Круговая тренировка как эффективный метод развития выносливости
методическая разработка по физкультуре (7, 8, 9 класс)

описывается что такое круговая тренировка и ее польза. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugovaya_trenirovka_kalachyov.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Круговая тренировка, как эффективный метод развития выносливости и подготовки детей к сдаче норм ГТО на уроках физической культуры.

учитель физической культуры МОУ ИРМО "Марковская СОШ" Калачёв Д.Л.

Что такое круговая тренировка, прежде всего это эффективные организационно-методические формы упражнения для развития и совершенствования таких двигательных качеств, как сила, быстрота и выносливость, а также, и в особенности, их комплексных форм: силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы соответствии с применяемым методом нагрузки используются элементарные, технически простые упражнения, из которых составляются тренировочные комплексы, выполняемые без изменений в течение продолжительного времени. При этом, однако, соблюдается принцип прогрессирующей нагрузки, а уровень тренировочной нагрузки определяется с учетом современных физиологических данных обязательно индивидуально, на основании результатов испытания по так называемому «максимальному тесту». Таким путем избегают перегрузки тренирующихся

Такой подход позволяет большому числу занимающихся с разным уровнем физической подготовки, возраста, одновременно выполнять индивидуально дозированные задания в точно установленное время с определенными перерывами или же во все более сокращаем тренировочное время. При этом тренировочном методе, каждый занимающийся ведет запись своих достижений в специальных карточках, которые используются для контроля за ростом работоспособности, что становится основой для нового дозирования упражнений. Регулярные занятия по круговой тренировке воспитывают одновременно честность самостоятельность, упорство, целеустремленность и содействуют развитии. других волевых качеств.

Варианты круговой тренировки применяются для равномерной нагрузки по возможности на все мышечные группы, а также для постоянной. нагрузки на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. С помощью определенного метода можно дифференцированно развивать двигательные качества (силу, быстроту, выносливость и др.), но главным образом такие комплексные качества, как силовая выносливость, скоростная сила и скоростная выносливость которые так необходимы в тренировках по игровым видам спорта. При использовании одного из методов нагрузки в большей или меньшей степени совершенствуется выносливость (в виде общей или специальной). В целом, посредством применения любого варианта можно повысить физическую работоспособность и подготовленность.

Круговая тренировка как организационно-методическая форма занятий может в очень большой мере способствовать воспитанию школьников. Применение этой формы значительно повышает дисциплину на занятие у школьников. Одновременно круговая тренировка с индивидуальным определением нагрузки характеризуется подлинно разумной тренировочной атмосферой. Ни один из учеников не перегружается, так как каждый упражняется на своей «станцию» согласно своей индивидуальной нагрузки.

Такой вид тренировки в большей мере способствует воспитанию самостоятельности и активности. Это обеспечивается не только самостоятельной тренировкой учеников, но и самостоятельной подготовкой ими тренировочных «станций». Можно также привлечь к занятиям учеников имеющие противопоказания к физическим нагрузкам, назначить ответственным за установку или прикрепление щитов с номерами «станцию», или пусть раздает карточки результатов и снова собирает и после занятий, ведет учет результатов. Ученики самостоятельно могут готовить необходимые «станции», на которой они начинают упражняться, приводить их в том месте, где они заканчивают прохождение круга. Тогда для установки и уборки снарядов будет достаточно едва ли более 2 мин. что позволит увеличить плотность занятий. Полезно располагать круг так, чтобы снаряды размещались не слишком далеко от их обычных мест в спортивном или тренажерном зале.

При планировании и про ведении урока физической культуры или тренировочного занятия учитель физической культуры или тренер должен учитывать определенные педагогические принципы и соблюдать некоторые основные требования для обеспечения диалектического единства воспитания и образования. Это относится, в частности, к организации и проведению круговой тренировки на занятиях физической культуры или тренировочных занятиях. Занятия по системе круговой тренировки могут весьма эффективно способствовать развитию основных физических качеств, а также давать хорошие результаты в воспитании занимающихся. Основные положения, выраженные в форме безусловных, категорических требований, помогают избегать ошибок в организации, методическом оформлении и про ведении занятий, а также в оценке достижений при круговой тренировке.

Сложность в организации занятий по физической культуре в школе заключается в том, что группы занимающихся сформированы без учета их физического развития. Поэтому упражнения на занятиях физической культуры или тренировочных занятиях должны проводиться в организационном и методическом отношениях так, чтобы они укрепляли здоровье занимающихся учитывая все эти факты. Отсюда для учителя или тренера вытекает необходимость базироваться при организационно-методическом оформлении круговой тренировке на соответствующих физиологических закономерностях и данных полученных в области развития двигательных качеств тренерами, учителями физической культуры, спортивными врачами и физиологами.

Уже отмечалось, что упражнения в системе круговой тренировки должны подбираться и составляться таким образом, чтобы они обеспечивали рациональное чередование нагрузки на основные группы мышц в соответствии с правилами круговой тренировки.

1. Руки - плечевой пояс:

  • Отжимание из упора лежа;
  • Подтягивание на перекладине;
  • Жимы, разводки

2. Брюшной пресс

  • Ноги фиксированы
  • Туловище фиксировано

3. Спина

  • Ноги фиксированы
  • Туловище фиксировано

4. Ноги

  • Приседание
  • Восхождения
  • Прыжки

Следовательно, учитель физической культуры и тренер должны знать и учитывать в работе топографию мышц (их расположение, начало место прикрепления) и функциональную анатомию физических упражнении (участвующие в упражнении мышечные группы). Кроме того, они должны быть в состоянии давать оценку степени нагрузки выбранных упражнений и назначать необходимую интенсивность усилий в упражнении. Лишь при этом условии можно будет обеспечить разумно оправданную и, что особенно важно, индивидуализированную дозировку упражнений на каждой «станции» круга. От характера тренировочной дозировки (отношение между объемом и интенсивностью). В свою очередь, зависит, будет ли строиться тренировка по круговой системе с паузами или без пауз и будет ли она состоять из одного, двух или максимум трех прохождений всего круга.

Так как круговая тренировка характеризуется простыми, несложными по технике упражнениями, то освоение технических элементов в рамках комплекса круговой тренировки также нецелесообразно. Отсюда, однако, еще нельзя делать вывод, будто комплексы круговой тренировки не могут состоять из специально развивающих упражнений, содействующих технической подготовке. Требование наибольшей применимости избираемых средств и методов предполагает, что учитель физкультуры или тренер должен умет доказать правильность методического построения комплекса круговой тренировки. Как уже отмечалось выше, было бы методически неправильным, например стремиться развить выносливость с помощью круговой тренировки по методу повторной работы.

Вывод

Таким образом, использование метода круговой тренировки на уроках физкультуры в общеобразовательной школе актуально:

  • Применение круговой тренировки в учебном процессе по физическому воспитанию позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и физической подготовленности по сравнению с общепринятыми методами при одинаковых затратах времени.
  • В тренировочном процессе с помощью комплексов круговой тренировки можно увеличить показатели различных физических качеств, а в школе использовать как разновидность физических упражнений.
  • Наряду с существующими формами дифференцирования и прогрессирования нагрузки на станциях круговой тренировки можно с успехом применять и ступенчатый способ ее повышения, в основу которого положен принцип перехода от простого, более легкого варианта выполнения упражнения, и более к сложному.
  • Воспитание физических качеств и обучение двигательным навыкам тесно взаимосвязаны в учебном процессе, что обусловлено аналитическими, психофизиологическими и биохимическими закономерностями, лежащими в основе переноса двигательной деятельности. Можно утверждать, что использование круговой тренировки на уроках физкультуры в школе принесет положительный эффект.

Приложение

Комплекс упражнений для развития скоростно-силовой подготовки, силовой выносливости:

1-я станция. Поднимание и опускание согнутых ног в висе на гимнастической стенке.

2-я станция. Прыжки через скакалку.

3-я станция. Подтягивание в висе на низкой перекладине.

4-я станция. Прыжки боком через скамейки.

5-я станция. Отжимания от скамейки.

6-я станция. Поднимание и опускание туловища из положения лежа на гимнастическом мате.

7-я станция. Из упора сидя на скамейке, отжимания «сзади».

8-я станция. Поднимание и опускание прямых ног из положения, лежа на гимнастическом мате.

9-я станция. Прыжки со сменой ног с опорой на скамейку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Летний экологический лагерь как эффективный метод развития научно-исследовательского интереса у школьников"

опыт организации эколого-краеведческой исследовательской деятельности...

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории

Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории...

Методы развития выносливости у учащихся на уроках физкультуры

Методы развития выносливости у учащихся на уроках физкультуры...

Проектная деятельность-эффективный метод развития личности учащегося

Чтобы у учащегося  развивалось творческое мышление, необходимо,чтобы он сам прошел путь познания.Одним из эффективных способов формирования познавательной деятельности является проектный метод об...

Проектная технология как эффективный метод развития творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания в условиях ФГОС ООО.

Для меня как учителя истории и обществознания в моей работе самое главное это, как ученик размышляет, сопоставляет, анализирует, критически относится к историческим, социальным фактам и событиям. Для ...

Способы и методы развития выносливости футболистов 13-14 лет.

Под выносливостью понимают возможности человека, обеспечивающие ему длительное выполнение какой-либо двигательной деятельности без снижения ее эффективности. В данном случае это способность противосто...

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «Круговая тренировка как эффективный метод развития двигательных качеств обучающихся на уроках физической культуры»

Цель  МАСТЕР-КЛАССА–  описание методики применения метода круговой тренировки на уроках физической культуры  как одного из инструментов, обеспечивающих всестороннее развитие двига...