Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.
план-конспект урока (физкультура и спорт) по теме
Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Существует много наименований и правил игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnye_igry_sayan.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся
Слово «ИГРА» многозначно и исторически изменчиво. Оно служит для выражения представлений о различных действиях, явлениях и нередко употребляется условно. Известны, например, выражения : «игра цен», «игра сил». Различный смыл слово игра приобретает, когда речь идет об «игре древних», об «олимпийских играх». Игра как элемент культуры, исторически сложившееся социальное явление, особый вид деятельности, свойственный человеку. Развиваясь со всей культурой общества игровая деятельность удовлетворяет различные потребности людей. Она представляет определенный интерес для общества и для отдельных лиц. Игра характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий. Проявления игровой деятельности добровольны и эмоциональны. В процессе игровой деятельности не создаются материальные ценности и не присваиваются блага природы для удовлетворения жизненно необходимых потребностей.
Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движения. Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами. Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели. Подвижная игра – собирательное понятие. Оно охватывает представления о многочисленных разнообразных играх, построенных на движениях. Среди них различают собственно подвижные и спортивные игры. Подвижные игры, как правило, не требуют от участков специальной подготовки. Одни и те же подвижные игры могут проводиться в разнообразных условиях, с большим числом участников, по различным правилам. Существует много наименований и правил игры.
В педагогической практике основное место занимают коллективные игры, в которых одновременно участвуют как небольшие группы участников, так и целые классы, спортивные секции. Индивидуальные подвижные игры обычно создаются детьми. В таких играх каждый может намечать свои правила, интересные условия . По личному желанию избираются и пути для осуществления задуманных идей. Подвижные игры для детей – важное средство самовыражения, проба сил, источник радостных эмоций, обладающий великой силой воспитательной силой.
Спортивные игры – более высокая ступень развития некоторых подвижных игр. Спортивным играм присущи более или менее устойчивые правила поведения. В них предусматривается точное количество участников, которые должны иметь определенный уровень общей и специальной подготовки, технической и тактической подготовки. По спортивным играм проводятся соревнования. Лучшим игрокам присваиваются звания и спортивные разряды.
Прогресс большого спорта, новые задачи, состоящие перед подготовкой спортсменов, вызывают необходимость более гибкого сочетания применяемых средств и методов. В связи с интенсификацией тренировочного процесса игра как метод и упражнения занимает в режиме спортивной подготовки все более заметное место.
В связи с тем, что технические навыки целесообразно развивать применительно к будущим тактическим ситуациям, подвижная игра выступает, как средство, позволяющее моделировать различные ситуации.
Подбирая специальные игры, тренер может обучать начинающего спортсмена элементарным стандартным тактическим приемам, в которых тот будет осмысленно использовать свои физические способности и применять спортивную технику. При этом очень важно формировать тактику, направленную на наступательное ведение борьбы.
В настоящее время наблюдается тенденция ограничивать воспитание автоматизированных тактических навыков и расширять их вариантность. Эту задачу успешно можно осуществлять с помощью разнообразных командных игр. При подборе и составлении этих игр важно знать способности спортсменов, учитывать их предшествующий опыт, чтобы предлагать в игре оптимальные условия.
Применение спортивных игр помогает осуществлять морально-волевую подготовку. В спорте игровой метод и игру следует понимать как систему, которая помогает создать коллектив. Воспитание такого коллектива планируется системой подготовки к соревнованиям, а игра выступает как одно из активных средств такой подготовки.
Очень важно воспитывать чувство коллективизма у спортсменов. занимающихся такими видами спорта, где успех достигается индивидуальными усилиями. Здесь из-за специфики спортивной борьбы и роли личного успеха могут развиваться зазнайство, пренебрежительное отношение к товарищам и к тренерам. Коллективное начало подвижных игр содействует формированию положительных черт характера и нравственных качеств.
В игре велика роль правил. Их непременное соблюдение способствует воспитанию честности и справедливости, сознательной дисциплины, что в спорте также очень важно. В занятиях играми воспитывается способность максимально осознавать совершаемое, что необычайно важно в любом виде спорта. На эту сторону игровой деятельности также важно обращать внимание при подборе игр и руководстве ими.
С ростом достижений в спорте увеличивается роль интеллектуальной подготовки. Игра приучает спортсмена владеть своими эмоциями, мгновенно реагировать на действия соперника. Чтобы с помощью игр успешно воспитывать волю спортсмена. Нужно хорошо знать игровой материал. Ведь он подразделяется не только по преимущественной направленности на развитие двигательных качеств. Многие игры направлены на воспитание таких моральных и волевых качеств, как решительность, настойчивость, выдержка, взаимовыручка. В играх «Вызов» или «Наступление» очень важно быть смелым и решительным. В «Перетягивании каната» не обойтись без настойчивости, а в «Перестрелке» и других командных играх без взаимной выручки. Тренер подбирает соответствующие игры с учетом особенностей своего коллектива и черт характера отдельных спортсменов.
Нередко игра помогает тренеру лучше узнать своих спортсменов. Наблюдая за поведением занимающихся в процессе игр, тренер может оценить.
Существует ряд примеров, с помощью которых можно регулировать нагрузку в игре: 1) уменьшение количества игроков при сохранении размеров поля и 2) увеличение размеров площадки, усложнение приемов игры и правил при неизменном количестве играющих.
