Использование фитнес-технологий в физкультурно-образовательной деятельности ДОУ
рабочая программа по физкультуре
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Смена образовательных парадигм, стремление приобщить детей к культурным ценностям общества, предоставить широкие возможности социализации ребёнка, внешняя привлекательность занятий детским фитнесом, неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой привело к поиску современных методов и приемов повышения двигательной активности дошкольников. Согласно ФГОС ДО один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заключается в следующем: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitnes_tehnalogii.docx | 28.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное Общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр «Успех»
Использование фитнес-технологий в физкультурно-образовательной деятельности ДОУ
Разработал: инструктор по ФК
Мисриханова Б.М.
р/п Дрожжино 2022-2023г
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно – правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Смена образовательных парадигм, стремление приобщить детей к культурным ценностям общества, предоставить широкие возможности социализации ребёнка, внешняя привлекательность занятий детским фитнесом, неудовлетворенность традиционными занятиями физической культурой привело к поиску современных методов и приемов повышения двигательной активности дошкольников. Согласно ФГОС ДО один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования заключается в следующем: «У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими».
Многие авторы – Ю.Р. Силкин, И.К. Шилкова, А.С. Большев и др. считают, что лишь гармония психических и физических возможностей ребёнка повышает резерв здоровья, способствует творческому самовыражению, положительному эмоциональному настрою. Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. в своих работах указывают, что гимнастические, танцевальные движения, а также физкультурные упражнения всегда выступают как оздоровительный фактор. Многие специалисты в области дошкольного образования (М.А. Рунова, Е.Н. Вавилов, Т.И. Осокина и др.) рекомендуют рационально использовать разнообразное спортивное оборудование.
В последние годы расширяется спектр фитнес-технологий, используемых в дошкольных образовательных учреждениях, которые могут использоваться как в рамках физкультурных занятий или как дополнительные занятия.
Актуальность темы обеспечена тем, что использование фитнес-технологий дает возможность укреплять физическое и психическое здоровье, гармонично развивать личность ребенка, воспитывать по «законам Красоты, Ритма и Гармонии».
Новизна состоит в разработке системы занятий с использованием фитнес-технологий в физкультурно-образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Цель:
создание условий для развития спортивных способностей, повышение уровня развития психофизических качеств у дошкольников в образовательной деятельности по физической культуре посредством внедрения фитнес-технологий.
Задачи:
исследовать источники, материалы по проблеме; улучшить условия развивающей предметно-пространственной среды детского сада для занятий спортом; разработать и внедрить систему занятий с использованием фитнес-технологий; организовать консультативную помощь родителям по развитию спортивных способностей в семейном воспитании.
Гипотеза:
Внедрение в образовательный процесс элементов фитнеса на степ-платформах для развития психофизических способностей повысит у выпускника ДОУ уровень художественно-эстетического и физического развития.
Ожидаемые результаты: Художественно-эстетическое развитие.
Ребенок на выходе из детского сада:
- любит экспериментировать, пробовать, импровизировать в двигательной деятельности;
- оформлены выразительные пластические способности, развиты гибкость, пластичность, мягкость движений;
- умеет передавать в пластике характер музыки и игровой образ;
- умеет выразить свои движения в словах, умеет изменять движения в соответствии с музыкальными фразами, темпом, ритмом.
- умеет выражать эмоции, проявляет раскрепощенность и творчество в движении.
Повышение качества физического развития.
У выпускника ДОУ:
- формируется устойчивое равновесие, координация движений (упражнения выполняются на уменьшенной площади опоры);
- совершенствуется точность движений;
- оптимизируется рост и развитие опорно-двигательного аппарата;
- совершенствуются физические способности (сила, ловкость, выносливость, гибкость, скорость);
- развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности;
- развиваются и функционально совершенствуются органы дыхания, кровообращения, сердечнососудистая и нервная системы организма;
- поддерживается положительное психоэмоциональное состояние;
- расширяются представления детей о многофункциональности спортивного оборудования, они владеют техникой выполнения различных видов упражнений, основных движений;
- расширяется двигательный опыт детей, формируется стойкий интерес к занятиям.
