Дополнительная общеразвивающая программа «Мини-футбол»
рабочая программа по физкультуре
Дополнительная общеразвивающая программа «Мини-футбол» разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ в МКОУ СОШ №2 г.Тайшета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа мини-футбол | 50.44 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 г. Тайшета
Рекомендована решением методического совета МКОУ СОШ №2 г. Тайшета Протокол №1 от «31» августа 2021 года | Утверждена: Приказом директора МКОУ СОШ №2 г. Тайшета «01» сентября 2021 года № 92/3-ОД |
Дополнительная общеразвивающая программа
«Мини-футбол»
Возраст учащихся: 10-17 лет
Срок реализации программы: 4 года
Разработчик программы:
педагог дополнительного образования
Новикова Т.В.
Тайшет 2021г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Мини-футбол» разработана в соответствии с Положением о порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ в МКОУ СОШ №2 г.Тайшета.
Направленность программы физкультурно - спортивная.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы.
Футбол - игра универсальная. Она оказывает на организм всестороннее влияние. В процессе тренировок и игр у занимающихся футболом совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности. Следует также учитывать, что занятия футболом - благодатная почва для развития двигательных качеств. Мини-футбол – это массовый вид спорта. Этот вид спорта не требует больших вложений для проведения занятий. Для проведения занятий могут применяться как закрытые помещения (спортзалы, баскетбольные и волейбольные площадки), так и площадки на открытой местности. Как и во всех видах спорта, мини-футбол включает в себя разделы подготовки: физическая, техническая, тактическая, психологическая.
Обучение школьников игре в мини-футбол - педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико - тактических приемов игры.
Программа «Мини-футбол» предусматривает приобретение обучающимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих средств и гигиенических требований с целью подержания высокой работоспособности во всех периодах жизни, а также воспитание навыков для самостоятельных занятий и умения вести здоровый образ жизни.
Отличительные особенности программы
Исходная программа была рассчитана кружковую деятельность детей от 10 до 17 лет, не включала в себя оценку практических навыков обучающихся и содержала обязательную сдачу норм ГТО в советской системе. Внесённые изменения сохранили принципы и установки обучению игре в футбол и расширили техническую подготовку обучающихся. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, выполнение учащимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Адресат программы – школьники 10-17 лет. Набор обучающихся проводится на добровольной основе при отсутствии медицинских противопоказаний.
Срок освоения программы- 4 года (32 месяца, 128 недель)
Форма обучения – очная.
Режим занятий –
1-й год обучения- 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
2-й год обучения - 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
3-й год обучения- 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
4-й год обучения- 3 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут.
Содержание занятий предполагает получение теоретических знаний и отработку практических навыков. Соотношение теоретического и практического материала составляет 1:8.
Цель программы:
Мотивация детей к регулярным занятиям физической культурой путем вовлечения их в игровую деятельность. развитие физических качеств, совершенствование двигательных умений и навыков в игре в футбол, подготовка юных спортсменов для реализации своих достижений в соревновательной деятельности.
1.7. Задачи программы:
Предметные:
- ознакомить с историей развития футбола;
- изучить правила игры в футбол;
- выполнять правила игры в футбол;
- уметь применять на практике основные правила безопасности при организации игры в футбол;
- освоить технику и тактику игры в футбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- способствовать развитию специальных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Личностные:
- формирование у детей устойчивого и осознанного интереса к футболу и занятиям физической культурой;
- воспитание потребностей к самосовершенствованию, достижений результатов деятельности;
- воспитание социальных норм поведения;
- умение сотрудничать с другими детьми в совместной деятельности;
- формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные:
Регулятивные:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
- умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-умение адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, учащихся в учебной и игровой деятельности.
Познавательные:
-умение выделять суть учебной задачи;
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
Коммуникативные:
- умение вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной игры;
- умение слушать и задавать вопросы;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Объём программы: всего 576 часов
1-й год обучения -128 часов.
