Мини-футбол в школу.
статья по физкультуре (5 класс) по теме
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс.
Актуальность.
Мини-футбол - одна из самых популярных и массовых коллективных спортивных игр. Мини- футболом в России занимается более 3 млн. человек. Коллективный характер футбольной деятельности предопределяет проявление игроками своих лучших морально- волевых качеств: ответственности и дисциплинированности, уважения к партнерам и сопернику, взаимовыручки, смелости и решительности, настойчивости и инициативности.
Практическая значимость.
Мини-футбол широко используется в различных звеньях системы физического воспитания. Мини-футбол широко используется как основное средство физкультурно-оздоровительной работы в различных местах отдыха, парках, походах, на пляжах, в домах отдыха и санаториях, детских оздоровительных лагерях.
Связь программы с уже существующими по данному направлению.
Элементы данной программы благодаря разнообразным упражнениям и тактическим построениям, часто используются в других программах, как дополнительное средство подготовки.
Вид программы: модифицированная.
Цель и задачи программы.
Цель: начальная профессиональная подготовка игрока по мини- футболу.
Задачи:
- Обучение технике игры в мини- футбол.
- Создание команды и развитие коллективных действий игроков в игровой практике.
- Индивидуальная подготовка игрока и развитие его морально- волевых качеств, как на тренировочных занятиях, так и в играх.
Отличительные особенности программы.
Данная программа рассчитана на детей школьного возраста, которым нравиться мини- футбол и всё то, что с ним связано. Эта программа базируется на школьном курсе мини- футбола, которому обучают детей в школе. Программа рассчитана на 2 года, это этап начальной подготовки( прилож.№1). после прохождения данной программы ребенок может направить свою деятельность в профессиональное русло, где может достичь высоких успехов, а педагог ему в этом поспособствует.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.
Возраст детей и их психологические особенности:
Возраст от 7 до 16 лет.
7-11лет. Познавательная деятельность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания. Потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно-значимую деятельность, имеющую ценность не только для него, но и для окружающих взрослых. Произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация. Их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению научных понятий. Происходит осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности.
11-16 лет. Наиболее существенным в подростковом возрасте является половое созревание. Чем раньше начинается половое созревание, тем более быстро и бурно оно протекает. Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость. В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменятся именно в подростковом возрасте. Усвоение ребенком нравственного образа происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях. Одновременно с развитием убеждений формируется нравственное мировоззрение, которое представляет собой систему убеждений, что приводит к качественным сдвигам во всей системе потребностей и стремлений подростка.
Следствие этого роль педагога очень важна, в том смысле, чтобы иметь правильный подход к ребенку, понимать его и способствовать его гармоничному развитию.
Вид детской группы и ее состав.
Вид- профильный.
Состав- постоянный.
Особенности набора детей: набор детей свободный, но с учетом медицинских показателей.
Количество обучающихся по группам:
1 группа- 8- 12 человек
2 группа- 12- 15 человек
Срок реализации данной программы 1 год, но при желании детей и подростков и наличии необходимых организационных условий, обучение может быть продолжено.
Режим занятий.
Общее количество часов в год:
1 год обучения- 37 час в год.
Количество часов и занятий в неделю:
1год обучения- 1 час в неделю, 1 занятие.
Структура занятий для школьников.
1час | 5 минут | Учебно- организационная работа |
25 минут | Учебное занятие | |
5 минут | перерыв | |
20минут | Учебное занятие | |
5 минут | Учебно- организационная работа |
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
По окончанию данной программы ребенок должен уметь:
- остановить мяч
- хорошо быть подготовленным к физической нагрузке
- владеть техникой приёма и обводки
- владеть техникой удара по мячу
- распознавать опасные моменты в игре
знать:
- правила игры в мини- футбол
- как применять тактику игры
качества личности:
- целеустремленность
- настойчивость
- толерантность
- мужественность
- честность
- бескорыстность
- любовь к спорту.
Система отслеживания и оценивания результатов: к системе отслеживания результатов относятся соревнования различной сложности и масштаба.
К основным видам соревнований относятся:
- чемпионаты или первенства
- розыгрыши кубка
- официальные отборочные соревнования.
К вспомогательным соревнованиям относятся:
- показательные игры
- учебные двусторонние
- контрольные игры
- товарищеские игры.
Соревнования являются главными средствами подготовки футболиста, совершенствования его спортивного мастерства, контроля за уровнем подготовленности и т.д.
Занятия включают в себя организационные моменты здоровьесберегающие технологии.
Учебно-тематический план объединения «мини-футбол».
1 группа.
№ | Разделы,темы | Количество часов | ||
в | т | п | ||
1 | Врачебный контроль 1.1функции врачебного контроля. 1.2 значимость врачебного контроля. 1.3 визуальный осмотр. | 1 | 1 | - |
2 | Техника безопасности 2.1 общие требования безопасности 2.2 требования безопасности перед началом занятий 2.3 требования безопасности во время занятий 2.4 требования безопасности в аварийных ситуациях 2.5 требования безопасности по окончании занятий. 2.6 рекомендации | 1 | 1 | - |
3 | Правила игры 3.1 общие правила игры 3.2 правила поведения на соревнованиях | 5 | 4 | 1 |
4 | Тактика игры 4.1 значение тактики 4.2 «квадрат» 4.3 «ручной мяч» | 5 | 3 | 2 |
5 | Техника игры 5.1ведение мяча 5.2футбольные финты 5.3остановка и прием мяча 5.4удары по мячу 5.5техника вратаря | 10 | 2 | 8 |
8 | Скоростно-силовая подготовка 5.1 упражнения для развития скорости 5.2 упражнения для развития ловкости 5.3 значение подготовки | 5 | 0,5 | 4,5 |
11 | Соревновательная подготовка | 10 | 1 | 9 |
Всего | 37 | 12,5 | 24,5 |
Врачебный контроль.
