Комплекс игр и упражнений по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста
картотека по физкультуре
Комплекс игр и упражнений по профилактике плоскостопия у детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploskostopie.docx | 184.92 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПЛОСКОСТОПИЯ
У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составила Ткачева В.В.
Плоскостопие — заболевание, выражающееся в деформации (расплющивании, опускании) свода стопы. Возникает тогда, когда нагрузка на своды стопы оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются, растягиваются, теряют пружинящие свойства, своды стоп опускаются, расплющиваются — возникает плоскостопие.
Правила профилактики плоскостопия у ребенка
- При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, застежка на голеностопе, наличие супинатора, гибкая подошва).
- Запрещать ходить без обуви по плоским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.
- Запрещать спрыгивать с высоты более 20 см.
- Учить прыгать мягко на носках, работая стопой.
- Планомерно укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.
Задачи по профилактике плоскостопия.
- Развивать мышечно-связочный аппарат голени и стопы.
- Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
- Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
- Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.
Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.
- Утренняя гигиеническая гимнастика.
- Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).
- Свободная двигательная деятельность.
- Физкультурные мероприятия.
- Бодрящая гимнастика.
Упражнения для профилактики плоскостопия
- «Ежик»
И.п. — сед на ковре или стуле, под правой стопой массажный мяч любого диаметра, спина прямая.
Этот мячик так хорош! (Катать стопой мяч вперед-назад.)
Он на ежика похож.
Буду ножки укреплять (катать мяч стопой по кругу) —
Мячик ножками катать. Выполнить то же другой ногой.
- «Лягушата»
И.п. — сед на ковре, ноги согнуть, стопа упирается в стопу, руки на колени, спина прямая.
Жили-были лягушата (руками надавливать на колени и соединять колени вместе). Озорные, как ребята.
Они лапки разминали (упор руками сзади в пол; скользя внешней стороной стоп, разгибать и сгибать ноги). Силу лапок показали.
Могли комариков поймать (приподнять ноги, похлопать стопами):
Раз, два, три, четыре, пять!
- «Корова»
И.п. — сидя на стуле или кровати, хват руками за край, спина прямая.
У нашей коровы ножки открыты.
Вместо сапог у коровы копыта. (По очереди ставить ноги вперед на пятки.) По лужам шагает смело всегда,
Ей не страшна дождевая вода. (Шагать носочками вперед-назад.)
- «Переложи платок!»
И.п. — сед, ноги врозь, упор руками сзади, спина прямая.
Я платок возьму ногой (захватить платок правой стопой),
Поднесу его к другой. (Медленно перенести его к левой ноге.) Я несу платок, не сплю. Коврик я не зацеплю. Выполнить то же другой ногой.
- «Йог»
И.п. — сед, ноги скрестно, правая нога сверху, руки на коленях, спина прямая, глаза закрыты.
Ноги скрестно мы сидели (надавливать на колени),
Но не пили и не ели. Спинки ровно мы держали (плечи назад, вытянуться вверх). И о чем-то все мечтали. Повторить упражнение, сменив ноги.
- «Мои ножки»
И.п. — сед на стуле или кровати, руки на поясе, спина прямая.
Эта ножка танцует. (Носочком правой ноги начертить кружок.)
Эта ножка рисует. (То же левой ногой.) Раз, два, три, четыре, пять! (Повторить правой и левой ногой.) Нарисуй кружок опять.
- «Упрямцы»
И.п. — сед на ковре, упор сзади, согнуть ноги, соединить стопы, спина прямая. Встретились два козленка, Два упрямых ребенка. (Приподнять ноги, давить стопами друг в друга.) Бодались, бодались, Сражались, сражались... Потом они устали. Играть вместе стали. (Опустить ноги, выпрямить, отдохнуть.)
- «Нарисуй ногами!»
И.п. — сед на стуле или кровати, упор руками о сиденье, спина прямая. Нарисуем мы ногами , как художники, руками. (Рисовать то правым, то левым носочком небольшие картинки в воздухе.) Это высший класс! Получается у нас.
- «Гармошка»
И.п. — то же, на полу перед ногами расстелена простынка.
Соберу простынку ножкой. Словно ребрышки гармошки. (Собрать правой стопой простынку.) Разглажу быстро стопой. И соберу другой ногой. (Разгладить простынку, удерживая край.)
«Растяжка» Упор руками в стену, одну ногу согнуть в колене, другую выставить назад, корпус под углом 45 градусов. Пружиним на согнутой ноге, затем меняем ногу.
Упражнения стоя
1. ВЕЛИКАН. Хождение на высоких носочках (руки вверх), затем хождение на пяточках (руки в пояс).
2. ОКНО. Стоя на полу, ребенок разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошвы от пола.
3. ПРИСЕДАНИЯ. Приседаем, не отрывая пятки от пола, под стопами палочки. Руки вытянуты вперед.
4. СУЛТАН. Ребенок стоит на мягкой подушке. Руки вытянуты вверх.
5. ПОЖАРНИК. Поднимаемся и опускаемся по шведской лесенке босиком.
6. АКРОБАТ. Поочередно стоим на одной ноге на бревне /брусе.
7. МИШКА КОСОЛАПЫЙ. Переступаем по полу как «мишка» наружными сторонами стоп, руки на поясе.
8. ПРИСЕДАНИЕ. Наступаем на цилиндр поочередно стопами обеих ног, приседаем. Руки вперед.
9. ЦИРКАЧ. С помощью взрослых пытаемся стоять на мяче. Руки в стороны.
10. ПРОЙТИ ПО ЛИНИИ. Начертить на полу мелом прямую линию. Пройти по ней, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги, затем обратно спиной вперед, ставя носок к пятке. Ходим по линии на полу, ставя пятку одной ноги перед носком другой. Руки в стороны /на поясе.
11. КАТОК. Шагаем с перекатом с носка на пятку.
Упражнения сидя
12. БАРАБАНЩИК. Сидя на стуле, шлепаем большими пальчиками ног по-отдельности по полу.
13. МЕЛЬНИЦА. Описываются ступнями дуги в разных направлениях.
14. ФОКУСНИК. Сидя на стуле, с помощью пальцев ног одной ноги снимаем /одеваем носок на другую.
15. СЕРП. Сидя на стуле, подошвы на полу, расстояние между ними 20 см. Согнутые пальцы стоп сначала сближаются, затем разводятся в разные стороны, при этом пятки на одном месте.
16. НОСИЛЬЩИК. Сидя на стуле, двумя стопами обхватываем небольшой мячик и пытаемся удержать его на весу или перенести влево, потом вправо.
17. РА3БОЙНИК. Сидя на стуле, с усилием ребенок старается подтащить по полу полотенце /простыню на которой лежит груз, сначала одной ногой ‚ потом другой.
18. СБОРЩИК 1. Сидя на стуле, собираем пальчиками стоп ткань с пола.
19. СБОРЩИК 2. Сидя на стуле, собираем с пола каждой ногой поочередно различные мелкие предметы шашки, пуговицы, шарики.
20. ЖОНГЛЕР. Сидя на стуле, перекатываем цилиндрический предмет / бутылку.
Игры для профилактики плоскостопия
- «Дождь»
Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см. Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках, внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно произносят:
Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!
Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по нему боком (правым и левым) приставными шагами.
- «Подъемный кран
Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и произносят: Я сейчас подъемный кран. Он на стройке великан. Груз тяжелый поднимает. Как построить домик — знает.
- «Переправа»
Сегменты дорожки раскладывают на полу в линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент, переходят на другую сторону группы.
- «На водопой»
Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя виды ходьбы по тексту, и произносят:
Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)
Звери шли на водопой. За мамой-слонихой
Топал слоненок. (Ходьба широким шагом.) За мамой-лисицей
Крался лисенок. (Ходьба на носках.) За мамой ежихой
Катился ежонок. (Ходьба на пятках.) За мамой-медведицей
Шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах стоп.)
- Игра «Подъемный кран».
Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.
- Игра «Цапли».
Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.
Игра «По кочкам».
Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.
Игра «Космическая карусель». По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко.
- «Мы походим»
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Мы идем, как ребятишки
И как косолапый мишка.
Для игры можно использовать дорожки.
- «Цапли»
Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на одну ногу (правую, при повторении на левую), удерживая равновесие.
Цапля на одной ноге, может час стоять в реке.
- «Топталки»
Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см. Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте. Я бегу, бегу, бегу, Не споткнусь, не упаду! А услышу «Стоп!»— Сделаю топ-топ!
- «Ча-ча-ча»
Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на носках.
Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.)
Печка очень горяча! (Ходьба на носках.)
Чи-чи-чи! Печет печка калачи!
Чу-чу-чу! Будет всем по калачу!
Чо-чо-чо! Осторожно, горячо!
Для игры можно использовать дорожки.
- «По кочкам»
Полусферы раскладывают по всей площади группы на расстоянии 30-40 см одна от другой. Дети мягко шагают с кочки на кочку на носках в одном направлении друг за другом. На две последние строчки речитатива стоят на кочке на двух ногах. После небольшого отдыха передвигаются на другую сторону группы.
Раз — шажок, два — шажок. Раз — кружок, два — кружок. Шагают носочки. С кочки на кочку. Раз, два, три, четыре, пять — Будут ножки отдыхать.
- «Кузнечик»
Дети прыгают на носке одной ноги, на каждую строчку меняя ноги. Кузнечик прыг да скок
С травинки на цветок.
С цветка на землю вмиг.
И снова скок да прыг.
- «Канатоходцы»
Посередине группы кладут канат. Детям предлагают представить себя канатоходцами в цирке. Они идут по канату, стараясь шагать точно по нему. По канату я иду. Ни за что не упаду!
- «Юла»
Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и стараясь удержаться на нем. Вот как кружится юла: раз, два, три — и все дела.
- «Трясина»
Дети идут по дорожке, не разводя носков (можно выложенной шнурами, по следам).
Здесь глубокая трясина,
Вся вода покрыта тиной.
Есть лишь узкая дорожка.
Я шагаю понемножку.
Осторожненько пойду
И трясину перейду.
- «Космическая карусель»
По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы. Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь, таким образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие карусели. Команда, первая, взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает очко. Выигрывает команда, получившая больше очков.
- «Собери ногами!»
По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора, пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают стопами предметы и собирают их в коробки.
Захвачу предмет стопой
И возьму его с собой:
Я несу, за ним слежу,
И в коробку положу.
- «Зоопарк»
Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно использовать дорожки.
- «Козлята»
Посередине группы двумя шнурами обозначают ров. Ширина его колеблется от 10 до 50 см. На одной стороне рва — дом козлят, на другой — полянка. Козлята идут на полянку, подходят ко рву.
Если хочешь быть здоров,
Прыгай с нами через ров!
Козлята перепрыгивают ров мягко на носках в том месте, где могут и идут на полянку. Бегают, прыгают, щиплют травку. На сигнал «Домой!» они возвращаются, снова перепрыгивая ров.
- «Сидячий футбол»
Дети парами садятся друг напротив друга, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу, упор руками сзади в пол. Каждой паре дают мяч диаметром 20 см. Они ловят мяч руками, а толкают друг другу двумя ногами или одной (то правой, то левой).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры и упражнения для профилактики оптической дисграфии в дошкольном возрасте
Причинами возникновения оптической дисграфии и дислексии могут быть трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, не дифференцированность зрительного восприятия и пам...
«Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста с ОНР"
1. Введение.2. Глава 1. Необходимые предпосылки овладения техникой письма Основные принципы коррекционной работы по профилактике дисграфии.3. Глава 2. К...
Дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале описаны дидактические игры и упражнения по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Упражнения для развития координации у детей дошкольного возраста дома и на улице.
Чтобы ребёнок рос здоровым, ловким и сообразительным, его способности необходимо постоянно развивать. Сегодня молодые родители уделяют много внимания мелкой моторике – и это правильно! Но не сто...
Презентация на тему здоровьесбережения "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста".
Ведущая педагогическая идея.Реализация системы педагогической работы по приобщению детей и их родителей к здоровому образу жизни с опорой на разнообразные методы и приёмы.Основная цель:Создание единог...
профилактика плоскостопия у детей школьного возраста
Статья для родителей о профилактике плоскостопия у школьников...