Волейбол
рабочая программа по физкультуре
Программа по дополнительной образовательной программе "Волейбол"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voleybol_programma.doc | 188.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Общеобразовательная программа дополнительного образования «Волейбол»
Муниципальное Автономное Образовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа № 7»
Согласовано: Утверждаю:
Руководитель ШПС Заместитель директора
____________ И.В. Дмитренко ____________ И.В. Баженова
«______»_____________ 2023 г «______» ____________2023 г
Программа дополнительного образования физкультурно – спортивной направленности
«ВОЛЕЙБОЛ»
Автор - составитель: Дмитренко И.В. (учитель физической культуры)
г. Когалым
2023 – 2024 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физической культуре и спорту придается большое общественно – воспитательное значение. Занятия физической культурой и спортом способствуют совершенствованию всех функций организма, укреплению нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной систем, опорно-двигательного аппарата, повышают сопротивляемость организма человека к неблагоприятным влияниям внешней среды, содействуют повышению общего культурного уровня. Программа предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу воспитанниками контрольных нормативов, участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Цель: развивать интерес у воспитанников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
Задачи:
- укрепление здоровья и закаливание организма;
- содействие правильному физическому развитию;
- развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых для совершенствования игровых навыков;
- изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;
- приобретение навыка в организации и проведении товарищеских встреч, соревнований;
- содействие в подготовке к нормативам ГТО;
Данная программа направлена и реализует не только физическое развитие и совершенствование специальных умений и навыков игры в волейбол, но и способствует всестороннему развитию воспитанников как личности в современном обществе.
Основной принцип работы секции по волейболу — выполнение программных требований по физической, технической, тактической, теоретической подготовке, выраженных в количественных (часах) и качественных (нормативные требования) показателях.
Основой подготовки воспитанников является универсальность в овладении технико-тактическими приемами игры.
Для успешного овладения программным материалом необходимо сочетать тренировки с самостоятельными занятиями, которые предлагаются воспитанникам в виде домашнего задания. В секцию принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год – декабрь и май. В учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.
Формы организации занятий:
Начальная - объяснение, показ, разучивание, обучение и закрепление отдельных элементов, отработка спортивных упражнений и технических моментов. Практические занятия – тренировки, отработка и совершенствование элементов; учебная игра по упрощенным правилам; игра в волейбол по всем правилам.
Методы и приемы обучения:
Групповые, поточные, индивидуальные, демонстрационные.
Задачами учебной практики являются: овладение терминологией, подбором упражнений по специальной физической подготовке, методикой выполнения упражнений и отдельных элементов, техникой и тактикой игры своего возрастного уровня.
Судейство учебно-тренировочных игр должно осуществляться самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Руководитель должен систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен привить навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям, воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
Вся воспитательная работа в кружке волейбола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы.
Для более успешного решения задач необходимо иметь четкое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию: годовой план, график прохождения программного материала, планы на месяц, журнал учета работы, посещаемости.
Требования к уровню подготовки
ЗНАТЬ:
- влияние занятий физическими упражнениями на укрепление здоровья и профилактику вредных привычек;
- технику безопасности при занятиях в спортивных залах на тренировках;
- способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности;
- гигиенические требования к инвентарю и спортивной форме;
- правила и способы планирования систем индивидуальных занятий физическими упражнениями различной целевой направленности;
- основы методики обучения и тренировки по волейболу;
- правила игры;
- технику и тактику игры в волейбол;
- методику судейства.
УМЕТЬ:
- выполнять специально подобранные физические упражнения, для развития следующих физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости, координации;
- соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений на тренировках, товарищеских встречах и соревнованиях;
- выполнять индивидуальные и групповые тактические и технические действия в нападении и защите;
- использовать приобретенные знания и умения во время игры;
- видеть ошибки во время игры;
- подсказывать и обучать игре в волейбол своих товарищей;
- осуществлять судейство соревнований по волейболу;
Руководитель занятий должен: систематически следить за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживать контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он должен привить навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям, воспитывать такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
Для более успешного решения задач необходимо иметь четкое планирование учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию: годовой план занятий, график прохождения программного материала, журнал учета работы и посещаемости.
Содержание образовательной деятельности
Сведения о функциях организма человека. Основные сведения о сердечно - сосудистой системе и ее функциях. Значение дыхания для жизнедеятельности организма.
Влияние физических упражнений на увеличение мышечной массы и подвижность суставов. Влияние физических упражнений на систему дыхания. Дыхание в процессе занятий волейболом.
Гигиена, врачебный контроль, самоконтроль. Общие гигиенические требования к занимающимся волейболом с учетом его специфических особенностей. Режим дня и питания с учетом занятий спортом. Предупреждение спортивных травм на занятиях волейболом. Гигиенические требования к спортивной одежде и инвентарю.