Упражнения для развития выносливости, особенно циклического характера, требующие умеренного и не связанные с высокой активностью нервной системы, могут утомление, понижение работоспособности. Такие упражнения разумно сочетать с подвижными играми.
В связи с тем, что многие игры стать средством воспитания выносливости, перечислять их нецелесообразно.
Упражнения для сохранения и развития гибкости обычно включаются в игровые гонки. Можно подбирать игры для целенаправленного воздействия на отдельные мышечные группы, связки, суставы. Такие игры нередко выполняются со снарядом, отягощением или с товарищем по команде, чтобы условия для увеличения амплитуды движения, дополнительного растяжения мышц и связок.
Активная гибкость зависит от силы мышц. Поскольку, однако, увеличение силовыми упражнениями может привести в суставах, целесообразно включать в занятия игры с элементами силовой борьбы, переноской груза, передвижения с преодолением веса тела и т. п., в которых включены статистические усилия.
Играм, направленным на развитие гибкости, надо предварять соответствующую разминку, чтобы избежать растяжения связок и разрыв мышечных волокон.
Примерные игры для развития гибкости: «Передача мяча», «Регби на коленях».
Игровой материал необходимо планировать с учетом положительного переноса навыков. В определенной последовательности проводятся игры при изучении элементов акробатики, борьбы, легкоатлетических видов и др. Вместе с тем непродуманный подбор игр может привести к отрицательному переносу навыка. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники. Важно следить. Чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась. Важно, также иметь в виду, что технически верное выполнение движений на большой скорости – очень сложная задача. Она решается лишь специально продуманной системой спортивной подготовки, в том числе и с применением игры. В играх, где навык совершенствуется в условиях, приближенных к соревнованию, важно не столько оценивать быстроту завершения игрового задания, сюжета, сколько выполнение основного технического приема.
Применение подвижных игр в спортивной тренировке позволяет создать двигательную основу для перспективного совершенствования координационных способностей. Необходимых для формирования спортивной техники.
Процесс спортивной тренировки условно подразделяют на техническую, тактическую, физическую, теоретическую и психологическую подготовку. Техническая подготовка предусматривает обучение технике движений, совершенствовании в выполнении специальных упражнений данного вида спорта. Включение тактическую подготовку различных игр позволяет создать определенный запас движений у занимающихся. На этой базе легче формируется новый навык. Следует подчеркнуть, что навык, формируемый в спорте, реализуется , как правило, без участия эмоций. Более того эмоции способны только нарушить действия и затруднить достижение цели. Игра приходит на помощь лишь тогда, когда движение автоматизируется и внимание сосредоточивается не столько на двигательном акте сколько на результате действий, условий и ситуаций, в которых оно выполняется. Здесь игра выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в повышенном эмоциональном состоянии, в изменяющихся ситуациях, при внешних противодействиях. Навык становится не только устойчивым и стабильным, но и гибким , вариативным. Это может повести к возникновению нового, более совершенного умения. Приобретается способность применять освоенный навык в целостной деятельности, выбирать для каждого случая наилучшие варианты выполнение действий. Поэтому сначала следует давать в игре задания: кто выполнит задание правильнее, точнее, а уж после этого – кто быстрее, больше и т. п.
Использование подвижных игр для тактической подготовки выступает как комплексное упражнение, заставляющая к тому же активно работать мысль. Поэтому в тренировках игр для решения различных задач способствует созданию общих предпосылок для овладения тактикой. К тому же игровая деятельность всегда включает в себя простейшие или сложные способы ведения борьбы. В игре участники должны рассчитывать свои силы, определять рациональные приемы действий. Элементы тактики заложены в простых и командных «салках», «удочке», где смена ритма вращения веревки помогает быстрее салить играющих, а так же в таких несложных играх, как «челнок», и «вызов», где приходится планировать тактические действия. Умение чувствовать микроотрезки времени, скорость и ритм движений, умело распределять силы и дистанции также входит в арсенал тактического мастерства, которое может совершенствоваться в играх и игровых заданиях.
Тактическое мышление воспитывается не столько при теоретическом разборе возможных соревновательных ситуаций, сколько в практических упражнениях игрового характера(кто скорее подметит действия противника, сориентируется в ответ на сигнал, кто лучше чувствует ритм, время на дистанции.) Игры упражнений тактического плана в единоборствах и спортивных играх больше(благодаря многообразию тактических возможностей) больше, чем, скажем, в сложно-технических или циклических видах спорта.
Ондар Саян Маратович, учитель физической культуры
Г.Кызыла, МБОУ СОШ №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра в спортивной подготовке учащихся.
В статье указывается о том, как с помощью игры развивать мышление учащихся, привлекать внимание детей к занятиям спортом....
Доклад: Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.
Доклад: Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся....
Подвижные игры в спортивной подготовки учащихся.
Для подвижной игры характерны активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Существует много наименований и правил игры....
Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.
Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....
программа внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» по спортивно-оздоровительной направленности ( 6 классы )
рабочая программа "Спортивные и подвижные игры"...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное ( 9 классы ) 1 час в неделю (всего 34 часов)
внеурочная деятельность «Спортивные и подвижные игры» Направление : спортивно-оздоровительное...
План конспект занятия по подвижным играм: Развитие двигательных способностей учащихся посредством подвижных игр.
Цель занятия: Создать условия для развития двигательных способностей учащихся.Задачи урока:Образовательные задачи:1. Совершенствовать строевые упражнения.2. Совершенствовать технику бега меняющимся те...