Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности
опыты и эксперименты по физкультуре на тему

Рекина (Брызгалова, Корнеева) Елена Сергеевна

Обобщение опыта работы по теме "Современные оббразовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности" В приложении представлен фотоотчёт о работе локальной экспериментальной площадки "Физкультура, которая лечит душу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХОЛМСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ»

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

БРЫЗГАЛОВА  ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА

учитель физической культуры

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 8 г. Холмска

Холмск – 2012

С О Д Е Р Ж А Н И Е

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..………………

3

ГЛАВА 1. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

6

1.1.

Анализ существующих программ физического воспитания…..

6

1.2.

Общая структура планирования урока оздоровительной направленности……………………………..……….…………...…

11

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ЛОКАЛЬНОЙ  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ «ФИЗКУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЛЕЧИТ ДУШУ» В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 1 – 11 КЛАССОВ….

15

2.1.

Содержание программы локальной экспериментальной площадки «Физкультура, которая лечит душу» для школьников 1 – 11 классов…….………………………………………………...

15

2.2.

Анализ эффективности используемой ЛЭП модульной программы ………………………..…….…….…………………….

18

ВЫВОДЫ …………………………………………………………………....

24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...

26

ПРИЛОЖЕНИЯ..……………………………………………...……………..

27


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная) деятельность, которая непосредственно связана с совершенствованием природы человека.

В рамках школьного образования активная физкультурно-спортивная деятельность дает школьникам возможность более полно и глубоко познать себя, свои способности и недостатки, сформировать и развить не только физические кондиции, но и разнообразные психические качества, эстетическую и нравственную культуру, культуру общения и т.д.

Традиционные, издавна сложившиеся и используемые на практике формы физкультурно-спортивной работы с детьми и молодежью уже не отвечают современным требованиям и должны быть дополнены новыми, более эффективными[1].

Задача современной школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений (согласно НП «Наша новая школа», проекту «Разработка и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию и методическим рекомендациям о введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 8 октября2010 г. № ИК-1494/19)).

Для современного этапа развития физической культуры и спорта характерны интенсивные поиски и попытки внедрения в практику новых форм организации спортивных игр, двигательных действий  и соревнований для детей и молодежи, обладающих высоким гуманистическим, культурным, духовно-нравственным потенциалом[2]. Одна из таких новаций – модульное преподавание физической культуры. Причём, модули должны быть подобраны с учётом возможностей и желания школьников.

Руководствуясь выше изложенным нами в 2010 году на базе МБОУ СОШ № 8 г. Холмска была открыта локальная экспериментальная площадка «Физкультура, которая лечит душу» для 1 – 11 классов (прил.1), в основе содержания которой комплекс инновационных подходов и технологий.

Объект экспериментирования.  Формирование навыков и умений саморегуляции, снижение нервного напряжения, улучшение общего физического и психического здоровья учащихся.

Предмет экспериментирования. Методы и приемы телесно – ориентированной, ритмо-двигательной психотерапии в образовательном процессе школы.

Цель эксперимента. Разработка и обоснование программы «Физкультура, которая лечит душу», способствующей созданию условий для творческой самореализации и психологической комфортности школьников в общеобразовательной школе в рамках локальной экспериментальной площадки (ЛЭП).

В соответствии с поставленной целью нами были определены следующие задачи:

1. Изучить теоретические основы организации внеурочной деятельности по физическому воспитанию направленную на коррекцию эмоционального состояния учащихся.

2.  Разработать программу ЛЭП  «Физкультура, которая лечит душу» для 1- 11 классов общеобразовательной школы.

3. Обосновать эффективность программы «Физкультура, которая лечит душу»  физического воспитания школьников на основе динамики эмоционального состояния и удовлетворённости деятельности учащихся МБОУ СОШ № 8 г. Холмска.

Научная новизна эксперимента состоит в изучении новых подходов, разработке и апробировании планирования школьной программы физического воспитания учащихся 1 - 11 классов на основе средств и методов развивающей направленности и экспериментальном обосновании её эффективности в современном образовательном процессе.

Практическая значимость эксперимента состоит в том, что

-  разработанная в ходе эксперимента программа обеспечивает физкультуру без освобождения для всех и каждого;

- полученные в ходе исследования результаты и сформулированные на их основе выводы, изложенные в программе, могут использоваться учителями физической культуры при проведении третьего урока, разработки вариативной части комплексной программы и секционных занятий.

Материалы и методы. Для реализации поставленных целей и задач были использованы следующие исследовательские методы:

  1. анализ научно - методической литературы;
  2. анализ документальных материалов;
  3. стратегическое планирование (прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование);
  4. эмпирические методы (анкетирование, диагностика, наблюдение, анализ продуктов деятельности);
  5. педагогический эксперимент;
  6. анализ эмпирических данных и мониторинга.

ГЛАВА 1. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

  1. Анализ существующих программ физического воспитания

Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение цели физического воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных на:

- укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;

- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

- развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей;

- приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

- воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

- содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитие психических процессов и свойств личности[3].

Основными руководящими документами, определяющими содержание предмета «Физическая культура» в средних общеобразовательных школах нашей страны традиционно считаются программы физического воспитания (физической культуры) учащихся.

Программы средней школы позволяют целенаправленно переводить изучаемый материал в реальный процесс преподавания, поэтому их следует рассматривать и как средство фиксации содержания образования на уровне отдельного предмета, и как руководящий документ для учебного процесса.

В качестве общих требований к программам выдвигаются такие, как единство теоретических основ их построения, совокупность отражения содержания образования в целом, полнота раскрытия целей обучения, взаимосвязь программ всех предметов и другие.

Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.

Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентации на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

В аналитическом обзоре, выполненном А.П. Матвеевым[4] с соавторами, выделено три этапа в развитии сферы физической культуры (в том числе и школьной), которые наложили свой отпечаток на структуру и содержание школьных программ:

1 (довоенный) этап (1917-1945 годы)

2 (послевоенный) этап (1946-1990 годы)

3 (современный) этап (с 1990 года до настоящего времени) – на котором мы остановимся более подробно.

На этом этапе разворачиваются процессы демократизации и гуманизации общества, происходит реформирование физкультурного образования подрастающего поколения. В современных программах физического воспитания учащихся закладывается новое понимание роли и содержания предмета физкультурного образования учащихся общеобразовательной школы. Его освоение нацелено на формирование научно-диалектического мировоззрения учащихся в сфере физической культуры, овладение ими средствами, методами и формами индивидуальной двигательной деятельности, умениями направленно использовать эту деятельность для собственного духовного, социального и физического развития, укрепления и сохранения здоровья.

