Характеристика содержания координационных способностей и их развитие в процессе физического воспитания
презентация к уроку по физкультуре
Характеристика содержания координационных способностей и их развитие в процессе физического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
koordinatsionnye_sposobnosti.pptx | 1.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Координация Это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев , которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Берштейна , координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы . Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности»
Координация движений – процесс согласования работы мышц с целью организации управляемости двигательного аппарата (Н.А. Бернштейн). Координационные способности – это способность быстро овладевать новыми движениями и способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки
Ловкость Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с 70-х годов для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности » По определению Берштейна (1947), ЛОВКОСТЬ - это единство взаимодействия функций центрального и периферического управления двигательной системой человека, позволяющих перестраивать биомеханическую структуру действий в соответствии с меняющимися условиями решения двигательной задачи. Ученый выделял несколько свойств ловкости : она всегда обращена на внешний мир Тренировка на грушах у боксеров в меньшей мере будет развивать ловкость, нежели чем при поединке с соперником. специфичное качество можно обладать хорошей ловкостью в игровых видах спорта и недостаточной в гимнастике. Основу ловкости составляют координационные способности. В последнее время было проведено множество исследований, касающихся изучения проявлений координационных способностей.
Виды координационных способностей Начиная с 30-х годов, специалисты многих стран пытаются выделить способности, относящиеся к ловкости. С каждым годом число их растет. Так, в настоящее время насчитывается 2-3 «общих» способности, до 20 специальных и специфически проявляемых: общее равновесие, равновесие на предмете, быстрота перестройки двигательной деятельности, пространственная ориентация и др .
Специальные КС относятся к однородным по психофизиологическим механизмам группам двигательных действий, систематизированных по возрастающей сложности: в циклических и ациклических двигательных действиях ; движения тела в пространстве (гимнастические, акробатические ); движения манипулирования в пространстве различными частями тела (укол, удар и др .); перемещения предметов в пространстве (подъем тяжестей, переноска предметов ); баллистические (метательные) на дальность и силу метания (мяча, диска, ядра ); метательные упражнения на меткость (теннис, городки, жонглирование ); атакующие и защитные действия в боксе, фехтовании, единоборствах ; нападающие и защитные действия в подвижных и спортивных играх.
Специфические КС: Способность к ориентированию – возможность индивида точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движения в нужном направлении Способность к дифференцированию параметров движений обуславливает высокую точность и экономичность пространственных (углы в суставах), силовых (напряжение рабочих мышц) и временных (чувство времени) параметров движений . Способность к реагированию – позволяет быстро и точно выполнять целое, кратковременное движение на известный или неизвестный заранее сигнал телом или его частью . Способность к перестроению двигательных действий – быстрота преобразования выработанных форм движений или переключение от одних двигательных действий к другим соответственно меняющимся условиям . Способность к согласованию – соединение, соподчинение отдельных движений и действий в целостные двигательные комбинации . Способность к равновесию – сохранение устойчивости позы в статических положениях тела, по ходу выполнения движений . Способность к ритму – способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменяющимися условиями . Вестибулярная устойчивость – способность точно и стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражений (кувырков, бросков, поворотов ) Произвольное расслабление мышц – способность к оптимальному согласованию расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент.
Перечисленные способности специфически проявляются в зависимости от спортивной дисциплины. Например, способность к дифференцированию параметров движений проявляется как чувство снега у лыжников, льда у конькобежцев . Результат развития специальных и специфических КС, своего рода их обобщения, составляет понятие «общие координационные способности». В практике физического воспитания можно наблюдать детей, которые одинаково хорошо выполняют задания на ориентирование, равновесие, ритм, т.е имеют хорошие «общие» координационные способности. Или чаще встречаются случаи, когда ученик имеет высокие координационные способности к циклическим движениям, но низкие к спортивным играм.
КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ потенциальные ( существующие до начала какого-либо действия в скрытом виде) актуальные ( проявляемые в данный момент )
Факторы, определяющие развитие координационных способностей способность человека к точному анализу движений ; деятельность анализаторов, и особенно, двигательного ; сложность двигательного задания ; уровень развития других двигательных способностей ; смелость и решительность ; возраст; уровень общей подготовленности занимающихся.
Задачи, решаемые в процессе воспитания координационных способностей Совершенствование способности строить новые формы двигательных действий с необходимой точностью, экономичностью и эффективностью. Совершенствование способности перестраивать сложившиеся формы координации движений в соответствии с меняющимися обстоятельствами. Повышение устойчивости сформированных двигательных координаций по отношению к воздействию утомления и других неблагоприятных факторов.
Средства развития координационных способностей - любые физические упражнения, выполнение которых связано с преодолением координационных трудностей, с элементами новизны и вариативности , упражнения выполняемые в меняющихся условиях, игровая деятельность с оценкой собственных действий и движений
Средства развития КС основаны на выполнении заданий, предъявляющих повышенные требования к точности выполнения двигательных действий или отдельных движений. Различают задания аналитические (избирательные) — на точность воспроизведения, оценки, отмеривания и дифференцирования преимущественно одного какого-либо параметра движений (пространственного, временного или силового) и синтетические — на точность управления двигательными действиями в целом.
Средства развития координационных способностей Средства развития координационных способностей подвижные и спортивные игры подвижные и спортивные игры упражнения выполняемые в меняющихся условиях
Методы развития координационных способностей Вариативный Игровой Соревновательный Стандартно-повторный (не основной)
Специфически проявляемые КС разнообразны. Среди их можно выделить: способности к дифференцированию, ориентированию, равновесию, реакции и ритму. Они являются наиболее значимыми, т.к. проявляются в трудовой, спортивной деятельности, быту. Именно развитию этих способностей необходимо уделять наибольшее внимание в процессе физического воспитания школьников и юных спортсменов.
Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности Способности, основанные на проприорецептивной чувствительности (мышечном чувстве), достаточно специфичны. Это - способности к воспроизведению, оценке, отмериванию, дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движений. Объяснить наличие такого числа так называемых простых способностей можно, вероятно, тем, что управление движениями по различным параметрам осуществляется с помощью различных проприорецепторов. Проприоцепторы – концевые образования нервных волокон в скелетных мышцах, связках, суставных сумках; раздражаются при сокращении, напряжении или растягивании мышц.
Способность к ориентированию в пространстве Под способностью к ориентированию в пространстве понимают умение точно определять и своевременно изменять положение тела и осуществлять движение в нужном направлении. Эту способность человек проявляет в соответствующих условиях какой-либо конкретной деятельности (на площадке для игры в волейбол, теннис, баскетбол, футбольном или гандбольном поле, борцовском ковре, ринге, на гимнастических снарядах и др.) и по отношению к движущемуся объекту (партнеры, соперники, мяч и др.). Из этого следует, что способность к ориентированию в пространстве специфично проявляется в каждом виде спорта. Ее проявление и развитие в значительной мере зависит от быстроты восприятия и оценки пространственных условий действия, которая достигается на основе комплексного взаимодействия анализаторов, среди которых ведущая роль принадлежит зрительному. Об уровне развития этой способности можно судить по тому, как точно оценивает школьник изменяющиеся условия деятельности, насколько быстро них ориентируется и осуществляет правильные действия.
Способность сохранять равновесие Способность сохранять устойчивость позы (равновесие) в тех либо иных положениях тела или по ходу выполнения движений имеет жизненно важное значение, так как выполнение даже относительно простых движений требует достаточно высокого уровня развития органов равновесия. Если же говорить о подготовке космонавтов, летчиков, строителей, монтажников или рассматривать отдельные действия гимнастов, прыгунов в воду, пловцов, велосипедистов, конькобежцев, то ясно, что здесь предъявляются, несомненно, более высокие требования к способности сохранять равновесие . Проявления равновесия разнообразны. В одних случаях нужно сохранять его в статических положениях (стойки на одной ноге в положении „ласточка", стойки на руках и т. п. в гимнастике и акробатике; позы прицеливания в стрельбе; исходные положения в прыжках в воду; при подъеме штанги) - статическое равновесие; в других - по ходу выполнения движений (в ходьбе и беге по бревну или другому узкому предмету, в беге на коньках, ходьбе на лыжах и т. д.) - динамическое равновесие. Различают третью форму равновесия - балансирование предметами и на предметах, например, балансирование гимнастической палкой, стоящей на ладони; удержание кубика на голове, шарика на ракетке, стоя на месте или в движении; удержание равновесия, стоя на валике, на катящейся бочке и т. п.
Чувство ритма В спортивной практике под чувством ритма обычно понимают способность точно воспроизводить заданный ритм двигательного действия или адекватно варьировать его в связи с изменившимися условиями. Чувство ритма выражается в точном воспроизведении направления, скорости, ускорения, частоты и других характеристик движений. Ритм отражает степень точности прилагаемых усилий, чередование фаз напряжения и расслабления. Чем выше чувство ритма, тем точнее занимающиеся воспроизводят направление, скорость, частоту движений, тем правильнее могут расставить акценты - своевременно осуществлять усилия и ускорения. Чувство ритма позволяет точно определить минимальное изменение темпа движений и воспроизвести это в повторных попытках. Основная задача при развитии чувства ритма состоит в поиске индивидуальных оптимальных ритмов двигательных действий .
Способность к перестроению двигательных действий Способность к перестроению - это умение быстро преобразовывать выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к другим соответственно меняющимся условиям. В теории и методике физического воспитания эта способность рассматривалась как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость. Сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных КС человека. Отмечают большое значение этой комплексной способности для многих видов спорта, но особенно для спортивных игр, единоборств, слалома и т. п., где содержанием двигательного действия является быстрота и точность перестройки.