Правила игры в волейбол. Состав команды, замена игроков, костюм игрока. Упрощенные правила игры. Основы судейской терминологии и жеста.
Места занятий, инвентарь. Спортивный зал. Инвентарь для игры в волейбол. Уход за инвентарем. Оборудование мест занятий.
Общая физическая подготовка.
Значение общей физической подготовки для развития спортсмена. Характеристика основных средств и их значение для достижения высокого спортивно-технического мастерства.
Основы техники и тактики игры. Характеристика основных приемов техники: перемещения, стойки, передачи, подачи, нападающие удары. Значение технической подготовки для роста спортивного мастерства. Понятие о тактике. Связь техники и тактики. Индивидуальные и групповые тактические действия.
Практические занятия. Общая физическая подготовка. (Развитие быстроты, силы, ловкости, выносливости, гибкости; совершенствование навыков естественных видов движений; подготовка к сдаче нормативов в том числе ГТО).
Специальная физическая подготовка.
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на 5, 10, 15 м из исходных положений: стойки волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии) сидя, лежа на спине и на животе в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.
Бег с остановками и изменением направления. Челночный бег на 5 и 10 м (общий пробег за одну попытку 20—30 м). Челночный бег, но отрезок вначале пробегается лицом вперед, а обратно— спиной. По принципу челночного бега передвижение приставными шагами. То же, с набивными мячами в руках (массой от 2 до 5 кг), с поясом — отягощением.
Упражнения для развития прыгучести. Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом рук вверх; то же, с прыжком вверх, то же, с наживным мячом (или двумя) в руках (до 5 кг). Из положения стоя на гимнастической стенке, правая (левая) нога сильно согнута, левая (правая) опущена вниз, руками держаться на уровне лица — быстрое разгибание ноги.
Многократные броски набивного мяча (массой 1—2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления Стоя на расстоянии 1 — 1,5 м от стены (щита) с набивным (баскетбольным) мячом в руках, в прыжке бросить мяч вверх о стенку, приземлиться, снова прыгнуть и поймать мяч, приземлиться и снова в прыжке бросить и т. д. (выполняются ритмично, без лишних доскоков). То же, но без касания мячом стены.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же, с отягощением. Напрыгивание на сложенные гимнастические маты (высота постепенно увеличивается), количество прыжков подряд также увеличивается постепенно. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота— 40—80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но прыжки с разбега в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных и волейбольных мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по песку без обуви. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые движения кистями, сжимание и разжимание пальцев — на месте и в сочетании с различными перемещениями.
Из упора стоя у стены одновременное и попеременное сгибание в лучезапястных суставах. Многократные броски набивного мяча от груди двумя руками. Многократные передачи баскетбольного мяча. Упражнения для кистей рук с гантелями, кистевыми эспандерами. Многократные броски волейбольного мяча в стену.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые движения рук в плечевых суставах с большой амплитудой. Упражнения с резиновыми амортизаторами. Упражнения с набивными мячами, волейбольными мячами (совершенствование ударного движения по мячу на резиновых амортизаторах). Подачи с силой у тренировочной сетки (в сетку).
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов. Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху вниз — стоя на месте и в прыжке (бросать перед собой в площадку, гимнастический мат). Броски набивного мяча массой 1 кг в прыжке из-за головы двумя руками через сетку. Броски набивного мяча массой 1 кг «крюком» в прыжке — в парах и через сетку. Имитация прямого нападающего удара, держа в руках мешочки с песком (до 1 кг). Метание теннисного или хоккейного мяча (правой и левой рукой) в цель на стене (высота—1,5—2 м) или на полу (расстояние — от 5 до 10 м). Метание выполняется с места, с разбега, после поворота, в прыжке; то же, через сетку. Соревнование на точность метания малых мячей. Совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу на резиновых амортизаторах. То же, но у тренировочной сетки. Удары выполняются правой и левой рукой с максимальной силой.
Практические занятия.
Техника нападения. Перемещения и стойки. Стартовая стойка (исходное положение): низкая. Скачок вперед. Сочетание стоек и перемещений.
Действия с мячом. Передачи мяча: верхняя передача в парах, тройках; передача в стену с изменением высоты передачи или расстояния до стены; передача мяча в стену в сочетании с перемещениями; передача на точность с собственного подбрасывания.
Нападающие удары: прямой нападающий удар сильнейшей рукой (броски теннисного мяча через сетку); удары по мячу в держателе и с собственного подбрасывания, с подбрасывания партнера.
Техника защиты. Действия без мяча: скачок вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Действия с мячом: прием мяча снизу двумя руками (отбивание мяча снизу двумя руками в парах, с различными заданиями; многократное подбивание мяча снизу над собой); прием снизу — с подачи; одиночное блокирование (стоя на подставке в зонах 4, 2, 3).
Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия. Выбор способа отбивания мяча через сетку (стоя на площадке): передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу. Чередование нижних подач в дальнюю и ближнюю к сетке половины площадки. Подача (нижняя) на точность в зоны (по заданию).
Групповые действия: взаимодействия игрока зоны 3 с игроком зоны 4, игрока зоны 3 с игроком зоны 2 (при второй передаче).
Командные действия: система игры со второй передачи игрока передней линии.
Тактика защиты. Индивидуальные действия. Выбор места: при приеме мяча, посланного противником через сетку. При блокировании (выход в зону удара). При страховке партнера, принимающего мяч с подачи, передачи. При действиях с мячом: выбор способа приема мяча, посланного через сетку противником (сверху двумя руками или снизу)
Групповые действия: взаимодействия игроков внутри линии при приеме мяча от нижней подачи и передачи. Игроков задней линии: игрока зоны 1 с игроком зоны 6; игрока зоны 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроком зон 5 и 1. Игроков передней линии: игроки зоны 3 с игроком зон 4 и 2. Игроков зон 5, 1 и 6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и с передачи (при обманных действиях).
Командные действия: расположение игроков при приеме мяча от противника, «углом вперед».
Контрольные игры и соревнования. Правила соревнований. Положение о соревнованиях. Расписание игр. Оформление хода и результата соревнований.
Практические занятия. Сдача нормативов. Соревнования по подвижным играм с элементами волейбола. Учебно-тренировочные игры, товарищеские встречи.
Экскурсии, посещение соревнований. Экскурсии. Посещение спортивных соревнований, товарищеские встречи, по волейболу и другим видам спорта.
Программа составлена на основе «Программы для внешкольных учреждений».
Литература:
- «Физическая культура и спорт внеурочных занятий дополнительного образования». М. 2016г.
Дополнительная литература:
- «Волейбол в школе» М. 2014г.
- «Волейбол» в издательских журналах ФиС.
Оценка практической подготовленности по контрольным упражнениям.
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||
мальчики | девочки | |||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||
I. Передача мяча | 1. Поточная передача мяча двумя руками сверху в стенку с расстояния 3 м (кол-во раз). | 11 12 13 14 | 4 7 9 12 | 3 5 6 9 | 2 3 4 5 | 1 1 2 3 | 4 6 7 9 | 3 4 5 7 | 2 3 3 4 | 1 1 2 3 |
2. Передача мяча двумя руками сверху с собственного набрасывания из зоны 6 в кольцо диаметром 1 м, установленное в зоне 3 (10 попыток) | 11 12 | 3 5 | 2 4 | 1 2 | 0 1 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 0 1 | |
3. Передача мяча двумя руками сверху из зоны4 через сетку в квадрат3х3 м, расположенный в зоне 6; мяч предварительно передан из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 | 4 6 | 3 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |
4. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 3 в кольцо, установленное в зоне 4, с предварительной передачи мяча из зоны 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 4 6 6 6 7 | 3 5 5 5 5 | 2 3 3 3 3 | 1 2 2 2 2 | 3 5 5 5 6 | 2 4 4 4 5 | 1 2 3 3 3 | 0 1 2 2 2 | |
5. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4, через сетку в квадрат 3х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, с предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 3 3 | 2 2 | 4 5 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | |
6. Передача мяча двумя руками сверху из зоны 2 в кольцо, установленное в зоне 4, предварительной передачи мяча из зоны 6 (10 попыток) | 15 16 17 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 1 1 1 | 3 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | 0 1 1 | |
7. Передача мяча двумя руками сверху в прыжке из зоны 4 через сетку в прямоугольник 2х3 м, расположенный у лицевой линии в зоне 6, предварительной передачи мяча из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 5 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 2 | 4 4 5 | 3 3 4 | 2 2 3 | 1 1 2 | |
II. Подача мяча | 1. Нижняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 11 12 | 7 8 | 4 6 | 3 4 | 1 2 | 6 7 | 4 5 | 3 3 | 1 2 |
2. Нижняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 11 12 | 4 6 | 3 4 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 1 2 | 0 1 | |
3. Верхняя прямая подача в пределы площадки (10 попыток) | 13 14 | 8 9 | 5 7 | 3 5 | 2 3 | 6 7 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | |
4. Верхняя прямая подача на точность (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 13 14 | 5 6 | 4 5 | 2 3 | 1 2 | 4 5 | 3 4 | 2 2 | 1 1 | |
5. Верхняя прямая подача на точность по заданию (по 5 попыток в левую и правую половину площадки) | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 5 6 | 3 4 4 | 2 3 3 | 5 5 6 | 4 4 4 | 2 3 3 | 1 2 2 | |
6. Верхняя боковая подача в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 7 | 2 4 5 | 1 2 3 | 4 5 6 | 3 3 5 | 2 2 3 | 1 1 2 |
Технический прием | Контрольные упражнения | Возраст лет | Оценка | |||||||
мальчики | девочки | |||||||||
высокий | Выше среднего | средний | низкий | высокий | Выше среднего | средний | низкий | |||
III. Нападающий удар | 1. Прямой нападающий удар из зоны 4 в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 11 12 13 14 | 3 4 6 8 | 2 3 5 6 | 1 2 3 4 | 0 1 2 3 | 2 3 6 6 | 1 2 5 5 | - 1 3 3 | - - 2 2 |
2. Нападающий удар из зоны 4 на точность (по 5 попыток в зоны 1 и 5) с передачи из зоны 3 | 15 16 17 | 6 7 8 | 5 6 7 | 4 4 5 | 3 3 4 | 5 6 7 | 4 5 6 | 3 3 4 | 2 2 3 | |
3. Прямой нападающий удар из зоны 4 на силу в пределы площадки с передачи из зоны 3 (10 попыток) | 15 16 17 | 5 7 8 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 4 6 6 | 3 5 5 | 2 4 4 | 1 3 3 | |
IV. Блокирование | 1. Блокирование нападающего удара из зоны 4 в зону 5 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 4 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 |
2. Блокирование нападающего удара из зоны 2 в зону 1 (10 попыток) | 13 14 15 16 17 | 2 2 5 6 8 | 1 1 4 5 6 | 1 1 2 4 4 | - - 1 2 3 | 1 2 5 5 7 | 1 1 3 4 5 | - - 2 3 3 | - - 1 1 1 | |
3. Блокирование нападающего удара из зоны 3 в пределы площадки (10 попыток) | 15 16 17 | 4 5 6 | 3 4 5 | 2 3 4 | 1 2 2 | 3 4 5 | 2 3 4 | 2 3 3 | 1 1 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ
По волейболу учащиеся изучают основные технические и тактические приемы игры в волейбол. Усвоение технических и тактических приемов игры в волейбол происходит успешно, если у учащихся развиты быстрота реакции и ориентировка, быстрота перемещения, прыгучесть, сила. Для развития этих качеств служат подготовительные упражнения. Они выполняются без предметов, с предметами (набивные, теннисные, баскетбольные мячи, резиновые амортизаторы, скакалки и др.), в виде подвижных игр и эстафет с препятствиями. Подготовительные упражнения включают в каждый урок по волейболу; кроме того, их надо применять и на других уроках физической культуры, включать в комплексы утренней гимнастики.
Непременным условием успешного обучения приемам игры является правильный выбор и применение специальных и подводящих упражнений. На занятиях надо добиваться, чтобы все учащиеся активно участвовали в выполнении упражнений. Если мячей не хватает, то часть учеников должна выполнять подготовительные и подводящие упражнения без мячей. Такое сочетание полезно в том случае, когда некоторые учащиеся еще не овладели приемами игры и их участие в групповых упражнениях будет только помехой.
Учащихся распределяют на отделения (команды) в зависимости от их подготовленности. Для проведения различных эстафет и игр, в том числе учебных, организуют равные по силам команды. Команды обычно составляют отдельно из мальчиков или девочек. Допускаются и смешанные команды.
Перемещения
Учащиеся изучают, стойки волейболиста — своеобразные исходные положения, которые позволяют легко выполнить какое-либо действие в игре. Основные способы перемещения волейболиста: приставные шаги вправо, влево, вперед и назад, быстрые рывки с места в различных направлениях и резкие остановки скачком. Изучение стоек и перемещений не представляет большой трудности для учащихся, однако надо постоянно уделять время совершенствованию навыков быстрого перемещения в самых разнообразных направлениях и в сочетании с различными заданиями без мяча и с мячом. Это достигается путем систематического применения подготовительных упражнений. Для примера может служить следующее упражнение, которое выполняется во время движения в колонне по одному (по два): по сигналам учителя учащиеся перемещаются приставными шагами правым боком вперед, приставными шагами левым боком, ускоряют бег и переходят на обычный бег.
Основы техники игры Основными техническими приемами в волейболе являются передача мяча (двумя руками сверху и двумя руками снизу), подача, нападающий удар и блокирование. Каждый из этих приемов имеет свои разновидности и особенности.
Передача мяча
Является основным средством ведения игры. Наиболее точны верхние передачи двумя руками. С них обычно начинают обучение. Техника выполнения этого приема связана с приемом мяча у лица на симметрично расставленные пальцы. При этом руки начинают встречное движение к приближающему мячу. Выпрямляя одновременно ноги и руки, игрок посылает мяч в нужном направлении.
Верхняя передача
Наиболее точно направить мяч можно только верхней передачей. Обязательное условие правильного выполнения передачи — своевременный выход к мячу и принятие исходного положения. Верхняя передача выполняется из уже разученной стойки. Руки полусогнуты в локтях, кисти слегка отведены назад и находятся перед лицом. Пальцы располагаются для встречи с мячом (большие пальцы направлены к носу). Движение начинается разгибанием ног в коленях и тазобедренных суставах, туловища, рук и заканчивается сопровождением кистей. После выполнения верхней передачи кисти рук как бы еще продолжают движение за мячом и после этого расслабляются. Кисти рук соприкасаются с мячом выше головы, пальцы, плотно охватывающие мяч, слегка напряжены и согнуты. Движением кисти и пальцев мячу придается нужное направление. Передача выполняется пальцами, а не ладонью. Решающим условием в овладении техники верхней передачи является выход под мяч и правильное положение рук на нем. Поэтому при обучении внимание сосредотачивается на правильной стойке и положении рук для верхней передачи.
Подводящие упражнения направлены на то, чтобы учащиеся правильно располагали пальцы и кисти рук на мяче. Таким образом, они представляют положение рук и во время самой передачи. В данном случае не следует жалеть времени на подводящие и специальные упражнения для освоения верхней передачи, так как хорошее закрепление навыка этого основного игрового приема позволит заинтересовать учащихся и успешно
овладеть другими игровыми приемами, а также исключит травмы кистей рук и особенно больших пальцев.
Для овладения техникой передачи мяча используют такие подводящие упражнения: отбивание способом верхней передачи волейбольного мяча, подвешенного на шнуре, в цель, стоя на месте и после предварительного перемещения изученными способами; передача мяча вперед-вверх после подбрасывания над собой; передача мяча, наброшенного партнером; передача о стену; передача в парах (расстояние 2-3 м).
Для изучения приема применяются следующие подготовительные упражнения:
1. Подбросив мяч, учащийся ловит его. При этом надо обратить внимание учащихся на правильное положение кистей и пальцев рук на мяче, положение ног и на их работу при выполнении движения.
2. Ученик перебрасывает мяч партнеру, имитируя верхнюю передачу; тот ловит мяч, проверяя правильность приема и перебрасывает мяч обратно. Следует напомнить занимающимся, что во время броска руки в плечевых и локтевых суставах нужно разгибать полностью, пальцы и кисти рук должны как можно дольше сопровождать мяч, а после выполнения броска пальцы надо расслабить. По мере того, как ученики научатся правильно располагать пальцы на поверхности мяча при ловле и выполнять перебрасывание, можно перейти к передачам.
Первые два упражнения выполняются в парах.
3. Один из учащихся набрасывает мяч партнеру в удобное для передачи положение, а тот выполняет верхнюю передачу. После этого первый ловит мяч и снова набрасывает мяч партнеру. Если мяч наброшен неточно, выполнять передачу не следует, так как движения при этом могут быть неверными (лучше поймать мяч).
4. Один из учащихся с собственного набрасывания выполняет верхнюю передачу партнеру. Тот, поймав мяч, выполняет то же движение.
5. Партнеры выполняют верхнюю передачу, не ловя мяч (в парах).
6. То же, но с изменением направления и траектории полета мяча.
7. То же, но с перемещением в заданном направлении,
8. Стоя внутри круга, учитель передает мяч каждому учащемуся (по порядку), создавая наиболее благоприятные условия для передачи. Демонстрируя при этом правильную технику, он имеет возможность сразу исправлять и ошибки.
9. Стоя у стены, учащийся с собственного подбрасывания выполняет верхнюю передачу в стенку, после чего ловит мяч и повторяет движение. В этом упражнении хорошо проверяется постановка пальцев и кисти на поверхности мяча, работа туловища и ног во время выполнения передачи.
Совершенствование навыков перемещения и верхней передачи
На каждом уроке применяются упражнения на быстроту перемещения различными способами с выполнением ответных действий на сигналы и для развития специальных двигательных качеств.
Рекомендуются следующие групповые упражнения:
1. Из 5-й зоны мяч направляется к сетке в 3-ю зону, оттуда в 4-ю зону. Здесь учащийся выполняет передачу над собой и, повернувшись лицом к 5-й зоне, передает туда мяч и переходит в ту колонну, куда он передал мяч.
2. Передачи мяча через сетку из 4, 3 и 2-й зон на точность.
3. Передачи мяча в движении приставными шагами.
4. Учащиеся стоят в кругу, а в середине его два-три водящих с мячами. По сигналу учащиеся передвигаются приставными шагами по кругу, водящие передают им мячи, которые возвращаются им верхней передачей.
Передача двумя руками снизу выполняется после приема нападающих ударов или приема подачи. При приеме и передаче двумя руками снизу кисти рук следует положить одна на одну, собрать ладони и большими пальцами накрыть остальные, кисти отвести вниз, предплечья слегка супинировать. Руки в локтевых суставах должны быть выпрямлены. Мяч ложится на запястья. Передача осуществляется одновременно разгибанием ног и подниманием рук в плечевых суставах.
Подачи мяча
Наиболее доступны два вида подачи: нижняя (прямая и боковая), верхняя прямая (на скорость и «планирующая»).
Нижняя прямая подача
Более эффективна по точности, чем нижняя боковая. При подаче учащийся стоит лицом к стенке. Если у него сильная правая рука, левую ногу он отставит немного вперед, ноги слегка согнуты в коленях, левое плечо несколько впереди правого. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена перед туловищем, мяч лежит на ее ладони. Правая рука отведена вниз и готовится к замаху. Игрок плавно подбрасывает мяч левой рукой строго вверх на высоту 0,5 м над головой. Одновременно с. подбрасыванием мяча он правой рукой выполняет замах назад — вниз. При снижении мяча примерно до пояса игрок маховым движением прямой правой руки сзади — вниз — вперед выполняет ударное движение. С началом ударного движения ноги выпрямляются, масса тела переносится на стоящую впереди ногу. Удар по мячу наносится основанием ладони впереди игрока на уровне пояса. После удара рука вытягивается в направлении движения мяча вперед вверх.
Обучая нижней прямой подаче, надо следить, чтобы при замахе рука шла назад, а в ударном движении — вниз вперед. Удар по мячу можно производить на уровне пояса открытой ладонью или согнув пальцы. После удара учащийся должен сделать шаг вперед ногой, стоящей сзади. Обучение нижней прямой подаче осуществляется расчлененным методом. После объяснения и показа способа передачи учителем ученики обучаются исходному положению и подбрасыванию мяча. Затем осваивается ударное движение по мячу и согласованность движений отдельных частей тела.
Подготовительными упражнениями служат броски набивного мяча снизу одной и обеими руками друг другу (в парах на расстоянии 6—8 м) и броски набивного мяча весом 1 кг снизу одной рукой через сетку. Эти упражнения сочетаются с ловлей мяча.
Подводящие упражнения здесь следующие: подача через сетку мяча, установленного в нужном положении посредством «держателя», подача подвешенного волейбольного мяча, подача теннисного мяча и т, д.
Выполнение подач сочетают с обучением приему мяча. По мере овладения подачей и приемом мяча переходят к более сложным сочетаниям технических приемов: подача — прием— первая и вторая передачи — передача через сетку третьим касанием. Соединение приема мяча с подачи и передачи через сетку дает возможность учащимся готовиться к двусторонней игре в волейбол. Примерная игра-задание: кто больше выполнит правильных подач из 10 попыток (если учащихся много, такую игру проводят на двух площадках — школьники располагаются шеренгой за лицевой линией и поочередно выполняют подачи).
Нижняя боковая
Используется на начальном этапе обучения. Игрок становится боком к лицевой линии, мяч держит в руке на уровне пояса, рука вытянута слегка вперед. Подбрасывая мяч на небольшую высоту, выполняется удар по нему другой свободной рукой.
Верхняя прямая подача
Игрок становится лицом к сетке, одна нога выставляется вперед, мяч находится на уровне лица или груди в руках. Одновременное подбрасывание мяча левой рукой на высоту 50—70 см отвести правую руку назад за голову, выполнить замах. Удар выполняется резким выпрямлением правой руки, кисть напряжена и накрывает мяч, ноги выпрямляются.
При выполнении верхней прямой подачи большое значение имеет согласованность движений — подбрасывание мяча, замах и удар по нему. Удар производится напряженной ладонью выпрямленной руки. Подготовительные упражнения: броски набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками (друг другу и через сетку) и метание теннисного мяча через сетку.
Подводящие упражнения: подача мяча, установленного с помощью держателя; удар по мячу, подвешенному на резине; подача теннисного мяча; подача мяча с подбрасывания; подача мяча в мишень на стене и прием отскочившего мяча.
Дальнейшее усвоение и совершенствование верхней прямой подачи происходит так же, как и при изучении нижних подач вначале с условием попасть мячом в пределы площадки, а затем на точность (послать мяч в правую или левую половину площадки).
Прием мяча с подачи
Подающие поочередно посылают мяч нижней прямой подачей. На противоположной стороне площадки учащиеся принимают и посылают мяч к сетке в зону 3. В зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку, выполнив предварительно передачу над собой. После 3—4 подач принимающие смещаются по кругу. Нижние прямые подачи выполняются в пределы площадки, в правую и левую ее половины. Упражнение выполняют одновременно по 6 учащихся из-за лицевых линий площадки.
Совершенствование ранее изученных приемов игры
Для совершенствования навыков перемещения используют подготовительные упражнения на быстроту ответных действий. В качестве последних чаще всего применяют имитацию технических приемов, ранее изученных учащимися.
Прием мяча снизу
Прием мяча снизу применяется, когда игрок не успел выйти к мячу на верхнюю передачу или когда мяч опускается у самой сетки или попадает в нее и падает на площадку. Прием снизу применяется также в тех случаях, когда у команды остается право только на одно касание мяча, а игрок, догоняющий мяч, находится далеко от сетки. Надо пресекать попытки учащихся подменять верхнюю передачу приемом снизу, следует всякий раз подчеркивать, что прием снизу применяется только в случае необходимости, при этом мяч отбивается предплечьями или тыльной стороной сомкнутых кистей, но не ладонями.
Подводящее упражнение для обучения приему снизу: отбивание двумя руками подвешенного мяча (на месте и после перемещения вперед), а также подброшенного партнером. Мяч отбивается вверх-назад, затем через сетку стоя спиной к ней.
Для совершенствования навыков приема снизу применяются такие упражнения: прием мяча, отраженного сеткой; прием мяча от обманных передач к сетке; отбивание мяча снизу через сетку, стоя спиной к ней, из глубины площадки на точность.
Нападающий удар
Выполняется с места, с прыжком с двух ног, с шага или разбега 2-3 шага. При ударе игрок выполняет разбег; прыжок и замах, удар по мячу, приземление. Перед отталкиванием руки движутся назад и вниз, выставляя одну ногу вперед для стопорящего толчка, затем приставляет другую. Возможны нападающие удары и боковые.
Блокирование (блок)
Это противодействие нападающему удару путем выноса рук над сеткой и с целью отбить мяч или уменьшить скорость полета мяча. Блок может быть одиночным или групповым. При групповом блоке противодействуют нападающему удару два или три игрока. В момент замаха для удара игроком-соперником блокирующий должен выпрыгнуть, перенести руки через сетку и постараться накрыть мяч сразу после удара.
Эстафета у стены
Четыре—шесть команд стоят в колоннах лицом к стене на расстоянии 1,5-2 м от нее. По сигналу учащиеся, стоящие первыми в колоннах, выполняют одну (две, три) передачу в стену и уходят в конец своей колонны. Затем передачу выполняет следующий учащийся и т. д. Побеждает команда, не допустившая падения мяча или уронившая мяч меньшее число раз.
Организация и правила соревнований
Игра проводится между двумя командами на площадке, разделенной сеткой на две половины. Размеры площадки 9x18 м, с ограничением двух боковых и двумя лицевыми линиями, поперек наносится средняя и от
нее, на расстоянии 3 м, линия зоны нападения. Сетка натянута на двух стойках при ее ширине 1 м и длине 9,5 м. Расстояние от стоек до боковых линий 0,5—1,0 м. Высота сетки для мужчин — 2,43 м, для женщин — 2,24 м. Мяч для игры должен быть круглым, однотонным, длина по окружности 66±1 см, вес 270+10 г.
Игра проводится из трех или пяти партий. Их количество устанавливается положением о соревнованиях. Победителем считается команда, выигравшая две из трех, или три из пяти партий.
Игра начинается с подачи, которую выполняют в течение 5 секунд после свистка. Во время подачи игроки занимают место в своей зоне (6 зон). При выигрыше права на подачу, игроки команды перемещаются на одну зону по направлению часовой стрелки. При выигрыше очка после собственной подачи, смена зон не производится, подачу повторяет тот же игрок. При выигрыше мяча начисляется очко и право на подачу.
В обычной партии выигрывает команда, которая первой набирает 25 очков. Если разница составит одно очко (счет 25:24), то игра ведется до счета 26: 24. Если зафиксирован счет 26: 25, то встреча продолжается до счета 27.
В решающей партии выигрывает команда, набравшая первой 15 очков. При этом разница при любом выигрышном счете должна составить не менее 2 очков.
Замена игроков может достигать 6 в одной партии (одновременно или в течение нескольких перерывов). При обратной замене игрок имеет право заменять только игрока, который ранее занял его место на площадке.
В каждой партии команде разрешено воспользоваться двумя перерывами для отдыха и шесть для замены игроков. Перерыв представляется по просьбе тренера или капитана команды.
Не разрешается: касание сетки или «антенны», площадки соперника любой частью тела (кроме ступней); мяча над площадкой до или в момент совершения атакующего удара соперника; пересекать среднюю линию под сеткой, касаясь кого-либо из соперников или мешать ему; блокировать мяч, летящий после подачи соперника;
Атака с задней линии может выполняться игроком, если в момент совершения прыжка его ступни не касались линии нападения и не пересекли ее. После удара можно приземлится в зоне нападения.
Игрок задней линии может выполнить нападающий удар, находясь в зоне нападения, если мяч в момент удара находится ниже верхнего края сетки. Игрокам задней линии не разрешается участвовать в блоке.
Судейство осуществляется бригадой судей, состоящих из первого судьи, второго судьи, секретаря и четырех (двух) судей на линиях. Первый судья находится на вышке. Он руководит встречей, принимает решения об ошибках в игре с мячом.
Второй судья, стоящий на площадке на противоположной стороне от первого судьи, контролирует работу секретаря, действия тренеров, ошибки при расстановке принимающей команды, касаний сетки или заступы средней линии, ошибки при ударах, пересечение мячом сетки за установленными пределами. Секретарь ведет протокол игры. Судьи на линиях стоят в свободной зоне в 1-3 м от каждого угла площадки, на воображаемом продолжении линии, которую они контролируют.
Календарно – тематическое планирование на 2023 – 2024 год
(Занятия проводятся 3 раза в неделю продолжительностью по 2 часа, что составляет 204 часа в год).
№ п/п | Содержание | Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту |
1-6 | Инструктаж по ТБ. Основы знаний. ОФП. СУ. Передачи мяча над собой, в стену. | + | + | ||
7-12 | Основы знаний. ОФП. СУ. Передачи мяча над собой, в стену. | + | + | ||
13-18 | СФП. Передачи мяча над собой, в стену. Правила игры. | + | + | ||
19-24 | СФП. Передачи мяча в парах. Правила игры. | + | + | ||
25-30 | ОФП. СУ. Передачи в парах через сетку. Правила игры. | + | + | ||
31-36 | СФП. Передачи в парах через сетку. Правила игры. | + | + | ||
37-42 | ОФП. СУ. Передачи в парах через сетку. Подачи мяча. Правила игры. | + | + | ||
43-48 | СФП. Передачи в парах через сетку. Подачи мяча. Правила игры. | + | + | ||
49-54 | ОФП. СУ. Правила игры. Судейство. Учебная игра. | + | + | ||
55-60 | СФП. Нижняя прямая подача. Приём и передача мяча. Учебная игра. | + | |||
61-66 | ОФП. СУ. Нижняя прямая подача. Приём и передача мяча. Учебная игра. | + | |||
67-72 | СФП. Верхняя прямая подача. Приём и передача мяча. Учебная игра. | + | |||
73-78 | ОФП. СУ. Верхняя прямая подача. Приём и передача мяча. | + | |||
79-84 | СФП. Приём и передача мяча по точкам. Учебная игра. | + | |||
85-90 | ОФП. СУ. Приём и передача мяча по точкам. Учебная игра. | + | |||
91-96 | ОФП. СУ. Нападающий удар. Учебная игра. | + | |||
97-102 | СФП. Нападающий удар. Учебная игра. | + | |||
103-108 | ОФП. СУ. Нападающий удар. Блокирование. Учебная игра. | + | |||
109-114 | ОФП. СУ. Нападающий удар. Блокирование. Учебная игра. | + | |||
115-120 | СФП. Тактика нападения и техника защиты. Учебная игра. | + | |||
121-126 | СФП. Тактика нападения и техника защиты. Учебная игра. | + | |||
127-132 | СФП. Тактика нападения и техника защиты. Учебная игра. | + | |||
133-138 | СФП. Тактика нападения и техника защиты. Учебная игра. | + | |||
139-144 | ОФП. СУ. Правила соревнований. Правила игры. Судейство. Учебная игра. |
+ | + | ||
145-204 | СФУ. Двухсторонняя игра (тактика и техника игры по всем правилам). | + | |||
Программа предусматривает: товарищеские встречи и участие в соревнованиях. |
+ | ||||
ВСЕГО: | 204 часа |
Тренер: учитель физической культуры Дмитренко И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по физической культуре для контроля знаний по теме:"История волейбола. Правила соревнований по волейболу."
Тесты по теме: "История волейбола. Правила соревнований по волейболу." применяются для контроля знаний учащихся старших классов, а так же детей, освобожденных от физической культуры или относящихся, п...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Волейбол (развитие волейбола в России) часть 2
В этой части презентации говорится о развитии волейбола в России...
Конспект урока по волейболу ( 4 класс) "Передача сверху в разделе программы "Волейбол".
Дан материал урока с приложениями. Урок интегрированный. Связан с математикой....
Конспект урока по волейболу в 7-м классе Тема: « Волейбол как средство повышения двигательной активности учащихся»
Цель урока: совершенствование техники выполнения элементов волейбола. Образовательные задачи: 1.Совершенствовать технику приема и передачи мяча двумя руками сверху и снизу, технику нижней прямой по...
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол. по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»
План-конспект проведения урока в разделе: Спортивные игры.Волейбол.по теме: «Основные технические приёмы игры в волейбол»...
План - конспект урока по волейболу по физической культуре в 10 классе. Тема: "Совершенствование техники взаимодействий игроков в нападении игры в волейбол"
Задачи урока:Образовательные: совершенствовать технику взаимодействий в нападении игры в волейбол; совершенствовать технику передач и ловли мяча двумя руками сверхуВоспитательные: воспитывать коллекти...