Воспитательный потенциал урока физической культуры
методическая разработка по физкультуре
Традиционно на уроке физической культуры решение задач акцентировано на развитии физических качеств, затем на обучении двигательным действиям, приобретении знаний и наконец на воспитании личностных качеств как определённом процессе решения приоритетных задач. Воспитательная деятельность педагога по физической культуре – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на формирование личности воспитанника для подготовки его к участию в общественной и культурной жизни современного общества. Материал подготовлен в рамках выступления на педагогическом совете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnoe_prostranstvo_uroka_fizicheskoy_kultury.docx | 10.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное пространство урока физической культуры
Традиционно на уроке физической культуры решение задач акцентировано на развитии физических качеств, затем на обучении двигательным действиям, приобретении знаний и наконец на воспитании личностных качеств как определённом процессе решения приоритетных задач.
Воспитательная деятельность педагога по физической культуре – это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и воспитанника, направленный на формирование личности воспитанника для подготовки его к участию в общественной и культурной жизни современного общества.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение позитивной динамики развития личности ребёнка, а не только на обеспечение соответствия его личности единому стандарту. Важным фактором успеха в достижении поставленной цели является сотрудничество педагога и обучающегося, а также сочетание усилий педагога по развитию личности ребёнка и усилий самого ребенка по своему самовоспитанию.
Воспитательное пространство- это не просто окружение учащегося, а то окружение, которое он воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности.
С. Д. Поляков выделил следующие компоненты воспитательного пространства:
- содержание урока;
- используемые методы обучения;
- действия учителя и учащихся;
- отношения, возникающие в процессе взаимодействия учитель-ученик,ученик-ученик.
- динамическую сеть взаимосвязанных педагогических ситуаций, создаваемых в образовательном процессе
Воспитательное пространство - понятие, которое позволяет учителю осознать механизм реализации воспитательных функций урока физической культуры.
Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как определённый фактор воспитания учащихся.
Во-первых, это повышенная двигательная активность, свобода передвижения и возможность устанавливать частые межличностные контакты и общение, что приводит к разнообразным личностным проявлениям.
Во-вторых, повышенный эмоциональный фон, вызванный яркими, глубокими позитивными и негативными эмоциями в случае успеха или неудачи, которыми сопровождается применение соревновательного и игрового методов.
В-третьих, преодоление различных препятствий объективного и субъективного характера и обязательное при этом проявление волевых усилий. Как утверждают социальные психологи, занятия физической культурой - это модель быстропротекающих социально-психологических явлений.
В связи с этим вклад урока физической культуры в развитие личностных качеств учащихся достаточно существен.
В процессе физического развития реализуются такие области воспитания, как нравственное, интеллектуальное, трудовое. эстетическое, патриотическое и самовоспитание. Какие то из них в большей степени, какие то в меньшей, но все они являются основой для воспитательной среды на уроках физической культуры.
Задачи нравственного воспитания:
формирование нравственного сознания, идейной убежденности и мотивов физкультурной деятельности согласующихся с идеалами морали;
воспитание моральных чувств (дружбы, товарищества, коллективизма, солидарности, сотрудничества,эмпатии,взаимоподдержки);
формирование нравственного опыта, привычек соблюдать этические нормы (в том числе и применительно к конкретным нормам физкультурной и спортивной этики).
Задачи морально-волевого воспитания:
формирование мотивационных, интеллектуальных и нравственных основ волевых проявлений применительно к требованиям физкультурной и спортивной деятельности;
развитие волевых качеств, необходимых в спортивной деятельности (целеустремленности, смелости, настойчивости, инициативности,сознательности,дисциплинированности) и формирование на этой основе волевых черт характера.
Задачи трудового воспитания:
общеподготовительное значение физического воспитания (ППФК);
путь к физическому совершенству – это путь многолетнего упорного труда.
общественный физический труд (дозированный) – (как одно из средств тренировки);
в процессе спортивной подготовки вырабатываются навыки самообслуживания (подготовка формы и инвентаря, ремонт оборудования, уборка мест занятий).
Задачи интеллектуального воспитания:
обогащение ученика специальными знаниями (формируется осознанное отношение к спортивной деятельности, своему здоровью);
развитие познавательных способностей, содействие творческим проявлением личности средствами физической культуры.
Задачи эстетического воспитания:
воспитать способность воспринимать и правильно оценивать красоту в сфере физической культуры; стремление к физическому совершенству;
содействовать становлению эстетики межличностных отношений.
Цель патриотического воспитания - развитие у детей и молодежи гражданственности и патриотизма, как важнейших духовно, социально значимых ценностей.
Патриотическое воспитание в школе может осуществляться с использованием различных форм массово-спортивных мероприятий и средств прикладной физической подготовки.
Основные пути и формы самовоспитания:
самообразование и самопознание (самостоятельное получение различных знаний, навыков самонаблюдения, самоанализа и самооценки);
самоприучение (преодоление инерции покоя по отношению ко внутреннему побуждению, разумные самоограничения);
самомобилизация и саморегуляция (самопобуждения, самопрогнозирование, самоприказы, настройка и самокоррекция);
самоконтроль (за состоянием, результатами деятельности) складывается из самонаблюдений, самоанализа и самооценок с последующим принятием решений.
Таким образом, Урок физической культуры - это та дисциплина, где ребенок может развиваться духовно и физически. Именно этот урок, благодаря своим специфическим особенностям, является благоприятной средой для воспитания в них личностных, коммуникативных, регулятивных навыков. В ходе непосредственно самого урока детям дается основы дисциплины, в ходе ролевых или командных игр дети учатся поддерживать друг - друга в каких-то трудных ситуациях, приходят к какому-то общему мнению, также учатся придерживаться определенных моральных норм и правил, что играет немаловажную роль в развитии ребенка как личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное пространство урока физической культуры
Урок физической культуры обладает рядом специфических особенностей, позволяющих рассматривать его как возможный фактор воспитания учащихся....
«Воспитательная роль урока физической культуры»
laquo;Воспитательная роль урока физической культуры»...
«Воспитательная роль урока физической культуры»
Физическое воспитание является единственным предметом в школе, по которому ученик может (и должен) получать объективную оценку собственного физического состояния в динамике. Реализация данного принцип...
Доклад на ММО учителей физической культуры «Воспитательная роль урока физической культуры».
Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...
«Воспитательная роль урока физической культуры».
Физическое воспитание детей является педагогической системой физического совершенствования ребенка. Физическая культура - это совершенно особый образовательный предмет, который затрагивает биологическ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Подвижные игры на уроках физической культуры являются одним из наиболее универсальных средств для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач....