Особенности использования психорегуляции на занятиях физкультурой и спортом
учебно-методическое пособие по физкультуре на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_psihoregulyatsii_na_zanyatiyah_fiz.kultury_i_sporta.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Академия социального управления.
Кафедра человековедения и физической культуры.
Курс: "Психорегуляция как средство повышения
эффективности занятий физкультурой и спортом".
Самостоятельная работа №1.
Тема: "Особенности использования психорегуляции
на занятиях физкультурой и спортом"
Исполнитель:
Учитель физической культуры
МОУ Рахмановской средней
общеобразовательной школы
им. Е.Ф. Кошенкова.
Цветков Л.П.
Руководитель:
Кандидат педагогических наук, доцент.
Никифоров Юрий Борисович.
Москва, 2015 год.
Психорегуляция на уроках физической культуры.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» здоровье учащейся молодёжи относится к приоритетным направлениям государственной политики. Интенсификация учебного процесса в образовательном учреждении ведет к дисгармоничному физическому развитию учащихся – дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снижение работоспособности.
Число абсолютно здоровых учащихся в 2012 году составляло 15-20%. В результате призывники не достигают необходимого уровня физической подготовленности. Количество хронических больных составляет 60% от общего числа обучающихся.
Повышенный объем образовательной нагрузки в условиях дефицита учебного времени вызывает у обучающихся значительное психоэмоциональное напряжение, которое приводит к формированию различных функциональных расстройств, ускоряет переход таких нарушений в хронические заболевания.
Реализация образовательных программ в области физической культуры направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья. Одним из инструментов формирования здорового образа жизни является психологизация занятий физкультурой в форме применения различных средств и методов психорегуляции.
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания человека. В этом аспекте физическое воспитание представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.
В физическом воспитании четко определена роль педагога-специалиста (учителя физической культуры), место и функции воспитываемых (учеников), их совместная деятельность, которая направлена на реализацию задач образовательного и воспитательного характера.
Система занятий в физическом воспитании практически соответствует дидактическим принципам и нормам организации педагогического процесса, однако имеет свои специфические особенности. Во-первых, это непрерывный многолетний процесс, распространяющийся на все периоды жизни каждого человека, начинается сразу после рождения. Во-вторых, это процесс, содержание и формы которого всегда находятся в зависимости от особенностей закономерностей, свойственных возрастной периодизации развития человека.
Действительно, физическое воспитание отличается тем, что формирование двигательных умений и навыков, воспитание физических качеств и психических свойств осуществляется в полном соответствии с закономерностями периодизации онтогенеза. Ярким свидетельством этого является схема соотношения возрастных периодов физического развития человека и доминирующих форм физического воспитания. Физическое развитие человека как процесс изменения природных морфофункциональных свойств организма происходит по естественным законам. Формы и функции организма претерпевают существенные изменения (увеличение размеров и массы тела, прогресс в функциональных возможностях и т. д.). Обусловленные особенностями онтогенеза закономерности определяют основу физического развития. Но, развертываясь по естественным законам, этот процесс одновременно находится в определенной зависимости от конкретных условий жизни и деятельности человека. В данном случае физическое воспитание играет особую роль. Зная и умело используя объективные закономерности возрастной периодизации, можно создавать определенные условия, позволяющие обеспечить оптимизацию развития жизненно важных физических качеств, двигательных способностей и умений, предпочтительных для формирования личности отдельного человека и общества в целом.
Важно отметить, что основным фактором практической реализации физического воспитания служит активная двигательная деятельность, которая обеспечивает формирование рациональных способов выполнения двигательных действий и других педагогических задач.
Учитывая, что психорегуляция – это комплекс приемов и методов активизации психической деятельности человека, направленный на физическое и духовное совершенство, можно сделать вывод, что основное предназначение психорегуляция физического воспитания — это оптимизация воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого в типичных формах физической культуры, используя закономерности и особенности психического развития человека для формирования его личности как социального существа.психорегуляция физического воспитания обусловлена педагогической направленностью, а ее содержание составляет круг вопросов, связанных с рассмотрением психологических особенностей как учителя физической культуры, так и учащихся, а также организации педагогического процесса.
Психорегуляция спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований.
Спортивная деятельность весьма специфична: она существенно отличается от других видов деятельности, во-первых, целями, а во-вторых, способами их достижения.
Что включает в себя область спортивной деятельности? Это подготовка к соревнованиям (тренировка) и участие в них, требующие от спортсменов специальных качеств, навыков, знаний и умений и предельного напряжения физических и духовных сил. Общение внутри спортивных команд или групп тоже весьма специфично, и управление ими требует специальных знаний и умений, поэтому психорегуляция спорта учитывает положения общих психологических знаний, но строится в основном на результатах собственных исследований. В ней выделяются свои разделы психологии: обучение и воспитание в спорте; физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов; психологические особенности личности спортсмена, тренера, руководителя спортивной команды (группы), психология спортивного коллектива, психодиагностика и спортивная психогигиена и др.
Большое значение для спортивной практики имеют разделы, в которых изучаются особенности отдельных видов спорта (психология плавания, психология пулевой стрельбы, футбола, шахмат и т. д.). Особое место в психорегуляции спорта занимает решение проблем, существующих в соревновательной деятельности по отдельным видам спорта. Психология спорта призвана раскрывать закономерности психической деятельности спортсменов и тренеров в конкретных специфических условиях тренировок и соревнований, чтобы с помощью специальных психологических методов и средств сделать процесс подготовки и участие спортсменов в спортивной борьбе оптимальным и продуктивным.
Рассматривая данный вопрос, следует дать краткую характеристику, во-первых, психорегуляции физического воспитания и, во-вторых, психорегуляции спорта.
1. Основная задача психорегуляции физического воспитания — помочь рациональному решению практических вопросов общеоздоровительного, образовательного и воспитательного характера на основе анализа психологических сторон деятельности в физическом воспитании.
В процессе физического воспитания ребенок учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.
2. Психорегуляция спорта исследует закономерности психической деятельности отдельных людей и коллективов в условиях тренировок и соревнований. В процессе занятий спортом человек приобретает специальные качества, навыки, знания и умения. У него развиваются и совершенствуются двигательная память, мышление, воля, способности к саморегуляции, самоконтролю, самоанализу и самооценке. Спорт — это особый, специфичный вид деятельности человека.
Отличительные черты
1. Цель физического воспитания — развитие и совершенствование необходимых и достаточных физических кондиций, психофизиологического уровня функционального состояния организма каждого человека, укрепление его здоровья.
Целью занятий спортом является достижение наивысших результатов в спортивной деятельности.
2. Физическое воспитание направлено в основном на развитие с раннего детства психики человека (психические процессы, психологические качества, способности и т. д.); при этом решаемые задачи носят общий характер.
Спорт, как специфичный вид деятельности, в основном решает проблемы специальной подготовки человека к достаточно высоким психическим нагрузкам, при этом главной является узкая направленность задач.
3. Практически занятия по физическому воспитанию обязательны и доступны всем людям. Без осуществления процесса физического воспитания трудно представить себе гармонично развитого человека, обладающего необходимыми физическими умениями, знаниями и навыками для активной и продуктивной жизнедеятельности.
Спортивная деятельность обязательна не для каждого человека. Спортом занимаются увлеченные, «избранные» люди, которых называют спортсменами. Спортивная деятельность достаточно трудоемка и требует от человека значительных физических и психологических напряжений. Поэтому занятия спортом — это приоритет немногих.
4. Физическое воспитание — обязательная учебная дисциплина для каждого из общеобразовательных учреждений (детских садов, школ, специальных профессиональных учебных заведений, вузов).
Спортивные организации — это добровольные общественные группы, объединяющие определенный круг людей, увлеченных едиными идеями, интересами и целями.
Можно говорить о положительном влиянии средств и методов психорегуляции на психические и физические возможности человека, что дает основание к широкому использованию ее в занятиях физическими упражнениями.
В беседах со школьниками следует постоянно подчеркивать, что, занимаясь физической культурой и спортом с применением психорегуляции, они не только повысят свои физические возможности, но и овладеют многими жизненно важными качествами. Такими, например, как умение владеть собой в экстремальных ситуациях, регулировать свое настроение, быть более собранными и целеустремленными в учебе и в повседневных делах, быстро восстанавливать свои силы после физических и умственных нагрузок, исправлять недостатки своего характера и т.п. Всего этого можно достигнуть регулярными и умелыми занятиями физическими упражнениями и психорегуляцией (своеобразной психофизической тренировкой).
Особый акцент следует делать на овладении приемами психорегуляции, необходимыми в повседневной жизни (психическая настройка на выполнение важнейших дел, вхождение в состояние релаксации с целью быстрого восстановления физической и умственной работоспособности, способы регуляции эмоционального состояния в экстремальных ситуациях).
Нужно стремиться к тому, чтобы занятия физической культурой и психорегуляцией превратились в увлекательную игру, а школьники – в страстных игроков или вдохновенных актеров. Очень важно при этом, чтобы применяемые средства и методы психорегуляции были направлены на решение конкретных задач каждого урока и органично вписывались в его структуру. При этом приемы психорегуляции нужно выполнять в процессе физических упражнений или в паузах отдыха между ними и они должны быть непродолжительными по времени. Это могут быть различные виды психических настроек, внушение и самовнушение, элементы аутогенной, психомышечной и идеомоторной тренировок, сюжетные представления, специальные приемы с воспроизведением различных поз, мимики, звуков и т.д.
Психорегуляция должна содействовать сосредоточению внимания учащихся, формированию у них четкого представления о плане занятия, активизации психофизических возможностей и повышению желания заниматься.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока с презентацией "Самоконтроль при занятиях физкультурой и спортом"
Самоконтроль - это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития. Об этом разработка урока....
Профилактика травматизма при занятиях физкультурой и спортом.
Травма — это повреждение с нарушением целостности тканей, вызванное каким-либо внешним воздействием. В спорте чаше всего имеют место физические травмы....
Тема: Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья.
Тема: Значение занятий физкультурой и спортом для сохранения здоровья. Цели: Закреплять, уточнять и пополнять знания о значении физкультуры и спорта; укреплять потребность в занятиях физкул...
Занятия физкультурой и спортом как средство социализации воспитанников школы – интерната для детей с ОВЗ.
Здоровье подрастающего поколения - это проблема не только медицинская и социальная , но и конечно воспитательная. Опыт показывает, что успешность социализации выпускников специальных...
Роль занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья
Роль занятий физкультурой и спортом для укрепления здоровья. Выступление на общешкольном родительском собрании...
Психофизические упражнения на занятиях физкультурой и спортом
Психофизическая тренировка -разновидность аутотренинга.Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособност...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ЗАНЯТИИ ФИЗКУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
В этой памятке описывается правила техники безопасности, электробезопасности и необходимые медицинские правила при занятиях физкультурой и спортом....