ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ
рабочая программа по физкультуре по теме

Боков Андрей Владимирович

 

          Настольный теннис – индивидуальный игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Развитие разных сторон подготовленности юных теннисистов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает улучшение одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая возрастные особенности периодов развития двигательных способностей детей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов

         Данная программа составлена на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства по настольному теннису». (Авторы: Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев, О.В.Матыцин, М.: Советский спорт, 2004).

         Данная программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов в настольном теннисе.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ, СПОРТУ, ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Муниципальное  образовательное  учреждение

дополнительного образования детей

«Детская юношеская спортивная школа «Спартак-Орехово»»

городского округа Орехово-Зуево

«РАССМОТРЕНО»                                                            «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании                                                         директор МОУ ДОД ДЮСШ

Педагогического Совета ДЮСШ                       _________________________

Протокол № __________                                                 Е.А. Фролов

от  «____»___________20__ г.                            «____»____________20____г.

                                                                        

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП

ПО НАСТОЛЬНОМУ ТЕННИСУ

Возраст детей: 11-16 лет

Срок реализации: 5 лет

                                                              Разработчик программы:

                                                         тренер-преподаватель

                                                             по настольному теннису

                                                     МОУ ДОД ДЮСШ

                                                     «Спартак-Орехово»

                                                                     Боков Андрей Владимирович

г.о. Орехово-Зуево

2013 год

2

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ

     Совершенствование общей и специальной физической подготовленности спортсменов. Изучение новых и отработка изученных элементов настольного тенниса. Разработка индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена. Обучение тактическим действиям. Приобщение к соревновательной деятельности, приобретение соревновательного опыта.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

  1. Отобрать перспективных детей для углубленной тренировки основ техники и тактики настольного тенниса.
  2. Укрепить здоровье воспитанников, приобщить их к здоровому образу жизни.
  3. Развить специфические для настольного тенниса качества (быстрота, реакция, координация, игровая выносливость).
  4. Обучить  технике элементов настольного тенниса, разнообразным способам подач и их приема.
  5. Обучить основам судейства в настольном теннисе в качестве ведущего и старшего судьи.
  6. Совершенствовать тактические приемы игры (личная встреча, парная встреча, командная тактика и т.п.)
  7. Выполнить разрядные требования, согласно требованиям ЕВСК, соответствующие возрастным параметрам каждого спортсмена.
  8. Достигнуть запланированных спортивных результатов на соревнованиях различных уровней.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        Настольный теннис – индивидуальный игровой вид спорта, который характеризуется разнообразием стилей игры. Развитие разных сторон подготовленности юных теннисистов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает улучшение одних, в другом - других качеств. Поэтому очень важно, учитывая возрастные особенности периодов развития двигательных способностей детей, сохранить соразмерность развития основных физических качеств у юных спортсменов

         Данная программа составлена на основе «Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства по настольному теннису». (Авторы: Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев, О.В.Матыцин, М.: Советский спорт, 2004).

         Данная программа служит основой для эффективного построения многолетней подготовки спортсменов в настольном теннисе.  

        Программа направлена на реализацию принципа комплексности. Данный принцип предусматривает тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса (общей физической подготовки, специальной физической подготовки, технико-тактической, психологической и теоретической подготовки, воспитательной работы, восстановительных мероприятий, педагогического и медицинского контроля).

          Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности теннисиста, но при этом рост тренировочных и соревновательных нагрузок должен проходить постепенно и соответствовать росту работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки необходимо подбирать группе теннисистов и каждому игроку индивидуально с учетом их состояния, уровня работоспособности в соответствии с требованиями этапа подготовки.  

4

         В возрасте 11-13 лет, то  есть на учебно–тренировочном этапе 1 и 2 годов обучения (этап начальной специализации) значительно изменяются весоростовые показатели, сужаются кровеносные сосуды, происходят половые изменения у девочек, в связи с чем при выполнении упражнений наступает быстрое утомление, тяжело выполняются сложные по координации движения, часты нервные срывы и т. п. При работе со спортсменами этого возраста рекомендуется применять индивидуальный подход к планированию физических нагрузок для каждого спортсмена.

         В возрасте 14-16 лет, то есть на учебно-тренировочном этапе 3, 4 и 5 годов обучения (этап углубленной специализации) воспитанников интересует достижение конкретного определенного результата занятий, а так же конкретно поставленной цели в соревновательных условиях.

         

ОБЪЕМ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ

В УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУППАХ

ГОД ОБУЧЕНИЯ

КОЛИЧЕСТВО ЗАНЯТИЙ  В НЕДЕЛЮ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ

УТГ 1 года обучения

4

12

УТГ 2 года обучения

5

14

УТГ 3 года обучения

5

16

УТГ 4 года обучения

6

18

УТГ 5 года обучения

6

20

        В данной программе разработаны конкретные методические рекомендации по организации и планированию работы в учебно-тренировочных группах различных этапов подготовки теннисистов, с учетом возрастных и психофизиологических качеств воспитанников.

5

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу учебного года воспитанники  должны:

1. Учебно-тренировочные группы 1 и 2 годов обучения:

- Отработать технику игры и ее вариативность;

- Усовершенствовать специальные физические качества;

- Освоить связную игру на уровне II разряда, согласно требованиям ЕВСК;

- Повысить уровень общей и специальной функциональной подготовленности;

- Накопить опыт участия в соревнованиях различных уровней.

2. Учебно-тренировочные группы 3 - 4 годов обучения:

- Совершенствовать технико-тактическое мастерство;

- Изучить и отработать подачи с различными видами вращений и их прием;

- Освоить связную игру на уровне I разряда, согласно требованиям ЕВСК;

- Совершенствовать приемы игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового стиля юного теннисиста.

3. Учебно-тренировочные группы 5 года обучения:

- Совершенствовать приемы игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей и игрового стиля каждого теннисиста;

- Изучить индивидуальные и парные действия, совершенствовать их применение в  ранее изученных различных комбинациях и системах нападения и защиты;

- Освоить технико-тактические действия, применяемые в игре с соперниками различных стилей и с различным инвентарем;

- Освоить технико-тактические приемы настольного тенниса, соответствующие   уровню разряда «Кандидат в мастера спорта», согласно требованиям ЕВСК.

           

                                                                 6

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ

ЧАСЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

1

ТЕОРИЯ

31

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

-

2

2

ПРАКТИКА

479

45

45

45

45

45

43

45

45

45

30

-

46

ОФП

69

6

6

6

5

5

5

6

6

8

10

-

6

СФП

88

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

-

8

Техника элементов

98

9

9

12

10

11

11

6

6

6

4

-

13

Тактика

98

8

8

11

12

11

11

7

7

7

-

13

Игровая подготовка

60

6

6

6

6

6

6

6

6

6

-

6

Контрольные испытания

8

4

4

-

Медицинский контроль

8

4

4

-

3

СОРЕВНОВАНИЯ

50

4

4

2

4

4

6

8

8

6

4

-

-

ИТОГО

510

48

48

48

48

48

46

48

48

48

32

-

48

 УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ

ЧАСЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

1

ТЕОРИЯ

31

3

3

3

3

3

3

3

3

3

2

-

2

2

ПРАКТИКА

575

53

53

53

53

53

51

53

53

53

46

-

54

ОФП

71

6

6

6

6

6

5

5

5

5

12

-

9

СФП

102

8

8

10

10

9

9

9

9

9

10

-

11

Техника элементов

106

10

10

10

10

9

10

10

10

8

7

-

11

Тактика

92

8

8

8

8

9

9

9

10

9

4

-

11

Игровая подготовка

80

8

8

8

8

8

8

8

8

8

-

-

8

Контрольные испытания

8

4

4

-

Медицинский контроль

8

4

4

-

Инструкторско-судейская практика

18

1

1

2

2

2

2

2

1

2

1

-

2

Восстановительные мероприятия

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

2

3

СОРЕВНОВАНИЯ

68

6

6

7

7

8

6

8

8

6

6

-

-

ИТОГО

606

56

56

56

56

56

54

56

56

56

48

-

56

7

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ

ЧАСЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

1

ТЕОРИЯ

44

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

4

2

ПРАКТИКА

648

60

60

60

60

60

56

60

60

60

52

-

60

ОФП

70

8

5

4

5

6

5

4

5

3

12

-

12

СФП

84

10

7

6

8

7

5

5

6

5

10

-

16

Техника элементов

110

10

10

10

11

11

8

11

11

10

8

-

10

Тактика

110

10

10

10

10

10

10

10

10

10

10

-

10

Игровая подготовка

80

8

8

8

8

8

8

8

8

8

-

-

8

Контрольные испытания

8

4

4

-

Медицинский контроль

8

4

4

-

Инструкторско-судейская практика

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

2

Восстановительные мероприятия

22

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

-

2

3

СОРЕВНОВАНИЯ

134

10

12

14

14

14

16

18

16

16

4

-

-

ИТОГО

692

64

64

64

64

64

60

64

64

64

56

-

64

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ

ЧАСЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

1

ТЕОРИЯ

44

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

4

2

ПРАКТИКА

736

68

68

68

68

68

64

68

68

68

60

-

68

ОФП

80

9

6

5

6

7

6

5

6

4

13

-

13

СФП

95

11

8

6

9

8

6

6

7

6

11

-

17

Техника элементов

121

11

11

11

12

12

9

12

12

11

9

-

11

Тактика

120

11

11

11

11

11

11

11

11

11

10

-

11

Игровая подготовка

80

8

8

8

8

8

8

8

8

8

-

-

8

Контрольные испытания

8

4

4

-

Медицинский контроль

8

4

4

-

Инструкторско-судейская практика

33

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

3

Восстановительные мероприятия

33

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

3

3

СОРЕВНОВАНИЯ

158

12

14

16

16

16

18

20

18

18

6

-

4

ИТОГО

780

72

72

72

72

72

68

72

72

72

64

-

72

8

УЧЕБНЫЙ  ПЛАН РАБОТЫ ДЛЯ

УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ

ВИДЫ ПОДГОТОВКИ

ЧАСЫ

СЕНТЯБРЬ

ОКТЯБРЬ

НОЯБРЬ

ДЕКАБРЬ

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАРТ

АПРЕЛЬ

МАЙ

ИЮНЬ

ИЮЛЬ

АВГУСТ

1

ТЕОРИЯ


55

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

-

5

2

ПРАКТИКА

813

75

75

75

75

75

71

75

75

75

67

-

75

ОФП

91

10

7

6

7

8

7

6

7

5

14

-

14

СФП

106

12

9

7

10

9

7

7

8

7

12

-

18

Техника элементов

132

12

12

12

13

13

10

13

13

12

10

-

12

Тактика

131

12

12

12

12

12

12

12

12

12

11

-

12

Игровая подготовка

80

8

8

8

8

8

8

8

8

8

-

-

8

Контрольные испытания

8

4

4

-

Медицинский контроль

8

4

4

-

Инструкторско-судейская практика

33

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

3

Восстановительные мероприятия

33

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

-

3

3

СОРЕВНОВАНИЯ

191

15

17

19

19

19

21

23

21

21

9

-

7

ИТОГО

868

80

80

80

80

80

76

80

80

80

72

-

80

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА:
  1. УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:
  1. Инструктажи по безопасности;
  2. Техника элементов настольного тенниса;
  3. Индивидуальный стиль игрока;
  4. Контроль и самоконтроль;
  5. История развития настольного тенниса;
  6. ФНТР, ФНТ МО;
  7. Разновидности вращения мяча;
  8. Разновидности инвентаря;
  9. Режим дня спортсмена. Сон, питание, водные процедуры, закаливание;
  10. Техника передвижения в парных играх.

9

  1. УТГ 2 ГОДА  ОБУЧЕНИЯ:

1.2.1. Инструктажи по безопасности;

1.2.2. Техника элементов настольного тенниса;

1.2.3. Техника сложных подач с высоким подбросом и их приема;

1.2.4. Укороченный удар, техника «выхода» с укоротки;

1.2.5. Техника перекрутки топ-спина (из средней зоны, со стола);

1.2.6. Значение ОФП и СФП при подготовке к соревнованиям;

1.2.7. Значение ведения спортивных дневников;

1.2.8. Результаты выступления Российских спортсменов на международных соревнованиях;

1.2.9. Просмотр видеозаписей с разбором особенностей техники и тактики в настольном теннисе;

1.2.10. Тактика ведения парной игры.