Статокинетическая устойчивость Статокинетическая устойчивость, т. е. способность точно, стабильно выполнять двигательные действия в условиях вестибулярных раздражении, - важная специфическая КС. Человек, отличающийся высокой статокинетической устойчивостью, способен сохранять стабильными пространственную ориентацию, функцию равновесия и в целом работоспособность при активных и пассивных перемещениях в пространстве. И наоборот, у человека, не отличающегося такой способностью, после достаточно сильных раздражении вестибулярного аппарата значительно снижаются показатели координации, в частности точность движений (в разных заданиях у детей разного возраста на 5-30% и более). Длительное действие прямолинейных и угловых ускорений приводит также и к другим нарушениям сенсорного, вегетативного и соматического характера . Данная способность имеет большое значение в повседневной жизни (езда на различных видах транспорта и др.), во многих видах спорта (спортивная и художественная гимнастика, прыжки в воду, на батуте, акробатика, водные лыжи и др.), в трудовой деятельности (авиация, космонавтика и др.).
Способность к произвольному мышечному расслаблению При целесообразном и экономичном выполнении спортивных двигательных действий в возбужденном, напряженном состоянии находятся только те мышечные группы, которые непосредственно заняты в выполнении этих действий, другие - расслаблены. Соответственно в оптимальном согласовании расслабления и сокращения определенных мышц в нужный момент и заключается межмышечная координация, которая связана с согласованностью и соразмерностью напряжения и расслабления отдельных мышц в целостном двигательном акте. Одним из показателей КС (на физиологическом уровне) может быть латентное время напряжения и расслабления мышцы, определяемое методом электромиорафии . Другой показатель КС - быстрота перехода одной и той же мышечной группы из состояния напряжения в состояние расслабления. При выполнении определенных двигательных действий, в частности, сложных в координационном отношении, непривычных или осуществляемых впервые, непроизвольно повышается напряжение мышц, которые непосредственно не участвуют в данных движениях.
Измерение координационных способностей 1. Каковы критерии оценки координационных способностей? 2. С помощью каких методов можно наиболее полно измерить уровень развития координационных способностей? 3. Как организовать тестирование?
Критерии оценки координационных способностей Критерии – это общие признаки, на основании которых оцениваются способности. Критериями КС являются четыре признака: правильность, быстрота, рациональность и находчивость, которые имеют качественные и количественные характеристики.
Критерии оценки КС Качественные Количественные Адекватность Правильность Точность Своевременность Быстрота Скорость Целесообразность Рациональность Экономичность Инициативность Находчивость Стабильность Координационные способности человек может проявить через какое-либо одно свойство, например, точность попадания в цель, стабильность выполнения действия. Однако чаще человек проявляет КС через совокупность свойств. Например, точность, быстрота и находчивость.
Для оценки координационных способностей используют следующие методы: наблюдений; экспертных оценок; аппаратурные методы ; тестов.
В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов КС. Существенное улучшение происходит до 14 лет. В этом возрасте уровень развития КС приближается к показателям взрослого человека и если их в дальнейшем не развивать, то происходит возрастное снижение уже после 16 лет. Период с 11 до 13-14 лет благоприятен для увеличения точности дифференцировки мышечных усилий, улучшения способности к воспроизведению ритма движений 13-14 лет это период высокой способности к освоению сложных двигательных действий, что обусловлено завершением формирования НС и достижением высокого уровня функционирования ОДА и всех анализаторных систем
Выполнение упражнений на координацию требует значительного напряжения нервной системы. Использовать их лучше в начале основной части занятия, когда уровень оперативной работоспособности повышен и есть благоприятные предпосылки для концентрации внимания на преодолении координационных трудностей
Методические приемы воспитания координационных способностей Наиболее широко используются: вариативно-интервальный метод; игровой метод, реже повторный метод (стандартно-интервальный) Выполнение заданий на точность выполнения (по усилиям, времени, расстоянию); Использование заданий для улучшения отчетливости мышечно-двигательного восприятия («чувство мяча», «чувство планки»); Использование темпо- и ритмолидеров ; Выполнение заданий с ограничением или исключением зрительного контроля; Широкое варьирование условий выполнения упражнения и параметров. Новизна упражнений (хотя бы частичная). Выполнение упражнений на нестабильных и ограниченных опорах Необычные связки и комбинации упражнений Увеличение количества объектов (жонглирование, ловля)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
Школьный возраст является значимым этапом становления человека – двигательных, познавательных, творческих и других,...
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена изучению форм и методов работы, нацеленых на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовательской деятельности, а также на реализацию...
Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания
Работа посвящена описанию форм и методов исследовательской деятельности, применение которых нацелены на активизацию потенциальных возможностей и творческого проявления способностей в исследовате...
Развитие познавательных способностей детей в процессе физического воспитания
Активизация познавательныой деятельности школьников через организационно-методические приемы....
Формирование профессиональных компетенций, направленных на развитие гибкости, силы и координационных способностей в процессе физического воспитания школьников
Развитие координационных способностей у волейболистов младшего школьного возраста....
Доклад "Применение форм и методов исследовательской деятельности для развития творческих способностей школьников в процессе физического воспитания"
Согласно идеям Лесгафта П. Ф. физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, та...
Учебно-тренировочное занятие на тему развитие координационных способностей. 2 комплекс. 7 класс. УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (7-8 кл.).
Тема: Комплексная тренировкаЦель: Развитие координации у волейболистовЗадачи:1. совершенствование технических и тактических навыков в волейболе2. развитие координационных способностей3. воспитывать ди...