, тот отбивает «тевек»
удобной ему ногой таким образом, чтобы подкинувший не смог его поймать. Если победитель «промажет» по подкинутому «тевеку» или проигравший поймает «тевек», игра окончена.
Правила игры.
1. Игру может начинать один из игроков по договоренности или по жребию.
2. Если количество игроков велико и «тевек» имеется у каждого, тогда можно начинать одновременно нескольким участникам. В этом случае у каждого играющего должен быть счетчик (судья).
3. Во время жонглирования, в случае отскока «тевека» в сторону или вперед подальше, игрок может его достать, т. е. подбить любой стороной своей «рабочей» ноги, чтобы не уронить (потерять) «тевек».
4.Нельзя подыгрывать руками (рукой) во время жонглирования. Случай, если игрок поймает «тевек» рукой, считается его потерей.
5.Высота жонглирования не регулируется.
6.Обувь играющих, желательно, должна быть одинаковой.
7.Победитель определяется по количеству жонглирования «тевеком».
До игры договариваются, каким способом будут играть. Это может быть только первый способ с одной ноги, с двух ног, первый и второй способы и т.д. Могут быть и все способы. В этом случае победитель определяется по сумме всех способов жонглирования.
8.В случае проведения игры (состязания, соревнования) одним или двумя способами, если у двух или нескольких участников количество очков от жонглирования будет одинаковым, тогда между ними проводится соревнование по следующему способу. Таким образом, победитель может даже выявиться на последнем, трудном способе «Кызыл чин».
9.На последнем этапе игры «Човадыр» проигравший должен подбрасывать «тевек» точно в ноги победителю. В случае, если «тевек» подброшен специально не в ноги, победитель имеет право не отбивать его, а просить, чтобы проигравший повторил подброс.
10.В случае большого количества участников, чтобы игру, не растягивать, один из проигравших подбрасывает «тевек» в ноги победителю, а остальные, включая и его самого, должны «тенек» ловить.
Метание аркана (Шалбалаар)
Детская игра «Шалбалаары» (шалбалаар, шалбадаар, аргамчылаар переводится - «заарканить») - популярная и распространенная среди детей, подростков и взрослых. Цели разные: дети, подростки мечут аркан на неподвижные цели (колышек, коновязь, выступающие части кошары, забора и т. п.), а взрослые с помощью аркана ловят лошадей (порой не прирученных), чем демонстрируют свое мастерство, проверяют подготовку табунщиков, тренируются, устраивают состязание в точности метания аркана и т. д.
Прямой перевод «Игра в заарканивание» не звучит, поэтому мы эту спортивную игру назвали «Метание аркана», что соответствует содержанию игры. Аналогичный национальный вид спорта существует у северных народов, где проводится ежегодная спартакиада, по результатам которой присваиваются спортивные разряды, вплоть до мастера спорта Российской Федерации.
Решающим моментом в метании аркана является своевременное отпускание аркана с правой руки в направлении цели. Если и раньше выпустить аркан с правой руки, то он перелетит цель, а если позже, с опозданием, - не долетит. После, когда аркан уже выпущен с правой руки; возможно (допустимо) управление его полетом левой рукой, держащей за конец. Это делается следующим образом. Если арканщик заметил, что скорость полета основной части аркана (большой петли) слишком быстра, и он перелетает цель, то надо отвести левую руку назад, снижая скорость полета. Если большая петля не долетает до цели, то, протягивая левую руку вперед, можно продлить ее полет на 40-50 см. Но надо быть очень осторожным в этих случаях, иначе большая петля может сузиться или вообще закрыться.
Большим мастером в метании аркана может стать только тот, кто постоянно тренируется. Метание аркана требует быстроты, гибкости, специального навыка. Игра очень эмоциональная, особенно когда метают на движущуюся цель.
Подготовка (подбор) аркана для метания.
Существуют два варианта подбора аркана, но распространенным является способ жителей центральных и западных кожуунов республики. Для подбора аркана сначала надо сделать на его конце маленькую петлю, диаметром 7-10 см, с помощью которой образуется большая, основная петля. Когда она готова, правой рукой (хватом снизу) взять за аркан так, чтобы маленькая петля осталась в левой руке, хватом сверху. Затем, продвигая левой рукой маленькую петлю назад к другому концу аркана, подобрать в правую ладонь аркан 2, 3, 4 раза, образуя круги диаметром, примерно, 40-45 см. Количество их зависит от длины аркана, расстояния до цели и диаметра одной окружности. На последнем подборе надо отпустить маленькую петлю, чтобы она опустилась на противоположную сторону правой кисти, которая держит круги. За счет чего внизу образуется большая, продолговатая петля (от нее зависит точность, скорость полета аркана). Потом, в зависимости от расстояния до цели, надо подобрать всю остальную часть аркана в правую ладонь. В одном подобранном круге, примерно, 80-90 см аркана. Если до цели 8 метров, значит, количество кругов должно быть 8-9, в зависимости от длины большой петли. При этом строго соблюдать примерный диаметр предыдущих кругов. Образование кругов одинакового диаметра зависит от отвода
левой руки в левую сторону аркана на одинаковое расстояние (аркан скользит по ладони левой руки).
Техника метания аркана.
Встать левым боком к цели, ноги слегка согнуты. Правая нога чуть впереди, носок левой ноги направлен в сторону метания. Левая рука внизу, держит конец аркана. Правая рука полусогнута в локтевом суставе, держит всю подобранную часть аркана.
Поднять обе руки до уровня груди, согнуть левую руку в локтевом суставе, правую руку, выпрямляя, сначала отвести чуть назад, затем быстрым движением против часовой стрелки сделать несколько (1-2) круговых вращений над головой. Когда правая рука идет из-за головы (на последнем вращении), ускоряя движение, метнуть аркан кистью в направлении цели. Туловище наклоняется чуть вперед. Будет видно, как летит основная петля, постепенно расправляя за собой аркан. В это время можно управлять его полетом левой руки, как описано выше. Когда петля заходит на цель, то быстрым движением левой руки, потягивая на себя аркан, затянуть ее (на шее лошади) .
Инвентарь.
Аркан бывает пяти разновидностей: сыдым, баг,аргамчы (кожаный аркан), чъэп аргамчы (волосяной аркан), хендир аргамчы (веревка), содурге (короткий аркан).
Веревка у тувинцев в быту не использовалась, она появилась в наше время.
Подготовка сыдыма требует много времени и труда, поэтому для проведения массовых игр и состязаний не годится. Для мероприятий вполне подойдет веревка. Она должна быть туго плетеной, не толстой (2-3 см). Длина и толщина должны соответствовать возрасту мальчиков и подростков (от 3 до 9 метров).
Цели для заарканивания могут быть самыми разными: подвижными и неподвижными. Это могут быть стулья, табуретки, спортивные снаряды (конь, козел), специальные мишени в виде головы лошади, прикрепленные на стойке на уровне высоты лошади и т. д.
Место проведения
Игры, состязания, соревнования по метанию аркана можно проводить в любое время года в спортзале, на спортплощадке, поляне и т. п. Проводится линия для метания аркана. Расстояние до цели зависит от длины аркана.
Платочная салка (Аржыыл какчыр)
Игра появилась в наше время. Дети младшего дошкольного возраста играют с удовольствием. Она требует большой подвижности, ловкости, быстроты. Очень эмоциональная, веселая игра используется для активизации двигательной деятельности, проводится в спортзале, на площадке.
Инвентарь. Основным инвентарем является платочек или косынка. Он (она) завязывается в несколько узелков, чтобы образовать комок с торчащим концом (обычно это угловая часть платочка). Водящий держит за выступающую часть платка и, догоняя убегающего игрока, должен осалить (ударить) егo.
Описание. Играющие становятся в круг с дистанцией на одного человека. Выбирается ведущий. Он с платочком в руке остается вне круга. По команде учителя ведущий начинает ходить вокруг, пока не оставит (выронит) платочек за чьей-либо спиной (старается делать это незаметно). Всем остальным надо быть внимательными, косить глазами себе за спину, на водящего, как бы тот не оставил за его спиной платочек. Если это случилось, то, быстро подняв платочек, надо догонять ведущего и, догоняя, осалить его платком.
При удаче, оставив платочек, надо убегать в обратную сторону. Осаленный, подобрав платок, теперь догоняет, убегающего. Спасаясь от преследования, убегающий имеет право встать за спину к кому-нибудь из стоящих в кругу. Тот, за спину которого встал преследуемый, должен убегать от того же догоняющего.
При большом количестве играющих можно назначить двух водящих или организовать два, три круга.
Правила бега.1. Бегать надо только по кругу.
2. Нельзя перебегать через круг.
3. При ударе нельзя выпускать платок из руки.
Платочек отпускается только после удара.
Анализируя результаты своего опыта, я отмечаю, что введение национальных подвижных игр в уроки физической культуры позволило:
- повысить успеваемость по предмету
- повысить динамику роста физической подготовленности учащихся
- повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.
Таким образом, использование национальных подвижных игр на уроках физической культуры способствует развитию необходимых физических качеств занимающихся, которые являются основой гармоничного личностного развития ребенка.
В конечном итоге введение национальных подвижных игр в уроки физической культуры является не просто частью этнопедагогики, но и обеспечивает всестороннее физическое развитие ребенка и приобщение его к культуре не только своего народа, но и народов разных стран.
Только использование широкого спектра современных педагогических технологий дает педагогу возможность продуктивно использовать как учебное, так и внеурочное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Использованная литература:
- Ооржак Х. Д-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 г. – Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1994. – 72 с.
- Источник: https://WorksPay.ru
- ttps://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2016/04/10/metodicheskie-rekomendatsii-ispolzovaniya-tuvinskih
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слайды к докладу по теме: "Доклад по теме: "Воспитательный потенциал школьного педагога на уроке иностранного ".
Данные слайды отражают и суммируют основную идею доклада....
Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"
Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...
Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».
Развитие творческих способностей детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.
Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...
Доклад: «Обновление практик обучения и воспитания в современном дополнительном образовании.» Доклад: "Развитие игровой технологии в образовательной практике"
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования....