Развитие силовых способностей у баскетболистов 14-15 лет
методическая разработка по физкультуре
Методическая разработка "Развитие силовых способностей баскетболистов 14-15 лет" . Раскрываются особенности воспитания силовых способностей в физической подготовке юных спортсменов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_silovyh_sposobnostey_u_basketbolistov_14-15_let.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Трахачев В.Г., педагог дополнительного образования МАУ ДО «Центр детского творчества»
Методическая разработка
«Развитие силовых способностей у баскетболистов
14-15 –летнего возраста».
В образовательном процессе в объединении «Баскетбол» используются современные образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, воспитательные, информационно-коммуникационные.
Информационные технологии с правильно подобранными технологиями обучения создают необходимый уровень качества, вариативности и индивидуализации обучения и воспитания.
Подготовка баскетболистов проводится в несколько этапов, которые имеют свои специфические особенности. Главным отличием является возраст и уровень физического развития детей, зачисляемых в ту или иную группу подготовки. Для зачисления дети проходят тестирование по показателям физического развития и общей физической подготовленности. После каждого года обучения учащиеся сдают предусмотренные программой нормативы.
Развитие сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних способностей, в другом иных. Поэтому очень важно сохранить соразмерность развития основных физических способностей юных баскетболистов, что позволяет соотносить степень развития физических способностей в той мере, которая нужна для достижения успеха именно в баскетболе.
Рациональное увеличение тренировочных нагрузок является одним из основных условий роста тренированности. При этом уровень нагрузки должен соответствовать степени работоспособности спортсмена. Тренировочные нагрузки индивидуально в группе баскетболистов с учетом их физического состояния, уровня работоспособности на данном этапе.
В процессе занятия стремимся к тому, чтобы интенсивность и объем упражнений возрастали по мере улучшения физической подготовленности юных спортсменов. При планировании тренировки отдается предпочтение упражнениям динамического характера и приучаю занимающихся к различному темпу их выполнения.
С целью развития силовых способностей баскетболистов, мною были разработаны комплексы силовых упражнений и экспериментально проверены на группах объединения «Баскетбол». Актуальность данного исследования заключается в недостаточных и разноречивых рекомендациях по применению средств силовой подготовки подростков. Особенно это важно при силовой подготовке подростков, занимающихся баскетболом, так как у них ещё не полностью сформированы функциональные системы и опорно-двигательный аппарат, а специфика вида предполагает акцент на воспитании скоростно-силовых способностей. Проблема исследования заключается в решении противоречия между необходимостью использования силовых упражнений и отсутствием конкретных методических рекомендаций по составлению тренировочных комплексов для развития силовых качеств у подростков 14-15 лет. Объект – физическая подготовка подростков. Предмет – развитие силовых способностей подростков 14-15 лет, занимающихся баскетболом. Цель - определить эффективность применяемых средств развития силовых способностей баскетболистов. Для достижения цели были сформулированы следующие задачи: 1. на основе анализа и обобщения данных научно-методической литературы выявить возрастные особенности построения занятий силовыми упражнениями лиц подросткового возраста; 2.определить степень эффективности разработанных комплексов упражнений для развития силовых способностей баскетболистов 14-15 лет; 3. разработать практические рекомендации по повышению результативности занятий с отягощениями подростков 14-15 лет занимающихся баскетболом. Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методических литературных источников, тестирование двигательных способностей, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Для решения первой задачи, поставленной в работе использовался метод анализа и обобщения литературных источников, затрагивающих различные аспекты рассматриваемой проблемы: развитие силовых качеств в процессе занятий баскетболом, анатомо-физиологические особенности подросткового возраста. Подробно изучалось влияние физических упражнений, в том числе силовых на организм подростка. При исследовании уровня развития силовых способностей баскетболистов 14-15 лет, применялся метод педагогического тестирования. В первые три месяца тренировок были фактически выявлены лишь исходные показатели физического состояния спортсменов. Основной формой оценки физической подготовленности юных спортсменов является исследование их индивидуальных особенностей, спортивных задатков, двигательных и функциональных возможностей организма при выполнении различных по тренирующему воздействию нагрузок (силового, скоростно-силового характера и в плане общей выносливости). Тестирование двигательных способностей включало в себя следующие контрольные упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре лежа - показатель максимальной силы больших грудных мышц, трехглавых мышц плеча (трицепсов) и дельтовидных (передние пучки); подтягивание на перекладине в висе - показатель силовой выносливости мышц верхнего плечевого пояса, мышц средней части спины, двуглавых плеча; подъем туловища из положения лежа за 30 секунд - показатель силовой выносливости мышц брюшного пресса, прыжок в длину с места - показатель взрывной силы мышц ног; бросок набивного мяча из положения сед - показатель скоростно-силовых способностей мышц рук; прыжок вверх с места – показатель скоростно- силовых способностей мышц ног. Методы математической статистики применялись для обработки полученных результатов оценки антропометрических показателей и показателей развития силовых способностей подростков 14-15 лет, занимающихся баскетболом, в частности с помощью программы MS Excel рассчитывались значения средних арифметических, стандартных отклонений, границ доверительных интервалов на основе критических значений t-критерий Стьюдента. Экспериментальное исследование проводилось па базе объединения «Баскетбол» МАУ ДО «ЦДТ» в течение 2022-2023 учебного года. В педагогическом эксперименте приняли участие подростки 14-15 лет, имеющие стаж организованных занятий баскетболом более двух лет. В эксперименте приняли участие 12 человек, из них шесть составили контрольную группу и шесть экспериментальную группу. Предварительное и итоговое обследование занимающихся в обеих группах включало в себя идентичные тестирования двигательных способностей . Основными отличиями в методике занятий контрольной и экспериментальной групп было следующее: в экспериментальной группе в качестве средств силовой подготовки использовались специально разработанные комплексы физических упражнений. Силовые упражнения включались через одну тренировку при 3-х разовых недельных занятиях. Комплекс упражнений специальной силовой подготовки для занимающихся контрольной группы включал в себя упражнения на основе программного материала. Подбор упражнений в обеих группах осуществлялся по принципу «анатомического атласа» т. е. упражнения подбирались таким образом, чтобы на отдельном тренировочном занятии были охвачены все основные группы мышц. Данный принцип рекомендуется начинающим атлета ведущими специалистами (Д. Уайдер, 1994; В. В. Ягодин, 1995). Заключительный этап формирующего эксперимента включал в себя итоговое обследование указанных выше показателей у занимающихся обеих групп. Результаты итогового тестирования обрабатывались с целью определения достоверности различий. Достоверными считались различия на 5% уровне значимости. На первом этапе исследования анализу и обобщению подверглись литературные источники, затрагивающие различные аспекты рассматриваемой проблемы: развитие силовых качеств в процессе занятий баскетболом, анатомо-физиологические особенности подросткового возраста. Подробно исследовалось влияние силовых упражнений на организм подростка. На втором этапе изучались показатели развития силовых способностей юных баскетболистов14-15 лет, была предпринята попытка изучить исходный уровень. Полученные результаты предварительного тестирования позволили сформировать контрольную и экспериментальную группы для дальнейшего проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности различных средств силовой подготовки подростков 14-15 лет, специализирующихся в баскетболе. Анализ статистических параметров исходных данных контрольной и экспериментальной групп показывает отсутствие надежных статистически значимых различий средних арифметических значений всех тестируемых показателей. Таким образом, полученные результаты предварительного тестирования позволяют нам говорить о том, что сформированные контрольная и экспериментальная группы практически идентичны по антропометрическим показателям и уровню силовой подготовленности, что необходимо для дальнейшего проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности разработанных комплексов упражнений силовой подготовки баскетболистов 14-15 лет. Как показывают результаты педагогического эксперимента, прироста результатов по окончании формирующего эксперимента, достоверные различия в пользу занимающихся экспериментальной группы обнаружены в трех контрольных упражнениях из шести: прыжок вверх(9,8%),прыжок в длину(2,0%),бросок набивного мяча(7,6%) (ро˂0,05-0,01). Так, в упражнении «прыжок вверх» прирост результатов в экспериментальной группе составил 7,6 см против 3,2 см в контрольной (ро˂0,05) . Достоверное увеличение средне группового результата в броске набивного мяча в экспериментальной группе на 50 см, а в контрольной – на 4см (ро˂0,01). В прыжке в длину по сравнению с предварительным тестированием средний результат экспериментальной группы вырос на 10,7 см, в то время, как в контрольной только на 5,2см (ро˂0,05). По другим показателям достоверных различий между итоговыми показателями контрольной и экспериментальной групп не обнаружено, хотя отмечается увеличение средне групповых результатов в пользу занимающихся экспериментальной группы: подтягивание на перекладине, подьем туловища из положения лежа, отжимание в упоре лежа. Отсутствие достоверных различий по указанным показателям объясняется недостаточной продолжительностью формирующего эксперимента. Таким образом, в данном эксперименте более существенные изменения результатов в двигательных тестах наблюдались в экспериментальной группе. Этот факт можно объяснить эффективностью специально разработанных комплексов упражнений используемых, в тренировочном процессе юных спортсменов, направленных на повышение максимальной силы и скоростно- силовых способностей. Учитывая возрастные особенности развития юных спортсменов, следует предъявлять особые требования к организации тренировочной работы на различных этапах подготовки, так как создаются благоприятные условия для развития различных двигательных качеств. В тоже время, еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат, невысокие возможности сердечно-сердечной системы и низкий уровень энергообеспечения мышечной деятельности заставляют искать средства и методы, способствующие перспективной подготовки юных спортсмен, при обеспечении их всестороннего развития, с незначительным использованием средств специальной силовой подготовки. Как показывают результаты педагогического эксперимента, прироста результатов по окончании формирующего эксперимента, достоверные различия в пользу занимающихся экспериментальной группы обнаружены в трех контрольных упражнениях из шести: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, прыжок вверх (ро˂0,05-0,01). Таким образом, формирующий эксперимент доказал более высокую эффективность экспериментальных средств силовой подготовки подростков 14-15 лет, занимающихся баскетболом. Учитывая возрастные особенности развития юных спортсменов, следует предъявлять особые требования к организации тренировочной работы на различных этапах подготовки, так как создаются благоприятные условия для развития различных двигательных качеств. В тоже время, еще не сформировавшийся опорно-двигательный аппарат, невысокие возможности сердечно-сердечной системы и низкий уровень энергообеспечения мышечной деятельности заставляют искать средства и методы, способствующие перспективной подготовки юных спортсмен, при обеспечении их всестороннего развития, с незначительным использованием средств специальной силовой подготовки. В процессе работы над литературой, посвященной вопросам планирования тренировки юных спортсменов на начальных этапах подготовки, возрастным особенностям развития силы и другим вопросам, не удалось найти диссертационных исследований или научно-методической литературы, посвященных вопросам подготовки спортсменов баскетболистов. В результате проведения педагогического эксперимента по выявлению эффективности средств силовой подготовки баскетболистов 14-15 лет, показано, что применение специально разработанных комплексов силовой направленности в тренировочном процессе позволяет добиться более высоких результатов в силовой подготовке спортсменов.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие силовых способностей с помощью современных спортивно-оздоровительных систем физических упражнений
Данный урок создан на основе «Примерной программы среднего (полного) общего образования по физической культуре для учащихся 11-го класса» общеобразовательный уровень А- 68 часов (Авт...
Конспект урока по физической культуры для обучающихся 11 класса (юноши) «Развитие силовых способностей мышц рук и плечевого пояса».
Конспект урока для 11класса и презентация к уроку по теме "Сила"...
Применение метода круговой тренировки по развитию силовых способностей у юношей старших классов на уроках гимнастики
Для развития физической подготовленности учителя физической культуры успешно используют метод круговой тренировки, который с каждым годом, особенно у учащихся старших классов, приобретает все бо...
Развитие силовых способностей учащихся 10-11 классов
Презентация о развитии силовых способностей учащихся 10-11 классов...
Гимнастика: Строевой шаг, размыкание и смыкание на месте. Ору. Подъем с переворотом в упор (м). Вис лежа. Вис присев (д). Эстафеты. Развитие силовых способностей.
1. Совершенствование строевых упражнений, висов и упоров. 2. Развитие силовых способностей, координации, гибкости. 3. Воспитание взаимопомощи, чувства коллективизма....
Развитие силовых способностей и силовой выносливости у учащихся 5 класса
План-конспект урока по разделу программы "Лёгкая атлетика"...
Возможности развития координационных навыков и скоростно-силовых способностей у баскетболистов в группах начальной подготовки
В физиологическом воспитании обучающихся спортивные игры имеют весомое значение. Они содействуют формированию не только важных умений и спос...