Адаптивная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « лёгкая атлетика» физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с УО(ИН)
рабочая программа по физкультуре

Лучина Екатерина Александровна

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  в области физической культуры и спорта направленность физкультурно-спортивная «Лёгкая атлетика» разработана в соответствии с

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599;
  • Приказом Министерством образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14».

 

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 10-17 лет с нарушением интеллекта.  Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности.

Дополнительная образовательная программа предназначена для углубленного изучения раздела «Легкая атлетика» образовательной программы.

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_lyogkoy_atletike.docx74.06 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

« СПЕЦИАЛЬНАЯ(КОРРЕКЦИОННАЯ)ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 № 44»г. БРЯНСКА

Рассмотрено:                                                                Утверждено:                                                                                                    заседание педагогического совета                             директор МБОУ « Специальная

МБОУ « Специальная(коррекционная)                    (коррекционная)общеобразовательная

общеобразовательная школа № 44»                    школа № 44»

                                                                                       Носова Н.В

Протокол №                            г.                                            Приказ №                           г.

Адаптивная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « лёгкая атлетика» физкультурно-спортивной направленности для обучающихся с УО(ИН)


                                                 

                                                                                   Программу составила:

учитель физкультуры

МБОУ «Специальная(коррекционная)

                                                                     общеобразовательная школа  №44»

Лучина Екатерина Александровна


                                         

                                  2024-2025 учеб. год.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Пояснительная записка

II.Содержание обучения

III.Планируемые результаты

IV. Система освоения оценки результатов  программы.

 

V. Тематическое планирование

VI.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

        

1.Пояснительная записка

        Дополнительная образовательная общеразвивающая программа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  в области физической культуры и спорта направленность физкультурно-спортивная «Лёгкая атлетика» разработана в соответствии с

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599;
  • Приказом Министерством образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14».

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа «Лёгкая атлетика» разработана для оздоровления и физического развития детей 10-17 лет с нарушением интеллекта.  Направленность. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности.

Дополнительная образовательная программа предназначена для углубленного изучения раздела «Легкая атлетика» образовательной программы.

Легкая атлетика – один из основных и наиболее массовых видов спорта. Основой легкой атлетики являются естественные движения человека. Занятия легкой атлетикой способствуют всестороннему физическому развитию, укреплению здоровья детей.

Популярность и массовость легкой атлетики объясняются общедоступностью и большим разнообразием легкоатлетических упражнений, простотой техники выполнения,

возможностью варьировать нагрузку и проводить занятия в любое время года не только на спортивных площадках, но и в естественных условиях.

Занятия легкой атлетикой имеют оздоровительное значение: положительно влияют на развитие всех органов и систем человеческого организма (например, прыжки и метания крепят мышцы, опорно-двигательный аппарат).

        Актуальность программы обусловлена рядом обстоятельств:

- приоритетным направлением государственной политики по сохранению и укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни;

- восполнением недостатка двигательной активности, навыков по легкой атлетике у учащихся среднего и старшего школьного возраста во внеурочное время, с учетом недостаточного обеспечения необходимого уровня физического развития подготовленности их в общеобразовательных учреждениях;

- практической значимостью легкой атлетики, заключающейся в начальной профессиональной ориентации обучающихся, подготовке юношей к службе в рядах вооружённых сил России;

- возрастанием интереса детей и молодёжи к легкой атлетике, как к одному из любимых видов спорта, способствующему всестороннему развитию физических качеств.

        С помощью легкоатлетических упражнений, при условии их регулярности, полностью решается задание гармоничного физического развития школьников всех возрастных групп.

Программа является модифицированной, в основу ее положены следующие программы:

- В.В. Белоусова «Обучение и совершенствование техники бега на короткие и длинные дистанции».

- Л.Л. Былеева «Прыжки. Метание»,

- В.П. Филин «Воспитание физических качеств у юных спортсменов».

Новизна программы. В процессе изучения у обучающихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, обучающиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

        Отличительной особенностью адаптированной дополнительной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности «Лёгкая атлетика» в том, что она разработана с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в:

- адаптации содержания программного материала для освоения ребенком с ОВЗ направленной на раскрытие жизненными и социальными компетенциями;

- «пошаговом» предъявлении материала;

- осуществлении индивидуального подхода в работе с обучающимися с нарушением интеллекта при выполнении физических упражнений;

- использовании адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающихся, так и компенсации индивидуальных недостатков развития.

Учебно-тренировочный процесс в легкой атлетике строится с учетом следующих закономерностей: всестороннего формирования и развития личности занимающихся; единства общей и специальной подготовки; непрерывности тренировочного процесса с цикличным нарастанием тренировочных нагрузок; индивидуальных особенностей при сознательном отношении к тренировке занимающихся, а также дидактических принципов педагогики.

Основные принципы программы:

1 Принцип систематичности (или повторности). Суть принципа раскрывается в ряде положений, касающихся спортивных занятий это чередования нагрузки и отдыха.

2 Принцип наглядности. Заключается в создании при помощи различных органов чувств представления о движении (просмотр видеоматериалов; наглядные пособия, таблицы; демонстрация выполнения упражнения и др.).

3 Принцип доступности. Предусматривает обучение с учетом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня их физической подготовленности. Одним из основных различий, уровня их является преемственность и постепенность усложнения физических упражнений. Каждое новое движение предлагается после достаточно прочного усвоения сходного с ним, но более простого.

4 Принцип постепенности. Связан с применением физических нагрузок в процессе обучения и с постепенным усложнением техники выполняемых двигательных действий. В процессе обучения этот принцип реализуется по прямолинейно-восходящей линии, исключая скачкообразные колебания.

5 Принцип оздоровительной направленности. Специфический принцип физического воспитания - средствами физических упражнений укреплять здоровье, физические нагрузки давать адекватно возрасту, полу ребенка, уровня физического развития и здоровья, сочетают двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами, включая в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики, упражнения для повышения выносливости.

6 Принцип индивидуализации. Учитываются индивидуальные и анатомо-физиологические особенности, разный уровень подготовленности каждого ребенка; половые и возрастные различия; психологические особенности и различная степень реагирования организма каждого учащегося на тренировочный процесс.

7 Принцип сознательности и активности. Основополагающий принцип обучения движениям. Он направлен на понимание учащимися сути производимого ими того или иного движения. Высокий уровень овладения техникой не возможен без проявления целеустремленности в применении своих способностей для достижения, как конечной цели, так и поэтапного решения задач,

преодолевая трудности и неудачи.

8 Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения решаются воспитательные задачи (воспитание настойчивости, смелости, выдержки, нравственно-волевых качеств, положительных межличностных отношений, чувства команды).

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа физкультурно- спортивной направленности «Лёгкая атлетика» рассчитана на обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте 10-17 лет и предназначена для занятий в спортивной секции по легкой атлетике для девочек (мальчиков) 3-9 классов

Зачисление обучающегося в объединение производится с согласия родителей (законных представителей).

Минимальный возраст детей для зачисления на обучение 10 лет.

Объем и сроки реализации программы.

Программа реализуется в течение 36 учебных недель с  сентября по  май учебного года. Недельный тренировочный цикл предусматривает   нагрузку 2 занятия в неделю

Нагрузка 68 часов в год.

Цель: формирование физической культуры личности детей и подростков посредством освоения основ содержания физкультурно-спортивной деятельности с легкоатлетической направленностью.

 Задачи:

Обучающие:

- развитие необходимых физических качеств (сила, выносливость, гибкость, координация движения, быстрота реакции, меткость);

- обучение правильному выполнению легкоатлетических упражнений.

- обучение навыкам выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применять их в игровой и соревновательной деятельности;

- формирование представлений об оздоровлении организма и улучшении самочувствия.

Воспитательные:

- воспитание волевых качеств, умения преодолевать физические трудности при выполнении сложных упражнений;

- формирование знаний, навыков и умений для самосовершенствования, самоконтроля и самопознания;

- повышение роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни.

- расширение сферы спортивно-культурных контактов подростков с нарушением интеллекта, занимающихся в объединении.

Развивающие

- развитие координации движений и основных физических качеств;

- развитие двигательной активности обучающихся за счет направленного воспитания основных физических качеств и физических способностей;

- развитие позитивного отношения к занятиям физической культурой, спортивным играм.

Коррекционно-развивающие:

- развитие двигательных качеств: скоростно-силовых, координации, гибкости, общей выносливости, силы, силовой выносливости;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.