  1. УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

1.3.1. Инструктажи по безопасности;

1.3.2. Техника элементов настольного тенниса;

1.3.3. Техника сложных подач с различными видами вращений и техника их приема;

1.3.4. Анализ выступлений в соревнованиях, разбор тактики и техники;

1.3.5. Просмотр видеозаписей собственных выступлений на соревнованиях;

1.3.6. Совершенствование индивидуальных стилей;

1.3.7. Личная гигиена. Гигиена спортивной одежды и обуви.

1.3.8. Особенности игры против игроков со сложным инвентарем;

1.3.9. Аутотренинг;

1.3.10. Особенности ведения игры против спортсменов защитного стиля.

10

  1. УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

1.4.1. Инструктажи по безопасности;

1.4.2. Совершенствование техники элементов настольного тенниса;

1.4.3. Техника сложных подач со сменой длины и направлений;

1.4.4. Техника работы с БКМ;

1.4.5. Значение утренней зарядки, водных процедур, витаминизации.

1.4.6. О вреде алкоголя, курения и наркотиков;

1.4.7. Контратака;

1.4.8. Особенности и значение промежуточной игры;

1.4.9. Способы распознавания подач с различными видами вращений;

1.4.10. Анализ выступлений на соревнованиях.

  1. УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

1.5.1. Инструктажи по безопасности;

1.5.2. Совершенствование техники элементов настольного тенниса;

1.5.3. Совершенствование техники подач с различными видами вращений и техники их приема;

1.5.4. Тренировка в домашних условиях: тренировка специальных психофизических качеств, имитационные упражнения;

1.5.5. Различие по скоростным качествам, времени контакта мяча с ракеткой, быстроте и силе вращения различных ударов;

1.5.6. Особенности и значение промежуточной игры;

1.5.7. Особенности игры против спортсменов – левшей;

1.5.8.  Просмотр видеозаписей игр сильнейших спортсменов;

1.5.9.  Анализ и самоанализ, ведение спортивных дневников;

1.5.10. Укорот, срезка, скидка.

11

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА:

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

  1. ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (ОФП):

- На занятиях по ОФП применяется широкий комплекс упражнений из предыдущих этапов подготовки с увеличением скорости и времени выполнения.

- Упражнения для мышц рук и плечевого пояса.

Одновременные, попеременные и последовательные движения в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), отжимание, упражнения на развитие трицепса, подтягивание, «тачка» и т.п.

- Упражнения для мышц ног.

Махи ногами,  приседание, «пистолет», выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении, многоскоки. Ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешней сторонах стопы, с наклонами и выпадами. Бег скрестным шагом, с выпадами,  с изменением направления и скорости, высоко поднимая колени и т.п.

- Упражнения для мышц шеи и туловища.

Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук, «мельница», вращения туловищем и тазом.

- Упражнения для мышц брюшного пресса.

Поднимание туловища из положения лежа, поднимание ног из положения лежа, «уголок» на перекладине, «уголок» на полу

- Упражнения с предметами.

Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприседе и в приседе, двойные прыжки.  

12

Теннисный мяч: броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя, лежа, ловля мяча, отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование.

Набивной мяч (1-2 кг): броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными способами. Упражнения с гантелями (1-2 кг) для различных групп мышц плечевого пояса и рук.

- Упражнение на развитие ловкости, координации, гибкости.

- Упражнения с партнером на развитие различных групп мышц и необходимых для теннисиста качеств.

-  В комплексе упражнений ОФП для спортсменов учебно-тренировочных групп всех этапов подготовки в настольном теннисе широко применяются подвижные игры и  эстафеты, спортивные игры (бадминтон, футбол, волейбол, баскетбол, плавание и т.п.), легкоатлетические упражнения, лыжные походы и т.п.

- Для развития гибкости и ловкости в подготовку теннисистов включаются акробатические упражнения (кувырки, стойка на лопатках – «березка», «мостик» и т.п.)

- «Круговая» ОФП.

  1. СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА (СФП):

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

- Имитационные упражнения различных типов (на отработку техники элементов, техники передвижения, тактических комбинаций и т.п.)

- Имитационные упражнения с утяжеленной ракеткой.

- Имитационные упражнения с резиной.

- Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок.

- Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы.

- Отработка ударов у тренировочной стенки.

- Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов в быстром темпе.

13

- Различные виды жонглирования теннисным мячом одной и двумя руками.

- Комплекс специальных упражнений на отработку техники передвижения («крест», «вокруг угла», «скрестное передвижение», прыжковый комплекс, наскоки и т.п.)

- БКМ (работа с большим количеством мячей).

- Отработка техники элементов «на колесе».

- Работа с роботом.

2.3. ТЕХНИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА:

2.3.1. ДЛЯ УТГ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

- Индивидуализация стиля игры;

- Отработка техники изученных элементов;

- Освоение техники начала атаки справа (накат против подрезки);

- Отработка подачи с боковым вращением и техники ее приема с БКМ;

- Отработка техники топ-спина справа против подрезки, его отличие от топ-спина против наката или подставки;

- Изучение способов увеличения скорости вращения при выполнении топ-спина справа (работа туловища, перенос центра тяжести, работа предплечья и т.п.)

- Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;

- Освоение техники укоротки с длинного подрезанного мяча;

- Промежуточная игра;

- Освоение техники завершающего удара.

2.3.2 ДЛЯ УТГ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

- Индивидуализация стиля игры;

- Отработка техники изученных элементов;

- Совершенствование сложных подач и их приема;

- Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;

- Совершенствование техники завершающего удара;

- Повышение скорости выполнения всех ударов;

- Работа с БКМ;

14

- Упражнения на развитие реакции (игра по треугольнику с возвратом по месту, неожиданный перевод при игре по диагоналям или прямым, игра при разбросе в свободном направлении и т.п.)

- Совершенствование всех способов передвижений (треугольники, «на заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.)

- Контратакующие удары.

2.3.3. ДЛЯ УТГ 3 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

- Индивидуализация стиля игры;

- Отработка техники изученных элементов;

- Совершенствование сложных подач и их приема;

- Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов;

- Освоение техники нависного топ-спина, отличие от наката и скоростного топ-спина;

- Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных элементов, так и в сочетании различных ударов;

- Прием длинных подач с различными вращениями атакующими способами. Захват инициативы при подаче соперника;

- Освоение техники подачи с высоким подбросом и ее приема;

- Использование выпадов и скрестного передвижения;

- Отработка контратакующих действий.

2.3.4. ДЛЯ УТГ 4 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

- Индивидуализация стиля игры;

- Отработка техники изученных элементов;

- Совершенствование сложных подач и их приема;

- Повышение скорости и стабильности выполнения всех ударов;

- Отработка усиления вращения мяча, как при отработке техники отдельных элементов, так и в сочетании различных ударов;

- Отработка приема коротких подач с нижним вращением активным способом;

- Совершенствование техники завершающего удара;

15

- Отработка атакующих действий при своей подаче;

- Контратака;

-  Совершенствование всех способов передвижений (треугольники, «на заходе», «три точки», «1,3,2,4» и т.п.)

2.3.5. ДЛЯ УТГ 5 ГОДА ОБУЧЕНИЯ:

- Индивидуализация тренировок в зависимости от индивидуальных особенностей стиля каждого спортсмена;

- Отработка техники изученных элементов;

- Совершенствование сложных подач и их приема;

- Повышение скорости, точности и стабильности выполнения всех ударов;

- Изучение различий в выполнении приема и ударов по мячам с различными видами вращений: скорость, место удара мяча на ракетке, угол поворота и наклона ракетки, характер полета мяча, характер отскока мяча от стола;

- Изучение техники «свечи»;

- Отработка техники передвижения при комбинировании различных ударов;

- Отработка элементов настольного тенниса с БКМ, с робопонгом.

- Работа над устранением слабых сторон в подготовке: ошибок в технике исполнения ударов, расширение арсенала средств;

- Совершенствование атакующих и контратакующих действий.

2.4. ТАКТИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА:

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

- Атакующие действия при своей подаче;

- Атакующие действия при подаче соперника;

- Контратакующие действия;

- Комбинации с подачей, направленной на лишение соперника возможности атаки;

- Комбинации с подачей, направленной на провоцирование соперника на атаку;

- Комбинации на приеме подачи;

16

- Розыгрыши «двухходовок» и «трехходовок» (выигрыш вторым или третьим ходом);

- Розыгрыши балансов и концовок;

- Составление индивидуальных планов подготовки;

- Индивидуальные домашние задания;

- Индивидуальная тактика ведения игры;

- Тактика парных игр;

- Тактика командных встреч;

- Совершенствование тактических действий против игроков различных стилей;

- Разработка индивидуальных планов игры с определенными соперниками;

- Разработка индивидуальных тактических комбинаций для каждого спортсмена с учетом индивидуальных особенностей стиля;

- Домашние задания, направленные на разработку каждым спортсменом своих «коронных» комбинаций через подачу и через прием подачи с фиксированием в спортивных дневниках.

2.5. ИГРОВАЯ ПОДГОТОВКА:

ДЛЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ГРУПП ВСЕХ ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ:

- Игры на счет по заданиям (применение определенного вида подач, подача в определенную зону, игра с форой и т.п.);

- Игра из одного угла в свободном направлении (один спортсмен работает над передвижением, второй - разбрасывает);

- Розыгрыш «концовок» и «баланса» (с различного счета, например – 8:8, 10:10, 9:9 и т.п.);

- Игра по всему столу одной стороной ракетки (только справа или только слева);

- «Стол лидера»;

- Тренировочные игры на счет (командные, парные, индивидуальные и т.п.);

- Турниры внутри групп.

17

2.6. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ:

2.6.1. КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ОФП И СФП:

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЕВУШКИ

11-12 лет

ДЕВОЧКИ

13-14 лет

Результат

Очки

Результат

Очки

1

Дальность отскока

мяча, м

5,4-6,15

32-50

6,2-6,9

51-75

2

Бег по «восьмёрке», с

30,7 - 25,3

32-50

24,7-17,8

51-75

3

Бег вокруг стола, с

22,0 - 20,1

32-50

20,0-17,6

51-75

4

Перенос мячей, с

36,8 - 33,0

32-50

32,8-28,0

51-75

5

Отжимание от стола, раз/мин

30 - 40

32-50

40 - 52

51-75

6

Подъем в сед. из положения лежа, раз/мин

28 - 34

32-50

35 - 47

51-75

7

Прыжки со скакалкой одинарные

за 45 с

95 - 114

32-50

115 - 127

51-75

8

Прыжки со скакалкой двойные

за 45 с

55 - 74

32-50

75 - 87

51-75

9

Прыжки в длину, см

137 - 155

32-50

156 - 180

51-75

10

Бег 60 м, с

11,45-10,55

32-50

10,5-9,9

51-75

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

ЮНОШИ

11-12 лет

ЮНОШИ

13-14 лет

Результат

Очки

Результат

Очки

1

Дальность отскока

мяча, м

5,6 – 6,45

32-50

6,5 – 7, 45

51-75

2

Бег по «восьмёрке», с

26,7 – 21,0

32-50

20,8 – 16,2

51-75

3

Бег вокруг стола, с

20,1 – 18,2

32-50

18,1 – 15,7

51-75

4

Перенос мячей, с

34,8 – 31,0

32-50

30,8 – 26,0

51-75

5

Отжимание от стола, раз/мин

45 - 55

32-50

55 - 67

51-75

6

Подъем в сед. из положения лежа, раз/мин

28 - 34

32-50

35 - 47

51-75

7

Прыжки со скакалкой одинарные

за 45 с

95 - 114

32-50

115 - 127

51-75

8

Прыжки со скакалкой двойные

за 45 с

55 - 74

32-50

75 - 87

51-75

9

Прыжки в длину, см

154 - 190

32-50

191 - 215

51-75

10

Бег 60 м, с

10,9 – 10,14

32-50

10,10 – 9,14

51-75

18

ВИДЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЕВУШКИ

15 – 16 лет

ЮНОШИ

15 – 16 лет

Результат

Очки

Результат

Очки

1

Дальность отскока

мяча, м

6,95 – 7,70

76 -100

7,45 – 8,20

76 -100

2

Бег по «восьмёрке», с

17,6 – 12,8

76 -100

16,0 – 11,2

76 -100

3

Бег вокруг стола, с

17,5 – 15,1

76 -100

15,6 – 13,3

76 -100

4

Перенос мячей, с

27,8 – 23,0

76 -100

25,8 – 21,0

76 -100

5

Отжимание от стола, раз/мин

53 - 65

76 -100

68 - 80

76 -100

6

Подъем в сед. из положения лежа, раз/мин

48 - 60

76 -100

48 - 60

76 -100

7

Прыжки со скакалкой одинарные

за 45 с

128 -140

76 -100

128 -140

76 -100

8

Прыжки со скакалкой двойные

за 45 с

88 - 100

76 -100

88 - 100

76 -100

9

Прыжки в длину, см

181 – 205

76 -100

216 - 240

76 -100

10

Бег 60 м, с

9,10 – 8,5

76 -100

9,85– 9,25

76 -100

3. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА:  

3.1. Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования. На протяжении многолетней работы тренер - преподаватель формирует у воспитанников прежде всего патриотизм, нравственные качества (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, терпимость, коллективизм) в сочетании с волевыми (настойчивость, смелость, упорство, терпеливость), эстетические чувства прекрасного, аккуратность, трудолюбие.

3.2. Воспитательные средства:

- личный пример и педагогическое мастерство тренера;

- высококачественная  организация учебно-тренировочного процесса;

- атмосфера трудолюбия, взаимопомощи в коллективе;

-  система морального стимулирования;

-  наставничество опытных спортсменов.

19

3.3. Основные воспитательные мероприятия:

- торжественный прием вновь поступивших в группу;

-  проводы выпускников;

-  просмотр соревнований (видео и телевидение) и их обсуждение;

-  регулярное подведение итогов спортивной деятельности учащихся;

-  проведение тематических праздников;

-  встречи со знаменитыми спортсменами;

-  экскурсии;

-  тематические диспуты и беседы;

- субботники.

4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА:

На этапах начальной подготовки перед тренером-преподавателем стоят задачи формирования у занимающихся устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом, воспитание чувства необходимости  занятий физической культурой и спортом, желания стать здоровым человеком, бодрым, сильным, выносливым.

В процессе занятий следует отмечать среди воспитанников наиболее дисциплинированных, активных, быстрых, ловких, с хорошей  координацией движений, внимательных, умеющих оценивать игровую ситуацию и быстро принимать решение, стремящихся быть  лидерами.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Управление спортивной подготовкой игроков в настольный теннис

предусматривает постоянное внесение корректив в выполнение тренировочных планов. Эффективность управления находится в прямой зависимости от систематичности, своевременности и качества информации, полученной посредством измерения, наблюдений и оценок. С этой целью применяется педагогический контроль, который должен быть комплексным и включать в себя следующие разделы:

– контроль соревновательной деятельности;

– контроль тренировочной деятельности;

20

– контроль за состоянием спортсменов.

Контроль за соревновательной деятельностью осуществляется непосредственно в процессе соревнований по следующим разделам:

– контроль за отношением спортсменов к соревнованиям;

– контроль за переносимостью игроками соревновательных нагрузок;

– контроль тренировочной деятельности;

– контроль за выполнением игроком тактического плана игры и эффективностью тактических действий;

– контроль за технико-тактическими и техническими показателями игровых действий.

Контроль тренировочной деятельности осуществляется по следующим направлениям:

– контроль за отношением занимающихся к тренировочному процессу;

– контроль за применяемыми тренировочными нагрузками (объем,

интенсивность, характер и направленность нагрузок).

Контроль за отношением занимающихся к занятиям осуществляется по

оценке   их поведения. Критерием    оценки    служат данные о посещаемости

занятий, степень проявления занимающимися активности и самостоятельности

в выполнении упражнений и требований тренера, трудолюбие и настойчивость

в преодолении трудностей, сосредоточенность, внимание и дисциплинированность. Данные о посещаемости занятий и оценку поведения

воспитанников на каждом занятии тренер вносит в журнал.

Контроль состояния спортсмена осуществляется по следующим разделам:

– состояние здоровья спортсменов;

– функциональное состояние организма и соответствие его этапу

подготовки;

– контроль уровня развития физических качеств;

21

– степень переносимости больших тренировочных и соревновательных нагрузок.

5. МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ

Спортсмены, занимающиеся в учебно – тренировочных группах всех этапов подготовки,  должны обязательно проходить медицинский осмотр не реже двух раз в год.

6. ИНСТРУКТОРСКАЯ И СУДЕЙСКАЯ ПРАКТИКА

Во время тренировочных занятиях спортсмены, занимающиеся в учебно – тренировочных группах всех этапов подготовки должны:

 1. Овладеть терминологией настольного тенниса и применять ее в занятиях.

2. Уметь построить группу и подать основные команды на месте и в движении.

3. Уметь составить конспект и провести разминку в группе.

4. Уметь определить и исправить ошибку в выполнении техники приема у товарища по группе.

5. Провести тренировочное занятие в младших группах под наблюдением тренера.

6. Уметь составить конспект занятия по настольному теннису и провести это занятие с детьми в общеобразовательной школе.

7. Уметь организовать и провести индивидуальную работу с младшими товарищами по совершенствованию техники.

8. Уметь руководить командой на соревнованиях.

9. Оказать помощь тренеру в проведении занятий в наборе в группу.

10. Уметь    самостоятельно    составить     план   тренировки.  Вести дневник

самоконтроля. Проводить анализ тренировочных и соревновательных нагрузок.

22

ИНФОРМАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:

1. Амелин, А. Н. «Современный настольный теннис»,  М.: ФиС, 1982.

2. Амелин А. Н., Пашинин В. А. «Настольный теннис» (Азбука спорта), М.: ФиС, 1999.

3. Байгулов, Ю. П. «Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра», М.: ФиС, 2000.

4. Барчукова Г.В., Воробьев В.А., Матыцин О.В. «Настольный теннис: Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва» М.: Советский спорт, 1990.

5. Барчукова, Г. В «Современные подходы к формированию технико-тактического мастерства игроков в настольный теннис», М.: РГАФК, 1997.

6. Барчукова Г. В., Шпрах С. Д. «Игра, доступная всем» М.: Знание, 1991.

7. Барчукова, Г. В. Педагогический контроль за подготовленностью игроков в настольный теннис М.: ГЦОЛИФК, 1984.

8.  Ефремова, А. В., Гужаловский А.А. «Нормирование тренировочных нагрузок на повышение точности ударов в настольном теннисе»,  Минск, 1995.

9. Иванов В.С. «Настольный теннис», М.: «ФиС», 1966.

10. Матыцин, О. В. «Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе» М.: «Теория и практика физической культуры», 2001.

11. Матыцин О. В. «Настольный теннис: Неизвестное об известном» М: РГАФК, 1995.

12. «Настольный теннис»: Перевод с китайского - под ред. Сюй Яньшэна.  М.: ФиС, 1987.

13. Правила настольного тенниса. – М.: ФНТР, 2006.

14. Серова Л. К., Скачков Н.Г. «Умей владеть ракеткой» –Л.: Лениздат, 1989.

15. Шпрах, С. Д. «У меня секретов нет. Техника» Приложение № 1 к журналу «Настольный теннис».  М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение основам тактики на тренировках учебно-тренировочных групп по теннису в спортивной школе».

     Выбор тактики в теннисе зависит от физической подготовленности соперников. Теннисист, определяя свою тактику на данную встречу, например частые выходы к сетке и применение у...

Программа учебно-тренировочной подготовки по теннису

Рабочая программа по настольному теннису на учебно-тренировочном этапе подготовки разработана на основе примерной программы спортивной подготовки  по настольному теннису для детско-юношеских спор...

Конспект занятия по настольному теннису по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе"

Конспект занятия общеметодологической направленности по теме "Совершенствование техники защиты в настольном теннисе". Занятие построено с соблюдением всех требований к занятиям этого типа. После консп...

План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы

План конспект учебно - тренировочного занятия по настольному теннису старшей группы...

План-конспект учебно-тренировочного занятия по теннису

Цели и задачи:1) обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса;2) развивать двигательные способности посредством игры в настольный теннис;3) воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаи...