Программа курса внеурочной деятельности «школьный спортивный клуб».
рабочая программа по физкультуре
Программа направлена на привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательной организации традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование у обучающихся здорового образа жизни, их успешную социализацию.
Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» по модулям позволяет максимально учесть в образовательном и воспитательном процессе специфику развития обучающихся на каждой ступени, каждого возраста и формировать в любом возрасте социально компетентную личность на основе учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения.
Реализации программы на ступени основного образования помогает педагогам интенсивно формировать личность и получить подростку правильный нравственный опыт, удовлетворить потребность первостепенной значимости в принадлежности к какой-нибудь группе, а также снизить негативные факторы, обусловливающие различные поведенческие отклонения в этом возрасте: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «школьный спортивный клуб» разработана в соответствии с требованиями:
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
286 "Об утверждении федерального образовательного стандарта начального общего образования";
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.03.2021 № 115;
- Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
- Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685- 21);
- Уставом МБОУ Красноярской СОШ;
- Образовательной программой школы: основная общеобразовательная программа (ООП НОО) (5-9 классы);
* Методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности от 05.07.2022 года. имеет социальное направление.
Программа направлена на привлечение обучающихся общеобразовательного учреждения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; развитие в общеобразовательной организации традиционных и наиболее популярных в регионе видов спорта; формирование у обучающихся здорового образа жизни, их успешную социализацию.
Реализация программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб» по модулям позволяет максимально учесть в образовательном и воспитательном процессе специфику развития обучающихся на каждой ступени, каждого возраста и формировать в любом возрасте социально компетентную личность на основе учёта индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения.
Реализации программы на ступени основного образования помогает педагогам интенсивно формировать личность и получить подростку правильный нравственный опыт, удовлетворить потребность первостепенной значимости в принадлежности к какой-нибудь группе, а также снизить негативные факторы, обусловливающие различные поведенческие отклонения в этом возрасте: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.
Для старших школьников программа практически готовит их к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные. Мышление в судейской и инструкторской практике, арбитраж дает обучающимся возможность проникать в сущность вещей, понимать закономерности отношений между людьми. Поэтому в результате усвоения новых знаний перестраиваются и способы мышления. Знания становятся личным достоянием старшеклассника, перерастая в его убеждения, что, в свою очередь, приводит к изменению взглядов на окружающую действительность. Он стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь: профилируется, готовится к труду, к выполнению гражданских обязанностей.
Программа предназначена для занятий с обучающимися на ступени основной и старшей школы и рассчитана на обучающихся:
- проявляющих повышенный интерес к физической культуре и спорту;
- мотивированных на дальнейшее обучение в учебных заведениях спортивногоназначения.
Виды деятельности обучающихся в рамках программы: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность;
Образовательные формы, предусмотренные в программе: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые исследования, круглые столы, мозговые штурмы, деловые игры, тренинги, проекты, в том числе через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
Особенность программы заключается в клубной форме организации внеурочной деятельности и широкой вариативности направлений обучения школьников, обеспечивающих формирование у детей актуального социокультурного опыта и личностной позиции, возможность творческой самореализации, подготовку школьников к жизненному самоопределению. С учетом этих особенностей данная программа носит комплексный характер и представляет собой совокупность условий, в рамках которых внеурочная деятельность детей рассматриваются как своеобразный образовательный маршрут, который прокладывается по определённым направлениям. В результате реализации программы сами обучающиеся, педагоги, родители становятся полноценными субъектами организации спортивно-оздоровительной работы в школе. Они включаются в проектную деятельность в роли консультантов, помощников, организаторов внеурочных мероприятий, и самое главное родители тесно взаимодействуют со своими детьми, что способствует налаживанию между ними доверительных отношений и положительно влияет на результативность освоения данной программы и процесса обучения в целом.
В состав инвариантных модулей входят образовательный модуль «Спортивный менеджмент» и модули спортивных секций по выбору образовательной организации, как традиционных для нее, так и основанных на новых видах спорта для школы.
Учебно-тематические планы модулей, содержание тем и объем отведенных на них часов определяет сама школа, разрабатывают педагоги, реализующие их в зависимости от уровня своего профессионализма, материально-технической базы школы, широты спектра контактов школы с социальными партнерами и т.д. (по этой причине в представленном фрагменте программы не представлены учебно-тематические планы с разбивкой на часы и темы, теорию и практику.
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»
В результате освоения программы по образовательным модулям обучающиеся:
Личностные результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Школьный спортивный клуб»:
- активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах сохранения и укрепления личного и общественного здоровья;
- проявление позитивных качеств личности и управление своими эмоциями в различных ситуациях;
- проявление дисциплинированности и упорства в сохранении и укреплении личного здоровья и здоровья окружающих людей;
- оказание бескорыстной помощи окружающим людям, в т. ч. сверстникам, в сохранении и укреплении их здоровья;
- широкий кругозор, осведомленность об основных событиях и изменениях в жизни школы, района, округа;
- умение организовывать свою деятельность и деятельность обучающихся для достижения намеченных целей;
- конструктивно реагировать на ошибки и трудности, возникающие в процессе совместной деятельности;
- своевременно вносить коррективы в свое поведение, намеченный план действий в зависимости от сложившейся ситуации.
Метапредметные результаты освоения обучающимися программы:
• осознание здоровья как социокультурного феномена в контексте физического, психологического и социального здоровья, его объективная оценка на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
• планирование и организация самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности (учебной и досуговой) с учетом требований сохранения и совершенствования индивидуального здоровья во всех его проявлениях;
• анализ и объективная оценка результатов собственной деятельности;
• управление своим эмоциональным состоянием при общении со сверстниками и взрослыми с целью сохранения эмоционального благополучия.
Предметные результаты освоения обучающимися программы
по модулю «Медико-биологическая лаборатория» обучающиеся: по модулям спортивных секций обучающиеся научатся: по модулю «Психологическая служба» обучающиеся: по модулю «Туризм и краеведение» обучающиеся научатся:
по модулю «Спортивный пресс-центр» обучающиеся научатся:
-- приобретут представление о здоровье и здоровом образе жизни как о сложных социокультурных феноменах;
- изучат основные факторы, влияющие на здоровье;
- научаться применять навыки профилактики и гигиены, позволяющие сохранить здоровье во всех присущих человеческому организму функциональных состояниях;
- узнают основные группы пищевых продуктов и их влияние на организм;
- научаться оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему в пределах своих возрастных и физиологических возможностей. - активно использовать различные виды двигательной активности и расслабления (физкультминутки, динамические паузы, отдельные упражнения, подвижные игры, релаксация, минутный отдых);
- активно включаться в совместную спортивно-оздоровительную деятельность, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми для сохранения и укрепления личного и общественного здоровья.
- приобретут устойчивое негативное отношение к наркомании, алкоголизму, табакокурению как к сложно излечимым заболеваниям;
- выработают алгоритм поведения в различных ситуациях, в том числе конфликтных и экстремальных ситуациях общения с людьми, находящимися в различных психологических состояниях.
- получать заряд здоровья от встречи с прекрасным в природе и науках;
- осознают необходимость природоохранной деятельности как условия полноценной жизни и здоровья человека.
- доносить информацию по здоровьесберегающей тематике в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
- использовать речевые средства и средства ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач; знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
- овладеют различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Воспитательные результаты реализации программы оцениваются по 3-м уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с учителем как значимым для него носителем положительного социального знания и повседневного опыта.
Первый уровень по программе – школьник знает и понимает все разнообразие спортивно-оздоровительной работы в школе, районе, округе и т.д.
Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в этой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Второй уровень воспитательных результатов по программе – школьник ценит общественно-полезную деятельность в школе и мотивирован на активное участие в спортивно-оздоровительной деятельности школы.
Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия за пределами дружественной среды школы. Школьник самостоятельно организовывает различные спортивно-оздоровительные мероприятия, активно участвует в их разработке и подготовке.
Основными формами образовательных достижений и результатов освоения обучающимися программы являются:
- анкетирование обучающихся, педагогов и родителей по вопросам здоровья и поведения обучающихся и реализации программы формирования здорового и безопасного образа жизни (проводится в начале и конце учебного года);
- проявление социальной активности: проведение спортивно-оздоровительных мероприятий, участие в кроссах, олимпиадах, конкурсах, соревнованиях на разных уровнях;
- разработка и презентация проектов и результатов учебных исследований, конференциях, подготовка и распространение печатных материалов и т.п.
Результаты освоения программы соответствуют требованиям ФГОС ООО.
Модули программы внеурочной деятельности
«Школьный спортивный клуб»
Модули программы | Класс | |
5-9 | ||
Модуль А | «Баскетбол» | 12 |
Модуль B | «Волейбол» | 12 |
Модуль C | «Футбол» | 10 |
Всего | 34 | |
Модуль A: «Баскетбол»
Модуль ориентирован на детей, участвующих или потенциально готовящихся к участию в спортивных соревнованиях различного уровня, школьных спартакиадах и т.п. В программе могут быть модули по всем видам спорта, входящим в программу спартакиады школьников. Цель, планируемые результаты, темы и их содержание конструирует учитель физической культуры. За основу конструирования и реализации данного модуля по баскетболу использована программа «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол: пособие для учителей и методистов /В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. -М.: Просвещение, 2013.
Модуль В: «Волейбол»
За основу конструирования и реализации данного модуля можно взять Программу физического воспитания для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе автора В.И. Лях «Физическая культура. Рабочие программы. 5 – 11 класс», Москва «Просвещение», 2016
Модуль C: «футбол»
Реализация данного модуля предусматривает использование возможностей урочной деятельности по предмету « физическая культура», внеурочных секционных занятий.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое занятие программы внеурочной деятельности состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя актуализацию имеющихся знаний и включение обучающихся в процесс целеполагания. В основной части занятия обучающиеся знакомятся с содержанием различных учебных задач, в том числе проектного или исследовательского характера, выбирают уровень их выполнения (базовый или повышенный), анализируют их, взаимодействует в процессе их выполнения, коллективно решают.
В процессе прохождения по программе, наряду с традиционными занятиями используются современные образовательные технологии: деловые, ролевые, интеллектуальные игры, тренинги, исследовательская и проектная деятельность обучающихся, ИКТ-технологии и др., происходит процесс интеграции урочной и внеурочной деятельности на основе системно-деятельностного подхода, как методологической основы ФГОС.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение года. Всего – 34ч.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | ||||||
1. | Стойки и перемещения | 1 | ||||||
2. | Остановки баскетболиста | 1 | ||||||
3. | Передача и ловля мяча | 1 | ||||||
4. | Ведение мяча | 1 | ||||||
5. | Броски в кольцо | 1 | ||||||
Тактические действия: | ||||||||
6. | Игра в защите | 1 | ||||||
7. | Игра в нападении | 1 | ||||||
8. | Диагностирование и тестирование | 1 | ||||||
9. | Двухсторонняя игра | 1 | ||||||
10. | Судейство и организация соревнований | 1 | ||||||
11. | Участие в соревнованиях | 1 | ||||||
12. | Участие в соревнованиях | 1 | ||||||
Волейбол | ||||||||
13. | Верхняя переда двумя руками в прыжке | 1 | ||||||
14. | Передача двумя руками назад | 1 | ||||||
15. | Прямой нападающий удар | 1 | ||||||
16. | Совершенствование приема мяча с подачи и в защите | 1 | ||||||
17. | Совершенствование приема мяча с подачи и в защите | 1 | ||||||
18. | Одиночное блокирование и страховка | 1 | ||||||
19. | Двусторонняя учебная игра | 1 | ||||||
20. | Двусторонняя учебная игра | 1 | ||||||
21. | Командные тактические действия в нападении и защите | 1 | ||||||
22. | Командные тактические действия в нападении и защите | 1 | ||||||
23. | Судейская практика | 1 | ||||||
24. | Соревнования | 1 | ||||||
Футбол | ||||||||
25. | Удары по мячу, остановка мяча | 1 | ||||||
26. | Ведение мяча, ложные движения (финты) | 1 | ||||||
27. | Отбор мяча, перехват мяча | 1 | ||||||
28. | Выбрасывание мяча | 1 | ||||||
29. | Техника игры вратаря | 1 | ||||||
30. | Тактические действия, тактика вратаря | 1 | ||||||
31. | Тактика игры в нападении и защите | 1 | ||||||
32. | Судейская практика | 1 | ||||||
33. | Соревнования | 1 | ||||||
34. | Соревнования | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Лечебная физическая культура» 1 - 4 класс
Программа по курсу внеурочной деятельности «Лечебная физическая культура» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образован...
Программа курса внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка» 5 - 9 класс
Программа по курсу внеурочной деятельности «Общая физическая подготовка» (ОФП) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обра...
программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников"
Программа курса внеурочной деятельности по географии "Клуб путешественников" рассчитана на учащихся 5-6 классов. Ее цель - формирование позитивной мотивации изучения географии, развитие инте...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Баскетбол » (спортивно-оздоровительное направление)
Рабочая программа по внеурочной деятельности « Баскетбол», спортивного направления...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Волейбол » (спортивно-оздоровительное направление)
Общая характеристика учебного предмета, курса.Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках спортивно-оздоровительного направления. Программа курса по воле...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Клуб любителей английского языка.Talking»
Рабочая программа внеурочной деятельности с тематическим планировнием по английскому языку 6 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по Внеурочной деятельности: пожарно-спортивный клуб «Спасатель»
Целью настоящей программы является совершенствование военно-патриотического воспитания подростков и молодежи, основанного на принципах взаимопомощи, благородства, любви к людям и природе, приобщения к...