Организация и проведение соревнований по спортивному ориентированию
учебно-методический материал по физкультуре (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Классификация спортивного ориентирования
Виды соревнований по спортивному ориентированию и их проведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_provedenie_sorevnovaniy.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СОЕВНОВАНИЙ
ПО СПОРТИВНОМУ ОРИЕНТИРОВАНИЮ
Введение
Спортивное ориентирование на местности – что это такое?
Спортивное ориентирование – это соревнование в умении с помощью компаса и подробной карты, на которой нанесена дистанция, быстро передвигаться по незнакомой местности с отметкой на контрольных пунктах (КП). Ориентирование на местности – сугубо индивидуальный вид спорта. Спортсмен действует на дистанции в одиночку, вне поля зрения тренера и товарищей по команде. В ходе соревнования никто, в принципе, не может и не должен помогать или мешать ориентировщику. Можно сказать, что спортивный результат полностью зависит от самого спортсмена.
Соревнование требует от участника делать все быстро и точно, поддерживать высокую скорость бега, бороться с нервной и физической усталостью, преодолевать сомнения, нерешительность, трезво контролировать обстановку и принимать правильные решения. Нелегкий труд спортсмена и его стремление достичь наилучшего результата требует развитых волевых качеств. Ориентировщик на дистанции выполняет большой объем умственной работы в условиях интенсивной физической нагрузки.
По своей психологической структуре ориентирование на местности включает такие познавательные процессы как восприятие, воображение, память, мышление, внимание.
Главное достоинство ориентирования состоит в том, что оно представляет собой такой вид целеустремленной деятельности, которая отражает одну из основных тенденций современной человеческой культуры: органическое сочетание физического и умственного начал.
Классификация спортивного ориентирования
Виды соревнований по ориентированию
Правилами по спортивному ориентированию предусматриваются следующие виды соревнований:
- в заданном направлении;
- на маркированной трассе;
- по выбору с заданным количеством КП;
- по выбору с заданным контрольным временем;
- ориентирование «по нитке».
По всем видам соревнований могут проводиться эстафеты.
По времени проведения подразделяются на дневные и ночные, на однодневные и многодневные.
По характеру зачета соревнования могут быть:
- личными, в которых результаты засчитываются отдельно каждому участнику;
- командными, в которых результаты отдельных участников засчитываются команде в целом;
- лично-командными, в которых результаты засчитываются отдельно каждому участнику и команде в целом.
Дистанции по сложности и техническому совершенству подразделяются на классы: всесоюзного (ВС), мастеров спорта (мс), кандидатов в мастера спорта (кмс), первого разряда (1р), и массовых разрядов (II,III и юношеские разряды).
Ориентирование в заданном направлении – это прохождение отмеченных на карте и расположенных на местности КП в заданном порядке. Путь от одного КП к другому участник выбирает сам. Результат определяется по времени прохождения всей дистанции. Если участник нарушил порядок прохождения КП или пропустил КП, или превысил контрольное время его результат аннулируется.
Ориентирование на маркированной трассе – это прохождение промаркированной на местности трассы с нанесение на карту (проколом булавкой и отметкой карандашом КП) местоположения всех КП, установленных на этой трассе. За ошибку в нанесении КП более чем на 2 мм участник получает штрафное время одну минуту за каждый полный и неполный миллиметр. За лишний или недостающий прокол начисляется максимальный штраф (5 минут). За отсутствие карандашной отметки или превышение контрольного времени результат участника аннулируется. Результат спортсмена определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени.
Ориентирование по выбору с заданным количеством КП – это прохождение заданного количества КП из числа имеющихся на карте и соответственно в районе соревнований. Выбор КП и порядок их прохождения – произвольный, по усмотрению участника. Результат определяется по времени прохождения заданного количества КП.
Ориентирование по выбору с заданным контрольным временем – это прохождение наибольшего количества КП из числа имеющихся на карте за назначенное заранее контрольное время. Результат определяется по числу взятых КП, если участники набрали равное количество очков присуждаемых за КП то более высокое место занимает участник, имеющий лучшее время.
Ориентирование «по нитке» - это прохождение дистанции по обозначенной на карте линии с нанесением на карту (проколом булавки и отметкой карандашом) местоположения КП, установленных на местности по пути движения.
За ошибку в нанесении КП более чем на 2 мм участник получает штрафное время 1 минуту, за каждый полный и неполный миллиметр. За лишний или недостающий прокол начисляется максимальный штраф (5 мин.). За отсутствие карандашной отметки или, превышение контрольного времени (КВ) результат участника аннулируется. Результат участника определяется по сумме времени прохождения дистанции и штрафного времени.
Типовое Положение о соревнованиях
Положение о соревнованиях – основной документ, которым руководствуется судейская коллегия, участники соревнований и представители. Положение не должно противоречить правилам соревнований.
В Положении должно быть освящено следующее:
- наименование соревнований;
- время и место проведения;
- руководство соревнованиями, адрес, реквизиты организатора;
- карты соревнований (краткая характеристика района, кем и когда подготовлены);
- участники соревнований, квалификация, возраст;
- составы команд (для командных и л/к),
- определение результатов;
- награждение;
- заявки (сроки подачи, адрес, реквизиты организатора).
- Оплата за участие;
- Условия приема;
- Расходы.
В дни соревнования только в исключительных случаях главный судья по согласованию с Организацией имеет право вносить изменения в программу и расписание.
Общие обязанности судей
Судья обязан:
- знать и выполнять Правила соревнований, быть организованным, дисциплинированным и беспристрастным;
- следить за соблюдением участниками Правил соревнований и норм поведения;
- носить соответствующий его деятельности отличительный знак;
- выполнять работу в соответствии со своими функциональными обязанностями;
- сохранять тайну расположений дистанций и КП.
Судья не имеет права:
- покидать рабочее место без разрешения старшего судьи бригады;
- оказывать участникам любую помощь, за исключением медицинской;
- быть участником или представителем команды, за исключением массовых детских или многодневных соревнований.
Служба дистанции
Начальник дистанции составляет контрольную карту соревнований – основной документ, по которому инспектируется и сдается дистанция, составляются информация о дистанции, демонстрационные карты и контрольные карты-дубликаты для пункта выдачи карт и секретариата, наносится пункты выдачи карт; КП и финиш на карты участников. К контрольной карте прикладывается описание легенд КП, цвета отметки или компостеров КП.
На контрольную карту наносятся: старт, пункт выдачи карт, все КП с теми номерами, которые они имеют на местности, линии маркированной трассы и финиш.
Контрольная карта изготавливается на каждую дистанцию отдельно собственноручно начальником этой Дистанции, подписывается им ,хранится во время соревнований у главного секретаря ,а по окончании их прикладывается к отчету главного судьи . Начальник Дистанции определяет контрольное время прохождения дистанции ,являющееся основным дисциплинарным фактором для участника (по истечении контрольного времени спортсмен обязан быть на финише ,независимо от того ,прошёл он все КП или нет). Предварительная величина контрольного времени сообщается в «Информации о дистанции», а окончательно откорректированное по условиям погоды организационным факторам –не позднее чем за 1 час до старта . Изменять его процессе соревнований нельзя. Контрольное время подсчитывается как 200 –250% от времени победителя соревнований в каждой возрастной группе отдельно. На массовых школьных соревнованиях контрольное время назначается так ,чтобы подавляющее большинство спортсменов закончили дистанцию .
Начальникам дистанции и их помощникам во время соревнований рекомендуется иметь с собой резервный знак КП, разметку , набор цветных карандашей или компостер для оперативной замены порчи или пропажи инвентаря.
Служба дистанции отвечает за безопасность участников во время соревнований ,оказывает вместе с медицинским персоналом первую помощь пострадавшим, покидает место соревнований последней ,твердо убедившись в том ,что никто из спортсменов или судей не остались на местности .
Работа службы дистанции на соревнованиях по ориентированию
в заданном направлении
Задача начальника дистанции в этом виде соревнования –варьируя расположением КП ,заставить спортсмена как можно больше работать с картой ,обеспечить выбор вариантов пути ,поставить на пути рассеивающие ориентиры ,направить участника на наиболее интересные отрезки местности, сделать невозможным случайное обнаружение КП и в тоже время не играть с участником в прятки в поисках призмы.
Дистанция ориентирования в заданном направлении состоит из следующих элементов :старта ,пункта выдачи карт ,этапов между КП ,самих КП и финиша .
Как известно ,старт в зависимости от планировки дистанции может быть совмещен с центром соревнований и финишем или вынесен.
Если участники соревнований переносят КП с контрольной карты на свою , пункт выдачи карт оборудуется столами или просто кусками фанеры, к которым ,надо прикрепить контрольные карты.
Место финиша должно располагаться на открытом пространстве таким образом, чтобы финиширующий участник был виден с него не менее чем за 50 м. Последние 50 м дистанции не могут быть спуском.
По взаимному расположению старта и финиша схема дистанции может быть замкнутой (старт и финиш в одном месте) и замкнутой (старт вынесен) (Вкладка 1). Замкнутая схема применяется в основном на соревнованиях низших классов и в массовых состязаниях.
По своему рисунку схема дистанции может быть простой конфигурации (близкой к кругу), сложной и пересекающейся (Вкладка 2).
Существует несколько общих условий планировки дистанции. Прежде всего, оговаривается, что КП и предполагаемые разумные пути движения участников с одного КП к другому должны располагаться не ближе 250 м от рамки карты. Пересечения дистанции должны находиться вдалеке от КП и проходить под углом близким к прямому, желательно на закрытой местности без линейных ориентиров, предопределяющей движение по азимуту в качестве оптимального решения. Пересекающиеся и лежащие близко друг от друга этапы надо планировать так, чтобы участник не мог (в оптимальном варианте) воспользоваться одним и тем же путем дважды.
Грубой ошибкой будет планировка, позволяющая спортсмену по уходу этапа зайти на одно из последующих КП.
Предполагаемый путь спортсмена не должен проходить по засеянным полям, сенокосным лугам, молодым посадкам леса. На дистанции не должно быть мест, потенциально опасных для участников, не показанных на карте. О наличии таких мест, обозначенных на карте, лучше предупредить участников заранее. Запрещается прокладывать дистанцию через глубокие реки без достаточного количества переправ (указанных на карте), железнодорожные пути и дороги с интенсивным движением.
Призма должна располагаться таким образом, чтобы плохая видимость знака КП не могла служить причиной скопления участников в районе пункта.
Слишком хорошая видимость может привести к его случайному обнаружению участником, не будет стимулировать точность ориентирования и необходимость читать карту, обесценить интересную местность в районе пункта.
Спрятанный знак - самое большое зло на дистанции. Если призму не видно с точки, в которой по карте стоит КП, участник начинает сомневаться в правильности своего решения, пытается исправить свою (кстати говоря, несуществующую) ошибку, проверяет себя от соседних ориентиров и теряет время по вине начальника дистанции. Знак КП должен быть виден участнику, вышедшему на «привязку», - это основной принцип. Согласно «Правилам» КП должен располагаться на точечном или очень небольшом площадном ориентире. Местоположение КП должно быть определено на местности и однозначно считываться с карты. Согласно «Правилам» знак КП должен находиться в месте, точно соответствующем центру круга на карте.
Формы контроля прохождения спортсменов через КП:
1. Спортсмен может самостоятельно делать отметку специальным компостерам или карандашом (печатью), а контролеры только фиксировать время его прохождения.
2. На КП с контролерами последние могут ставить отметку в карту или в личную карточку спортсмена.
3. На КП можно поместить пароль (слово, набор цифр, условный знак), который спортсмены должны записать в свою карту или личную карточку.
4. На КП находится протокол на фанере или картоне прикрепленной к дереву. В протокол проставлены порядковые номера и оставлены чистые графы против каждого из них. Спортсмен, пришедший на пункт, записывает в следующую по порядку свободную графу свой нагрудный номер (а можно фамилию), а в свою карту или личную карточку номер из протокола, против которого он записал свой нагрудный номер.
