Футбол в школу
рабочая программа по физкультуре (8 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральным законом № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;
-Приказ Минобрнауки России от22.09.2015 № 1040 «об утверждении общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных услуг) в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидий на финансовые обеспечения государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственным учреждением.
-Распоряжение Правительства РФ от 24 Апреля 2015 г.№ 729-р «План мероприятий на 2015-2020годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (п.12,17,21).
-Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от04.09.2014г. № 1726-р.
-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008).
-СанПиН 2.4.4.3172 -14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07 2014 № 41).
-Приказ Росстата от 13.09.2016 № 501 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за дополнительным образованием и спортивной подготовке детей».
-Положением о дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе МБОШИ «Аскизский лицей-интернат»№10 от 22.06.2018г.)
-Программа содержит физкультурно-спортивное направление:
Оздоровительное- укрепление здоровья, развитие физических качеств и способностей, работоспособности и предупреждение заболеваемости.
Спортивное – углубленное изучение спортивной игры «футбол».
-Актуальность программы- укрепление здоровья, знания гигиены, формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни, приобретается привычка заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность.
-направленность (профиль) программы–физкультурно-спортивная.
-отличительные особенности программы - соревновательное противоборство происходит в пределах установленных правил посредством присущих только футболу соревновательных действий — приемов игры (техники).
При этом обязательным является наличие соперника. В футболе цель каждого состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя. Это определяет единицу состязания — блок действий типа «защита — нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п.
В футболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены.
Важная особенность состоит в большом количестве соревновательных действий — приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В футболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка).
- адресат программы– программа составлена для детей 8-9 лет, где учитываются возрастные особенности (дозировкой и сложностью).
- объем программы- 72 учебных часов.
Данная рабочая программа курса «Футбол» позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное — воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программа создана на основе курса обучения игре в футбол.
Программа решает основные задачи физического воспитания:
∙ укрепление здоровья и повышение работоспособности обучающихся;
∙ воспитание у школьников морально-нравственных качеств;
∙ развитие основных двигательных качеств.
Материал программы дается в четырех разделах:
1. Основы знаний
2. Общая физическая подготовка
3. Специальная подготовка
4. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «Основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний обучающихся о собственном организме, гигиенических требованиях, избранном виде спорта, о возможностях человека.
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения и другие необходимые действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Специальная подготовка» представлен материал по футболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
В разделе «Примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности обучающихся.
Выполнение задач обучения зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения.
Учебно-тренировочные занятия по «Футболу» проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Планирование занятий строится на основе учебных материалов, изложенных в данной программе. При планировании учитываются местные климатические условия.
Численный состав группы 15-20 человек.
Время занятия – 60 мин.
Основные задачи группы новичков:
Решаются определённые задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- привитие интереса к систематическим занятиям футболом;
- обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола;
- участие в соревнованиях по футболу; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.
Ожидаемые результаты курса по спортивно-оздоровительному направлению «Футбол»
В конце изучения рабочей программы планируется снижение уровня заболеваемости детей, социальной адаптации учащихся, сформирование коммуникативных способностей, то есть умение играть в команде. Формирование здорового образа жизни учащихся, участие в общешкольных, районных и краевых мероприятиях, качественное освоение практических и теоретических навыков игры в футбол, привитие любви к спортивным играм.
1. Занятия будут иметь оздоровительный эффект, так как они проводятся на свежем воздухе;
2. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в мини-футбол.
Учащиеся должны знать и иметь представление:
1. об особенностях зарождения, истории футбола;
2. о физических качествах и правилах их тестирования;
3. основы личной гигиены, причины травматизма при занятии футболом и правила его предупреждения;
4. уметь организовать самостоятельные занятия футболом, а также, с группой товарищей;
5. организовывать и проводить соревнования по футболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере и др.
Учащиеся должны уметь:
1. выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;
2. владеть тактико – техническими приемами футбола;
3. знать основы судейства.
Система формы контроля уровня достижений учащихся
Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в школьных соревнованиях. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные упражнения.
№ | Контрольные упражнения | Возраст (лет) | |
9 | 10 | ||
1 | Бег 30 м (с) | 5,6 | 5,3 |
2 | Бег 300 м (с) | 72 | 61 |
3 | 6 – минутный бег (м.) | 1050 | 1150 |
4 | Прыжок в длину с места (см.) | 145 | 160 |
5 | Бег 30 м. с ведением мяча (с.) | 7,0 | 6,5 |
6 | Удар по мячу ногой на дальность (м.) | 25 | 35 |
7 | Жонглирование мячом (количество ударов) | 7 - 8 | 10 |
8 | Удар по мячу ногой на точность попадания (число попаданий.) | 4 - 3 | 4 |
9 | Ведение мяча с обводкой стоек и удар по воротам (с.) | 12,0 | 11,5 |
10 | Бросок мяча рукой на дальность (м.) | 6 - 7 | 9 |
Результаты освоения курса «Футбол»
Программа курса «Футбол» предусматривает достижение следующих результатов образования:
- личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
- метапредметные результаты – освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
- предметные результаты – освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно;
- проговаривать последовательность действий;
- уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность;
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
- учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную оценку деятельности команды на занятии.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы курса внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Содержание занятий
1. История возникновения футбола.
Футбол — одна из самых популярных командных игр в мире. География игры с мячом: страны Древнего Востока (Египет, Китай), Греция, Рим, Франция, Италия, Англия.
Откуда пошло название игры «футбол». Где и когда разработаны первые правила игры в футбол. Создание первых футбольных клубов.
Официальные международные правила игры в футбол (размер игрового поля, размер ворот, размер мяча, игра вратаря и др.).
2. Правила безопасности во время занятий юных футболистов
Правила поведения учащихся во время занятий, при передвижении к месту соревнований и обратно. Причины, приводящие к травматизму. Наиболее типичные травмы футболистов. Профилактика травматизма: разминка, соблюдение требований к местам проведения занятий, инвентарю, одежде и обуви. Действия учителя в обеспечении безопасности занятий по футболу.
3. Правила игры в футбол (основные понятия)
Игровое поле (размеры, игровая поверхность, линии на поле, зоны и места). Ворота (размеры). Мяч (размеры, стандарты). Участники игры (состав команды, основной состав, запасные игроки, капитан команды, судьи). Игровая форма. Замена игроков. Игровое время. Перерывы и задержки. Поведение игроков (честная игра, нарушения и санкции). Победитель и проигравший в игре, ничейный результат.
4. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю и оборудованию
Подбор одежды и обуви для факультативных занятий с учетом их сезонности. Использование одежды и обуви только для спортивных занятий. Периодичность стирки спортивной одежды. Спортивная форма и обувь для участия в соревнованиях по футболу. Мячи, стойки для обводки, ворота стандартные и нестандартные, тренажеры для развития физических качеств – требования и противопоказания к их использованию.
5. Техническая подготовка
Ведение мяча одной ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение мяча попеременно правой и левой ногой по прямой, змейкой, восьмеркой, челноком.
Ведение одновременно двух мячей.
Передачи мяча правой и левой ногой.
Жонглирование мячом одной ногой, попеременно правой и левой ногами.
Остановка катящегося мяча правой и левой ногой.
Остановка ногой летящего мяча.
Удары по неподвижному мячу серединой подъема, внутренней стороной стопы, носком с попаданием в ворота.
Игра вратаря: ловля и отбивание мяча руками стоя на месте и в движении, ловля мяча руками в падении, введение мяча в игру броском одной рукой, ударом ногой по неподвижному мячу и после набрасывания.
Эстафеты с ведением и передачами мяча.
Конкурсы: с ударами по воротам «Кто точнее»; с ударами по неподвижному мячу и после набрасывания «Кто дальше».
Игры в «Лабиринт».
Введение мяча в игру броском двумя руками из-за боковой линии.
Игра в футбол по упрощенным правилам.
6. Физическая подготовка
Комплексы общеразвивающих упражнений без мяча и с мячом.
Комплексы упражнений без мяча и с мячом, направленных на развитие:
¬ координационных способностей;
¬ быстроты;
¬ ловкости;
¬ точности движений и передач мяча;
¬ гибкости и подвижности в коленных и тазобедренных суставах;
¬ игровой выносливости;
¬ точности ударов по воротам.
7. Подвижные игры и эстафеты
¬ пятнашки с мячом;
¬ лабиринт (с мячом и без мяча);
¬ змейка;
¬ бег по ломаной кривой;
¬ челночный бег;
¬ эстафета с ведением двух мячей;
¬ эстафета с ударами по воротам.
8. Игра в футбол малыми составами
Игра 2 на 2, 3 на 3, 4 на 4 игрока на малых площадках с использованием маленьких (хоккейных) ворот.
9. Контрольные испытания
Тестирование уровня физической подготовленности:
¬ бег 30м с высокого старта;
¬ челночный бег 7х50м;
¬ прыжок в длину с места;
¬ бег по ломаной кривой 30м.
Тестирование уровня специальной подготовленности:
¬ ведение мяча 30м с обводкой стоек;
¬ челночный бег с мячом;
¬ удар по неподвижному мячу на дальность;
жонглирование мячом (ногами и головой).
Календарно – тематический план
спортивной секции «Футбол» (2-3 классы)
№ | Дата | Тематика занятий |
1 | Техника безопасности на занятиях по футболу. | |
2 | Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к одежде, обуви, спортивному инвентарю и оборудованию. | |
3 | Техническая подготовка Обучение передаче мяча. | |
4 | Обучение остановке мяча. | |
5 | Обучение остановке мяча. | |
6 | Обучение передаче мяча. | |
7 | Обучения передаче мяча | |
8 | Обучения передаче мяча | |
9 | Обучения передаче мяча | |
10 | Обучения передаче мяча | |
11 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег - остановка | |
12 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка - поворот | |
13 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка – поворот на 1800 - ускорение | |
14 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка – поворот на 1800 - ускорение | |
15 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег – остановка – поворот на 1800 - ускорение | |
16 | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. | |
17 | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. | |
18 | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. | |
19 | Обучение основным элементам техники передвижений. Прыжок с поворотом – ускорение. | |
2021 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок | |
22 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок | |
23 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок | |
24 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок | |
25 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок | |
26 | Обучение основным элементам техники передвижений. Бег лицом вперед – поворот на 1800 – бег спиной вперед – поворот – скоростной рывок | |
27 | Остановка выпадом после бега. | |
28 | Бег от одного ориентира к другому с остановкой. | |
29 | Бег от одного ориентира к другому с остановкой. | |
30 | Бег от одного ориентира к другому с остановкой. | |
31-33 | Виды бега. Бег в среднем темпе, приставным, скрестным шагом. | |
34 | Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу | |
35-37 | Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу с места и разбега. | |
38-43 | Техника и обучения техники владения мячом Удар по неподвижному мячу с прямого разбега | |
44-47 | Удар по неподвижному мячу с прямого разбега в парах | |
48-53 | Передачи мяча партнеру с 2-3 шагов разбега. | |
54-57 | Удары по неподвижному мячу в цель с расстояния 8-10м | |
58-61 | Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы | |
62-66 | Удары в цель по мячу, катящемуся сбоку, навстречу(после передачи партнером) | |
67-68 | Передача мяча в парах , двигаясь параллельно линии поля | |
70-72 | Совершенствование навыков остановке мяча |
Список литературы
- Программа Г. А.Колодницкого, В. С.Кузнецова, М. В. Маслова. Внеурочная деятельность. Футбол. - Москва, «Просвещение», 2011
- Акимов А.М. Игра футбольного вратаря. – М.: ФиС, 1978.
- Буйлин Ю.Ф., Курамшин Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов. – М.: ФиС, 1985.
- Бриль М.С. Отбор в спортивных играх. – М.: ФиС, 1980.
Расписание занятий
День | Время | |
1 | Понедельник | 18:30-19:30 |
2 | Четверг | 18:30-19:30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-футбол в школу.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс....
Проект "Мини-футбол в школу "2012-2013гг.
Краткое положение по мини-футболу на 2012-2013 гг....
Футбол в школе
Футбол – это соревнование двух команд, каждая их которых стремится овладеть мячом и забить как можно больше мячей в ворота противника. В матче участвуют две команды по 11 человек. Игра происходит на ф...
мини-футбол в школу
С 7 по 15 марта 2013 года в городе Смоленске прошло Первенство Центрального Федерального Округа по мини-футболу в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу».В турнире приняли участие коман...
Мини-футбол в школу
Для учеников начальной школы....
МИНИ-ФУТБОЛ в школе
Программа объединения дополнительного образования....
Мини-футбол в школах г. Донского.
В г. Донском Тульской области прошли соревнования по мини-футболу среди школ города 2001г.р. и моложе. Приняли участие 12 школ. На соревнованиях присутствовал глава администраци Семеохин М.В. Соревнов...