Организация ФОР с обучающимися, имеющими заболевания ДЦП
методическая разработка по физкультуре

Сарочка Анжелика Станиславовна

 ДЦП - сложное многоструктурное заболевание, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами. Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее.  Чем может помочь физкультурно-оздоровительное направление обучающимся с данным заболеванием? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx9.88 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете “Организация образовательной деятельности с обучающимися ОВЗ”

Тема: Организация физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися, имеющими заболевание ДЦП

Дата: 7.11.2021

Ответственный: Сарочка А.С.

   ДЦП   – это название целой группы неврологических нарушений, которые возникают в результате поражения структур мозга.

Аббревиатура ДЦП расшифровывается как детский церебральный паралич. Давайте разберём каждое слово данного теермина.

Детский, так как заболевание возникает в период внутриутробного развития, в родах или в периоде новорожденности. Церебральный означает относящийся к мозгу. Паралич означает отсутствие произвольных движений.

Термин ДЦП (детский церебральный паралич) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц.

ДЦП всегда сопровождается двигательными, речевыми и психическими нарушениями, от степени выраженности которых зависит форма и уровень тяжести заболевания.

Двигательные нарушения проявляются в виде парезов, параличей, насильственных движений, нарушения координации,  изменений в мышцах, костях и суставах.

Речевые расстройства характеризуются лексическими, грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями.

Психические расстройства проявляются в виде задержки психического развития или умственной отсталости всех степеней тяжести. Кроме того, нередко имеются изменения зрения, слуха, вегетативно-сосудистые расстройства, судорожные проявления.                                                                                              Итак, ДЦП - сложное многоструктурное заболевание, обусловленное сочетанием раннего органического поражения головного мозга с различными двигательными, речевыми и сенсорными дефектами.

Многолетний опыт отечественных и зарубежных специалистов, работающих с детьми с церебральным параличом, показал, что чем раньше начата медико-психолого-педагогическая реабилитация этих детей, тем она эффективнее.

      Чем может помочь физкультурно-оздоровительное направление обучающимся с данным заболеванием?

Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигатель-ными нарушениями.
В структуру адаптивной физической культуры входят адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивный спорт и физическая реабилитация. Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация — для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения; адаптивный спорт — для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация — для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей.

Основной формой организации занятий  и двигательной реабилитации обучающихся с ДЦП являются занятия  ЛФК.

Исходя из того, что в нашей школе нет таких занятий из-за отсутствия специалиста ЛФК, который является не столько педагогом, сколько врачом, в условиях инклюзивного образования для ученика, имеющего заболевание ДЦП, педагог должен составить индивидуальную программу.

Рекомендации по составлению адаптированной программы физкультурно-оздоровительного направления для обучающихся с ДЦП.
1. Планирование и определение задач ставятся с учетом индивидуальных особенностей детей с данным отклонением физического деффекта.

2.         Оценка успеваемости осуществляется в форме текущего учета. Нормативов нет, при оценке успехов учащихся учитываются индивидуальный рост двигательных возможностей и расширение двигательного опыта.

3. Планирование должно строго соотноситься с программным материалом.

4. Социальная направленность планирования отражается в обучении жизненно-необходимым двигательным навыкам и межличстному взаимодействию.

5. Ориентация на воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ проявляется через тематические беседы, развитие мотивационной сферы и организацию самостоятельных занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

6. Необходимые упражнения с учётом специфики

Общеразвивающие упражнения

Упражнения на осанку в различных модификациях

Упражнения на профилактику плоскостопия

Оздоровительный бег и ходьба

Дыхательная гимнастика

Упражнения на развитие координации

Упажнения на развитие равновесия

Упражнения на развитие внимания

Упражнения на расслабление и восстановление

Теоретические вопросы и мотивирующие ролики

7. Запрещённые упражнения с учётом специфики

Упражнения на развитие силовой выносливости

Упражнения на развитие скоростной выносливости

Прыжки во всех модификациях

Нормативы и тесты

Опора на функциональное состояние, самочувствие и дозировка упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ,  ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...

«Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

laquo;Особенности организации работы учителя – логопеда во внеурочное времяс обучающимися,  имеющими ограниченные возможности здоровья»...

3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего школьного. возраста. Оцените функциональное состояние организма согласно имеющегося заболевания

Разработайте 3 комплекса по 8 упражнений корригирующей и лечебной гимнастики при заболевании сердечно-сосудистой системы для старшего  школьного. возраста. Оцените функциональное состояние органи...

Организации работы с обучающимися, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС) в школе.

В статье дан перечень основных трудностей детей с РАС при обучении в ОУ и обозначены основные направления коррекционно-развивающей  работы....

Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»

Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»...

Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности» Презентация

Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»Презентация...