На соревнованиях большое значение (с точки зрения обеспечения равных условий для всех участников) имеет информация спортсмена о месте расположения КП, выдача спортсменам «легенды» - письменного пояснения точного местоположения знака КП.
«Легенда» должна быть лаконичной и однозначной, точно определять место и вид пункта. Например: «в южной яме», «угол посадки», «северный край поляны», «начало промоины», «конец канавы», «камень высотой 2 м» и т.д.
ошибка в установке знака КП (на сходную ситуацию) часто происходит в спешке в день соревнований. Для ее предотвращения на ранее выбранном месте КП надо повесить, марке (ленточку, цветную бумагу с номером КП), которую снимает судья, устанавливающий призму. Снятые перед началом соревнований марки дают гарантию правильной установки знака.
Работа службы дистанции на соревнованиях
в ориентировании по выбору
Этот вид ориентирования рекомендуется для массовых соревнований, проводимых в программе спортивных праздников и туристских слетов.
Произвольность выбора маршрута делает его интересным для спортсменов разной квалификации, особенно для новичков. Каждый участник составляет себе маршрут по собственным силам, он может прервать его и пойти на финиш, если истекает контрольное время. Наконец, если спортсмен не находит одного или нескольких КП, это не лишает его результата.
Старт участникам дается общий или групповой.
Можно предложить несколько систем очковой оценки КП в зависимости от их сложности, удаленности от старта и финиша:
Система оценки | Количество очков за КП |
1 | 1,2,3,4 |
2 | 2,4,6,8 |
4 | 5,10,15,20 |
В ориентировании по выбору не существует понятия «дистанция соревнования». Основные рекомендации по планировке и оценке КП сводятся к следующему. Старт и финиш интереснее расположить в центре района (в середине карты) – это увеличивает количество вариантов выбора. Близкие к старту КП меньшим количеством очков, удаленные большим. КП следует располагать более или менее равномерно по всему полю карты, так чтобы не было явно выигрышного пути движения. Наиболее «дорогие» КП надо поставить в противоположных углах карты.
Для исключения помощи при командном зачете финишировавших участников еще не стартовавшим участникам (старт продолжается дольше контрольного времени) рекомендуется финиш удалить от старта.
На туристских слетах для облегчения подсчета результатов рекомендую оценивать все КП по 3 очка, а за каждую полную минуту сверх контрольного времени вычитать из результата участника 1 очко.
Основной принцип ориентирования по выбору заключается в том, чтобы даже самый сильный участник соревнований не смог за контрольное время набрать более 80-90% общей суммы очков.
При планировке КП надо проанализировать возможные пути движения между соседними пунктами, чтобы избежать таких грубых ошибок, как встречный бег, однозначное движение по линейному ориентиру, и сделать любой выбранный участником этап интересным с точки зрения ориентирования.
На карту участника наносятся старт, финиш и все КП с арабскими цифрами рядом с ними, обозначающими количество очков, начисляемое участнику за прохождение данного КП (Вкладка 3).
Начальник дистанции после проведенной инспекции должен выдать главному секретарю техническую информацию по дистанции.
Техническая информация
Техническая информация, предоставляемая участником должна содержать:
- сведения о местности и ее особенностях, не отражаемые на спорткарте: высота над уровнем моря, опасные места, преобладающие породы леса, характер грунта и т.д.;
- сведение о спорткарте: масштаб, высоту сечения рельефа, год составления, формат, применение знаков особых микрообъектов, степень влагозащищенности;
- сведения о дистанциях для каждой группы: длина, число КП, суммарный набор высоты, максимальный перепад на одном склоне, состояние дорог, опасные места, наличие пунктов питания, смотровых КП, контрольное время, ожидаемое время победителя, способ отметки на КП, порядок прохождения КП и т.д.
- расписание стартов групп;
На соревнованиях по ориентированию в заданном на
- границы района соревнований и рекомендации для заблудившихся;
- список легенд всех КП и порядок прохождения КП для каждой группы (массовые соревнования);
- таблица символьных легенд на каждую дистанцию. На соревнованиях по ориентированию по выбору дополнительно сообщается количество КП, которое необходимо взять участникам каждой группы.
Техническая информация вывешивается на стенде информации или выдается представителям команд и участникам по прибытии на соревнования.
Жеребьевка
Очередность стартов отдельных участников (команд) определяются жеребьевкой.
Жеребьевка для различных групп, определенных Положением проводится раздельно в присутствии представителей команд или только коллегией в соответствии с Положением.
В личных соревнованиях допускается жеребьевка:
- общая, при которой участники случайным образом распределяются в стартовом протоколе – это наиболее объективный демократичный способ;
- групповая, при которой участники разбираются на группы в зависимости от квалификации, предварительных результатов или других показателей, оговоренных Положением, внутри групп – принудительная жеребьевка, распределение разрешено тренерам или представителям.
Способы жеребьевки:
- командная – проводится на лично-командных и командных соревнованиях (стартах);
- индивидуальная – проводится на личных соревнованиях (стартах).
По окончании жеребьевки составляются протоколы старта. Протоколы должны быть опубликованы не позднее, чем за один час до старта.
Регламент старта
Старт может быть: одиночным, при котором участники стартуют от каждой группы с равным интервалом времени, как правило, от 1до 4 минут;
- групповым, при котором участники стартуют одновременно по 2 человека и более от каждой группы, или по возрастным или квалификационным группам;
- последовательным – по мере прихода участникам предыдущего этапа эстафеты;
- общим – при котором все участники одной или несколько групп стартуют одновременно.
Если один из участников не явился на старт, стартовое время других участников не изменяется.
Если участник явился к месту старта с опозданием, старший судья старта разрешает ему выход на дистанцию без изменения стартовой минуты. Текущая стартовая минута регистрируется опоздавшему участнику в стартовом протоколе; в том случае, если Главный судья решает, что опоздание вызвано уважительной причиной, участнику должно быть дано новое стартовое время.
Финиш
Основная задача финишной бригады – фиксирование моментов пересечения участниками линии финиша. Для этого оборудуют место финиша.
При небольшом количестве участников оборудуется только один финишный коридор, при большом – несколько.
Линия финиша должна быть четко и легко определяться бегущим спортсменом. К линии финиша спортсмен движется, как правило по маркировке.
В летней программе ширина финишного коридора у линии финиша должна быть не менее 3 м.
Время участника фиксируется в момент пересечения линии финиша и выдается в часах, минутах, секундах.
После пересечения линии финиша спортсмен попадает в узкий финишный коридор, где он должен сдать свою контрольную карточку, карту (если есть необходимость), нагрудный номер.
Определение результатов.
Результат участника соревнований по ориентированию в заданном направлении определяется по времени, затраченному на прохождении дистанции от старта до финиша, подсчитываются: время финиша минус время старта.
Если два и более участника показывают одинаковый результат, им присуждается одинаковое место, при этом после них остается столько незанятых мест, сколько спортсменов имеет одинаковый результат минус единица.
Если участник нарушил порядок прохождения КП, превысил КВ, его результат аннулируется.
Результат участника в соревнованиях по выбору с заданным КП определяется по времени, затраченному на прохождение заданного количества КП. При одинаковом результате у нескольких участников им присуждается одинаковое место.
Командный зачет: Место команды определяется суммой времени зачетных участников или суммой очков – место по каждому номеру программы и для каждой группы отдельно. Команды ,не имеющие необходимого количества зачетных участников ,занимают места после команд с полным зачетом.
Система подсчета командных результатов определяется Положением о соревнованиях.
В эстафетном ориентировании результат команды определяется по времени ,затраченному на прохождение дистанции участниками всех этапов команды.
При не прохождении дистанции участников любого этапа результат команды аннулируется.
В соответствии с местами ,занятыми в каждом номере программы ,командам начисляются очки : 1 место –1 очко ,2 место –2 очка и т.д.
Результате вносится в сводный протокол ,содержащий следующие сведения :
-наименование проводящей организации
-наименование соревнований
-дата и место проведения
-возрастная и квалификационная группа
название команд
очки командного первенства по видам команд программы
сумма очков ,место команд.
Место коллектива в общекомандном зачете определяется по сумме очков ,полученных в каждом номере программы.
Если у двух и более коллективов сумма очков одинакова ,предпочтение отдается коллективу ,имеющему меньшую сумму времени зачетных участников во всех номерах программы.
Разрядные требования
Кандидат в мастера спорта 1,2 и 1,2 юношеские разряды
-выполнить разрядные нормы в соответствии с рангом соревнований и классом дистанции :
Результат в % от времени победителей
Ранг соревнований (баллы) | кмс | I | II | I ЮН | II ЮН | ||||
1000 | 126 | 142 | - | - | - | ||||
800 | 123 | 138 | - | - | - | ||||
630 | 120 | 135 | - | - | - | ||||
500 | 117 | 132 | - | - | - | ||||
400 | 114 | 129 | 150 | - | - | ||||
320 | 111 | 126 | 146 | - | - | ||||
250 | 108 | 123 | 142 | - | - | ||||
200 | 105 | 120 | 138 | - | - | ||||
160 | 102 | 117 | 135 | - | - | ||||
125 | 100 | 114 | 132 | - | - | ||||
100 | - | 111 | 129 | - | - | ||||
80 | - | 108 | 126 | 150 | - | ||||
63 | - | 105 | 123 | 146 | - | ||||
50 | - | 102 | 120 | 146 | - | ||||
40 | - | 100 | 117 | 138 | - | ||||
32 | - | - | 114 | 135 | - | ||||
25 | - | - | 111 | 132 | - | ||||
20 | - | - | 108 | 129 | - | ||||
16 | - | - | 105 | 126 | - | ||||
13 | - | - | 102 | 123 | 150 | ||||
10 | - | - | 100 | 120 | 146 | ||||
8 | - | - | - | 117 | 142 | ||||
6 | - | - | - | 114 | 138 | ||||
5 | - | - | - | 111 | 135 | ||||
4 | - | - | - | 108 | 132 | ||||
3 | - | - | - | 105 | 129 | ||||
2 | - | - | - | - | 123 | ||||
1 | - | - | - | - | 114 |
Оценка спортивных разрядов в баллах | |||||||
МСМК МС | КМС | I | II | III I юн. | II юн. | III Юн. | Новичок |
100 | 30 | 10 | 3 | 1 | 0,3 | 1,15 | 0,1 |
Третий разряд – в течение одного года пять раз закончить дистанцию соревнований любого масштаба и ранга в возрастных группах МЖ 17 и старше, уложившись в контрольное время (маркировка – не более 50 % от максимального штрафа).
Условия выполнения разрядных требований
Звание и разряды присваиваются в том случае, если в соревнованиях
закончили данную дистанцию не менее 10 спортсменов , а в эстафете – не менее 5 команд в данной возрастной группе.
В соревнованиях по выбору присваиваются разряды не выше первого. Каждый следующий разряд присваивается при наличии предыдущего. Юношеские разряды присваиваются в возрасте 8-14 лет.
Разрядные требования КМС выполняются только на Всероссийских соревнованиях, городских, областных, краевых, республиканских чемпионатах и первенствах.
Примечания:
Ранг личных соревнований определяется суммой баллов спортсменов, занявших первые 10 мест. Для определения ранга в эстафете вычисляется сумма баллов команд, занявших первые 6 мест в 2 или 3-этапной эстафете и первые пять мест в 4-этапной эстафете. Средний балл каждой команды определяется как частное отделение суммы баллов участников на их количество. Классы дистанции определяются в соответствии с правилами соревнований.
Отчет о соревнованиях
Отчет о соревнованиях организатор представляет в Проводящую организацию не позднее чем 10 дней после окончания соревнований. Отчет о соревнованиях должен содержать нижеперечисленные документы, скомплектованные и подшитые в следующей последовательности:
- титульный лист;
- Положение о соревнованиях;
- протоколы результатов в хронической последовательности;
- список старших судей с оценками работы и подписью главного судьи;
- техническую информацию;
- протесты и принятые по ним решения;
- общее заключение главного судьи.
Отчет оформляется на листах формата А4.