Оздоровительные:

-  формирование навыков способствованию укреплению здоровья, профилактике заболеваний, укрепление здоровья и закаливание организма.

Условия реализации программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Легкая атлетика» рассчитана на количество часов в неделю/год: 2/68.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы, 10-17 лет. В коллектив принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по здоровью.

Входное тестирование, проводимое в начале года, определяет основные формы и методы работы дифференцированного обучения.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю, количество учебных занятий в год – 68 часов.

Продолжительность занятий в группах устанавливается в соответствии санитарными нормами и правилами. Продолжительность учебного занятия при реализации дополнительной общеразвивающей программы по легкой атлетике рассчитана в академических часах (академический час – 40 мин) с учетом возрастных особенностей и этапа (периода) подготовки занимающихся и не превышает 2 часов/3 часов в неделю.

Формы и методы организации занятий: Формы организации детей на занятии: индивидуальная, групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповая.

Основной формой образовательного процесса является занятие, которое включает в

себя часы теории и практики-тренировки. При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.

Основные учебно-тренировочные занятия строятся по общепринятой структуре.

Учебно-тренировочное занятие состоит из четырех частей (вводной, подготовительной, основной и заключительной), или из трех (разминки, основной и заключительной). В зависимости от задач и содержания занятия, периода тренировки, а главное, подготовленности обучающихся применяется первый или второй вариант.  

На этапе начальной подготовки главной практической задачей является формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой и укрепления здоровья обучающихся. Значительный отсев из группы начальной подготовки часто связан с монотонностью и однообразием занятий. Поэтому на данном этапе в занятия включены упражнения для повышения эмоциональности. Подвижные игры, эстафетный бег, спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения должны занимать 40% общего объема тренировки по времени, что одновременно решает и задачи ОФП.

Кроме того, следует выделять и целиком игровые дни в зале или на стадионе. Большое внимание на этапе начальной подготовки отводится бегу, который является основой остальных легкоатлетических видов. Обучение свободным, широким беговым шагам на контролируемых скоростях позволяет в дальнейшем быстрее овладеть ритмом прыжком и метаний, повышает выносливость, скорость и силу нижних конечностей.

При решении задач обучения техники видов легкой атлетики основное внимание уделяется созданию хорошей двигательной школы, где главное не отработка индивидуальных деталей, а овладение основой движения. При этом обучение должно быть всегда без изменений индивидуализации. Важной составляющей на этапе начальной подготовки является воспитание способности переносить значительные физические и психические нагрузки, что достигается специально подобранными комплексами круговой тренировки, системой соревнований и контрольных испытаний.

        Объемная, невысокой интенсивности тренировка способствует развитию выносливости и повышению физической работоспособности. С этой целью используются кроссы, марш-броски, спортивные игры, пробеги по шоссе, серийное выполнение прыжковых, бросковых и скоростно-силовых упражнений.

        

     2.Содержание    программы дополнительного образования детей

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности. Соблюдение мер безопасности на занятиях в спортивном зале и на спортивной площадке: дисциплина, регулярные медицинские осмотры, предупреждение охлаждения и перегрева. Предупреждение травм несчастных случаев во время занятий легкой атлетикой. Ознакомление с местами занятий по отдельным видам. Гигиена, режим  питания спортсмена; закаливание и укрепление здоровья. ОФП и СФП.

Общеразвивающие и специально беговые упражнения

Понятие о строе и командах; строевые упражнения на месте и в движении; строевой и походный шаг; переход на бег и с бега на шаг; ходьба в переменном темпе и с различными движениями рук; бег с изменениями направления; общеразвиваюшие упражнения на месте и в движении, в положении стоя, лежа и сидя, без предметов и с предметами. Упражнения на развитие гибкости и подвижности в суставах, на формирование правильной осанки, развитие выносливости, ловкости, на расслабление мышц рук, ног, туловища.

Упражнения из других видов спорта.  

Упражнения на гимнастических снарядах и со снарядами (перекладина,  скамейка, стенка, палка, скакалка и др.) в висах и упорах, подтягивания, перелезание, лазанье, сгибание и разгибание рук, поднимание согнутых ног, размахивания, соскоки, перевороты, подъемы; простейшие комбинации. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой и скамейкой.

Подвижные игры. Эстафеты встречные и по кругу, в том числе с преодолением препятствий: «Перестрелка», «Удочка», «Мяч капитану», «Лапта», «Пионербол», «Третий лишний», «Не давай мяч водящему», «Четыре мяча».

Баскетбол. Ведение мяча, ведение с изменением направления; ловля двумя руками мяча, летящего навстречу и сбоку на уровне груди; передача мяча двумя руками от груди после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Перемещение в стойке защитника вперед, в стороны и назад; умение держать игрока с мячом и без мяча Тактика нападения выбор места и умение открыться для получения мяча, целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от щита. Двухсторонняя игра по упрощенным правилам.

Волейбол. Передачи в парах, через сетку, подачи мяча, блокирование, нападающий удар, двусторонняя игра.

Упражнения, способствующие наилучшему развитию скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег. Общеразвивающие упражнения. Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с разбега, прыжки через препятствие. Гимнастические упражнения, упражнения с предметами и без предметов.

Обучение техники  бега на короткие дистанции

Техника бега на отрезках 30-60 м. Изучение движений ног и таза, изучение работы рук в сочетании с движениями ног. Низкий старт и стартовый разбег. Финиширование.

Ходьба. Обычная в равномерном темпе со свободным взмахом рук, глубоким и ритмичным дыханием; ходьба с палкой за спиной по доске и бревну, с выполнением упражнений, укрепляющих мышцы ног; ходьба в равномерном, быстром и переменном темпе на дистанции до 800 м (отрезки 60, 100, 200,300, 400,500,600м).

Бег. Свободный по прямой и повороту, с наращиванием скорости и последующим продвижением вперед по инерции. Отталкивание как основная фаза бега, техника высокого старта, финиширование, выполнение команд «На старт!», «Внимание!», «Марш!»; осанка и работа рук во время бега, вынос бедра, постановка стопы; техника бега на короткие дистанции (ознакомление), техника передачи и приема эстафетной палочки во время бега по кругу и навстречу друг другу, техника бега на короткие дистанции (подготовка стартовых колодок, принятие положения «На старт!», «Внимание!»). Повторный бег с предельной и около предельной интенсивностью по прямой и повороту на отрезках от 20 до 60 м с хода с переходом в бег по инерции, эстафетный бег на отрезках 40—60 м; кроссовый бег до 1000 м; различные беговые упражнения и многоскоки.

Метание. Общее ознакомление с техникой метания, держание снаряда  теннисного мяча,  исходное положение для метания, отведение снаряда, скрестный шаг, метание мяча с 1—3—5—7 шагов. Толкание ядра (ознакомление), толкание одной рукой вверх, вперед — вверх при держании его на весу. Упражнения с набивными мячами: перебрасывание и толкание в парах из различных положений (стоя, лежа, сидя); метание различными способами — снизу вперед, снизу через себя назад, вперед из-за головы двумя руками; толкание набивного мяча с места вверх, вперед, стоя лицом и боком в сторону толчка.

Обучение техники бега на средние дистанции

Техника бега на отрезках 800-1500м. Работа  рук, в сочетании с движениями ног, определение маховой и толчковой ноги. Техника бега по повороту. Финиширование.

Обучение техники прыжка в длину с разбега

Изучение специальных упражнений прыгунов, для совершенствования двигательных действий. Прыжки в длину с разбега изученными способами с повышенной точностью выполнения. 

Прыжки. С места в длину, прыжки с ноги на ногу, на двух ногах; скачки на левой и правой ноге; маховые движения ног в прыжках в длину и в высоту, определение толчковой ноги, постановка толчковой ноги, ритм последних трех шагов, маховые движения рук в прыжках в длину, отталкивание, приземление; прыжки в длину способом «согнув ноги». Различные прыжки с доставанием предметов головой, ногой и рукой.

Оборудование и материалы используемые на занятиях: барьеры легкоатлетические, препятствия для бега, стойки для прыжков в высоту, стартовые колодки,шиповки для бега на короткие , средние и длинные дистанции, мячи, электромегафон.

Эстафеты. Спортивные игры

Развитие физических способностей в спортивных и подвижных играх с элементами легкой атлетики. Спортивные игры и эстафеты для группы начальной подготовки обучения.

Контрольные старты

Контрольные старты и нормативы для группы начальной подготовки обучения.

Календарный учебный график

Часы

Виды подготовки

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1

Вводное занятие

2

18

Общеразвивающие и спец. беговые упражнения

1

2

2

3

3

3

2

1

1

18

Обучение техники бега на короткие дистанции

1

4

4

4

2

1

1

1

6

Обучение техники  бега на средние дистанции

1

2

2

1

6

Обучение техники прыжка в длину с разбега

3

3

8

Эстафеты, спортивные игры

1

1

1

1

1

1

1

1

10

Контрольные старты.

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Всего за месяц

6

8

8

9

6

8

7

8

8

68

Всего за год

3.Планируемые результаты освоения программы.

В ходе обучения по адаптированной дополнительной общеразвивающей программе физкультурно-спортивной направленности «Лёгкая атлетика» обучающиеся приобретут совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств и компетенций.

Личностные результаты:

 формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека;

 желание заниматься тем или иным видом лёгкой атлетики;

 воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

 развитие волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, самообладания;

 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

 воспитание потребности оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами освоения курса учащимися содержания программы по легкой атлетике являются следующие:

Будут знать:

Будут уметь:

Смогут решать следующие

жизненно-практические задачи:

Правила поведения обучающихся при занятиях спортом.

Общие гигиенические требования к занимающимся легкой

атлетикой. Режим дня спортсмена.

Основные исторические события в развитии физкультуры и спорта. Краткую историю олимпийского движения.

Краткие сведения о строении и функциях человеческого организма.

Общее понятие о технике спортивного упражнения.

Основные правила проведения соревнований в избранном виде легкой атлетики. Права и обязанности участников соревнований.

- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

- в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить

ошибки, эффективно их

исправлять;

- выполнять разновидности ходьбы;

- пробежать в медленном темпе 3-10 мин.;

- бегать на короткие, средние и длинные дистанции;

- прыгать в длину с места

и с разбега;

- прыгать в высоту с разбега способом «перешагивание»;

- метать мяч в цель и на

дальность.

Спланировать собственный режим труда и отдыха.

Соблюдать личную гигиену.

Использовать простейшие виды закаливания.

Соблюдать технику безопасности на тренировке, дома и на улице. Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

Умение работать в команде.

 Стабильное посещение

занятий, дисциплинированность

и трудолюбие.

Коррекционно-развивающие, оздоровительные результаты освоения учащимися содержания программы по легкой атлетике, являются следующие умения:

- контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических навыков;

- работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе соблюдения правил спортивных игр.

Оздоровительные результаты:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно- оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Ожидаемые результаты. Во время  обучения  в кружке ребенок наберет достаточный уровень общей физической подготовленности,  расширит кругозор  знания  в легкой атлетике.

  Знать:

-   историю развития легкой атлетики;

-   правила соревнований;

-   влияние физических упражнений на организм занимающихся;

-   основы самоконтроля;

-   способы предупреждения травм.

Уметь:

-   соблюдать режим дня;

-   выполнять  основные  виды движений  без  посторонней помощи;

-   организовывать специальную самостоятельную разминку;

-   уметь управлять своими эмоциями и противостоять утомлению;

-   применять полученные знания и умения в игре с разными противниками.

Для контроля за общей и специальной физической подготовленностью два раза в год (в сентябре и мае) проводится тестирование. Подготовка и выполнение испытаний комплекса ГТО проводятся в процессе занятий и в ходе самостоятельной работы в течение всего года.

4. СИСТЕМА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Контрольно-нормативные требования

Важным звеном управления подготовкой юных спортсменов является система педагогического контроля, благодаря которой можно оценить эффективность избранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения. С помощью педагогического контроля определяются сильные и слабые стороны в подготовке юных спортсменов. Он используется для оценки эффективности средств и методов тренировки.

Один из главных вопросов в управлении тренировочным процессом – правильный выбор контрольных упражнений (тестов). Учебная программа предусматривает следующие  контрольные упражнения (бег на 30, 60, 100, 1000 м, челночный бег 3х10м,  прыжок в длину с места, подтягивания, наклоны туловища, сидя на полу, метание набивного мяча на дальность). Все они наиболее полно характеризуют развитие основных физических качеств.

Контрольное тестирование должно проводиться в процессе тренировки 2 раза в год.(декабрь,май).

                            ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

для групп  учебно-тренировочных и начальной подготовки

/юноши/

нормативы

оценка

ГНП

1

2

3

О
Ф
П

Бег 30 м со старта, с

5

5.4

5.2

5.1

4

5.5

5.3

5.2

3

5.6

5.4

5.3

Прыжок

в длину

с места, м

5

140

150

160

4

125

135

145

3

110

120

130

Бросок

набивного

мяча (снизу вперед), м

5

8.00

9.00

10.00

4

7.50

8.50

9.50

3

7.00

8.00

  8.50

Вес снаряда

кг.

1

1

1

С
Ф
П

Бег 60 со старта, с

5

10.4

10.2

10.0

4

10.6

10.4

10.2

3

10.8

10.6

10.4

Прыжок

в длину, м

5

2.70

2.80

3.20

4

2.60

2.70

3.10

3

2.50

2.60

3.00

Метание

мяча

150 гр, м

5

20.00

30.00

35.00

4

18.00

25.00

30.00

3

15.00

20.00

25.00

Бег 1000 м, мин.

5

-

-

4.10

                            ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

для групп  учебно-тренировочных и начальной подготовки

/девушки/

нормативы

оценка

ГНП

1

2

3

О
Ф
П

Бег 30 м со старта, с

5

5.8

5.7

5.6

4

5.9

5.8

5.7

3

6.0

5.9

5.8

Прыжок

в длину

с места, м

5

135

145

155

4

120

130

140

3

105

115

125

Бросок

набивного

мяча (снизу вперед), м

5

7.00

7.30

7.60

4

6.50

6.80

7.10

3

6.00

6.30

  6.40

Вес снаряда

кг.

1

1

1

С
Ф
П

Бег 60 со старта, с

5

10.4

10.2

10.0

4

10.6

10.4

10.2

3

10.8

10.6

10.4

Прыжок

в длину, м

5

2.70

2.80

3.00

4

2.60

2.70

2.90

3

2.50

2.60

2.80

Метание

мяча

150 гр, м

5

16.00

18.00

20.00

4

14.00

16.00

18.00

3

12.00

14.00

16.00

Бег 600 м, мин.

5

-

-

2.30

4

-

-

2.40

3

-

-

2.50

        

        

5. Календарно-тематическое планирование

дополнительной образовательной программы «Лёгкая атлетика»

№ п\п

Дата

Форма  

занятий

Тема

занятия

Кол-во

часов

1

       03.09

беседа

Вводное занятие. Правила поведения. Техника безопасности в спортивном зале и на улице.

1

2

04.09

Учебно-тренирующая

Общефизическая подготовка

1

3

10.09

Учебно-тренирующая

Специальная физическая подготовка

1

4

11.09

Учебно-тренирующая

Специальная физическая подготовка

1

5

14.09

Игровая

Спортивные и подвижные игры с элементами легкой атлетики

1

6

18.09

Игровая

Спортивные и подвижные игры с элементами легкой атлетики

1

7

24.09

Учебно-тренирующая

Комбинированный бег

1

8

25.09

Учебно-тренирующая

Комбинированный бег

1

9

01.10

групповая

Кроссовый бег

1

10

02.10

групповая

Бег со сменой направления

1

11

08.10

Учебно-тренирующая групповая

«Гладкий» бег

1

12

09.10

Учебно-тренирующая групповая

Эстафетный бег

1

13

15.10

Учебно-тренирующая групповая

Эстафетный бег

1

14

16.10

Игровая

Спортивные и подвижные игры с элементами легкой атлетики

1

15

22.10

Учебно-тренирующая групповая

Прыжки через скакалку

1

16

23.10

Учебно-тренирующая

Прыжки через препятствия.

1

17

05.11

Учебно-тренирующая

Прыжки через препятствия.

1

18

06.11

Учебно-тренирующая

Постановка стопы на грунт (опору)

1

19

12.11

Учебно-тренирующая

Кроссовая подготовка

1

20

13.11

Учебно-тренирующая

Специально-беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени.

1

21

19.11

Учебно-тренирующая

Специально-беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени.

1

22

20.11

Игровая

Спортивные и подвижные игры с элементами легкой атлетики

1

23

26.11

Контрольно-учетная

Контрольные старты. Пробегание отрезков на 800-1500м

1

24

27.11

Учебно-тренирующая

Работа ног на отрезках 30-60 м.

1

25

03.12

Учебно-тренирующая

Работа ног на отрезках 30-60 м.

1

26

04.12

Учебно-тренирующая

Работа рук на отрезках 30-60 м

1

27

10.12

Контрольно-учетная

Эстафеты. Веселые старты

1

28

11.12

Учебно-тренирующая

Согласованные движения рук и ног на отрезках 30-60 м

1

29

17.12

Контрольно-учетная

Контрольные старты. Пробегание отрезков на короткие 30-60м дистанции.

1

30

18.12

Учебно-тренирующая

Согласованные движения рук и ног на отрезках 30-60 м

1

31

24.12

Контрольно-учетная

Эстафеты. Веселые старты

1

32

25.12

Учебно-тренирующая

Ускорения по дистанции

1

33

14.01

Учебно-тренирующая

Согласованные движения рук и ног на отрезках100-400 м

1

34

15.01

Учебно-тренирующая

Игры с бегом и передачей мяча

1

35

21.01

Учебно-тренирующая

Прыжки в высоту с прямого разбега

1

36

22.01

Контрольно-учетная

Учебная игра «Мини-футбол»

1

37

28.01

Учебно-тренирующая

Ускорения по дистанции, стартовый разгон

1

38

29.01

Учебно-тренирующая

Бег с преодолением препятствий

1

39

04.02

Учебно-тренирующая

Специально-беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени

1

40

05.02

Учебно-тренирующая

Техника бега пробегания по виражу

1

41

11.02

Учебно-тренирующая

Ускорения по дистанции с выходом в поворот

1

42

12.02

групповая

Круговая тренровка

1

43

18.02

Учебно-тренирующая

Ускорения по дистанции, челночный бег

1

44

19.02

групповая

Постановка стопы на грунт, наклон туловища при старте

1

45

25.02

Учебно-тренирующая

Выпрямление толчковой ноги в сочетании с выпадом вперед бедра маховой ноги

1

46

26.02

Учебно-тренирующая

Ускорения по дистанции с выходом в поворот

1

47

04.03

Учебно-тренирующая

Ускорения по дистанции с выходом в поворот

1

48

05.03

Учебно-тренирующая

Прыжки в длину с места и с разбега

1

49

11.03

Контрольно-учетная

Контрольные старты. Пробегание отрезков на короткие 30-60м дистанции.

1

50

12.03

Контрольно-учетная

Метание малого мяча в цель и даль

1

51

25.03

Игровая

Эстафеты с бегом и прыжками

1

52

26.03

Учебно-тренирующая

 Техника передачи и приема эстафетной палочки

1

53

01.04

Учебно-тренирующая

Беговые упражнения и многоскоки

1

54

02.04

Учебно-тренирующая

Упражнения с набивными мячами

1

55

08.04

Учебно-тренирующая

Прыжки в высоту с прямого разбега

1

56

09.04

Учебно-тренирующая

Учебная игра «Пионербол»

1

57

15.04

Контрольно-учетная

Контрольные старты. Пробегание отрезков 30- 60 м

1

58

16.04

Учебно-тренирующая

Свободные ускорения по 400-600м

1

59

22.04

групповая

Бег в поворот и по повороту

1

60

23.04

Учебно-тренирующая

Прыжки в шаге через планку высотой 30-60м

1

61

30.04

Учебно-тренирующая

Прыжки  через препятствие

1

62

06.05

Учебно-тренирующая

Прыжки в шаге через планку высотой 30-60м

1

63

07.05

Учебно-тренирующая

Прыжки с 3-5 шагов разбега с запрыгиванием на маты

1

64

13.05

Игровая

Эстафеты с бегом и прыжками

1

65

14.05

Учебно-тренирующая

Прыжки в длину с места с подтягиванием коленей вперед

1

66

20.05

Учебно-тренирующая

Бег по повороту и ускорение

1

67

21.05

Контрольно-учетная

 Ускорения на отрезках   30-60м дистанции.

1

68

27.05

Контрольно-учетная

 Пробегание дистанции на 800-1500м

1

Итого

68

        

   6.Материально-техническое обеспечение программы

Учебно-методическое

обеспечение

Методическое обеспечение

Наглядные пособия:

- Элементы обучения бегу на короткие, средние длинные дистанции.

- Передача эстафеты.

- Прыжок в высоту способом «перешагивание».

- Низкий старт.

- Прыжок в длину разбега «перешагивание».

- Метание мяча в цель

Литературы для педагога:

Жилкин А.И. и др. Легкая атлетика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: «Академия», 2003

3еличёнок, В.Б. Лёгкая атлетика: критерии отбора/В.Б. Зеличёнок, В.Г. Никитушкина, В.П. Губа.- М.: Терра-Спорт, 2010.- 240с.

Кузнецова, З. И. Критические периоды развития двигательных качеств школьников /З.И. Кузнецова// Физическая культура в школе._М.:Просвящение, 2008.- 7-9с

Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников/ В.И. Лях.- М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2008.- 272 с.

Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.М. Максименко.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2011.- 319с.

Никитский, Б.Н. Физическое воспитание детей и подростков/ Отв. Ред. Б.Н. Никитский.- М.: Моск. Обл. пед.ин-т, 2013. - 59 с.

Филин, В.П. Новое в методике воспитания физических качеств у юных спортсменов/ В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 2009.-119 с.

Фомин, Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания/ Н.А. Фомин, В.П. Филин.- М.: Физкультура и спорт, 2012.-175 с.

Хоменков, Л.С. Книга тренера по легкой атлетике /Под ред. Л.С. Хоменкова. -М.; Физкультура и спорт, 2012.- 399с.

Локтев С.А. Легкая атлетика в детском и подростковом возрасте: Практическое руководство

для тренера. М.: Советский спорт, 2007

Никитушкин В.Г., Губа В.П., Гапаев В.И. Легкая атлетика: Учебное пособие для общеобразовательных школ. М., 2005

Полищук В. Д. Использование специальных и подводящих упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов. Киев, «Олимпийская литература», 2009

Холодов Ж.К. и др. Легкая атлетика в школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2009 Литература для обучающихся:

                        Материально-техническое обеспечение программы

1. Спортивный зал с вентиляцией, хорошим освещением, раздевалкой, необходимым температурным режимом.

2.  Школьный стадион.

3. Спортивный инвентарь:

п/п

Наименование

Ед. измерения

Количество изделий

Основное оборудование, спортивный инвентарь.

Спортивная форма для соревнований

12

секундомер

шт.

1

рулетка измерительная

шт.

1

щит для метания в цель

шт.

1

щит баскетбольный с кольцом

шт.

2

электромегафон

шт.

1

гимнастическая стенка

шт.

6

гимнастическая скамейка

шт.

2

гимнастический мат

шт.

6

шиповки для бега на короткие дистанции

пар.

15

 перекладина подвесная

шт.

3

канат для перетягивания

шт.

1

скакалка

шт.

15

обруч гимнастический

шт.

15

волейбольный мяч

шт.

10

футбольный мяч

шт.

10

баскетбольный мяч

шт.

10

набивной мяч

шт.

4

теннисный мяч

шт.

6

шиповки для бега на средн и длин.дист

шт

15

стойки для прыжков в высоту с планкой

шт.

1

барьеры легкоатлетические

шт.

10

препятствия для бега

комплект.

1

стартовые колодки

шт.

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический коллектив «Задумка» художественная направленность Срок реализации: 6 лет Возраст детей: 7 - 18 лет

 Программа способствует развитию эмоционального восприятия музыки посредством отображения в движении её характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности. Программа с...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Финансовая грамотность» социально-гуманитарной направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Финансисты» (далее – Программа) включает в себя 3 тематических модуля. Программа п...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Я-волонтёр!» (социально-гуманитарная направленность), срок реализации 3 года, возраст 11-16 лет

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Танцевального шоу «Монпансье» (художественной направленности)

Программа соответствует современным образовательным технологиям, что делает ее доступной, интересной, результативной, предусматривающей индивидуальный подход. Актуальность данной программы обусловлена...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бадминтон» реализует спортивно-оздоровительное направление

Описание предмета, дисциплины которому посвящена программаПредмет курса помогает решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов и потребностей, обучающихся в бережном ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа чемпионов» спортивно-оздоровительной направленности

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа   физкультурно – спортивной направленности «Школа чемпионов» по спортивной игре регби разработана на основе Фед...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа « Экология и мы » естественнонаучной направленности

В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно,...