Значимость врачебного контроля — это неотъемлемая часть системы здравоохранения, обеспечивающая медицинское наблюдение за занимающимися физкультурой и спортом, в данной секции дополнительного образования врачебный контроль проводит врач школы и медицинская сестра, по их показателям производится набор в группу или по медицинской справке терапевта детской поликлиники.
Основными функциями врачебного контроля являются:
- медико-педагогические наблюдения за детьми на тренировках и соревнованиях;
- проведение профилактических, оздоровительных и при показаниях лечебных мероприятий спортсменов ;
- санитарно-гигиенический контроль за условиями проведения спортивных занятий;
- профилактика спортивного травматизма, медицинское обследование учащихся при спортивных соревнованиях и массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- консультация врачей лечебно-профилактических учреждений, тренеров, педагогов и людей, занимающихся физкультурой и спортом;
- организационно-методическая и научно-практическая работа по вопросам медицинского обеспечения занимающихся физкультурой и спортом;
- санитарно-просветительная работа.
К спортивным соревнованиям допускают только после разрешения врача или медсестры, оформленного в форме индивидуальной справки или заявки о допуске к соревнованиям от спортивной организации, заверенной в медицинском учреждении. Врачебно-педагогические наблюдения во время занятий проводят совместно с тренером для оценки оздоровительного эффекта. Опрос, визуальные наблюдения, хронометраж занятий с подсчетом пульса до, во время и после занятий помогают определить плотность занятия. При выявлении одного из признаков выраженного переутомления занятие следует прекратить. Эти признаки следующие: резкое покраснение или бледность кожи, синюшность губ, страдальческое выражение лица, резко учащенное дыхание, дрожание рук, головокружение, головная боль, боль в правом подреберье, тошнота, иногда рвота.
На соревнованиях медицинская сестра совместно с судьей проверяет состояние мест соревнований, инвентаря, обеспеченность питьевой водой, туалетами, раздевальными комнатами, душем. Контролирует правильность оформления заявок. В заявке должен быть пофамильно указан возраст, квалификация, вид соревнования, заключение врача о допуске. Подпись врача и печать медицинского учреждения должны стоять против фамилии каждого участника и в конце заявки после подписей представителей спортивной организации с указанием общего числа спортсменов и даты. При выявлении нарушений совместно с судьей принять меры по их устранению. Во время соревнований следить за самочувствием спортсменов, принимать меры по профилактике травм, заболеваний, а при необходимости оказать первую помощь. Медицинский персонал должен иметь необходимые медикаменты, инструменты, перевязочный материал.
Техника безопасности.
Мини- футбол требует от игроков высокой степени физической подготовленности, силы, выносливости, быстроты зрительно - двигательной реакции. Игра в мини- футбол связана с длительной физической нагрузкой на весь организм спортсмена, сердечно - сосудистую и нервную систему, опорно - двигательный аппарат. Самая же большая нагрузка приходится на нижние конечности, и с нарастанием утомления часто наблюдается нарушение координации движения.
При противодействии движения, превышающем пределы растяжимости, часто возникают повреждения связок. Вместе с ними травмируются мениски коленных суставов и сумочно - связачный аппарат голеностопного сустава; наблюдаются разрывы мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц; сотрясение головного мозга, ушибы тела при столкновении и неудачном падении.
Общие требования безопасности
1. К занятиям по мини- футболу допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по технике безопасности.
2. Опасность возникновения травм:
— при падении на твердом покрытии;
- при нахождении в зоне удара;
- при блокировке мяча;
- при наличии посторонних предметов на площадке и вблизи;
3. У тренера-учителя должна быть аптечка, укомплектованная не обходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказа ния первой помощи пострадавшим.
4. Занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры.
5. Занятия должны проходить на сухой площадке или сухом полу.
Требования безопасности перед началом занятий
1. Надеть спортивную форму и обувь с нескользкой подошвой.
2. Тщательно проверить отсутствие посторонних предметов на площадке и вблизи.
3. Провести физическую разминку всех групп мышц
4. Внимательно прослушать инструктаж по ТБ при игре в мини-футбол. Требования безопасности во время занятий
1. Во вре мя занятий на площадке не должно быть посторонних лиц.
2. При выполнении ударов, столкновениях и падениях игрок должен уметь применять приёмы само страховки.
3. Соблюдать игровую дисциплину, особенно во время обучающих тренировок.
4. При температуре воздуха +10 град. одевать спортивный костюм.
5. Пользоваться защитными приспособлениями (щитками, перчатками -для вратаря и др.)
Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю – тренеру.
2. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся тренеру.
3. Все занимающиеся должны знать о профилактике спортивных травм и уметь оказывать первую доврачебную помощь.
Требования безопасности по окончании занятий
1. Убрать спортивный инвентарь в места для его хранения.
2. Снять спортивную форму и спортивную обувь.
3. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
4. О всех недостатках, отмеченных во время занятия-игры, сообщить учителю-тренеру.
Рекомендации по технике безопасности и профилактике травматизма на занятиях по мини- футболу.
1. Занятия по мини- футболу проводятся на футбольных полях, площадках, закрытых залах.
2. Все занимающиеся должны быть в спортивной форме, предусмотренной правилами игры. На занятиях с использованием единоборства, играх и игровых упражнениях обувь у всех должна быть однотипной(кеды или спортивные тапочки).
3. За порядок, дисциплину и своевременный выход на футбольное поле к началу занятий отвечает судья, учитель физкультуры, дежурный по группе или капитан команды.
4. Преподаватель до начала занятий проверяет состояние, готовность футбольного поля и наличие необходимого спортивного инвентаря. Проверяет прочность ворот, отсутствие посторонних предметов на поле. Инструктирует участников по технике безопасности, правилам игры, безопасной технике отбора мяча и др.
5. Опоздавшие после рапорта дежурного, к занятиям не допускаются.
6. После перенесенных травм или заболеваний футболист допускается к дальнейшим занятиям только с разрешения врача.
7. Все футболисты должны знать о профилактике спортивных травм и уметь практически оказать первую доврачебную помощь.
8. Во время занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц или предметов, которые могут стать причиной травмы.
9. При выполнении прыжков, случайных столкновениях и падениях, футболист должен уметь применять самостраховку ( приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты).
10. Во время проведения игр, учащиеся должны соблюдать игровую дисциплину, не применять грубых и опасных приемов, вести игру согласно правилам соревнований.
11. В процессе соревнований необходимо строго соблюдать правила игры.
12. Занимающиеся должны строго соблюдать дисциплину и порядок при выполнении полученных заданий, а судьи и капитаны команд - пресекать всякие нарушения дисциплины и правил игры.
Тактика игры.
Поскольку мини- футбол игра командная, на первое место выдвигается взаимопонимание игроков, умение вести грамотные совместные действия. Важное значение при этом имеет тактическое построение игроков. Схем существует великое множество, однако само понятие схемы, как и понятие амплуа игроков достаточно относительно. В зависимости от квалификации игроков, их обязанности на поле могут значительно выходить за рамки амплуа. Так, часто по замыслу тренера полузащитники, в особенности крайние (а иногда даже и крайние защитники) выполняют роль нападающих. В связи с развитием теории футбола и универсализацией игроков стали анахронизмом некоторые широко известные прежде схемы.
Мини- футбол охватывает, прежде всего, 4 пункта: на основе физического формы и условия конструктивно-мыслительных способностей, обращение с мячом, техника, а также тактику. К игровой тактике принадлежат запланированное взаимодействие различного стиля команды, определенное распределение и установка позиций на игровом поле, а также переменное переключение обороны к нападению и наоборот. Сама тактика зависит определенно от силы противника, от игрового хода, от игрового состояния и от возможных обусловленных нарушений и замен или состояние поля.
Футболисты команды получают разные функции и позиции на поле.
В игре "мини-футбол - тактика" удивительным образом сочетаются динамика мини- футбола и тщательное планирование каждого действия, характерное для стратегии.
Тактика делится на три основные категории: 1) расстановка игроков; 2) действия команды (а) при атаке или (б) при обороне, в отношении либо всей команды, либо ее части; 3) стандартные положения. Для игроков и тренеров важно определить роль каждого игрока на поле и способы, которыми они должны достигать цели игры, — забить гол и не позволить сделать этого соперникам. Для этого приходится уделять внимание всем трем аспектам тактики, а также следить за эволюцией игры в целом.
Тактика игры в мини- футбол заключается в следующем: расстановка игроков в основном 1-2-1 или 2-2. в мини- футбол играется двумя четверками и двумя вратарями(1 запасной). Тактика –все вперед и все назад. Постоянный переход от обороны к нападению и наоборот. Обучение тактики игры в мини- футбол происходит и во время тренировочного процесса, а также и во время различных соревнований.
Игра в квадрат.
эта игра заключается в следующем:
- умение видеть поле
- отработка паса
- закрепление технико- тактичеких действий между игроками.
- держание мяча
виды квадратов:
1.4х2
2.3х1
3. 5х2
4.команда на команду.
Эта игра очень тактически и технически сложная поэтому значение этой игры в учебно- тренировочном процессе очень велико, следовательно игра совершенствуется с каждым годом обучения спортсменов.
Ручной мяч.
Ручной мяч используется в мини-футболе как тактическое задание, которое позволяет игрокам видеть поле и развить навыки ловкости и умения ориентироваться в пространстве. Поэтому игра «ручной» мяч используется как элемент тренировки в мини- футболе, а также она включена в программу и более совершенствуется с каждым годом обучения спортсменов по мини-футболу.
Техника игры.
Научно-методические основы обучения игре в мини- футбол имеет существенное отличие от трех спортивных игр, рекомендуемых Программой по физической культуре: согласно правилам соревнований, вся игровая деятельность в нем осуществляется ногами, за исключением вбрасывания мяча из-за боковой линии и игры вратаря. Поэтому мини- футбол в большей степени, чем другие спортивные игры, способствует развитию координации движений, выполняемых ногами. Это, в свою очередь, имеет важное прикладное значение для учебной, бытовой, а в будущем и трудовой деятельности занимающихся (управление частным или государственным транспортным средством, военной техникой, специально оборудованными станками с ножной системой управления и т.д.), где нужно обладать тонкими точностными двигательными способностями ног.
Участвуя в игре, ученик незаметно для себя переносит значительную нагрузку, выполнение которой в других условиях и в другой обстановке было бы связано с проявлением значительных волевых усилий. Большой объем движений обусловлен высоким эмоциональным фоном, который является ведущим фактором в поддержании постоянного интереса к занятиям мини- футболом.
Мини- футбол как доступный и достаточно популярный среди молодежи вид спорта характеризуется высокой игровой и двигательной активностью. Под игровой активностью понимается объем технико-тактических действий, который выполняет футболист в игре и на тренировке, а под двигательной активностью - объем двигательной деятельности (рывки, ускорение, бег, прыжки и т.п.), выполняемый в игре и на тренировке. В основе двигательной активности лежат функциональные возможности спортсменов, способность реализовывать их в игре.
Ведение мяча
Очень важный прием в футболе. Ведь часто бывает необходимо продвинуться с мячом на лучшую позицию, приблизиться к воротам соперников. Иногда просто нет возможности передать мяч партнеру или ударить по воротам соперника, пока не пробежишь с мячом какое-то расстояние. Но вести мяч в любом случае надо так, чтобы не терять при этом много времени и чтобы мяч не сумел перехватить соперник.
Ведение мяча выполняют во время бега следующими один за другим ударами по мячу. Удары эти должны быть такими, чтобы мяч каждый раз отскакивал на желаемое расстояние вперед. Если ты не встречаешь сопротивления соперника, то можешь ударять по мячу сильнее (чтобы мяч отскакивал дальше). Когда соперник находится рядом, надо все время держать мяч под контролем, а иной раз менять скорость продвижения и расстояние, на которое мяч посылается вперед.
....... Если, например, впереди нет соперника, но тебя догоняют, резонно послать мяч вперед на 8-10 м и, преодолевая это расстояние без мяча, оторваться от преследователя.
....... При ведении стремись держать голову так, чтобы видеть и мяч и окружающую обстановку. Если мяч ведут по прямой линии, то удары наносят внешней частью подъема. По кривой линии мяч чаще ведут внутренней частью подъема. Последовательные удары по мячу при ведении по прямой линии можно наносить одной и (попеременно) обеими ногами.
....... При равномерном продвижении с мячом мяч находится примерно в метре впереди игрока.
Футбольные финты.
Финты в мини- футболе - это обманные движения ногами и туловищем, которые футболисты, владеющие мячом, применяют с целью перехитрить соперника.
Например, игрок ведет мяч. В момент, когда соперник атакует, пытаясь отобрать мяч, владеющий мячом наклоняет туловище в сторону и в эту же сторону замахивается ногой, показывая намерение увести мяч именно туда. Замысел его заключается в том, чтобы заставить соперника поверить этому намерению и податься в ту же сторону. Если соперник так среагирует, то дальнейшая задача применяющего финт - уйти с мячом в другую сторону, успев это сделать настолько быстро, чтобы на какое-то время оставить соперника в положении, когда он лишен шансов отобрать мяч.
....... Другой пример. Нападающий остановил переданный ему мяч подошвой. Впереди и в нескольких шагах напротив него - защитник другой команды. Когда они сблизились настолько, что защитник может перехватить мяч, владеющий мячом замахивается, скажем, правой ногой, делая вид, что собирается направить мяч влево от себя, однако вместо удара лишь проносит ногу над мячом.
Если защитник, для того чтобы перехватить мяч, сделает выпад в ту сторону, в которую нападающий будто бы хотел послать мяч, он этим освободит перед нападающим пространство, куда тот сможет устремиться рывком, а затем передать мяч или сразу пробить по воротам…
Финтов в футболе очень много. Выдающиеся футболисты доводят какой-нибудь из полюбившихся им футбольных финтов до совершенства и превращают его в "фирменное оружие".
Отбор мяча
Отбор мяча - очень сложный технический прием. Кроме чисто физических качеств для его выполнения нужна еще и очень большая расчетливость. Ведь в момент единоборства с соперником, который владеет мячом, инициатива принадлежит ему: он в каждом случае может применить совершенно разные средства обыгрывания защитника. Значит, игрок обороны должен сперва уловить намерение владеющего мячом и лишь потом применить тот или иной прием отбора мяча. Между прочим, в играх в двое ворот, когда в каждой команде всего по несколько игроков, можно учиться и тем приемам, которые чаще всего употребляют нападающие, и тем, при помощи которых действуют защитники.
Обратите внимание на то, что легче всего отобрать мяч у соперника в момент, когда он принимает мяч.
Выбор приема для отбора мяча должен зависеть от того, в каком положении находится владеющий мячом и отбирающий его. Например, если игрок с мячом движется на соперника, то задача отбирающего - сблизиться с наступающим на него на такое расстояние, с которого можно резким и быстрым движением ноги к мячу успеть отобрать мяч раньше, чем соперник в очередной раз коснется мяча. Тут все зависит от своевременности и быстроты атаки. Некоторые защитники, сблизившись с наступающим соперником, не сразу атакуют, а уходят в ту или иную сторону. Владеющий мячом в таких ситуациях часто старается уйти в другую сторону и тем облегчает задачу защитника.
Остановка мяча.
Поскольку во время игры мяч все время движется, то чтобы им овладеть, игроки должны уметь его останавливать. И делать это так, чтобы создать удобные условия для других действий, например для удара или ведения. Останавливать мяч можно ногой, головой и туловищем.
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы .
Когда мяч катится на игрока, его удобнее всего останавливать внутренней стороной стопы. Перед тем как коснуться мяча, нужно, чтобы ступня согнутой опорной ноги была параллельна линии, по которой катится мяч. Ногу, которой вы хотите остановить мяч, в момент касания ею мяча следует немного отвести назад, за опорную. Если стопа ноги, которой делается остановка, ставится под прямым углом к линии, по которой катится мяч, то мяч, коснувшись ноги, откатится назад прямо перед игроком. Если же стопа встретит мяч под другим углом, мяч после остановки может покатиться чуть вправо или влево. Чем мягче получится остановка, тем меньшим будет отскок мяча от ноги. А чтобы остановка получилась мягкой, нужно расслабить ногу в коленном и голеностопном суставах.
Остановка катящегося мяча подошвой.
Для выполнения этого приема необходимо ногу, немного согнутую, выставить навстречу катящемуся мячу так, чтобы мяч коснулся подошвы. Ступня в этот момент обращена носком вверх. Мягкость остановки мяча достигается отведением ноги чуть назад в момент сближения мяча с подошвой. Вынесение ноги вперед приведет к отскоку мяча от игрока. Туловище в момент остановки мяча должно быть немного наклонено вперед.
Остановка внешней частью подъема
Остановка опускающегося мяча внешней частью подъема с одновременным переводом его в сторону. По мере приближения мяча подними ногу и отведи ее в сторону опорной, а сам немного наклонись в сторону ноги, которой будешь останавливать мяч. Когда мяч приближается к земле, поднятая нога движется в его сторону. В момент отскока мяча от земли она накрывает мяч внешней стороной подъема.
Остановка внутренней частью подъема
Остановка опускающегося мяча внутренней частью подъема с одновременным переводом его в сторону. Чтобы выполнить этот прием, надо во время движения навстречу мячу точно рассчитать место приземления мяча. Сближаясь с мячом, замедли бег (или совсем остановись) и, как бы загребая мяч, не дай ему отскочить от земли: сразу же начинай вести мяч в ту или иную сторону. Выполняя этот прием, нужно не только рассчитать место приземления мяча, но и так проделать загребающее движение, чтобы пронос ноги над мячом, касание ею мяча и рывок вперед или в сторону следовали друг за другом без всякого промедления.
Остановка опускающегося мяча подошвой
Чтобы выполнить этот прием, игрок должен рассчитать место приземления мяча. В момент отскока мяча от земли опорная нога должна стоять немного за точкой приземления мяча. Другую ногу нужно невысоко поднять, с таким расчетом, чтобы подошва преградила путь мячу. Во избежание отскока мяча следует в момент касания мяча подошвой немного поднять ногу, как бы чуть уступая "стремлению" мяча двигаться вверх.
Но делать это надо не спеша. Недавно начавшие играть в футбол часто допускают техническую ошибку, поднимая ногу преждевременно. Мяч в таких случаях часто не долетает до места, где находится игрок, или перелетает это место. И даже если он опускается у ноги, то проскальзывает под ней раньше, чем игрок успеет коснуться мяча. Это частая погрешность в технике выполнения приема у начинающих.
Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы
Мячи, опускающиеся не спереди, а немного сбоку, можно, так же как и подошвой, останавливать и внутренней стороной стопы.
До остановки мяча носки обеих ног обращены вперед - навстречу летящему мячу. Рассчитай место приземления мяча и в момент, когда мяч приблизится к земле, слегка отведи ногу, которой хочешь его остановить, назад - к точке приземления мяча. Одновременно разверни ногу носком наружу так, чтобы ступня образовала прямой угол с линией полета мяча. В момент приземления мяча эта нога немного приподнимается и накрывает мяч внутренней стороной стопы.
Остановка мяча в воздухе
Остановка мяча в момент его касания земли наиболее целесообразна, поскольку мяч при этом остается на земле и овладевший им может сразу выполнить самые различные приемы (ведение, обводку, удар). Но во время игры часто нет времени ждать, пока мяч приземлится. Поэтому игрок вынужден бывает применить футбольные технические приемы остановки мяча в воздухе.
Остановить мяч в воздухе можно разными частями стопы и бедром. Для этого надо в прыжке или в положении стоя поднять ногу вверх (вперед или в сторону) и подставить ту или иную ее часть к мячу, а чтобы смягчить удар, - отвести ногу (вместе с мячом) вниз или в сторону. Мяч, потеряв скорость, опустится к ногам.
Остановка мяча бедром
Рассчитай место приземления мяча и, согнув одну ногу, подними ее вверх примерно на уровень живота. Туловище отклони немного назад. Когда мяч коснется бедра, уступающим движением опусти ногу, оставляя ее согнутой. Мяч потеряет скорость и скатится к твоим ногам.
Остановка мяча грудью.
По мере приближения мяча вынеси грудь чуть вперед и разведи руки в стороны и немного вверх. Когда мяч коснется груди, быстро отведи туловище назад, а грудь вбери. Согни колени. Мяч, как с горки, скатится с груди и упадет перед тобой.
Если хочешь, чтобы мяч упал вправо или влево от тебя, в момент касания мяча с грудью поверни в "нужную" сторону туловище.
Остановка мяча головой
Как и приемы остановок мяча ногой, основана на выполнении уступающего движения. Когда мяч приближается к тебе, устремись ему навстречу, встань на носки и вытяни к мячу туловище и голову. В последний момент согни колени (как бы присаживаясь) и втяни голову в плечи. Присаживаясь, ставь ноги одну перед другой: при таком выполнении приема мяч почти не отскочит от головы.
Удары по мячу.
Удар подъемом.
По мячу можно ударять серединой подъема, его внутренней и внешней частью.
Удар серединой подъема.
Предположим, ты хочешь ударить по мячу серединой подъема правой ноги. Поставь левую ногу рядом с мячом так, чтобы носок ее был чуть впереди мяча. Правая нога немного сзади и напротив мяча. Теперь согни правую ногу и отведи ее чуть назад. Резким движением направь ногу к мячу, стараясь серединой подъема попасть в середину мяча. В момент удара опорная (левая) нога ставится на носок, а туловище наклоняется вперед. В момент касания мяча подъемом нога еще будет согнута, но потом, как бы провожая мяч, она станет выпрямляться.
Учти: до удара голеностопный сустав расслаблен, а при нанесении удара должен быть напряжен. Левая рука в момент удара выносится вперед-вверх. Чтобы ударить по мячу с разбега, отойди на несколько шагов назад, но не в сторону от мяча. Рассчитай разбег, чтобы в момент удара положение ног было таким же, как и при ударе с места. Нанося удар, опорную ногу приподними на носке, чтобы бьющая не задела пальцами землю.
Удар серединой подъема — один из главных. Высота полета мяча при ударе подъемом зависит от того, насколько опорная нога в момент удара отстоит от мяча. Если опорная нога на уровне мяча, то подъемом бьющей ноги удается коснуться мяча в середине или даже чуть выше. Полет мяча при таком ударе невысок. Если же опорная нога находится дальше от мяча, то бьющей ногой удается коснуться лишь нижней части мяча. Получается подсечка, отчего мяч летит высоко.
Удар внешней частью подъема
Этим ударом часто пользуются игроки с длинной стопой (опасаясь задеть носком землю), а также "косолапые" - те, у кого носки ног повернуты внутрь.
Чтобы нанести такой удар, нужно опорную ногу поставить примерно в 10-15 см сбоку и сзади от мяча, а бьющую повернуть носком внутрь. После замаха бьющая нога соприкасается с нижней частью мяча. В момент удара нога закреплена в голеностопном суставе, а туловище немного наклонено вперед.
Высота полета мяча зависит от расстояния между мячом и опорной ногой и от того, насколько стопа повернута внутрь: чем ближе опорная нога и чем больше повернута стопа, тем ниже полетит мяч.
Для обучения ударам внешней частью подъема можно использовать те же упражнения, которые были рекомендованы при разучивании ударов серединой подъема.
Возможные ошибки в технике удара:
1. Опорная нога не отведена на нужное расстояние от мяча и мешает бьющей сделать нужный замах и нанести сильный удар. Бьющая нога может даже зацепить опорную.
2. Опорная нога слишком далеко от мяча. Дотянуться до мяча можно не подъемом, а лишь внешней частью носка. Удар получается слабый, мяч не поднимается в воздух, а тихо катится по земле.
Удар внутренней частью подъема.
Выполняется так же, как удар прямым подъемом, но в последний момент перед ударом надо развернуть носок наружу.
Часто этот удар применяется, когда игрок оказывается на одном из краев поля и хочет навесить мяч на ворота. Ведь такому игроку не нужно поворачиваться лицом к цели, как при ударе серединой подъема. Значит, он экономит время. Можно нанести такой удар и с прямого разбега (по отношению к полету мяча). Часто его применяют футболисты, не овладевшие ударом прямым подъемом или имеющие длинную стопу: при таком ударе исчезает опасность зацепить носком землю, поскольку пальцы обращены не к земле, а находятся под углом к ней.
Если хочешь нанести такой удар правой ногой не вперед, а в сторону - влево от себя, сделай так: положи мяч и встань позади него левым боком к той стороне площадки, куда предполагаешь послать мяч. Поставь полусогнутую левую ногу чуть позади мяча и слева от него. Правую (бьющую) ногу, тоже немного согнутую, отведи для замаха назад и чуть вправо. Теперь рассчитай разворот голеностопного сустава наружу в момент удара так, чтобы внутренней частью подъема было удобно попасть в нижнюю часть мяча. Движение рук такое же, как при ударе прямым подъемом. Мяч полетит низко, если выносить вперед колено бьющей ноги. А чтобы мяч летел высоко, надо, наоборот, колено этой ноги не доводить до мяча, а удар наносить в нижнюю часть мяча. При ударе с разбега нужно, чтобы разбег делался по дуге. Положение опорной и бьющей ноги такое же, как при ударе с места.
Резанные и кручённые удары очень любят применять пятикратные чемпионы мира по футболу – бразильцы. Мяч летит в ворота по кривой, поэтому становится намного проще обмануть соперников.
Резаный удар внутренней частью подъема
Подготовка к удару такая же, как при обычном ударе внутренней стороной стопы. Если удар наносится правой ногой, то разбегаться нужно с левой стороны мяча. Опорная нога ставится немного сбоку и за мячом. Внутренней частью подъема удар наносится по той части мяча, которая дальше от опорной ноги. Нога как бы вскользь прокатывается по мячу, придавая ему вращательное движение вокруг своей оси. После такого удара мяч должен лететь вперед, вращаясь вокруг своей оси в левую сторону.
Резаный удар внешней частью подъема
Вся подготовка к удару такая же, как к обычному удару внешней частью подъема. Но, чтобы мяч летел не прямолинейно, а вращался во внешнюю сторону, нужно нанести удар не по середине мяча, а по той части, которая ближе к опорной ноге: сперва коснуться мяча частью подъема, которая ближе к пальцам, а потом сделать движение бьющей ногой в сторону опорной и оторвать ногу от мяча лишь в тот момент, когда мяч, прокатившись по внешней части подъема, окажется у его середины или чуть дальше к пятке.
Возможные ошибки в технике удара:
1. Желая подрезать мяч внешней стороной подъема, ты коснулся той части мяча, которая слишком близка к его середине. Вращательного движения мяч уже не получает.
2. Ты не сумел придать мячу вращательное движение потому, что не сделал движения бьющей ногой в сторону опорной, а выполнил ею лишь движение вперед (как при нанесении обычного удара этой частью подъема).
Удар внешней стороной стопы.
Чаще всего внешней стороной стопы бьют по мячу, катящемуся навстречу или сбоку, с внешней стороны бьющей ноги. Чтобы нанести такой удар правой ногой вправо от себя, надо левую (опорную) ногу поставить примерно в полушаге слева от мяча и чуть за ним. После замаха в сторону и мимо опорной ноги обратным движением другой ноги ударь серединой внешней стороны стопы по середине мяча.
В футболе такой удар - редкость, поскольку выполнять его неудобно. Значит, и мы не будем уделять обучению ему много времени и не предлагаем упражнения для разучивания такого удара. Но на нескольких занятиях поупражняться в ударах внешней стороной стопы у стенки или передавая мяч друг другу имеет смысл.
Удар по мячу, катящемуся сбоку
Удары по мячу, летящему к игроку сбоку, во время игры применяют при обстреле ворот, выполняя различные передачи, при отбивании мяча от ворот.
Если мяч катится к тебе слева или справа, а ты хочешь его ударить прямо перед собой, то в момент подкатывания мяча к тебе опорная нога должна оказаться на линии движения мяча.
Удар по мячу, катящемуся от игрока
Если хочешь ударить по мячу, когда он катится в том же направлении, в каком движешься ты, нужно прежде всего догнать мяч, поставить опорную ногу немного впереди мяча и в этот же момент замахнуться. Удар наноси, когда мяч будет катиться мимо опорной ноги. В результате удара мяч полетит вперед по ходу твоего движения. Если же нужно направить мяч в сторону, ставь опорную ногу так, чтобы в момент удара она находилась за мячом.
Удар носком
Положи мяч и реши, какой ногой хочешь нанести удар. Если правой, то нужно встать позади мяча примерно на расстоянии 10-15 см так, чтобы правая нога находилась напротив мяча, а левая на том же расстоянии, но немного левее мяча. Левая нога будет служить опорой.
Для выполнения удара нужно правую ногу отвести назад, замахнуться ею, а потом направить ее в сторону мяча так, чтобы носок попал в середину мяча. Обрати внимание: носок опорной ноги должен быть обращен вперед. В момент, когда бьющая нога движется к мячу мимо опорной, ее надо резко выпрямлять, хотя она в момент касания мяча носком и остается все же чуть согнутой. Направление и дальность полета мяча зависят от того, в какую часть мяча, с какой силой и под каким углом будет нанесен удар.
Если хочешь ударить с разбега, то нужно отойти на несколько шагов назад и рассчитать разбег так, чтобы в момент удара левая нога стояла немного левее и чуть позади мяча.
Удар носком в футболе не редкость. После такого удара мяч летит с большой скоростью. Часто игроки проталкивают мяч носком, делая передачу партнеру, особенно когда нет времени дотянуться до мяча другой частью ступни. Учти: носком труднее, чем другими частями ступни, добиться точности удара, так как с мячом соприкасается маленькая площадь ноги и, если не попадешь в середину мяча, он срежется в сторону. Однако в ударе носком немало и положительного: прежде всего высока скорость полета мяча; сам удар можно нанести после короткого и незаметного для соперника замаха.
Удар пяткой
Если хочешь ударить по мячу пяткой правой ноги назад, встань позади мяча так, чтобы левая нога стояла с левой стороны от мяча, а правая примерно на длину ступни за мячом. Носки обеих ног направлены вперед. Из этого положения замахнись правой ногой и занеси ее за мяч (нога проходит над мячом или справа от него). Теперь резким движением назад ударь пяткой в нижнюю часть мяча посередине.
Пяткой правой ноги можешь послать мяч и влево от себя. Для этого левой ногой заступи немного вперед мяча так, чтобы пятка оказалась примерно напротив середины мяча. Колено этой ноги согнуто. Теперь нужно вынести вперед и немного вправо бьющую ногу, одновременно разворачивая наружу ее носок до такой степени, чтобы пятка оказалась напротив середины мяча. После этого движением ноги к мячу выполняется удар. В игре удары пяткой используются чаще всего как неожиданные для соперника передачи, а не для удара по воротам.
Скоростно- силовая подготовка.
Теория скоростно- силовой подготовки.
За последние годы сложилась четкая система последовательных, взаимоувязанных групп футбольной подготовки. В то же время очень остро стоят вопросы, касающиеся определения эффективных критериев отбора детей для формирования различных звеньев футбольной подготовки.
Скоростно-силовая подготовка как фактор становления спортивного мастерства.
В процессе силовой подготовки необходимо решать следующие задачи:
а) обеспечить разностороннее развитие основных мышечных групп с целью создания; предпосылок для, специфических проявлений силовых качеств в избранном виде спорта и успешного освоения общеподготовительных, специально-подготовительных и соревновательных упражнений (так называемая, общая силовая подготовка);
б) обеспечить развитие специфических для избранного вида спорта силовых способностей (собственно силовых, скоростно-силовых, силовой: выносливости, силовой; ловкости и т.п.) необходимых для успешного освоения двигательных действий, составляющих основу соревновательной деятельности в данном виде спорта.
Специальная силовая подготовка выражается, прежде всего, в: преимущественно функциональном совершенствовании тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку при выполнении конкретной спортивной деятельности, а также в формировании специфических нейро-моторных механизмов, лимитирующих проявляемую человеком силу.
Значение скоростно- силовой подготовки при индивидуальной и командной игре.
Повышение физических и психологических качеств, укрепление различных
групп мышц: рук, плечей, силы ног, выработка выносливости.
Упражнения для развития скорости:
а) от лицевой линии бег трёх-четырёх игроков по команде тренера к средней
линии (5-6 повторений);
б) три-четыре игрока стоят на лицевой линии, по команде прыжок в длину,
ускорение до середины площадки;
в) игроки 3-4 человека стоят на лицевой линии спиной к сетке, в руках
скакалки. По команде все прыгают через скакалку на месте, по второму
сигналу, бросают скакалки, разворачиваются и бегут к середине площадки (4-5
повторений).
Упражнения для развития ловкости. В подготовке игрока хорошего уровня ловкость стоит рядом с акробатикой. Бег с изменением направлений, перепрыгивание через предметы, перекаты, сочетание бега и прыжков - это обязательные движения на тренировках и игре. Некоторые упражнения: в парах, один игрок стоит на лицевой линии, второй в центре площадки и держит палку (высота произвольная). По сигналу тренера: быстрый бег, прыжок через палку, касание средней линии;
б) от лицевой линии прыжок в длину, в середине площадки прыжок через палку (держит товарищ). Касание средней линии;
в) «Челночный бег» в пределах двух- трехметровых линий, количество повторений - от готовности игроков.
Упражнения для развития силы.
-отжимание от пола;
-приседание;
-подтягивание;
Соревновательная подготовка.
Соревновательная деятельность в данной программе заключается в усвоении пройденного материала и освоение изученных технико- тактических действий в различных видах соревнований, товарищеских играх, а также и на тренировках. Данная подготовка включает в себя только практическую часть программы и раскрывает узловые моменты тактической подготовки.
Методическое обеспечение программы.
тема | Форма занятий | Форма и методы подведения итогов | Дидактический материал, техническое оснащение | |||
1.теоретическая подготовка | ||||||
1.1. техника безопасности на мини- футболе | Лекция, диалог | Опрос по теме | ||||
1.2. врачебный контроль | Визуальный осмотр, прохождение медосмотра | |||||
1.3.правила игры | Лекция, диалог | Опрос по теме | ||||
2. физическая подготовка | ||||||
2.1. общефизическая подготовка | Тренировочные занятия, диалог | Данные функциональных проб, силовых и других тестов. | Шведские стенки, турник, прыгалки, эспандер, набивные мячи | |||
2.2. скоростно- силовая подготовка | Беседа, тренировочное занятие | Данные функциональных проб, силовых и других тестов. | Шведские стенки, турник, прыгалки, эспандер, набивные мячи. | |||
3. техническая подготовка. | ||||||
3.1. техника передвижения | Беседа, тренировочное занятие | Контроль на каждом занятии | Мячи, набивные мячи | |||
3.2. техника ведения | Беседа, тренировочное занятие | Контроль на каждом занятии | Мячи, набивные мячи | |||
3.3. техника приема и паса | Беседа, тренировочное занятие | Контроль на каждом занятии | Мячи, набивные мячи | |||
3.4. техника удара по мячу | Беседа, тренировочное занятие | Контроль на каждом занятии | Мячи, набивные мячи | |||
3.5. тактика атакующих и защитных действий | Беседа, тренировочное занятие | Контроль на каждом занятии | Мячи, набивные мячи | |||
4. соревновательная подготовка | ||||||
4.1. Тренировочные игры | ||||||
4.2. Итоговые игры |
Основные способы и формы работы с детьми.
Форма обучения- групповая.
Врачебный контроль и техника безопасности -проходит в виде беседы с детьми, а также визуальный осмотр врачом или медсестрой.
Правила и тактика игры- проходит в виде рассказа с наглядными пособиями и практическими заданиями.
Скоростно- силовая подготовка- наглядный метод обучения.
Технические приемы – применяются в играх, а также в индивидуальной работе с каждым учеником.
Соревновательная подготовка – применяется на соревнованиях, товарищеских играх, а также и на тренировках.
Критерии оценки результатов обучения.
Во время учебного года проводятся различные соревнования по мини- футболу. Проходят товарищеские и официальные матчи с другими командами и школами.
Условия для реализации.
Для организации учебного процесса необходимо:
- спортзал
- футбольные мячи
- спортивная форма
-желание детей и тренера участвовать в учебном процессе
Организационные и итоговые мероприятия.
Они включают в себя набор новых учебных групп, и основных мероприятий в текущем году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СФП в годовом цикле занятиями мини-футболом (из опыта работы в секции «Мини-футбол»)
Представляю примерные комплексы по СФП в секции "Мини-футбол",делюсь положительным опытом и результатами в своей работе....
Проект "Мини-футбол в школу "2012-2013гг.
Краткое положение по мини-футболу на 2012-2013 гг....
мини-футбол в школу
С 7 по 15 марта 2013 года в городе Смоленске прошло Первенство Центрального Федерального Округа по мини-футболу в рамках общероссийского проекта «Мини-футбол – в школу».В турнире приняли участие коман...
Мини-футбол в школу
Для учеников начальной школы....
Статья "Особенности обучения технико-тактическим действиям девушек 13-15 лет по мини-футболу в общеобразовательной школе"
В статье пойдет речь об особенностях обучения технико-тактическим действиям девушек 13-15 лет по мини-футболу в общеобразовательной школе. О том, что мини-футбол уже не является сугуб...
План – конспект тренировки по мини-футболу, проведённой в спортивно-оздоровительной группе Тема: Совершенствование ведений мяча в мини – футболе
План – конспект тренировки по мини-футболу, проведённой в спортивно-оздоровительной группеТема: Совершенствование ведений мяча в мини – футболе...
Статья. Особенности обучения технико-тактическим действиям девушек 13-15 лет по мини-футболу в общеобразовательной школе.
Современное общество ставит женщину в ситуацию конкуренции, в которой она вынуждена проявлять такие качества, как активность, инициативность, воля, самостоятельность. Мы считаем, что мини-футбол в общ...