Критерии и шкала оценивания (инструктивная карта) на уроках физической культуры
учебно-методический материал по физкультуре

Константин Николаевич Карбаинов

Критерии и шкала оценивания (инструктивная карта) на уроках физической культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по физической культуре

для учащихся 9 класса

Тема: Оценка эффективности занятий физической культурой 

Цель урока: Создать условия для осознания обучающимися необходимости овладеть способами оценки эффективности занятий физической культурой

Задачи:

1. Образовательная: Способствовать формированию умения применять знания о способах оценки эффективности занятий физической культурой при организации физкультурно-оздоровительной деятельности

2. Воспитательная: Содействовать развитию адекватной самооценки обучающихся при организации самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности

3. Оздоровительная: Повысить культуру движений при выполнении физических упражнений, направленных на развитие координационных и кондиционных способностей.

Показатели результативности:  

Обучающиеся умеют определить зону интенсивности выполнения упражнений на основе измерения частоты сердечных сокращений на определенном этапе урока, направленность физических упражнений на развитие группы мышц и кондиционной способности, результативность выполнения координационных упражнений.

Тип урока: с образовательно – познавательной направленностью

Вид урока: физкультурно-оздоровительная деятельность

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

№ п/п

Этап урока

Частная задача этапа

Планируемые результаты

Средства, методы обучения и воспитания, формы организации учебной деятельности, методы и формы организации контроля, способы оценивания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Предметные

УУД

Вводно – подготовительная часть

1.

Организационный момент

Организовать обучающихся на урок

Готовность к уроку

Регулятивные: саморегуляция

Построение.
словесные методы обучения: распоряжения, команды, замечания.

Метод воспитания: поощрение.

Фронтальная форма организации.

Метод контроля: наблюдение.

Способ оценивания: словесный

Приветствие.

Проверка готовности

Явка на место проведения урока.

Построение одну шеренгу.

Приветствие

2.

Постановка цели и обеспечение её восприятия обучающимися

Мотивировать деятельность учащихся на предстоящий урок

Активность обучающихся в диалоге с учителем

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Личностные: смыслообразование

Средства: компьютер, мультимедийный проектор, вопросы (приложение № 2).

Словесный метод обучения: объяснение.

Наглядный метод обучения: компьютерная демонстрация.

Проблемный метод обучения: частично-поисковый.

Метод воспитания: рефлексивный (индивидуальное переживание).

Фронтальная форма организации.

Метод контроля: устный опрос.

Способ оценивания: словесный

Организует просмотр видеофрагмента и обсуждение.

Создает проблемную ситуацию.

Обеспечивает формулировку проблемы.

 

Смотрят видеофрагмент.

Участвуют в обсуждении и осознании проблемы.

3.

Психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению содержания урока и активная познавательно-рекреационно-двигательная деятельность занимающихся

Актуализировать знания об основных формах контроля величины физической нагрузки.

Подготовить организм в выполнению нагрузки в основной части урока

Активизация процессов внимания, памяти.

Увеличение показателя ЧСС.

Познавательные: умения классифицировать информацию.

Регулятивные: волевая саморегуляция

Средства: компьютер, мультимедийный проектор, информация, вопросы, бег, комплекс ритмической гимнастики (приложение № 3).

Словесные методы обучения: рассказ, объяснения, инструктирование, команды, распоряжения.

Наглядные методы обучения: компьютерная демонстрация, демонстрация учителем.

Метод воспитания: упражнения, поощрения, пример.

Фронтальная форма организации.

Метод контроля: практическое выполнение, наблюдение.

 Способ оценивания: словесный

 Организует восприятие информации, её обсуждение, задает вопросы, отдает распоряжени, команды, инструкции, демонстрирует упражнения, показывает пример, поощряет, организует выполнение, наблюдает, вносит коррективы, оценивает деятельность обучающихся.

Воспринимают учебную информацию, обсуждают, классифицируют её, отвечают на вопросы, выполняют распоряжени, команды, инструкции, упражнения, измеряют ЧСС, делают записи в инструктивной карте (приложение № 4)

Основная часть

4.

Развитие самостоятельности при оценке эффективности занятий физической культурой при организации физкультурно-оздоровительной деятельности

 

Повысить уровень умения оценивать эффективность занятий физической культурой

Правильность измерения ЧСС, выполнения упражнений, умение применить знания на практике

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция
Познавательные:
анализ, сравнение

Средства: кондиционные (приложение № 5) и координационные упражнения (приложение № 6), инструктивная карта (приложение № 4 ).

Словесный метод обучения: объяснения, инструктирования, команды, распоряжения.

Наглядный метод: демонстрация учителем.

Методы воспитания: поощрения, убеждения, алгоритмизация, самоанализ.

Форма организации: групповая и индивидуальная.

Метод контроля: практическое выполнение, наблюдение.

Индивидуальная форма организации контроля.

Способ оценивания: балльный

Организует самостоятельную работу обучающихся, объясняет, инструктирует, отдает распоряжения, команды, убеждает, поощряет, наблюдает, организует самооценивание

Выполняют задание по предложенному алгоритму

Заключительная часть

5.

Снижение физической нагрузки обучающихся

Привести организм обучающихся в состояние нормы

Правильное выполнение восстановительных упражнений

Регулятивные: волевая саморегуляция

Восстановительные упражнения.

Словесный метод обучения: распоряжения.

Наглядный метод обучения: демонстрация.

Метод воспитания: убеждение.

Групповая форма организации.

Метод контроля: практическое выполнение, наблюдение.

Групповая форма организации контроля.

Способ оценивания: словесный.

Организует выполнение восстановительных упражнений:

Отдает распоряжени, убеждает, наблюдает, корректирует выполнение, оценивает

Воспринимают словесные воздействия педагога, выполняют восстановительные упражнения, распоряжени, производят самооценку своего состояния.

6.

Оценка и анализ учебной деятельности обучающихся

Организовать оценку и анализ учебной деятельности

Регулятивные: контроль, оценка и коррекция
Познавательные:
анализ, сравнение.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания в соответствии с принятыми нормами

Средства: критерии и шкала оценивания (инструктивная карта № 4).

Метод воспитания: самоанализ, осознание собственной ценности в реальной действительности.

Индивидуальная форма организации.

Метод контроля: наблюдение.

Индивидуальная форма контроля.

Способ оценивания: балльный

Организует самооценку и анализ учебной деятельности, корректирует при необходимости

Оценивают и анализируют собственную учебную деятельность по предложенным критериям и шкале, выставляют отметки за урок

7.

Решение проблемы, подведение итогов

Предложить свои варианты решения проблемы.

Сформулировать общий вывод по решению проблемы

Позитивный вывод о необходимости владеть способами оценивания эффективности занятий физической культурой при организации физкультурно-оздоровительной деятельности

1. Коммуникативные: активность при  обсуждении содержания и результатов совместной деятельности, умение логически грамотно излагать, аргументировать  и обосновывать собственную точку зрения.

Познавательные:  умение сделать вывод

Средства: диалог.

Метод воспитания: рефлексивный (индивидуальное переживание, осознание собственной ценности в реальной действительности)

Фронтальная форма организации.

Метод контроля: наблюдение.

Фронтальная форма организации контроля.

Способ оценивания: словесный

Предлагает обучающимся найти свой вариант решения проблемы, подводит к формулировке общего вывода

Участвуют в обсуждении вариантов решения проблемы и формулировке общего вывода

8.

Домашнее задание

Самостоятельно составить комплекса упражнений, направленный на развитие кондиционных или координационных способностей в зависимости от индивидуальных проблем на уроке

Задание на дом по предмету «Физическая культура»

Коммуникативные: умение слушать и воспринимать задание

Словесный метод: объяснение.

Метод воспитания: убеждение.

Фронтальная форма организации.

Метод контроля: наблюдение.

Индивидуальная форма организации контроля.

Объясняет задание, контролирует его усвоение

Осознают содержание домашнего задания

9.

Организованное завершение урока

Завершить урок на положительном эмоциональном фоне

ЧСС соответствует норме

Коммуникативные: умение слушать и отвечать

Метод контроля: наблюдение

Подает команды к завершению, благодарит обучающихся за совместную деятельность

Выполняют команды, прощаются

Приложение 2

Вопросы для создания проблемной ситуации

  1. Охарактеризуйте состояние героев фильма.
  2. Как Вы думаете, что привело героев к такому состоянию?
  3. А можно ли избежать состояния перетренированности при занятиях физической культурой и каким образом?
  4. Существуют ли способы оценки эффективности занятий физической культурой?
  5.  Как Вы думаете, выполнение физических упражнений  с нарушением техники и величины нагрузки, приведет ли нас к получению оздоровительного эффекта на организм человека?

Приложение 3

Комплекс ритмической гимнастики

  1. Бег. Провести разминку мышц опорно-двигательного аппарата
  2. Общеразвивающие упражнения в движении. Подготовка организма к выполнению упражнений направленных на развитие координационных и кондиционных способностей, Разогреть мышцы и связки верхнего плечевого пояса.
  1. Кисти в замок. Круговые вращение кистей рук в лучезапястном суставе.
  2. Рук в сторону. Круговые вращения в локтевом суставе.
  3. Руки вверх. Разноименные круговые вращения в рук в плечевом суставе.  
  1. Общеразвивающие упражнения на месте. Подготовка учащихся к усвоению содержания урока. Разогреть мышцы и суставы опорно-двигательного аппарата.
  1. Исходное положение (далее И.П.): стойка ноги врозь.
  1. Стойка на левой ноге правая в сторону на носок. Поворот влево.
  2. И.П..
  3. Стойка на правой, левая в сторону на носок. Поворот вправо.
  4. И.П.

  1.  И. п.: стойка ноги врозь.
  1. Стойка на левой ноге правая в сторону на носок. Поворот влево, правая рука вперед (потянутся за ней).
  2. И.П.
  3. Стойка на правой, левая в сторону на носок. Поворот вправо левая рука вперед (потянуться за ней).
  4. И.П.

  1. И. п.: Стойка ноги врозь.
  1. Полу-присед. Руки согнуть в локтевом суставе.
  2. И.П.
  3. Полу-присед. Руки согнуть в локтевом суставе.
  4. И.П.

  1. И. п.: Стойка ноги врозь.

1-3. Пружинистый полу-присед. Руки согнуть в локтевом суставе.

  1. И. п.

3.5   И. п.: Стойка ноги врозь левой.

1.  Выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.

2.  И. п.

3.  Выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.

4.  И. п.

(то же самое с другой ногой)

3.6   И. п.: Стойка ноги врозь правой, правая нога на пятку.

1-3. Наклон вперед, руки вверх.

                   4. И. п.        И.П.

3.7  И.П.: Стойка ноги врозь левой.

1-3.  пружинистый выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.

2.  И. п.

3.  Выпад левой. Руки согнуть в локтевом суставе.

4.  И. п.

(то же самое с другой ногой)

3.8. И. п.: Выпад правой. Руки вперед, согнуты в локтевом суставе.

1.  Махом левой ноги стойка на правой, подняться на носок. Левая вперед, согнута в коленном суставе. Руки вниз.

2.   И. п.

3.  Махом левой ноги стойка на правой, подняться на носок. Левая вперед, согнута в коленном суставе. Руки вниз.

4. И. п.

(то же самой с другой ногой)

3.9 И.П.: Полу полу-присед. Правая нога на носок. Руки произвольно.

1.   Полу полу-присед. Правая нога вперед на носок.

2.   И. п.

3. Полу полу-присед. Правая нога в сторону на носок.

4. И. п.

5. Полу полу-присед. Правая нога назад на носок.

6. И. п.

7. Полу полу-присед. Правая нога в сторону на носок.

8. И. п.

(то же самое с другой ногой)

Приложение 4

Инструктивная карта

«Кондиционные качества»

Критерии оценивания: Правильно определили группу мышц - 1 балл

Правильно соотнесли качество – 1 балл

п.п

Контрольное упражнение

 для выполнения

Дозировка

Укажите группу мышц, которая задействована при выполнении упражнения (приложение 7)

Соотнесите качество и упражнение

Измерить ЧСС

Зона интенсивности физических нагрузок (приложение 8)

Количество баллов

1

И.П. Сед ноги врозь, руки вверх.

1. Наклон к правой

2. Наклон прямо

3. Наклон к левой

4 И.П.

20 раз

Скоростно-силовая (1)

2

И.П. Упор лежа

1. Упор лежа на согнутых руках.

2. И.П.

3. Упор лежа на согнутых руках.

4. И.П.

Юноши 20 раз

Девушки 12 раз

Гибкость (2)

3

И.п. упор присед

Выполняется выпрыгивание вверх

Юноши 20 раз

Девушки 12 раз

Скорость (3)

4

И.П. Полу-присед руки вперед.

Удержание И.П.

Время выполнения 20 сек

Гибкость (4)

5

Бег на месте с высоким подниманием бедра

Время выполнения 10 сек

Выносливость  (5)

Итого баллов

«Координационные качества»

Критерии оценивания: Прохождение дорожки (каждый проход) с 2 ошибками и менее – 1 балл; 4-3 ошибки – 0.5; 5 и более 0 баллов. Челночный бег «Елочка»

Победитель – 1 балл. Проигравший  - 0.5 балла

«Дорожка»

№ п.п

Выполните упражнение

1 попытка

2 попытка

Измерить ЧСС

Зона интенсивности физических нагрузок

Количество баллов

Количество ошибок

Баллы

Количество ошибок

Баллы

1

Бег каждая нога в каждой клеточке поочередно

2

Прыжки. Две внутрь, две наружу.

3

Прыжки. Две внутрь, одна снаружи.

Челночный бег «Елочка»

Участник должен дотронутся до фишки и вернутся на финиш. Необходимо дотронутся до всех фишек. Порядок прохождения выбирает сам участник.

Победитель – 1 балл. Проигравший  - 0.5 балла

4

Челночный бег «Елочка»

Результат

Измерить ЧСС

Зона интенсивности физических нагрузок

Количество баллов

Итого баллов

Выставление оценок за урок

10 баллов и более

«5»

8 баллов

«4»

6 баллов

«3»

Приложение 5

 «Кондиционные качества»

Упражнение 1.

И.п. Сед ноги врозь, руки вверх.

1. Наклон к правой

2. Наклон прямо

3. Наклон к левой

4 И.п.

Дозировка – 15 раз

Упражнение 2.

И.п. Упор лежа

1. Упор лежа на согнутых руках.

2. И.П.

3. Упор лежа на согнутых руках.

4. И.П.

Дозировка – мальчики 15 раз, девочки 10 раз

Упражнение 3.

И.п. упор присед

Выполняется выпрыгивание вверх

Дозировка: Мальчики 15 раз, девочки 10 раз.

 Упражнение 4.

И.п. Полу-присед руки вперед.

Удержание и.п. в течение 20 сек. (девушки) и 30 сек. (юноши).

Упражнение 5.

Бег на месте с высоким подниманием бедра за 10 секунд.

Приложение 6

 «Координационные качества»

«Дорожка»

1. Упражнение.

Бег каждая нога в каждой клеточке поочередно

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2. Упражнение

Две внутрь, одна снаружи.

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

3. Упражнение.

Две внутрь, две наружу.

1

1

1

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

2

2

2

2

2

(Измерении ЧСС за 15 сек.)

Челночный бег «Елочка»

Старт-Финиш

҉

҉

҉

҉

҉

҉

҉

(Измерении ЧСС за 15 сек.)

Дотронутся до фишки и вернутся обратно.  Необходимо дотронутся до всех фишек, последовательность значения не имеет.

Выполняется парами. У каждого участника своя «Елочка».

Приложение 7

Приложение 8

Зависимость максимальной величины ЧСС от возраста во время тренировки можно определить по формуле: ЧСС(максимально) = 220 - возраст (в годах)

Зона интенсивности физических нагрузок

Процент от максимальной ЧСС.

Характеристика зоны интенсивности

Нулевая зона интенсивности (компенсаторная)

ЧСС до 130 уд/мин.

В этой зоне интенсивности создаются предпосылки для дальнейшего развития тренированности: расширяется сеть кровеносных сосудов в скелетных и сердечной мышцах, активизируется деятельность других функциональных систем (дыхательной, нервной и т.д.).

Первая тренировочная зона (аэробная)

ЧСС от 130 до 150 уд/мин

Данный рубеж назван порогом готовности. Работа в этой зоне интенсивности обеспечивается аэробными механизмами энергообеспечения, когда энергия в организме вырабатывается при достаточном поступлении кислорода.

Вторая тренировочная зона (смешанная)

ЧСС от 150 до 180 уд/мин

В этой зоне к аэробным механизмам энергообеспечения подключаются анаэробные, когда энергия образуется при распаде энергетических веществ в условиях недостатка кислорода.

Третья тренировочная зона (анаэробная)

ЧСС от 180 уд/мин и более

В этой зоне совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В данной зоне ЧСС перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, т.к. приобретают значение показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности, количество молочной кислоты.

Нагрузки второй и третьей тренировочной зоны можно рекомендовать, только физически подготовленным людям, не имеющим отклонений в состоянии здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альтернативные способы оценивания младших школьников на уроках физической культуры

В педагогический контроль мы включаем текущий учет, дающий информацию о степени усвоения программного материала тем или иным учеником; и тестирование двигательной подготовленности учащихся. Эти ...

Системы оценивания деятельности учащихся на уроках физической культуры

Отметка по физической культуре будет играть стимулирующую и воспитывающую роль. Рейтинговая система оценивания, самоконтроль и самооценка учебно-познавательной деятельности учащихся, мониторинг...

Система оценивания образовательных результатов на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС

Система оценивания образовательных результатов на уроках физической культуры с учетом требований ФГОС...

Урок "Оценивание деятельности обучающихся на уроках физической культуры по баскетболу"

Вопрос оценивания по предмету «Физическая культура» - один из актуальных в жизни общеобразовательной школы. Оценке подвергается всё разнообразие умений, получаемых обучающимися на уроке. Б...

Презентация "Оценивание деятельности обучающихся на уроках физической культуры по баскетболу"

Целью школьного образования по ФГОС, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать п...

Критерии и шкала оценивания (инструктивная карта) на уроках физической культуры

Критерии и шкала оценивания (инструктивная карта) на уроках физической культуры...

Доклад Оценивание работ обучающихся на уроках физической культуры

Доклад Оценивание работ обучающихся на уроках физической культуры...