Дополнительная оброазовательная программа по общей физической подготовки
методическая разработка по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
Рассмотрено Руководитель методического объединения Проворова И.В. _______________ 30.08.2021г. | Согласовано Заместитель директора по УВР Абубакиров А.А. _________________ 30.08.2021г. | Утверждаю Протокол педагогического совета № 10 Директор школы Фахрутдинова А.Г. __________________ 31.08.2021г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
физкультурно-спортивная направленность
«Общая физическая подготовка»
Возрастной состав обучающихся: 11-13 лет
Срок реализации: 9 месяцев.
Автор-составитель:
Мустафин Альфред Альбертович,
педагог дополнительного образования
Пояснительная записка
Программа «Общая физическая подготовка» (ОФП) направлена на формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения здоровья, оптимизацию трудовой деятельности и организации активного отдыха. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Нормативно-правовое обеспечение:
Дополнительная общеобразовательная программа «Общая физическая подготовка», разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования в РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014г. №1726-р, приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09-3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые), письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», законом Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 01.07.2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре», Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 09.10.2013г. №413-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Развитие образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2018 - 2025 годы и на период до 2030 года» (с изменениями на 30.11.2018); с Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении правил персонифицированного финансирования в ХМАО-Югре» (с изменениями от 20.08.2018 №1142).
Программа реализуется в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 14».
Квалификация педагога дополнительного образования: Высшее педагогическое образование, специальность: учитель физической культуры, высшая квалификационная категория
Уровень программы: Базовый
Направленность программы: физкультурно-спортивная.
Актуальность программы заключается в том, проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания. Данная программа оказывает содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Занятия по ОФП способствует улучшению здоровья детей, позволяют снимать негативные факторы, отрицательно влияющие на здоровье молодого поколения.
Новизна программы заключается в том, что в ней предусмотрено уделить большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование упражнений, комплексов на развитие двигательных качеств, что позволит учащимся идти в ногу со временем и повысить уровень соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает также психологическую подготовку.
Цель программы заключается в том, чтобы школьникам найти себя в быстро меняющемся мире событий и информации, закалить волю и характер, стать сильнее, благороднее, мудрее, научиться находить оптимальные решения в различных ситуациях с помощью занятий по ОФП.
Задачи программы:
Предметные (обучающие):
- овладеть системой знаний об основах физкультурной деятельности;
- формировать знания о функциональной направленности физических упражнений на организм человека;
- создать представления об индивидуальных физических возможностях организма;
- формировать навыки и умения самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, формирование правильной осанки и культуры движений;
- формировать умения оценивать самочувствие по внешним показателям и внутренним ощущениям.
Метапредметные (развивающие):
- совершенствовать жизненно важные двигательных навыки и умения в игровой и соревновательной деятельности;
- совершенствовать функциональные возможности организма;
- развивать, закреплять и совершенствовать физические качества: быстроту, ловкость, силу, гибкость, выносливость, скорость, координацию.
Личностные (воспитательные):
- содействовать развитию интереса и потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств личности, способам коллективного общения;
- формировать культуру здорового образа жизни.
Адресат программы
Программа физкультурно-спортивной направленности по «Общей физической подготовке» направлена на обучающихся 14-16 лет, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников. Желание найти себя, свое место в коллективе. Появляется самооценка - то, как подросток видит себя на фоне своих друзей, класса, компании, сравнивает себя с другими. Основная потребность - быть частью группы, получать ее поддержку, чувствовать единство.
Условия реализации программы:
В объединение принимаются все желающие, при наличии сертификата дополнительного образования.
Особенности набора детей – учащиеся с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья – основная.
Количество обучающихся – 15-45 учеников.
Срок реализации программы 34 недели, 9 месяцев. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 34 часа (5 классы) и 68 часов (6 классы) учебных часа практических и теоретических занятий.
Формы и режим занятий
Занятия проходят 1 раз в неделю 5 классы и 2 раза 6 классы, продолжительностью 35 минут, с 10 минутным перерывом. Дополнительная общеразвивающая программа предполагает равномерное распределение этих часов по неделям, с целью проведение регулярных еженедельных занятий. Режим занятий: по данной программе проводятся в форме тренировок, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.
