Мотивация изучения физической культуры посредством использования компьютерных технологий.
статья по физкультуре

Сивирин Александр Иванович

Мотивация изучения физической культуры посредством использования компьютерных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мотивация изучения физической культуры посредством использования компьютерных технологий.

В результате создания новой компьютерной техники и других, аналогичных средств информационно-компьютерных технологий (ИКТ) образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара.

Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов и т.д.). Обеспечение образовательного процесса компьютерными программами всегда сопутствовало развитию теоретической и практической мысли по их эффективному использованию в педагогической деятельности. Современные информационные технологии представляют собой соединение процессов, методов поиска, сбора, хранения и обработки информации, а также способы осуществления таких процессов и методов.

Современный специалист любого профиля должен легко ориентироваться в свободных потоках, уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров и других средств информационных технологий. Потребность большинства членов современного общества в познании и реализации возможностей этих технологий для повышения общекультурного и профессионального уровня определяется тем, что производственные и образовательные технологии приобретают все большую зависимость от информационных технологий, на базе которых они создаются и совершенствуются

Отечественными и зарубежными исследователями подчеркивается значимость дисциплины «Физическая культура» в образовательном процессе и ее необходимость наряду с другими учебными дисциплинами. Информационные технологии используются в различных учебных дисциплинах, в том числе и в дисциплине «Физическая культура». Применение современных технологий в образовательном процессе стимулирует познавательный интерес к физической культуре, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, тем самым способствуя повышению качества образования в целом. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) на занятиях по физической культуре – процесс объективный и закономерный. Педагог должен обладать достаточным уровнем технологической подготовленности и «информационной культуры», для того, чтобы быть конкурентоспособным, и уметь принимать оптимальные решения различных ситуациях.

В процессе физического воспитания учащихся решаются следующие задачи:

− понимание социальной значимости физической культуры и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности; знание научно - биологических, педагогических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

− формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни;

− овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья; приобретение личного опыта повышения двигательных и функциональных возможностей; создание основы для творческого и методически - обоснованного использования физкультурно-спортивной деятельности в целях последующих жизненных и профессиональных достижений

Успешность выполнения данных задач во многом определяется характером взаимодействия преподавателя и обучающегося. На этапах обучения и совершенствования техническим приемам и элементам, вербальный способ передачи информации иногда бывает малоэффективен. Требуется максимальное использование наглядных материалов для создания правильного представления у воспитанников о технике изучаемого двигательного элемента. В теоретической части на занятиях по физической культуре, для

формирования представления о техническом элементе в полной координации (например – бег на короткие дистанции), мы применяем комплексное применение видео, анимации, графики и тестовых описаний. В практической части занятий оптимизировать процесс обучения позволяет применять мультимедийные средства, содержащих демонстрацию технических элементов в исполнении высококвалифицированных спортсменов. Применение видеороликов с показом данного упражнения, дает возможность ученику точно и технически правильно воспроизвести двигательный элемент, что способствует закреплению более прочных двигательных навыков и сокращает время для их освоения. Такой подход помогает педагогу акцентировать внимание на повторяющиеся ошибки и исправить их.

Следующее направление, где применяются ИКТ на занятиях по физической культуре - контроль знаний и умений.

Преподаватель на основе данных контроля получает информацию о результатах своей работы и при необходимости может внести в нее свои коррективы. С помощью разработанных тестирующих программ, определяется уровень усвоения знаний. Компьютерные тесты содержат достаточное количество вопросов и заданий, что позволяет выявить уровень теоретической подготовленности в данном разделе программы. Тесты применяются как на начальном этапе обучения, так и на завершающем. Компьютерные тесты, в зависимости от сложности, могут быть с подсказкой и без нее. На решения каждого блока тестов отводиться время. Если школьник не справляется с данным разделом, он с помощью компьютерной программы направляется в теоретический блок, где повторяет ранее изученный материал. Еще один вид контроля – открытый текст. Это могут быть содержание терминов, понятий, определений, заданий требующих поиска нетрадиционного

выхода из проблемной ситуации. Данный вид контроля требует глубоких знаний, логического мышления, способности рассуждать, строить выводы на основе определенного круга знаний. В своей работе мы применяем метод проектов, где используются компьютерные телекоммуникации, мультимедийное оборудование, виртуальные библиотеки, образовательные порталы, материалы интернет- конференций. В ходе работы над проектом, ученики определяют актуальную для них проблему, ставят задачи и пути

ее решения. Итогом исследовательской работы является презентация проекта. Применение технологий проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности обучающегося, позволяет применять знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач.

Таким образом, применение информационно-коммуникативных технологий на

занятиях по физической культуре, позволяет сформировать мотивационноценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями. Использование ИКТ позволяет учителю повысить уровень владения информации по дисциплине, развить имеющиеся и приобрести новые навыки работы с информацией в условиях постоянного совершенствования компьютерного оснащения, перейти от объяснительно – иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ученик становится активным субъектом образовательного процесса. При этом новые информационные технологии сами становятся инструментом познания, обучения, выполняют обобщающую, исследовательскую, развивающую, воспитывающую и контрольно-корректирующую функции.

Физическая культура по своей специфике отличается от других дисциплин, и

на первый взгляд кажется, что использование информационных технологий в процессе занятий не представляется возможным, потому что основное направление дисциплины - двигательная активность.

Но, тем не менее, задача преподавателя любой дисциплины - создать условия для овладения школьниками полноценными знаниями, и, как правило, в любой дисциплине используются общедидактические методические принципы обучения.

Необходимость использования информационно-компьютерных технологий в процессе физического воспитания вызвана потребностью в повышении его качества с помощью применения компьютеров.

Информационно-компьютерные технологии позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне и обеспечивают более полное усвоение

учащимися учебного материала.

В настоящее время существуют различные разработки, позволяющие использовать компьютерные технологии: создание банка данных показателей здоровья и физических качеств школьников, мониторинг уровня физического и функционального состояния студентов, проектный метод и многое другое.

По мнению исследователей (В. Ю. Волков, М. Н. Гуслова, Ю. Д. Железняк, Л.

И. Лубышева и др., на занятиях физической культурой целесообразно

использовать ИКТ в следующих случаях:

− осуществление поиска и сбора информации;

− написание учебных пособий и методических рекомендаций;

− развитие исследовательских способностей студентов (создание проектов, презентаций);

− диагностика (тестирование, экспресс-диагностика, мониторинг полученных данных);

− использование таблиц, графиков, итоговых протоколов при проведении

соревнований;

− контроль знаний (компьютерное тестирование изученного теоретического материала).

Кроме того, как было указано ранее, любой учебный процесс осуществляется

в соответствии с дидактическими принципами. А одним из основных принципов обучения является принцип наглядности, и применение, например, мультимедийных средств на занятиях по физической культуре поможет более эффективно овладеть техникой изучаемых упражнений.

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие направления использования информационных технологий в физической культуре в школе:

- в качестве средств обучения, совершенствующих процесс преподавания и повышающих его эффективность;

− в качестве средств информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным и организационным процессом;

− в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной и учебно-тренировочной деятельности;

− в качестве средств компьютерного тестирования физического, функционального и психологического состояния занимающегося;

− в качестве средств автоматизации процессов обработки результатов сдачи контрольных нормативов, подведения итогов различных соревнований;

− в качестве средств организации мониторинга физического состояния и здоровья школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительные уроки физической культуры с использованием фитнес-технологий

«Оздоровительные уроки физической культуры с использованием фитнес - технологий» Прокофьева Елена Анатольевна,учитель физической культурыГБОУ ООШ №12 п. Шмидта г.о. НовокуйбышевскФакторы, определяющие...

Оздоровительные уроки физической культуры с использованием фитнес-технологий

создание нового подхода к уроку физкультуры, базирующегося на идеи модернизации образовательного процесса с  использованием  новых модных направлений в сфере физической культуры. ...

Подготовка школьников к теоретическому туру Всероссийской олимпиады по физической культуре с использованием ИКТ технологий

Каждый год перед учителем встаёт один и тот же вопрос. «Как подготовить ученика к теоретическому туру, чтобы тот показал высокий результат своих знаний в области физкультуры и спорта?»...

Оздоровительные занятия физической культуры с использованием фитнес - технологий

Оздоровительные уроки физической культуры  с использованием фитнес - технологий в общеобразовательных учреждениях...

План-конспект урока по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий

Совершенствовать навыки владения мячом посредством совместных игровых упражнений и подвижных игр....

Комплексы занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий

Комплексы занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий предназначены для помощи школьникам и их родителям по организации занятий физической культурой с использованием дистанц...

План-конспект урока физической культуры с использованием игровых технологий «Один день в зоопарке»

План-конспект урока физической культуры с использованием игровых технологий «Один день в зоопарке»...