Особенностью современных программ, отличающих их от аналогичных существовавших ранее документов, является разделение материала на две составные части: базовую и вариативную (дифференцированную).

«Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.

Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ»[5].

Эффективность физического воспитания учащихся максимально зависит от учета региональных особенностей, культуры, традиций той или иной республики, края, области, а также от профессиональной подготовленности и специализации учителя, интересов учащихся, материально-технического обеспечения школ и многих других факторов.

Среди федеральных программ физического воспитания учащихся общеобразовательных школ отметим комплексную программу, составленную В.И. Ляхом, Л.Б. Кофманом и Г.Б. Мейксоном и обнародованную в 1996 году и программу, разработанную В.И. Ляхом и Г.Б. Мейксоном немного ранее (в 1993 году), с акцентом на развитие двигательных способностей учащихся. Эти программы во многом схожи, решают практически одни и те же задачи, хотя имеют отличительные особенности по структуре и содержанию.

В 1996 году авторский коллектив в составе Е.Н. Литвинова, М.Я. Виленского и Б.И. Туркунова обнародовал программу физического воспитания учащихся 1-11 классов созданную на основе курса обучения игре баскетболу. Технические приемы, тактические действия и особенно игра в баскетбол таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей школьников.

Исследователи игровой деятельности подчеркивают ее уникальные возможности не только для физического, но и нравственного воспитания детей и подростков, особенно для развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования способности ориентироваться в окружающейся действительности, воспитания чувства коллективизма. Игровой процесс обеспечивает развитие образовательного потенциала личности, ее индивидуальности, творческого отношения к деятельности.

В данной программе нет специальных упражнений и нормативов. Поскольку не все школы работают в одних и тех же условиях (спортивный зал, площадки и т.п.), выработать какой-то единый норматив для всех не представляется возможным. В связи с этим учителя физической культуры сами должны подбирать такие упражнения, чтобы осуществлять контроль за технической подготовленностью учащихся.

В 2000 году В.И. Сысоевым, Л.А. Буйковой, Н.И. Годуновой и Е.В. Сухановой была разработана и экспериментально подтверждена эффективность программы по физическому воспитанию учащихся начальных классов, основанной на целенаправленном использовании подвижных игр и элементов баскетбола.

Отличие предлагаемой программы от разработанной Е.Н. Литвиновым с соавторами заключается в том, что вопросы ОФП решаются с помощью специальных игровых упражнений сопряженного характера.

Комплексная программа физического воспитания для 1-11 классов, авторами которой являются В.И. Лях и А.А. Зданевич имеет три раздела, которые описывают содержание основных форм физической культуры в 1-4, 5-9 и 10-11 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе.

Каждый раздел состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы.

К федеральным инновационным образовательным программам школьной физической культуры последнего времени, безусловно, следует отнести нормативный документ, разработанный коллективом исследователей в составе Н.И. Алексеева, В.В. Афанасьева, А.И. Бессудного и других (под редакцией А.П. Матвеева) для 1-11 классов.

Эта программа, в отличие от ранее существовавших, характеризуется акцентированной направленностью на формирование у школьников научно обоснованного мировоззрения, связанного с телесной культурой человека, а также системы знаний, умений и навыков, необходимых для уверенной организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Программой предусматриваются три этапа обучения, на каждом из которых практические задания сочетаются с теоретико-методическими уроками.

Программный материал для каждого класса состоит из следующих разделов: основы знаний, общей физической подготовки, специальной подготовки.

Для старших школьников предусматриваются занятия современными престижными системами упражнений (атлетическая и ритмическая гимнастика, шейпинг, элементы единоборств, хатха йога и др.).

Особенностью современных программ является то, что они не только отвечают на вопрос «чему учить», но и разъясняют «как учить», т.е. содержат раздел методических рекомендаций.

В настоящее время еще рано судить о результатах работы школ по тем или иным программам, так как после их принятия прошло относительно мало времени.

1.2. Общая структура планирования урока оздоровительной направленности

Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры. По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимущества, так как он:

а) является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников;

б) проводится на базе научно обоснованной государственной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения;

в) осуществляется под руководством педагога при учете возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников;

г) содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей, спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д[6].

Само по себе наличие у учителя программы занятия еще не гарантирует достижение занимающимися оздоровительного эффекта. Существенное значение имеют знания и умения учителя. Уровень его профессиональной подготовки проявляется и в умении планировать обучение, регулировать физическую нагрузку как в каждом отдельном занятии, так и в системе длительных занятий. В оздоровительной работе широко используются групповые (рекомендуется комплектовать группы с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся) и индивидуальные занятия (персональный тренинг под руководством учителя или самостоятельные занятия).

Деятельность учащихся на «модульных» уроках может быть организована фронтальным (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения), индивидуальным (самостоятельное выполнение задания под руководством учителя) или круговым способом (выполнение упражнений на "станциях" с различной целевой направленностью в составе небольшой группы).

В каждой из частей урока можно выделить некоторые характерные для данного направления оздоровительных занятий фрагменты, позволяющие решать определенные частные задачи.

В уроке подготовительная часть представлена разминкой.  Цель разминки - подготовить опорно-двигательный аппарат и все системы организма к предстоящей работе.

  Для достижения этой цели необходимо повысить температуру тела и скорость метаболических процессов в организме. Критерием эффективности разминки является появление первых капель пота. Соответственно, продолжительность разминки будет зависеть от температуры окружающей среды и составлять от 6 минут, при условии теплой погоды или хорошо отапливаемого помещения, до 10 минут.

Основная часть оздоровительного «модульного» урока традиционно включает в себя и аэробный и силовой сегменты, однако, в зависимости от направленности урока последовательность и продолжительность составляющих основную часть урока сегментов может быть различной.

  В отдельных типах уроков, имеющих, преимущественно, аэробную направленность («юнитанцы», черлидинг, художественная гимнастика, оздоровительная аэробика и т.п.) силовой сегмент основной части урока может либо полностью отсутствовать, либо состоять только из упражнений на укрепление мышц. За счет этого увеличивается продолжительность аэробного сегмента.

  В интервальных уроках аэробные упражнения выполняются интервалами продолжительностью 3-10 минут между сериями силовых упражнений (акробатика, тхеквандо, волейбол и т.п.). При проведении занятий с начинающими, а также с учениками имеющими отклонения в состоянии здоровья рекомендуется увеличить долю силовых упражнений в уроке, прежде всего упражнений выполняемых в положении лежа на полу.

  Продолжительность основной части стандартного часового урока, включающего в себя аэробный сегмент, заминку и силовой, или, как его часто называют калистенический сегмент, составляет не менее 30 минут.

Вторая фаза урока является главной для достижения оздоровительного эффекта. Очень важно правильно выполнять аэробные упражнения, речь идет о безопасности занятий. Оздоровительные нагрузки - это нагрузки, которые увеличивают частоту дыхания и сердечных сокращений, не нарушая равновесия между потреблением и использованием кислорода, при этом нагрузки выполняются не с максимальными усилиями в течение довольно длительного периода времени. Для того чтобы добиться большего эффекта, необходимо заниматься с интенсивностью, обеспечивающей частоту сердечных сокращений 65-80 % от максимальной.

Заключительной частью урока является «заминка», которая призвана создать эмоциональную разрядку после физической нагрузки и облегчить психологический переход к обыденной жизни.

Как и в любом виде двигательной активности на занятиях оздоровительной направленности решаются три основных типа педагогических задач (воспитательные, оздоровительные и образовательные). Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели занятий и контингента занимающихся[7].

Представленная общая структура оздоровительного урока может иметь разные варианты в содержании и длительности как отдельных фрагментов, так и всего занятия. В отдельных типах уроков может отсутствовать силовая серия упражнений и за счет нее удлиняться аэробная часть. Для начинающих заниматься рекомендуют удлинять калистенику, при этом уменьшая аэробную часть урока.

Часто занятия оздоровительной направленности проводятся под музыку. Музыка используется как фон для снятия монотонности от однотипных многократно повторяемых движений; как лидер задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Музыка может быть использована и как фактор обучения, т. к. движения легче запоминаются[8].

В зависимости от содержания и направленности урока преподаватель должен уметь подобрать соответствующее им музыкальное сопровождение. Предпочтение следует отдать музыкальным композициям, имеющим четкий ритм и положительную эмоциональную окраску (не рекомендуется использовать музыкальные темы, в которых присутствует агрессия, скорбь и т.д.).

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОКАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

 «ФИЗКУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЛЕЧИТ ДУШУ» В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ 1 – 11 КЛАССОВ

2.1. Содержание программы локальной экспериментальной площадки «Физкультура, которая лечит душу» для школьников 1 – 11 классов

 Снижение учебной мотивации, низкий уровень здоровья школьников делает необходимым пересмотр традиционных форм организации, технологий обучения, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, и поиск нового подхода к урокам физической культуры и внеурочной деятельности.

Экспериментальная программа ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу» состоящая из набора семи модулей («Юнитанцы», «Художественная гимнастика», «Японский мини-волейбол», «Черлидинг», «Акробатика», «Оздоровительная аэробика», «Тэкхвандо»), позволяет решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом ФГОС,  индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

Все модули реализуются за счёт вариативного компонента комплексной программы по физической культуре (авторы Лях В.И., Зданевич А.А., 2011 год).

Согласно календарному плану экспериментальной работы в начале основного этапа нами были разработаны проекты программ по 7-ми направлениям (модулям):

1 модуль: «Юнитанцы» (1 – 2 классы).Цель программы - обучение учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, воспитания ритмичности, музыкальности и выразительности движений.

Юнитанцы в значительной степени обеспечивают эстетическое воспитание учащихся, развивают художественно-двигательные навыки, что способствует формированию полноценной и всесторонне развитой личности.

2 модуль: «Художественная гимнастика» (3 – 4 классы).  Цель программы: создание благоприятных условий для личностного развития, творческой активности средствами художественной гимнастики.

Положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции, развитии музыкальных способностей, накоплении знаний. Занятия художественной гимнастикой призваны помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, неповторимость, научиться видеть красоту вокруг себя и в себе.

3 модуль:  «Японский мини-волейбол» (5 – 6 классы).  Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них понятий ценности здоровья и здорового образа жизни, по средствам спортивной игры мини-волейбол, обучение правилам  и проведения соревнований.

  Мини-волейбол значительно проще и доступнее классического волейбола и большинства других спортивных игр. Особую значимость имеет рекреативная и коммуникабельная функция игры.

4 модуль:  «Черлидинг» (7 – 8 классы).Цель программы: обучение учащихся двигательным действиям танцевальной направленности, побуждение к проявлению творчества и лидерских качеств.

Актуальность занятий черлидингом определяется тем, что все соревнования сопровождаются дополнительными средствами агитации, каким и является данный вид спорта. Привлечение учащихся к занятиям творческими видами двигательной активности является дополнительным средством оздоровления детей и учащейся молодежи.

5 модуль: «Акробатика» (9 классы). Цель программы – углубленное обучение учащихся акробатики, воспитание волевых качеств личности обучающегося,  развитие творческих способностей детей, нравственное и физическое совершенствование.

Занятия  акробатикой способствуют наиболее  успешному решению задач физического развития человека и совершенствованию его двигательных способностей.

6 модуль: «Оздоровительная аэробика» (10 – 11 классы, девушки).Цель данной программы – совершенствование физического развития девушек 10 – 11 классов и повышение интереса к занятиям физической культурой нетрадиционными для школьной практики средствами оздоровительной аэробики.

Особенностью данной программы является направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать и планировать содержание учебного материала  в соответствии с возрастно-половыми особенностями и интересами учащихся.

7 модуль: «Тхэквандо» (10 – 11 классы, юноши). Цель данной программы – формирование физически здоровой, творческой и нравственной личности, способной к углубленному обучению теоретических и практических основ избранного вида спорта в доступной для них форме с дальнейшим их совершенствованием в современных социокультурных условиях.

2.2 Анализ эффективности используемой ЛЭП модульной программы

В рамках инновационной деятельности по совершенствованию физкультурно-спортивной работы в 2011- 2012 учебном году мы начали реализацию практического этапа ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу»  в 1- 11 классах МБОУ СОШ № 8 г. Холмска.

Важнейшими принципами нашей программы являются: усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности, превращение ученика из объекта социально-педагогического воздействия педагога в субъект активной творческой деятельности на основе развития внутренних мотивов к самосовершенствованию, демократизация в отношениях преподавателя с учениками и т.д.

В ходе эксперимента были получены следующие результаты:

  1. Степень удовлетворённости уроками физической культуры и внеклассными мероприятиями (табл.1) выявлялась с помощью анкетирования учащихся и родителей СОШ № 8 г. Холмска один раз в год в течение трёх лет. Степень удовлетворённости  возросла на 22 % во многом благодаря введению в программу дополнительных модулей ЛЭП «Физкультура, которая лечит душу», которые способствуют творческой самореализации, развитию инициативности и самостоятельности, что соответствует требованиям ФГОС.

Таблица 1

Степень удовлетворённости учащихся и родителей СОШ № 8 г. Холмска уроками физической культуры и внеклассными мероприятиями 2009-2012 учебные годы (%)

Год

Ступень обучения

первая

вторая

третья

Средний показатель

2009-2010

87%

73 %

69 %

76 %

2010-2011

90 %

82 %

89 %

87 %

2011-2012

98 %

96 %

100 %

98 %

  1. Анкетирование «Рейтинг предметов» (табл.2) осуществлялось в 2012 году во всех классах.Учащимся было предложено расставить предметы по степени «интересности» и «комфортности» пребывания на уроке. В таблице представлены результаты трёх классов, по одному из каждой ступени обучения.

Таблица 2

«Рейтинг предметов» (по десяти бальной системе)

МБОУ СОШ № 8 г. Холмска, 2012 год

Предмет

Среднее количество баллов

3 А класс

7 А класс

10 А класс

Английский язык

9

4

7

Математика (алгебра)

7

6

8

Музыка

3

3

-

Природоведение (биология)

10

7

2

Русский язык

4

9

10

Технология

5

5

6

Физика

-

-

5

Физическая культура

8

10

9

Химия

-

-

3

Чтение (литература)

6

8

4

* 10 – наивысший балл.

  1. Охват обучаемых МБОУ СОШ № 8 внеклассными спортивными мероприятиями (табл.3) определён с помощью мониторинга. В ходе эксперимента количество учащихся участвующих в спортивных мероприятиях различного уровня увеличилось на 24%. Такое увеличение мы связываем с введением программы ЛЭП в учебный процесс, так как отчётные мероприятия предполагают посильное участие всех школьников, не зависимо от состояния здоровья и физических возможностей (непосредственное участие, разработка сценариев, организация мероприятий, судейство и т.д.).С 2010 года в школе создано спортивное общество «Лидер» (прил.2), которое также способствовало увеличению вышеуказанного показателя.

Таблица 3

Охват обучаемых МБОУ СОШ № 8 внеклассными спортивными мероприятиями2009-2012 учебные годы (%)

Год

Соревнования

Школьные

Районные

Областные

Всероссийские

Международные

Средний показатель

2009-2010

71

34

14

1

-

73

2010-2011

84

42

17

1,3

-

86

2011-2012

97

56

19

2

1,4

97

  1. Степень эмоционального благополучиядетейна уроках физической культуры и внеурочной деятельности оценивался с помощью эмпирических методов (наблюдение, обратная связь и т.п.).

  1. Анкетирование «Учитель-ученик» (методика описана в книге Н.А.Рогова «Настольная книга практического психолога»), (табл.4):

Анкета «Учитель – ученик»

(Рогов Н.А. «Настольная книга практического психолога»).

Цель:

1. Выявление отношения учеников к учителю по трем параметрам:

гностическому (выявляет уровень доверия к знаниям, компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика);

эмоциональному – (показывает уровень симпатии ученика к учителю, уровень эмоционального доверия , комфорта , принятия учителя учеником);

поведенческому – (показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика).

2. Определение ведущей направленности учителя, его сильных и слабых сторон.

Таблица 4

Результаты анкетирования учащихся 11 А класса (апрель-май 2011 год)

Предмет

Гностический %

Уровень

Эмоциональный

%

Уровень

Поведенческий

%

Уровень

Средний

Показатель

%

Уровень

Желание иметь похожие черты / Желание стать похожим на учителя (%)

А

У

Д

И

Т

1

Русский яз.

75о в

75ов

75о в

75 ов

10/5

3

2

литература

5ов

75ов

75 ов

75ов

10/5

3

3

алгебра

50в

50в

50в

50в

5/5

2

4

геометрия

50в

50в

50в

50в

5/5

2

5

физика

75 ов

63 в

63 в

67 в

10/10

3

6

химия

75 ов

75 ов

75 ов

75 ов

10/10

3

7

биология

50 в

44 с

56 в

50 в

10/10

2

8

география

50 в

44с

50 в

46 с

3/2

2

9

история

63 в

71 в

71 в

68 в

15/5

3

10

информатика

56 в

56 в

63 в

58 в

5/7

2

11

Англ.яз.(Н.П..)

75о.в

60 в

64 в

67в

7/10

3

12

Англ.яз.(Т.И.)

65 в

56 в

56 в

55в

5/10

2

13

Физ. воспит.*

75о в

75о в

75ов

75 в

10/20

3

14

обществознание

53 в

50 в

63 в

54 в

5/5

2

15

психология

75 ов

75 ов

75 ов

75 ов

10/10

3

16

хореография

75 ов

75 ов

75 ов

75 ов

10/20

3

Общий:

2.5

* Учитель физической культуры – Корнеева Е.С.

- Преобладание среднего и  низкого уровня (до 40 баллов)  свидетельствует о наличии социально-психологических, педагогических проблем и рисков(1балл)

- Преобладание  высокого и среднего (от 40 до 60 баллов)  – для режима функционирования (2 балла).

- Преобладание высокого и очень высокого уровня (от 60 баллов и выше) характерно для режима развития (3 балла).

Выводы:

- Общий уровень отношения ( по трем параметрам) учеников 11А класса к учителям  = 2,5 балла, что в целом соответствует режиму  развития.

- В режиме развития  преподаются 9 предметов из 16-ти.

- Преподавание предметов, находящихся в зоне социального (отношения «Учитель-ученик») риска нет.

  1. Анализ продуктов деятельности, эмпирических данных и мониторинга:

- посещаемость уроков физкультуры повысилась до 98% (на начало эксперимента этот показатель составлял 93%);

- посещаемость спортивных школьных секций (волейбол, баскетбол, тэкхвандо) повысилась до 79 учащихся (на начало эксперимента 27 учащихся);

- мониторинг заболеваемости выявил понижение числа часто болеющих детей, детей освобождённых от физических нагрузок. За время проведения эксперимента количество классов закрываемых на карантин в период эпидемий сократилось до «0» в 2012 - 2013 учебном году;

- улучшение показателей физических качеств отслеживается с помощью тестирования (тест на силу «Подтягивание из виса, мальчики», «Сгибание разгибание рук в упоре лёжа, девочки», тест на выносливость «6-ти минутный бег», тест на координацию «Челночный бег 3х10», тест на гибкость «Наклон вперёд из положения сидя», тест на быстроту «Бег на короткую дистанцию (30м, 60м, 100м)).

- результаты участия в спортивных состязаниях и конкурсах районного уровня в 2011-2012 учебном году немного снижены по сравнению с 2010-2011 учебным годом. На наш взгляд это связано с отсутствием свободных спортивных площадок, т.к. школа 2 года не имеет своего здания.Однако количество участников областных, Всероссийских и Международных соревнований возросло.

  1. В 2011- 2012 учебном году согласно плану экспериментальной работы  были проведены ряд отчётных мероприятий, наглядно демонстрирующих положительные результаты реализуемой нами программы.

Таблица 5

Система физкультурно-оздоровительной работы локальной

экспериментальной площадки «Физкультура, которая лечит душу»

Название

модуля

Дата

Форма реализации

(содержание работы)

Ответственные

1.Юнитанцы

В течение года

- урочная форма;

- динамическая пауза;

Корнеева Е.С., учитель физической культуры СОШ № 8 г. Холмска;

Романов В.В., учитель физической культуры СОШ № 8 г. Холмска;

Грабар И.Н., психолог СОШ № 8

г. Холмска;

Михайлова М.Н., психолог СОШ № 8

г. Холмска

25.11.11

- выступление на концерте, посвященном Дню матери;

12.2011

- участие в школьном конкурсе «Танцевальный калейдоскоп» (технология танцевальной психотерапии)

27.05.12

- выступление на школьном отчётном концерте.

2.Художественная гимнастика

В течение года

- урочная форма;

- кружковая работа;

5.10.11

- участие в концерте посвящённом Дню учителя;

27.05.12

- выступление на школьном отчётном концерте.

3.Японский мини-волейбол

В течение года

- урочная форма;

- секционные занятия;

04.2012г.

- школьные соревнования среди 5- 6 классов.

4. Черлидинг

В течение года

- урочная форма;

- дополнительные занятия;

- выступление на школьных соревнованиях.

5.  Акробатика

В течение года

- урочная форма;

- дополнительные занятия;

5.10.11

- выступление на концерте, посвященном Дню матери;

12. 2011

- участие в школьном конкурсе «Танцевальный калейдоскоп»;

04.2012

- открытый урок  на районном семинаре учителей ФК.

6.Оздоровительная аэробика

В течение года

- урочная форма;

- секционные занятия.

7. Тхэквандо

В

течение года

- урочная форма;

- секционные занятия;

- участие в районных, областных, Всероссийских, международных соревнованиях.

8. Отчёт о ходе эксперимента

12.2011

05.2012

Выступление на научно-педагогическом совете школы

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

9. Отчёт о ходе эксперимента

09.2012

Выступление на РМО учителей физической культуры

3. ВЫВОДЫ

1.Особенностью разработанной программы является то, что без особых материально-технических затрат,  разработанная модель занятий с обучающимися позволяет решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

2. Программа направлена на воспитание здорового духа, помогает добиваться успехов в учебной деятельности, быть готовыми к преодолению трудностей, способствует удовлетворению потребности школьников в физическом совершенстве, общем гармоническом, интеллектуальном, духовном и нравственном развитии.

3. Дети с ослабленным здоровьем, наравне с остальными,  получили возможность принимать участие в спортивной жизни школы, района. «Физкультура без освобождения» в общеобразовательной школе стала реальностью.

Цель экспериментальной работы: разработка и обоснование программы «Физкультура, которая лечит душу», способствующей созданию условий для творческой самореализации и психологической комфортности школьников в общеобразовательной школе в рамках локальной экспериментальной площадки достигнута.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 312 с.
  2. Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – 142 с.
  3. Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи / Кудрявцева Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 77-84.
  4. Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры//Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 7.
  5. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.
  6. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкодемПресс, 2001. - 248 с.
  7. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.


Приложение 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

Муниципального образования «Холмский городской округ»

Рассмотрено

на экспертном совете

МОУ СОШ № 8

Протокол № ____

от «___»_____________2010 г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 8

_____________В.А.Симакова

ПРОГРАММА

ЛОКАЛЬНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

«ФИЗКУЛЬТУРА, КОТОРАЯ ЛЕЧИТ ДУШУ»

(телесно-ориентированная,ритмо-двигательная психотерапия)

Холмск

 2010 г.


ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ

И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Локальная экспериментальная площадка МОУ СОШ № 8

(2010 – 2015 г.г.)

Концепция

№ п/п

Пункт программы

Содержание

1

Название образовательного учреждения

МОУ СОШ № 8 г. Холмска.

2

Адрес образовательного учреждения, телефон

г. Холмск, ул. Адмирала Макарова, д. 7.

Т. 6 – 01 – 34

3

Электронный адрес

vosmoe-chudo@yandex.ru

4

Программа

Локальная

5

Тема

Физкультура, которая лечит душу (телесно-ориентированная, ритмо-двигательная психотерапия)

6

Исполнители эксперимента

Корнеева Е.С., Романов В.В., учителя физической культуры МОУ СОШ № 8: разработка и апробация программы эксперимента, осуществление деятельности, её рефлексия, мониторинговые исследования экспериментального проекта.

7

Актуальность

Говоря о школе, содействующей здоровью обучающихся, нужно помнить, что модель такого образовательного учреждения предполагает наличие комплексного использования здоровьесберегающих технологий. О них сегодня говорят как о системе мер по охране и укреплению здоровья обучающихся. Эта система должна учитывать важнейшие характеристики образовательной среды и условий жизни ребенка, воздействующие на его здоровье.

Задача школы – физическая культура «без освобождения», что предполагает поиск и введение таких технологий, в которых могли бы участвовать все дети без ограничений.

8

Идея эксперимента

Введение здоровьесберегающих технологий в образовательную среду.

9

Замысел эксперимента

Понимая необходимость пересмотра традиционных технологий обучения, обеспечивающих формирование здорового образа жизни, культуры здоровья, нами разработана программа по определению нового подхода к урокам физической культуры. Эта программа лежит в основе деятельности экспериментальной площадки, которая рассмотрена и утверждена на школьном экспертном совете  от 8 ноября 2010 года. Ценность этой программы  заключается в том, что без особых материально-технических затрат,  разработанная модель занятий с обучающимися позволит решать задачи по сохранению и укреплению физического и психического здоровья школьников средствами формирования физической культуры с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья и мотивации детей.

10

Объект

экспериментиро-вания

Формирование навыков и умений саморегуляции, снижение нервного напряжения, улучшение общего физического и психического здоровья учащихся.

11

Предмет экспериментиро-вания

Методы и приемы телесно – ориентированной, ритмо-двигательной психотерапии в образовательном процессе школы.

12

Цель

Улучшение субъективного самочувствия, укрепление физического и психического здоровья, формирование навыков  и умений правильного движения, осанки, создание условий для творческой самореализации школьников.

13

Задачи

1. Психофизиологическое просвещение учащихся.

2. Исследование физических и психологических проблем учащихся, оказание психологической  помощи.

3. Создание программы коррекционно – развивающей работы «Физкультура, которая лечит душу» для учащихся.

4. Организация работы с детьми групп «риска».

5. Содействие формированию навыков самоисследования для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе    внутренних и поведенческих изменений; процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижения оптимального уровня жизнедеятельности  и ощущения счастья и успеха.

6. Развитие самосознания, самосовершенствования личности.

14

Гипотеза

Мы предполагаем, что внедрение современных образовательных технологий (здоровьесбережения) в учебно – воспитательный процесс ОУ, позволит улучшить  психическое  и физическое  здоровье, эмоциональное благополучие учащихся, повысить уровень работоспособности и мотивации, обеспечит для каждого ученика «физкультуру без освобождения»

15

Диагностический

инструментарий

1. Наблюдение за учащимися.

2. Работа с медкартами учащихся.

3. Тесты, анкеты. Психофизиологическая диагностика.

4. Технологии телесно-ориентированной и ритмодвигательной психотерапии, народные подвижные и спортивные игры, юнитанцы и др.).

5.Работа с группами телесной терапии (учащимися).

6. Результаты, успехи, изменения (учащихся).

7. Мониторинг.

16

Ожидаемые результаты

Позитивная динамика субъективного самочувствия, физического и психического здоровья, сформированные навыки  и умения правильного движения, осанки;  созданы условия для творческой самореализации школьников.

17

Критерии оценки

По отношению к субъектам:

1. Повышение уровня самосознания и самоисследования.

2. Снижения уровня тревожности.

3. Улучшение субъективного самочувствия.

По отношению к образовательным учреждениям:

1. Повышение уровня комфорта.

2. Снижение уровня заболеваемости (учащихся)

18

Сроки эксперимента

2010 – 2015г.г.

19

Этапы эксперимента

1. Подготовительный этап: сентябрь, 2010 г. – май, 2011 г.

  • Диагностический
  • Прогностический
  • Организационно-подготовительный

2. Практический (основной) этап: сентябрь, 2011 г. – май, 2013 г.

3. Обобщающий (заключительный) этап: май, 2013г.  – май, 2014 г.

20

База эксперимента

МОУ СОШ № 8, 1 – 11классы.

21

Прогноз возможных негативных последствий

  • Недостаточный уровень специальной подготовленности исследовательской группы, реализующей эксперимент.
  • Возможность замедления темпов эксперимента в связи с недостаточным уровнем материально-технической базы.

22

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

  • Участие в семинарах.
  • Использование интернет ресурсов.
  • Привлечение для участия спонсоров, участие в грантовых проектах.

23

Форма предоставления результатов эксперимента

Учебно-методические разработки и пособия, научно-практические конференции, стендовые доклады, аналитические отчёты, компьютерные презентации уроков физической культуры, открытые уроки, мастер-классы.

24

Материально-техническая обеспеченность эксперимента

Спортивный зал, тренажёрный зал, гимнастический зал; информационно-техническое учебное оборудование; дидактические и учебные пособия и материалы; ТСО.

25

Финансовая обеспеченность эксперимента

Осуществляется в рамках бюджетного финансирования, участия в грантовых проектах, внебюджетной деятельности, спонсорской помощи.

26

Нормативно-правовая база эксперимента

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт.
  • Приказ Министерства образования Сахалинской области № 173-ОД от 17.02.2010 г. «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования Сахалинской области».
  • Федеральный закон Российской Федерации № 329-ФЗ от 4.12. 2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

27

Кадровая обеспеченность эксперимента

Симакова В.А., директор МОУ СОШ № 8, руководитель высшей квалификационной категории.

Грабар И.Н., зам. директора по УВР, курирующий инновационную и опытно-экспериментальную работу, педагог-психолог высшей квалификационной категории.

Михайлова М.В., педагог-психолог второй квалификационной категории.

Шведова И.И., педагог-психолог начальной школы высшей квалификационной категории.

Корнеева Е.С., учитель физической культуры МОУ СОШ № 8, учитель высшей квалификационной категории.

Романов В.В., учитель физической культуры МОУ СОШ № 8, учитель высшей категории.

Габова Ю.С., фельдшер

28

Ретрансляция результатов

  • Участие в региональных и областных научно-практических конференциях.
  • Участие в областных педагогических чтениях.
  • Создание программы и её адаптация в образовательном учреждении.

Согласовано:

Директор МОУ СОШ № 8 г. Холмска                                В.А.Симакова

«___»_______________2010


План эксперимента по этапам работы

(перспективный)

Этапы

Компоненты деятельности

Содержание

Ответствен-ные

I этап.

Подготовительный

сентябрь 2010г. -  

май 2011г.

1. Цель

Формирование желаемого образа ОУ и обеспечение готовности школьного сообщества к реализации программы эксперимента (обозначение проблемного поля, выявление потребности, которая должна быть удовлетворена в результате работы).

Обоснование идеи, актуальность выбора.

Совет ЭП

2. Задачи

1. Построить «картину» состояния исследуемого объекта.

2. Разработка программы эксперимента.

3. Разработка условий для реализации эксперимента.

2.1. Диагности-ческие

1. Анализ опыта ОУ по проблеме.

2. Выявление конкретных затруднений и проблем (педагогический совет).

3. Мониторинг ресурсной базы эксперимента.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.2. Прогности-ческие

1. Разработка содержания эксперимента

2. Выбор форм, методов и приёмов ведения экспериментальной работы.

3. Определение критериев, показателей, методов и приёмов оценки результатов.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.3. Организаци-онные

1. Оформление статуса ЭП.

2. Механизм реализации эксперимента.

3. Распределение функционала между участниками.

4. Информационная поддержка всех субъектов экспериментальной деятельности.

5. Выявление возможных рисков и сопротивлений, разработка компенсационных мер.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

3. Ведущие методы

Методы стратегического планирования: прогнозирование, проектирование, программирование, моделирование.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

4. Основной результат

Наличие у субъектов образовательного пространства отчётливого представления о будущем ОУ, мобилизационной готовности к осуществлению программированных преобразований и осознание значимости предполагаемых результатов.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

II этап.

Практический (основной) сентябрь 2011г. –

май 2013г.

1. Цель

Апробация новшеств.

Обновление жизнедеятельности ОУ за счёт вводимых преобразований.

2. Задачи:

2.1. Организационные

1. Создание педагогических групп опережения: исследовательские группы по различным направлениям эксперимента.

2. Формирование информационно-методического банка разработок отдельных педагогов и групп.

3. Обновление нормативно-правовой базы функционирования ОУ

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.2 Исполнительские

1. Организация работы опытно-экспериментальных групп опережения.

2. освоение локальных нововведений в образовательном процессе.

3. Осуществление мониторинга результативности образовательного процесса.

4. Проведение оперативной рефлексии процесса. Коррекция.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Михайлова М.В.

Шведова И.И. Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Экспертный совет

3. Ведущие методы

Исследовательские методы: анализ научно-методической литературы, локальный эксперимент, анализ хода и промежуточных результатов эксперимента. Организационные методы. Мониторинг.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

ГабоваЮ.С., фельдшер

4. Основной результат

Включение отдельных локальных нововведений в жизнедеятельности ОУ и сформированность нового качества образовательной системы:

1. Локальная экспериментальная площадка «Физкультура, которая лечит душу (телесно-ориентированная, ритмо-двигательная психотерапия)».

2. Формирование информационной, познавательной, социальной, коммуникативной культуры учащихся.

3. Оснащение спортивного зала, гимнастического зала, тренажёрного зала недостающим инвентарём оборудованием и инструментарием.

4. Создание программы «Физкультура, которая лечит душу (телесно-ориентированная, ритмо-двигательная психотерапия)1 – 11 классы».

5. Создание механизма обмена опытом.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

Михайлова М.В.

Шведова И.И.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

III этап.

Обобщающий (заключительный) май 2013г.  –

 май 2014 г.

1. Цель.

Формирование целостных и адекватных представлений о реальном состоянии образовательной системы, объективное оценивание процесса и результатов жизнедеятельности ОУ за прошедший период.

2. Задачи:

2.1. Аналитические

1. Осуществление рефлексии в сообществе педагогов, учащихся и родителей процесса и результатов.

2. Обобщение опыта и результатов осуществлённой деятельности.

3. Обеспечение внешней экспертизы.

4. Определение перспектив дальнейшего развития ОУ.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

2.2. Информационные

Осуществление презентации опыта в виде

  • Публикации результатов деятельности
  • Выступления на конференциях

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

2.3. Социализации

1. Осмысление эксперимента и распространение его результатов в массовую практику.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

3. Ведущие методы.

Рефлексивные методы: методы экспертной оценки, индивидуальной и групповой самооценки, анализа и обобщения.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.

4. Основной результат.

Удовлетворённость всех субъектов образовательного процесса жизнедеятельностью ОУ и результатами процесса его развития.

Корнеева Е.С.

Романов В.В.

Симакова В.А.

Грабар И.Н.


Приложение 2

Рассмотрено                                                                                           «Утверждаю»

на_______________ совете                                                            Директор МОУ СОШ №8          

протокол №______ от_____                                                           Симакова В.А._________

ПОЛОЖЕНИЕ

О спортивном обществе учащихся «ЛИДЕР» МОУ СОШ №8

  1. Общие положения

1.1.  Школьное спортивное общество создаётся на базе МОУ СОШ № 8 г. Холмска Сахалинской области.

1.2. Школьное спортивное  общество, не являясь самостоятельным юридическим лицом, имеет собственное наименование, флаг и спортивную эмблему.

  1. . Деятельность школьного спортивного  общества осуществляется в соответствии с УставомМОУ СОШ № 8, Положением о школьном спортивном обществе.

1.5. Основными принципами создания и деятельности школьного спортивного  обществаявляются добровольность, равноправие, сотрудничество детей и взрослых, самоуправление и соблюдение законности.

2. Основные цели создания и деятельности школьного

спортивного общества

2.1.  Основными целями создания и деятельности школьного спортивного  общества являются:

-        пропаганда здорового образа жизни, личностных и общественных ценностейфизической культуры и спорта;

  • формирование у детей ранней мотивации и устойчивого интереса к укреплению здоровья, физическому и спортивному совершенствованию;
  •  вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;
  • совершенствование организации различных форм физкультурно- оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми и подростками;
  • укрепление сотрудничества детей и взрослых посредством совместного обсуждения и решения вопросов организации, обеспечения и проведения секционных занятий и спортивных соревнований;
  • воспитание у обучающихся чувства гордости за своё образовательное учреждение, привитие культуры переживания и «боления» за спортивные команды;

- улучшение спортивных достижений образовательного учреждения.

2.2. Достижение указанных целей осуществляется в единстве с общими образовательными и воспитательными целями МОУ СОШ № 8.

3. Виды деятельности школьного спортивного общества

3.1. Для достижения своих целей школьное спортивное  общество имеет право осуществлять следующие виды деятельности:

  • проведение широкой пропаганды физической культуры и спорта в образовательном учреждении;
  • информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о развитии спортивного движения, о массовых и индивидуальных формах физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, используемых в образовательном учреждении;
  • открытие и обеспечение эффективного функционирования различных спортивныхсекций и групп общей физической подготовки для учащихся;

-проведение спортивно-массовых мероприятий и соревнований среди учащихся образовательного учреждения;

  • создание и подготовка команд учащихся по различным видам спорта для участия в соревнованиях различного уровня;
  • организация различных форм активного спотивно-оздоровительного отдыха обучающихся и их родителей (законных представителей) и педагогического коллектива.

3.2.  Деятельность школьного спортивного  общества должна быть согласована с общими планами работы, а также календарным планом спортивных мероприятий МОУ СОШ № 8.

4. Членство в школьном спортивном клубе

4.1. Членами школьного спортивного  общества могут быть учащиеся, представители администрации, родители (законные представители) учащихся МОУ СОШ № 8, представители общественных организаций, выразивших поддержку целям деятельности клуба и принимающих активное участие в его работе, а также известные спортсмены и ветераны спорта.

4.2. Все члены школьного спортивного  общества имеют равные права и несут равные обязанности.

4.3. Член школьного спортивного  общества имеет право избираться в руководящий орган клуба, участвовать во всех мероприятиях, проводимых обществом, вносить предложения по вопросам совершенствования деятельности общества, получать всю необходимую информацию о деятельности общества.

4.4. Члены школьного спортивного  общества обязаны соблюдать настоящее Положение, выполнять решения, принятые руководящим органом общества, бережно относиться к оборудованию, сооружениям и иному имуществу образовательного учреждения, показывать личный пример здорового образа жизни, культуры болельщика за ту или иную спортивную команду.

5. Руководство деятельностью школьного спортивного клуба

  1. . Постоянно действующим руководящим органом школьного спортивного  обществаявляется Совет общества, избираемы ежегодно из числа членов клуба.
  2. . Совет школьного спортивного  общества состоит из представителей администрации образовательного учреждения, педагогов, обучающихся, родителей (законных представителей) учащихся, а также заинтересованных общественных организаций.
  3. . В состав Совета школьного спортивного  общества входят председатель Совета, заместитель председателя Совета, секретарь, члены Совета.
  4. . Совет школьного спортивного  общества:
  • осуществляет общее руководство деятельностью общества согласно настоящему Положению;
  • решает вопросы о приеме и исключении членов общества из его состава;
  • совместно с администрацией МОУ СОШ № 8  рассматривает и утверждает план мероприятий общества на год, заслушивает отчеты членов общества о выполнении запланированных мероприятий;
  • обеспечивает систематически информирование обучающихся и родителей (законных представителей) о деятельности общества;
  • утверждает состав сборных команд общеобразовательного учреждения для участия в межшкольных, муниципальных, районных и городских соревнованиях;
  • обобщает накопленный опыт работы и обеспечивает развитие лучших традиций деятельности общества;
  • готовит предложения руководителю МОУ СОШ № 8 поощрении членов общества, обеспечивающих высокие результаты в организационной, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе;
  • ежегодно отчитывается о результатах деятельности общества на общей конференции членов общества, Педагогическом совете и общем собрании родительской общественности МОУ СОШ № 8.

5.5. Решение принимаются на заседаниях Совета общества простым большинством голосов от общего числа присутствующих членов Совета.

5.6.  Решение Совета общества правомочны, если на заседании присутствуют не мене 2/3 от общего числа членов Совета.

Заседания Совета общества проводятся не реже одного раза в месяц и оформляются протоколом.


Рассмотрено                                 «Утверждаю»

на_______________ совете                                                            Директор МОУ СОШ №8          

протокол №______ от_____                                                           Симакова В.А._________

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении конкурса «Лучший спортсмен школы»

1. Цели и задачи

1.1. Мотивация школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

1.2. Выявление одаренных детей и содействие в их спортивной специализации.

1.3. Повышение престижа физической культуры и спорта.

2. Участники

В конкурсе участвуют все учащиеся МОУ СОШ  № 8 с 5 по 11 класс.

3. Программа конкурса

Конкурс представляет собой комплексное мероприятие, предусматривающее подведение итогов для каждого ученика в следующих номинациях:

- участие в составе сборной команды школы № 8 в городских спортивных соревнованиях (за участие школьник получает 15 баллов, за победу – 30 баллов, за призовое место – 25 баллов);

- участие в спортивных соревнованиях школьного уровня за каждое соревнование по 5 баллов);

-  результаты выступления в школьных соревнованиях:

۷за победу в командных соревнованиях -10 баллов,

۷за призовое место в командных соревнованиях -8 баллов,

۷ за выступление в личном первенстве рейтинговых соревнований;

- участие в организации и судействе соревнований (максимально 15 баллов);

- установление нового рекорда школы – 30 баллов;

- участие в Президентских соревнованиях:

۷ участие – 30 баллов,

۷ призовое место – 40 баллов,

۷ победа – 50 баллов.

4. Подведение итогов

Итоги конкурса подводятся в конце учебного года путем суммирования баллов, набранных во всех номинациях конкурсной программы. Промежуточные итоги подводятся в конце второй четверти.


    [1]
  1. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

[2] Кудрявцева Н.В. Новые формы физкультурно-спортивных программ для детей и молодежи / Кудрявцева Н.В. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. - М., 1998. - Т. 3. - С. 77-84.

[3] Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – С. 179.

[4] Матвеев Л.П. О некоторых проблемах теории и практики физической культуры//Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 7.

[5] Карпушко Н.А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1998. – С. 68.

[6] Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 480 с.

[7] Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры / В.Н. Селуянов. - М.: СпортАкодемПресс, 2001. - 248 с.

[8] Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 3

Рис.1                                                                Рис..2                        

                Рис.3                                                                Рис.4

Рис. 1 – 4. Урок оздоровительной направленности в 3 А классе, модуль «Художественная гимнастика».



Предварительный просмотр:

                Рис. 5                                                        Рис.6

                Рис.7                                                                Рис.8

        Рис. 5 – 8. Выступление на отчётном концерте посвященном Дню Учителя. 2 А класс с композицией «Разукрасим все планеты». Модуль «Юнитанцы».



Предварительный просмотр:

                Рис. 9                                                        Рис. 10

                Рис.11                                                        Рис.12

Рис. 9 – 12.  Выступление на празднике, посвящённому Дню Учителя.            9 А класс с композицией «АйренБи» .



Предварительный просмотр:

Рис. 13                                                Рис.14

                Рис.15                                                        Рис.16

Рис.13 – 16. Японский мини-волейбол. Районные, Областные и международные встречи.



Предварительный просмотр:

                        Рис. 17                                        Рис.18

        Рис. 19                                        Рис.20

Рис. 17 – 20. Фрагменты уроков акробатической гимнастики.

Рис. 21                                                Рис. 22

                        Рис. 23                                                Рис.24

Рис. 21 – 24. Фрагменты урока «Танцевальная аэробика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной школе необходимо применять и современный подход, идти в ногу со временем, поэтому актуально использовать новые технологии к обучению...

Отчёт об использовании современных образовательных технологий на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Для достижения запланированных результатов, для обеспечения успешного обучения использую в своей работе разнообразные педагогические технологии и методы....

Доклад на тему: «СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Решая задачи физического воспитания, я ориентирую свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности. Одн...

Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности

Выступление на ГМО учителей физической культурыпо теме «Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности»...

Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"

Выступление на тему "Современные образовательные технологии на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности"...

Образовательные технологии, на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности.

Новизна во внедрении и практическое использовании в работе инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры и внеурочной деятельности: основанных на личностно-ориентированном...