Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"
статья по физкультуре

Четверкин Андрей Михайлович

Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx42.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

с.БЕШПАГИР

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Четверкин Андрей Михайлович

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 2 с.Бешпагир

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………

3

ГЛАВА 1. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

6

1.1.

Анализ существующих программ физического воспитания…..

6

1.2.

Общая структура планирования урока оздоровительной направленности……………………………..……….…………...…

11

ГЛАВА 2. Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………....

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

26

ПРИЛОЖЕНИЯ..……………………………………………...……………..

27


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием природы человека.

В рамках школьного образования активная физкультурно-спортивная деятельность дает школьникам возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения и т.д.

Традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, более эффективными[1].

Задача современной школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений (согласно НП «Наша новая школа», проекту «Разработка и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию и методическим рекомендациям о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 8 октября2010 г. № ИК-1494/19)).

Для современного этапа развития физической культуры и спорта характерны интенсивные поиски и попытки внедрения в практику новых форм организации спортивных игр, двигательных действий  и соревнований для детей и молодежи, обладающих высоким гуманистическим, культурным, духовно-нравственным потенциалом[2]. Одна из таких новаций – модульное преподавание физической культуры. Причём, модули должны быть подобраны с учётом возможностей и желания школьников.

Руководствуясь выше изложенным нами в 2010 году на базе МКОУ СОШ № 2 с.Бешпагир была открыта локальная экспериментальная площадка «Физкультура, которая лечит душу» для 1 – 11 классов (прил.1), в основе содержания которой комплекс инновационных подходов и технологий.

Объект экспериментирования.  Формирование навыков и умений саморегуляции, снижение нервного напряжения, улучшение общего физического и психического здоровья учащихся.

Предмет экспериментирования.Методы и приемы телесно – ориентированной, ритмо-двигательной психотерапии в образовательном процессе школы.

Цель эксперимента. Разработка и обоснование программы «Физкультура, которая лечит душу», способствующей созданию условий для творческой самореализации и психологической комфортности школьников в общеобразовательной школе в рамках локальной экспериментальной площадки (ЛЭП).

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы организациивнеурочной деятельности по физическому воспитанию направленную на коррекцию эмоционального состояния учащихся.

2.  Разработать программу ЛЭП  «Физкультура, которая лечит душу» для 1- 11 классов общеобразовательной школы.

3. Обосновать эффективность программы «Физкультура, которая лечит душу»  физического воспитания школьниковна основе динамики эмоционального состояния и удовлетворённости деятельности учащихся МКОУ СОШ № 2 с.Бешпагир.

Научная новизна экспериментасостоит в изучении новых подходов, разработке и апробировании планирования школьной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов на основе средств и методов развивающей направленности и экспериментальном обосновании её эффективности в современном образовательном процессе.

Практическая значимость экспериментасостоит в том, что

-  разработанная в ходе эксперимента программа обеспечивает физкультуру без освобождения для всех и каждого;

- полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы,изложенные в программе, могут использоваться учителями физической культуры при проведении третьего урока, разработки вариативной части комплексной программы и секционных занятий.

Материалы и методы. Для реализации поставленных целей и задач были использованы следующие исследовательские методы:

  1. анализ научно - методической литературы;
  2. анализ документальных материалов;
  3. стратегическое планирование (прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование);
  4. эмпирические методы (анкетирование, диагностика, наблюдение, анализ продуктов деятельности);
  5. педагогический эксперимент;
  6. анализ эмпирических данных и мониторинга.

ГЛАВА 1. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  1. Анализ существующих программ физического воспитания

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности[3].

Основными руководящими документами, определяющими содержание предмета «Физическая культура» в средних общеобразовательных школах нашей страны традиционно считаются программы физического воспитания (физической культуры) учащихся.

Программы средней школы позволяют целенаправленно переводить изучаемый материал в реальный процесс преподавания, поэтому их следует рассматривать и как средство фиксации содержания образования на уровне отдельного предмета, и как руководящий документ для учебного процесса.

