Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"
статья по физкультуре
Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_obrazovatelnye_tehnologii.docx | 42.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
с.БЕШПАГИР
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Четверкин Андрей Михайлович
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ № 2 с.Бешпагир
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..……………… | 3 | |
ГЛАВА 1. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ | 6 | |
1.1. | Анализ существующих программ физического воспитания….. | 6 |
1.2. | Общая структура планирования урока оздоровительной направленности……………………………..……….…………...… | 11 |
ГЛАВА 2. Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности. | ||
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………….... | 24 | |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………... | 26 | |
ПРИЛОЖЕНИЯ..……………………………………………...…………….. | 27 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием природы человека.
В рамках школьного образования активная физкультурно-спортивная деятельность дает школьникам возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения и т.д.
Традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, более эффективными[1].
Задача современной школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений (согласно НП «Наша новая школа», проекту «Разработка и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию и методическим рекомендациям о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 8 октября2010 г. № ИК-1494/19)).
Для современного этапа развития физической культуры и спорта характерны интенсивные поиски и попытки внедрения в практику новых форм организации спортивных игр, двигательных действий и соревнований для детей и молодежи, обладающих высоким гуманистическим, культурным, духовно-нравственным потенциалом[2]. Одна из таких новаций – модульное преподавание физической культуры. Причём, модули должны быть подобраны с учётом возможностей и желания школьников.
Руководствуясь выше изложенным нами в 2010 году на базе МКОУ СОШ № 2 с.Бешпагир была открыта локальная экспериментальная площадка «Физкультура, которая лечит душу» для 1 – 11 классов (прил.1), в основе содержания которой комплекс инновационных подходов и технологий.
Объект экспериментирования. Формирование навыков и умений саморегуляции, снижение нервного напряжения, улучшение общего физического и психического здоровья учащихся.
Предмет экспериментирования.Методы и приемы телесно – ориентированной, ритмо-двигательной психотерапии в образовательном процессе школы.
Цель эксперимента. Разработка и обоснование программы «Физкультура, которая лечит душу», способствующей созданию условий для творческой самореализации и психологической комфортности школьников в общеобразовательной школе в рамках локальной экспериментальной площадки (ЛЭП).
В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы организациивнеурочной деятельности по физическому воспитанию направленную на коррекцию эмоционального состояния учащихся.
2. Разработать программу ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу» для 1- 11 классов общеобразовательной школы.
3. Обосновать эффективность программы «Физкультура, которая лечит душу» физического воспитания школьниковна основе динамики эмоционального состояния и удовлетворённости деятельности учащихся МКОУ СОШ № 2 с.Бешпагир.
Научная новизна экспериментасостоит в изучении новых подходов, разработке и апробировании планирования школьной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов на основе средств и методов развивающей направленности и экспериментальном обосновании её эффективности в современном образовательном процессе.
Практическая значимость экспериментасостоит в том, что
- разработанная в ходе эксперимента программа обеспечивает физкультуру без освобождения для всех и каждого;
- полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы,изложенные в программе, могут использоваться учителями физической культуры при проведении третьего урока, разработки вариативной части комплексной программы и секционных занятий.
Материалы и методы. Для реализации поставленных целей и задач были использованы следующие исследовательские методы:
- анализ научно - методической литературы;
- анализ документальных материалов;
- стратегическое планирование (прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование);
- эмпирические методы (анкетирование, диагностика, наблюдение, анализ продуктов деятельности);
- педагогический эксперимент;
- анализ эмпирических данных и мониторинга.
ГЛАВА 1. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
- Анализ существующих программ физического воспитания
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:
- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;
- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;
- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности[3].
Основными руководящими документами, определяющими содержание предмета «Физическая культура» в средних общеобразовательных школах нашей страны традиционно считаются программы физического воспитания (физической культуры) учащихся.
Программы средней школы позволяют целенаправленно переводить изучаемый материал в реальный процесс преподавания, поэтому их следует рассматривать и как средство фиксации содержания образования на уровне отдельного предмета, и как руководящий документ для учебного процесса.
В качестве общих требований к программам выдвигаются такие, как единство теоретических основ их построения, совокупность отражения содержания образования в целом, полнота раскрытия целей обучения, взаимосвязь программ всех предметов и другие.
Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.
В аналитическом обзоре, выполненном А.П. Матвеевым[4] с соавторами, выделено три этапа в развитии сферы физической культуры (в том числе и школьной), которые наложили свой отпечаток на структуру и содержание школьных программ:
1 (довоенный) этап (1917-1945 годы)
2 (послевоенный) этап (1946-1990 годы)
3 (современный) этап (с 1990 года до настоящего времени) – на котором мы остановимся более подробно.
На этом этапе разворачиваются процессы демократизации и гуманизации общества, происходит реформирование физкультурного образования подрастающего поколения. В современных программах физического воспитания учащихся закладывается новое понимание роли и содержания предмета физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы. Его освоение нацелено на формирование научно-диалектического мировоззрения учащихся в сфере физической культуры, овладение ими средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального и физического развития, укрепления и сохранения здоровья.
Особенностью современных программ, отличающих их от аналогичных существовавших ранее документов, является разделение материала на две составные части: базовую и вариативную (дифференцированную).
«Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.
Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ»[5].
Эффективность физического воспитания учащихся максимально зависит от учета региональных особенностей, культуры, традиций той или иной республики, края, области, а также от профессиональной подготовленности и специализации учителя, интересов учащихся, материально-технического обеспечения школ и многих других факторов.
Среди федеральных программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ отметим комплексную программу, составленную В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом и Г.Б. Мейксоном и обнародованную в 1996 году и программу, разработанную В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном немного ранее (в 1993 году), с акцентом на развитие двигательных способностей учащихся. Эти программы во многом схожи, решают практически одни и те же задачи, хотя имеют отличительные особенности по структуре и содержанию.
В 1996 году авторский коллектив в составе Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и Б.И. Туркунова обнародовал программу физического воспитания учащихся 1-11 классов созданную на основе курса обучения игре баскетболу. Технические приемы, тактические действия и особенно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников.
Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования способности .
3. ВЫВОДЫ
1.Особенностью разработанной программы является то, что без особых материально-технических затрат, разработанная модель занятий с обучающимися позволяет решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.
2. Программа направлена на воспитание здорового духа, помогает добиваться успехов в учебной деятельности, быть готовыми к преодолению трудностей, способствует удовлетворению потребности школьников в физическом совершенстве, общем гармоническом, интеллектуальном, духовном и нравственном развитии.
3. Дети с ослабленным здоровьем, наравне с остальными, получили возможность принимать участие в спортивной жизни школы, района. «Физкультура без освобождения» в общеобразовательной школе стала реальностью.
Цель экспериментальной работы: разработка и обоснование программы «Физкультура, которая лечит душу», способствующей созданию условий для творческой самореализации и психологической комфортности школьников в общеобразовательной школе в рамках локальной экспериментальной площадки достигнута.
ЛИТЕРАТУРА
- ГолощаповБ.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 312 с.
- Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 142 с.
- Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи / Кудрявцева Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 77-84.
- Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры//Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 7.
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.
- Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкодемПресс, 2001. - 248 с.
- Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.
- [1]
- Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.
[2] Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи / Кудрявцева Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 77-84.
[3]ГолощаповБ.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 179.
[4] Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры//Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 7.
[5]Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – С. 68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современной школе необходимо применять и современный подход, идти в ногу со временем, поэтому актуально использовать новые технологии к обучению...
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности
Здоровьесберегающие технологии на уроке физической культуры и во внеурочной деятельности.В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление...
Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Обобщение опыта работы по теме "Современные оббразовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности" В приложении представлен фотоотчёт о работе локальной эксперименталь...
Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....
Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности. Одн...
Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
Выступление на ГМО учителей физической культурыпо теме «Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»...
Образовательные технологии, на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.
Новизна во внедрении и практическое использовании в работе инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности: основанных на личностно-ориентированном...