Каждое занятие состоит из 3 частей:
- подготовительной (ходьба, бег, ОРУ),
- основной (упражнения из разделов легкой атлетики, гимнастики, подвижных и спортивных игр),
- заключительной (ходьба, медленный бег, упражнения на внимание, на осанку, подведение итогов).
В программе предусмотрены теоретические и практические занятия, сдача контрольных нормативов (тестов). В течение всего курса обучения сохраняется преемственность образования, как по структуре, так и по содержанию учебного материала.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Формы контроля – опрос, тестирование, соревнование
Планируемые результаты
Личностные результаты:
• активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
• проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
• оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов.
Предметные результаты:
• планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и досуга с использованием средств физической подготовки;
• изложение фактов истории развития физической подготовки, характеристика её роли и значения в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
• представление общей физической подготовки как средства укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
• измерение (познавание) индивидуальных показателей физического развития (длины и массы тела), развитие основных физических качеств;
• оказание посильной помощи сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибки способов их устранения;
• бережное обращение с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности;
• организация и проведение занятий общей физической подготовки с разной целевой направленностью, подбор для них физических упражнений и выполнение их с заданной дозировкой нагрузки;
• характеристика физической нагрузки по показателю час- игры пульса, регулирование её напряжённости во время занятий по развитию физических качеств;
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• объяснение в доступной форме правил (техники) выполнения двигательных действий, анализ и поиск ошибок, исправление их;
• подача строевых команд, подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
• нахождение отличительных особенностей в выполнении двигательного действия разными учениками, выделение отличительных признаков и элементов;
• выполнение акробатических и гимнастических комбинаций на высоком техничном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельной гости;
• выполнение жизненно важных двигательных навыков и умений различными способами, в различных условиях
Метапредметные результаты:
• характеристика явления (действия и поступков), их объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• обнаружение ошибок при выполнении учебных заданий, отбор способов их исправления;
• общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
• обеспечение защиты и сохранности природы во время активного отдыха и занятий общей физической подготовкой;
• организация самостоятельной деятельности с учётом требовании её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
• планирование собственной деятельности, распределение нагрузки и организация отдыха в процессе её выполнения;
• анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;
• видение красоты движений, выделение и обоснование эстетических признаков в движениях и передвижениях человека;
• оценка красоты телосложения и осанки, сравнение их с эталонными образцами;
• управление эмоциями при общении со сверстниками, взрослыми, хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
• технически правильное выполнение двигательных действий из базовых видов спорта, использование их в игровой и соревновательной деятельности.
По завершении программы обучающийся будет знать:
- содержательные основы здорового образа жизни,
- основные понятия и термины физической культуры;
- планирование режима дня и учебной недели.
уметь:
- выполнять общеразвивающие упражнения, воздействующие на развитие основных физических качеств;
- выполнять гимнастические, акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге, прыжках, метании;
- выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол, пионербол в условиях игровой деятельности;
- тестировать показатели основных физических качеств;
- соблюдать меры личной безопасности на занятии;
- управлять своими эмоциями, владеть культурой общения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр и соревнований;
- принимать активное участие в организации и проведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.
Формы промежуточной (итоговой) аттестации
Формы подведения промежуточных итогов реализации программы дополнительного образования, представляют собой контрольные занятия для проверки степени освоения техники двигательных действий, тестирование для проверки уровня развития физических качеств, а также соревнования.
Оценка уровня освоения дополнительной общеразвивающей программы проводится посредством текущего контроля, промежуточной аттестации.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков, учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль может проводиться в форме зачета, устного ответа, зачетных соревнований, наблюдения, индивидуальное собеседование, групповая беседа, опрос. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов
Промежуточная (итоговая) аттестация проводится по завершению программы согласно календарного учебного графика 1 раз в год (май), в форме: сдача контрольных нормативов
Учебно-тематический план 5 класс.
№ | Наименование разделов и темы | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Общее количество часов | Теоретические | Практические | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Опрос | |
2 | Легкая атлетика | 8 | 8 | Тестирование, соревнование | |
4 | Волейбол | 5 | - | 5 | Опрос, педагогическое наблюдение |
5 | Баскетбол | 5 | 5 | Опрос, тестирование, соревнование | |
6 | Гимнастика | 10 | 10 | Опрос,Тестирование, соревнование | |
7 | Баскетбол | 5 | 5 | Опрос, тестирование, соревнование | |
10 | Промежуточная (итоговая) аттестация | 1 | - | 1 | Тестирование |
11 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Опрос |
Итого | 34 | 2 | 32 |
Учебно-тематический план 6 класс.
№ | Наименование разделов и темы | Количество часов | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Общее количество часов | Теоретические | Практические | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | Опрос | |
2 | Легкая атлетика | 18 | 18 | Тестирование, соревнование | |
4 | Волейбол | 15 | - | 15 | Опрос, педагогическое наблюдение |
5 | Баскетбол | 15 | 15 | Опрос, тестирование, соревнование | |
6 | Гимнастика | 18 | 18 | Опрос,Тестирование, соревнование | |
7 | Промежуточная (итоговая) аттестация | 1 | - | 1 | Тестирование |
8 | Итоговое занятие | 1 | 1 | - | Опрос |
Итого | 68 | 2 | 67 |
Календарно-тематическое планирование
5 классс
№ п/п | План | Факт | Форма занятия | Ч а с ы | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
1 | Групповая | 1 | Правила техники безопасности на занятиях ОФП. Значение легкоатлетических упражнений для человека. Пробегание отрезков до 30 м, 60м. Развитие быстроты, игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
2 | Групповая | 1 | Влияние занятий физкультурой на организм. Бег на скорость по сигналу из различных исходных положений. Упражнения на развитие ловкости. Закрепление упражнения « отжиманий с выпрыгиванием ». Соревнование. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
3 | Групповая | 1 | Подбор упражнений для самостоятельных занятий. Метание на дальность. Упражнения на развитие силы. Развитие координационных способностей: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазанием и перелазанием. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
4 | Групповая | 1 | Закаливание. Прыжки в длину с места. Игры на координацию движений. Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты | Спортивный зал | ||||
5 | Групповая | 1 | Прыжки в длину с разбега. Игры на внимание. Челночный бег. Упражнения на развитие быстроты. Соревнование. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
6 | Групповая | 1 | Упражнения с набивными мячами. Броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень. Упражнения на развитие ловкости. Игровые эстафеты. Игры с метанием мяча. | Спортивный зал | ||||
7 | Групповая | 1 | Бег на выносливость. Преодоление полосы препятствий. Игры на координацию движений. Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
8 | Групповая | 1 | Возможные травмы и их предупреждения. Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с предметами. | Спортивный зал | ||||
9 | Групповая | 1 | Бег на длинные дистанции. Бег на выносливость 2000м.Игра по выбору. | Спортивный зал | ||||
10 | Групповая | 1 | Строевые упражнения. Развитие быстроты: Преодоление полосы препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов в сочетании с переноской тяжестей | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
11 | Групповая | 1 | Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Развитие координационных, силовых способностей. Элементы функционального многоборья. Игра. | Спортивный зал | ||||
12 | Групповая | 1 | Акробатические упражнения: кувырок вперед, мост из положения лежа, кувырок назад в упор присев. Упражнения на развитие ловкости. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
13 | Групповая | 1 | Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью. Упражнения на развитие силы. Соревнование. | Спортивный зал | ||||
14 | Групповая | 1 | Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью; кувырок назад в упор присев. Элементы функционального многоборья. Игра. | Спортивный зал | ||||
15 | Групповая | 1 | Лазанье по канату. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с набивными мячами. Упражнения на развитие ловкости и силы. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
16 | Групповая | 1 | Опорные прыжки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100 - 110 см). Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с предметами. | Спортивный зал | ||||
17 | Групповая | 1 | Полоса препятствий. Упражнения на развитие выносливости и быстроты. Контрольные упражнения. | Спортивный зал | ||||
