ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа № 814
___________________________ГБОУ школа № 814___________________________________
Москва, ул. Веерная, д.5, корпус 3
тел. (факс) (495) 442–04–84, (495) 442–56–28,
сайт: sch814z.mskobr.ru, e-mail: 814@edu.mos.ru
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы № 814
___________ М.Н. Иванцов
« » _________ 201 г.
ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
«МИНИ-ФУТБОЛ»
(базовый уровень)
Программа разработана учителем
физической культуры Лебедеым Д.И.
в соответствии с программой
для внеурочной деятельности
общеобразовательных школ.
Программа рассчитана на 3 года.
Возраст 11-17 лет.
г. Москва
2014г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по мини-футболу предназначена для спортивных секций общеобразовательных учреждений. Данная программа является программой дополнительного образования (базовый уровень обучения) и предназначена для внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного учреждения.
Рабочая программа по мини-футболу составлена на основе примерной программы по «Мини-футболу» авторов-составителей: Андреев С.Н.,
Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В.- М.: Советский спорт,2010 год.
Рабочая программа рассчитана на 3 года обучения.
Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей учащихся ( мальчиков и девочек).
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной группы по мини-футболу
и рассчитан на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и навыков.
Данная рабочая программа направлена на содействие улучшению здоровья учащихся и разностороннюю физическую подготовленность.
Целью занятий являются:
-приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни;
-воспитания навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни;
-развивать физические качества, необходимые для овладения игрой
мини–футбол, придерживаться принципов гармоничности, оздоровительной направленности учебного процесса.
Данная программа направлена на умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки учащихся.
Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические сведения.
В учебной группе решаются определённые задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- привитие интереса к систематическим занятиям мини-футболом;
- обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- овладение основами технических приёмов, которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в мини-футбол;
- освоение процесса игры в соответствии с правилами мини-футбола; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини-футбол.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме бесед, которые проводятся, как правило, в начале занятий.
В ходе практических занятий учащиеся получат элементарные навыки судейства и первичные навыки инструктора-общественника.
Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после того, как усвоены основные правила игры.
Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований.
Задача инструкторской практики – научить подавать строевые команды, правильно показывать и объяснять простейшие упражнения.
Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей учащихся.
Выделяют общую и специальную физическую подготовку.
Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения; • видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
• изложение фактов истории развития физической культуры, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление физической культуры как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи и моральной поддержки сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения;
• организация и проведение со сверстниками подвижных игр и элементов соревнований, осуществление их объективного судейства;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности к местам проведения;
• организация и проведение занятий физической культурой с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю частоты пульса, регулирование её напряженности во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Наименование тем | Количество часов | В том числе |
Теория | Практика |
1. | Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1 | 1 | - |
2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - |
3. | Техническая подготовка | 50 | 10 | 40 |
4. | Тактическая подготовка | 42 | 12 | 30 |
5. | Общая физическая подготовка | 14 | 4 | 10 |
6. | Специальная физическая подготовка | 20 | 4 | 16 |
7. | Игровая подготовка | 10 | 2 | 8 |
8 | Инструкторская и судейская практика | 6 | 4 | 2 |
9. | Соревнования | 4 | - | 4 |
10. | Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов | 4 | - | 4 |
| ИТОГО: | 152 | 38 | 114 |
Учебно-тематический план 2 года обучения № | Наименование тем | Количество часов | В том числе | Теория | Практика | 1. | Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1 | 1 | - | 2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | 3. | Техническая подготовка | 40 | 10 | 30 | 4. | Тактическая подготовка | 52 | 12 | 40 | 5. | Общая физическая подготовка | 24 | 4 | 20 | 6. | Специальная физическая подготовка | 10 | 4 | 6 | 7. | Игровая подготовка | 10 | 2 | 8 | 8 | Инструкторская и судейская практика | 6 | 4 | 2 | 9. | Соревнования | 4 | - | 4 | 10. | Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов | 4 | - | 4 |
| ИТОГО: | 152 | 38 | 114 |
Учебно-тематический план 3 года обучения № | Наименование тем | Количество часов | В том числе | Теория | Практика | 1. | Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. | 1 | 1 | - | 2. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 1 | - | 3. | Техническая подготовка | 40 | 10 | 30 | 4. | Тактическая подготовка | 52 | 12 | 40 | 5. | Общая физическая подготовка | 24 | 4 | 20 | 6. | Специальная физическая подготовка | 10 | 4 | 6 | 7. | Игровая подготовка | 10 | 2 | 8 | 8 | Инструкторская и судейская практика | 6 | 4 | 2 | 9. | Соревнования | 4 | - | 4 | 10. | Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов | 4 | - | 4 |
| ИТОГО: | 152 | 38 | 114 |
Краткое описание содержания программного материала. Теоретическая подготовка Знакомство обучающихся друг с другом. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор соревнований по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров. Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие Российские команды, тренеры, и футболисты. Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля. Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс. Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях по мини-футболу и их предупреждение. Правила игры, организация и проведение соревнований по мини-футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Общая и специальная физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения, круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию. Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад. Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лёжа на спине. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону. Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х 30 м., до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега. Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность и в цель. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа. Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек . Рывок с мячом . Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики. Техническая подготовка. Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему и летящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность. Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным сопротивлением. Удары на точность. Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или передачей мяча.
Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения. Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение обманных движений в единоборстве. Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые действия с мячом. Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Броски рукой на точность и дальность. Тактика игры в футбол. Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3, 3+1. Разбор проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста и команды в целом. Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают за движением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру). Тактика нападения. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание». Начинать и развивать атаку из стандартных положений. Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом месте. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е. осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча. Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя правильный выбор позиции и страховку партнёров Уметь взаимодействовать в обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и построение «стенки». Комбинация с участием вратаря. Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в игру, адресуя его свободному от опеки партнёру. Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные, групповые и командные тактические действия. Календарно-тематическое планирование (5 - 6 класс) (1 год обучения)
|
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
|
| Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. |
|
|
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
|
|
| Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». |
|
|
| Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». |
|
|
| Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. |
|
|
| Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. |
|
|
| Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол |
|
|
| Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. |
|
|
| Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. |
|
|
| Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. |
|
|
| Подвижные игры. |
|
|
| Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. |
|
|
| Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. |
|
|
| Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. |
|
|
| Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Общеразвивающие у ражнения в парах, подтягивания. |
|
|
| Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. |
|
|
| Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. |
|
|
| Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. |
|
|
| Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. |
|
|
| Отработка паса щечкой в парах. Футбол. |
|
|
| Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. |
|
|
| Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. |
|
|
| Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. |
|
|
| Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. |
|
|
| Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. |
|
|
| Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. |
|
|
| Отработка передач в движении, передача мяча на ход. |
|
|
| Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. |
|
|
| Тренировка выносливости, изменение направления движений по си налу. |
|
|
| Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. |
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. |
|
|
| Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. |
|
|
| Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов |
|
|
| Специальные упражнения. Чеканка мяча. |
|
|
| Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. |
|
|
| Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. |
|
|
| Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. |
|
|
| Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Скоро тные упражнения + удары по мячу из различных положений. |
|
|
| Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель,теннисбол. |
|
|
| Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. |
|
|
| Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. |
|
|
| Ведение мяча + удар по воротам. Футбол. |
|
|
| Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. |
|
|
| Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Игра на опережение, старты из различных положений. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. |
|
|
| Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости. |
|
|
| Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. |
|
|
| Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. |
|
|
| Прием мяча различными частями тела. |
|
|
| Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. |
|
|
| Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. |
|
|
| Старты из различных положений, двусторонняя игра. |
|
|
| Упражнение змейка + удар по воротам. Футбол. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. |
|
|
| Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование (7 - 8 класс) (2 год обучения)
|
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
|
| Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. |
|
|
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
|
|
| Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». |
|
|
| Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». |
|
|
| Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. |
|
|
| Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. |
|
|
| Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол |
|
|
| Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. |
|
|
| Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. |
|
|
| Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. |
|
|
| Товарищеская игра |
|
|
| Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. |
|
|
| Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. |
|
|
| Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. |
|
|
| Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. |
|
|
| Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. |
|
|
| Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. |
|
|
| Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. |
|
|
| Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. |
|
|
| Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. |
|
|
| Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. |
|
|
| Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. |
|
|
| Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. |
|
|
| Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. |
|
|
| Отработка передач в движении, передача мяча на ход. |
|
|
| Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. |
|
|
| Тренировка выносливости, изменение направления движений по сигналу. |
|
|
| Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. |
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. |
|
|
| Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. |
|
|
| Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов |
|
|
| Товарищеская игра . |
|
|
| Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. |
|
|
| Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. |
|
|
| Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. |
|
|
| Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. |
|
|
| Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель,теннисбол. |
|
|
| Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. |
|
|
| Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. |
|
|
| Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Игра на опережение, старты из различных положений. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. |
|
|
| Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости. |
|
|
| Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. |
|
|
| Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. |
|
|
| Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. |
|
|
| Старты из различных положений, двусторонняя игра. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. |
|
|
| Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. |
|
|
|
Календарно-тематическое планирование (9 - 10 класс) (3 год обучения)
|
№ | Дата | Тема занятия | Количество часов |
|
| Знакомство обучающихся друг с другом. Выявление уровня первичной подготовки детей в данном виде деятельности. |
|
|
| Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
|
|
| Втягивающая тренировка. Специальные упражнения, свободная практика. |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег, футбол, изучение упражнения «квадрат». |
|
|
| Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». |
|
|
| Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. |
|
|
| Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. |
|
|
| Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». |
|
|
| Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол |
|
|
| Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка прием мяча. |
|
|
| Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. |
|
|
| Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. |
|
|
| Товарищеская игра |
|
|
| Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. |
|
|
| Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. |
|
|
| Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. |
|
|
| Упражнение«квадрат». Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. |
|
|
| Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. |
|
|
| Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. |
|
|
| Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. |
|
|
| Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. |
|
|
| Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. |
|
|
| Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. |
|
|
| Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. |
|
|
| Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. |
|
|
| Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. |
|
|
| Отработка передач в движении, передача мяча на ход. |
|
|
| Отбор мяча толком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. |
|
|
| Тренировка выносливости, изменение направления движений по сигналу. |
|
|
| Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. |
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. |
|
|
| Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. |
|
|
| Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов |
|
|
| Товарищеская игра . |
|
|
| Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. |
|
|
| Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. |
|
|
| Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. |
|
|
| Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. |
|
|
| Изучение техники игры вратаря, точный бросок в цель,теннисбол. |
|
|
| Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. |
|
|
| Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. |
|
|
| Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Игра на опережение, старты из различных положений. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. |
|
|
| Футбол без ворот, теннисбол, гандбол. Тренировка меткости. |
|
|
| Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. |
|
|
| Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. |
|
|
| Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. |
|
|
| Общеразвивающие упражнения в парах, бег с мячом. |
|
|
| Старты из различных положений, двусторонняя игра. |
|
|
| Товарищеская игра. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Двусторонняя учебная игра. |
|
|
| Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. |
|
|
| Итоговое занятие. Сдача контрольных нормативов. |
|
|
СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся группы являются важными элементами, определяющими эффективность процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование. Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического наблюдения за степенью утомления учащихся:
Объект наблюдения | Степень и признаки утомления |
Небольшая | Средняя | Большая (недопустимая) |
Цвет кожи лица | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Редкое покраснение, побледнение или синюшность. |
Речь | Отчетливая | Затрудненная | Крайне затрудненная или невозможная. |
Мимика | Обычная | Выражение лица напряженное | Выражение страдания на лице. |
Потливость | Небольшая | Выраженная верхней половины тела | Резкая верхней половины тела и ниже пояса, выступание соли. |
Дыхание | Учащенное, ровное | Сильно учащенное | Сильно учащенное, поверхностное, с отдельными глубокими вдохами, сменяющимися беспорядочным дыханием. |
Движения | Бодрая походка | Неуверенный шаг, покачивание | Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение. |
Самочувствие | Жалоб нет | Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах. | Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота |
Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования технического мастерства.
Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной на основе Примерной программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. Мини-фубол (Футзал).
Примерные нормативные требования по общей физической подготовке
Контрольные упражнения | пол | Возраст, лет |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Бег 30 м с высокого старта, с | м | 6,4 | 6,2 | 6,0 | 5,8 | 5,6 | 5,4 | 5,2 | 4,9 | 4,8 | 4,7 |
д | 6,5 | 6,4 | 6,2 | 6,0 | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,6 | 5,5 | 5,3 |
Бег 300 м, с | м | 66,0 | 64,0 | 62,0 | 60,0 | 58,0 |
|
|
|
|
|
д | 68,4 | 66,2 | 64,2 | 62,0 | 61,0 |
|
|
|
|
|
Челночный бег, 3*10 м, с | м | 9,5 | 9,3 | 9,0 | 8,8 | 8,6 | 8,5 | 8,3 | 8,0 | 7,6 | 7,4 |
д | 10,1 | 9,7 | 9,5 | 9,3 | 9,1 | 9,0 | 9,0 | 8,8 | 8,6 | 8,6 |
6-минутный бег, м | м | - | - | - | - | 1150 | 1200 | 1200 | 1300 | 1350 | 1400 |
д | - | - | - | - | 950 | 1000 | 1050 | 1100 | 1100 | 1200 |
Прыжок в высоту с места, см | м | 28 | 32 | 36 | 40 | 48 | 53 | 57 | 60 | 64 | 68 |
д | 25 | 29 | 32 | 34 | 36 | 38 | 40 | 42 | 44 | 48 |
Прыжок в длину с места, см | м | 150 | 160 | 170 | 178 | 185 | 190 | 194 | 197 | 200 | 220 |
д | 130 | 135 | 140 | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 | 190 |
Метание набивного мяча (1 кг), м | м | 5,0 | 5,3 | 5,8 | 6,2 | 6,8 | 7,2 | 7,6 | 8,0 | 8,4 | 8,8 |
д | 3,4 | 3,8 | 4,2 | 4,6 | 4,8 | 5,2 | 5,6 | 6,0 | 6,4 | 6,8 |
Подтягивание из виса на перекладине, раз | м | - | - | - | - | - | 5 | 6 | 7 | 8 | 10 |
д | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - |
Отжимания из упора на полу, раз | м | 4 | 6 | 8 | 10 | 15 | - | - | - | - | - |
д | 3 | 4 | 5 | 7 | 9 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 |
Примерные нормативные требования по специальной подготовке
Контрольные упражнения | пол | Возраст, лет |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Жонглирование мяча ногами (поочередно правой и левой ногой), раз | м | - | 6 | 8 | 12 | 16 | 20 | 26 | 30 | 36 | 40 |
д | - | 4 | 6 | 10 | 12 | 15 | 18 | 22 | 26 | 30 |
Жонглирование мяча головой, раз | м | - | 5 | 8 | 12 | 16 | 18 | 22 | 24 | 26 | 30 |
д | - | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 | 22 |
Бег, 30 м с ведением мяча, с | м | - | 609 | 6,5 | 6,3 | 6,2 | 6,0 | 5,8 | 5,5 | 5,1 | 4,8 |
д | - | 7,2 | 6,8 | 6,6 | 6,5 | 6,3 | 6,0 | 5,7 | 5,4 | 5,1 |
Ведение мяча по «восьмерке», с | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
д | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Комплексный тест, с | м | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
д | + | + | + | + | + | + | + | + | + | + |
Удар ногой по неподвижному мячу в цель, число попаданий | м | - | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 5 |
д | - | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 |
Для вратарей |
Вбрасывание мяча в цель, количество попаданий | 1 упражнение | М | - | - | - | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Д | - | - | - | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
2 упражнение | М | - | - | - | 3 | 4 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 |
д | - | - | - | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
Удар ногой с полулета в цель, число попаданий | М | - | - | - | 2 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 |
д | - | - | - | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
ЛИТЕРАТУРА
Мини-фубол: Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2012. - 96 с.
Андреев СЛ. Мини-футбол. - М.: ФиС, 1978. - 111 с.
Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. - Луганск: Знание, 2012. - 276 с.
Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 1980.-255 с.
Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. - М.: ФиС, 1999. - 254 с.
Богин М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985.
Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини-футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2011.- 264 стр
Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.- М.: Терра-Спорт,2010.- 86 стр.(Библиотечка тренера).