«Психорегуляция на практике»
учебно-методический материал по физкультуре

Сюркаева Светлана Михайловна

«Психорегуляция на практике»

«Многие из описанных ниже упражнений можно практиковать во время тренировок, не дожидаясь соревнований.

Учимся чувствовать своё напряжение

Самый простой способ для контроля своего состояния — это физический уровень, подразумевающий контроль своего мышечного напряжения.

Перед началом каждого матча игрок должен почувствовать и словесно описать уровень своего напряжения. А во время партии (можно и перед каждым розыгрышем очка) игрок может использовать одно из описанных ниже упражнений на психорегуляцию с целью усилить или уменьшить своё мышечное напряжение.

1. Если напряжение слишком высокое, то:

«Пританцовывание». Игрок пританцовывает перед каждым розыгрышем мяча. Он должен три раза подпрыгнуть с одной ноги на другую, потряхивая в это время руками.

«Перекладывание ракетки». Игрок берёт ракетку в другую руку и дует на ладонь игровой руки.

«Глубокий вздох». Игрок поворачивается в сторону от стола, на мгновение закрывает глаза, делает глубокий вдох и медленный выдох.

«Сжать кулак». Игрок сжимает насколько возможно кисть игровой руки в кулак, через одну-две секунды расслабляя руку.

2. Если напряжение чересчур низкое, то:

«Низкая стойка». Игрок умышленно занимает сверхнизкую стойку таким образом, чтобы дальняя концевая линия стола сливалась с верхним краем сетки.

«Акцент на форхенде». Игрок пытается играть все мячи форхендом, в том числе при необходимости забегая для этого глубоко в левый (для правшей)
угол.

«Кулак». Игрок сжимает неигровую руку в кулак после каждого розыгрыша.

«Быстро за мячом!». Игрок старается как можно быстрее поднять мяч. Особенно эффективно после розыгрыша последнего очка.

Если вы понаблюдаете за сильнейшими игроками, то заметите, что почти всегда они практикуют какие-то из этих упражнений. Следует обратить внимание, насколько то или иное упражнение эффективно для каждого спортсмена.

То действие, которое способствует лучшему результату, и следует постоянно использовать.

Испытать крайности

После того как игрок нашёл наилучшее для себя упражнение для регуляции мышечного напряжения, он должен попытаться достичь предела.

Во время розыгрыша, например, тренировочной партии (в товарищеском матче) теннисист может попытаться достигнуть экстремального напряжения.

После первой попытки тренер должен поинтересоваться тем, удалось ли ему достигнуть предела? Возможно для этого понадобится ещё несколько сетов. Вероятно, игрок отметит, что максимальное напряжение не позволяет достигнуть лучшего результата.

Второй шаг – постараться максимально уменьшить напряжение. Для этого можно использовать любое из описанных выше техник или какие-нибудь другие упражнения. Опять же наверняка максимальная расслабленность не позволит теннисисту показать свою лучшую игру.

Таким образом и постепенно игрок найдёт оптимальное для себя состояния напряжения и поймёт, какие упражнения наиболее эффективны для его достижения.

Взгляд тренера

Тренер должен видеть, в каком состоянии напряжения находится его подопечный. Опытный специалист всегда поймёт был ли проигран первый сет из-за тактических просчётов или потому что игрок не нашёл свою игру и состояние.

В то же время тренер должен уметь определить, когда игрок излишне напряжён, и его мышцы, соответсвенно, становятся каменными. То, о чём говорить/не говорить в этот момент спортсмену, и как он (тренер) это делает, - всё зависит от состояния спортсмена.

Если спортсмен и тренер сообща работают над психологической подготовкой, то тренер сможет предложить ему соответствующие специальные меры найдя нужные слова.

Но даже если они не занимаются психологической подготовкой, тренер должен уметь помочь игроку в такой ситуации. Жестикуляция, выражения лица, громкость голоса, выбор слов – всё должно соответствовать тому состоянию, в котором находится игрок.

Если игрок излишне напряжён, тренеру следует давать указания в успокаивающем ключе. И наоборот, если игроку не хватает напряжения, тренер со своей стороны должен быть энергичным и динамичным.

Эффективность методов

Упражнения представленные здесь, – самые простые из того арсенала средств, который позволяет регулировать состояние мышечного напряжения. В конечном итоге игрок должен определить для себя, какие из данных методов действуют при различных обстоятельствах и научиться их использовать.

Для этого необходимо, чтобы теннисист не только был готов обсуждать эти вопросы, но и развивал способность к самосознанию. А это должно происходить уже на интеллектуальном уровне. Однако зачастую при этом возникают препятствия на эмоциональном уровне.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihoregulyatsiya_na_praktike.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Психорегуляция на практике» 

«Многие из описанных ниже упражнений можно практиковать во время тренировок, не дожидаясь соревнований.

🥇Учимся чувствовать своё напряжение

Самый простой способ для контроля своего состояния — это физический уровень, подразумевающий контроль своего мышечного напряжения.

Перед началом каждого матча игрок должен почувствовать и словесно описать уровень своего напряжения. А во время партии (можно и перед каждым розыгрышем очка) игрок может использовать одно из описанных ниже упражнений на психорегуляцию с целью усилить или уменьшить своё мышечное напряжение.

1. Если напряжение слишком высокое, то:

«Пританцовывание». Игрок пританцовывает перед каждым розыгрышем мяча. Он должен три раза подпрыгнуть с одной ноги на другую, потряхивая в это время руками.

«Перекладывание ракетки». Игрок берёт ракетку в другую руку и дует на ладонь игровой руки.

«Глубокий вздох». Игрок поворачивается в сторону от стола, на мгновение закрывает глаза, делает глубокий вдох и медленный выдох.

«Сжать кулак». Игрок сжимает насколько возможно кисть игровой руки в кулак, через одну-две секунды расслабляя руку.

2. Если напряжение чересчур низкое, то:

«Низкая стойка». Игрок умышленно занимает сверхнизкую стойку таким образом, чтобы дальняя концевая линия стола сливалась с верхним краем сетки.

«Акцент на форхенде». Игрок пытается играть все мячи форхендом, в том числе при необходимости забегая для этого глубоко в левый (для правшей)
угол.

«Кулак». Игрок сжимает неигровую руку в кулак после каждого розыгрыша.

«Быстро за мячом!». Игрок старается как можно быстрее поднять мяч. Особенно эффективно после розыгрыша последнего очка.

Если вы понаблюдаете за сильнейшими игроками, то заметите, что почти всегда они практикуют какие-то из этих упражнений. Следует обратить внимание, насколько то или иное упражнение эффективно для каждого спортсмена.

То действие, которое способствует лучшему результату, и следует постоянно использовать.

🥈Испытать крайности

После того как игрок нашёл наилучшее для себя упражнение для регуляции мышечного напряжения, он должен попытаться достичь предела.

Во время розыгрыша, например, тренировочной партии (в товарищеском матче) теннисист может попытаться достигнуть экстремального напряжения.

После первой попытки тренер должен поинтересоваться тем, удалось ли ему достигнуть предела? Возможно для этого понадобится ещё несколько сетов. Вероятно, игрок отметит, что максимальное напряжение не позволяет достигнуть лучшего результата.

Второй шаг – постараться максимально уменьшить напряжение. Для этого можно использовать любое из описанных выше техник или какие-нибудь другие упражнения. Опять же наверняка максимальная расслабленность не позволит теннисисту показать свою лучшую игру.

Таким образом и постепенно игрок найдёт оптимальное для себя состояния напряжения и поймёт, какие упражнения наиболее эффективны для его достижения.

🥉Взгляд тренера

Тренер должен видеть, в каком состоянии напряжения находится его подопечный. Опытный специалист всегда поймёт был ли проигран первый сет из-за тактических просчётов или потому что игрок не нашёл свою игру и состояние.

В то же время тренер должен уметь определить, когда игрок излишне напряжён, и его мышцы, соответсвенно, становятся каменными. То, о чём говорить/не говорить в этот момент спортсмену, и как он (тренер) это делает, - всё зависит от состояния спортсмена.

Если спортсмен и тренер сообща работают над психологической подготовкой, то тренер сможет предложить ему соответствующие специальные меры найдя нужные слова.

Но даже если они не занимаются психологической подготовкой, тренер должен уметь помочь игроку в такой ситуации. Жестикуляция, выражения лица, громкость голоса, выбор слов – всё должно соответствовать тому состоянию, в котором находится игрок.

Если игрок излишне напряжён, тренеру следует давать указания в успокаивающем ключе. И наоборот, если игроку не хватает напряжения, тренер со своей стороны должен быть энергичным и динамичным.

🏆Эффективность методов

Упражнения представленные здесь, – самые простые из того арсенала средств, который позволяет регулировать состояние мышечного напряжения. В конечном итоге игрок должен определить для себя, какие из данных методов действуют при различных обстоятельствах и научиться их использовать.

Для этого необходимо, чтобы теннисист не только был готов обсуждать эти вопросы, но и развивал способность к самосознанию. А это должно происходить уже на интеллектуальном уровне. Однако зачастую при этом возникают препятствия на эмоциональном уровне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат на тему: "Психорегуляция - в обучении школьников на уроках физической культуры"

Психорегуляцию – в практикуфизического воспитания школьников Вступление.Кризис, в котором находится наше общество, конечно же, не мог не затронуть и школьную физическую культуру, что прояви...

Реферат на тему: "Психорегуляция - в обучении школьников на уроках физической культуры"

Психорегуляцию – в практикуфизического воспитания школьников Вступление.Кризис, в котором находится наше общество, конечно же, не мог не затронуть и школьную физическую культуру, что прояви...

ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

В настоящее время, сталкиваясь с нововведениями в школьную программу, мы приходим к тому, что необходимо находить все новые и новые средства для формирования здорового образа жизни и создания благопри...

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Элементы психорегуляции для использования на уроках.

Можно использовать для расслабления и отдыха после напряженной мышечной работы....

Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...

Особенности использования психорегуляции на занятиях физкультурой и спортом

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье учащейся молодёжи относится к приоритетным направлениям государственной политики. Интенсификация учебного процесса в обр...