Новые технологии организации занятий физической культурой.
статья по физкультуре

Хайртдинова Алина Вазировна

Спортизированное физическое воспитание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новые технологии организации занятий физической культурой. Спортизированное физическое воспитание.

Это инновация особого рода, связанная с переосмыслением опыта подготовки спортсменов высокого класса в интересах физического воспитания детей и подростков.

Педагогическая технология данного процесса прошла в нашем детском доме многолетнюю практическую проверку, показав высокую эффективность учебно-воспитательного процесса. Проведение занятий вне рамок школьной программы - в тренировочных группах по видам спорта - позволило педагогическому коллективу решить комплекс задач оздоровительного и воспитательного характера.

Реализация принципа спортизации в физическом воспитании позволяет по-новому организовать учебные занятия, заменив обычные занятия тренировочными, что в конечном итоге принципиально изменяет содержание и направленность всего педагогического процесса.

Даже краткий анализ вышеперечисленных проектов даёт основание к необходимости разработки новых педагогических технологий и их реализации. Однако методически оправданными и научно обоснованными новыми педагогическими технологиями могут стать лишь те, которые мы выстраиваем с учётом новой методологии.

Назовём и кратко охарактеризуем следующие подходы, объективно существующие в российской педагогике: личностно-ориентированный, деятельностный, образовательный.

Системообразующим стержнем личностно-ориентированного подхода является личность. Ценность личности определяет ориентацию педагога на использование соответствующих технологий и методик организации учебного процесса. Эти технологии в физическом воспитании должны базироваться на основе учета индивидуальных мотиваций, интересов, потребностей детей в занятиях физическими упражнениями.

Главным объектом деятельностного подхода является активная жизненная позиция человека. Современное физическое воспитание необходимо рассматривать как деятельностно-ориентированное. Обучать, оздоравливать, тренировать, развивать необходимо деятельностно, путем активного вовлечения детей в физкультурно-спортивную деятельность, ориентируя их на сознательное освоение ценностей физической и спортивной культуры.

Образовательный подход в процессе физического воспитания во главу угла ставит сознательное усвоение детьми знаний в области физической культуры. Он ориентирует современную систему физического воспитания на развитие познавательных сил и творческого потенциала детей, на развитие физиологической потребности в спортизации собственной жизни.

Дистанционное обучение в физическом воспитании

 

Современная педагогическая наука направляет свои усилия на обеспечение открытости, массовости, непрерывности, доступности и оперативности образования, формирование у студенческой молодежи сознательного отношения к обучению. Одним из направлений решения данных задач является применение в учебном процессе инноваций в виде дистанционных форм обучения, информационно-коммуникационных технологий.

Дистанционное обучение (ДО) является одной из форм непрерывного образования, которая призвана реализовать права человека на образование и получение информации. Современные формы электронных изданий дают возможность преодолевать недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их позитивные черты. Мировой опыт дистанционного обучения подтверждает его эффективность в повышении качества образования наравне с другими формами (обучения). ДО рассматривается как элемент системы непрерывного образования и как модель интеграции заочной и очной форм обучения, которая по сравнению с традиционным обучением имеет ряд преимуществ и может значительно расширить круг потенциальных обучающихся по предлагаемым программам и обеспечить возможности их самореализации.

К дистанционным, информационно-коммуникационным технологиям обучения относятся электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). Они направлены на повышение эффективности образовательного процесса всех его участников независимо от их места проживания, состояния здоровья и социального статуса; способствуют дифференциации и индивидуализации обучения; формируют информационную мобильность и высокий уровень самоорганизации и компетентности субъектов обучения.

Электронный учебно-методический комплекс – это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного материала дисциплины, является средством комплексного воздействия на обучающихся и позволяет: оказывать студентам помощь в изучении теоретических знаний; формировать практические умения, развивать и совершенствовать необходимые навыки; оптимально сочетать различные формы обучения; предоставлять материал для обучения различными способами и формами (в виде текста, графики, фото, видео материалов, анимации и др.); контролировать качество обучения (со стороны преподавателя и самого студента); эффективно управлять самостоятельной работой студентов по овладению учебного материала; реализовывать принцип индивидуального подхода в процессе обучения; составлять учебные программы, вносить в них оперативные и плановые изменения и, в целом, управлять познавательной деятельностью студентов с использованием дистанционных образовательных технологий; изучать предмет в удобное для студента время и место.

Дистанционное обучение в России имеет ряд характерных особенностей, которые заключаются в том, что центры ДО создаются на базе университетов (институтов) и спектр, предлагаемых дистанционных программ и курсов зависит от специализации высшего учебного заведения.

Таким образом, традиционные формы и методы организации и проведения занятий по физическому воспитанию целесообразно дополнять качественными электронными учебными комплексами, внедрением дистанционного обучения (как дополнительного для студентов стационара и как основного для студентов вечерней и заочных форм обучения), а также преподавателей, аспирантов, сотрудников. Это позволит повысить эффективность учебного (учебно-тренировочного) процесса, качество освоения теоретических знаний, практических умений и навыков, а также максимально приобщать все категории участников учебно-воспитательного процесса к здоровому образу жизни и физкультурно-оздоровительной деятельности.

Дистанционное обучение позволяет обеспечить возможность саморазвития и самосовершенствования вне аудиторных условиях. Оно   осуществляется на основе применения новейших информационных технологий и методов обучения, среди которых – суггестивный метод, который  заключается в стимулировании самостоятельной работы студентов.

В процессе самостоятельных занятий (подготовки) происходит самоорганизация, самообразование (в том числе в виде идеомоторной тренировки), воспитывается трудолюбие и самодисциплина студентов, формируется положительная мотивация к обучению (занятиям), происходит ее интериоризация, в результате которой повышается уровень квалификации и компетентности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками.

Особенности организации занятий физической культурой способствующие развитию компетентности школьников: занятия со старшеклассниками. А.В. Потапов ...

Обобщение опыта по физической культуре по теме: "использование игровых технологий на занятиях физической культуры"

Тема моего опыта «Использование игровых технологий на уроках для обеспечения физического совершенствования школьников» является результатом многолетней работы учителем физической культуры. Я счит...

Инновации и традиции в организации занятий физической культурой и спортивно- оздоровительной деятельности в МБУ школе №90 г.о. Тольятти

В   статье учителя физической культуры Владимира Александровича Лопаткина   представлен оригинальный  опыт организации   у...

Новые направления в занятиях физической культуры

Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распо...

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ИНОВАЦИОННЫХ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Фитнес-технологии–это современные комплексные физкультурно-оздоровительные направления и системы физических упражнений (ритмика, ритмическая гимнастика, аэробика и её разновидности, стретчинг, б...

Мет. раз. Формирование медицинских групп и организация занятий физической культурой в общеобразовательной школе в условиях введения ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для учителей физической культуры

Данные методические рекомендации содержат информационный и методический материалы, которые могут быть использованы учителями физической культуры общеобразовательных организаций при организации занятий...