18 | Групповая | 1 | Эстафетный бег 4*50м- на результат. Развитие координационных движений: прохождение усложнённой полосы препятствий. Прыжки через скакалку. Передвижения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры ног. Игра по выбору. | Спортивный зал | ||||
19 | Групповая | 1 | Челночный бег – тест. Развитие координационных движений: броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень. Подтягивание, отжимания с изменяющейся высотой опоры ног. Преодоление горизонтальных препятствий. Разработка индивидуальных планов-конспектов тренировочных занятий. Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
20 | Групповая | 1 | Упражнения на развитие быстроты и ловкости. Подтягивание на результат. Бег на выносливость до 10 мин. СП/ игры (футбол). Личная гигиена. | Спортивный зал | ||||
21 | Групповая | 1 | Упражнения на развитие силы и выносливости. Круговая тренировка (8 станций) на результат. | Спортивный зал | ||||
22 | Групповая | 1 | Равномерный бег до 20 мин - на результат. Упражнения на г/стенке, г/ скамейке на гибкость, растяжение. Упражнения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры ног. Передвижения с грузом на плечах. Упражнения на развитие быстроты. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
23 | Групповая | 1 | Развитие силовых способностей: комплекс силовых упражнений: подтягивание-30сек, прыжки с колена со сменой ног – 30 сек, отжимание – 30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из упора присев в упор лёжа – 30 сек – на результат. Сп./игра по выбору. | Спортивный зал | ||||
24 | Групповая | 1 | Упражнения на развитие силы. Развитие быстроты: Преодоление полосы препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов в сочетании с переноской тяжестей. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | ||||
25 | Групповая | 1 | Упражнения на развитие выносливости. Бег до 6 мин. Игровые эстафеты | Спортивный зал | ||||
26 | Групповая | 1 | Упражнения основной гимнастики, общеразвивающей направленности. Упражнения с набивными мячами из различных и.п.; броски и ловля в парах; балансирование, лежащим на голове, на месте и в движении. Упражнения на гимнастической скамейке: в равновесии; подтягивание по наклонной скамейке; прыжки со скамейки, на скамейку, через скамейку; сгибание и разгибание рук из различных и.п., подтягивание. Контрольные упражнения. | Спортивный зал | ||||
27 | Групповая | 1 | Упражнения прикладной гимнастики: Упражнения с набивными мячами из различных и.п.; броски и ловля в парах; балансирование, лежащим на голове, на месте и в движении. Прыжки со скамейки, на скамейку, через скамейку; сгибание и разгибание рук из различных и.п., подтягивание, лазание и перелазание. Элементы атлетической гимнастики. Подъём ног из виса -на результат. Бег на выносливость до 12 мин. Игра по выбору. | Спортивный зал | ||||
28 | Групповая | 1 | Гимнастика (общефизической направленности). Круговая тренировка (8 станций) – оценить. Контроль ЧСС. Самостоятельные занятия | Спортивный зал | ||||
29 | Групповая | 1 | Гимнастика (общефизической направленности). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа- тест. Упражнения на мышцы брюшного пресса. Бег на выносливость до 10-12 мин. Сп.Игра | Спортивный зал | ||||
30 | Групповая | 1 | Гимнастика (общефизической направленности). Упражнения на растяжение мышц бедра и голени. Лазание по канату. Подъём в упор силой - оценить. Повторные выполнения упражнений с прыжками, лазанием и перелазанием на г/ скамейке. Броски набивного мяча в парах. Эстафета с преодолением препятствий. 1 | Спортивный зал | ||||
31 | Групповая | 1 | Гимнастика (прикладной направленности): Упражнения на гибкость и растяжение на г/ стенке. Передвижения в висе и упоре на руках, подтягивания. Упражнения силового характера на перекладине. Броски набивного мяча на дальность. Лазание по канату. Комплекс упражнений на растяжение. Силовой комплекс на мышцы брюшного пресса. Игра по выбору. | Спортивный зал | ||||
32 | Групповая | 1 | Гимнастика (общефизической направленности). Развитие координационных движений: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на руку, безопорным прыжком; прыжки на месте и с продвижением через г/скамейку; лазанием и перелазанием; касание ногой мишеней подвешенных на разной высоте, с места и с разбега; акробатическими упражнениями. | Спортивный зал | ||||
33 | Групповая | 1 | Комплекс упражнений с гантелями. Упражнения локального воздействия: с внешним сопротивлением, за счёт веса предметов (штанга, гири-16кг); противодействие партнёра; упражнения с отягощением (подтягивания, отжимания от пола и в упоре); упражнения на тренажёрах. Статические упражнения на перекладине. | Спортивный зал | ||||
34-35 | Групповая | 2 | Комплекс силовых упражнений: подтягивание-30сек, прыжки с колена со сменой ног – 30 сек, отжимание – 30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из упора присев в упор лёжа – 30 сек. Сп./игра по выбору. Контрольные упражнения. Подведение итогов. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование |
Календарно-тематическое планирование
6 классс
№ п/п | План | Факт | Форма занятия | Ч а с ы | Тема | Место проведения | Форма контроля |
1 | 1,5 | Правила техники безопасности на занятиях ОФП. Значение легкоатлетических упражнений для человека. Пробегание отрезков до 30 м, 60м. Упражнения на развитие быстроты, игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
2 | 1,5 | Влияние занятий физкультурой на организм. Бег на скорость по сигналу из различных исходных положений. Упражнения на развитие ловкости. Соревнование. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
3 | 1,5 | Гигиена подростка. Подбор упражнений для самостоятельных занятий. Метание мяча и гранаты на дальность Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
4 | 1,5 | Закаливание. Прыжки в длину с места. Игры на координацию движений. Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
5 | 1,5 | Прыжки в длину с разбега. Игры на внимание. Челночный бег. Упражнения на развитие быстроты. Соревнование. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
6 | 1,5 | Упражнения с набивными мячами. Упражнения на развитие ловкости. Игровые эстафеты. Игры с метанием мяча. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
7 | 1,5 | Бег на выносливость. Преодоление полосы препятствий. Игры на координацию движений. Упражнения на развитие силы. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
8 | 1,5 | Возможные травмы и их предупреждения. Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с предметами. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
9 | 1,5 | Бег на длинные дистанции. Бег на выносливость 2000м. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
10 | 1,5 | Строевые упражнения. Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Прыжки со скакалкой. Функциональное многоборье. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
11 | 1,5 | Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами. Развитие координационных, силовых способностей. Элементы функционального многоборья. Игра. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
12 | 1,5 | Акробатические упражнения: кувырок вперед, мост из положения лежа, кувырок назад в упор присев. Упражнения на развитие ловкости. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
13 | 1,5 | Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью. Упражнения на развитие силы. Соревнование. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
14 | 1,5 | Акробатические упражнения: два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью; кувырок назад в упор присев. Элементы функционального многоборья. Игра. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
15 | 1,5 | Лазанье по канату. Подтягивания. Упражнения в висах и упорах, с набивными мячами. Упражнения на развитие ловкости и силы. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
16 | 1,5 | Опорные прыжки: прыжок ноги врозь (козел в ширину, высота 100 - 110 см). . Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты. Эстафеты с предметами. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
17 | 1,5 | Полоса препятствий. Упражнения на развитие выносливости и быстроты. Контрольные упражнения. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
18 | 1,5 | Эстафетный бег 4*50м- на результат. Развитие координационных движений: прохождение усложнённой полосы препятствий. Прыжки через скакалку. Передвижения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры ног. Игра по выбору. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
19 | 1,5 | Челночный бег – тест. Развитие координационных движений: броски теннисного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную мишень. Подтягивание, отжимания с изменяющейся высотой опоры ног. Преодоление горизонтальных препятствий. Разработка индивидуальных планов-конспектов тренировочных занятий. Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
20 | 1,5 | Упражнения на развитие быстроты и ловкости. Подтягивание на результат. Бег на выносливость до 10 мин. СП/ игры (футбол). Личная гигиена. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
21 | 1,5 | Упражнения на развитие силы и выносливости. Круговая тренировка (8 станций) на результат. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
22 | 1,5 | Равномерный бег до 20 мин - на результат. Упражнения на г/стенке, г/ скамейке на гибкость, растяжение. Упражнения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры ног. Передвижения с грузом на плечах. Упражнения на развитие быстроты. Игровые эстафеты. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
23 | 1,5 | . Развитие силовых способностей: комплекс силовых упражнений: подтягивание-30сек, прыжки с колена со сменой ног – 30 сек, отжимание – 30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из упора присев в упор лёжа – 30 сек – на результат. Сп./игра по выбору. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
24 | 1,5 | Упражнения на развитие силы. Развитие координационных способностей: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазанием и перелазанием. Передвижения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры ног. Прыжки со скакалкой различными способами. Линейная эстафета. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
25 | 1,5 | Упражнения на развитие выносливости. Игровые эстафеты | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
26 | 1,5 | Развитие координационных способностей: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазанием и перелазанием. Передвижения в висе и упоре на руках. Подтягивание, отжимания в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры ног. Прыжки со скакалкой различными способами. Контрольные упражнения. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
27 | 1,5 | Упражнения прикладной гимнастики: Упражнения с набивными мячами из различных и.п.; броски и ловля в парах; балансирование, лежащим на голове, на месте и в движении. Прыжки со скамейки, на скамейку, через скамейку; сгибание и разгибание рук из различных и.п., подтягивание, лазание и перелазание. Элементы атлетической гимнастики. Подъём ног из виса -на результат. Бег на выносливость до 12 мин. Игра по выбору. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
28 | 1,5 | Гимнастика (общефизической направленности). Круговая тренировка (8 станций) – оценить. Контроль ЧСС. Самостоятельные занятия | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
29 | 1,5 | Гимнастика (общефизической направленности). Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа- тест. Упражнения на мышцы брюшного пресса. Бег на выносливость до 10-12 мин. Сп.Игра | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
30 | 1,5 | Гимнастика (общефизической направленности). Упражнения на растяжение мышц бедра и голени. Лазание по канату. Подъём в упор силой - оценить. Повторные выполнения упражнений с прыжками, лазанием и перелазанием на г/ скамейке. Броски набивного мяча в парах. Эстафета с преодолением препятствий. 1 | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
31 | 1,5 | Гимнастика (прикладной направленности): Упражнения на гибкость и растяжение на г/ стенке. Передвижения в висе и упоре на руках, подтягивания. Упражнения силового характера на перекладине. Броски набивного мяча на дальность. Лазание по канату. Комплекс упражнений на растяжение. Силовой комплекс на мышцы брюшного пресса. Игра по выбору. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
32 | 1,5 | Гимнастика (общефизической направленности). Развитие координационных движений: прохождение полосы препятствий с прыжками с опорой на руку, безопорным прыжком; прыжки на месте и с продвижением через г/скамейку; лазанием и перелазанием; касание ногой мишеней подвешенных на разной высоте, с места и с разбега; акробатическими упражнениями. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
33 | 1,5 | Комплекс упражнений с гантелями. Упражнения локального воздействия: с внешним сопротивлением, за счёт веса предметов (штанга, гири-16кг); противодействие партнёра; упражнения с отягощением (подтягивания, отжимания от пола и в упоре); упражнения на тренажёрах. Статические упражнения на перекладине. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование | |||
34-35 | 3 | Комплекс силовых упражнений: подтягивание-30сек, прыжки с колена со сменой ног – 30 сек, отжимание – 30сек, пресс кадетский -30сек, прыжки из упора присев в упор лёжа – 30 сек. Сп./игра по выбору. Контрольные упражнения. Подведение итогов. | Спортивный зал | Тестирование, соревнование |
Методические и оценочные материалы
Текущий контроль
Тема раздела | Содержание контроля (что контролируем) | Форма | Сроки |
Контрольные испытания (тесты) | Уровень развития координационных способностей в челночном беге 3х10 м (сек); скоростно-силовых способностей в прыжке в длину с места (см); силовых способностей в подтягивании - мальчики, отжимании - девочки (кол-во раз); поднимании туловища (кол-во раз). | тесты | |
Промежуточная (итоговая) аттестация | Уровень развития координационных способностей в челночном беге 3х10 м (сек); скоростно-силовых способностей в прыжке в длину с места (см); силовых способностей в подтягивании - мальчики, отжимании - девочки (кол-во раз); поднимании туловища (кол-во раз). | Сдача контрольных нормативов |
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Результаты оцениваются по таблицам 1, 2, 3.
Результаты анализируются: определяется уровень подготовленности учащихся в каждом двигательном умении. На основании анализа происходит планирование необходимых упражнений, направленных на развитие той или иной двигательной способности, определение нагрузки, повышающей уровень двигательной подготовленности, подбор подвижных игр с направленным физическим развитием. Учащиеся, сдавшие все тесты, получают зачет по контрольным испытаниям.
Нормы оценивания
Уровень физической подготовленности (ИУФП) по каждому тесту определяется по формуле:
ИУФП = (результат - средний показатель по таблице) / средний показатель по таблице;
Рассчитать общий уровень физической подготовленности по формуле:
ОУФП = (ЧБ + Пр + П + ПТ) 4,
ЧБ – челночный бег 3×10 м,
Пр – прыжок в длину с места,
П – подтягивание на перекладине,
ПТ – подъем туловища за 30 сек.,
4) найти в табл. оценку индивидуального уровня физической подготовленности
Контрольно-измерительные материалы
Для определения исходного уровня и динамики физической подготовленности, обучающихся рекомендуется следующий комплекс контрольных упражнений (тестов):
- челночный бег 3×10 м – для определения быстроты;
- отжимание в упоре лежа – для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса;
- прыжок в длину с места – для измерения динамической силы мышц нижних конечностей;
- подъем туловища в положении лежа на спине за 30 сек. – для определения силы мышц живота.
Таблица 1.
Средние показатели уровня физической подготовленности детей школьного возраста (по Ю.Н. Вавилову, дополненные) | |||||||||||
Контрольные упражнения (тесты) | Возраст (лет) | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
Челночный бег 3×10 м, сек. | 10,5 | 9,8 | 9,5 | 9,3 | 9,1 | 8,8 | 8,7 | 8,5 | 8,3 | 7,9 | 7,7 |
Прыжок в длину с места, см | 112 | 127 | 140 | 152 | 163 | 174 | 185 | 196 | 206 | 216 | 225 |
Подтягивание, кол-во раз | 2 | 3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 |
Подъем туловища за 30 сек. | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Таблица 2.
Средние показатели уровня физической подготовленности детей школьного возраста (по Ю.Н. Вавилову, дополненные) | |||||||||||
Контрольные упражнения (тесты) | Возраст (лет) | ||||||||||
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | |
1. Челночный бег 3×10 м, сек. | 11,0 | 10,5 | 10,0 | 9,8 | 9,5 | 9,4 | 9,3 | 9,2 | 9,0 | 8,9 | 8,8 |
2. Прыжок в длину с места, см | 104 | 120 | 132 | 142 | 152 | 160 | 167 | 173 | 177 | 180 | 180 |
3. Отжимание в упоре лежа, раз | - | - | - | - | - | - | - | 14 | 15 | 15 | 16 |
4. Подъем туловища за 30 сек. | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 21 |
Таблица 3.
Оценка индивидуального уровня физической подготовленности | |
Значение ОУФП | Оценка |
0,61 и выше | Великолепно |
от 0,21 до 0,60 | Отлично |
от - 0,20 до 0,20 | Хорошо |
от - 0,60 до - 0,21 | Удовлетворительно |
от - 1,00 до - 0,61 | Неудовлетворительно |
от - 1,01 и ниже | Зона риска |
Методическое обеспечение
Педагогические методики и технологии
Технология личностно-ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Здоровьесберегающие технологии - это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (обучающихся, педагогов и др.).
Методы и приемы
Методы обучения по способу организации занятия: словесный, наглядный, практический, игровой, соревновательный.
Техническое обеспечение
Мультимедийный компьютер, принтер лазерный.
Учебно-практическое оборудование:
Раздел «Легкая атлетика»:
- дорожка разметочная для прыжков в длину с места,
- рулетка измерительная,
- теннисные мячи, мячи для метания 150 гр.,
- эстафетные палочки,
- беговая дорожка,
- секундомер,
- прыжковая яма для прыжка в длину с разбега;
Раздел «Гимнастика»:
- стенка гимнастическая,
- скамейка гимнастическая жесткая,
- коврик гимнастический,
- маты гимнастические,
- мяч набивной (1 кг, 2 кг),
- скакалка гимнастическая,
- палка гимнастическая,
Раздел «Спортивные игры»:
- комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой,
- щиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой,
- мячи баскетбольные,
- стойки волейбольные универсальные,
- сетка волейбольная,
- мячи волейбольные,
- свисток,
- мячи футбольные,
- табло перекидное,
- компрессор для накачивания мячей.
Список литературы и средств обучения
Учебно – методическое обеспечение курса
Основная литература:
1. В.И. Лях. Физическая культура. 5 - 9 классы. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха., М.Я. Виленского. Изд. 7-е. Серия «Физическое воспитание» - М: «Просвещение» 2019.
2. Физическая культура. 5-7 классы: учебник для общеобразовательных учреждений/ (под редакцией М.Я. Виленского - Москва: «Просвещение», 2016.
3. Физическая культура. 8-9 классы: учебник для общеобразовательных учреждений
В.И. Лях - Москва: «Просвещение», 2018.
4.Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче нормативов ГТО: Учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Кузнецов, Г.А.Колодницкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Методическая литература:
1.Здорово быть здоровым, 5-6 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (Э.А.Зюрин и др.); под ред. Г.Г.Онищенко. – М.: Просвещение, 2019.
2. Здорово быть здоровым, 7-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ (Э.А.Зюрин и др.); под ред. Г.Г.Онищенко. – М.: Просвещение, 2019.
3. Гришина Ю .И. Основы силовой подготовки: знать и уметь; учебное пособие /Ю ,И. Гришина. — Ростов н/Д : Феникс, 2011. — 280, [1] с.: и л .— (Высшее образование).
4. Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учеб. пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2010.
5. Организация спортивной работы в школе. Нормативные документы. Инструкции и рекомендации. Планирование контроль. Внеклассная работа. www.uchmag. Ru
6. Журнал «Физическая культура». Образование, воспитание, тренировка. http: //. www.infosport/ ru/press
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов.
Образовательная программа по общей физической подготовке для начальных классов....
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка"
Программа кружка составлена в соответствии с программой А.П.Матвеева "Физическая культура", 5-11 классы. Программа состоит из пояснительной записки, учебно-тематического планирования занятий, перечня ...
ПРОГРАММА ПО ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-9 КЛАССОВ
Программа внеклассных занятий по изучению основ спортивных игр (мини-футбол, мини-гандбол, баскетбол, пионербол). Направлена на укрепление здоровья учащихся, воспитанию интереса к занятиям физическими...
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка"
Рабочая программа кружка "Общая физическая подготовка" для учащихся 5-9 класов...
Программа по общей физической подготовке "Силовая аэробика"
Силовая аэробика– это разновидность силовой аэробики, имеющая ярко выраженную атлетическую направленность. Именно атлетическую, поскольку занятия проводятся с использованием специальных отягощений и э...
.Программа дополнительного платного кружка по общей физической подготовке «Здоровичок» (средняя группа)
ЦЕЛЬ:Развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, физическое совершенствование детей среднего дошкольного возраста посредством кружковой работы.ЗАДАЧИ:- Развитие двигательных...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по общей физической подготовки физкультурно-спортивной направленности « СПОРТИКИ »
Программа Спортики относится к программам дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.Программа направленна на удовлетворение потребностей детей в активных формах двигательной д...