Рабочая программа по шахматам на 2023-2024 уч. год
рабочая программа по физкультуре
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАЧУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Утверждаю:
Директор МБОУ Качульская СОШ
«___»_________2023г.
__________ Н.Ф. Полякова
.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности «Шахматы »
4-6 классы
Автор-составитель: |
Петров Александр Олегович, учитель физической культуры; |
2023-2024 учебный год
Содержание
1. | Пояснительная записка …………………………………………………….................. | 3-4 |
2. | Общая характеристика курса внеурочной деятельности…………………………… | 4 |
3. | Место курса внеурочной деятельности в учебном плане…………………............. | 4 |
4. | Требования к результатам обучения и освоения содержания курса внеурочной деятельности (личностные, метапредметные и предметные результаты)............. | 4-5 |
5. | Содержание курса внеурочной деятельности …………………………………….. | 5-6 |
6. | Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с определением основных видов учебной деятельности обучающихся………………………....... | 7-8 |
7. | Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса внеурочной деятельности…………………………………………………………….. | 9 |
8. | Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности…………… | 10 |
9. | Промежуточная аттестация по курсу внеурочной деятельности……………….. | 11 |
10 | Критерии оценивания обучающихся по курсу «Шахматы»,4-6 класс... | 11 |
11. | Календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности … | 11-13 |
- Пояснительная записка
- Рабочая программа по курсу «Шахматы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, с учетом авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова (Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 3-е изд., перераб. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 192 с.), учусь создавать проект: Методическое пособие для 4 класса /Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. – М.: Издательство РОСТ, 2013. – 117 с.), Е.Ю.Балашовой «Шахматная азбука» (Балашова Е.Ю. Шахматная азбука: первая ступень / Е.Ю.Балашова. – М.: Издательство «Имидж Принт», 2012. – 144 с.)
Реализация курса внеурочной деятельности «Шахматы» – это обучение школьников игре в шахматы начиная с основ шахматной партии. Современная школа динамична, она предъявляет ребенку массу серьезных требований. С первых дней учебы школьники должны выполнять требования и правила школьной жизни, обладать развитыми волевыми качествами: без них они не смогут сознательно регулировать свое поведение подчинять его решению учебных задач.
Произвольным должно быть не только поведение, но и умственная деятельность ребенка- его внимание, память, мышление.
Ученику необходимо умение наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решение поставленной задачи. Также нужно овладеть системой понятия, а для этого требуется развитие логического мышления.
Известно, что наибольшие трудности в школе испытывают ученики, которые проявляют интеллектуальную пассивность, неумение и нежелание думать, решать задачи, имеющие небольшой объём знаний. На помощь здесь может прийти широкое введение шахмат в сетку школьных занятий. Ведь игровая деятельность детей влияет на формирование произвольных психических процессов, в игре у ребят развивается произвольные внимание и произвольная память. Игра в шахматы учит ребят становиться на точку зрения других людей, учитывать их будущее поведение. Говоря о шахматах в школе, мы подразумеваем не стольку игру как таковую, сколько рационально построенный процесс обучения шахматным азам(в формах, доступных для детей каждой возрастной группы) Обучение игре в шахматы не сама цель! А использование шахмат как средство обучения позволит наиболее полно реализовать педагогический потенциал, заложенный в древней игре.
Как никогда актуальность обусловлено тем, что знание и умение необходимые для организации в учебный игры в шахматы в будущем станут основой для реализации в основной и средней школы. Учебная игра в шахматы при изучении курса имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей.
В младших классах шахматные игры имеют краткосрочный характер ,что обусловлено психологическими способностями школьников и носит групповой и индивидуальный характер, что будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как аргументировать свою точку зрения и другие, предполагает работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанный с поиском, анализом, оценкой информации. Реализует задачу выявление творческих способностей одаренности и склонности к шахматной игре.
Основные принципы реализации программы-научность, доступность, добровольность, субьективность, приесмтвенность, результативность,партнерство,творчество и успех. По содержанию программа курса «Шахматы является научно-педагогической, по функциональному назначению учебно-познавательной; по форме организации общедоступной. Программа курса внеурочной деятельности «Шахматы» создана с учетом опыта преподавание шахмат в школе и опирается на ряд авторских наработок. В их числе: широкое использование в учебном процессе игры на фрагментах шахматной доски. Шахматные игры являются частью патриотического, эстетического, умственного и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение шахматной игре, создаются эмоционально положительная основа для развития волевых качеств,
внимания, мышления
Цели, задачи изучения курса внеурочной деятельности «Шахматы», 4-6 класс
Цель: создание благоприятных условий для успешного освоения школьниками основ шахматной игры, развития у учащихся интеллектуальных способностей, внимания, память, мышление. Стремление к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха, приобщение к занятиям шахматами, использование их в свободное время на основе формирования интересов к шахматной игре.
Задачи:
- формировать представление об игре в шахматы
- познакомить детей с историей развития шахмат. Разнообразием шахматных комбинаций возможностью использовать их при организации досуга;
- профилактика вредных привычек;
- воспитывать у детей осознанное отношение к играм в шахматы.
- развивать: сообразительность, память, воображение, коммуникативные умения, внимание, мышление, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Шахматы», 4-6 класс
Курс внеурочной деятельности «Шахматы» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление умственного и психического здоровья, формирование культуры здоровья обучающихся, способствующей познавательному и эмоциональному развитию. Особенностью курса является углублённое обучение базовым комбинационным действиям, включая тактику шахматной партии. Обучающиеся получают представления о шахматной игре взаимосвязи с основами здорового образа жизни, овладевают знаниями о методике самостоятельной тренировки. Во время изучения конкретных разделов пополняются представления об шахматной игре, соревнованиях, турнирах правилах техники безопасности.
Место курса внеурочной деятельности «Шахматы», 4-6 класс в плане внеурочной деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Шахматы», 4-6 классы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю)
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) освоения учебного курса внеурочной деятельности «Шахматы», 4-6 классы.
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы.
Метапредметные результатаы:
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
Коммуникативные:
- уметь работать в паре, в коллективе, в команде.
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные:
- знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
- партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король,
- знать правила хода и взятия каждой фигурой;
- различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- уметь проводить элементарные комбинации;
- уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту
- своих фигур;
- уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации;
- определять последовательность событий;
- выявлять закономерности и проводить аналогии;
- определять, различать и называть вертикали, горизонтали, уметь записывать шахматную комбинацию.
- умение матовать одинокого королями, анализировать ситуацию и решать элементарные шахматные задачи.
- конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме, проводить элементарные комбинации.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Шахматы» 4-6 класс
класс.
Урок 1. ИЗ ИСТОРИИ ШАХМАТ. ЧЕМПИОНЫ МИРА ПО ШАХМАТАМ И ВЫДАЮЩИЕСЯ ШАХМАТИСТЫ МИРА.
Урок 2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (ПОВТОРЕНИЕ)
Урок 3. НАПАДЕНИЕ В ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ.ШАХ И ЗАЩИТА ОТ НЕГО. РОКИРОВКА.
Урок 4. МАТ.ПАТ.МАТ В ОДИН ХОД (ПОВТОРЕНИЕ). МАТ ОДИНОКОМУ КОРОЛЮ КОРОЛЕМ И ЛАДЬЕЙ.
Урок 5. ЗАЩИТА В ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ: УХОД ИЗ-ПОД НАПАДЕНИЯ, УНИЧТОЖЕНИЕ ФИГУРЫ, ЗАЩИТА ФИГУРЫ.
Урок 6.ЗАЩИТА В ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ: ПЕРЕКРЫТИЕ, КОНТР НАПОДЕНИЕ.
Урок 7. КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИИ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?
Урок 8. ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ДВОЙНОЙ УДАР»
Урок 9. ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «СВЯЗКА»
Урок 10. КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?
Урок 11. ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ЛОВЛЯ ФИГУРЫ»
Урок 12. ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ « СКВОЗНОЙ УДАР».
Урок 13. МАТ НА ПОСЛЕДНЕЙ ГОРИЗОНТАЛИ.
Урок 14. КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?
Урок 15. ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ « ОТКРЫТЫЙ ШАХ»
Урок 16. ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ДВОЙНОЙ ШАХ».
Урок 17.ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. Урок18.НОВОГОДНИЙ ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР
Урок19. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (повторение). Конь..
