Образовательная программа по лёгкой атлетике
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Программа пригодится для будущей деятельности педагога дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа № 5» г. Волгодонска

Принята на заседании

методического совета

от «___»______________20__г.

Протокол №____

Утверждаю:

Директор

Гаджамура Владимир Ярославович____________

«___»_________________20___г.

Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки

«Легкая атлетика»

Возраст обучающихся: 11-13 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель: Исаева Анна Андреевна,

педагог дополнительного образования

в области физкультурно-оздоровительной деятельности

г. Волгодонск 2024

Пояснительная записка

Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова, на основе комплексной Программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич).

Легкая атлетика, один из основных и наиболее массовых видов спорта, не зря называют "королевой спорта". По количеству разыгрываемых комплектов медалей, представительству стран-участниц всех континентов и числу зрителей, наблюдающих за соревнованиями на стотысячных стадионах, она не имеет себе равных. Образовательная программа «Легкая атлетика» имеет спортивно - оздоровительную направленность, подготовлена с учетом базовых требований и учебных программ для занятий во внеурочное время.

Легкая атлетика имеет большое прикладное значение, ведь с ее помощью развиваются основные физические качества - выносливость, сила, скорость, гибкость, что широко применяются в повседневной жизни, в частности - в трудовой деятельности. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Все, кто занимаются легкой атлетикой, приобретают специальные знания относительно техники исполнения физических упражнений, основных функций человеческого организма, организации тренировочных занятий, режима личной гигиены, питания, работы и отдыха. Кроме этого, легкая атлетика имеет воспитательное значение, способствуя популяризации здорового образа жизни. Правильная организация и методика проведения занятий и соревнований положительно влияют на формирование личности человека, развитие ее моральных качеств (воли, целенаправленности, выдержки) и умственных способностей (самооценки собственных возможностей и тому подобное).

Легкоатлетические упражнения требуют от детей развития физических качеств, специфических антропометрических особенностей, высокой психической устойчивости, умения качественно реализовывать эти потенциальные способности в конкретных и разнохарактерных видах спортивных упражнений.

Актуальность данной программы в том, что она позволяет восполнить дефицит движений современных школьников доступными средствами легкой атлетики. Совершенствование качества двигательной деятельности, прогрес­сивный рост спортивных результатов возможны только при высоком уровне двигательной активности. Максимальная реализация индивидуальных возмож­ностей и сохранения достижений в значительной степени характеризуются личностно-ориентированным подходом к тренировке. Юным спортсменам не следует копировать тренировку сильнейших спортсменов, оставляя резерв адаптации для оптимальной возрастной зоны высших достижений.

Современная тренировка должна строиться как планомерный процесс на основе новейших достижений спортивной науки; при этом следует постоянно обобщать положительный практический опыт и творчески использовать его в соответствие со спецификой дистанции.

Актуальность программы также определяется и нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ) под категорией образование он рассматривает единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, в том числе в целях творческого развития человека;
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 792-р) выделяет направление выявления и поддержки творчески талантливых учащихся;
  • «Концепция развития дополнительного образования детей» до 2030 (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р) нацелена на развитие дополнительного образования как ресурса мотивации личности учащихся к познанию и творчеству и предполагает поиск и апробацию эффективных педагогических средств развития их мотивационно-потребностной сферы.
  • Устав МБУ ДО «СШ № 5» г. Волгодонска
  • Областной закон в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации») устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в сфере физической культуры и спорта в Ростовской области.

Особенности данной программы заключаются в следующем:

•        направленность на реализацию принципа вариативности, включающего возможность подбирать содержание программного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями, биологическим возрастом, регионально-климатическими условиями;

•        объемность и многообразие средств и форм спортивной деятельности ориентировано на достижение результата каждым занимающимся.

Цель программы – создание оптимальных условий и содействие гармоничному физическому и интеллектуальному развитию ребенка и укрепление здоровья занимающихся, через обучение легкой атлетике.

Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:

Обучающие:

- обучить и совершенствовать технику двигательных действий;

- обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой, показателями физической подготовленности;

- формирование специальных знаний, умений и навыков.

Развивающие:

- развитие физических способностей;

- раскрытия потенциала каждого ребенка;

- развития морально-волевых качеств;

- развития внимания, мышления.

Воспитательные:

- воспитание нравственных, эстетических личностных качеств обучающихся (доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность, культуру поведения, уважение к людям),

- взаимопонимание и бесконфликтность в общении.

Возраст детей: программа составлена для учащихся 5 - 6 классов

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 часа в неделю в каждом классе (156 часов в год).

Уровень реализации программы: подготовительный

Этапы:

первый этап - включает в себя развитие основных физических качеств и овладение базовыми основами техники избранного вида спорта;

второй этап - совершенствование базовых основ техники и основных физических качеств и двигательных навыков;

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

-дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей, выносливость;

-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;

-умение оказывать помощь своим сверстникам.

Метапредметные результаты:

-определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;

-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.

Предметные результаты:

-формирование знаний о легкой атлетике и его роли в укреплении здоровья;

- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;

- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития

Данная программа делает акцент на формирование у учащихся активистской культуры здоровья и предполагает:

- потребность в систематических занятиях спортом, регулярном участии в спортивных соревнованиях, стремление показывать как можно более высокие результаты на соревнованиях;

- умение использовать полученные знания для успешного выступления на соревнованиях;

- спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях;

- стремление индивида вовлечь в занятия легкой атлетикой свое ближайшее окружение (семью, друзей, коллег и т.д.).

Формы и режим занятия: групповые занятия, длительность занятия – 45 минут. Для более качественного освоения предметного содержания занятия подразделяются на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью:

  • образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала;
  • образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр;

  • образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.  

№ п/п

Параметры организации образовательного процесса

1

Продолжительность учебного занятия, час.

1

2

Количество учебных занятий в неделю

4

3

Количество учебных часов в неделю

4

4

Количество учебных недель

39

5

Количество учебных занятий в учебном году

156

6

Продолжительность

реализации программы, час.

156

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ – ТЕСТИРОВАНИЕ

Цель тестирования – определение исходного уровня физической подготовленности и ее динамики в процессе тренировочных и соревновательных воздействий.

Первое тестирование (сентябрь- октябрь) – определение исходного состояния обучающегося.

Второе, третье тестирование (декабрь, май) – определение эффективности применяемых нагрузок.

По результатам этих тестирований в зависимости от степени достижения того или иного контрольного норматива проводится коррекция тренировочных нагрузок и перевод занимающихся на следующую ступень тренировок.

Текущее тестирование проводится за 1 – 1,5 недели до начала соревнований, цель его – определение уровня развития основных физических качеств и их соответствия контрольные нормативам, обеспечивающим выполнение запланированных спортивных результатов.

Оценка физической подготовленности обучающихся осуществляется по результатам тестирования на основе комплекса контрольных упражнений.

Бег на 30 метров. Проводится с низкого старта после 10-15 минутной разминки на дорожке стадиона или спортивного зала. В каждом забеге учувствуют не менее 2–х испытуемых, результаты регистрируются с точностью до десятой доли секунды по ручному секундомеру. Разрешается только одна попытка.

Тройной прыжок с места. И.п. такое же, как при выполнении прыжков в длину с места. Упражнение выполняется вначале толчком двумя ногами со взмахом рук с последующим приземлением и отталкиванием попеременно левой и правой ногой. Приземление производится одновременно на обе ноги. Испытуемому после пробного прыжка дается 3 попытки. Учитывается лучший результат.

Бег. Проводится на дорожке стадиона или в спортивном зале. Время фиксируется в соответствие с правилами соревнований по легкой атлетике. Тестирование осуществляется в следующей последовательности:

1 день – бег на 30 м, прыжки, бег 300 м;

2 день – бег на 1000 м.

Если тестирование необходимо провести в один день, то бег на длинную дистанцию должен быть последним, а перед забегом необходимо дать обучающимся достаточный отдых.

Ожидаемые результаты к уровню подготовленности учащихся

В результате изучения раздела «Лёгкая атлетика» курса «Физическая культура» на занятиях и во внеурочной деятельности учащиеся должны

знать:

  • значение лёгкой атлетики в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
  • прикладное значение легкоатлетических упражнений;
  • правила безопасного поведения во время занятий лёгкой атлетикой;
  • названия разучиваемых легкоатлетических упражнений;
  • технику выполнения легкоатлетических упражнений, предусмотренных учебной программой;
  • типичные ошибки при выполнении легкоатлетических упражнений;
  • упражнения для развития физических способностей (скоростных, силовых, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
  • контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
  • основное содержание правил соревнований в беге на короткие и средние дистанции, прыжках в длину и в высоту с разбега, метании малого мяча (гранаты) на дальность;
  • игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами лёгкой атлетики.

Уметь:

  • соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях лёгкой атлетикой;
  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
  • контролировать своё самочувствие на занятиях лёгкой атлетикой;
  • выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.
  • технически правильно выполнять предусмотренные учебной программой легкоатлетические и контрольные упражнения (двигательные тесты);
  • выполнять обязанности судьи по бегу, прыжкам, метаниям.

Демонстрировать:

5-6 класс

Оценка

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30м (сек)

Подтягивание

(мальчики)

Поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30сек. (девочки)

Бег 1000м(мин. сек.)

Оценка

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30м (сек)

мальчики

девочки

мальчики

девочки

Высокий

190

170

4.9

5.0

9

Высокий

190

170

Средний

170

150

5.4

5.6

6

Средний

170

150

Низкий

150

130

6.0

6.3

2

Низкий

150

130

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов, тем

Всего часов

Из них

теория

практика

1.

Бег на короткие дистанции

25

В процессе обучения

25

1.1

Техника выполнения высокого старта

5

-

5

1.2

Техника выполнения низкого старта

5

-

5

1.3

Стартовый разгон и бег по дистанции

3

-

3

2

Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»

12

В процессе обучения

12

2.1

Техника   отталкивания в прыжках в длину с разбега «согнув ноги»

5

-

5

2.2

Техника приземления

3

-

3

3.

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

20

В процессе обучения

20

3.1

Техника отталкивания с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании

5

-

5

3.2

Постановка толчковой ноги на место отталкивания

4

-

4

4.

Метание малого мяча

15

В процессе обучения

15

4.1

Техника выполнения хлесткому движению метающей руки в финальном усилии

7

-

7

4.2

Техника выхода в положение "натянутого лука" в финальном усилии

4

-

4

4.3

Метание малого мяча с одного шага, стоя боком в направлении метания.

9

-

9

4.4

Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м.

7

-

7

5.

Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

17

В процессе обучения

17

5.1

Развитие физических способностей в подвижных играх с элементами легкой атлетики

10

-

10

ИТОГО:

156 часов


Содержание

1 раздел: Беговые упражнения

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях  легкой атлетике

Физическая культура человека

- режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Практическая часть: высокий старт, низкий старт, стартовый разгон,  бег с ускорением, высокий старт. Бег с высокого старта. Бег с опорой на одну руку.

2 раздел: Прыжки в длину с разбега «согнув ноги»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в длину с разбега.

- история развития легкой атлетики

Практическая часть: Прыжки в длину с места.  Отталкивание в прыжках в длину с разбега.  Приземления. Прыжки в длину с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники  прыжков.

3 раздел: Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по прыжкам в высоту.

Физическая культура (основные понятия).

- физическое развитие человека

Практическая часть: Отталкивание  с места и небольшого разбега, а также правильному выполнению маховых движений ногой и руками при отталкивании. Постановка толчковой ноги на место отталкивания. Прыжки в высоту с разбега. Специальные беговые и прыжковые упражнения для освоения техники бега и прыжков.

4 раздел: Метание малого мяча

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования на занятиях по метанию мяча.

Физическая культура человека

- значение правильного питания при занятиях спортом

Практическая часть: Метание теннисного мяча с  одного шага, стоя боком в направлении метания. Метание  малого мяча в  горизонтальную и вертикальную цель (1*1м) с расстояния 6-8м

5 раздел: Подвижные игры с элементами легкой атлетикой

Теоретическая часть:

Знания о физической культуре:

- правила безопасности и гигиенические требования при занятиях подвижными играми.

Способы двигательной деятельности

- подготовка к занятиям легкой атлетикой

Практическая часть:

Игры с бегом: «Волк во рву», « Жмурки», « Ловушки», « Картошка», «Выше ноги от земли», «Лапта», эстафеты.

Игры с прыжками: «Попрыгунчики-воробушки», « Прыжки по полоскам» ,«Перемена мест»,  «Удочка», «Бой петухов»

Игры с метанием: «Кто дальше бросит», «Невод», «Гонка мячей по кругу».


ЛИТЕРАТУРА

Для педагога:

  1. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Авторы: доктор педагогических наук В. И. Лях, кандидат педагогических наук А. А. Зданевич. (М.: Просвещение, 2012 Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации.)
  2. Пособия Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М.: Просвещение, 2011г.

 Для обучающегося:

  1. Былеева Л.Л. «Подвижные игры». М. 2008г.
  2. Вамк Б.В. «Тренерам юных легкоатлетов». М. 2009г
  3. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физическая культура. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. Москва, 2007.
  4. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. Планирование и организация занятий. М. :Дрофа, 2008. С. – 3312003.
  5. Лыхов В.И. «Судейство соревнований по легкой атлетике». М. 2008г. Попов В. Б. «Прыжки в длину». М.2011г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лёгкая атлетика» Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год Уровень реализации программы: подготовительный Автор-составитель: педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности Исаева Анна Андреевна м униципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа № 5» г. Волгодонска

Слайд 2

Педагоги дополнительного образования, реализующие программу Исаева А. А. Педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности «Лёгкая атлетика»

Слайд 3

Актуальность данной программы Позволяет восполнить дефицит движений современных школьников доступными средствами легкой атлетики. Максимальная реализация индивидуальных возмож­ностей и сохранения достижений в значительной степени характеризуются личностно-ориентированным подходом к тренировке. Современная тренировка должна строиться как планомерный процесс на основе новейших достижений спортивной науки; при этом следует постоянно обобщать положительный практический опыт и творчески использовать его в соответствие со спецификой дистанции.

Слайд 4

Н ормативно-правовая база: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 792-р); «Концепция развития дополнительного образования детей» до 2030 (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 года № 678-р. Устав МБУ ДО «СШ № 5» г. Волгодонска Областной закон в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Слайд 5

Особенности данной программы заключаются в следующем: направленность на реализацию принципа вариативности, включающего воз­можность подбирать содержание программного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями, биологическим возрастом, регионально-климатическими условиями; объемность и многообразие средств и форм спортивной деятельности ориен­тировано на достижение результата каждым занимающимся.

Слайд 6

Продолжительность занятий в рамках реализации дополнительной образовательной программы «Лёгкая атлетика» Объём образовательной программы определяется в академических часах. Академический час – установленная продолжительность занятий по учебному плану образовательной программы, не превышающая 45 минут.

Слайд 7

Формы обучения по дополнительной общеобразовательной программе «Лёгкая атлетика» Групповая форма Индивидуальная форма Занятия подразделяются на три типа: образовательно-познавательной направленности знакомят с учебными знаниями, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий, с использованием ранее разученного учебного материала; образовательно-предметной направленности используются для формирования обучения практическому материалу разделов легкой атлетики, подвижных игр, спортивных игр; образовательно-тренировочной направленности используются для преимущественного развития физических качеств и решение соответствующих задач на этих занятиях, формируются представления о физической подготовке и физических качеств, обучают способам регулирования физической нагрузки.

Слайд 8

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательного процесса по дополнительной образовательной программе «Лёгкая атлетика» № п/п Параметры организации образовательного процесса 1 Продолжительность учебного занятия, час. 1 2 Количество учебных занятий в неделю 4 3 Количество учебных часов в неделю 4 4 Количество учебных недель 39 5 Количество учебных занятий в учебном году 156 6 Продолжительность реализации программы, час. 156

Слайд 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/programma_po_lyogkoj_atletike_173822.html?ysclid=lvbblgnccr201776325 https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2017/06/23/rabochaya-programma-sektsii-lyogkaya-atletika https://infourok.ru/rabochaya-programma-po-sekcii-legkaya-atletika-klassi-2235406.html?ysclid=lvbbl866bx749524399

Слайд 10

«Лёгкая атлетика» Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «легкая атлетика» Возраст обучающихся: 11-13 лет Срок реализации: 1 год Уровень реализации программы: подготовительный Автор-составитель: педагог дополнительного образования в области физкультурно-оздоровительной деятельности Исаева Анна Андреевна Контактные данные: https://nsportal.ru/isa-ann aisaeva887@gmail.com 89185978486 м униципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа № 5» г. Волгодонска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по лёгкой атлетике

Это программа по лёгкой атлетике для основной школы...

Рабочая программа по лёгкой атлетике

Рабочая программа по лёгкой атлетике УТГ -3...

Рабочая программа секции "Лёгкая атлетика"

Программа разработана на основе методических рекомендаций внеурочной деятельности «Легкая атлетика» под редакцией Г.А. Колодницкого, В.С. Кузнецова, М.В. Маслова  (Просвещение, 2011год), на основ...

Рабочая программа по Лёгкой атлетике для 7-9 классов.

Данная программа разработана для дополнительного образования по Лёгкой атлетике 4 часа в неделю....

Учебная программа по лёгкой атлетике (спортивная секция).

Основная задача отделения легкой атлетики – подготовка спортсменов высокой квалификации. Важным условием выполнения этой задачи является многолетняя целенаправленная подготовка легкоатлетов, кот...