Дифференцированный подход в урочной и во внеурочной деятельности как средство повышения физической подготовленности учащихся
статья по физкультуре
Дифференцированный подход в урочной и во внеурочной деятельности как средство повышения физической подготовленности учащихся
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в урочной и во внеурочной деятельности как средство повышения физической подготовленности учащихся
Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно осуществления дифференцированного подхода к обучающимся.
Дифференцированный подход- (от лат. defferentia разность, различие) -это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся и целенаправленное решение педагогических задач с учётом социально- психологических особенностей учащихся в процессе обучения.
Приступая к работе, учитель прежде всего должен определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течение нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности (с помощью тестов) и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. А учащемуся с высоким уровнем неинтересно на уроке, рассчитанном на среднего ученика. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):
· совершенно здоровые, но “тучные” дети, не желающие трудиться;
· дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
· плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
· хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.
В процессе обучения двигательным действиям учащийся должен овладеть их динамическими и ритмическими параметрами. Исходя из этого, необходимо
1. Создать методику, которая учитывала бы все три группы занимающихся, причём с возможностью перехода учащихся из одной группы в другую;
2. Найти средства и методы, способствующие развитию не только двигательных функций детей, но и развитию устойчивого интереса к занятиям физической культурой.
Важную роль играет планирование подготовительной и заключительной части урока. От того, как начался урок и как был закончен, зависит его успех в целом.
Одним из действенных средств, способствующих развитию интереса к занятиям физической культурой, являются подвижные игры, поэтому их необходимо включать в подготовительную и заключительную части урока. Положительные эмоции не только радуют учащегося, но одновременно эффективно стимулируют его мышечную деятельность.
Поэтому работа с учащимися как во время урока, так и во внеурочной деятельности основывается на дифференцированном подходе. В начале прохождения программного материала по разделам учащихся делятся по отделениям, в каждом из которых имеются дети разного уровня подготовленности. Далее работа организовывается следующим образом:
а) при комплектовании подгрупп учитываются интересы и возможности ребёнка;
б) выбирается командир подгруппы, причём в каждой серии уроков он меняется и в результате каждый побывал в роли командира подгруппы. Задача командира подгруппы - страховка, помощь, исправление ошибок товарищей;
в)уровень заданий (комбинаций) подбирается с учётом индивидуальных способностей детей;
г) если у занимающегося слабой группы комбинации на снарядах получаются, то он может выполнить упражнения следующей – средней группы, и т. д. в отношении других групп.
Таким образом, во время учебного процесса мы работаем индивидуально практически с каждым учащимся. У детей появляется желание выполнить, как им казалось, невозможное.
Наиболее успешных, «одаренных учащихся» мы привлекаем в различные кружки и секции, что очень положительно сказывается в дальнейшем на их результатах.
Во время проведения внеурочной деятельности мы на своих занятиях используем музыку как стимулятор работоспособности. Выполняя физические упражнения под приятную, специально подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно начинают испытывать выражаемые в ней чувства и настроения и связывать это с выполняемой работой, которая начинает казаться гораздо приятней, привлекательней и менее утомительной, чем обычно.
Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагаются следующие основные этапы учебной работы с детьми.
1. Формирование учебно-познавательных мотивов:
а) беседа с учениками с целью дать им необходимые теоретические знания;
б) выделение учащимися с помощью учителя общих двигательных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых и выносливости. Это создает основу для обучения двигательным действиям и предпосылки обучения отдельным видам движений;
в)повторение этих движений в форме игры с целью их совершенствования (таким образом у учащихся формируется интерес к изучаемым двигательным действиям).
2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:
а) в самом начале решения учебной задачи учащиеся открывают для себя принцип решения для целого класса конкретно-практических двигательных задач (этот принцип состоит во взаимосвязи усилий и движения);
б) контроль учителя за учениками при освоении движений и контроль за движениями в коллективе (учащиеся контролируют правильность выполнения друг другом движений, сравнивают их);
В результате правильной организации дифференцированного подхода в обучении повышаются: положительная мотивация к урокам физической культуры; результативность учебного процесса; творческая активность учащихся на уроках, интерес детей к изучению техники движений как к способу достижения результата.
Каким же образом решаются вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре при использовании технологии дифференцированного физкультурного образования.
При дифференцированной оценке физической подготовленности учитывается как максимальный результат, так и прирост результата. Причем индивидуальные достижения (т.е. прирост результатов) имеют приоритетное значение. При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. Необходимо применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей нужно убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности как средство повышения эффективности обучения школьников (на примере рефлексии)
Использование ИКТ - технологий в урочной и внеурочной деятельности...
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности студентов...
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся
Собственный опыт по созданию оптимальных условий для повышения физической подготовленности учащихся...
Обобщение опыта по теме "« Развитие двигательных навыков учащихся в процессе мониторинга как средство повышения физической подготовленности школьников»
Опыт обобщен на районном уровне и предназначен для исползования на уроках физической культуры основной школы....
Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»
Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного ...
Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся
Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает...
"Интеграция урочной и внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в условиях введения ФГОС"
Процесс интеграции(от лат. integratio – соединение, восстановление) представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов системы на основе их взаимозависимости и в...