Методика организации тренировочного процесса в настольном теннисе
учебно-методический материал по физкультуре

Сюркаева Светлана Михайловна

Методика организации тренировочного процесса в настольном тенисе

«1. Необходимо больше внимания уделять разминке

В состоянии покоя мышцы и суставы закрепощены, кровоснабжение недостаточно, подвижность ограничена. Нервная система не готова быстро реагировать на действия соперника. Для того чтобы игрок мог перейти к высокоскоростной деятельности, требуется хорошо подготовить организм, т.е. грамотно выполнить разминку. Если спортсмен плохо размялся, то увеличиваются погрешности в технике. Игрок плохо чувствует мяч, рука с ракеткой выполняет неправильное движение, ноги не успевают переместить спортсмена к месту выполнения удара. К сожалению, даже опытные игроки часто продолжают разминаться уже во время игры. К тому же из-за недостаточно хорошей разминки игрок может получить травму.

Перед встречей обязательно нужно размять, разогреть все основные группы мышц. Сюда входит растяжка, беговая разминка, общеразвивающие упражнения, упражнения на гибкость и имитация различных видов ударов.

Каждый спортсмен вместе с тренером должен разработать комплекс разминочных упражнений, с помощью которых постепенно приводятся в движение все мышцы, участвующие в игре. Необходимо приучить игроков четко следовать этому комплексу.

После того, как спортсмен разогрел мышцы, можно приступить к разминке у стола. Сначала выполняются удары на чувство, контроль мяча. Игрок должен поймать то комфортное движение, привычный стандартный удар, которое дает возможность долго держать мяч в игре. Постепенно скорость выполнения ударов по мячу увеличивается. Организм должен привыкнуть к более быстрой игре.

Потом нужно, как говорят тренеры, «раздвИгать ноги». Для этого выполняются удары из разных точек, справа–слева, чередование удара с топ-спином, игра длинно-коротко и т.д.

2. Основная часть тренировки (примерные задания)

2.1. Первое упражнение (фото-схема в дополнении к публикации)

Спортсмены играют справа направо по диагонали произвольно по правой половине стола. Задание в основном разминочное, на технику. Задача – как можно дольше держать мяч на столе. Постепенно ускорять игру, но не в ущерб технике. Каждый удар выполнять в игровой стойке.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы стабильно выполнялось задание;
- чтобы удары выполнялись в оптимальной точке удара и в стандартном положении;
- чтобы правильно выполнялся подход к мячу ногами для выполнения удара;
- чтобы более мастеровитые игроки варьировали скорость выполнения ударов в сторону увеличения темпа.

2.2. Второе упражнение (фото-схема в дополнении публикации)

Удары справа по правой диагонали из угла и из центра, слева по прямой. Тренировка на точность и правильное перемещение.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы стабильно выполнялось задание;
- чтобы мяч после приема принимающего не вылетал за стол (его лучше принимать перед собой по взлетающему мячу);
- чтобы правильно выполнялся замах.

В современном настольном теннисе рука отводится назад ровно настолько, насколько позволяет игровая ситуация. Корпус наклонен вперед, игрок ногами начинает удар, посылая верхнюю часть корпуса в то направление, куда должен полететь мяч. Все эти движения выполняются естественно.

- чтобы перемещения, в основном, выполнялись прыжками.

2.3. Задание третье (фото-схема в дополнении публикации)

Вращение справа по диагонали на 2/3 стола. Отрабатывается умение правильно подходить к точке удара.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы удары из центра и слева выполнялись стабильно;
- чтобы удары выполнялись перед собой
- чтобы удар выполнялся предплечьем и кистью. Желательно ближе к отскоку.

Китайским спортсменам это упражнение даётся проще, потому что детей с самого начала ориентируют на игру справа с 2/3 стола.

2.4. Задание четвертое (фото-схема в дополнении публикации)

Играть из левого угла и из центра справа по левой диагонали. Принимающий играет в центр, влево, после шестого удара направляет мяч по прямой вправо и свободная игра по всему столу.