Все документы должны иметь поле для подшивки.
Карты имеют произвольный формат и фальцуются под формат А4.
Протокол результатов соревнований содержит следующие сведения:
- наименование проводящей организации, организатора;
- наименование соревнований и вида программы;
- длину дистанции, количества КП, набор высоты;
- контрольное время;
- дату и место проведения (город, название карты);
- фамилию, имя, квалификацию начальника дистанции;
- возрастную группу участников;
- сведения об участнике; фамилия, имя, команды, квалификация, характер участия в лично-командных, командных соревнованиях _лично, в/к и т.д.);
- стартовый номер;
- результат участника;
- место, соответствующие очки;
- выполнение разряда.
Протокол завершает запись о классе дистанции, ранге соревнований, условиях выполнения разрядов и званий.
В протоколе результатов эстафет указываются все вышеперечисленные сведения, общекомандный результат после каждого этапа, результат участника на этапе, итоговый результат команды, очки, место. Протокол командных результатов содержит:
- наименование проводящей организации, организатора;
- наименование соревнований;
- вид программы;
- дату проведения;
- возрастную группу;
- наименование команд;
- командный результат;
- место.
В сводных протоколах для каждой команды указываются очки каждого вида программы, общая сумма очков, место.
Все протоколы результатов подписываются Главным судьей Главным секретарем, указываются их судейские звания.
Тематический учебный план занятий объединения дополнительного образования по спортивному ориентированию
1-й год обучения
№ п/п | Наименование тема занятий | Всего часов | В т.ч. теорети- ческих | В т.ч. практи-ческих |
1. | Введение | 10 | 4 | 6 |
2. | Техника безопасности | 8 | 4 | 4 |
3. | История спортивного ориентирования | 4 | 2 | 2 |
4. | Гигиена спортсмена | 6 | 6 | - |
5. | Правила соревнований по спортивному ориентированию | 4 | 2 | 2 |
6. | Снаряжение ориентировщика | 10 | 4 | 6 |
7. | Судейская практика | 6 | 2 | 4 |
8. | Общая физическая подготовка | 90 | 6 | 84 |
9. | Специальная физическая подготовка | 60 | 2 | 58 |
10. | Техническая подготовка | 60 | 4 | 56 |
11. | Тактическая подготовка | 30 | 4 | 26 |
12. | Контрольные нормативы | 6 | - | 6 |
13. | Краеведение | 18 | 4 | 14 |
14. | Участие в соревнованиях | 20 | 2 | 18 |
15 | Психологическая и морально-волевая подготовка | 20 | 4 | 16 |
16. | Охрана природы, памятников культуры и истории | 10 | 4 | 6 |
17. | Основы туристской подготовки | 30 | 4 | 26 |
18. | Медико-санитарная подготовка, врачебный контроль | 22 | 6 | 16 |
19. | Топография | 18 | 4 | 14 |
20. | Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии | Вне сетки часов | ||
ВСЕГО ЧАСОВ: | 432 | 68 | 364 |
Объем учебно-тренировочной нагрузки – 432 часа, по 12 часов в неделю (36 учебных недель в год). На теоретические занятия программа отводит 68 часов, на практические – 364. Учебный материал рассчитан на повышение уровня физической подготовки, совершенствование силы, скорости, общей с специальной выносливости, ловкости и координации движений; овладение основными приемами ориентирования на местности и приобретение опыта участия в соревнованиях. В течение первого года обучения воспитанники должны выполнить норматив II юношеского разряда по спортивному ориентированию.
Рабочая учебная программа занятий объединения дополнительного образования по спортивному ориентированию. 1-й год обучения
Введение – 10 часов
Теоретические занятия – 4 часа
Организационное занятие объединения. Планирование деятельности объединения в учебном году. Ориентирование – средство физического воспитания, оздоровления, закаливания. Эмоциональность, связь с природой.
Практические занятия (6 часов)
Знакомство с материалами наглядной агитации )видео-фотоматериалы и т.д.). прогулка в лес.
Техника безопасности – 8 часов
Теоретическое занятие (4 часа)
Основы безопасности проведения занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности. Повила дорожного движения. Меры личной безопасности в криминальной ситуации.
Практические занятия (4 часа)
Выработка навыков и умений предотвращения криминальных ситуаций. Моделирование нестандартных ситуаций на дистанции по спортивному ориентированию. Поиск условно заблудившихся на карте.
История спортивного ориентирования – 4 часа
Теоретические занятия (2 часа)
Обзор развития ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом. Виды спортивного ориентирования.
Практические занятия (2часа)
Встреча с ведущими спортсменами - ориентировщиками города.
Гигиена спортсмена – 6 часов
Теоретические занятия (6 часов)
Гигиена физических упражнений, ее значение и основные задачи. Режим дня. Гигиена тела, одежда и обувь.
Правила соревнований по спортивному ориентированию – 4 часа
Теоретические занятия (2 часа)
Агитационное знание соревнований. Права и обязанности участников. Виды и способы проведения соревнований, характер соревнований.
Практические занятия (2 часа)
Действия участника перед стартом, на старте, на дистанции, на КП, в финишном коридоре, после финиша, при опоздании на старт.
Снаряжение ориентировщика – 10 часов
Теоретические занятия (4часа)
Компас, планшет, лыжное снаряжение, одежда, обувь. Вспомогательное снаряжение. Правила эксплуатации и хранения.
Практические занятия (6 часов)
Устройство, изготовление, подборка и установка снаряжения.
Судейская практика – 6 часов
Теоретические занятия (2 часа)
Судейская коллегия соревнований, судейские бригады, судья-контролер КП, обязанности судьи-контролера КП. Оборудование старта и финиша.
Практические занятия (4 часа)
Протоколы, работа с протоколами. Протоколы старта, результатов. Подсчет результатов по ориентированию.
Общая физическая подготовка – 90 часов
Теоретические занятия (6 часов)
Задачи ОФП. Систематизация круглогодичного тренировочного процесса. Взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок . Разминка, заминка, их значение и содержание.
Практические занятия (84 часа)
Ходьба (на пятках, носках, спортивная, на внешней и внутренней стороне стопы, высоко поднимая колени). Бег (вперед, назад, галопом влево, на носках, с изменением направления движения). Упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание, разгибание, вращение, махи, отведение и приведение, рывки, движение рук в сочетании с ходьбой и бегом). Упражнения для мышц ног (приседания, махи, прыжки, выпады). Упражнения для шеи и туловища (наклоны головы, туловища). Гимнастические упражнения с предметами: скакалками, набивными мячами ,палками ,обручами, гантелями .Акробатика (стойки, кувырки, перекаты перевороты). Упражнения на гимнастических снарядах: канат, скамейка, бревно, перекладина, конь, средние дистанции, из исходных положений, бег по пересеченной местности). Плавание. Лыжная подготовка: изучение переменных, одновременных ходов, техники поворотов на месте и в движении, спуски, торможения. Спортивные и подвижные игры: игры на внимание, сообразительность, координацию. Туризм: походы выходного дня, туристская полоса препятствий.
Специальная физическая подготовка – 60 часов
Теоретические занятия (2 часа)
Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства ориентировщиков. Характер и методика развития физических и специальных качеств, необходимых спортсмену-ориентировщику: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.
Практические занятия (58 часов)
Беговая подготовка с учетом зон интенсивности тренировочных нагрузок: восстановительная, поддерживающая, развивающая, субмаксимальная, максимальная. Фартлек – игра скоростей.
Развитие специальных качеств, необходимых ориентировщику. Упражнения на развитие выносливости: бег в равномерном темпе по равнинной и пересеченной местности, открытой, закрытой, заболоченной, бег в гору, специальные беговые упражнения.
Упражнения на развитие быстроты: бег с высокого и низкого старта на скорость на короткие и средние дистанции, бег на месте в быстром темпе с высоким поднимание бедра, бег с внезапной сменой направления, различные игры и игровые упражнения, выполняемые в быстром темпе.
Упражнения на развитие гибкости: упражнения на растяжку, упражнения с партнером (пассивные и активные), упражнения с предметами.
Упражнения на развитие ловкости и прыгучести: прыжки (в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие, спортивные игры, подвижные игры.
Упражнения на развитие силы: сгибание и разгибание рук в упоре, подтягивание, приседание на двух и одной ногах, приседания с отягощением, упражнения с предметами (набивными мячами, амортизаторами).
Техническая подготовка – 60 часов
Теоретические занятия (4 часа)
Понятие о технике ориентирования, ее значение для достижения высоких результатов. Особенности топографической подготовки ориентировщика. Разновидности карт: топографические, спортивные. Их общие черты и отличия. Изучение технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование.
Практические занятия (56 часов)
Измерение расстояния на местности (шагами, по времени, визуально). Развитие глазомера. Спортивный компас. Приемы пользования компасом. Определение сторон горизонта по компасу. Определение точки стояния. Движение по азимуту. Определение и контроль направлений с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных объектов и углу схода с них.
Тактическая подготовка – 30 часов
Теоретические занятия (4 часа)
Понятие о тактике. Взаимосвязь тактики и техники в обучении и тренировке ориентировщика. Значение тактики для достижения наилучших результатов.
Практические занятия (26 часов)
Тактические действия на соревнованиях с большим количеством групп, с ограниченным количеством групп, действия в стартовом городке. Тактика при выборе пути движения. Опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие ориентиры, линейные ориентиры. Подход и уход с контрольного пункта. Раскладка сил на дистанцию.
Контрольные нормативы – 6 часов.
Практические занятия (6 часов)
Сдача теоретических и практических умений и навыков по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам. Сдача нормативов общей и специальной физической подготовке.
Участие в соревнованиях- 20 часов
Теоретические занятия (2 часа)
Положение о соревнованиях. Условия проведения. Действия участников в аварийной ситуации. Основы безопасности.
Практические занятия (18 часов)
Участие в соревнованиях согласно календарному плану. Первенства города, области. Соревнования среди кружковцев ЦДЮТур, школ, клубов.
Краеведение – 18 часов
Теоретические занятия (4 часа)
Значение и место краеведческой подготовки в общей системе обучений. История города и области. Край в годы Великой Отечественной войны. Замечательные земляки. Музеи и экскурсионные объекты города и области.
Практические занятия (14 часов)
Посещение экскурсионных объектов города и области, музеев. Просмотр фото- и видеоматериалов. Встреча с ветеранами войны. Участие в краеведческих викторинах.
Психологическая и морально-волевая подготовка – 20 часов
Теоретические занятия (4 часа)
Задачи и средства морально-волевой подготовки. Психологическая подготовка – одно из средств повышения спортивного мастерства. Участие в соревнованиях – необходимое условие для совершенствования и проверки моральных качеств и умения управлять эмоциональной настройки.
Практические занятия (16 часов)
Воспитание целеустремленности, самостоятельности, решительности и смелости, выдержки, настойчивости в достижении цели. Предстартовое состояние: боевая готовность, предстартовая апатия.
Охрана природы и памятников культуры – 10 часов
Теоретические занятия (4 часа)
Важность охраны природы, памятников истории и культуры. Физико-географическая характеристика родного края. Ее особенности: климат, растительность, реки, озере, животный мир. Памятные исторические места.
Практические занятия (6 часов)
Охрана природы: маркировка и оборудование маршрутов походов выходного дня, совершенствование снаряжения, использование которого не причиняет вреда окружающей природе. Охрана памятников.
Основы туристской подготовки – 30 часов
Теоретические занятия (4 часа)
Туризм как средство общефизической подготовки спортсмена - ориентировщика. Туризм – один из видов активного отдыха. Виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др.
Практические занятия (26 часов)
Туристское снаряжение: групповое и личное. Требования к снаряжению: легкость, удобство, практичность, целесообразность. Туристские палатки: устройство, уход и ремонт. Рюкзаки: виды рюкзаков, основные требования к ним, укладка рюкзака. Бивак: требования к месту бивака, снятие бивака, уборка территории, противопожарные меры. Узлы: назначение и применение.
Медико-санитарная подготовка-22 часа
Теоретические занятия (6 часов)
Значение медико-санитарной подготовки, врачебного контроля и самоконтроля. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Медицинская аптечка. Спортивные травмы и их предупреждение.
Практические занятия (16 часов)
Оказание первой доврачебной помощи: ушибы, растяжения, разрывы связок, мышц и сухожилий, кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное), вывихи, переломы, ожог, солнечный удар, тепловой удар, озноб, обморожение. Способы остановки кровотечений, перевязки, наложение первичной шины. Приемы искусственного дыхания. Способы транспортировки пострадавшего.
Топографическая подготовка – 18 часов
Теоретические занятия (4 часа)
Основы топографии. Способы изображения земной поверхности. Топографические карты. Масштаб карты.
Практические занятия (14 часов)
Условные знаки типографических карт. Рисовка топознаков. Виды масштабов, упражнения с масштабами топокарт. Изображение высоты местности с помощью горизонталей. Определение крутизны склона и его высоты. Измерение расстояния до недоступных предметов.
Походы, лагеря, учебные сборы, экскурсии – вне сетки часов
Обработка навыков по каждому разделу программы.
Предполагаемые педагогические результаты первого года обучения
Введение
Должен знать:
- значение ориентирования в системе физического воспитания, оздоровления, закаливания;
- место и время проведения занятий объединения дополнительного образования.
Должен уметь:
- коллективно участвовать в планировании деятельности объединения дополнительного образования в учебном году.
Техника безопасности
Должен знать:
- основы безопасности при проведении занятий в учебном классе, спортивном зале, на местности;
- правила дорожного движения;
- меры личной безопасности в криминальной ситуации.
Должен уметь:
- находить выход из аварийных, криминальных ситуаций;
- искать условно заблудившихся в лесу.
История спортивного ориентирования
Должен знать:
- развитие ориентирования как вида спорта в стране и за рубежом;
- виды ориентирования;
- прикладное значение ориентирования.
Должен уметь:
- давать характеристику современного состояния ориентирования.
Гигиена спортсмена
Должен знать:
- строение организма человека;
- влияние физических нагрузок на развитие организма;
- гигиена физических упражнений;
- гигиена тела, одежды, обуви.
Должен уметь:
- соблюдать меры личной гигиены;
- составлять и соблюдать режим дня.
Правила соревнований
Должен знать:
- агитационное значение соревнований;
- права и обязанности участников соревнований;
- виды соревнований;
- способы проведения соревнований;
- действия участника на старте, при опоздании на старт, на КП, в финишном коридоре, после финиширования.
- должен уметь:
- коллективно составлять программу проведения соревнований..
Снаряжение ориентировщика
Должен знать:
- вспомогательное снаряжение;
- лыжное снаряжение;
- правила эксплуатации снаряжения;
- правила хранения снаряжения;
- компас и его устройство;
- планшет и его устройство.
Должен уметь:
- правильно эксплуатировать личное, групповое, вспомогательное снаряжение;
- хранить снаряжение;
- подбирать, изготавливать и производить установку снаряжения.
Судейская практика
Должны знать:
- судейскую коллегию соревнований;
- судейские бригады;
- обязанности судей;
- оборудование старта и финиша;
- виды протоколов;
должен уметь:
- работать с протоколами старта, протоколами результатов соревнований по ориентированию, протоколами пункта контроля, пункта оценки;
- производить подсчет личных результатов по ориентированию.
Общая физическая подготовка
Должен знать:
- задачи общей физической подготовки;
- взаимосвязь физической, технической, тактической, волевой, психологической подготовок;
- значение систематизации круглогодичного тренировочного процесса;
- обоснование принципов постепенности, повторности, разновидности, индивидуализации в процессе тренировки;
- технику лыжных ходов;
- специфику особенности бега ориентировщика.
Должен уметь:
- выполнять общеразвивающие упражнения для мышц шеи, плечевого пояса, спины, живота, ног;
- передвигаться на лыжах, выполняя технические приемы: попеременный ход, одновременный ход, повороты, подъемы, списки, торможения;
- удерживаться на плаву, плавать.
Специальная физическая подготовка
Должны знать:
-роль и значение специальной физической подготовке для роста мастерства ориентировщиков;
-методика развития специальных ,качеств необходимых спортсмену ориентировщику: выносливости ,быстроты, ловкости ,гибкости, силы.
Должны уметь:
- выполнять беговые упражнения в различных зонах интенсивности тренировочных нагрузок;
- выполнять бег с учетом характера местности (открытая, закрытая, горная, заболоченная);
- выполнять специальные беговые упражнения;
- выполнять упражнения на развитие быстроты (бег из различных стартовых положений на короткие и средние дистанции, упражнения с партнером активные и пассивные, упражнения с предметами);
- выполнять упражнения на развитие ловкости и прыгучести (прыжки в длину, по кочкам, в высоту, вниз, с одной ноги, с двух ног), кувырки, перекаты, упражнения на равновесие;
- выполнять упражнения на развитие силы (сгибание и разгибание рук в упоре, растягивание, приседания на двух и одной ногах, приседания с отягощениями, упражнения с предметами: набивание мячами, амортизаторами).
Техническая подготовка
Должны знать:
- понятие о технике ориентирования;
- значение техники для достижения высоких результатов;
- разновидности карт (спортивные, топографические, план, схема);
- общие черты и отличия карт;
- преимущества каждого из вида карт;
- понятия технических приемов: грубый азимут, точный азимут, линейное ориентирование, точечное ориентирование;
- компас и его устройство.
Должны уметь:
- правильно пользоваться компасом;
- ориентировать карту;
- определять расстояние на карте;
- измерять расстояние на местности (шагами, по времени, визуально);
- определять стороны горизонта по компасу;
- определять точку стояния;
- определять и контролировать направление с помощью компаса и карты, по объектам местности, по углу пересечения линейных ориентиров и углу схода с них;
- восстанавливать ориентировку после ее потери;
- выполнять простейшую маршрутную типографическую съемку местности вдоль линейных ориентиров.
Тактическая подготовка
Должны знать:
- понятие о тактике;
- взаимосвязь техники и тактики в обучении и тренировке ориентировщиков;
- значение тактики для достижения наилучших результатов;
- понятия: опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.
Должны уметь:
- правильно распределять силы на дистанции;
- выполнять действия по подходу и уходу с контрольного пункта;
- выполнять действия по выбору пути движения;
- из нескольких вариантов выбирать лучший;
- предварительно осуществлять выбранный путь движения;
- правильно использовать опорные, тормозные, ограничивающие, рассеивающие, линейные ориентиры.
Контрольные нормативы
Должен знать:
- методы проведения (зачет, соревнования);
- нормативные требования.
Должны уметь:
- выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке;
- выполнять теоретические и практические навыки по спортивному ориентированию, легкой атлетике, лыжным гонкам.
Участие в соревнованиях
Должны знать:
- положение о соревнованиях;
- условия проведения соревнований по спортивному ориентированию в заданном направлении;
- действия участника в аварийной ситуации;
- основы безопасности при участии в соревнованиях;
Должны уметь:
- закончить дистанцию 1-2 уровня.
Краеведение
Должны знать:
- значение краеведческой подготовки, в общей системе обучения;
- историю города и области;
- историю края в годы Великой Отечественной войны;
- музеи, экскурсионные объекты города и области.
Должны уметь:
- рассказать об истории родного края.
Психологическая и морально волевая подготовка
Должны знать:
- значение психологической подготовки для повышения спортивного мастерства;
- методы и средства развития волевых качеств;
- особенности проявления волевых качеств у ориентировщиков в связи с индивидуальным характером прохождения тренировочных и соревновательных трасс на незнакомой местности.
Охрана природы и памятников культуры
Должны знать:
- важность охраны природы, памятников истории и культуры;
- место охраны природы в системе образовательного процесса;
- взаимосвязь с тренировочным процессам;
- памятные и исторические места.
Должны уметь:
- участвовать в маркировке и оборудовании маршрутов выходного дня;
- коллективно участвовать в разработке походов и выходного дня;
- принимать участие в изготовлении снаряжения, не причиняющего вреда окружающей природе;
- участвовать в акциях по охране природы и памятников.
Основы туристской подготовки
Должны знать:
- туризм – одно из средств общефизической подготовки;
- виды туризма: горно-пешеходный, водный, лыжный, велосипедный и др.;
- основное групповое и личное снаряжение;
- виды рюкзаков, основные требования к ним;
- туристские палатки, устройство и назначение;
- требования к выбору места для организации бивака группы;
- противопожарные меры в туристском путешествии.
Должны уметь:
- укладывать рюкзак;
- составлять список личного и группового снаряжения в зависимости от сезона;
- осуществлять простейший ремонт туристского снаряжения;
- устанавливать основные типы палаток;
- убирать место привалов и биваков;
- разжигать костры (по назначению) в зависимости от погодных условий.
Медико-санитарная подготовка
Должны знать:
- значение медико-санитарной подготовки;
- характерные спортивные травмы и их предупреждение;
- состав медицинской аптечки группы;
- основы первой доврачебной помощи пострадавшему;
- - способы и приемы первой помощи при переломах костей (открытых и закрытых), кровотечениях (артериальном, венозном, капиллярном);
- методику и правила наложения простых повязок, наложение шин;
- правила промывания желудка;
- правила транспортировки пострадавшего и требования к носилкам.
Должны уметь:
- оказывать доврачебную помощь пострадавшему;
- транспортировать пострадавшего по пересеченной местности;
- пользоваться групповой аптечкой;
- изготавливать носилки;
- осуществлять промывание желудка;
- производить перевязки, накладывать жгут, ватно-марлевые повязки;
- обрабатывать различные типы ран;
- распознавать признаки заболеваний и травм.
Топографическая подготовка
Должен знать:
- основы топографии;
- способы изображения земной коры;
- понятие «Топографическая карта»;
- понятие «масштаб»;
- масштаб и его виды;
- основные типы топознаков»
- понятие «крутизна склона».
Должны уметь:
- читать масштаб карт;
- читать и расшифровывать основные топознаки;
- определять крутизну и высоту склона;
- осуществлять простейшую глазомерную съемку участка местности.
Походы, лагеря
Должны знать:
- маршрут туристского путешествия;
- цели и задачи учебно-тренировочного мероприятия;
- правила поведения и техника безопасности;
- контрольные сроки проведения путешествия;
- границы полигона.
Должны уметь:
- передвигаться в составе группы.
Тренер-преподаватель
МКОУ ДО СШ МО Ейский район И.В.Резниченко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике в школе.
Как проводятся данные соревнования на базе нашей школы.Может наш опыт поможет в работе коллегам....
РЕКОМНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ СОРЕВНОВАНИЙ ПО СПОРТИВНОМУ ТУРИЗМУ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
В сборник включены выдержки из нормативных документов по спортивному туризму, образцы положений о соревнованиях, образцы технических условий дистанций, разновидности схем постановки дистанций, фотогр...
Взаимодействие с родителями в организации выездов и участие в краевых и всероссийских соревнованиях по спортивному ориентированию
Родители начали проявлять больший интерес к соревнованиям по спортивному ориентированию и вместе с детьми стали выезжать и участвовать в соревнованиях....
Соревнование по спортивному ориентированию «Сладкое ориентирование»
ММетодическая разработка соревнований по спортивному ориентированию «Сладкое ориентирование»...
Положение о проведении городских соревнований по спортивному ориентированию "Азимут"
В публикации представлено положение о проведении муниципальных соревнований по спортивному ориентированию...
Организация и проведение соревнований по спортивной гимнастике.
Педагогическое и агитационное значение соревнований по гимнастике в школе.Особенности организации и проведения соревнований по гимнастике....
«Подготовка школьников к районным и городским соревнованиям по спортивному ориентированию и соревнованиям по ориентированию в рамках эколого-туристских слетов»
Эта работа в краткой форме объясняет педагогам, не имеющим никакого отношения к спортивному ориентированию, основные цели и задачи соревнований по данному виду спорта, его возможности и некоторые особ...