Внедрение в физкультурно-образовательный процесс ОД на основе фитнес-технологий проходило на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида №34 «Морячок» г. Поронайска Сахалинской области. Работа осуществляется уже в течение двух лет. За основу взята программа «Детский фитнес» Е.В. Сулим. Перед нами стояла задача создания таких условий и творческой атмосферы, в которой бы у педагогов родились внутренняя установка и стремление к развитию и профессиональному росту, желание создавать что-то новое.
Успех внедрения фитнес-технологий зависел от многих педагогических условий. В первую очередь это:
- ресурсное обеспечение (научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, материально-техническое оснащение, кадровое обеспечение);
- установка на раскрытие творческого потенциала ребёнка, развитие его психофизических качеств, духовное и умственное обогащение личности;
- системный подход, включающий направленность на развитие не только детей со спортивными способностями, но и неловких, заторможенных, с задержкой в развитии для дальнейшего освоения художественно-творческих и спортивных видов деятельности;
- постоянный профессиональный рост педагога, его методического мастерства.
Началась работа с глубокого и всестороннего анализа учебно-воспитательного процесса и потенциальных профессиональных и творческих возможностей. Необходимо было выяснить интересы и готовность педагогических кадров включится в длительную исследовательскую работу, которая потребует от них дополнительных затрат времени и сил, связанных с изучением необходимой литературы, умением найти, апробировать, скорректировать и аргументировано доказать целесообразность использования того или иного метода или приема работы с детьми, выстроить систему работы, спланировать и т.д.
Работа по внедрению ОД на основе фитнес-технологий проходила в два этапа.
На первом этапе реализовали задачи:
- Овладеть методологией, теорией и практикой развития детей с использованием фитнес-технологий.
2. Разработать систему критериев оценки уровня физического развития детей в условиях нововведения.
- Разработать мониторинг состояния здоровья дошкольников в период экспериментальной деятельности.
- Создать предметно-развивающую среду для реализации нововведений.
Мероприятия по внедрению программы на первом этапе:
- приобретена и изучена программа Е.В. Сулим «Детский фитнес»;
- проведена первичная диагностика физического развития в группах старшего дошкольного возраста;
- на практикумах, семинарах, тренингах педагоги были ознакомлены с теоретическими и технологическими особенностями программы «Детский фитнес», с возможностями применения степ-аэробики, стретчинга на занятиях в виде физкультминуток, в игровой, в театральной деятельности, в комплексах общеобразовательных упражнений, на зарядке, в программах праздников и развлечений;
- в ходе проведения собраний, консультаций родители были ознакомлены с психолого-педагогическими особенностями внедрения фитнес-технологий, получено разрешение на участие детей в экспериментальной деятельности;
- приобретены степ-платформы, спортивный инвентарь (обручи, мячи, ленты, султанчики, гантельки), костюмы (праздники, фестивали);
- разработана система ОД с использованием фитне-технологий.
Задачи второго этапа внедрения программы:
- Осуществить внедрение ОД с использованием фитнес-технологий в физкультурно-образовательную деятельность в группах старшего дошкольного возраста.
- Провести промежуточную диагностику.
- Внести коррективы в тематические планы.
- Организовать открытые занятия с использованием фитнес-технологий.
В учебный план три раза в месяц, начиная со старшей группы, была включена ОД с использованием фитнес-технологий. Требования к организации ОД с использованием фитнес-технологий соответствовали требованиям к организации физкультурных занятий, предусмотренных примерной основной образовательной программой дошкольного образования « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Одной из фитнес-технологий, пользующихся большой популярностью, являются занятия степ-аэробикой.
Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей в аэробике. Это оздоровительная аэробика с использованием специальной степ – платформы с регулируемой высотой. В основе движений лежат базовые шаги аэробики, танцевальная стилизация упражнений. Вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный,
вестибулярный, зрительный, слуховой и тактильный анализаторы.
Степ – аэробику можно рассматривать как инновационную систему физических упражнений, связанную с оздоровлением человека, совершенствованием его физического развития и физической подготовленности, согласованную с индивидуальным состоянием психофизической сферы и мотивационной определённостью, личной заинтересованностью.
