Использование технологии развития критического мышления на уроках химии
статья по химии (8 класс)
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира. На мой взгляд, одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных и метапредметных связей.
В этой статье я укажу основные особенности методики развития критического мышления, а также приведу пример использования данной технологии на уроке химии в 8 классе по теме "Типы химических реакций".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 32.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование технологии развития критического мышления
на уроках химии
В концепции модернизации российского образования в качестве одной из задач выдвигается формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанных на самостоятельном исследовании окружающего мира.
На мой взгляд, одной из педагогических технологий, посредством которой обеспечивается более глубокое и более полное усвоение учебного материала, является технология развития критического мышления. Она способствует совершенствованию качества обучения учащихся, закреплению приобретенных знаний, формированию умения переноса их в новые ситуации, установлению межпредметных и метапредметных связей. Технология развития критического мышления (ТРКМ) – разновидность личностно-ориентированного обучения, система формирования навыков работы с информацией, позволяющая развивать у школьников творческое, аналитическое, конструктивное мышление.
Особенности этой технологии заключаются в следующем:
- целью образования является не объем знаний или количество информации, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни;
- не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения;
- коммуникативно-деятельностный принцип обучения, предусматривающий диалоговый режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучающимися;
- объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
Что даёт ТРКМ ученику
- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса, как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение работать в сотрудничестве с другими.
Что даёт ТРКМ учителю
- умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения.
Основы методики развития критического мышления (по И.В.Муштавинской) включают в себя три стадии, которые должны присутствовать на уроке в процессе познания:
- Стадия вызова — на этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний по теме.
- Вторая стадия – осмысление. Она даёт возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, увязать их с уже имеющимися знаниями.
- Третья стадия – рефлексия или размышление. Она позволяет ученикам осмыслить всё, что они разобрали на уроке, выразить это своими словами.
Эти три стадии необязательно должны присутствовать на каждом уроке. Однако важно, чтобы какие-то приёмы и методы развития критического мышления использовались ежеурочно. Все приёмы ТРКМ помогают развивать универсальные учебные действия обучающихся, формируют предметные, метапредметные, личностные результаты.
В ходе своей педагогической деятельности я стараюсь использовать различные приёмы технологии развития критического мышления, например:
8 класс
«Типы химических реакций»
Стадия вызова
Все, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои свойства и состав. Без этого взаимодействия невозможна жизнь и все многообразие веществ. И задача человека, изучив этот мир, постараться использовать полученные знания во благо. Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром.
- Чтобы вспомнить, что является предметом изучения наших предыдущих уроков, отгадайте загадку: «Она идет, она прошла! Никто не скажет, что пришла!» (Ответ: химическая реакция)
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «реакция»? Учтите, что слова должны начинаться с букв данного слова.
Например, Р — работа, Е — единение, А — активность, К — красота, Ц — цвет, И — искры, Я — явление.
Повторение пройденного материала
Кейс
Вика переехала со своими родителями из другой территории. Поэтому пропустила несколько тем уроков по химии и не может выполнить домашнее задание. Помогите Вике выполнить домашнее задание, заполните таблицу:
Типы химических реакций | ||||
соединение | разложение | замещение | обмен | |
определение |
|
|
|
|
исходные вещества |
|
|
|
|
продукты реакции |
|
|
|
|
схема реакции |
|
|
|
|
примеры уравнений реакций |
|
|
|
|
Для этого используйте следующие подсказки:
Исходные вещества | Одно сложное вещество |
Два сложных вещества | |
Два вещества: простое и сложное | |
Два или более простых или сложных вещества | |
Продукты реакции | Одно сложное вещество |
Два сложных вещества | |
Два вещества: простое и сложное | |
Два или более простых или сложных вещества | |
Схемы реакций | А + В = С |
С = А + В | |
А + ВС = АС + В | |
АВ + СД = АД + СВ |
- Один дурной мальчик взял без спросу кусок негашеной извести (СаО) и спрятал его за пазуху. Спасаясь от преследователей, он попал в воду. Известь нагрелась и причинила ему сильные ожоги. Мораль: не следует брать ничего без спросу!
СаО + Н2О = Са(ОН)2
- Способ получения водорода, открытый в давние времена, используется в лабораториях до сих пор. Для этого в аппарат Киппа загружают палочки, отлитые из цинка, и заливают 20 % серную кислоту.
Zn + H2SO4 =ZnSO4 + H2↑
- Джозеф Пристли выделял кислород, нагревая оксид ртути:
2HgO = 2Hg + O2↑
Позднее Пристли обнаружил, что можно использовать и сурик:
2Pb3O4 = 6PbO + O2↑
- Находясь, долгое время на воздухе, медь покрывается пленкой малахита, образующегося по реакции
2Cu + O2 + H2O + CO2 = (CuOH)2CO3.
Именно этому веществу обязаны своим цветом бронзовые памятники и старые крыши городов Западной Европы.
Рефлексия
Прием «Шесть шляп критического мышления»
«Белая шляпа» | констатируются факты по проблеме, без их обсуждения |
«Желтая шляпа» | высказываются положительные моменты |
«Черная шляпа» | высказываются отрицательные моменты по изучаемой проблеме |
«Синяя шляпа» | проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему? зачем? связи? |
«Зеленая шляпа» | высказываются самые «бредовые идеи и предположения» |
«Красная шляпа» | группа формулирует свои эмоции, которые они испытывали при работе с материалом |
Использование технологии развития критического мышления делает уроки разнообразнее, обеспечивает деятельность учащихся на каждом этапе урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
В настоящее время общество изменило свои приоритеты. Поэтому важно развивать у ребенка умение логически мыслить, принимать решения, работать с информацией. анализировать различные стороны явлений, отб...
Методическая разработка "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии.
В работе содержится краткое описание технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП); возможностии использования РКМЧП на уроках химии на примере урока "Химия пищи"....
«Использование технологии развития критического мышления на уроках химии»
Приводится отчет по работе над темой самообразования...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Презентация по химии на тему "Использование технологии развития критического мышления на уроках химии" (8-11 класс)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, пробудить в нём исследовательскую, творческую активность, п...
Использование технологии развития критического мышления на уроках химии
Приемы ТРКМ на этапах:вызова,осмысления, рефлексии...