ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
рабочая программа по физкультуре по теме
Настольный теннис – индивидуальный игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Развитие разных сторон подготовленности юных теннисистов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает улучшение одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая возрастные особенности периодов развития двигательных способностей детей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов
Данная программа составлена на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства по настольному теннису». (Авторы: Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев, О.В.Матыцин, М.: Советский спорт, 2004).
Данная программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов в настольном теннисе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ, ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ
И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская юношеская спортивная школа «Спартак-Орехово»»
городского округа Орехово-Зуево
«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
на заседании директор МОУ ДОД ДЮСШ
Педагогического Совета ДЮСШ _________________________
Протокол № __________ Е.А. Фролов
от «____»___________20__ г. «____»____________20____г.
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП
ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
Возраст детей: 11-16 лет
Срок реализации: 5 лет
Разработчик программы:
тренер-преподаватель
по настольному теннису
МОУ ДОД ДЮСШ
«Спартак-Орехово»
Боков Андрей Владимирович
г.о. Орехово-Зуево
2013 год
2
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Совершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного тенниса. Разработка индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена. Обучение тактическим действиям. Приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- Отобрать перспективных детей для углубленной тренировки основ техники и тактики настольного тенниса.
- Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу жизни.
- Развить специфические для настольного тенниса качества (быстрота, реакция, координация, игровая выносливость).
- Обучить технике элементов настольного тенниса, разнообразным способам подач и их приема.
- Обучить основам судейства в настольном теннисе в качестве ведущего и старшего судьи.
- Совершенствовать тактические приемы игры (личная встреча, парная встреча, командная тактика и т.п.)
- Выполнить разрядные требования, согласно требованиям ЕВСК, соответствующие возрастным параметрам каждого спортсмена.
- Достигнуть запланированных спортивных результатов на соревнованиях различных уровней.
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настольный теннис – индивидуальный игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Развитие разных сторон подготовленности юных теннисистов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает улучшение одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая возрастные особенности периодов развития двигательных способностей детей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов
Данная программа составлена на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства по настольному теннису». (Авторы: Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев, О.В.Матыцин, М.: Советский спорт, 2004).
Данная программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов в настольном теннисе.
Программа направлена на реализацию принципа комплексности. Данный принцип предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (общей физической подготовки, специальной физической подготовки, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности теннисиста, но при этом рост тренировочных и соревновательных нагрузок должен проходить постепенно и соответствовать росту работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки необходимо подбирать группе теннисистов и каждому игроку индивидуально с учетом их состояния, уровня работоспособности в соответствии с требованиями этапа подготовки.
4
В возрасте 11-13 лет, то есть на учебно–тренировочном этапе 1 и 2 годов обучения (этап начальной специализации) значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого возраста рекомендуется применять индивидуальный подход к планированию физических нагрузок для каждого спортсмена.
В возрасте 14-16 лет, то есть на учебно-тренировочном этапе 3, 4 и 5 годов обучения (этап углубленной специализации) воспитанников интересует достижение конкретного определенного результата занятий, а так же конкретно поставленной цели в соревновательных условиях.
ОБЪЕМ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ
ГОД ОБУЧЕНИЯ | КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ В НЕДЕЛЮ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ |
УТГ 1 года обучения | 4 | 12 |
УТГ 2 года обучения | 5 | 14 |
УТГ 3 года обучения | 5 | 16 |
УТГ 4 года обучения | 6 | 18 |
УТГ 5 года обучения | 6 | 20 |
В данной программе разработаны конкретные методические рекомендации по организации и планированию работы в учебно-тренировочных группах различных этапов подготовки теннисистов, с учетом возрастных и психофизиологических качеств воспитанников.
5
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу учебного года воспитанники должны:
1. Учебно-тренировочные группы 1 и 2 годов обучения:
- Отработать технику игры и ее вариативность;
- Усовершенствовать специальные физические качества;
- Освоить связную игру на уровне II разряда, согласно требованиям ЕВСК;
- Повысить уровень общей и специальной функциональной подготовленности;
- Накопить опыт участия в соревнованиях различных уровней.