Тренируются передвижения, топ-спины по мячам, летящим на разной высоте.
Если игрок успевает выполнить это задание на достаточно приличной скорости, то у него хорошие физические кондиции и неплохая техника.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы все удары выполнялись перед собой;
- чтобы при ударе из правого угла – удар по мячу выполнялся с малым замахом, ближе к столу;
- принимать мяч с сильным вращением следует по взлетающему мячу;
- правильное выполнение топ-спинов.

2.5. Задание пятое (выход на глубокий топ-спин справа)

Удар справа из правого угла по прямой, справа из центра, слева из левого угла по левой диагонали, справа по левой диагонали и, наконец, справа по прямой.

Спортсмен после удара справа из левого угла должен успеть к мячу, посланному ему вправо.

Каждое упражнение в хорошем темпе выполнять минут 12-15.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы при выполнении этого упражнения принимающий посылал по прямой мяч точно и жестко в угол;
- чтобы передвижения на последний удар справа выполнялись глубоким выпадом, прыжком, двумя прыжками или скрестными шагами. Игрок сам должен определить, что он должен сделать, чтобы успеть к такому мячу;
- чтобы спортсмены поддерживали хороший ритм игры и хорошо выходили на мяч ногами.

2.6. Задание шестое (любимое упражнение корейских спортсменов)

Точки на столе:
- в 10 см от края стола справа;
- в 40 см от края слева.

Поочередное выполнение удара справа из этих двух точек.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы спортсмены правильно занимали ударную позицию и старались выполнять удар одним и тем же движением;
- в момент замаха кисть с ракеткой может немного отводиться назад, чтобы разогнать ее к моменту удара и выполнить удар с ускорением. Для этого кисть не должна быть закрепощена.

3. Общие методические рекомендации

1. Нужно стараться, чтобы от начала до конца тренировки все удары выполнялись технически правильно;

2. На тренировках при разучивании ударов и комбинаций, как правило, один игрок подставляет, а другой выполняет удары. Так вот тот, кто подставляет, не должен выполнять свои удары пассивно. Игрок должен стоять в игровой стойке и перемещать тело так, чтобы рука с ракеткой не тянулась к мячу, а выполняла удар или подставку в игровом положении;

3. Тренировка шведских игроков отличается от тренировок китайских. Китайские спортсмены упражнение выполняют по 15-20 минут. Лучшие шведы имеют хорошую технику, хорошие ноги, каждое движение выполняется правильно. Мяч держится долго и благодаря этому высокая плотность игры. Поэтому, например, Ян-Увэ Вальднер за счет хорошего чувства и контроля мяча, каждое упражнение выполняет 7-10 минут. Ему достаточно, потому что мяч долго держится на столе и за счет этого возникает большая плотность игры.

Хороший контроль, это когда спортсмен может вернуть мяч в нужную точку с соответствующей скоростью и вращением.

4. Если для выполнения задания дается 15 минут, то 5 минут выполняется задание, а потом во время выполнения задания добавляется игра на реакцию;

5. Когда большая скорость полета мяча, то замах небольшой. Если удается начать активную атаку на соперника, заставить его отбиваться, то замах увеличивается. Движение ракетки в направлении удара становится более длинным;

6. Если на европейцев играют в корпус, то они отклоняются в сторону и пассивно обороняются. Азиаты при этом, оставляя руку с ракеткой перед собой, используют это отклонение для активных атакующих действий;

7. Во время игры возникает много проблем, которые можно свести к минимуму при хорошей технике, а хорошая техника - это плотный контакт ракетки с мячом, удары с ускорением, четкие и своевременные передвижения, мощные топ-спины, выполняемые по мячам, летящим на разной высоте, умение направить мяч в нужную точку, с конкретной скоростью и вращением, умение видеть и управлять игрой»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_organizatsii_trenirovochnogo_protsessa_v.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика организации тренировочного процесса в 🏓»

«1. Необходимо больше внимания уделять разминке

В состоянии покоя мышцы и суставы закрепощены, кровоснабжение недостаточно, подвижность ограничена. Нервная система не готова быстро реагировать на действия соперника. Для того чтобы игрок мог перейти к высокоскоростной деятельности, требуется хорошо подготовить организм, т.е. грамотно выполнить разминку. Если спортсмен плохо размялся, то увеличиваются погрешности в технике. Игрок плохо чувствует мяч, рука с ракеткой выполняет неправильное движение, ноги не успевают переместить спортсмена к месту выполнения удара. К сожалению, даже опытные игроки часто продолжают разминаться уже во время игры. К тому же из-за недостаточно хорошей разминки игрок может получить травму.

Перед встречей обязательно нужно размять, разогреть все основные группы мышц. Сюда входит растяжка, беговая разминка, общеразвивающие упражнения, упражнения на гибкость и имитация различных видов ударов.

Каждый спортсмен вместе с тренером должен разработать комплекс разминочных упражнений, с помощью которых постепенно приводятся в движение все мышцы, участвующие в игре. Необходимо приучить игроков четко следовать этому комплексу.

После того, как спортсмен разогрел мышцы, можно приступить к разминке у стола. Сначала выполняются удары на чувство, контроль мяча. Игрок должен поймать то комфортное движение, привычный стандартный удар, которое дает возможность долго держать мяч в игре. Постепенно скорость выполнения ударов по мячу увеличивается. Организм должен привыкнуть к более быстрой игре.

Потом нужно, как говорят тренеры, «раздвИгать ноги». Для этого выполняются удары из разных точек, справа–слева, чередование удара с топ-спином, игра длинно-коротко и т.д.

2. Основная часть тренировки (примерные задания)

2.1. Первое упражнение (фото-схема в дополнении к публикации)

Спортсмены играют справа направо по диагонали произвольно по правой половине стола. Задание в основном разминочное, на технику. Задача – как можно дольше держать мяч на столе. Постепенно ускорять игру, но не в ущерб технике. Каждый удар выполнять в игровой стойке.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы стабильно выполнялось задание;
- чтобы удары выполнялись в оптимальной точке удара и в стандартном положении;
- чтобы правильно выполнялся подход к мячу ногами для выполнения удара;
- чтобы более мастеровитые игроки варьировали скорость выполнения ударов в сторону увеличения темпа.

2.2. Второе упражнение (фото-схема в дополнении публикации)

Удары справа по правой диагонали из угла и из центра, слева по прямой. Тренировка на точность и правильное перемещение.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы стабильно выполнялось задание;
- чтобы мяч после приема принимающего не вылетал за стол (его лучше принимать перед собой по взлетающему мячу);
- чтобы правильно выполнялся замах.

В современном настольном теннисе рука отводится назад ровно настолько, насколько позволяет игровая ситуация. Корпус наклонен вперед, игрок ногами начинает удар, посылая верхнюю часть корпуса в то направление, куда должен полететь мяч. Все эти движения выполняются естественно.

- чтобы перемещения, в основном, выполнялись прыжками.

2.3. Задание третье (фото-схема в дополнении публикации)

Вращение справа по диагонали на 2/3 стола. Отрабатывается умение правильно подходить к точке удара.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы удары из центра и слева выполнялись стабильно;
- чтобы удары выполнялись перед собой
- чтобы удар выполнялся предплечьем и кистью. Желательно ближе к отскоку.

Китайским спортсменам это упражнение даётся проще, потому что детей с самого начала ориентируют на игру справа с 2/3 стола.

2.4. Задание четвертое (фото-схема в дополнении публикации)

Играть из левого угла и из центра справа по левой диагонали. Принимающий играет в центр, влево, после шестого удара направляет мяч по прямой вправо и свободная игра по всему столу.

Тренируются передвижения, топ-спины по мячам, летящим на разной высоте.
Если игрок успевает выполнить это задание на достаточно приличной скорости, то у него хорошие физические кондиции и неплохая техника.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы все удары выполнялись перед собой;
- чтобы при ударе из правого угла – удар по мячу выполнялся с малым замахом, ближе к столу;
- принимать мяч с сильным вращением следует по взлетающему мячу;
- правильное выполнение топ-спинов.

2.5. Задание пятое (выход на глубокий топ-спин справа)

Удар справа из правого угла по прямой, справа из центра, слева из левого угла по левой диагонали, справа по левой диагонали и, наконец, справа по прямой.

Спортсмен после удара справа из левого угла должен успеть к мячу, посланному ему вправо.

Каждое упражнение в хорошем темпе выполнять минут 12-15.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы при выполнении этого упражнения принимающий посылал по прямой мяч точно и жестко в угол;
- чтобы передвижения на последний удар справа выполнялись глубоким выпадом, прыжком, двумя прыжками или скрестными шагами. Игрок сам должен определить, что он должен сделать, чтобы успеть к такому мячу;
- чтобы спортсмены поддерживали хороший ритм игры и хорошо выходили на мяч ногами.

2.6. Задание шестое (любимое упражнение корейских спортсменов)

Точки на столе:
- в 10 см от края стола справа;
- в 40 см от края слева.

Поочередное выполнение удара справа из этих двух точек.

Тренеру необходимо контролировать:
- чтобы спортсмены правильно занимали ударную позицию и старались выполнять удар одним и тем же движением;
- в момент замаха кисть с ракеткой может немного отводиться назад, чтобы разогнать ее к моменту удара и выполнить удар с ускорением. Для этого кисть не должна быть закрепощена.

3. Общие методические рекомендации

1. Нужно стараться, чтобы от начала до конца тренировки все удары выполнялись технически правильно;

2. На тренировках при разучивании ударов и комбинаций, как правило, один игрок подставляет, а другой выполняет удары. Так вот тот, кто подставляет, не должен выполнять свои удары пассивно. Игрок должен стоять в игровой стойке и перемещать тело так, чтобы рука с ракеткой не тянулась к мячу, а выполняла удар или подставку в игровом положении;

3. Тренировка шведских игроков отличается от тренировок китайских. Китайские спортсмены упражнение выполняют по 15-20 минут. Лучшие шведы имеют хорошую технику, хорошие ноги, каждое движение выполняется правильно. Мяч держится долго и благодаря этому высокая плотность игры. Поэтому, например, Ян-Увэ Вальднер за счет хорошего чувства и контроля мяча, каждое упражнение выполняет 7-10 минут. Ему достаточно, потому что мяч долго держится на столе и за счет этого возникает большая плотность игры.

Хороший контроль, это когда спортсмен может вернуть мяч в нужную точку с соответствующей скоростью и вращением.

4. Если для выполнения задания дается 15 минут, то 5 минут выполняется задание, а потом во время выполнения задания добавляется игра на реакцию;

5. Когда большая скорость полета мяча, то замах небольшой. Если удается начать активную атаку на соперника, заставить его отбиваться, то замах увеличивается. Движение ракетки в направлении удара становится более длинным;

6. Если на европейцев играют в корпус, то они отклоняются в сторону и пассивно обороняются. Азиаты при этом, оставляя руку с ракеткой перед собой, используют это отклонение для активных атакующих действий;

7. Во время игры возникает много проблем, которые можно свести к минимуму при хорошей технике, а хорошая техника - это плотный контакт ракетки с мячом, удары с ускорением, четкие и своевременные передвижения, мощные топ-спины, выполняемые по мячам, летящим на разной высоте, умение направить мяч в нужную точку, с конкретной скоростью и вращением, умение видеть и управлять игрой»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ

        Настольный теннис – индивидуальный игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Развитие разных сторон подготовленности юных теннисис...

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ОТДЕЛЕНИЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА МОУ ДОД ДЮСШ «СПАРТАК-ОРЕХОВО»

Описание способов и видов воспитательной работы на отделении настольного тенниса нашей спортивной школы...

План – конспект тренировочного занятия по настольному теннису для группы спортивно – оздоровительной подготовки до 1-го года обучения

Тренировочное занятие преследует цель - привлечь детей 8-9 лет к настольному теннису, познакомить с основами техники игры, пропагандировать здоровый образ жизни....

Организация и методика учебно-тренировочного процесса на занятиях по ОВД в рамках проведения учебно-полевых сборов

Организация и методика учебно-тренировочного процесса на занятиях по ОВД в рамках проведения учебно-полевых сборов...

План конспект тренировочного занятия по настольному теннису

План конспект тренировочного занятия по настольному теннису в младшей группе спортивного объединения "Первая ракетка"...

План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы

План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы...