ШКОЛА — ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
статья по физкультуре

Абрамова Ирина Николаевна

Данная статья посвящена развитию школьного спорта в МАОУ «СОШ № 21». В ней рассматриваются организация  спортивной работы в школе с открытия по настоящее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Абрамова Ирина Николаевна
учитель физической культуры, руководитель городского методического учреждения учителей физической культуры
Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21», г. Миасс
E-mail: irina_abramova71@mail.ru 

ШКОЛА — ТЕРРИТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТИВНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация:  Данная статья посвящена развитию школьного спорта в МАОУ «СОШ № 21». В ней рассматриваются организация  спортивной работы в школе с открытия по настоящее время.

Ключевые слова: школьный спорт; школа; школьники; туризм; туристская деятельность.

К проблемам развития школьного спорта в настоящее время привлечено внимание многих специалистов во всем мире [1; 2; 3; 4; и др.]. Этот интерес далеко не случаен, так как школьный период является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья [2, с196]. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом многие факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в школьном возрасте.

В воспитании и развитии школьника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях школьного учреждения [2, с 199].

Развитие школьного спорта в МАОУ «СОШ №21» началось с открытия школы в 2007 году.  С первых дней работы учебного заведения формировался имидж и традиции школы, которые носили преимущественно спортивный характер. Были организованы спортивные команды по волейболу, футболу и было дано начало туристскому движению. 

Стало традицией ежегодно проводить школьный туристский слёт,  дни здоровья, семейные эстафеты «Мама, папа и я – спортивная семья»,  посвящения в первоклассники и пятиклассники. Посвящение ребят в свою параллель проходит в форме игры «Я – лидер», где ребята должны пройти интеллектуально-спортивный марафон, который состоит из пяти станций:

  • математическая,
  • литературная,
  • творческая,
  • психологическая,
  • спортивная.

В этой игре принимает участие весь класс. Задача получить максимальное количество баллов. На каждой станции находятся организаторы и жюри, которые и проводят игру. Для участия в состав организаторов и членов жюри приглашают ребят из старших классов.

Школьные туристические слёты стали  проводиться ежегодно. Расположение школы позволяет выводить всю школу в лесной массив на гору Лысая, где ребята получают навыки поведения в походе (установка палатки,   вязка узлов, параллельная переправа, транспортировка пострадавшего, топографические знаки, переправа через болото, разведение костра, переправа маятником и т д.) Проведение этого мероприятия стало основой для организации в школе туристского движения. В походы обучающиеся сегодня отправляются, в том числе,  за пределы города.  

Поход на природу даёт возможность ребятам проводить  исследовательскую работу, использовать  наработанный материал для выступления на научно-практических конференциях.

Результатом посещения Сугомакской пещеры   стали работы  по топографической съемке и 3D моделированию  пещеры, которые были представлены  на научно-практической конференции «Чтения Вернадского» в городе  Москве.

Данный конкурс нацелен на выявление и поддержку талантливой молодежи, а также на совершенствование педагогического мастерства и научного потенциала педагогов-исследователей. Конкурс проводится в двух направлениях: естественно-научном и гуманитарном. В каждом направлении более десяти секций, а наиболее значимая из них – «Науки о Земле». Именно становлению и развитию наук о Земле уделял свой творческий и научный потенциал академик Владимир Иванович Вернадский.

Юные исследователи представили на суд конкурсного жюри результаты двухлетнего туристско — геологического исследования одного из памятников природы Челябинской области – Сугомакской пещеры.

  Гора Сугомак и Сугомакская пещера – одни из наиболее известных, популярных и легкодоступных достопримечательностей северной части Челябинской области.

В ходе подготовки к конкурсу была переработана масса научной и популярной литературы, изучены материалы и методики исследований, проведены консультации с ведущими учеными и исследователями в области спелеологии и геологии. Проведена тщательная подготовка стендового доклада и презентации. Предварительное слушание доклада состоялось в Институте минералогии УрО РАН.

Представление исследовательской работы на конкурсе также нелёгкий труд. Первый день – основной, он проходит в формате стендового доклада. Следует отметить, что данная форма защиты исследовательских работ требует высоких эмоциональных и физических затрат. Непрерывным потоком мимо тебя проходят сотни людей: юные исследователи и ученые-эксперты, которым необходимо доказать, что твоя работа самая лучшая. В этом нашей работе не было равной, за что она была  отмечена грамотой «Лучшее представление работы». Второй день – устная презентация доклада перед экспертной комиссией и аудиторией полной слушателей. Здесь приходилось доказывать правоту и глубину своих исследований. Ребята были единственными представителями Челябинской области в естественно-научном направлении.  Выступления  получили наивысшие оценки, ребята стали победителями в трёх номинациях:

  • 1 место за лучший доклад;
  • 1 место – сочетание компьютерных и геологических  измерений;
  • 1 место за работу по геологии.

В настоящее время участники  дополнительного образования туристско-краеведческого направления   закончили  проект  «Покорители горного Урала» и по результатам первые  в городе и  в области среди школьников  получила звание «Покоритель горного Урала».

 Для того чтобы  стать «Покорителями», ребятам  надо было посетить  по семь объектов из предложенного списка в каждом из трех этапов («Вершины», «Сплавы», «Пещеры»): взобраться на семь вершин выше 1000 м, посетить семь пещер и сплавиться по семи рекам. Каждый человек может пройти любой понравившийся этап, либо пройти все три. Организаторы проекта запустили первым этап «Вершины», в 2019 году открыли этапы «Пещеры» и «Сплавы».

Чтобы стать участником проекта, ребятам  обязательно надо было зарегистрироваться на сайте и начать путешествие по Южному Уралу,  выложить фотоочет на сайт. Участвовать в проекте можно как командой, так и поодиночке. Самое главное здраво оценивать свои физические возможности.  Главное, перед тем как выйти в поход оповестить спасательные службы (ЕДДС). Поэтому мы сделали акцент на безопасный туризм. В процессе реализации проекта мы активно  продвигали  идеи Фёдора Конюхова, почётного гражданина города Миасс. Это освоение ребятами туристских маршрутов Урала,  обучение выживания в дикой природе, идеи патриотического  воспитания, формирования любви к «малой» Родине, изучение истории и археологии родного края.

В проекте есть  ограничение по возрасту. К этапу «Горы» и «Пещеры» допускаются дети с 12 лет, которые могут участвовать в сопровождении родителей или инструкторов детско-юношеского туризма.

Мы не просто развиваем туризм на Южном Урале, мы стремимся привить туристическую культуру. Это касается и безопасности и, конечно, чистоты окружающей среды.  Важно развивать туризм без ущерба природе.

Наша работа по  реализации проекта «Покорители горного Урала» в рамках дополнительного образования получила высокую оценку: мы стали первыми  в городе  трёх номинациях и получили звание «Покоритель горного Урала»

Список литературы

  1. Абрамова И.Н. Двигательная активность старшеклассников // Физическая культура и спорт. 2010.№1. С.43-45
  2. Абрамова И.Н., Абрамов М.И. Исследовательская работа школьников в области спортивного краеведения // Интеграция методологической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: материалы XVI Межд. научно-прак. конф. в 2 ч.Ч.2/ Межд. академия наук пед. образовании; Челяб. институт перепод. и пов. квал. работ. образ.; отв. Ред. Д.Ф. Ильясов. – М.; Челябинск: ЧИППКРО, 2015. С 196-199.
  3. Бутакова Е.В., Даянова М.А., Коробейникова Е.И. Воспитание физических и личностных качеств средствами русских народных игр //Современные тенденции развития физической культуры, спорта и адаптивной  физической культуры: материалы международной научно-практической конференции, 12 - 13 ноября 2015г. СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2016.196 с.

  4. Копылова В. Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Международной научной конференции (г. Краснодар, февраль 2016 г.). Краснодар:Новация,2016.С.156-158.URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/(датаобращения:25.10.2018).
  5. Шакиров В.Р.Основы массового оздоровительного туризма: учебное пособие. - Челябинск, 2011  52с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивные достижения учащихся школы за 2009-2020 годы

В таблице представлена информация о достижениях обучающихся в спорте...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ТЕМА: «СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ, ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ И ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «ПАПА, МАМА. Я – СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ»».

Для родителей- о подготовки физического состояния ребенка к поступлению в школу. Для коллег мониторинг и контроль состояния ребенка при поступлении на учебу, способы корекции физического состояния. Сц...

Проект "Московская школа - территория возможностей"

Основополагающей целью московского образования является увеличение вклада системы образования в рост конкурентоспособности Москвы, а задачами - а) создание условий для развития каждого ребёнка, б) сох...

Реализация воспитательных возможностей спортивной школы при подготовке волейболистов

В статье представлен материал из опыта работы по использованию воспитательных  возможностей ДЮСШ по достижению  спортивных результатов.Решая главную задачу спортивной школы подготовить физич...

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)

Задачи физического воспитания в начальной школе • оздоровление детей • воспитательная функция • физическое совершенствование (рост спортивных достижений)...

Систематический мониторинг спортивных достижений учащихся как один из способов выявления и развития их способностей.

В работе показана система работы по диагностике и развитию физических способностей учащихся, которая включает работу с родителями,поощрительные действия в отношении учащихся, достигших высоких результ...

"Дистанционная школа: территория возможностей"

Статья позволяет посмотреть на сложности дистанционного обучения в период пандемии с другого ракурса, открывает новые возможности для учителей физичекской культуры....