2. Учебно-тренировочные группы 3 - 4 годов обучения:
- Совершенствовать технико-тактическое мастерство;
- Изучить и отработать подачи с различными видами вращений и их прием;
- Освоить связную игру на уровне I разряда, согласно требованиям ЕВСК;
- Совершенствовать приемы игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового стиля юного теннисиста.
3. Учебно-тренировочные группы 5 года обучения:
- Совершенствовать приемы игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового стиля каждого теннисиста;
- Изучить индивидуальные и парные действия, совершенствовать их применение в ранее изученных различных комбинациях и системах нападения и защиты;
- Освоить технико-тактические действия, применяемые в игре с соперниками различных стилей и с различным инвентарем;
- Освоить технико-тактические приемы настольного тенниса, соответствующие уровню разряда «Кандидат в мастера спорта», согласно требованиям ЕВСК.
6
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | ВИДЫ ПОДГОТОВКИ | ЧАСЫ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ИЮНЬ | ИЮЛЬ | АВГУСТ |
1 | ТЕОРИЯ | 31 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | - | 2 |
2 | ПРАКТИКА | 479 | 45 | 45 | 45 | 45 | 45 | 43 | 45 | 45 | 45 | 30 | - | 46 |
ОФП | 69 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 6 | 6 | 8 | 10 | - | 6 | |
СФП | 88 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | - | 8 | |
Техника элементов | 98 | 9 | 9 | 12 | 10 | 11 | 11 | 6 | 6 | 6 | 4 | - | 13 | |
Тактика | 98 | 8 | 8 | 11 | 12 | 11 | 11 | 7 | 7 | 7 | - | 13 | ||
Игровая подготовка | 60 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | - | 6 | ||
Контрольные испытания | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Медицинский контроль | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
3 | СОРЕВНОВАНИЯ | 50 | 4 | 4 | 2 | 4 | 4 | 6 | 8 | 8 | 6 | 4 | - | - |
ИТОГО | 510 | 48 | 48 | 48 | 48 | 48 | 46 | 48 | 48 | 48 | 32 | - | 48 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | ВИДЫ ПОДГОТОВКИ | ЧАСЫ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ИЮНЬ | ИЮЛЬ | АВГУСТ |
1 | ТЕОРИЯ | 31 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | - | 2 |
2 | ПРАКТИКА | 575 | 53 | 53 | 53 | 53 | 53 | 51 | 53 | 53 | 53 | 46 | - | 54 |
ОФП | 71 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 5 | 12 | - | 9 | |
СФП | 102 | 8 | 8 | 10 | 10 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 10 | - | 11 | |
Техника элементов | 106 | 10 | 10 | 10 | 10 | 9 | 10 | 10 | 10 | 8 | 7 | - | 11 | |
Тактика | 92 | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 | 9 | 10 | 9 | 4 | - | 11 | |
Игровая подготовка | 80 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | - | - | 8 | |
Контрольные испытания | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Медицинский контроль | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Инструкторско-судейская практика | 18 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | - | 2 | |
Восстановительные мероприятия | 22 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | |
3 | СОРЕВНОВАНИЯ | 68 | 6 | 6 | 7 | 7 | 8 | 6 | 8 | 8 | 6 | 6 | - | - |
ИТОГО | 606 | 56 | 56 | 56 | 56 | 56 | 54 | 56 | 56 | 56 | 48 | - | 56 |
7
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | ВИДЫ ПОДГОТОВКИ | ЧАСЫ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ИЮНЬ | ИЮЛЬ | АВГУСТ |
1 | ТЕОРИЯ | 44 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | 4 |
2 | ПРАКТИКА | 648 | 60 | 60 | 60 | 60 | 60 | 56 | 60 | 60 | 60 | 52 | - | 60 |
ОФП | 70 | 8 | 5 | 4 | 5 | 6 | 5 | 4 | 5 | 3 | 12 | - | 12 | |
СФП | 84 | 10 | 7 | 6 | 8 | 7 | 5 | 5 | 6 | 5 | 10 | - | 16 | |
Техника элементов | 110 | 10 | 10 | 10 | 11 | 11 | 8 | 11 | 11 | 10 | 8 | - | 10 | |
Тактика | 110 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | - | 10 | |
Игровая подготовка | 80 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | - | - | 8 | |
Контрольные испытания | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Медицинский контроль | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Инструкторско-судейская практика | 22 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | |
Восстановительные мероприятия | 22 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | - | 2 | |
3 | СОРЕВНОВАНИЯ | 134 | 10 | 12 | 14 | 14 | 14 | 16 | 18 | 16 | 16 | 4 | - | - |
ИТОГО | 692 | 64 | 64 | 64 | 64 | 64 | 60 | 64 | 64 | 64 | 56 | - | 64 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | ВИДЫ ПОДГОТОВКИ | ЧАСЫ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ИЮНЬ | ИЮЛЬ | АВГУСТ |
1 | ТЕОРИЯ | 44 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | - | 4 |
2 | ПРАКТИКА | 736 | 68 | 68 | 68 | 68 | 68 | 64 | 68 | 68 | 68 | 60 | - | 68 |
ОФП | 80 | 9 | 6 | 5 | 6 | 7 | 6 | 5 | 6 | 4 | 13 | - | 13 | |
СФП | 95 | 11 | 8 | 6 | 9 | 8 | 6 | 6 | 7 | 6 | 11 | - | 17 | |
Техника элементов | 121 | 11 | 11 | 11 | 12 | 12 | 9 | 12 | 12 | 11 | 9 | - | 11 | |
Тактика | 120 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 10 | - | 11 | |
Игровая подготовка | 80 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | - | - | 8 | |
Контрольные испытания | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Медицинский контроль | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Инструкторско-судейская практика | 33 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 3 | |
Восстановительные мероприятия | 33 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 3 | |
3 | СОРЕВНОВАНИЯ | 158 | 12 | 14 | 16 | 16 | 16 | 18 | 20 | 18 | 18 | 6 | - | 4 |
ИТОГО | 780 | 72 | 72 | 72 | 72 | 72 | 68 | 72 | 72 | 72 | 64 | - | 72 |
8
УЧЕБНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | ВИДЫ ПОДГОТОВКИ | ЧАСЫ | СЕНТЯБРЬ | ОКТЯБРЬ | НОЯБРЬ | ДЕКАБРЬ | ЯНВАРЬ | ФЕВРАЛЬ | МАРТ | АПРЕЛЬ | МАЙ | ИЮНЬ | ИЮЛЬ | АВГУСТ |
1 | ТЕОРИЯ |
| 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | - | 5 |
2 | ПРАКТИКА | 813 | 75 | 75 | 75 | 75 | 75 | 71 | 75 | 75 | 75 | 67 | - | 75 |
ОФП | 91 | 10 | 7 | 6 | 7 | 8 | 7 | 6 | 7 | 5 | 14 | - | 14 | |
СФП | 106 | 12 | 9 | 7 | 10 | 9 | 7 | 7 | 8 | 7 | 12 | - | 18 | |
Техника элементов | 132 | 12 | 12 | 12 | 13 | 13 | 10 | 13 | 13 | 12 | 10 | - | 12 | |
Тактика | 131 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 11 | - | 12 | |
Игровая подготовка | 80 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | - | - | 8 | |
Контрольные испытания | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Медицинский контроль | 8 | 4 | 4 | - | ||||||||||
Инструкторско-судейская практика | 33 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 3 | |
Восстановительные мероприятия | 33 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | - | 3 | |
3 | СОРЕВНОВАНИЯ | 191 | 15 | 17 | 19 | 19 | 19 | 21 | 23 | 21 | 21 | 9 | - | 7 |
ИТОГО | 868 | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | 76 | 80 | 80 | 80 | 72 | - | 80 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
- УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- Инструктажи по безопасности;
- Техника элементов настольного тенниса;
- Индивидуальный стиль игрока;
- Контроль и самоконтроль;
- История развития настольного тенниса;
- ФНТР, ФНТ МО;
- Разновидности вращения мяча;
- Разновидности инвентаря;
- Режим дня спортсмена. Сон, питание, водные процедуры, закаливание;
- Техника передвижения в парных играх.
9
- УТГ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.2.1. Инструктажи по безопасности;
1.2.2. Техника элементов настольного тенниса;
1.2.3. Техника сложных подач с высоким подбросом и их приема;
1.2.4. Укороченный удар, техника «выхода» с укоротки;
1.2.5. Техника перекрутки топ-спина (из средней зоны, со стола);
1.2.6. Значение ОФП и СФП при подготовке к соревнованиям;
1.2.7. Значение ведения спортивных дневников;
1.2.8. Результаты выступления Российских спортсменов на международных соревнованиях;
1.2.9. Просмотр видеозаписей с разбором особенностей техники и тактики в настольном теннисе;
1.2.10. Тактика ведения парной игры.
- УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.3.1. Инструктажи по безопасности;
1.3.2. Техника элементов настольного тенниса;
1.3.3. Техника сложных подач с различными видами вращений и техника их приема;
1.3.4. Анализ выступлений в соревнованиях, разбор тактики и техники;
1.3.5. Просмотр видеозаписей собственных выступлений на соревнованиях;
1.3.6. Совершенствование индивидуальных стилей;
1.3.7. Личная гигиена. Гигиена спортивной одежды и обуви.
1.3.8. Особенности игры против игроков со сложным инвентарем;
1.3.9. Аутотренинг;
1.3.10. Особенности ведения игры против спортсменов защитного стиля.
10
- УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.4.1. Инструктажи по безопасности;
1.4.2. Совершенствование техники элементов настольного тенниса;
1.4.3. Техника сложных подач со сменой длины и направлений;
1.4.4. Техника работы с БКМ;
1.4.5. Значение утренней зарядки, водных процедур, витаминизации.
1.4.6. О вреде алкоголя, курения и наркотиков;
1.4.7. Контратака;
1.4.8. Особенности и значение промежуточной игры;
1.4.9. Способы распознавания подач с различными видами вращений;
1.4.10. Анализ выступлений на соревнованиях.
- УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
1.5.1. Инструктажи по безопасности;
1.5.2. Совершенствование техники элементов настольного тенниса;
1.5.3. Совершенствование техники подач с различными видами вращений и техники их приема;
1.5.4. Тренировка в домашних условиях: тренировка специальных психофизических качеств, имитационные упражнения;
1.5.5. Различие по скоростным качествам, времени контакта мяча с ракеткой, быстроте и силе вращения различных ударов;
1.5.6. Особенности и значение промежуточной игры;
1.5.7. Особенности игры против спортсменов – левшей;
1.5.8. Просмотр видеозаписей игр сильнейших спортсменов;
1.5.9. Анализ и самоанализ, ведение спортивных дневников;
1.5.10. Укорот, срезка, скидка.
11
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
- ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП):
- На занятиях по ОФП применяется широкий комплекс упражнений из предыдущих этапов подготовки с увеличением скорости и времени выполнения.
- Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.
Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), отжимание, упражнения на развитие трицепса, подтягивание, «тачка» и т.п.
- Упражнения для мышц ног.
Махи ногами, приседание, «пистолет», выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении, многоскоки. Ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, с наклонами и выпадами. Бег скрестным шагом, с выпадами, с изменением направления и скорости, высоко поднимая колени и т.п.
- Упражнения для мышц шеи и туловища.
Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук, «мельница», вращения туловищем и тазом.
- Упражнения для мышц брюшного пресса.
Поднимание туловища из положения лежа, поднимание ног из положения лежа, «уголок» на перекладине, «уголок» на полу
- Упражнения с предметами.
Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, двойные прыжки.
12
Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование.
Набивной мяч (1-2 кг): броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными способами. Упражнения с гантелями (1-2 кг) для различных групп мышц плечевого пояса и рук.
- Упражнение на развитие ловкости, координации, гибкости.
- Упражнения с партнером на развитие различных групп мышц и необходимых для теннисиста качеств.
- В комплексе упражнений ОФП для спортсменов учебно-тренировочных групп всех этапов подготовки в настольном теннисе широко применяются подвижные игры и эстафеты, спортивные игры (бадминтон, футбол, волейбол, баскетбол, плавание и т.п.), легкоатлетические упражнения, лыжные походы и т.п.
- Для развития гибкости и ловкости в подготовку теннисистов включаются акробатические упражнения (кувырки, стойка на лопатках – «березка», «мостик» и т.п.)
- «Круговая» ОФП.
- СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП):
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
- Имитационные упражнения различных типов (на отработку техники элементов, техники передвижения, тактических комбинаций и т.п.)
- Имитационные упражнения с утяжеленной ракеткой.
- Имитационные упражнения с резиной.
- Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок.
- Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы.
- Отработка ударов у тренировочной стенки.
- Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов в быстром темпе.
13
- Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками.
- Комплекс специальных упражнений на отработку техники передвижения («крест», «вокруг угла», «скрестное передвижение», прыжковый комплекс, наскоки и т.п.)
- БКМ (работа с большим количеством мячей).
- Отработка техники элементов «на колесе».
- Работа с роботом.
2.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
2.3.1. ДЛЯ УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуализация стиля игры;
- Отработка техники изученных элементов;
- Освоение техники начала атаки справа (накат против подрезки);
- Отработка подачи с боковым вращением и техники ее приема с БКМ;
- Отработка техники топ-спина справа против подрезки, его отличие от топ-спина против наката или подставки;
- Изучение способов увеличения скорости вращения при выполнении топ-спина справа (работа туловища, перенос центра тяжести, работа предплечья и т.п.)
- Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;
- Освоение техники укоротки с длинного подрезанного мяча;
- Промежуточная игра;
- Освоение техники завершающего удара.
2.3.2 ДЛЯ УТГ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуализация стиля игры;
- Отработка техники изученных элементов;
- Совершенствование сложных подач и их приема;
- Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;
- Совершенствование техники завершающего удара;
- Повышение скорости выполнения всех ударов;
- Работа с БКМ;
14
- Упражнения на развитие реакции (игра по треугольнику с возвратом по месту, неожиданный перевод при игре по диагоналям или прямым, игра при разбросе в свободном направлении и т.п.)
- Совершенствование всех способов передвижений (треугольники, «на заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.)
- Контратакующие удары.
2.3.3. ДЛЯ УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуализация стиля игры;
- Отработка техники изученных элементов;
- Совершенствование сложных подач и их приема;
- Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов;
- Освоение техники нависного топ-спина, отличие от наката и скоростного топ-спина;
- Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных элементов, так и в сочетании различных ударов;
- Прием длинных подач с различными вращениями атакующими способами. Захват инициативы при подаче соперника;
- Освоение техники подачи с высоким подбросом и ее приема;
- Использование выпадов и скрестного передвижения;
- Отработка контратакующих действий.
2.3.4. ДЛЯ УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуализация стиля игры;
- Отработка техники изученных элементов;
- Совершенствование сложных подач и их приема;
- Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов;
- Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных элементов, так и в сочетании различных ударов;
- Отработка приема коротких подач с нижним вращением активным способом;
- Совершенствование техники завершающего удара;
15
- Отработка атакующих действий при своей подаче;
- Контратака;
- Совершенствование всех способов передвижений (треугольники, «на заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.)
2.3.5. ДЛЯ УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
- Индивидуализация тренировок в зависимости от индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена;
- Отработка техники изученных элементов;
- Совершенствование сложных подач и их приема;
- Повышение скорости, точности и стабильности выполнения всех ударов;
- Изучение различий в выполнении приема и ударов по мячам с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола;
- Изучение техники «свечи»;
- Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;
- Отработка элементов настольного тенниса с БКМ, с робопонгом.
- Работа над устранением слабых сторон в подготовке: ошибок в технике исполнения ударов, расширение арсенала средств;
- Совершенствование атакующих и контратакующих действий.
2.4. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
- Атакующие действия при своей подаче;
- Атакующие действия при подаче соперника;
- Контратакующие действия;
- Комбинации с подачей, направленной на лишение соперника возможности атаки;
- Комбинации с подачей, направленной на провоцирование соперника на атаку;
- Комбинации на приеме подачи;
16
- Розыгрыши «двухходовок» и «трехходовок» (выигрыш вторым или третьим ходом);
- Розыгрыши балансов и концовок;
- Составление индивидуальных планов подготовки;
- Индивидуальные домашние задания;
- Индивидуальная тактика ведения игры;
- Тактика парных игр;
- Тактика командных встреч;
- Совершенствование тактических действий против игроков различных стилей;
- Разработка индивидуальных планов игры с определенными соперниками;
- Разработка индивидуальных тактических комбинаций для каждого спортсмена с учетом индивидуальных особенностей стиля;
- Домашние задания, направленные на разработку каждым спортсменом своих «коронных» комбинаций через подачу и через прием подачи с фиксированием в спортивных дневниках.
2.5. ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА:
ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:
- Игры на счет по заданиям (применение определенного вида подач, подача в определенную зону, игра с форой и т.п.);
- Игра из одного угла в свободном направлении (один спортсмен работает над передвижением, второй - разбрасывает);
- Розыгрыш «концовок» и «баланса» (с различного счета, например – 8:8, 10:10, 9:9 и т.п.);
- Игра по всему столу одной стороной ракетки (только справа или только слева);
- «Стол лидера»;
- Тренировочные игры на счет (командные, парные, индивидуальные и т.п.);
- Турниры внутри групп.
17
2.6. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:
2.6.1. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП:
№ | ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ | ДЕВУШКИ 11-12 лет | ДЕВОЧКИ 13-14 лет | ||
Результат | Очки | Результат | Очки | ||
1 | Дальность отскока мяча, м | 5,4-6,15 | 32-50 | 6,2-6,9 | 51-75 |
2 | Бег по «восьмёрке», с | 30,7 - 25,3 | 32-50 | 24,7-17,8 | 51-75 |
3 | Бег вокруг стола, с | 22,0 - 20,1 | 32-50 | 20,0-17,6 | 51-75 |
4 | Перенос мячей, с | 36,8 - 33,0 | 32-50 | 32,8-28,0 | 51-75 |
5 | Отжимание от стола, раз/мин | 30 - 40 | 32-50 | 40 - 52 | 51-75 |
6 | Подъем в сед. из положения лежа, раз/мин | 28 - 34 | 32-50 | 35 - 47 | 51-75 |
7 | Прыжки со скакалкой одинарные за 45 с | 95 - 114 | 32-50 | 115 - 127 | 51-75 |
8 | Прыжки со скакалкой двойные за 45 с | 55 - 74 | 32-50 | 75 - 87 | 51-75 |
9 | Прыжки в длину, см | 137 - 155 | 32-50 | 156 - 180 | 51-75 |
10 | Бег 60 м, с | 11,45-10,55 | 32-50 | 10,5-9,9 | 51-75 |
№ | ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ | ЮНОШИ 11-12 лет | ЮНОШИ 13-14 лет | ||
Результат | Очки | Результат | Очки | ||
1 | Дальность отскока мяча, м | 5,6 – 6,45 | 32-50 | 6,5 – 7, 45 | 51-75 |
2 | Бег по «восьмёрке», с | 26,7 – 21,0 | 32-50 | 20,8 – 16,2 | 51-75 |
3 | Бег вокруг стола, с | 20,1 – 18,2 | 32-50 | 18,1 – 15,7 | 51-75 |
4 | Перенос мячей, с | 34,8 – 31,0 | 32-50 | 30,8 – 26,0 | 51-75 |
5 | Отжимание от стола, раз/мин | 45 - 55 | 32-50 | 55 - 67 | 51-75 |
6 | Подъем в сед. из положения лежа, раз/мин | 28 - 34 | 32-50 | 35 - 47 | 51-75 |
7 | Прыжки со скакалкой одинарные за 45 с | 95 - 114 | 32-50 | 115 - 127 | 51-75 |
8 | Прыжки со скакалкой двойные за 45 с | 55 - 74 | 32-50 | 75 - 87 | 51-75 |
9 | Прыжки в длину, см | 154 - 190 | 32-50 | 191 - 215 | 51-75 |
10 | Бег 60 м, с | 10,9 – 10,14 | 32-50 | 10,10 – 9,14 | 51-75 |
18
№ | ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ | ДЕВУШКИ 15 – 16 лет | ЮНОШИ 15 – 16 лет | ||
Результат | Очки | Результат | Очки | ||
1 | Дальность отскока мяча, м | 6,95 – 7,70 | 76 -100 | 7,45 – 8,20 | 76 -100 |
2 | Бег по «восьмёрке», с | 17,6 – 12,8 | 76 -100 | 16,0 – 11,2 | 76 -100 |
3 | Бег вокруг стола, с | 17,5 – 15,1 | 76 -100 | 15,6 – 13,3 | 76 -100 |
4 | Перенос мячей, с | 27,8 – 23,0 | 76 -100 | 25,8 – 21,0 | 76 -100 |
5 | Отжимание от стола, раз/мин | 53 - 65 | 76 -100 | 68 - 80 | 76 -100 |
6 | Подъем в сед. из положения лежа, раз/мин | 48 - 60 | 76 -100 | 48 - 60 | 76 -100 |
7 | Прыжки со скакалкой одинарные за 45 с | 128 -140 | 76 -100 | 128 -140 | 76 -100 |
8 | Прыжки со скакалкой двойные за 45 с | 88 - 100 | 76 -100 | 88 - 100 | 76 -100 |
9 | Прыжки в длину, см | 181 – 205 | 76 -100 | 216 - 240 | 76 -100 |
10 | Бег 60 м, с | 9,10 – 8,5 | 76 -100 | 9,85– 9,25 | 76 -100 |
3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
3.1. Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. На протяжении многолетней работы тренер - преподаватель формирует у воспитанников прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.
3.2. Воспитательные средства:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера;
- высококачественная организация учебно-тренировочного процесса;
- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи в коллективе;
- система морального стимулирования;
- наставничество опытных спортсменов.
19
3.3. Основные воспитательные мероприятия:
- торжественный прием вновь поступивших в группу;
- проводы выпускников;
- просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;
- регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;
- проведение тематических праздников;
- встречи со знаменитыми спортсменами;
- экскурсии;
- тематические диспуты и беседы;
- субботники.
4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:
На этапах начальной подготовки перед тренером-преподавателем стоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости занятий физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.
В процессе занятий следует отмечать среди воспитанников наиболее дисциплинированных, активных, быстрых, ловких, с хорошей координацией движений, внимательных, умеющих оценивать игровую ситуацию и быстро принимать решение, стремящихся быть лидерами.
4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Управление спортивной подготовкой игроков в настольный теннис
предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение тренировочных планов. Эффективность управления находится в прямой зависимости от систематичности, своевременности и качества информации, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой целью применяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:
– контроль соревновательной деятельности;
– контроль тренировочной деятельности;
20
– контроль за состоянием спортсменов.
Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:
– контроль за отношением спортсменов к соревнованиям;
– контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;
– контроль тренировочной деятельности;
– контроль за выполнением игроком тактического плана игры и эффективностью тактических действий;
– контроль за технико-тактическими и техническими показателями игровых действий.
Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим направлениям:
– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;
– контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем,
интенсивность, характер и направленность нагрузок).
Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по
оценке их поведения. Критерием оценки служат данные о посещаемости
занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности
в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость
в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения
воспитанников на каждом занятии тренер вносит в журнал.
Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам:
– состояние здоровья спортсменов;
– функциональное состояние организма и соответствие его этапу
подготовки;
– контроль уровня развития физических качеств;
21
– степень переносимости больших тренировочных и соревновательных нагрузок.
5. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ
Спортсмены, занимающиеся в учебно – тренировочных группах всех этапов подготовки, должны обязательно проходить медицинский осмотр не реже двух раз в год.
6. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА
Во время тренировочных занятиях спортсмены, занимающиеся в учебно – тренировочных группах всех этапов подготовки должны:
1. Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее в занятиях.
2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.
3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе.
4. Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники приема у товарища по группе.
5. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.
6. Уметь составить конспект занятия по настольному теннису и провести это занятие с детьми в общеобразовательной школе.
7. Уметь организовать и провести индивидуальную работу с младшими товарищами по совершенствованию техники.
8. Уметь руководить командой на соревнованиях.
9. Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.
10. Уметь самостоятельно составить план тренировки. Вести дневник
самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.
22
ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Амелин, А. Н. «Современный настольный теннис», М.: ФиС, 1982.
2. Амелин А. Н., Пашинин В. А. «Настольный теннис» (Азбука спорта), М.: ФиС, 1999.
3. Байгулов, Ю. П. «Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра», М.: ФиС, 2000.
4. Барчукова Г.В., Воробьев В.А., Матыцин О.В. «Настольный теннис: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва» М.: Советский спорт, 1990.
5. Барчукова, Г. В «Современные подходы к формированию технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис», М.: РГАФК, 1997.
6. Барчукова Г. В., Шпрах С. Д. «Игра, доступная всем» М.: Знание, 1991.
7. Барчукова, Г. В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис М.: ГЦОЛИФК, 1984.
8. Ефремова, А. В., Гужаловский А.А. «Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе», Минск, 1995.
9. Иванов В.С. «Настольный теннис», М.: «ФиС», 1966.
10. Матыцин, О. В. «Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе» М.: «Теория и практика физической культуры», 2001.
11. Матыцин О. В. «Настольный теннис: Неизвестное об известном» М: РГАФК, 1995.
12. «Настольный теннис»: Перевод с китайского - под ред. Сюй Яньшэна. М.: ФиС, 1987.
13. Правила настольного тенниса. – М.: ФНТР, 2006.
14. Серова Л. К., Скачков Н.Г. «Умей владеть ракеткой» –Л.: Лениздат, 1989.
15. Шпрах, С. Д. «У меня секретов нет. Техника» Приложение № 1 к журналу «Настольный теннис». М., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Обучение основам тактики на тренировках учебно-тренировочных групп по теннису в спортивной школе».
Выбор тактики в теннисе зависит от физической подготовленности соперников. Теннисист, определяя свою тактику на данную встречу, например частые выходы к сетке и применение у...
Программа учебно-тренировочной подготовки по теннису
Рабочая программа по настольному теннису на учебно-тренировочном этапе подготовки разработана на основе примерной программы спортивной подготовки по настольному теннису для детско-юношеских спор...
Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"
Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...
Лекция по ТиМ ФКиС. Настольный теннис. Правила игры в настольный теннис
Правила игры в настольный теннис...
Настольный теннис. Советы новичкам в настольном теннисе.
Настольный теннис. Советы новичкам....
План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы
План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы...
План-конспект учебно-тренировочного занятия по теннису
Цели и задачи:1) обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;2) развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис;3) воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаи...