Адаптированная программа учебного предмета "Физическая культура" для детей с ОВЗ
рабочая программа по физкультуре

Некипелов Евгений Степанович

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkultura_ovz_5-9kl_s_ovz.docx63.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мало-Куналейская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании

МО учителей эстетико-спортивного центра МБОУ «Мало-Куналейская СОШ »

Руководитель      __________

Н.Г.Беляева

Протокол № ____ от "___" ___ 2020 г.

"СОГЛАСОВАНО"

Зам. дир по УР МБОУ

«Мало-Куналейская СОШ»

__________________

Л.И.Некипелова

"___"__________ 2020 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ директора ОО

№___ от _________2020года

____________________

Т.А.Смолина

Адаптированная  программа учебного  предмета

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

(наименование учебного предмета)

Базовый уровень,   основное общее, 5-9  классов

Некипелов Евгений Степанович, учитель физической культуры

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)

С.Малый Куналей, 2020г

Пояснительная записка

Рабочая программа по физической культуре для 5 - 9 классов разработана в соответствии:с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательныйстандартосновногообщегообразования.-М.:Просвещение, 2012);учебной программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся5–9классов»(В.И.Лях,А.А.Зданевич.-М.:Просвещение,2012);с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 5-9 классов» (В. И. Лях, - М.: Просвещение,2011).

Рабочая программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальнымитребованиямикуровнюподготовкиучащихсясредней школы по физической культуре, на основе выше перечисленных программ, а также с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ (нарушение  психическогоразвития), находящихся на надомном обучении.

Программа определяет общую стратегию обучения, коррекции, развития и воспитания учащихся, которые определены стандартом.

Программа по физической культуре для базового уровня представляет собой целостныйдокумент,включающийчетырераздела:пояснительнуюзаписку,учебно- тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовкиобучающихся с системой контрольно-измерительныхматериалов.

Особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ

В школе обучаются дети с ОВЗ, испытывающие затруднения в социализации и усвоении образовательных программ на общих основаниях. Такие учащиеся имеют рекомендации от врача о необходимости надомного обучения. Для таких детей характерны нарушение моторики, в виде недостаточной координации движений, ослабленное физическое развитие, низкая работоспособность, нарушение регуляции действий по простой и сложной словесной инструкции, повышенная подражательность и отвлекаемость внимания.

Эффективное овладение двигательными навыками на уроках физическойкультурывозможнолишьприумелойорганизацииучебныхформ сотрудничества детей и учета особенностей проведения урока через создание на уроке ситуации успеха для детей с ОВЗ. Учебно-воспитательный процесс предполагает создание ученику ситуации успеха на уроке. Стремление к успеху есть способ преодолениянеуспеха.

Деятельность, приносящая успех, является основным фактором личностного роста, потому что успех ребенка – это единственный источник внутренних сил и энергии.

 Цели и задачи обучения

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в Базисный учебный план, так же ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в школе направлен на решение следующих задач:

содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личнойгигиены;

обучение основам базовых видов двигательнойдеятельности;

развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движения и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);

формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;

выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи притравмах;

воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободноевремя;

выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве капитана команды,судьи;

формирование адекватной оценки собственных физическихвозможностей;

воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувстваответственности;

содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции,укреплениездоровья,повышениефизическойподготовленности и формирование двигательного опыта, воспитание активности и самостоятельности в двигательнойдеятельности;

развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости; обучение разнообразным комплексам акробатических, гимнастических, легкоатлетических и других физических упражнений общеразвивающей направленности;

формирование умений проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня, воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности;

воспитание интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; обучение простейшим способам измерения показателей физического состояния и развития (рост, вес, пульс ит.д.)

Учебная программа по физической культуре для детей с ОВЗ предусматривает решение оздоровительной, образовательной, воспитательной и коррекционной задач.

Оздоровительная задача — это профилактика заболеваний сердечно-со- судистой, дыхательной систем и опорно-двигательного аппарата.

К образовательным задачам относятся: освоение двигательных навыков и умений, необходимых для нормальной жизнедеятельности; формулирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни.

Воспитательная задача состоит в формировании физических и морально- волевых качеств личности.

Коррекционная задача заключается в исправлении недостатков физического и психического развития посредством коррекционных и специальных упражнений.

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в основной школе.

Программа рассчитана на 68 часов в 5 - 9 классах из расчета 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета

Предметом обучения физической культуре в средней школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Логикаизложенияисодержаниерабочейпрограммыполностьюсоответствуют требованиям Федерального компонента государственногостандарта.

Обучение разделам программы начинается с теории, используется учебник, видеоматериал и другие методические пособия, используется имитация. Большое внимание уделяется комплексам общеразвивающих упражнений с предметами и без, упражнений на координацию, в равновесии.

Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательнодлякаждогоученика.Безнихневозможнауспешнаяадаптациякжизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выбирает молодой человек вбудущем.

Педагогическое воздействие в целях восстановления нарушенных функции и развития еще не сформировавшихся двигательных умений и навыков предполагает применение специальной системы физических упражнений в процессе обучения, воспитания и развития. Для этого широко используется различные средства физической культуры.

Уровень изучения учебного материала базисный. Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметныхивнутрипредметныхсвязей,логикиучебногопроцесса,возрастных и психофизических особенностей учащихся сОВЗ.

Базовым результатом образования в области физической культуры в школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета

«Физическая культура».

Результаты изучения предмета

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения еецели;

умения активно        включаться        в        коллективную        деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общихцелей;

умения доносить информацию в доступной форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослымилюдьми.

Личностными        результатамиосвоения        учащимися содержания программы по физической культуре являются следующиеумения:

активновключатьсявобщениеивзаимодействиесосверстникамина принципахуваженияидоброжелательности,взаимопомощиисопереживания;

проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях иусловиях;

проявлять        дисциплинированность,        трудолюбие        и        упорство        в достижении поставленныхцелей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общиеинтересы.

Метапредметными        результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующиеумения:

характеризовать        явления        (действия        и        поступки),        давать        им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегосяопыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы итолерантности;

обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физическойкультурой;

организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе еевыполнения;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы ихулучшения;

оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталоннымиобразцами;

управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность,рассудительность;

технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательнойдеятельности.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;

излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военнойдеятельностью;

представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовкичеловека;

измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физическихкачеств;

оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам привыполненииучебныхзаданий,доброжелательноиуважительнообъяснять ошибки и способы их устранения;

бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местампроведения;

взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр исоревнований;

в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;

подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающихупражнений;

выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательнойдеятельности;

выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативныхусловиях.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта данная рабочая программа для 5—9 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народаРоссии;
  • знание истории физической культуры своего народа, своего края как части наследия народов России ичеловечества;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • воспитание чувства ответственности и долга передРодиной;
  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нёмвзаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастныхкомпетенций;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видовдеятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и надорогах;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Личностные результаты освоения программного материала проявляются в следующих областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастно- половымнормативам;
  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний, травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическимиупражнениями;
  • владение знаниями по организации и проведению занятий физическими упражнениями оздоровительной и тренировочной направленности.

В области нравственной культуры:

  • способностьуправлятьсвоимиэмоциями,владетькультуройобщения и взаимодействия в процессе занятий физическими упражнениями, во время игр исоревнований;
  • способностьприниматьактивноеучастиеворганизацииипроведении совместных физкультурно-оздоровительных и спортивныхмероприятий;
  • владение умением предупреждать конфликтные ситуации и находить выходы из спорных ситуаций в процессе игровой и соревновательной деятельности на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательнойдеятельности;
  • формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами ипредставлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам современныхоздоровительныхсистем(всправочныхисточниках,учебнике,в сети Интернет идр.);
  • владение умением находить адекватные способы взаимодействия с партнёрами во время учебной, игровой и соревновательнойдеятельности.

В области физической культуры:

  • владениеумениями:
  • владеть способами физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполненияупражнений;
  • владеть правилами поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.

Метапредметные результаты

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еёрешения;
  • владение основами самоконтроля,самооценки;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем исверстниками;
  • умение работать индивидуально и вгруппе;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своёмнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей ипотребностей, планирования и регуляции своейдеятельности.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • овладение сведениями о роли и значении физической культуры в формировании целостной личности человека, в развитии его сознания и мышления, физических, психических и нравственныхкачеств;
  • понимание здоровья как одного из важнейших условий развития и самореализациичеловека;
  • понимание физической культуры как средства организации и активного ведения здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося от норм)поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянииздоровья;
  • проявление уважительного отношения к окружающим, товарищампо командеисоперникам,проявлениетерпимостиитолерантностивдостижении общих целей при совместнойдеятельности;

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнениязаданий;
  • приобретение умений планировать, контролировать и оценивать учебную деятельность, организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность.

В области эстетической культуры:

  • знание факторов, потенциально опасных для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи, допинг), и их опасныхпоследствий;
  • восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных нормповедения.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса иуважения;
  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физическими упражнениями, их планирования и наполнения содержанием;
  • владениеумениямивыполнениядвигательныхдействийифизических упражнений базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активно их использовать в самостоятельно организуемой спортивно- оздоровительной и физкультурно-оздоровительнойдеятельности.

Предметные результаты

В основной школе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования результаты изучения курса «Физическая культура» должны отражать:

  • понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуальногоздоровья;
  • овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различнойфункциональной;
  • приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую помощь при лёгких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха идосуга;
  • формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных системорганизма.

Предметные результаты, так же как личностные и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории развития спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы международами;
  • знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форморганизации;
  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образажизни.

В области нравственной культуры:

  • доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состоянияздоровья;
  • умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказыватьимпомощьприосвоенииновыхдвигательныхдействий,корректно объяснять и объективно оценивать технику ихвыполнения;
  • способность проявлять дисциплинированность и уважение к товарищам по команде и соперникам во время игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры исоревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, добросовестно выполнять учебные задания по технической и физическойподготовке;
  • умение организовывать самостоятельные занятия физическими упражнениями разной функциональной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивнойодежды;

В области эстетической культуры:

  • умение организовывать самостоятельные занятия с использованием физических упражнений по формированию телосложения и правильной осанки;
  • умение организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений при выполнении упражнений разной направленности (на развитие координационных способностей, силовых, скоростных, выносливости, гибкости) в зависимости от индивидуальных особенностей физическойподготовленности.

В области коммуникативной культуры:

  • способность доступно излагать знания о физической культуре, применяя соответствующие понятия итермины;
  • проводить занятия в качестве командира отделения, капитана команды.

В области физической культуры:

  • способность отбирать физические упражнения для осуществления оздоровительной гимнастики, использования закаливающих процедур, профилактики нарушений осанки, улучшения физическойподготовленности;
  • умение проводить самостоятельные занятия по освоению и закреплениюосваиваемыхнаурокеновыхдвигательныхдействийиразвитию основных физических (кондиционных и координационных)способностей.

Учебно-тематический план

Раздел

программы

Кол-во

часов

Кол-во

часов

Кол-во

часов

Кол-во

часов

Кол-во

часов

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Теоретические сведения

В процессе

уроков

В процессе

уроков

В процессе

уроков

В процессе

уроков

В процессе

уроков

Легкая атлетика

31

31

31

31

31

Гимнастика

21

21

21

21

21

Спортивные игры

4

4

4

4

4

Лыжная подготовка

12

12

12

12

12

ИТОГО:

68

68

68

68

68

Формы организации образовательного процесса

Основная форма организации учебного процесса – урок. Урок физической культуры для учащихся с ОВЗ – основная форма обучения жизненно-важным видам движений, которые имеют огромное значение в укреплении здоровья школьника. Уроки решают задачу по улучшению и исправлению осанки; оказывают профилактическое воздействие на физическое состояние ребенка; содействуют гармоничному физическому развитию; воспитывают координацию движений; формируют элементарныезнания о личной гигиене, режиме дня; способствуют укреплению бодрости духа; воспитывают дисциплинированность.

Профилактические и коррекционные упражнения — обязательный компонент каждого урока физической культуры. В программу включены упражнения дыхательной гимнастики, пальчиковая гимнастика, упражнения на координацию движений, на формирование правильной осанки и укрепление свода стопы. Эти упражнения позволяют решать следующие задачи: профилактика заболеваний дыхательных путей, формирование навыков рационального дыхания; формирование тонких движений пальцев рук; развитие умения согласовывать движения различных частей тела; профилактика нарушений осанки и плоскостопия. От принципов построения коррекционно-воспитательного процесса зависит эффективность коррекция и компенсации аномальных состояний и детей, их социальная и трудовая адаптация, что составляет главную задачу специального обучения и воспитания.

В соответствии с задачами уроков физической культуры, особенностями контингента учащихся, условиями проведения занятий определяются содержание учебного материала, методы и средства обученияи воспитания, способы организациизанятий.

Виды и формы контроля

Одно из требований принципа систематичности и последовательности предполагает необходимость осуществления контроля на всех этапах образовательного процесса по русскому языку. Этому способствует применение следующих видов контроля:

Предварительный – диагностика начального уровня знаний обучающихся с целью выявления ими важнейших элементов учебного содержания, полученных при изучении предшествующих разделов, необходимых для успешного усвоения нового материала (беседа; тестирование; зрительный, выборочный, комментированный).

Текущий (поурочный) – систематическая диагностика усвоения основных элементов содержания каждого урока по ходу изучения раздела (беседа; индивидуальный опрос, подготовка сообщений, докладов, проектов, работа по карточкам, составление схем, таблиц, рисунков).

Промежуточный – по ходу изучения раздела, но по истечении нескольких уроков (если тема достаточно велика и в ней выделяют несколько логических фрагментов; тестирование).

Тематический – по окончании изучения темы (тестирование; оформление презентаций).

Итоговый – проводится по итогам изучения раздела курса с целью диагностирования усвоения обучающимися основных понятий раздела и понимания их взаимосвязи (контрольное тестирование).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.

Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколько мелких.

Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых. Но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.

Оценка «2» выставляется, если упражнение просто не выполнено.

Причиной невыполнения является наличие грубых ошибок.

При оценивании успеваемости учащихся, имеющих специальную и подготовительную физкультурную группу здоровья, строго учитывается характер заболевания и медицинские показания. Данные учащиеся выполняют общеразвивающие упражнения, упражнения ЛФК, отвечают на теоретические вопросы, выполняют теоретические тестовые задания, готовят доклады, презентации, творческие работы и проекты. Учащиеся подготовительной физкультурной группы здоровья выполняют нормативные испытания с учетом медицинских показаний, но освобождаются от соревновательной деятельности.

Содержание  программного материала 5-9 классы

Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.

Программный материал по данному разделу можно осваивать в течение уроков, в ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных качеств, а также в самостоятельной работе.

Естественныеосновы.Влияниевозрастныхособенностейорганизмаиего двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениямиирегуляциисистемдыхания,кровообращенияиэнергообеспечения. Защитные свойства организма и их профилактика средствами физической культуры.

Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно воздействующих на совершенствование соответствующих физических функций организма.

Социально-психологические основы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

Совершенствование и самосовершенствование физических способностей, влияние этих процессов на физическое развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно-значимых свойств и качеств. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах.

Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательныхдействийвразнообразныхигровыхисоревновательныхситуациях. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности. Ведение тетрадей по самостоятельным занятиям физическими упражнениями, контролю за функциональным состоянием организма, физическим развитием и физической подготовленностью.

Культурно-исторические основы. Основы истории возникновения и развития физической культуры, олимпийского движения и отечественного спорта. Физическая культура и ее значение в формировании здорового образа жизни современного человека.

Самостоятельное выполнение заданий учителя на уроках физической культуры.

Способы самоконтроля.

Приемы определения самочувствия, работоспособности, сна, аппетита. Определение нормальной массы (веса), длины тела, окружности грудной клетки и других антропометрических показателей. Приемы самоконтроля физических нагрузок: на выносливость, скоростной, силовой, координационной направленности. Самоконтроль за уровнем физической подготовленности.

Программный материал по спортивным играм

Баскетбол.

Теоретические сведения. Терминология спортивной игры. Правила и организация игры. Правила техники безопасности при занятиях баскетболом.

Технические приемы.

5-6 класс. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления противника. Ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

7 класс.

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча в низкой,среднейивысокойстойкенаместе,вдвижениипопрямой,сизменением направления движения и скорости.

8-9 класс. Позиционное нападение и личная защита в игровых взаимодействиях 2:2, 3:3, 4:4, 5:5. Взаимодействие двух игроков в нападении и защите через «заслон» (8кл), взаимодействие трех игроков (тройка и малая восьмерка – 9кл).

Футбол.

Теоретические сведения. Терминология спортивной игры. Правила и организация игры. Правила техники безопасности при занятиях футболом.

Волейбол

Теоретическиесведения.Историяволейбола.Терминологияспортивной игры. Правила и организация игры. Правила техники безопасности при занятиях волейболом.

Технические приемы.

5-7 класс. Стойки игрока. Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Ходьба и выполнение заданий (сесть на пол, встать, подпрыгнуть и др.). Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановки, ускорения).

6—7классы.Процесссовершенствованияпсихомоторныхспособностей. Дальнейшее обучение технике движений и продолжение развития психомоторных способностей.

8—9 классы. Совершенствование техники передвижений, остановок, поворотов и стоек.

Организаторские умения. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию игры волейбол, помощь в судействе, комплектование команды, подготовка места проведения игры.

Самостоятельные занятия. Упражнения по совершенствованию координационных, скоростно-силовых, силовых способностей и выносливости. Игровые упражнения по совершенствованию технических приемов (ловля, передача, броски, ведение, удары). Подвижные игры и игровые задания, приближенные к содержанию игр баскетбол, футбол, волейбол. Правила самоконтроля

Гимнастика

Программный материал по гимнастике

Теоретические сведения. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развития силовых способностей и гибкости. Страховка и помощь во время занятий. Обеспечение техники безопасности. Упражнениядляразогревания.Основывыполнениягимнастическихупражнения.

Строевые упражнения.

5 класс – перестроение из колонны по одному в колонну по четыре

6 класс – размыкание и смыкание на месте, строевой шаг

7 класс – выполнение команд «Пол-оборота направо!», «Пол-оборота налево!»

8 класс – команда «Прямо!», повороты в движении направо, налево

9 класс – переход с шага на месте на ходьбу в колонне и в шеренге, перестроения из колонны по одному в колонны по два в движении.

Общеразвивающие упражнения.

5-7 класс. Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-1,5кг).

Девочки: с обручами, большим мячом, палками, скакалками.

8-9 класс. Мальчики: с набивным и большим мячом, гантелями (1-3кг), эспандерами. Девочки: с обручами, скакалками, большим мячом, палками.Висы и упоры.

5-9 класс – мальчики: висы согнувшись и прогнувшись, подтягивание в висе,подниманиепрямыхногввисе.Девочки:смешанныевисы,подтягиваниеиз виса лежа.

Акробатические упражнения.

5 класс. Кувырок вперед и назад; стойка на лопатках.

6 класс. Два кувырка вперед слитно; мост из положения стоя с помощью.

7 класс. Мальчики: кувырок вперед в стойку на лопатках. Девочки: кувырок назад в полушпагат.

8класс.Мальчики:кувырокназадвупорстояногиврозь;кувыроквперед и назад; длинный кувырок. Девочки: «мост» и поворот в упор стоя на одном колене; кувырки вперед иназад.

9  класс.  Мальчики:        длинный кувырок вперед с трех шаговразбега.

Девочки: равновесие на одной; выпад вперед; кувырок вперед.

Развитие координационных способностей.

Общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения с гимнастической скамейкой, на гимнастическом бревне; на гимнастической стенке, перекладине, гимнастическом козле. Эстафеты и игры.

Развитие силовой выносливости.

Лазанье по гимнастической лестнице. Подтягивания, упражнения в висах и упорах.

Развитие скоростно-силовых способностей.

Опорные прыжки, прыжки со скакалкой, броски набивного мяча.

Развитие гибкости

Общеразвивающиеупражнениясповышеннойамплитудойдвиженийдля плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов, позвоночника. Упражнения с партнером, акробатические, на гимнастической стенке. Упражнения спредметами.

Организаторские умения. Помощь и страховка. Демонстрация упражнения. Выполнение обязанностей командира отделения. Установка и уборка снарядов. Правила соревнований.

Самостоятельные занятия. Упражнения по развитию силовых, координационных способностей и гибкости с предметами и без предметов, акробатические, с использованием гимнастических снарядов. Правила самоконтроля. Способы регулирования физической нагрузки.

Легкая атлетика

Программный материал по легкой атлетике

Теоретические сведения. Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма. Название разучиваемых упражненийиосновыправильнойтехникиихвыполнения.Правиласоревнований в беге, прыжках и метаниях. Разминка для выполнения легкоатлетических упражнений. Представления о темпе, скорости и объеме легкоатлетических упражнений, направленных на развитие выносливости, быстроты, силы, координационных способностей. Правила техники безопасности при занятиях легкой атлетикой.

Спринтерский бег.

5 класс. Высокий старт

6 класс. Высокий старт

7 класс. Высокий старт от 30 до 40м. Бег с ускорением от 40 до 60м.

Скоростной бег до 60м. Бег на результат 60м.

8-9класс.Низкийстартдо30м.Бегсускорениеот70до80м.Скоростной бег до 70м. Бег на результат100м.

Прыжок в длину.

5-6 класс. Прыжки в длину с места.

7 класс.Прыжки в длину с места..

8-9 класс.Прыжки в длину с места.

Прыжок в высоту.

Метание малого мяча на дальность и вцель.

5-6 класс. Метание теннисного мяча в горизонтальную и вертикальную цель ( примерно 1 на 1м) с расстояния 6-8м.

Бросок набивного мяча (1кг) двумя руками из-за головы, от груди,снизу, из положения стоя грудью и боком в направлении броска с места, то же с шага, снизу вверх на заданную и максимальнуювысоту.

7класс.Метаниетеннисногомячанадальностьотскокаотстенысместа, с шага, с двух шагов, с трех шагов, в горизонтальную и вертикальную цель (1 на 1м)срасстояния10-12м.Метаниемячавесом150гнадальностьис4-5бросковых шагов с разбега в коридор 10м на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из-за головысидя.

8класс.Метаниетеннисногомячанадальностьотскокаотстенысместа, с шага, с двух шагов, с трех шагов, в горизонтальную и вертикальную цель (1 на 1м) с расстояния девушки 12-14м, юноши до 16м. Метание мяча весом 150г на дальность и с4-5 бросковых шагов с разбега в коридор 10м на дальность и заданное расстояние. Бросок набивного мяча (2кг) двумя руками из различных исходныхположенийсместа,сшага,сдвухшагов,стрехшагов,счетырехшагов.

9класс.Метаниетеннисногомячаимячавесом150гсместанадальность, с 4-5 бросковых шагов с укороченного и полного разбега на дальность, вкоридор 10м и на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1 на 1м)  с расстояния юноши до 18м, девушки 12-14м. Бросок набивного мяча (девушки - 2кг, юноши – 3кг) двумя руками из различных исходных положений с места, с шага, с двух шагов, с трех шагов, с четырехшагов.

Развитие скоростно-силовых способностей.

Прыжки на скакалке, метания в цель и на дальность разных снарядов из различных исходных положений, толчки и броски набивных мячей весом до 3кг с учетом возрастных и половых особенностей.

Развитие скоростных способностей.

Стартыизразличныхисходныхположений.Прыжки на скакалке.

Развитие координационных способностей.

Варианты челночного бега, бега с изменением направления, скорости, способа перемещения, бег с преодолением препятствий и на местности, прыжки через препятствия, на точность приземления и в зоны, метания различныхснарядов из различных исходных положений в цель и на дальность (обеими руками).

Организаторские умения. Измерение результатов. Подача команд. Демонстрация упражнений. Помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке места проведения занятий.

Самостоятельные занятия. Упражнения на развитие выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей на основе освоенных легкоатлетических упражнений. Правила самоконтроля и гигиены.

Лыжная подготовка.

Программный материал по лыжной подготовке

Теоретические сведения. Правила самостоятельного выполнения упражнений и домашних заданий. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Виды лыжного спорта. Применение лыжных мазей. Требования к одежде и обуви занимающегося лыжами. Техника безопасности при занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при обморожениях и травмах.

Техника лыжных ходов.

5класс.Попеременныйдвухшажныйиодновременныйбесшажныйходы. Подъем «полуелочкой». Торможение «плугом». Повороты переступанием. Прохождение дистанции1км.

6 класс.Одновременный бесшажный и двухшажный ходы. Подъем

«елочкой». Торможение и поворот упором. Прохождение дистанции  1км.Игры:

«Остановка рывком», «С горки на горку».

7 класс. Одновременный одношажный ход. Подъем в гору скользящим шагом. Преодоление бугров и впадин при спуске с горы. Поворот на месте. Прохождение дистанции 1км.

8 класс. Одновременный одношажный ход (стартовый вариант). Коньковый ход. Торможение и поворот «плугом». Прохождение дистанции 2 км.

9 класс. Попеременный четырехшажный ход. Переход с попеременных ходов на одновременные. Коньковый ход. Прохождение дистанции до 2 км.

Организаторские умения. Подсчет результатов. Подача команд. Помощь в оценке результатов и проведении соревнований, в подготовке инвентаря и места проведения занятий.

Самостоятельные занятия. Упражнения на развитие скоростно- силовых способностей, выносливости на основе освоенных элементов лыжной подготовки. Игровые упражнения, направленные на освоение технических приемов (спуски, подъемы, повороты, торможения). Правила самоконтроля и гигиены.Требования к уровню подготовки обучающихся

Планируемые результаты изучения предмета

«физическая культура» в основной школе

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явлениекультуры;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредныхпривычек;
  • определятьбазовыепонятияитерминыфизическойкультуры,применятьих в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодныхусловий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическимиупражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийскихигр;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных системорганизма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физическихкондиций;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, выявлять ошибки и своевременно устранятьих;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физическойподготовкой;
  • взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий,освоенииновых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительнуюнаправленность;

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебнойдеятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости икоординации);

, • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

  • выполнять легкоатлетические упражнения
  • выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать технику умения последовательно чередовать их в процессе прохождения тренировочныхдистанций;
  • выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;
  • выполнять основные технические действия и приёмы игры волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровойдеятельности;
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физическихкачеств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнятькомплексыупражненийлечебнойфизическойкультурысучётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателяхздоровья;
  • выполнять тестовые нормативы по физическойподготовке.

Критерии оценки уровня физической подготовленности учащихся

Важной особенностью образовательного процесса является оценивание учащихся. Оценивание учащихся начинается со второго класса. Отличительной особенностью преподавания физической культуры в первом классе являетсяигровой метод. Большинство заданий учащимся первого класса рекомендуется планировать и давать в форме игры.

Основное оценивание труда учащихся с ОВЗ основывается не на количественных (тестовые результаты в различных видах программы), а на качественных показателях техники и способов выполнения изучаемых приемов, элементов и упражнений, а также на анализе развития каждого учащегося (мониторинг).

Критерием оценки уровня физической подготовленности учащихся в изучаемых действиях является достигнутая ими функциональная готовность к выполнению контрольных упражнений (тестов), предусмотренных программой, что выражается в достижении ими определенных количественных показателей. В программе указаны «Ориентировочные количественные показатели физической подготовленности». Исходя из этих ориентиров, учитель сам устанавливает для класса и для каждого ученика количественные показатели и оценивает учащихся по фактору улучшения этих показателей по окончании процесса обучения, учитывая индивидуальные особенности каждого из них.

Критерием оценки уровня развития двигательных способностей также является достигнутая функциональная готовность учащихся к выполнению контрольных упражнений (тестов), в качестве которых выступают специальные тесты развития двигательных способностей, предусмотренные программой. Основанием для положительной оценки является факт улучшения контрольных показателей к концу учебного года. Для этого с помощью представленных в программе тестов учитель выявляет уровень развития учащихся в начале учебного года, а затем сравнивает их с полученными результатами в конце года и в зависимости от того, насколько улучшились результаты, оценивает учащихся. Необходимо устраивать и промежуточные проверки, чтобы своевременно внести соответствующие коррективы.

Литература для учителя

Программа для общеобразовательных учреждений « Физическая культура» 1-11 классы. В. И. Лях, А. А. Зданевич, М., 2012г., Издательство «Просвещение».

Кузьменко Г.А. Методические рекомендации к разработке интегрированных   образовательных программ Из-во : Прометей. 2014г

Погадаев Г.И. Под ред.Миронова С.К. Физическая культура 10-11 классы. Книга для учителя. Из-во: дрофа 2014г

А.И.Каинов и др. «Физическая культура. 1 – 11 классы. Комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха и др.» Волгоград 2010 г.

Литература для учащихся

Виленкский М.Я.  Физическая культура. 5-7 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / М.Я Виленский; под общ. Ред. М.Я. Виленского– М. : 2017.

Лях В. И. Физическая культура. 8-9 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / В. И. Лях, А. А. Зданевич; под общ. Ред. В. И. Ляха – М. : 2017.

Условия реализации программы и технические средства обучения

Успех обучения практическим навыкам и уровень его оздоровительного влияния на организм обучающихся зависят от соблюдения основных требований к организации занятий, обеспечения мер безопасности, выполнения санитарно-гигиенических требований:

  • спортивный зал;
  • спортивная площадка на улице;
  • оборудованные  раздевалки;
  • специальный инвентарь и оборудование (мячи, стойки, барьеры, разноцветные ориентиры,  гантели, прыгалки, гимнастические палки, гимнастические маты и коврики, перекладина, гимнастический козёл, гимнастический обруч и другие).

Каждый обучающийся должен иметь: сменную обувь; спортивную форму, спортивную обувь, средства личной гигиены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие адаптированные программы для индивидуального обучения детей по физике

Рабочие адаптированные программы составлены на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, ориентированы на учащихся 7-9 классов, обучающихся по программе V...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Профильный труд для учащихся 7 класса (со сложной структурой дефекта) на 2014 – 2015 учебный год

Рабочая программа обучения предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву про...

Адаптированная программа по алгебре для детей с ЗПР для 8 класса

Рабочая программа разработана на курсах Доступная среда для детей с ЗПР, обучающихся в общеобразовательной школе....

"АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА КУРСА СБО ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.8 КЛАСС.

/Cmd+v РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.  Содержание школьного курсауроков социально - бытовой ориентировки в 8 классеУчитель:   Ивако М. Н....

Адаптированная программа по физике для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных св...

Адаптированная программа по геометрии для детей с ОВЗ 7 вида (8 класс, Погорелов А.В.)

Данная рабочая адаптированная программа по геометрии для детей с ограниченными возможностями здоровья (7 вида) ЗПР разработана для обучающихся 8 класса, включающая изучение основных разделов предмета...

Адаптированная программа по алгебре для детей с ОВЗ, 9 класс

В данном материале представлена адаптированная программа по алгебре по курсу 9 класса для детей с ОВЗ....