«Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов»
методическая разработка по физкультуре (5 класс)

Подборка игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

«Подвижные игры в системе подготовки баскетболистов»

Составитель:

учитель физической культуры

Никифорова

Александра Алексеевна

Г. Боровичи

2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Что такое подвижные игры их роль в развитии обучающихся
  2. Подвижные как средство развития технических элементов игры баскетбол
  1. Практическая часть:
  1. Изучить и подобрать подвижные игры с элементами баскетбола
  2. Провести начальный мониторинг техник игры баскетбол
  3. Проведение подвижных игр на уроках физической культуры
  1. Вывод
  2. Список литературы


Введение.

Актуальность проекта:

Баскетбол — одна из самых популярных видов спорта не только во всём мире, но и в нашей стране. Занятие баскетболом способствует всестороннему физическому и эстетическому развитию личности. Баскетбол активно развивается и совершенствуется. Проводятся разные виды соревнований по баскетболу. Кроме официальных соревнований различного уровня большим интересом пользуется и такой вид игры как уличный баскетбол или (стритбол). Занятия баскетболом способствует развитию таких качеств как бег, прыгучесть, координация, концентрация, скорость принятия решения, взаимодействие в команде и многие другие. Баскетбол включён в программу Олимпийских игр, проводятся чемпионаты Мира, Европы, а также многочисленные Мировые Кубки и турниры. Этим видом спорта занимаются и на уроках физической культуры в школах нашей страны, так как он включён в программу обучения на уроках и секциях отделения дополнительного образования детей школы. Программы обучения баскетболистов начинаются с разного возраста. Это зависит от требований, где проводится тренировочный процесс. Но обучение элементам баскетбола начинается с самых необходимых элементов технической и тактической подготовки.

Цель проекта: улучшить технические навыки игры баскетбол у обучающихся.

Задачи проекта:

  1. Изучить литературу по подвижным играм;
  2. Подобрать подвижные игры, связанные с игрой баскетбол;
  3. Провести начальный мониторинг у учеников;
  4. Обучить обучающихся подвижным играм;
  5. Провести конечный мониторинг у учеников;

Проектный продукт: Картотека подвижных игр с элементами игры баскетбол;

Подвижные игры их роль в развитии обучающихся.

        Подвижная игра — это незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

Подвижные игры оказывают положительное влияние на здоровье ребенка, приучают его с ранних лет к активной двигательной жизни, развивает умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. В процессе игры у детей развиваются способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, а так же в физкультуре и спорте. Игра является одним из важнейших условий развития культуры ребенка. В игре развивается интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества ребенка.
Естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи отражаются в подвижных играх детей. Так как подвижные игры играют важнейшую роль в развитии детей, их необходимо использовать как эффективное средство при отборе детей для занятий избранным видом спорта в тренировочном процессе. Это связано с большими возможностями игрового метода обучения в спортивной тренировке. Применение игрового метода позволяет заполнить разрыв между строго регламентированным подготовительным и соревновательным периодами спортивной подготовки, осуществлять последовательное обучение, как технике, так и тактике избранного вида спорта. Своеобразие применения игрового метода заключается в том, что общение тренера с обучающимися, и общение детей между собой носят именно игровой характер. Тренер является участником игры и ее организатором или распорядителем. Игры делают процесс обучения более легким и занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности. Дидактическая игра создается в целях обучения и умственного развития. И чем в большей мере она сохраняет признаки игры, тем в большей мере она доставляет детям радость и способствует более быстрому и качественному освоению необходимых навыков.

Подвижные игры как средство развития технических элементов игры баскетбол.

Анализ научно-методической литературы, многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений. Уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования. Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания.

Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения. Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности.

Практическая часть.

На уроках физической культуры в начальной школе я познакомился с видом спорта баскетбол. Мне  очень понравилось в него играть. Кроме этой популярной спортивной игры мне нравятся подвижные игры. Я узнал на уроках физической культуры и из интернета, что существуют подвижные игры с элементами баскетбола.

Я задумался: можно ли с помощью подвижных игр улучшить физическую подготовку.  Мой класс часто играет на физической культуре в баскетбол, но у них не получается долго держать темп игры, техника выполнения игровых заданий нуждается в улучшении.

Подбирая подвижные игры для занятий баскетболом, надо исходить из того, что они должны максимально ему соответствовать и развивать необходимые качества. При этом игры должны быть такими, чтобы в них не было предусмотрено выбывание игроков, потому что первыми из игры выбывают, как правило, наиболее слабые, которым как раз, наоборот, надо больше участвовать в играх и тренироваться

Подобрав подвижные игры, мы решили провести мониторинг по техническим элементам игры баскетбол, а именно передачи  мяча в стену и ведение мяча два шага бросок в кольцо.

Передача двумя руками от груди позволяет быстро и точно направить мяч на близкое расстояние. Игрок держит мяч двумя руками перед грудью, пальцы расставлены, большие пальцы направлены назад и слегка вверх, как бы указывая друг на друга, локти близко к туловищу, туловище наклонено вперед. Мяч выпускают из рук быстрым взрывным движением кистей, пальцев и локтей, придавая ему нужное вращение. Одновременно с передачей игрок может сделать шаг вперед.

Ведение два шага бросок мяча в кольцо выполняется из 10 проходов к кольцу. Учитывается техника два шага бросок в кольцо, так же попадание мяча.

Двойной шаг в баскетболе — это правило, позволяющее совершить 2 шага с мячом в руках перед броском. Такая техника применяется после завершения ведения, когда игрок атакует корзину противника, или после ловли спортивного снаряда на бегу.

Передача выполняется в стену на расстоянии 3-х метров на время (30 с). Учитывается количество передач и техника выполнения.

 

ВЫВОД.

Подвижные игры способствуют физической подготовке баскетболистов. Благодаря использованию этого средства подготовки, у обучающихся на уроках физической культуры  спортивно-силовые, координационные и другие физические способности улучшились. Из тестов по технической подготовке баскетболистов видно, что использование подвижных игр влияет и на владение мячом. Общая физическая подготовка в баскетболе и подвижные игры имеют тесную связь. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности необходимо для совершенствования игры в баскетбол.  Решение этих задач осуществляется в тренировочном процессе при использовании подвижных игр.

 

Картотека подвижных игр с техническими элементами игры баскетбол

       Игры на ловлю и передачу мяча

«Пятнашки мячом -1»

Участники стоят по кругу. В центре круга стоит игрок без мяча и водящий с мячом. Водящий с помощью игроков, стоящих по кругу, выполняя передачи касанием мяча (не выпуская мяч из рук), должен запятнать игрока, убегающего от него внутри круга. Водящему разрешается делать два шага. Запятнав игрока, пара меняется и игра вновь продолжается.

«Пятнашки мячом-2»

Группа делится на две команды. Игроки команды, владеющей мячом, передают его между собой и пытаются запятнать касанием мяча (не выпуская мяча из рук и не совершая пробежки) как можно больше противников, произвольно перемещающихся на площадке. Побеждает команда, запятнавшая за определённое время больше соперников. Варианты: атакующие владеют одновременно двумя или тремя мячами; разрешается делать одно ударное ведение мяча.

«Мяч соседу»

Игроки встают по кругу, на шаг друг от друга. Водящий за кругом. Мяч в руках у игрока, стоящего рядом с водящим. По сигналу игроки по кругу передают мяч друг другу (через одного нельзя), а водящий бегом догоняет мяч, стараясь его коснуться. Если ему это удаётся, он меняется на того, у кого в руках был мяч, которого он коснулся.

«Мяч среднему»

Игроки встают по кругу, в центре игрок с мячом. Он выполняет каждому игроку передачу и получает обратно. Чей круг быстрее закончит, те и выиграли. Играть в несколько кругов.

«Гонка мяча в колоннах»

Игроки стоят в колонну по одному. Играет несколько команд. У первых игроков мяч. По сигналу передают мяч назад (над головой, сбоку, под ногами и т.п.) Когда последний берёт мяч, он бежит с ним вперёд и встаёт первым и так дальше, пока каждый из игроков не побывает первым. Дистанция между игроками 1 метр.

«Гонка мячей по кругу»

Игроки встают по большому кругу и рассчитываются на первый-второй. Первые-одна команда, вторые-другая. Два рядом стоящих игрока капитаны, у них в руках по мячу. По сигналу мячи передаются в разные стороны по кругу (через одного) своим игрокам. Как только мяч вернулся капитану, команда выиграла. Если мячи столкнулись, их надо поднять и с места падения продолжать игру. Вариант-2: мячи находятся с разных сторон круга и передаются в одну и ту же сторону, и только своим партнёрам. По сигналу можно неожиданно менять направление передач.