2-й год обучения -128 часов.
3-й год обучения -128 часов.
4-й год обучения -192 часа.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ раздела программы | Наименование разделов | Количество часов |
Теоретическая подготовка | ||
1 | Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры | 2 |
2 | Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников | 6 |
3 | Правила игры, организация игры | 4 |
4 | Основы методики обучения и тренировки футболистов | 10 |
Практическая подготовка | ||
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 16 |
6 | Техническая подготовка футболистов | 30 |
7 | Тактическая подготовка футболистов | 16 |
8 | Тактика игры в нападении | 16 |
9 | Тактика игры в защите | 16 |
10 | Соревнования, турниры | 12 |
ИТОГО: | 128 часов |
Содержание разделов программы 1-го года обучения.
- Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры -2 ч.
- значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: Чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных турнирах, российские юношеские соревнования.
- Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников -6 ч.
- развитие двигательных функций детей;
- привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Правила игры, организация игры -4 ч.
- способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
- Основы методики обучения и тренировки юных футболистов - 10 ч.
- основные положения технических приемов;
- основные положения тактических приемов.
- Общая специальная физическая подготовка - 16 ч.
- общая физическая подготовка (ОФП) решает задачу повышения общей работоспособности;
- общее воздействие на организм занимающихся, при этом развивается и укрепляется опорно- двигательный аппарат, совершенствуются функции внутренних органов и систем, улучшается координация движений, повышается уровень двигательных качеств, укрепляются защитные функции организма;
- скоординированное развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости)- необходимое условие успешной подготовки футболиста.
6-9. Техническая и тактическая подготовка -78 ч.
- эти виды подготовки при проведении занятий по футболу можно назвать основой обучения, в процессе которого учащиеся осваивают технико-тактические тонкости, учатся отрабатывать и совершенствовать игровые комбинации, углубляют знания и способности;
- освоение специальных знаний и умений управлять мячом, а также обучение и совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре, развитие творческих способностей игроков;
- накопление учащимися навыков и умений для дальнейшего формирования базы последующих действий футболистов в игре;
-техника, как главное оружие игроков. В спортивных играх техника должна быть стабильной и одновременно гибкой, разнообразной и неотделимой от тактики. Техническая оснащенность помогает играющему решать ту или иную игровую ситуацию, поэтому в процессе обучения необходимо постоянно расширять арсенал технических приемов, которые должны прочно усваиваться и закрепляться.
10. Соревнования, турниры - 12 ч.
-внутригрупповые, проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу;
- межгрупповые, проводятся в виде соревнований по общей физической подготовке между группами;
-районные и городские, проводятся в виде товарищеских встреч и турниров уровня города, района.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ раздела программы | Наименование разделов | Количество часов |
Теоретическая подготовка | ||
1 | Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры | 2 |
2 | Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников | 4 |
3 | Правила игры, организация игры | 4 |
4 | Основы методики обучения и тренировки футболистов | 8 |
Практическая подготовка | ||
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 16 |
6 | Техническая подготовка футболистов | 38 |
7 | Тактическая подготовка футболистов | 14 |
8 | Тактика игры в нападении | 14 |
9 | Тактика игры в защите | 14 |
10 | Соревнования, турниры | 14 |
ИТОГО: | 128 часов |
Содержание разделов программы 2-го года обучения.
- Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры - 2 ч.
Значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: Чемпионат и Кубок России. Участие российских футболистов в международных турнирах, российские юношеские соревнования.
- Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников -4 ч.
- развитие двигательных функций детей;
- привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Правила игры, организация игры – 4 ч.
- способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
- Основы методики обучения и тренировки юных футболистов - 8 ч.
- основные положения технических приемов;
- основные положения тактических приемов.
- Общая специальная физическая подготовка -16 ч.
- общая физическая подготовка (ОФГ) решает задачу повышения общей работоспособности;
- общее воздействие на организм занимающихся, при этом развивается и укрепляется опорно- двигательный аппарат, совершенствуются функции внутренних органов и систем, улучшается координация движений, повышается уровень двигательных качеств, укрепляются защитные функции организма;
скоординированное развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости)- необходимое условие успешной подготовки футболиста.
6-9. Техническая и тактическая подготовка -80 ч.
- эти виды подготовки при проведении занятий по футболу можно назвать основой обучения, в процессе которого учащиеся осваивают технико-тактические тонкости, учатся отрабатывать и совершенствовать игровые комбинации, углубляют знания и способности;
освоение специальных знаний и умений управлять мячом, а также обучение и совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре, развитие творческих способностей игроков;
- накопление учащимися навыков и умений для дальнейшего формирования базы последующих действий футболистов в игре;
-техника, как главное оружие игроков. В спортивных играх техника должна быть стабильной и одновременно гибкой, разнообразной и неотделимой от тактики. Техническая оснащенность помогает играющему решать ту или иную игровую ситуацию, поэтому в процессе обучения необходимо постоянно расширять арсенал технических приемов, которые должны прочно усваиваться и закрепляться.
10. Соревнования, турниры -14 ч.
-внутригрупповые, проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу;
- межгрупповые, проводятся в виде соревнований по общей физической подготовке между группами;
-районные и городские, проводятся в виде товарищеских встреч и турниров уровня города, района.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ раздела программы | Наименование разделов | Количество часов |
Теоретическая подготовка | ||
1 | Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры | 2 |
2 | Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников | 2 |
3 | Правила игры, организация игры | 2 |
4 | Основы методики обучения и тренировки футболистов | 4 |
Практическая подготовка | ||
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 20 |
6 | Техническая подготовка футболистов | 28 |
7 | Тактическая подготовка футболистов | 16 |
8 | Тактика игры в нападении | 20 |
9 | Тактика игры в защите | 20 |
10 | Соревнования, турниры | 14 |
ИТОГО: | 128 часов |
Содержание разделов программы 3-го года обучения.
- Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры - 2 ч.
- значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: Чемпионат и Кубок России. Участие Российских футболистов в международных турнирах, российские юношеские соревнования.
- Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников - 2 ч.
- развитие двигательных функций детей:
- привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями.
- Правила игры, организация игры – 2 ч.
- способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
- Основы методики обучения и тренировки юных футболистов -4 ч.
- основные положения технических приемов;
- основные положения тактических приемов.
- Общая специальная физическая подготовка - 20 ч.
- общая физическая подготовка (ОФП) решает задачу повышения общей работоспособности;
- общее воздействие на организм занимающихся, при этом развивается и укрепляется опорно- двигательный аппарат, совершенствуются функции внутренних органов и систем, улучшается координация движений, повышается уровень двигательных качеств, укрепляются защитные функции организма;
скоординированное развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости)- необходимое условие успешной подготовки футболиста.
6-9. Техническая и тактическая подготовка -84 ч.
- эти виды подготовки при проведении занятий по футболу можно назвать основой обучения, в процессе которого учащиеся осваивают технико-тактические тонкости, учатся отрабатывать и совершенствовать игровые комбинации, углубляют знания и способности;
- освоение специальных знаний и умений управлять мячом, а также обучение и совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре, развитие творческих способностей игроков;
- накопление учащимися навыков и умений для дальнейшего формирования базы последующих действий футболистов в игре;
-техника, как главное оружие игроков. В спортивных играх техника должна быть стабильной и одновременно гибкой, разнообразной и неотделимой от тактики. Техническая оснащенность помогает играющему решать ту или иную игровую ситуацию, поэтому в процессе обучения необходимо постоянно расширять арсенал технических приемов, которые должны прочно осваиваться и закрепляться.
10. Соревнования, турниры -14 ч.
-внутригрупповые. проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу;
- межгрупповые, проводятся в виде соревнований по общей физической подготовке между группами;
-районные и городские, проводятся в виде товарищеских встреч и турниров уровня района, города.
Учебно-тематический план 4-го года обучения
№ раздела программы | Наименование разделов | Количество часов |
Теоретическая подготовка | ||
1 | Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры | 2 |
2 | Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников | 4 |
3 | Правила игры, организация игры | 4 |
Практическая подготовка | ||
4 | Основы методики обучения и тренировки футболистов | 16 |
5 | Общая и специальная физическая подготовка | 30 |
6 | Техническая подготовка футболистов | 30 |
7 | Тактическая подготовка футболистов | 30 |
8 | Тактика игры в нападении | 30 |
9 | Тактика игры в защите | 30 |
10 | Соревнования, турниры | 14 |
ИТОГО: | 192 часа |
Содержание разделов программы 4-го года обучения.
- Введение в дисциплину. Современный футбол и пути дальнейшего развития игры - 4 ч.
значение и место футбола в системе физического воспитания. Российские соревнования по футболу: Чемпионат и Кубок России. Участие Российских футболистов в международных турнирах, российские юношеские соревнования.
- Влияние занятий физическими упражнениями на развитие и здоровье школьников - 4 ч.
- развитие двигательных функций детей;
- привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
краткие сведения о строении и функциях организма человека. Влияние занятий физическими упражнениями на организм занимающихся, совершенствование функций кровообращения, под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями для закрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных результатов;
закаливание. Использование естественных природных сил (солнца, воздуха и воды) для закаливания организма. Питание. Значение питания, как фактора борьбы за здоровье. Понятие о калорийности и усвояемости пищи. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и работоспособность спортсменов.
- Правила игры, организация игры -16 ч.
- способы судейства. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
- Основы методики обучения и тренировки юных футболистов - 30 ч.
- основные положения технических приемов;
- основные положения тактических приемов.
- Общая специальная физическая подготовка - 30 ч.
общая физическая подготовка (ОФП) решает задачу повышения общей работоспособности;
- общее воздействие на организм занимающихся, при этом развивается и укрепляется опорно- двигательный аппарат, совершенствуются функции внутренних органов и систем, улучшается координация движений, повышается уровень двигательных качеств, укрепляются защитные функции организма;
скоординированное развитие основных физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости и гибкости)- необходимое условие успешной подготовки футболиста.
- сила - это способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему; -быстрота - способность выполнять в определенных условиях какие-либо действия за возможно короткое время;
- выносливость - способность к длительной двигательной деятельности относительно высокой интенсивности. Во время занятий футболом выносливость подразделяют на общую и специальную;
- ловкость - способность быстро и точно координировать движения при решении самых неожиданных задач во время игры. Связана она с комплексом физиологических и психических факторов и представляет собой способность к движению и состояние организма. Степень ловкости определяет умение игрока координировать свои движения;
- гибкость - способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Она зависит от подвижности суставов, эластичности мышц и связок. Гибкость разделяется на общую и специальную. Общая гибкость- подвижность во всех суставах, она обеспечивает выполнение жизненно необходимых двигательных действий. Специальная гибкость- это гибкость для выполнения специальных двигательных действий, где она имеет решающее значение.
Футболисту в ходе игры приходится выполнять ряд сложных действий: удары по мячу в падении, отбор мяча в подкате и т.д.; ,
подвижность - способность выполнять большой объем движений с эффективным использованием своих анатомо-физиологических данных, находящихся в прямой зависимости от эластичности соединительных тканей, сухожилий и мышц, а также от состояния нервной системы, влияющей на работоспособность мышц и регулирующей их координационные функции.
6-9. Техническая и тактическая подготовка - 120 ч.
- эти виды подготовки при проведении занятий по футболу можно назвать основой обучения, в процессе которого учащиеся осваивают технико-тактические тонкости, учатся отрабатывать и совершенствовать игровые комбинации, углубляют знания и способности;
- освоение специальных знаний и умений управлять мячом, а также обучение и совершенствование взаимодействий в игровых упражнениях и самой игре, развитие творческих способностей игроков;
- накопление учащимися навыков и умений для дальнейшего формирования базы последующих действий футболистов в игре;
-техника, как главное оружие игроков. В спортивных играх техника должна быть стабильной и одновременно гибкой, разнообразной и неотделимой от тактики. Техническая оснащенность помогает играющему решать ту или иную игровую ситуацию, поэтому в процессе обучения необходимо постоянно расширять арсенал технических приемов, которые должны прочно усваиваться и закрепляться.
10. Соревнования, турниры -14 ч.
-внутригрупповые, проводятся по общей физической подготовке, по подвижным и спортивным играм, учебные игры по футболу;
- межгрупповые, проводятся в виде соревнований по общей физической подготовке между группами;
-районные и городские, проводятся в виде товарищеских встреч и турниров уровня района, города.
Планируемые результаты
Дополнительная общеразвивающая программа содержит систему ожидаемых результатов.
К концу прохождения программы 1-го года обучения обучающиеся должны:
– знать правила игры в мини-футбол;
- знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятии мини-футболом и правила его предупреждения;
- знать основы здорового образа жизни.
К концу прохождения программы 2-го года обучения обучающиеся должны:
–владеть индивидуальными навыками владения мячом;
–уметь выполнять удары по мячу различными способами;
К концу прохождения программы 3-го года обучения обучающиеся должны:
- уметь применять в игре индивидуальные навыки дриблига, отбора мяча, передачи мяча, приема мяча;
–уметь применять в игре тактические командные взаимодействия игроков в
нападении и защите;
К концу прохождения программы 4-го года обучения обучающиеся должны:
–уметь судить соревнования;
- уметь организовать самостоятельные занятия мини-футболом, а также, с группой товарищей.
Данная программа направлена на привитие учащимся умения правильно выполнять основные технические приемы и тактические действия, обеспечение разносторонней физической подготовки. Программа призвана подготовить детей к сдаче учебных нормативов по физической и технической подготовке в соответствии с их возрастом.
Оценочные материалы
Формы подведения итогов
∙ контрольные и товарищеские игры;
∙ соревнования;
∙ контрольные тесты и нормативы (мониторинг двигательной подготовленности)
Входной контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, необходимых для успешного обучения. Проводится в начале обучения по программе и необходим для корректировки учебного плана.
Контроль приобретенных знаний, умений и навыков – проверка отдельных знаний, навыков и умений учащегося, полученных в ходе обучения. Проводится постоянно.
Текущий контроль проводится в следующих формах:
- устный опрос;
-наблюдение;
-проверка выполнения заданий.
Промежуточная аттестация
Проводится по итогам полугодия, в соответствии с календарным учебным графиком. Цель – определение уровня знаний и умений учащихся за полугодие и корректировка учебной деятельности учащихся.
Промежуточная аттестация проводится в следующих формах:
- устный опрос;
-наблюдение;
- проверка выполнения заданий;
- практическое выполнение приёмов;
- сдача контрольных нормативов.
Итоги промежуточной аттестации оформляются в ведомости, с учетом достижений учащегося по каждой теме.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года и проводится в следующих формах:
1) Итоговое занятие;
2) Анализ учебной деятельности учащихся за год;
Итоги итоговой аттестации оформляются:
- в ведомости, с учетом достижений учащегося по каждой теме;
- в аналитическую справку о деятельности учащихся, творческих достижений, участий в соревнованиях и сохранности контингента учащихся за год.
Общими критериями оценки деятельности
Контроль успешности учащихся при освоении программы в спортивной секции проводился в следующих формах: сдача контрольных нормативов, анкетирование и тестирование, открытые занятия, участие в соревнованиях различного уровня. Оценивание проводилось по 10 –бальной шкале, уровень усвоенных знаний каждого учащегося определяется в процентах:
От 10 до 8 баллов – от 80% до 100% высокий уровень;
от 7 до 5 баллов – от 60% до 80%; оптимальный уровень;
от 4 до 3 баллов – от 30% до 60%; достаточный уровень;
от 2 до 1 балла – от 10% до 30%. низкий уровень.
1-2 год обучения
Высокий уровень | Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Низкий уровень
|
Знают технику безопасности при игре, правила, правильно и точно выполняют передачи на длинные и короткие расстояния, могут самостоятельно играть в парах. | Знают технику безопасности при игре, правила, правильно и точно выполняют передачи на короткие расстояния, с погрешностями выполняют передачи на длинные расстояния, самостоятельно играют в парах с незначительными ошибками. | Знают технику безопасности при игре, правила, с погрешностями выполняют передачи на длинные и короткие расстояния, самостоятельно играют в парах допуская множество незначительных ошибок. | Знают технику безопасности при игре, правила, с погрешностями выполняют передачи на длинные и короткие расстояния, самостоятельно играют в парах допуская множество грубых ошибок. |
Контрольные нормативы по мини-футболу
Высокий уровень | Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Низкий уровень
| |
Жонглирование мяча левой и правой ногой | Более 7 раз | От 5 до 7 раз | 3-4 раза | От 1 -2 раза |
Точность попадания мяча в заданную цель | 3 попадания из 5 ударов | 2 попадания из 5 ударов | 1 попадание из 5 ударов | Нет попаданий |
Самостоятельное ведение мяча змейкой с использованием 8 конусов на дистанции 18 метров | 50 секунд | 60 секунд | 65 секунд | 75 секунд и более |
3-4 год обучения
Высокий уровень | Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Низкий уровень
|
Знают правила игры, расстановку при игре, выполняют основные элементы игры | Знают правила игры, расстановку при игре, но допускают незначительные ошибки при выполнении основных элементов | Знают правила игры, расстановку при игре, но допускают ошибки при выполнении основных элементов. | Знают правила игры, расстановку при игре, но затрудняются в выполнении основных элементов. |
Контрольные нормативы по мини-футболу
Высокий уровень | Оптимальный уровень | Достаточный уровень | Низкий уровень
| |
Жонглирование мяча левой и правой ногой | Более 10 раз | От 6 до 10 раз | От 3 до 5 раз | От 1 до 3 раз |
Точность попадания мяча в заданную цель | 4 попадания из 5 ударов | 3 попадания из 5 ударов | 2 попадания из 5 ударов | 1 попадание из 5 ударов |
Самостоятельное ведение мяча змейкой с использованием 8 конусов на дистанции 18 метров | 40 секунд | 50 секунд | 1 минута | Более 1 минуты |
Методические материалы
Методы обучения:
- словесный
- наглядный
- практический: методы практико-ориентированной деятельности (упражнения, тренинги, тренировки);
- метод игры.
Специальная физическая подготовка.
1. Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития стартовой скорости. По сигналу (преимущественно зрительному) рывки на 5 -10 м из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, седа, лежа, медленного бега,
подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта.
Подвижные игры типа «день и ночь», «вызов», «вызов номеров», «рывок за мячом» и т. д.
Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам в соревнованиях с партнером за овладение мячом.
2. Упражнения для развития дистанционной скорости.
Ускорения на 15, 30, 60 м без мяча и с мячом. Ускорения под 3 -5'. Бег змейкой между расставленными в различном положении стойками, неподвижными или
медленно передвигающимися партнерами. Бег прыжками. Эстафетный бег.Обводка
препятствий (на скорость). Переменный бег на дистанции 100 -150 м. (15 -20 м с максимальной скоростью, 10 -15 м медленно и т. д.). То же с
ведением мяча. Подвижные игры типа «салки по кругу», «бегуны», «сумей
догнать» и т. д.
3. Упражнения для развития скорости переключения от одного действия к другому.
Бег с быстрым изменением способа передвижения (например,
быстрый переход с обычного бега на бег спиной вперед и т. п.).
Бег с изменением направления (до 180'). Бег с изменением скорости: после
быстрого бега резко замедлить бег или остановиться, затем выполнить новый
рывок в том или другом направлении и т. д. «Челночный бег» (туда и
обратно): 2х10 м,4х5 м, 4х10 м, 2х15 м и т. п. «Челночный бег», но отрезок
вначале пробегается лицом вперед, обратно –спиной вперед и т. д.
Бег с «тенью» (повторение движений партнера, который выполняет бег с
максимальной скоростью и с изменением направления). То же, но с ведением
мяча.
Выполнение элементов техники в быстром темпе (например, остановка мяча
с последующим рывком всторону и ударом в цель).
Для вратарей. Из «стойки вратаря» рывки (на 5 -15 м) из ворот: на перехват
или отбивание высоко летящего мяча, на прострел мяча с фланга. Из
положения приседа, широкого выпада, седа, лежа -рывки на 2 -3 м с последующей ловлей
или отбиванием мяча. Упражнения в ловле мячей, пробитых по воротам. Упражнения в ловле теннисного (малого) мяча. Игра в баскетбол по упрощенным правилам.
4. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств.
Приседания с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги,
штанга для подростков и юношеских групп весом от 40 до 70% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа безотягощения и с отягощением. Прыжки на одной и на двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. То же с отягощением.
Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью. Прыжки в глубину.
Спрыгивание (высота 40 -80 см) с последующим прыжком вверх или рывком
на 7 -10 м. Беговые и прыжковые упражнения, выполняемые в гору, по
песку, опилкам; эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей.
Подвижные игры типа «волк во рву», «челнок», «скакуны», «прыжковая
эстафета» и т. д. Вбрасывание футбольного и набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу
ногой и головой на силу в тренировочную стенку, батут, ворота; удары на дальность.
Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
5. Для вратарей. Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание рук в лучезапястных суставах; то же, но отталкиваясь от стены ладонями и пальцами; в упоре лежа передвижение на руках вправо, влево, по кругу (носки ног на месте), в упоре лежа хлопки ладонями. Упражнения для кистей рук с гантелями и кистевым амортизатором. Сжимание теннисного
(резинового) мяча. Многократное повторение упражнений в ловле и бросках
набивного мяча от груди двумя руками (особое внимание обращать на
движение кистями и пальцами). Броски футбольного и набивного мячей
одной рукой на дальность. Упражнения в ловле и бросках набивных мячей, бросаемых 2-
3 партнерами с разных сторон. Серии прыжков (по 4 -8) в «стойке вратаря» толчком двух ног в стороны, то же приставным шагом, то же с отягощением.
6. Упражнения для развития специальной выносливости.
Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с
ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Кроссы с
переменной скоростью. Многократно повторяемые специальные технико-тактические упражнения. Например, повторные рывки с мячом с последующей обводкой нескольких
стоек с ударами по воротам; с увеличением длины рывка, количества повторений и
сокращением интервалов отдыха между рывками.
7. Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех,
трое против двух и т. д.). Двусторонние тренировочные игры с увеличенной
продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом.
Для вратарей. Повторная, непрерывная в течение 5-12 мин ловля и отбивание
мяча, ловля мяча с падением, когда удары по воротам выполняются с
минимальными интервалами 3 -5 игроками.
8. Упражнения для развития ловкости.
Прыжки с разбега толчком одной и двумя ногами, стараясь достать высоко подвешенный
мяч головой, ногой, рукой; то же, выполняя в прыжке поворот на 90 —180'. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Прыжки с места и с разбега с ударом головой по мячам, подвешенным на разной высоте.
Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо. Держание
мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы,
бедром, головой; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с
ведением мяча, обводкой стоек, обманными движениями. Эстафеты с
элементами акробатики. Подвижные игры типа «живая цель», «салки
мячом», «ловля парами» и др.
9. Для вратарей. Прыжки с короткого разбега, доставая высоко подвешенный
мяч руками (кулаком), то же с поворотом (до 180'). Упражнения в различных
прыжках с короткой скакалкой.
Прыжки с поворотами, используя подкидной трамплин. Переворот в сторону с места и с разбега. Стойка на руках. Из стойки на руках кувырок вперед. Кувырок назад через стойку на руках. Переворот вперед с разбега. Упражнения на батуте: прыжки на двух ногах,
сальто вперед и назад согнувшись, сальто назад прогнувшись.
Воспитательная работа
Спортивная деятельность обладает очень большими воспитательными
возможностями.
Воспитательная работа проводится в форме:
-бесед о международной политике и внутренней жизни нашей страны;
-изучения истории своего города, области, экскурсий по родному краю;
-посещения исторических мест, памятников боевой и трудовой славы в
местах проведения соревнований;
-встреч со знаменитыми людьми, героями нашей страны, знаменитыми
спортсменами и тренерами;
-пропаганды традиций отечественного спорта;
-вовлечения обучающихся в общественно-полезный труд;
-участия в соревнованиях;
-индивидуальных бесед, разъяснения, убеждения.
Важнейшим элементом воспитательной работы является повседневный
личный пример педагога и его роль в четкой организации всего
тренировочного процесса, своевременном проведении тренировочных занятий.
Условия реализации программы
Информационное обеспечение:
дидактические и учебные материалы, видео-записи соревнований с участием футболистов, методические разработки в области футбола.
Материально-технические условия:
- спортивная площадка, спортивный зал с оборудованием:
-футбольные мячи;
-футбольные ворота;
-мини-ворота;
-легкоатлетические барьеры;
-гантели от1-5 кг.;
-гимнастические скамейки;
-барьеры для подлезания и перепрыгивания;
-скакалки.
Список литературы
- Голомазов С.В., Чирва Б.Г. «Теория и методика футбола. Техника игры.» «СпортакадемПресс», Москва 2002 г.
- Губа В.П. Методология подготовки юных футболистов. Издательство «Человек» Москва, 2015 г.
3. Андреев С.Н., Левин В.С. Издательство ГУ «Рог» Липецк 2004 г.
«Мини- футбол. Подготовка футболистов в спортивных школах и
любительских командах»
4. « 101 упражнение для юных футболистов»
Издательство «АСТ - Астрель» Москва 2003 г.
5. Плон Б.И. «Новая школа в футбольной тренировке»
Москва «Терра-Спорт», 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа. Мини-футбол.
Дополнительная образовательная программадля детей 9-14 летсрок реализации 3 года...
Дополнительная образовательная программа «Мини-футбол» (возраст учащихся с 10 лет, срок реализации 2 года)
Данная Рабочая программа содержит в себе описание, календарно-тематическое планирование, учебно-тематический план, тесты для мониторинга детей по их физическому и технико-тактическому развитию в футбо...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мини-футбол»
Программа курса «Мини-футбол» модифицированная, разработана на основе авторской программы В. И. Ляха «Физическая культура 5-9 классы», Москва «Просвещение» 2016г и программы Колодницкого Г.А. «Внеуроч...
Дополнительная образовательная программа « Мини - футбол » на 2018-2019 учебный год
Дополнительная образовательная программа« Мини - футбол »на 2018-2019 учебный год...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Мини-футбол»
Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры...
Дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа "Мини-футбол"
Целью физического воспитания в спортивных секциях является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности воспитанника. Слагаемыми физической культуры...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мини-футбол»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа«Мини-футбол»...