Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания.
статья по физкультуре (8 класс)
Поиск наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка по физкультуре по теме | 774.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил учитель физической культуры: Балданов Жаргал Батомункуевич
МБОУ «Улюкчиканская ООШ»
Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания
Практически каждый человек знает, чтобы быть здоровым нужно, прежде всего, вести здоровой образ жизни. Особую тревогу у всех вызывает состояние здоровья подрастающего поколения и то, что нет у школьников потребности в здоровом образе жизни.
По данным Минздрава РФ, из 6 млн. подростков 15-17 лет, прошедших профилактические осмотры, у 94% были зарегистрированы различные заболевания. При этом треть заболеваний ограничивает выбор будущей профессии. Почти 40% юношей по медицинским данным не годятся для службы в Вооруженных силах.
Сегодня перед школой стоит серьезная задача - подготовка здорового, физически развитого выпускника, вооруженного практико-ориентированными знаниями и сформированной потребностью в здоровом образе жизни. Уроки физической культуры в отличие от других школьных дисциплин
обладают огромным потенциалом для решения этой актуальной проблемы. Сохранение, укрепление, развитие физического и духовно-нравственного здоровья немыслимы без формирования у них потребности в здоровом образе жизни.
Сложившаяся традиционная система физического воспитания не способствует формированию потребности в здоровом образе жизни, в физической культуре.
Поэтому обострилась проблема поиска наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры, мой взгляд, блочно-модульная технология обучения обеспечивает
каждому учащемуся достижение поставленных дидактических задач, представляет ему самостоятельный выбор индивидуального темпа продвижения по программе и саморегуляции своих учебных достижений.
Разработанная доктором педагогических наук,профессором БГУ Г.Я.Галимовым блочно-модульное планирование процесса
физического воспитания базируется на системно - деятельностном подходе. В соответствии с ним на деятельностном уровне блок, как фрагмент дидактического цикла включает когнитивный, аффективный, творческо-деятельностный (исполнительный), контрольно-рефлексивный этапы, функционирующие в линейной последовательности и ориентировочным, мотивационным, исполнительным и оценочным компонентами в учебной
разрабатывает
деятельности учителя и ученика. «Каждый учащийся
программу маршрута развития «физического и духовно-
индивидуальную
нравственного Я». В каждом блоке своей программы он имеет: входную диагностику; четко спланированную цель; намеченные конкретные задачи, решение которых позволяли бы достичь поставленную цель; содержание изучаемого материала в виде краткого конспекта; указание способов решения намеченных задач, средств достижения цели; ожидаемые результаты; выходную диагностику (самооценка); внешнюю оценку (педагога, одноклассников, группы ребят); рефлексию; коррекцию.
В соответствии с программой весь учебный процесс по физическому
вопитанию делился на три крупных блока «блок самоорганизации» - этап мотивации, «блок самотворчества» - этап деятельности, «блок самоутверждения» - этап контроля и рефлексии. Каждый блок включал в себя совокупность взаимосвязанных модулей, субмодулей: «основы знаний»,
"умений и навыков» - когнитивно-аффективный этап, «творческо-поисковый» -деятельностно-исполнительный, «контрольный» - контрольно-рефлексивный.,
Например фрагмент блока самотворчества
Блок самотворчества
(«творческо-поисковый» - деятельностный этап)
Особый акцент был сделан на осознанный подход к самопознанию и самосовершенствованию учащихся. На уроках сообщаются знания о значении физической активности, об основах здорового образа жизни.
К составлению собственной программы маршрута своего развития относятся со всей серьезностью и ответственностью. К ее оформлению они подходят творчески: кто-то придумывает себе девиз, которому бы следовал в процессе самосовершенствования, кто-то начинает с оформления с визитной карточки, с изучения своего генеалогического родословного древа.
3
Теоретические знания в области здоровья и здорового образа жизни, получают не только на уроках физической культуры, но и на уроках биологии и ОБЖ в виде кратких конспектов и выдержек заносят в свои индивидуальные программы маршрутов.
Блочно-модульное планирование учебного процесса позволила повысить эмоциональный фон занятий физическими упражнениями и эффективно использовать воспитательный процесс для формирования потребности в физической культуре и здоровом образе жизни.
В течение учебного года показатели уровня физической подготовленности в целом повышаются, и ребята с нетерпением ждут уроки физической культуры
Таблица 1 Динамика показателей уровня физической подготовленности
Сравнительный анализ показателей экспресс-оценки уровня соматического здоровья по методике Г.Л. Апанасенко (1988) показывает, что в конце учебного года 12,5% старшеклассников достигают обычно высокого уровня соматического здоровья, например в этом году в 9 классах с 56,25 % до 37% снизилось число учащихся с низким уровнем здоровья.
П высокий • средний о низкий
Рис. 1. Сравнительная диаграмма уровня соматического здоровья учащихся 9 кл. в начале и в конце учебного года (по Г.Л. Апанасенко, 1988 г.)
Таблица № 2. Сравнительный анализ данных анкеты ЗОЖ
Показатели | Начало учебного года | Конец учебного года | ||||||
уровней | 9а | 96 | 9а | 96 | ||||
Основы | Сила | Основы | Сила | Основы | Сила | Основы | Сила | |
знаний | потребное | знаний | потребное | знании | потребное | знании | потреби | |
ЗОЖ и | ти в ЗОЖ | ЗОЖ и | ти в ЗОЖ | ЗОЖ и | ти в ЗОЖ | ЗОЖ и | ости в | |
физ. | физ. | физ. | физ. | ЗОЖ | ||||
культуры | культуры | культуры | культуры | |||||
Низкий | 63% | 78% | 59% | 72% | 27% | 35% | 33% | 15% |
уровень | ||||||||
Достаточный уровень | 37% | 22% | 41% | 28% | 65% | 51% | 52% | 75% |
Высокий | - | _ | - | - | 8% | 14% | 13% | 10% |
уровень |
Как мы видим из таблицы № 2 в конце учебного года сила потребности
учащихся в здоровом образе жизни и уровень знаний теоретических основ по физической культуре и ЗОЖ в 9 классах заметно стало выше по сравнению с началом учебного года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания.
Поиск наиболее эффективных путей формирования потребности в ЗОЖ учащихся средствами физической культуры...
Блочно-модульная педагогическая технология как способ повышения качества обучения
В статье рассматириваются преимущества блочно - модульной педагогической технологии, её структура и содержание....
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ «Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс физического воспитания учащихся»
ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ...
Личностно-ориентированная технология в процессе физического воспитания школьников.
Статья направлена на помощь педагогогам в планировании учебного процесса, в разделеле гимнастика....
Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания.
Блочно-модульная технология в процессе физического воспитания....
Эффективность применения физкультурно-оздоровительной технологии в процессе физического воспитания учащихся среднего школьного возраста.
Аннотация В наше время достаточно актуальна проблема физкультурно-оздоровительной технологии, в процессе воспитания школьников. Многие учащиеся среднего школьного возраста проводят большое колич...