«Перестрелка»

Игру можно проводить на волейбольной площадке. В метре от лицевой линии провести параллельно ей другую линию, чтобы образовался коридор(«плен») и также с другой стороны лицевой линии. Играющие делятся на две равные команды. Каждая команда находится на своей половине (от коридора до средней линии) в своём городе. В ходе игры ребята не могут заходить за среднюю линию на половину соперника. Игра начинается в центре с подбрасывания мяча в центре между капитанами, которые стараются отбить его своим игрокам. Задача-получив мяч, попасть им в противника, не заходя за среднюю черту. Противник, увёртываясь, пытается также осалить мячом соперника. Осаленные мячом идут в «плен», в коридор соперника и находятся там до тех пор, пока его не выручат свои игроки (перебросив мяч без посторонних касаний ему в руки).Пленный поймав мяч, перебрасывает его снова назад своим и перебегает на свою половину поля. Выигрывает команда, где больше «пленных». Не разрешается салить в голову, бегать с мячом по площадке, но можно вести мяч.

 

Игры на ведение мяча

«Салки с ведением»

Игроки разбиваются попарно и партнер с мячом пытается осалить своего напарника,убегающего приставными шагами в любом направлении,выполняя ведение любой рукой. Смена игроков после осаливания или через определённое время.

 «День  и  ночь  с  мячами»

Играющие встают двумя шеренгами спиной друг к другу поперёк зала,в руках у них баскетбольные мячи. По команде «ночь»названная команда,ведя мяч,старается быстро уйти за линию своего» дома».Другая же команда «день» устремляется вдогонку, также ведя мяч. Свободной рукой игрок старается осалить впереди бегущего до черты его «дома».Затем все возвращаются к средней линии,встают на расстоянии 2-х метров перед друг другом и подсчитывается число пойманных. После этого игра начинается снова.Игрок,выронивший мяч, считается осаленным. За чертой «дома» не осаливать.

 «Вызов   номеров  с  баскетбольными   мячами»

Игроки делятся на несколько команд. Стоят в колоннах, рассчитавшись по порядку номеров. У направляющих в руках баскетбольные мячи. Громко называется любой номер, названные номера выбегают,  получают мяч от направляющего, ведут его д о заданной точки и обратно. Игрок, финиширующий первым,получает  очко. Затем вызываются следующие номера в любом порядке и т. д. Побеждает команда, набравшая больше очков. Варианты : то же ,но каждому номеру даётся задание: после ведения передача в стену, бросок в кольцо и т. д.

 «Один  хвост  хорошо, а  два  лучше»

Игроки с мячами располагаются произвольно на площадке. У каждого сзади прикреплён лоскут материи 12*40 см.-« хвост». По сигналу дети перемещаются с ведением, стараясь оторвать друг от друга «хвост». Побеждают игроки у которых по истечению определённого времени окажется большее количество «хвостов».

 «Выбей   мяч»

Игроки с мячами располагаются в области трёхсекундной зоны. По сигналу все начинают ведение мяча удобной рукой,не выходя за пределы ограничительных линий,стараясь свободной рукой выбить за пределы зоны мяч другого игрока. Игрок,потерявший мяч, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор,пока на площадке не останется 2-3 лучших игрока.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Л.И.Гурович. Спортивные и подвижные игры : учебник / Л.И.Гурович, Г.П.Иванова, Н.М.Люкшинов, Ю.И.Портных : под общ. ред. Ю.И.Портных. – 2-е изд. –  М.: Физкультура и спорт. 1977. – 382 с. : ил.
  2. Лепешкин В. «Играя, учимся играть» : газета «Спорт в школе», №18, 2008.
  3. Жуков М.Н. Подвижные игры : учебник / М.Н.Жуков. - М. : Академия. 2000. – 160 с.
  4. Интернет источник: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/podvizhnye_igry_kak_sredstvo_podvodiashchee_k_obucheniiu_igre_v_basketbol
  5. Интернет источник: https://multiurok.ru/index.php/blog/podvizhnye-igry-podvodiashchie-k-obucheniiu-igre-v-basketbol.html
  6. Интернет источник: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2012/12/20/podvizhnye-igry-v-zanyatiyakh-basketbolom


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.

Доклад: Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся....

Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.

Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Существует много наименований и правил игры....

Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.

Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Существует много наименований и правил игры....

Подвижные игры как метод развития физических качеств баскетболиста

Игровая деятельность в баскетболе складывается таким образом, что игрокам приходится выполнять большое количество рывков на разное расстояние как с изменением скорости, так и направления движения, вып...

Статья "Подвижный игры как эффективное средство повышения двигательной подготовленности юных баскетболистов"

Основной задачей обучения баскетболу в младших классах является изучение основ техники игры и закрепление полученых умений в подвижных играх и специальных упражнениях....

Влияние скоростно-силовой подготовки баскетболистов на индивидуальную игру в защите

Находясь в определенных взаимоотношениях с другими социальными подсистемами, в процессе накопления духовных и материальных ценностей  складывается физическая культура как  совокупность специ...