Каждый комплекс ОД состоит из трех частей:
-вводная -3-5 минут;
-основная часть -15-20 минут;
-заключительная часть -4-6 минут.
Наименование | Содержание | Темп музыки | Контроль нагрузки |
Вводная часть 3-5 мин. | Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. | Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Темп средний. | Внешнее проявление, самооценка. |
Основная часть 15-20 мин. | Комбинации из элементов степ - аэробики. Новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений. Работа, направленная на разучивания шагов, на освоение темпа музыка, координации движений в коллективе. Силовая гимнастика на степ-платформах. В завершение основной части можно включить подвижную игру с использованием степ-платформ. | Темп музыки средний. | Пульс, дыхание, внешние проявления. |
Заключительная часть 3-5 мин. | Упражнения на расслабление, равновесие и растягивание, а также на гибкость - стретчинг, выполняемых в положении сидя, лёжа, стоя. | Медленная танцевальная музыка. | Внешние проявления, самооценка.
|
Один комплекс степ – аэробики, состоящий из основных шагов, выполняется детьми в течении двух месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться. Обычно композиции на степ-платформах разучиваем под детские песни.
Обучение дошкольников степ-аэробике проходит поэтапно:
- 1 этап – знакомство со степ-платформой, с правилами обращения со степом при его переносе, показ и объяснение техники выполнения базового шага.
- 2 этап – разучивание различных шагов под счет, затем добавляются движения рук; два-три шага соединяются в маленький элемент; разучиваются танцевальные связки и переходы; разучиваются силовые и гимнастические упражнения на степе из разных исходных положений (сидя, лежа на спине и животе, на боку и т.п.)
- 3 этап – все элементы соединяются в целостную композицию и выполняются под музыку.
Разучивание основных элементов:
- Базовый шаг.
- Шаг ноги врозь, ноги вместе.
- Приставной шаг с касанием на платформе или на полу.
- Шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты).
- Касание платформы носком свободной ноги.
- Выпады в сторону и назад.
- Боковые махи.
- Приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами.
- Шаги на угол.
- Подскоки (наскок на платформу на одну ногу).
- Прыжки.
- Отжимания, ладони на степ-платформе.
- Приседания, сидя поперек степа.
- Наклоны вперед к ногам, сидя на степе.
- Поднимание ног, колени на степе.
Разучивание композиции степ – аэробики условно разделено на три этапа.
I этап - подготовительный (2 занятия).
На этом этапе задача педагога состоит в том, чтобы создать общее представление о движениях, дать необходимые сведения о характере музыки, о способах выполнения упражнений. На этом этапе педагог демонстрирует композицию под музыку перед детьми, обращает внимание детей на связь движений.
II этап - основной (4 занятия).
Этот этап предполагает осмысленное выполнение детьми упражнений и понимание взаимосвязи музыки (темпа, выразительности) и движений. Педагог непрерывно наблюдает за выполнением детьми движений и исправляет индивидуально с каждым ребёнком ошибки в выполнении. На этом этапе дети должны овладеть основными движениями под музыку с учётом темпа.
При разучивании комплекса степ – аэробики необходимо учитывать следующие требования:
- показ педагогом движений должен быть зеркальным, чётким, без искажения ритма;
- наиболее сложные упражнения разучиваются поэтапно, а простые выполняются совместно с педагогом;
- при построении детей необходимо, чтобы все дети видели педагога;
- во избежание неправильного выполнения и запоминания упражнений детьми, педагог должен подсказывать и направлять действия ребёнка, если это необходимо.
III этап - заключительный (2 занятия).
Работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений.
Многофункциональность спортивного оборудования позволяет использовать его как опору, препятствие, тренажер, ориентир в ОД по физическому развитию дошкольников.
Степ-платформа используется разнообразно:
- в качестве оборудования для формирования основных видов движений: бег змейкой, по степам, перепрыгивая степы, ходьба – перешагивая степ-платформы прямо, приставным шагом по степам или перешагивая, по степ-платформам, прыжки – змейкой вокруг степ – платформ, на двух, одной ноге, на двух ногах через степы, ползание;
- для подвижных игр как для детей старшего, так и младшего возраста;
- для проведения эстафет;
- для выполнения степ-аэробики, силовой гимнастики;
- для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности;
- в утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и эмоциональный эффект;
- в показательных выступлениях детей на праздниках.
В процессе апробации внедрения фитнес-технологий возникали трудности:
- Дети с более низким уровнем физического развития не успевали за темпом движений, не могли повторить некоторые движения. Без музыки более подробно разучивалось отдельное упражнение. Его показ происходил в медленном темпе под счет, использовались приемы словесного объяснения.
- Переход от подражания к самостоятельности требовал от детей включения самоконтроля, волевых усилий, быстроты реакций, психологической раскрепощённости. В этих случаях применялось подбадривание детей, стимулирование творческой активности, образные сравнения, характеризующие игровой образ, внушение уверенности в собственных силах. Это помогало детям выражать свои эмоции, реализовывать свою энергию.
Работа с педагогами: мастер-классы «Утренняя гимнастика на степ-платформах», «Стретчинг для дошкольников». Для родителей: спортивные досуги и праздники с использованием степ-платформ в эстафетах, с показом композиции на степ-платформах, консультации «Развитие физических качеств у дошкольников посредством фитнес-технологий», «Создание условий для развития спортивных способностей в ДОУ».
В исследовании принимали участие 20 детей подготовительной к школе группы. Для мониторинга были использованы диагностические тесты сформированности выносливости, ловкости, гибкости, функции равновесия в виде контрольных двигательных заданий в игровой или соревновательной формах (автор — М.А. Рунова).
Выводы:
- Повышение уровня развития выносливости, ловкости, гибкости, функции равновесия доказывает эффективность использования фитнес-технологий в физкультурно-образовательной деятельности ДОУ, которую необходимо продолжать.
- Успех в овладении дошкольниками фитнес-технологиями зависит в первую очередь от социально-экономической среды, которая выступает как гарант инновационной деятельности с позиций психолого-педагогического и материально-технического её обеспечения.
Список литературы:
- Кузина И. Степ – аэробика не просто мода // Обруч. – 2005. - № 1. – с. 40
- Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду /научно-практический журнал «Инструктор по физкультуре» № 4. 2009.
- Погонцева Л. Скамейка – степ // Обруч. – 2003. - № 2. – с.33
- Стрельникова Н. В. «Степ – Данс» - шаг навстречу здоровью // Дошкольная педагогика. – 2011. - № 1. – с. 6
- Сулим Е.В. Детский фитнес. Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 224 с.
- Степ-аэробика / журнал «Здоровье – спорт» №2. 2010.
- Чудо-платформа / журнал «Обруч» № 6. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оздоровительные уроки физической культуры с использованием фитнес-технологий
«Оздоровительные уроки физической культуры с использованием фитнес - технологий» Прокофьева Елена Анатольевна,учитель физической культурыГБОУ ООШ №12 п. Шмидта г.о. НовокуйбышевскФакторы, определяющие...
Оздоровительные уроки физической культуры с использованием фитнес-технологий
создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идеи модернизации образовательного процесса с использованием новых модных направлений в сфере физической культуры. ...
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здорового образа жизни средствами фитнес-технологий»
Проект внеурочной деятельности по физической культуре: «Формирование ценностей здоровогообраза жизни средствами фитнес-технологий»...
«Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры в школе»
В связи с кризисным состоянием проблемы снижения здоровья подрастающего поколения в физкультурном образовании особую актуальность приобретает разработка здоровьесберегающих технологий для де...
Оздоровительные занятия физической культуры с использованием фитнес - технологий
Оздоровительные уроки физической культуры с использованием фитнес - технологий в общеобразовательных учреждениях...
«Использование фитнес-технологий на уроках физической культуры в школе»
В связи с кризисным состоянием проблемы снижения здоровья подрастающего поколения в физкультурном образовании особую актуальность приобретает разработка здоровьесберегающих технологий для де...
Физкультурные занятия с применением фитнес-технологий в ДОУ. Фитнес-гимнастика в подготовительной группе с компенсирующей направленностью
Включение фитнес-технологий в занятия по физической культуре помогают разнообразить и украсить их. Цели детского фитнеса – укрепление здоровья и разностороннее развитие. Задачи – двигатель...