Воспитательный потенциал урока физической культуры
методическая разработка по физкультуре

Сарочка Анжелика Станиславовна

Традиционно на уроке физической культуры решение задач акцентировано на развитии физических качеств, затем на обучении двигательным действиям, приобретении знаний и наконец на воспитании личностных качеств как определённом процессе решения приоритетных задач.  Воспитательная деятельность педагога по физической культуре – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на формирование личности воспитанника для подготовки его к участию в общественной и культурной жизни современного общества. Материал подготовлен в рамках выступления на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_prostranstvo_uroka_fizicheskoy_kultury.docx10.78 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное пространство урока физической культуры

Традиционно на уроке физической культуры решение задач акцентировано на развитии физических качеств, затем на обучении двигательным действиям, приобретении знаний и наконец на воспитании личностных качеств как определённом процессе решения приоритетных задач.

Воспитательная деятельность педагога по физической культуре – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на формирование личности воспитанника для подготовки его к участию в общественной и культурной жизни современного общества.

      Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребёнка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Важным фактором успеха в достижении поставленной цели является сотрудничество педагога и обучающегося, а также сочетание усилий педагога по развитию личности ребёнка и усилий самого ребенка по своему самовоспитанию.

Воспитательное пространство- это не просто окружение учащегося, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности.

С. Д. Поляков выделил следующие компоненты воспитательного пространства:

- содержание урока;

- используемые методы обучения;

- действия учителя и учащихся;

- отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик,ученик-ученик.

- динамическую сеть взаимосвязанных педагогических ситуаций, создаваемых в образовательном процессе

Воспитательное пространство - понятие, которое позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.

Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как определённый фактор воспитания учащихся.

Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение, что приводит к разнообразным личностным проявлениям.

 Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождается применение соревновательного и игрового методов.

 В-третьих, преодоление различных препятствий объективного и субъективного характера и обязательное при этом проявление волевых усилий. Как утверждают социальные психологи, занятия физической культурой - это модель быстропротекающих социально-психологических явлений.

 В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.

В процессе физического развития реализуются такие области воспитания, как нравственное, интеллектуальное, трудовое. эстетическое, патриотическое и самовоспитание. Какие то из них в большей степени, какие то в меньшей, но все они являются основой для воспитательной среды на уроках физической культуры.

 Задачи нравственного воспитания:

формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов физкультурной деятельности согласующихся с идеалами морали;

воспитание моральных чувств (дружбы, товарищества, коллективизма, солидарности, сотрудничества,эмпатии,взаимоподдержки);

формирование нравственного опыта, привычек соблюдать этические нормы (в том числе и применительно к конкретным нормам физкультурной и спортивной этики).

Задачи морально-волевого воспитания:

формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям физкультурной и спортивной деятельности;

развитие волевых качеств, необходимых в спортивной деятельности (целеустремленности, смелости, настойчивости, инициативности,сознательности,дисциплинированности) и формирование на этой основе волевых черт характера.

Задачи трудового воспитания:

общеподготовительное значение физического воспитания (ППФК);

путь к физическому совершенству – это путь многолетнего упорного труда.

общественный физический труд (дозированный) – (как одно из средств тренировки);

в процессе спортивной подготовки вырабатываются навыки самообслуживания (подготовка формы и инвентаря, ремонт оборудования, уборка мест занятий).

Задачи интеллектуального воспитания:

обогащение ученика специальными знаниями (формируется осознанное отношение к спортивной деятельности, своему здоровью);

развитие познавательных способностей, содействие творческим проявлением личности средствами физической культуры.

Задачи эстетического воспитания:

воспитать способность воспринимать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры; стремление к физическому совершенству;

содействовать становлению эстетики межличностных отношений.

Цель патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно, социально значимых ценностей.

Патриотическое воспитание в школе может осуществляться с использованием различных форм массово-спортивных мероприятий и средств прикладной физической подготовки.

Основные пути и формы самовоспитания:

самообразование и самопознание (самостоятельное получение различных знаний, навыков самонаблюдения, самоанализа и самооценки);

самоприучение (преодоление инерции покоя по отношению ко внутреннему побуждению, разумные самоограничения);

самомобилизация и саморегуляция (самопобуждения, самопрогнозирование, самоприказы, настройка и самокоррекция);

самоконтроль (за состоянием, результатами деятельности) складывается из самонаблюдений, самоанализа и самооценок с последующим принятием решений.

Таким образом, Урок физической культуры - это та дисциплина, где ребенок может развиваться духовно и физически. Именно этот урок, благодаря своим специфическим особенностям, является благоприятной средой для воспитания в них личностных, коммуникативных, регулятивных навыков. В ходе непосредственно самого урока детям дается основы дисциплины, в ходе ролевых или командных игр дети учатся поддерживать друг - друга в каких-то трудных ситуациях, приходят к какому-то общему мнению, также учатся придерживаться определенных моральных норм и правил,  что играет немаловажную роль в развитии ребенка как личности.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательное пространство урока физической культуры

Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся....

«Воспитательная роль урока физической культуры»

laquo;Воспитательная роль урока физической культуры»...

«Воспитательная роль урока физической культуры»

Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принцип...

Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...

«Воспитательная роль урока физической культуры».

Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач....