ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБУ ДО г.Абакана «Спортивная школа настольного тенниса»
статья по физкультуре

Павликова Марина Анатольевна

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, благополучия, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий социального и экономического развития любой страны. Приоритет здоровья человека является основополагающим принципом государственной политики России в сфере образования.

 В современной спортивной школе, на мой взгляд, приоритетом должно стать не только достижение высоких спортивных результатов, но и здоровьесбережение учащихся, которое осуществляется за счет использования в учебно - тренировочном процессе здоровьесберегающих технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Здоровьесберегающие технологии36.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МБУ ДО г.Абакана «Спортивная школа настольного тенниса»

Здоровье - один из важнейших компонентов человеческого счастья, благополучия, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий социального и экономического развития любой страны. Приоритет здоровья человека является основополагающим принципом государственной политики России в сфере образования.

В современной спортивной школе, на наш взгляд, приоритетом должно стать не только достижение высоких спортивных результатов, но и здоровьесбережение учащихся, которое осуществляется за счет использования в учебно - тренировочном процессе здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие технологии – это психологические приемы, методы, технологии, которые не наносят вреда здоровью учащихся. Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить спортсмену возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Спортивная школа по настольному теннису (СШ) существует более 30 лет, имеет богатые традиции. Ее основателем является Заслуженный тренер РСФСР Ю.Д.Лебедев. В СШ разработан комплекс мероприятий, который позволяет успешно сочетать достижение высоких спортивных результатов с сохранением здоровья учащихся, формировать знания по здоровому образу жизни.

Учебно-тренировочные занятия проводятся в соответствии с требованиями и программой подготовки. Рациональное построение занятий позволяет снизить процент травматизма, избегать перетренированности, психологической усталости учащихся.

Двигательная активность развивается за счет выполнения упражнений по общей и специальной физической подготовке, подвижных игр (лапта, снайпер, мини-футбол, пионербол, волейбол), эстафет, специально разработанных игр с элементами настольного тенниса («крутиловка», «солнышко»).

Для предупреждения перетренированности на занятиях большое внимание уделяется таким восстановительным упражнениям, как стретчинг (растяжка) и релаксация. Релаксационные упражнения позволяют овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

На наших занятиях реализуется технология обучения здоровому образу жизни (здоровое питание, режим дня, личная гигиена спортсмена). Кроме того, в СШ проводится большая просветительская работа с родителями: лекции, беседы, консультации специалистов по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, профилактике вредных привычек. Организована совместная работы тренеров и родителей по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, праздников.

С целью развития здоровьесберегающего направления в рамках внедрения ФГОС в СШ настольного тенниса были открыты спортивно-оздоровительные группы, в которых занимаются учащиеся, не имеющие возможности проходить обучение в учебно-тренировочных группах по состоянию здоровья и в связи с отсутствием положительной динамики результатов. Сегодняшнее спортивно-оздоровительное занятие – это не столько погоня за результатами, сколько кропотливая работа тренера и родителей над укреплением здоровья детей.

Основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности в СШ по праву считаются организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий: проведение конкурса «Папа, мама, я - спортивная семья», проведение ежегодного турнира «Дети против наркотиков», проведение соревнований для детей с ограниченными возможностями, участие в «Кроссе Наций» и «Лыжне России», «Зеленый марафон».

В СШ успешно реализуются экологические здоровьесберегающие технологии. Воспитанники совместно с тренерами принимают участие в природоохранных мероприятиях, проводимых в осеннее - весенний период. Во время школьных каникул совершаются поездки на туристические базы. Особое место в организации спортивной летней занятости учащихся занимает пребывание в оздоровительном лагере «Баланкуль». Чистый воздух, купание и закаливание в озере, посещение сауны, подвижные игры, однодневные походы – все это способствует полноценному восстановлению, укреплению здоровья, совершенствованию мотивации к занятиям спортом.

Уникальные природные условия среднегорья позволяют легче переносить нагрузки и выполнять большой объем общей и специальной физической подготовки без вреда для здоровья. Это служит основой для достижения высоких спортивных результатов в будущем.

Основными показателями эффективности применения здоровьесберегающих технологий в СШ являются диагностика состояния здоровья учащихся и отслеживание основных параметров развития организма. Два раза в год проводится обследование в республиканском центре реабилитации, а также перед каждым выездом на соревнования. Тренерами ведется мониторинг состояния здоровья спортсменов.

Кроме того, показателями эффективности применения здоровьесберегающих технологий служит низкий процент заболеваемости учащихся(10% от общего числа занимающихся), высокий уровень успеваемости и как следствие возможность получения высшего образования (около 80% учащихся), востребованность не только в процессе обучения, но и по окончании школы (приглашения в училище олимпийского резерва г. Москвы, команды высшей лиги), сохранение численности контингента(100%), увеличение с каждым годом числа желающих заниматься настольным теннисом.

Анализируя опыт работы школы, можно сделать вывод, что комплекс мероприятий по здоровьесбережению учащихся позволяет на протяжении многих лет показывать высокие спортивные результаты, повышать интерес учащихся к занятиям настольным теннисом и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках эрзянского языка в начальной школе.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках эрзянского языка в начальной школе....

«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в условиях школы-интерната»

      Обучение английскому языку является особым видом учебной деятельности в системе школьного образования. Процесс овладения новой языковой (знаковой) системой включает в себя ...

«ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка в начальной школе

Учителя иностранного языка широко используют элементы здоровьесберегающих технологий для организации благоприятного климата на уроках английского языка, для более эффективного достижения практических,...

"Влияние разминки на качество тренировочного процесса на занятиях в спортивной школе настольного тенниса"

Разминка – это комплекс специальных упражнений, задача которых не    только подготовить организм к предстоящей специальной деятельности, но и предупредить травматизм....