Мотивационная сфера спортсменов и ее проявление в спортивной деятельности
статья по физкультуре
Статья знакомит с классификацией мотивов спортивной деятельности и различными видами стимуляции мотивационного потенциала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsionnaya_sfera_sportsmenov_i_eyo_proyavlenie_v_sportivnoy_deyatelnosti_statya.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №264 Кировского района г. Санкт-Петербурга
Мотивационная сфера спортсменов и её проявление в спортивной деятельности
Добрянская Л.А, 2023г
В последнее время наблюдается ухудшение здоровья детей, они мало двигаются, предпочитают активным играм общение в мессенджерах и соцсетях. Казалось бы, детство прекрасный возраст для двигательной активности, занятий различными видами упражнений, посещения спортивных секций. При этом современные дети не всегда имеют возможности заниматься физической культурой и спортом в свободное время. В настоящее время с новыми образовательными стандартами растет нагрузка на детей, увеличивается объем домашних заданий, сокращены спортивно-оздоровительные учреждения на бесплатной основе.
Ещё одной из главных причин снижения здоровья населения, является отсутствие заинтересованности в занятиях физическими упражнениями, потеря мотивации к занятиям физической культурой и спортом.
Только до 10% населения Российской Федерации активно включается в физкультурно-спортивную деятельность; около 20% россиян занимаются эпизодически; примерно столько же являются пассивными зрителями; половина населения страны не воспринимает физическую культуру как необходимое социальное явление и безразлично относится к физкультурно-спортивной деятельности.
Подобное отношение взрослых к занятиям физической культурой формирует мотивацию детей и юношества, что приводит к тому, что менее 20% выпускников общеобразовательных школ могут выполнять требования, предъявляемые школьной программой по физической культуре.
Термин «мотивация» в психологии спорта употребляется в широком и узком значении. В широком смысле он означает факторы и процессы, побуждающие людей к действию или бездействию в различных ситуациях.
Среди занимающихся физической культурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.
Спортом же занимаются увлеченные, «избранные» люди. Спорт требует от человека большого физического и психологического напряжения и направлен на повышение спортивного мастерства. Участие спортсмена (команды) в соревнованиях выражает его стремление к достижению наивысшего результата в борьбе с другими спортсменами.
Склонность к определенному виду спорта часто проявляется в безотчетном стремлении человека получить удовольствие от деятельности того или иного характера. Но многие приходящие в ту или иную спортивную секцию не могут актуализировать в своем сознании конкретный мотив выбора данного вида спорта. Учителю физической культуры, тренеру или инструктору по физической подготовке очень важно понять эти мотивы, знать, насколько устойчив и связан с природными особенностями выбор детьми того или иного вида спорта.
Спортивная деятельность является достаточно трудной, и владение ею на высоком уровне доступно далеко не каждому.
Р.А. Пилоян выделил три группы потребностей спортсмена, которые он назвал побудительными, базисными и процессуальными. К побудительным основаниям он отнес потребности престижа и материальные потребности. К базисной группе он отнес заинтересованность спортсменов в приемлемых социально-бытовых условиях, к процессуальной группе –заинтересованность спортсменов в информации о противниках и о соревновательных стресс-факторах.
Мотив — побуждение к определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов.
Мотивы, являясь причиной активности субъекта в деятельности, отражают осознание им потребностей в направлениях деятельности. Если потребность формирует вопрос «что я хочу сделать?», то мотив – «почему я хочу это сделать?». В этом смысле потребность начало пути, а мотив – конец его.
Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо по физическим и психическим напряжениям, ведь человек должен знать, во имя чего он напрягается.
Н.Б. Стамбулова обобщила различные классификации мотивов в спорте на основе различных критериев. Эта классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1
Классификация мотивов спортивной деятельности
По направленности на процесс или результат деятельности | По степени устойчивости | По связям с целями спортивной деятельности | По месту в системе «Другие я» | По доминирующей установке |
Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.) Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные социальные последствия победы и т.п.) | Ситуативные (кратковремен-ные, проходящие). Устойчивые (долговремен-ные, часто многолетние) | Смысло-образующие (прямо связанные с целью). Стимулы (побуждающие к деятельности, например, материальные стимулы) | Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения) Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.) | Мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска). Мотивация избегания неудачи. |
На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы.
Многие исследователи спортивной мотивации отмечают разную степень осознанности трех ее слагаемых. Потребности и мотивы могут быть неосознанными, полуосознанными или осознанными. Цели же всегда осознаваемы и являются итогом мысленной работы. Цель выступает в качестве регулятора активности, влияя на выбор конкретных средств достижения желаемого результата.
Блок мотивации выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции:
1) является пусковым механизмом деятельности;
2) поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности;
3) регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов.
Мотивы занятий спортом и физической культурой характеризуют содержательные и энергетические особенности побуждений к спортивной деятельности. По данным специалистов, к числу основных мотивов занятий спортом относятся:
- достижение успехов (победы, рекорды, разряды);
- материальное вознаграждение (зарплаты, премии, ценные подарки);
- физическое самоутверждение (развитие силы, выносливости, ловкости;
- личностное развитие (воспитание силы воли, самообладания и т.п.);
- социальное самоутверждение (социальный статус, известность);
- социально-моральные мотивы (успех команды, клуба, страны);
- эмоциональное удовольствие (радость от двигательной активности);
- социально-эмоциональные мотивы (статус спортсмена, общение с партнерами);
- спортивно-познавательный мотив (изучение спортивной подготовки) – подготовка к профессиональной деятельности.
Для девушек более значимы мотивы социально-эмоциональный (стремление к тренировкам и соревнованиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности) и эмоционального удовольствия (мотив, отражающий радость движения и физических усилий), для юношей – социально-моральный (стремление к успеху своей команды, ради которого надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером) и социального самоутверждения (стремление проявить себя, выражающееся в том, что достигаемые успехи рассматриваются и переживаются с позиции личного престижа, как возможность заслужить уважение знакомых и зрителей). Незначимыми для юношей и девушек оказались мотивы физического развития и подготовки к профессиональной деятельности.
Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. На начальном этапе мотивами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, то есть вида спорта) могут быть:
1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).
2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).
3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить спортивные семейные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).
4. Удовлетворение духовных потребностей (стремление чувствовать себя членом спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам).
Некоторые причины являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств. Большинство детей и подростков удерживает в спортивной секции не только стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии к сверстникам и объединяющая их потребность в общении.
На начальном этапе занятий спортом наблюдается, в основном у детей, диффузность интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен случайными внешними обстоятельствами: подражанием старшему брату, сестре или товарищу, природными условиями, близостью той или иной спортивной базы, показом по телевидению крупных соревнований и т.п.
Склонность к определенному виду спорта часто проявляется в безотчетном стремлении человека получить удовольствие от деятельности того или иного характера. Если спросить, почему человек предпочитает какой-то вид спорта, чаще всего можно услышать ответ: «нравится», без раскрытия конкретных причин, почему нравится.
Однако не только социальные факторы приводят к выбору какого-то вида спорта. Имеются и внутренние факторы, влияющие на этот процесс, и одним из них является склонность человека к тому или иному виду деятельности, которая определяется типологическими особенностями свойств нервной системы и темперамента. Тренеру, учителю физической культуры и психологу, важно знать, насколько устойчив и связан с природными особенностями выбор людьми того или иного вида спорта.
На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к данному виду спорта, чему способствуют как физическое развитие и формирование навыков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического дискомфорта.
У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, то есть он начинает познавать данный вид «изнутри», не довольствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением.
Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отношения с тренером. При складывающихся положительных отношениях у спортсменов второго-третьего разрядов мотив, связанный с ответственностью перед тренером, является одним из ведущих. В то же время деление тренером учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков» приводит к негативным изменениям в мотивационной сфере юных спортсменов: «нелюбимчики» теряют веру в свои возможности и часто бросают занятия спортом, а у «любимчиков» возникает потребительское отношение к спорту.
На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить насколько это возможно свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта (обогащая его технику и тактику, внедряя свой оригинальный стиль и т. п.), а также обеспечение своего материального благополучия.
На этой стадии спортсмен может уже сам выбирать себе тренера, поэтому его мотивация в большой мере обусловлена отношением к тренеру как к специалисту.
Стадия завершения активного выступления на соревнованиях характеризуется снижением спортивных результатов, пресыщением спортивной деятельностью, «эмоциональным сгоранием» спортсменов. Возникает не столько физическая, сколько психическая усталость от бесконечных тренировок и напряжения соревнований, от переездов с места на место и проживания вдали от дома и семьи. Основными мотивами ухода из спорта взрослых спортсменов являются: у мужчин — финансовые затруднения и невозможность их преодоления при активных занятиях спортом (67%), у женщин — вступление в брак, рождение ребенка (60%). Многие, не добившись существенных результатов, стремятся по окончании спортивной карьеры добиться высокого статуса в мире спорта через судейство.
На первом году занятий основными причинами отсева являются отсутствие устойчивого интереса к избранному виду спорта и недостатки в методике обучения и воспитания (к примеру, участие в соревнованиях неподготовленных спортсменов). На втором году способствуют отсеву несоответствие возраста и разряда при классификационных соревнованиях, форсированная подготовка наиболее способных учеников («натаскивание»), частое участие в соревнованиях, которые становятся самоцелью, а не средством совершенствования мастерства; на третьем году — неумение совместить занятия спортом с учебой в школе, на четвертом — отсутствие желаемых результатов, когда спортсмен убеждается, что для занятий данным видом спорта у него недостаточно способностей.
Мотивы характеризуются силой и устойчивостью — именно они являются предметом заботы тренеров и спортивных психологов, так как от выраженности этих характеристик зависит успешность деятельности спортсменов.
Во многих исследованиях было показано, что эффективность деятельности тем больше, чем больше сила мотива. Особенно отчетливо эта закономерность выражена у детей. Однако слишком большое желание показать высокий результат может приводить к обратному эффекту.
Поэтому при стимулировании спортсменов следует учитывать закон Йеркса— Додсона, который гласит, что усиление стимуляции (до определенного предела) повышает эффективность деятельности и обучения, но сверхсильная мотивация ухудшает и то и другое.
Мотивационный потенциал различных видов стимуляции.
Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на силу (энергетику) мотива данный стимул. Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива, причем чем рутиннее, проще и однообразнее работа, тем в большей степени.
Похвала, моральное поощрение и порицание, наказание. В отношении того, что более действенно — похвала или порицание, — единого мнения среди психологов, нет. Эффективность этих воздействий во многом зависит от индивидуально-типических особенностей спортсменов. Например, на интровертов и лиц со слабой нервной системой больше действует похвала, а на экстравертов и лиц с сильной нервной системой — порицание. В то же время и похвала, и порицание оказывают стимулирующее действие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз.
Публичная похвала оказывает очень хорошее стимулирующее действие, в то время как публично выраженное порицание и тем более «разнос» вызывают крайне отрицательное отношение спортсменов. На выговор наедине половина спортсменов реагирует положительно. Порицание оказывает стимулирующее влияние, если тренер выражает его в косвенной форме, не называя конкретных имен.
Отрицательная оценка оказывает стимулирующее влияние, если она полностью обоснована и дана тактично, с учетом ситуации и состояния спортсмена. Следует учитывать и то, что самые худшие результаты работы могут быть при отсутствии оценивания спортсмена. Это приводит к значительному снижению силы мотива, так как спортсмены считают, что их старания никому не нужны.
Глобальная оценка личности спортсмена в целом (как положительная, так и отрицательная) вредна. Положительная глобальная оценка внушает спортсмену чувство непогрешимости, что расхолаживает его, снижает его требовательность к себе. Отрицательная глобальная оценка подрывает веру спортсмена в себя, что тоже снижает силу мотива.
При парциальной положительной оценке, связанной с какой-либо конкретной деятельностью, спортсмен сознает, что еще не все сделано, что успех не дает оснований для самоуспокоения; при отрицательной же парциальной оценке он не теряет уверенности в себе, не снижает силу мотива, так как понимает, что неудачу можно преодолеть, потому что для этого он обладает возможностями.
Иногда для стимулирования активности старательного, но не очень уверенного в себе спортсмена следует похвалить его и за небольшие и даже мнимые успехи.
Существенным моментом является своевременность похвалы и порицания.
Соревнование (соперничество) как стимулирующий фактор. Увеличить силу мотива на тренировочных занятиях можно используя при выполнении упражнений элемент соревнования между командами спортсменов.
Даже при простой осведомленности, что в другой команде или спортивной школе люди выполняют ту же работу более эффективно, может привести к увеличению активности спортсменов. Дети и самолюбивые спортсмены в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».
Присутствие других людей. Стимулирующее влияние на спортсменов оказывает присутствие на соревнованиях и тренировках других (особенно — значимых) людей. Однако нередко наблюдается и обратный эффект. Например, если футболист знает, что за ним наблюдает тренер сборной и решает, стоит ли брать его в команду, эффективность игры спортсмена может снизиться из-за чрезмерного старания показать себя. Здесь следует учитывать наблюдение академика В. М. Бехтерева, который выделял людей социально возбудимых, социально тормозимых и индифферентных. Высокотревожные спортсмены скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие болельщиков, чем низкотревожные, а спортсмены с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.
Большое значение имеет степень сложности и прочности навыков: простые и прочные навыки в присутствии других людей в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации могут выполняться хуже.
Влияние общественного внимания. Психологами показано, что даже небольшое проявление внимания и заботы к нуждам людей повышает самоотдачу в деятельности. Особенно повышается мотивация, когда спортсмен знает, что его труд нужен обществу. Отсутствие общественного внимания (не упоминают в прессе, не показывают по телевидению и т. п.) отражается на силе и устойчивости мотива к спортивной деятельности, вызывает депрессию с ее отрицательными последствиями.
Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (у спортсмена может появиться «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами — сомнительными компаниями, вечеринками и т. п.), которые меняют направленность спортсмена, ослабляют его стремление повышать свое спортивное мастерство.
С другой стороны, и повышенная ответственность спортсменов с высокой тревожностью тоже может привести к тому, что, желая оправдать общественное внимание, спортсмен из-за излишнего усердия, из-за нежелания ударить в грязь лицом снижает эффективность своей соревновательной деятельности.
Общественное внимание, проявляемое к спортсменам, связано не только с восхвалением, но и с критикой, порой субъективной и несправедливой. Профессиональный разбор их деятельности часто приобретает в средствах массовой информации характер эмоционального обсуждения. Не все спортсмены обладают иммунитетом к этому.
Наличие перспективы, конкретной цели. Сила мотива зависит от того, насколько ясно осознается спортсменом смысл и цель его деятельности. Реальность достижения цели создает для спортсмена перспективу. Она должна быть непрерывной, с постоянно возрастающими по трудности частными целями. Поэтому для поддержания силы мотива целесообразно ставить перед спортсменом не только отдаленные, но и ближайшие цели, достижение которых вызовет у спортсмена удовлетворение своей деятельностью, и будет подкреплять его мотивационную установку (целеустремленность).
Длительное ожидание или откладывание на неопределенный срок достижения цели приводит к охлаждению, потере интереса к деятельности, желания достичь цели. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность.
Материальное поощрение. Известно, что как в любительском, так и в профессиональном спорте, для того чтобы спортсмены показали на соревнованиях максимально высокий результат, организаторы соревнований и спортивное руководство используют материальное стимулирование (призы в виде денег, золотых слитков, бриллиантов, дорогих машин).
Обобщая все вышеизложенное, можно сделать следующие выводы. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Мотивы - это мощные, регулирующие деятельность психические силы или факторы. Регулирующая сила мотивов проявляется в их активирующем влиянии, поддерживающем и стимулирующем интеллектуальные, моральные, волевые и физические усилия человека, связанные с достижением цели. Мотивационная сфера спортсменов представляет собой факторы и процессы, побуждающие спортсменов к занятию определённым видом спорта и к действию или бездействию в определённых ситуациях. Мотивация спортивной деятельности вытекает из различных потребностей. Каждая из потребностей имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. На различных стадиях в спортивной деятельности, мотивы отличаются. Например: на начальной стадии мотивом занятия спортом является подражание, на стадии специализации – интерес, на стадии спортивного мастерства – содействие и преумножение успехов.
Список литературы
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000г. – 512с. https://bookap.info/book/ilin_motivatsiya_i_motivy/gl61.shtm
2. Ильин Е.П. Психология спорта. Питер, 2017. http://lib.sibsport.ru/www/libsport.nsf/0/2ea8e23c0bd62d59472581a60030c773/$FILE/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%B8%D0%BD.pdf
4. Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности. М.: ФиС, 1984.
2. Серова Л.К. Мотивация в спортивной деятельности. Монография.- М.:Спорт, 2020. – 144с. (Библиотечка спортивного врача и психолога) https://znanium.com/read?id=361062
3. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов/Хрестоматия под ред. И.П. Волкова, СПб, 2002. http://www.studmed.ru/view/volkova-ip-sportivnaya-psihologiya-v-trudah-otechestvennyh-specialistov_6137e666b9a.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся
Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...
Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/
В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...
Статья "Работа с учащимися- спортсменами в рамках подготовки к ЕГЭ. Определение уровня готовности к ГИА" из методического пособия "Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности" под редакцией Г.А.Кузьменко (МПГУ)
Готовность к ГИА. Система работы с учащимися -спортсменами по подготовке к ЕГЭ....
Доклад: «Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
подробное описание методов работы с немотивированными детьми...
Влияние проектной деятельности на мотивационную сферу учащихся
В презентации говорится о методе усиления мотивации учащихся, а именно, проектной деятельности...
Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся.
На современном этапе многое делается для формирования у учащихся положительного отношения к учению. На это направлено использование современных технологий обучения, применение оптимального сочетания р...
Программа деятельности учителя географии по формированию мотивационной сферы ученика
Программа деятельности по формированию мотивационной сферы ученика состоит из 4 блоков: мотивационного, целевого, эмоционального, познавательного. В программе дано подробное описание всех блоков ...