В качестве общих требований к программам выдвигаются такие, как единство теоретических основ их построения, совокупность отражения содержания образования в целом, полнота раскрытия целей обучения, взаимосвязь программ всех предметов и другие.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

В аналитическом обзоре, выполненном А.П. Матвеевым[4] с соавторами, выделено три этапа в развитии сферы физической культуры (в том числе и школьной), которые наложили свой отпечаток на структуру и содержание школьных программ:

1 (довоенный) этап (1917-1945 годы)

2 (послевоенный) этап (1946-1990 годы)

3 (современный) этап (с 1990 года до настоящего времени) – на котором мы остановимся более подробно.

На этом этапе разворачиваются процессы демократизации и гуманизации общества, происходит реформирование физкультурного образования подрастающего поколения. В современных программах физического воспитания учащихся закладывается новое понимание роли и содержания предмета физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы. Его освоение нацелено на формирование научно-диалектического мировоззрения учащихся в сфере физической культуры, овладение ими средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального и физического развития, укрепления и сохранения здоровья.

Особенностью современных программ, отличающих их от аналогичных существовавших ранее документов, является разделение материала на две составные части: базовую и вариативную (дифференцированную).

«Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ»[5].

Эффективность физического воспитания учащихся максимально зависит от учета региональных особенностей, культуры, традиций той или иной республики, края, области, а также от профессиональной подготовленности и специализации учителя, интересов учащихся, материально-технического обеспечения школ и многих других факторов.

Среди федеральных программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ отметим комплексную программу, составленную В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом и Г.Б. Мейксоном и обнародованную в 1996 году и программу, разработанную В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном немного ранее (в 1993 году), с акцентом на развитие двигательных способностей учащихся. Эти программы во многом схожи, решают практически одни и те же задачи, хотя имеют отличительные особенности по структуре и содержанию.

В 1996 году авторский коллектив в составе Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и Б.И. Туркунова обнародовал программу физического воспитания учащихся 1-11 классов созданную на основе курса обучения игре баскетболу. Технические приемы, тактические действия и особенно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников.

Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования способности .

3. ВЫВОДЫ

1.Особенностью разработанной программы является то, что без особых материально-технических затрат,  разработанная модель занятий с обучающимися позволяет решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

2. Программа направлена на воспитание здорового духа, помогает добиваться успехов в учебной деятельности, быть готовыми к преодолению трудностей, способствует удовлетворению потребности школьников в физическом совершенстве, общем гармоническом, интеллектуальном, духовном и нравственном развитии.

3. Дети с ослабленным здоровьем, наравне с остальными,  получили возможность принимать участие в спортивной жизни школы, района. «Физкультура без освобождения» в общеобразовательной школе стала реальностью.

Цель экспериментальной работы: разработка и обоснование программы «Физкультура, которая лечит душу», способствующей созданию условий для творческой самореализации и психологической комфортности школьников в общеобразовательной школе в рамках локальной экспериментальной площадки достигнута.


ЛИТЕРАТУРА

  1. ГолощаповБ.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 312 с.
  2. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 142 с.
  3. Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи / Кудрявцева Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 77-84.
  4. Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры//Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 7.
  5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.
  6. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкодемПресс, 2001. - 248 с.
  7. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.


    [1]
  1. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

[2] Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи / Кудрявцева Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 77-84.

[3]ГолощаповБ.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 179.

[4] Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры//Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 7.

[5]Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – С. 68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной школе необходимо применять и современный подход, идти в ногу со временем, поэтому актуально использовать новые технологии к обучению...

Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности

     Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта работы по теме "Современные оббразовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности" В приложении представлен фотоотчёт о работе локальной эксперименталь...

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности. Одн...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Выступление на ГМО учителей физической культурыпо теме «Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»...

Образовательные технологии, на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Новизна во внедрении и практическое использовании в работе инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности: основанных на личностно-ориентированном...