Урок 20. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (повторение). Слон.
Урок 21.ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ (повторение). Ладья
Урок 22. ОСНОВЫ ИГРЫ В ДЕБЮТЕ : АТАКА НА КОРОЛЯ. Урок 23 ОСНОВЫ ИГРЫ В ДЕБЮТЕ : АТАКА НА КОРОЛЯ
Урок 24. ОСНОВЫ ЭНШПЕЛЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПРИИМУЩЕСТВА.
Урок 25. ОСНОВЫ ЭНШПЕЛЯ: РЕАЛИЗАЦИЯ БОЛЬШОГО МАТЕРИАЛЬНОГО ПРИИМУЩЕСТВА
Урок 26. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ. Урок 27. ОСНОВЫ АНАЛИЗА ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ Урок 28 ОСНОВЫ АНАЛИЗА ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ
Урок 29. КОНКУРС РЕШЕНИЯ ПОЗИЦИЙ: КАК БЫ ВЫ СЫГРАЛИ?
Урок 30. ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. Урок 31. ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. Урок 32. ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР. Урок 33. ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР . Урок 34. ШАХМАТНЫЙ ТУРНИР.
- Тематическое планирование курса внеурочной деятельности с определением видов деятельности обучающихся
класс.
Дата | № п/п | Раздел, тема | Форма проведения занятия | Виды деятельности |
1 | Из истории шахмат. чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира | Познавательная беседа | Просмотр диафильмов «Приключения в Шахматной стране. «Первый шаг в мир шахмат» и «Книга шахматной .мудрости. «Второй шаг в мир шахмат» | |
2 | Шахматные фигуры (повторение) | Учебная игра | Дидактическое задание «Ходы фигур», «Взятие», «Рокировка» | |
3 | Нападение в шахматной партии.шах и защита от него. Рокировка. | Познавательная беседа | Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала. | |
4 | Мат.пат.мат в один ход (повторение). мат одинокому королю королем и ладьей. | Учебная игра | Игровая практика с записью шахматной партии | |
5 | Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение фигуры, защита фигуры. | Учебная игра | Дидактические задавания «Мат в один ход» (на втором либо третьем ходу партии) | |
6 | Защита в шахматной партии: перекрытие, контр наподение | Учебная игра | Игровая практика | |
7 | Конкурс решения позиции: как бы вы сыграли? | Учебная игра | Дидактические задания «Поймай ладью», «Поймай ферзя» | |
8 | Тактический прием «ДВОЙНОЙ УДАР» | Учебная игра | Игровая практика | |
9 | Тактический прием «СВЯЗКА» | Учебная игра | Дидактические задания «Поставь детский мат» «Защитись от мата» | |
10 | Конкурс решения позиций: Как бы вы сыграли? | Учебная игра | Игровая практика | |
11 | Тактический прием «ЛОВЛЯ ФИГУРЫ» | Познавательная беседа | Дидактические задания «Поставь детский мат», «Мат в один ход», «Защитись от мата» | |
12 | Тактический прием «СКВОЗНОЙ УДАР». | Учебная игра | Игровая практика | |
13 | Мат на последней горизонтали. | Учебная игра | Дидактические задания «Поставь мат в один ход повторюшке». «Выиграй фигуру у повторюшки» | |
14 | Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | Учебная игра | Игровая практика | |
15 | Тактический прием «ОТКРЫТЫЙ ШАХ» | Учебная игра | Дидактические задания «Выведи фигуру». | |
16 | Тактический прием «ДВОЙНОЙ ШАХ». | Учебная игра | Игровая практика | |
17 | Шахматный турнир. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. |
18 | Новогодний шахматный турнир. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. Изучение табличной системы. | |
19 | Шахматные фигуры (повторение). Конь. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. | |
20 | Шахматные фигуры (повторение). Слон. | Учебная игра | Дидактические задания. Игровая практика. | |
21 | Шахматные фигуры (повторение). Ладья. | Учебная игра | Дидактические задания «Можно ли сделать рокировку?», «В какую сторону можно рокировать?», «Поставь мат в один ход не рокированному королю», «Поставь мат в два хода не рокированному королю», «Не получат ли белые мат в один ход если рокируют» | |
22 | Основы игры в дебюте: атака на короля. | Учебная игра | Игровая практика | |
23 | Основы игры в дебюте: атака на короля | Познавательная беседа | Дидактические задания «Чем бить черную фигуру?», «Сдвои противнику пешки» | |
24 | Основы Эншпеля: реализация большого материального приимущества. | Учебная игра | Игровая практика | |
25 | Основы Эншпеля: реализация большого материального преимущества | Познавательная беседа | Дидактические задания «Выиграй фигуру», «Сдвои противнику пешки», «Успешное развязывание» | |
26 | Основы анализа шахматной партии. | Учебная игра | Рассмотри диаграммы 1-6. Выбери один из предложенных ходов | |
27 | Основы анализа шахматной партии | Учебная игра | Рассмотри диаграммы 1-6. Выбери один из предложенных ходов | |
28 | Основы анализа шахматной партии | Учебная игра | Рассмотри диаграммы 1-6. Выбери один из предложенных ходов | |
29 | Конкурс решения позиций как вы бы сыграли? | Учебная игра | Дидактическое задание “Проведи комбинацию” | |
30 | Шахматный турнир. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. | |
31 | Шахматный турнир. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. | |
32 | Шахматный турнир. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. | |
33 | Шахматный турнир . | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. | |
34 | Шахматный турнир. | Учебная игра | Соревновательная деятельность практическая игра с партнером. |
Материально-техническое обеспечение учебного курса внеурочной деятельности
«Шахматы» 4-6 классы
№ п/п | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Дидактическое описание |
1. | Учебники, учебные пособия по курсу «Шахматы» |
шахмат»И.Л.Славин/Архангельск2000гг./с №1 по №7;
«Просвещение» 1986г;.
|
2. | Интерактивный комплекс «Smart Board» с программным обеспечением Windows XР и программа Microsoft Office- Power Point. | Используется учителем, обучающимися в соответствии с планируемой потребностью учителя и учащихся. |
3. | Документ камера AVerMedia | Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью. |
4. | Цифровая лаборатория для начальной школы | Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью. |
5. | Информационные источники |
школа»-сеть «Интернет», «Единая коллекция цифровых ресурсов». |
6. | Книгопечатная продукция |
литература», 2010.
«Учебная литература», 2010.
«Учебная литература», 2010.
«Учебная литература», 2011.
«Учебная литература», 2011.
«Учебная литература», 2010. |
7. | Учебно-наглядные пособия |
|
Требования к уровню подготовки обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 4-6 классы
К концу первого года обучения дети должны: знать:
- некоторые дебюты (Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит и др.).
- правила игры в миттельшпиле;
- основные элементы позиции.
уметь:
- правильно разыгрывать дебют;
- грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;
- проводить элементарно анализ позиции;
- составлять простейший план игры;
- находить несложные тактические приемы и проводить простейшие комбинации;
- точно разыгрывать простейшие окончания;
- пользоваться шахматными часами.
Критерии оценивания обучающихся по учебному курсу внеурочной деятельности
«Шахматы» 4-6 классы
Без отметочная система с записью в зачётном листе по итогам учебного года «зачтено»/«не зачтено» (портфолио обучающихся)
Зачёт - учащийся усвоил материал курса, знает термины и шахматную нотацию, названия и правила передвижения и взятие шахматных фигур, взятие на проходе, рокировку.
Незачёт - учащийся не усвоил материал курса, не знает термины и шахматную нотацию, не знает названия и правила передвижения фигур.
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу внеурочной деятельности
«Шахматы» 4-6 класс
Представлено в приложении к рабочей программе по учебному курсу внеурочной деятельности «Шахматы» 4-6 класс
Мониторинг результатов освоения курса внеурочной деятельности Мониторинг развития УУД
Основные уровни качества образования приведены в общую систему оценки качества образования (ШСОКО) для единства аналитической системы мониторинга:
Система оценки уровня сформированности УУД:
- 2 – повышенный уровень
- 1 - базовый уровень
- 0 - неудовлетворительный уровень
Характеристика формируемых универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Познавательные УУД | Психофизиологические функции головного мозга, лежащие в основе сознательного мышления учащихся. Каждый последующий из выделенных навыков опирается на всё более сложные функции мозга: анализ-синтез- сравнение-логика (установление причинно- следственных связей) - вывод | Уровень развития мыслительных навыков у учащихся устанавливается психологами у обучающихся 1 классов (уровень готовности к школьному обучению) вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности познавательных процессов определяется учителем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года: Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май). |
Регулятивные УУД | Обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Для учителя эти данные являются исходными для организации самостоятельной деятельности учащегося. | Умение принимать и намечать задачи деятельности. Умение рационально планировать деятельность. Умение создавать благоприятные условия для деятельности. Навык планирования собственной деятельности (определяется и развивается при выполнении учащимся заданий типа проектных). Навык организации и ведения записей в собственной тетради. Навык самооценки (способность самостоятельно оценить и способ достижения результата и сам результат). Уровень развития организационных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности определяется учителем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май). |
Регулятивные УУД | Определяют для ученика возможность самостоятельного поиска и осмысления информации. Для учителя определяют систему заданий для целенаправленного развития информационных ОУУН, УУД. | Навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне: «читать и понимать, что не написано», Я.Б. Княжнин). Этот навык диагностируется и развивается «слепыми» текстами и различными заданиями типа: «озаглавь текст», «поставь вопросы к тексту и из текста» и т.д. Навык «сворачивания» и «разворачивания» информации (составление и чтение таблиц, графиков, схем и т.д.). Навык использования технических средств (ТСО, ПК, TV, мультимедиа) для поиска, планирования, организации и оформления учебной работы. Уровень развития информационных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности определяется учителем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года. Результаты педагогического анализа заносятся в |
мониторинг (сентябрь, май). | ||
Коммуникативные | Определяют формы и виды | Монологическая речь (устная или письменная); способность вести конструктивный диалог; способность работать в команде (подчиняться, руководить, делиться знаниями, полномочиями). Уровень развития коммуникативных навыков определяется психологами у первоклассников и вновь прибывших обучающихся. Уровень развития и сформированности определяется учителем по материалам курса и педагогического наблюдения в течение учебного года. Результаты педагогического анализа заносятся в мониторинг (сентябрь, май). |
УУД | участия в коллективной | |
учебной деятельности | ||
учеников с разными | ||
характеристиками развития | ||
сферы общения. Для учителя | ||
это очень важный параметр | ||
при планировании и | ||
организации дискуссий, | ||
коллективной работы на | ||
единую цель и т.д. |
Мониторинг участия обучающихся в соревнованиях турнирах
№ | ФИО | Оценки за выполнение нормативов и упражнений | Уровень успешности | Годовая отметка | ||||||||||||
1 полугодие | 2 полугодие | |||||||||||||||
Список литературы
- «Шахматы-школе» Сост.Б.С. Гершунский, А.Н.Костьев под ред. Б.С.Гершунского, Н.В.Крогиуса,-М:Педагогика,1991г.
- «Учебник- задачник шахмат» И.Л.Славин/Архангельск2000гг./с №1 по №7;
- «Учителю о шахматах» А.Н.Костьев, /М. «Просвещение» 1986г;.
- И.Г. Сухин Шахматы, первый год, учусь и учу: пособие для учителя.- Обнинск: Духовное возрождение, 2011.
- Шахматы: Второй год обучения. Барский В.Л. Москва. ООО «Дайв». Учебное пособие,2011 г.
- «Шахматы в школе» Е.А. Прудникова , Е.И. Волкова Москва «Просвещение» 2017г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии на 2023-2024 учебный год.
Материал содержит рабочие программы по географии 5-9....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ. 8Б класс (2023-2024)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ГЕОМЕТРИЯ. 8Б класс (2023-2024)...
Рабочая программа "Литература" 6 класс 2023-2024 учебный год
Рабочая программа "Литература" 6 класс 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа Спортивные игры Баскетбол 2023-2024 учебный год
Рабочая программа Спортивные игры Баскетбол 2023-2024 учебный год...
Рабочая программа Спортивные игры Волейбол 2023-2024 учебный год
Рабочая программа Спортивные игры Волейбол 2023-2024 учебный год...
Рабочие программы по внеурочная деятельность 2023-2024
Календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа "Дефектологические занятия" на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа разработа для коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями...